Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы валеологии 8
1.1. Подходы к определению сущности и содержания понятия
«валеология» 8
1.2. Историческое обоснование значимости валеологии 10
1.3. Основные понятия и направления валеологии 17
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Основы валеологической культуры в школе 25
2.1. Предпосылки формирования валеологической культуры 25
2.2. Валеология как средство формирования здоровья школьников 29
2.3. Методы развития валеологической культуры в школе 31
Выводы по главе 2 40
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию валеологической культуры учащихся 9-х классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности 42
3.1. Организация исследования 42
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 55
3.3. Статистический анализ результатов исследования 66
Выводы по главе 3 73
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения 80
Актуальность. В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемой, от которой зависит наше будущее и будущее наших детей. Ухудшение экологических, социально-бытовых, психологических и гигиенических условий жизнедеятельности негативно сказалось на здоровье взрослого и детского населения.
С развитием современных технологий, мы все меньше заботимся о собственном здоровье, что ведет к необратимым последствиям, как для человека, так и для всего общества.
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в школьном возрасте формируется отношение к своему образу жизни и здоровью, поэтому в этот период следует наиболее серьёзно отнестись к проблемам валеологического образования и здорового образа жизни в частности.
В Законе РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» в «Статье 41. Охрана здоровья обучающихся» сказано, что «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» [42].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования одним из направлений предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является «формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью» [41].
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемы формирования культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследованием занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как: Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Дистервег Ф.В., Сухомлинский В.А. и многие другие.
В последние годы проблеме валеологического образования внимание уделяли такие авторы, как Басыйров А.М., Апанасенко Г.Л., Ботоева Е.А., Качан Л.Г. В их работах содержатся фундаментальные знания, включающие в себя основы здорового образа жизни, методики развития качеств, направленных на формирование валеологической культуры, однако практическая сторона вопроса остается малоизученной.
При рассмотрении поставленной проблемы, возникают противоречия:
- между требованиями новых федеральных образовательных стандартов к формированию валеологической культуры учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности и недостаточным применением эффективных методов формирования валеологической культуры учащихся;
- между необходимостью теоретического обоснования методик формирования валеологической культуры и недостаточной исследованностью данной проблемы в педагогической науке;
- между необходимостью создания комплекса педагогических условий по формированию валеологической культуры школьников в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности и малой разработанностью методических рекомендаций по осуществлению данной концепции в процессе обучения.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования: раскрыть суть валеологической культуры
личности, разработать и внедрить комплекс внеурочных мероприятий по повышению валеологической культуры.
Объект исследования: формирование валеологической культуры
учащихся 9-х классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельно сти.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
валеологической культуры учащихся 9-х классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: формирование валеологической культуры учащихся 9-х классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности будет эффективной при следующих педагогических условиях:
- создании валеологически обоснованной образовательной среды, формирующей основные компоненты валеологической культуры личности;
- интеграции учебной и внеучебной деятельности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в процессе формирования валеологической культуры личности;
- использовании методов и технологий формирования валеологической культуры учащихся в данном процессе.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать педагогическую и научнометодическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить педагогические условия формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
3) Разработать и внедрить комплекс внеурочных мероприятий по формированию валеологической культуры учащихся 9-х классов в процесс изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- работы по проблемам валеологии таких ученых, как Брехман И.И., Вайнер Э. Н., Апанасенко Г.Л., Казначеев В.П.;
- учение о человеческом здоровье как важном условии развития и существования человека Амосова Н.М., Дубровского В.И., Баевского P.M.;
- концепции развития валеологического образования (Казин Э.М., Пивоваров Ю.П., Колбанов В.В., Зайцев Г.К.).
Эмпирическим базисом исследования явился анализ опыта отечественных ученых по вопросам педагогической валеологии, а также работы зарубежных и отечественных авторов по проблеме формирования валеологической культуры.
Методы и методики исследования. В магистерской диссертации применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования; изучение и анализ документации (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО), анкетирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); метод математической обработки результатов исследования (t-критерий Стьюдента).
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
- «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша);
- «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша);
- Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша);
- Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша).
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы-интерната "Лицей имени Н.И. Лобачевского" Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" г. Казань. В исследовании приняли участие 39 учащихся 9-х классов в возрасте 14-15 лет обоего пола.
