Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности обучающихся к преодолению стресса и осмысленного поведения в чрезвычайных ситуациях
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости. Стресс при чрезвычайных
ситуациях 12
1.2. Значение предмета «Безопасность жизнедеятельность» в
современной подготовке обучающихся к преодолению стресса и к действиям при ЧС 20
1.3. Социально-психологический тренинг как эффективное средство
формирования стрессоустойчивости обучающихся 27
1.4. Использование ситуационно - ролевых игр и ситуационных задач
при формировании готовности обучающихся к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях 33
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию готовности обучающихся к преодолению стресса и к осмысленному
поведению в чрезвычайных ситуациях 45
2.1. Методы и методики исследования. Результаты констатирующего
этапа эксперимента 45
2.2. Применение ситуационно - ролевых игр и ситуационных задач и
тренингов в курсе дисциплины «Безопасность жизнедеятельность» 55
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по
формированию готовности обучающихся к преодолению стресса и к
осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях 61
Выводы по 2 главе 66
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения 78
Основная задача в современной системе высшего образования является обеспечение его качества, направленного на формирование активной, здоровой, успешной, конкурентоспособной личности. Умение вести себя безопасно в повседневной жизни, а также в различных опасных ситуациях становится существенной потребностью каждого человека, общества и государства. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде.
Безопасность - это необходимое условие дальнейшего развития личности и общества в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм и культуры безопасного поведения, повышения уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами для минимизации негативных последствий при чрезвычайных ситуациях. Но обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений процессе обучения. Практика показывает, что успех жизнедеятельности зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, а также и от его психоэмоционального состояния. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств людей либо социума в целом возможно путем формирования готовности к преодолению стресса и осмысленного поведения в сложных ситуациях условиях.
Теоретический и практический анализ вузовского образования показывает, что проблема формирования готовности обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) в ходе образовательного процесса является важной, значимой и, вместе с тем, не достаточно изученной. Сегодня в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования реализуются государственные и авторские образовательные программы по курсу «Безопасность жизнедеятельности», информацией о безопасности жизни дополняется содержательная часть некоторых естественнонаучных дисциплин. Однако эти меры чаще всего носят односторонний характер. Как показывает анализ деятельности преподавателей безопасности жизнедеятельности, 62% из них испытывают затруднения в организации работы по формированию готовности обучаемых к действиям в чрезвычайных ситуациях.
В настоящее время в связи ростом научно-технического прогресса увеличивается случаи чрезвычайных ситуаций. Проблема формирования у обучающихся необходимых знаний, умений, навыков, правильных действий, адекватного поведения и стерессоустойчивости в чрезвычайных ситуациях представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики.
Решение проблемы необходимости подготовки обучающихся к осмысленному поведению в сложных жизненных ситуациях. Существует необходимость поиск средств, форм и методов для формирования навыков поведения при ЧС различного характера.
Изучению готовности как состояния личности большое внимание уделялось в работах В.А. Сластенина, А.А. Смирнова, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейна, О.И. Шишкиной. Формированию у обучающихся готовности к деятельности в экстремальных ситуациях посвящены работы отечественных ученых А. Н. Вырщикова, А. М. Катункова, Л. А. Кандыбовича, Н. М. Лыбина, В. П. Мошкина, В. Д. Пономаренко, В. В. Третьякова, X. Л. Христова, Г. II. Цветаева. Изучению состояния готовности к деятельности большое внимание уделялось в работах А.А. Ухтомского, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Пушкина. Некоторые аспекты формирования готовности к риску отражены в работах К. Вайса, X. Ван-дер-Меера, X. Гейма, В. И. Лебедева, К. М. Мастерова, Е. Миттенекера, Т. С. Назаровой, Ф. 3. Пирсона, В. В. Суворовой, Д. Стоунера, В. С. Шаповаленко.
По различным причинам проблема стресса и стрессоустойчивости остается недостаточно изученной. Лишь в последнее время появилось несколько исследований, авторами которых являются Ноздрачев А.Д., Цыбульский В., Торлецкий С., Щербатых Ю.В., Измайлов Ч.А., Ихсанов Р.Ф., Карапетян Л.В., Никифоров Г.С., Урбанович А.А., Широкова М., Смирнов А., Ф. 3. Меерсона и др.
В зарубежной, а в последнее время и в отечественной литературе, особый интерес уделяется проблеме поведения личности в условиях трудных жизненных ситуациях, возникающие в процессе жизнедеятельности, называемыми копинг-стратегиями или копинг-поведением. Основные копинг-стратегии или копинг-поведение отражены в работах H. Selye, R. Lasarus, S. Folkman, Р. Thoits, L. I. Pearlin, C.Schooler, J. К. Weintrab, B. T. Engel и др.
