ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
СЕЛФИ-ЗАВИСИМОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ…………………….9
1.1 Сущность, особенности, причины, симптомы селфи-зависимости……….9
1.2 Возрастные особенности проявления селфи-зависимости у старших
подростков………………………………………………………………………..21
1.3 Формы и методы профилактики селфи-зависимости у старших
подростков………………………………………………………………………..31
Выводы по главе 1……………………………………………………………….44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ СЕЛФИ-ЗАВИСИМОСТИ У СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..47
2.1 Изучение исходных показателей селфи-зависимости у старших
подростков………………………………………………………………………..47
2.2 Педагогическое обеспечение процесса профилактики селфи-зависимости
у старших подростков…………………………………………………………..64
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по профилактике селфизависимости у старших подростков…………………………………………….72
Выводы по главе 2……………………………………………………………….92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...102
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В современном инновационном быстроменяющемся мире компьютер, Интернет и различного рода гаджеты стали мощными средовыми факторами, под влиянием которых происходит формирование личности современных детей и подростков. На сегодняшний момент информационные технологии используются не только для обработки, передачи и хранения информации, но и для построения особенной социокультурной молодежной среды. Сегодня, в век повсеместной компьютеризации, социальные сети стали обыденным элементом нашей жизни. Аудитория социальных сетей стремительно растет, увеличивается нагрузка на психику современного человека. Стоит отметить, что самыми активными пользователями данного изобретения являются лица подросткового и юношеского возраста, однако с каждым годом аудитория социальных сетей становится все старше. Тем не менее, на наш взгляд, наиболее незащищенные от воздействия контента социальных сетей являются именно лица подросткового возраста, в силу своей эмоциональной нестабильности и общей незрелости личности. Мы полагаем, что необходимо изучать все явления, которые могут быть потенциально опасными для несозревшей психики, дабы научиться предотвращать нежелательные последствия.
Как правило, селфи делается не только для себя, но и для других людей. Ведь фотографии сразу отправляются в социальные сети, это значит, что мы хотим получить оценки других пользователей. Обычный день подростка можно проследить по фотографиям, которые сделанные на телефон и выложенные на свою страницу в социальных сетях. Некоторые любители таких фотографий не скрывают, что ритуал не имеет особого смысла, просто они привыкли ежедневно его выполнять. Подростки измеряют собственную жизнь в визуальных изображениях, и эта особенность представляет существенный интерес [28].
Селфи - это направление фотографии стало очень актуальным в настоящее время. Все социальные сети заполнены так называемыми «себяшками». Самой популярной социальной сетью для селфи является Инстаграм. Модная волна селфи не обошла стороной и наших звезд шоу- бизнеса, которые постоянно выкладывают в интернет свои «себяшки» с указанием место положения, для того чтобы их поклонники могли наблюдать за ходом их жизни. Но, к сожалению, у данного направления есть и минусы. Появляются любители экстремального селфи, которые ради опасной и креативной фотографии готовы рисковать жизнью.
Сегодня школьники-подростки активно занимаются
самофотографированием. Это свидетельствует о том, что селфи стало очень популярным, модным направлением. Только 28% учащихся не поддаются влиянию новомодных тенденций.
В обществе уже существуют десятки поз для фотографирования себя, и теперь у них есть название. Болезнь селфи продолжает распространяться в школьном социуме, несмотря на заявления учёных об опасности и проведение телепередач, бесед, встреч на эту тему.
Феномен селфи интенсивно начал набирать популярность в интернет пространстве в 2005-2011 году, на сегодняшний день это явление распространено практически повсеместно среди молодежи, подростков и даже младших школьников. В переводе на русский язык селфи означает «самощелк», «фотографический автопортрет».
Отношение психологов, педагогов и социологов к феномену селфи неоднозначно. Отмечаются и положительные, и отрицательные стороны данного явления. Так, К. Томпсон и К.В. Ануфриева считают селфи новым уровнем проявления нарциссизма [2; 57]. При этом А.Н. Карр не согласен с данной точкой зрения, и считает, что нарциссизм слишком простое объяснение для селфи. Ученый утверждает, что это функциональный нарциссизм, необходимый обычному пользователю социальных сетей, позволяющий быстро встроить себя в мировой поток данных [53]. Д. Килнер
4
примиряет эти два различных взгляда, говоря, что селфи позволяет человеку «фальсифицировать себя», редактировать свой образ в соответствии с самовосприятием [54].
О.И. Одарущенко причисляет селфи к характеристике кризиса самоопределения, наиболее характерного для подросткового возраста, где фотографирование себя рассматривается, как попытка осмыслить свое я [34].
Д. Оуллет соотносит селфи с виртуальным аналогом материальных тотемов, таких как сувениры, открытки, игрушки, которые соединяют внутренний мир с внешним и позволяют представить себя в более выгодном свете, чем есть на самом деле [55].