Теоретическая значимость исследования. Определено основное содержание педагогической валеологии и ее место в системе педагогических наук; дана характеристика теоретическим положениям валеологической культуры учащихся 9-х классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Практическая значимость исследования. Разработан комплекс внеурочных мероприятий по формированию валеологической культуры учащихся 9-х классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Достоверность исследования: обеспечивается за счет применения метода статистической обработки результатов проведенного исследования с определением t-критерия Стьюдента.
Апробация исследования: результаты исследования были
представлены на Международной научно-практической конференции: «International scientific news 2017», на XII-ой международной научнопрактической конференции «Новости науки 2017», на Международной научно-практической конференции «Саморазвитие в педагогике и психологии».
Структура и объём выпускной квалификационной работы:
магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 52 источника, в том числе 5 на иностранном языке. Объем работы составляет 79 страниц, содержание исследования иллюстрировано 8-ю таблицами, 4-мя рисунками. В работе представлено 4 приложения.
Нами был проведён анализ педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования магистерской диссертации.
В процессе исследования были определены педагогические условия формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.
Нами был спроектирован и успешно внедрен в мероприятия внеклассной деятельности комплекс внеурочных мероприятий по формированию валеологической культуры учащихся 9-х классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Результаты исследования показывают достоверность полученных результатов и позволяют рекомендовать данный курс для включения во внеклассную деятельность или его элементов в учебный процесс в рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», что должно помочь преподавателю- организатору ОБЖ в формировании валеологической культуры учащихся 9-х классов.
В настоящий момент, политика формирования валеологической культуры остаётся весьма актуальной в современной школе. Однако меры, принятые нашим государством, направленные на сохранение здоровья детей и подростков, пока малоэффективны и недостаточно разработаны, что обусловлено нехваткой валеологических знаний у педагогов, родителей и учащихся. Внедрение наиболее эффективных мер по их реализации в образовательный процесс несёт огромный потенциал в решении проблемы формирования валеологической культуры школьников.
Анализ научных разработок и результаты проведенного исследования убеждают в том, что формирование здорового образа жизни требует системного и комплексного подхода и должно осуществляться, прежде всего, через включение в учебный процесс в образовательных организациях новых технологий работы и увеличения академических часов, которые были бы направленны на решение проблем, касающихся здоровья и здорового образа жизни.
Стоит подчеркнуть, что учебные программы в школе должны представлять собой не только образовательный и воспитательный процесс, но и способствовать формированию у учащихся понимания культуры здоровья. На основании этого, создание достойных условий для сохранения и укрепления здоровья должно стать одним приоритетных направлений в деятельности учебных заведений, что внесет большой вклад в формирование валеологической культуры. При этом наибольший акцент при формировании культуры здоровья школьников стоит сделать на учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование безопасного мышления и развитие здоровой личности с безопасным типом поведения.
Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, то основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, к осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством воспитания.
Таким образом, в решении проблемы оздоровления нации заключён огромный потенциал для подрастающего поколения, ведь только здоровый человек может говорить о физическом и духовном равновесии, о качественном умственном и физиологическом развитии.
Результаты исследования показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет школьникам наиболее эффективно адаптироваться в учебном и социальном пространстве, а так же раскрыть свои эвристические способности, а учителю успешно реализовывать себя в работе по обучению и воспитанию учащихся.
1. Алексеев С.В., Усенко В. Р. Гигиена труда. М.: Медицина, 1988. - 576 с.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Медицина, 2007. - 116 с.
3. Анастасова Л.П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 208 с.
4. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. - 368 с.
5. Басыйров А.М. Валеология: учебное пособие. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2010. - 104 с.
6. Бахтин Ю.К. Валеология - наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления // Молодой ученый. - 2015. - №17. - С. 36-42.
7. Безруких М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 с.
8. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей // Магистр. 2009. № 3. - С. 30-38.
9. Брехман И.И. Введение в валеологию. - М.: Колос, 2002. - 214 с.
10. Брехман И.И. Прямой путь к здоровью // Правда, 1984, №10.
11. Вайнер Э. Н. Валеология; Флинта, Наука - Москва, 2010. - 448 с.
12. Вайнер Э.Н., Волынская Е. В. Валеология; Флинта - Москва, 2012. - 310 с.
13. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2015. - 179 с.