Специфика формирования стрессоустойчивости обучающихся раскрывается в работах А. О. Прохорова, А. А. Реан, Т. В. Середы, Ю. Е. Сосновикова, М. Тышковой, А. Ю. Маленовой, А. Н. Глушко, О. В. Лозгачевой. Но следует отметить, что проблема формирования стрессоустойчивости обучающихся в учебной деятельности еще недостаточно изучена, не избраны концепции образовательного процесса, способствующие формированию преодоление стресса обучающихся. В связи с этим возникают противоречия:
- между важностью проблемы преодоления стресса обучающихся и ее недостаточной теоретической разработкой;
- между личностной и социальной значимостью подготовки обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях и возможностью её осуществления, в современной системе образования используя такие методы, как ситуационно-ролевая игра и ситуационные задачи;
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта к формированию компетенций у обучающихся и дефицитом качественного учебно-методического обеспечения, необходимого для
подготовки предъявляемого к уровню готовности обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- необходимостью разработки научно-обоснованных педагогических методов формирования готовности к преодолению стресса и осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях и сложившейся в вузе практикой подготовки обучающихся.
Проблема исследования:
Проблема исследования состоит в поиске путей преодоления противоречий между потребностью в осуществлении теоретически обоснованного формирования стрессоустойчивости и готовности обучающихся к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях и недостаточностью имеющегося научного и методического обеспечения учебного процесса в вузе.
Каковы педагогические условия и методы формирования готовности обучающихся к преодолению стресса и осмысленного поведения в чрезвычайных ситуациях?
Цель исследования:
Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации комплекса педагогических методов для подготовки обучающихся к преодолению стресса и осмысленного поведения в чрезвычайных ситуациях
Объект исследования:
Процесс формирования готовности обучающихся к преодолению стресса и осмысленного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Предмет исследования:
Комплекс педагогических методов формирования готовности обучающихся к преодолению стресса и осмысленного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Гипотеза исследования: формирование готовности обучающихся к преодолению стресса и осмысленного поведения в ЧС будет эффективным, если:
- подготовка обучающихся к осмысленному поведению в ЧС является неотъемлемым компонентом системы образования в вузе;
- разработаны теоретические основы и подобран комплекс педагогических методов, как средства подготовки обучающихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуациях;
- подготовка к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях сочетается с накоплением практического опыта для преодоления опасностей, возникающих в процессе жизнедеятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования готовности обучающихся к преодолению стресса и осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях.
2. Выявить совокупность педагогических условий и использование на занятиях различных методов, обеспечивающих формирование готовности обучающихся к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях.
3. Экспериментально апробировать учебно-методическое обеспечение процесса формирования готовности обучающихся к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях.
4. Разработать тематический план с использованием ситуационноролевых игр, ситуационных задач и тренингов для использования на занятиях в курсе «Безопасность жизнедеятельности» для формирования преодоления стресса и готовности обучающихся к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях. Составить рекомендации обучающимся для преодоления стресса.
Теоретико-методологическая основа исследования составили:
- системный и структурно-функциональный подход (Б. С. Гершунский, В. Ю. Конаржевский, С. А. Маврин, В. П. Симонов Н. А. Шмырева, и др.);
- личностно-ориентированный и гуманистический подход (Е. В. Бондаревская, А. В. Петровский, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.);
-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. А. Рубинштейн и др.);
- зарубежные исследователи проблемой стрессоустойчивости
занимались Д. Амирхан, Д. Гринберг, У. Кэннон, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Г. Селье, С. Фолкман, и др.
- в зарубежной литературе большой интерес уделяется проблеме поведения личности по отношению к трудным жизненным обстоятельствам, возникающим в процессе жизнедеятельности, называемой копинг- стратегиями или копинг-поведением А. Биллингс, Р.С. Кэслер, Р.С. Лазарус, Р. Льюис, Р. Моос, П. Тойтс, С. Фолкман, Фрайденберг.
- в отечественной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали такие ученые, как В.А. Абабков, Л.М. Аболин, А.А. Баранов,
B. А. Бодров, Б.Х. Варданян, М.Ю. Денисов, Л.Г. Дикая, П.Б. Зильберман, О.А. Конопкин, Г.И. Косицкий, Л.В. Куликов, А.В. Либин, А.В. Либина, А.Ю. Маленова, К.И. Погодаев, А.А. Реан, С.В. Субботин, Ю.В. Щербатых и др.