14. Гаркуша Н.С. Воспитание культуры здоровья школьников в деятельности классного руководителя: дис. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Белгород, 2007. - 259 с.
15. Гладышев Ю.В., Гладышева Н.Г Валеология: Учебно методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ, 2008. - 108 с.
16. Гора Е.П. Экология человека: учебное пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2007. - 540 с.
17. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2016. - 560 с.
18. Дубровский В.И. Главные факторы здоровья // Валеология. Здоровый образ жизни / Предисл.: В. Н. Мошков. М., 1999. - С. 29-41.
19. Исаева Т.И., Астарханова Н. Р. Формирование валеологической культуры в школе // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2011. №3. - С. 51-53.
20. Казначеев В.П. Общая валеология // «Валеология», 1996, № 4.
21. Крюкова Д., Лысак Л., Фурса О. Здоровый человек и его окружение - М: Феникс - 2018 - С. 474.
22. Кузнецова Л.М. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся. М.: Вита-Пресс, 2006. - 96 с.
23. Куликов В.П., Киселев В.И. Потребность в двигательной активности: Физиология. Валеология. Реабилитология. - Новосибирск, 1998. - 150 с.
24. Курамшин Ю.Ф. Человек - вот предмет воспитания //Вестник Балтийской Академии / Научное издание Балтийской педагогической Академии / Ю.Ф Курамшин. - 1997. - №. 16. - С. 11.
25. Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - М.: Профиздат, 2015. - 256 с.
26. 18Масияускене О.В., Муравянникова Ж.Г. Валеология; Феникс - Москва, 2011. - 256 с
27. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2016. - 176 с.
28. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2016. - 256 с.
29. Новикова С. Истинные причины школьной "перегрузки" // Директор школы. 2008. № 3. - С. 40-43.
30. Орлов Ю.М. Саногенное мышление / Ю.М. Орлов; составители А.В. Ребенок, О.Ю. Орлова. Серия: Управление поведением. - кн.1. - М.: Слайдинг, 2003. - 96 с.
31. Петри А., Сэбин К. Наглядная медицинская статистика Издательство: ГЭОТАР-Медиа - 2015. - С. 216.
32. Пивоваров Ю.П.: Гигиена и основы экологии человека. - М.: Академия, 2010. - 528 с.
33. Скворцова В.Н. Валеология: учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 196 с.
34. Советов М. В. Три ключа к здоровью. Питание, очищение, закаливание. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 86 с.
35. Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х т. М., 2001. - 210 с.
36. Трча С. Искусство вести здоровый образ жизни / С. Трча. - М.: Медицина, 2016. - 232 с.
37. Чумакова И.Н. Валеология - это здоровье через образование // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 16-18.
38. Шишков Д.Х., Матаруева И.А. Как работают гены. М.: SelfPub, 2019. - 120 с.
39. Шурыгина Ю.Ю. Научно-практические основы здоровья: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 220 с.
40. Конституция Российской Федерации" (12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки
Российской Федерации (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) - М.: Просвещение, 2010.
42. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
43. Gereige R.S. et al. School Health Policy & Practice. - 2018. - 234 p.
44. Green J., Thorogood N. Qualitative methods for health research. - Sage, 2018. - 112 p.
45. Kickbusch I.S. Health literacy: addressing the health and education divide //Health promotion international. - 2001. - Т. 16. - №. 3. - P. 289-297.
46. O'Dea J.A. School-based health education strategies for the improvement of body image and prevention of eating problems: An overview of safe and successful interventions //Health Education. - 2005. - Т. 105. - №. 1. - P. 11- 33.
47. Paakkari O. et al. Subjective health literacy among school-aged children //Health Education. - 2018. - Т. 118. - №. 2. - P. 182-195.
48. Валеология. Медицинский портал о здоровье [Электронный ресурс]. URL: http://valeologija.ru (Дата обращения 10.05.2018).
49. Википедия [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Валеология (Дата обращения 21.04.2018).
50. Медпортал [Электронный ресурс]. URL:
https://медпортал.com/valeologiya_739/valeologiya-kak-nauka-tseli.html (Дата обращения 10.05.2018).
51. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс] М., 2011 - 2018. URL: http://минобрнауки.рф (Дата обращения 18.05.2018).
52. Living-health. Ваша порция здоровья [Электронный ресурс]. URL: Living-health.ru (Дата обращения 05.05.2018).