- теоретико-методологические основы формирования готовности к риску отражены в работах изучались в работах Дж. Горовиц, В. И. Лебедева, К. М. Мастерова, Т. С. Назаровой, Ф. 3. Пирсона, В. В. Суворовой, Д. Стоунера, В.
C. Шаповаленко, проблему поведения личности в трудных жизненных обстоятельствах или копинг-стратегия или копинг-поведение занимались такие авторы Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: анализ педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, анкетирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), аналогия и сравнение;
моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования, методы математической обработки результатов исследования.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования: для определения степени сформированности готовности обучающихся к преодолению стресса и осмысленного поведения в чрезвычайных ситуациях были использованы: «Тест самооценки
стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона, «Копинг-тест» Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный Т.Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой.
Опытно-экспериментальная база исследования:
ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра охраны здоровья человека г. Казани.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработано теоретико-методологическое обоснование формирования готовности у обучающихся к преодолению стресса и осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях;
- обоснована комплексность педагогических методов способствующих формированию готовности обучающихся к преодолению стресса и осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях;
- составлены рекомендации по преодолению стресса у обучающихся и их готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
- разработан и составлен тематический план по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» включающие в себя такие методы обучения, как социально-психологический тренинг, ситуационно-ролевые игры и ситуационные задачи.
Теоретическая значимость исследования: состоит в систематизации и сравнительном анализе теоретических концепций стрессоустойчивости и готовности к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях, анализе возможных причин стресса обучающихся.
Практическая значимость исследования: материалы выпускной
квалификационной работы можно использовать для создания развивающих программ и учебных пособий для формирования стрессоустойчивости обучающихся и готовности к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования; применение методов, отвечающие поставленным задачам исследования и позволяющие научно обосновать полученные результаты, экспериментальной проверкой гипотезы исследования в условиях конкретного образовательного учреждения, сочетание методов количественного и качественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы; применение в процессе обработки результатов исследования методов математической статистики.
Апробация результатов исследования
Ход и результаты исследования будут докладываться на заседание кафедры охраны здоровья человека, Института фундаментальной медицины и биологии, на семинарах по различным дисциплинам в ходе освоения магистерской программы, на защите ВКРМ, основные положения исследования будут апробироваться в образовательном процессе ФГАУ ВО Института фундаментальной медицины и биологии, на кафедре охраны здоровья человека г. Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Стрессоустойчивость студентов к безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций / Чершинцева Н.Н., Билалова Г.А. // Медикофизиологические проблемы экологии человека: Материалы VII
Всероссийской конференции с международным участием (19-22 сентября 2018 г.). - Ульяновск : УлГУ, 2018. с. 303-305,
- Проблема стрессоустойчивости студентов к чрезвычайным ситуациям / Чершинцева Н.Н. // Адаптация развивающегося организма: материалы XIV Международной научной конференции. 1-2 октября 2018 г. - Казань: Отечество, - 2018.- с. 120
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
выпускная квалификационная работа будет состоять из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 62 источник, в том числе 10 на иностранном языке. Объем работы будет составлять 83 страниц, содержание исследования будет иллюстрировано таблицами, графиками. В работе будет представлено 3 приложения.
Готовность обучающихся к действиям в ЧС - это сложное система знаний; положительное отношение к подготовке по обеспечению личной безопасности; сформированных умений и навыков; совокупность личностных качеств, способность к их мобильности; особое функциональное и психологическое состояние; представление образа, структуры действия и направленность сознания на необходимость его выполнения для выживания и самосохранение в условиях ЧС.
По результатам нашего исследования обучающихся наша гипотеза подтвердилась. Разработанный нами тематический план включающий социально психологические тренинги способствуют формированию и повышению уровня стрессоустойчивости, а также помогает в выборе эффективных копинг- стратеги для осмысленного поведения при ЧС.
Поставленные нами задачи можно считать реализованы:
1. Изучена и проанализирована научная литература по проблеме формирования готовности обучающихся к преодолению стресса и осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях.
2. Выявлена совокупность педагогических условий и использование на занятиях различных методов, обеспечивающих формирование готовности обучающихся к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях.
3. Экспериментально апробировано учебно-методическое обеспечение процесса формирования готовности обучающихся к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях.
4. Разработан тематический план с использованием ситуационно-ролевых игр, ситуационных задач и тренингов для использования на занятиях в курсе «Безопасность жизнедеятельности» для формирования преодоления стресса и готовности обучающихся к осмысленному поведению в чрезвычайных ситуациях. Составлены рекомендации обучающимся для преодоления стресса.
В ходе подготовки обучающихся к опасным условиям и формирования готовности к действиям в ЧС выявлено психолого-педагогическое, содержательно-целевое и организационно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса с учетом современных требований.
Предлагаемые нами методы с использованием ситуационно-ролевых игр позволяет повысить динамику учебного процесса, а ситуационные задачи дают возможность подготовить к умению разрабатывать алгоритм действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях и повышению уровня практической подготовки обучающихся. Использование на занятиях социально - психологических тренингов дают возможность повысить стрессоустойчивость.
Достижение оптимального уровня готовности обучающихся к ЧС связано с организацией образовательного процесса по дисциплине «Безопасности жизнедеятельности», основанного на моделировании реальных или наиболее типичных чрезвычайных ситуаций, которые систематически ситуационно создаются и разыгрываются на занятиях.
Было выявлено, что комплексное применение на занятиях тренингов и ситуационно-ролевых игр и решение ситуационных задач формируют готовность обучающихся к преодолению стресса, а также к действиям в чрезвычайных ситуациях. С помощью ситуационно-ролевых игр применяемых на занятиях по «Безопасности жизнедеятельности» обучающиеся имеют возможность приобрести знания, умения и отработать практический навык для предотвращения опасности, правильно действовать в опасной ситуации. Ситуационные задачи являются одним их средств достижения высокой эффективности образовательной деятельности обучающихся при освоении ими различных компетентностей. Тренинги помогают в структурирование опыта обучающихся, повышают их мотивацию к учебе, улучшают эмоциональный климат в коллективе, его эффективность определяется применением приобретенных знаний и умений на практике, в реальной действительности. Ситуационно-ролевые игры, ситуационные задачи и тренинги, могут широко использоваться при изучении дисциплины «Безопасности жизнедеятельности», особенно при подготовке к действиям при чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что цели исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана.
Перспективными направлениями дальнейшего изучения проблемы исследования могут быть расширение учебно-методического обеспечения по проблеме формированию готовности преодоления стресса и осмысленного поведения в чрезвычайных ситуациях и созданию учебно-методического пособия для обучающихся Вузов.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Избранные психологические труды: В 2-х т. Питер СПб, 288 стр., 2010 г.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2013, - 368с.
3. Ануфриюк К.Ю. Защитно-совладающее поведение и его роль в социальнопсихологической адаптации подростков. Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 4. С. 147-153.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. -1994. - № 1
5. Апчел В.Я Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. - Спб, 1999. - 86с.
6. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. - Харьков, 2017. - 45 с.
7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. //Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011, -324 с.
9. Буравцова Н.В. Развитие личностной харизматичности посредством социально-психологического тренинга. / Н.В. Буравцова, Н.В. Дмитриева// Социосфера.2014. № 1.С.180-184.
10. Вакуева А.Н. Новая воспитательная технология - технология социальнопсихологического тренинга. / Россия и Европа: связь культуры и экономики материалы XI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор Уварина Н.В. 2015. С. 77-79.
11. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной
устойчивости // Категории, принципы и методы психологии.
Психологические процессы. - М.: 2010 - С.24.
12. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной
устойчивости//Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М.: 1983. - 542 с.
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М.: Изд-во Московского унта, 1984. - 200 с.
14. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: Пособие для врачей и мед. псих./ Б.В. Иовлев; Е.Р. Исаева; Е.А. Трифонова; О.Ю. Щелкова, М.Ю., Новожилова, А.Я. Вукс СПб Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева - 2009 - 39 с.
15. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса /Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
16. Воробейчик Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика). - Одесса, 2004 - 360 с.
17. Горбачев С. В. Формирование системы знаний о природных опасностях на основе решения ситуационных задач на уроках ОБЖ / С. Горбачев. - Волгоград: Педагогика, 2012.
18. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович //- Минск, 1976. - 25 с
19. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. - 80с.
20. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость // в кн.: Очерки психологии труда. - М.: Наука, 1994. - С.138.
21. Зыбина Л.Н. Социально-психологический тренинг как средство активного обучения./Развитие человека в современном мире материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях./ ФГБОУ ВПО «НГПУ». 2015.
22. Иопенко А.В. Социально-психологический тренинг как метод развития общения./Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях. Сборник материалов XVI всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 167-170.
23. Кобзева О.В. Проявления копинг-поведения в юношеском возрасте. Тамбов.: Вестник науки ТГУ, No3(6), 2011
24. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности // Сборник материалов Всероссийской конференции "Человек в условиях неопределенности".: Новосибирск, 2006
25. Кружкова О.В. Психологическая защита и совладание: к проблеме соотношения и структуры. Материалы 3 международной научно - практической конференции. Психология стресса и совладающего поведения. Том 2. Кострома, 2013.
26. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Дисс... докт. психол. наук. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005
27. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) /. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В .// Журнал практического психолога. М.: 2007. №3 С. 93-112.
28. Кузнецова Н. В. Игра как нетрадиционная форма организации образовательного процесса по ОБЖ / Н.В. Кузнецова // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2011 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
29. Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум/сост.
Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина// М-во образ, и науки РФ, Казан, гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012.-212 с.
30. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. [Текст] Л.: Медицина, 1970. С.329-338
31. Лешихин М.И. Практикум по безопасности жизнедеятельности и экологии человека (для обучающихся небиологических специальностей педагогических вузов).-Лешихин М.И., Романова Е.А. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. -199 с.
32. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. /В.Л. Марищук., В.И. Евдокимов //- СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.-260с.
33. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова// - М.: Медицина, 1988. - 256 с.
34. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 2010. - 429с.
35. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под редакцией В.А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Академия, 2009. - 200 с.
36. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. - 14-е изд., стереотип. / В.С. Мухина - М., 2012 - 608 с.
37. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-studentov-k- deistviyam-v-chrezvychainykh-situatsiyakh-terroristiches#ixzz5cw9P2ujq
38. Ожегов С. И.Словарь русского языка. 24-е изд., испр. / Под общ. ред. Л.И.Скворцова. М.: Мир и образование, 2007. С. 100.
39. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие для студ. вузов по напр. и спец. "Социальная работа"; доп. УМО / Н. Г. Осухова. 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,
2012. -320 с.
40. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. М.: Академия, 2013.
41. Реньш М.А Социально- психологический тренинг: Практикум. / М.А. Реньш, Н.О. Садовникова, Е.Г. Лопес // Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. 190 с.
42. Рейн Н.А. Социально-психологический тренинг как форма активного обучения. / Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 2. С. 47-53.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, 2-е изд., / С.Л.Рубинштейн - М, 2012 - 583 с.
44. Святова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /Святова Н.В., Дикопольская Н.Б.// Казань, 2007 - 172 с.
45. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М. 1992 - 135 с.
46. Суровцева В. А. Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования // Школьная педагогика. - 2016. - №4. - С. 48-57. - URL https: //moluch.ru/th/2/archive/42/1266/
47. Сухова Е.В. Понятие «копинг-стратегии» и пример асоциальных копинг-стратегий. Прикладная юридическая психология. 2014. №1 с.76-83.
48. Устин П.Н. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений/ Устин Н.П., Зефиров Т.Л.// Казань, КФУ,
2013. - 35 с.
49. Устин П.Н. Психофизиология стресса: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.П. Устин, Т.Л. Зефиров// Казань, КФУ, 2013. - 39 с.
50. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 - 356с.
51. Щербатых Ю. В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у обучающихся // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж, 2003, с.105-107.
52. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Изд. 2-е / Ю.В.Щербатых. СПб.: Питер, 2012. - 256с.
53. Элиот Р.С. Мы побеждаем стресс. Издательство Крон-Пресс 1996. - 224с.
54. Engel B. T. Stress is a noun! No, a verb! No, an adjective. In T M Field, P M McCabe and N Schneiderman (Eds), (1985). Stress and Coping 1985 pp. 3-12. Hillsdale, NJ,: Erlbaum.
55. Hinkle. L E. The concept of 'stress' in the biological and social sciences. International Journal of Psychiatry in Medicine, 5, 1974. pp. 335-357. Abstract- PsyclNFO | Abstract-MEDLINE | Document
56. Holmes, T H and Rahe, R H, (1967). The social readjustment rating scale. Journal of Psychosomatic Research, 11, pp. 213-218.
57. Horowitz M.J. Stress response syndromes. Northvale, NJ, Aronson, 1986.
58. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process/ R.S. Lazarus. -
N.Y.: McGraw-Hill, 1966. - 257 р.
59. Mason, J. W. A historical view of the stress field. Part I. Journal of Human Stress, 1, 1975 pp. 6-12
60. Matthias Burisch. Das Bumout-Syndrom. Theoriederinneren Erschopfung.- Springer, 2006, / 4. uberarb. Aufl.- 2010.- SS.88-92.
61. Thoits P.A. Dimensions of life events that influence psychological distress: An evaluation and synthesis of the literature. In H B Kaplan (Ed), (1983). Psychosocial Stress: Trends in Theory and Research 1983. pp. 33-103. New York,: Academic Press.
62. Vitaliano pp,Russo j, carr JE. Heerwagen JH.Medical school pressures and their relationshipto anxiety , J Nervous Mental Dis 1984;172:730-6.