Совершенно иная точка зрения у Б. Худа [58], который полагает, что человек настолько привязан к современным технологиям, что смартфон и гаджет становится неким искусственным продолжением тела человека. Американский психолог П. Рутледж на первый план в понимании селфи выводит визуальную коммуникацию. По её мнению, портрет человека с определенным выражением лица и находящегося в определенном контексте могут сказать гораздо больше, чем огромный текст [56].
Необходимо отметить, что феномен селфи-зависимости еще не достаточно изучен и только начинает входить в научный оборот. Однако имеющиеся данные позволяют констатировать противоречие между необходимостью формирования у подрастающего поколения твердой антиаддиктивной установки и поведения, свободного от любой зависимости, в том числе и от селфи, с одной стороны, и недостаточной разработанностью арсенала форм и методов профилактики селфи-зависимости у старших подростков с другой стороны.
Выявленное противоречие позволяет нам сформулировать проблему исследования: каково содержание, формы и методы профилактики селфи- зависимости у старших подростков?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы профилактики селфи-зависимости у старших подростков.
Объект исследования - процесс профилактики селфи-зависимости у старших подростков.
Предмет исследования - содержание, формы и методы профилактики селфи-зависимости у старших подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс профилактики селфи-зависимости у старших подростков будет более эффективным, если:
- опираться на сущность, особенности, причины, симптомы селфи- зависимости;
- учитывать возрастные особенности проявления селфи-зависимости у старших подростков;
- на основе выявленных форм и методов профилактики селфи- зависимости у старших подростков разработать и реализовать программу «Быть свободным!».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, особенности, причины, симптомы селфи- зависимости.
2. Изучить возрастные особенности проявления селфи-зависимости у старших подростков.
3. Выявить формы и методы профилактики селфи-зависимости у старших подростков.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы профилактики селфи-зависимости у старших подростков. Теоретико-методологической основой данного исследования
являются методологические и теоретические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и действительности, состоящего в том, что категория сознания приобретает определенный научный смысл,
6
только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от нее (А.Н. Леонтьев [27], С.Л. Рубинштейн [41]); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (С.Л. Рубинштейн [41]); принципа системности, который состоит в трактовке психических явлений как внутренне связанных компонентов целостной психологической организации (Б.Ф. Ломов). При проведении исследования, мы ориентировались на подходы к пониманию психического развития и возрастных особенностей подросткового возраста Д.Б. Эльконина [51], Л.И. Божович [8], Н.Н. Дюндик [15], Е.Ю. Федоренко [15], И.С. Кона [20] и др.
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: формирующий эксперимент, анкетирование,
тестирование;
- качественные и количественные методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы профилактики селфи-зависимости у старших подростков, которые мы заложили в основу программы «Быть свободным!».
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили воспитанники МБОУ «Основная общеобразовательная школа №168 с продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г. Казани., в исследовании приняли участие учащиеся 9 «Б» класса, в количестве 26 человек.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана
эффективность программы «Быть свободным!», направленной на профилактику селфи-зависимости у старших подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выполнен всесторонний анализ понятия «селфи - зависимость», особенности, причины, симптомы селфи-зависимости, выявлены формы и методы профилактики селфи-зависимости у старших подростков. В исследовании апробирована и доказана эффективность программы «Быть свободным!», предполагающей применение различных форм и методов профилактики селфи-зависимости у старших подростков. Собранные материалы могут использоваться классными руководителями для составления сценариев классных часов, педагогами-психологами для диагностики селфи-зависимости и выявления ее уровня у детей, а также для составления профилактических и коррекционных программ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что феномен селфи-зависимости рассматривается не достаточно, проблема профилактики селфи-зависимости еще не достаточно широко вошла в поле научных интересов исследователей. Данную проблематику в различных аспектах рассматривали такие исследователи, как К. Томпсон, К.В. Ануфриева, А.Н. Карр, Д. Килнер, О.И. Одарущенко, Д. Оуллет, Б. Худ, П. Рутледж, А.Р. Дроздикова - Зарипова, Г. Шарипова и др.
На основе анализа литературы мы сделали следующие выводы:
1. Селфи (от англ. self - сам, себя, лично) представляет собой разновидность автопортрета, когда человек фотографирует сам себя с расстояния вытянутой руки, чаще всего, на мобильный телефон.
2. Селфи - зависимость - это форма аддиктивного поведения, характеризующаяся непреодолимым желанием фотографировать себя, публиковать результаты в сети Интернет и получать положительную оценку от других людей. Расстройство проявляется ежедневным созданием и размещением снимков в социальных сетях, отслеживанием комментариев, отметок «нравится».
3. Точные причины расстройства не выяснены, но исследователями выделен ряд факторов, способствующих формированию зависимости:
- неудовлетворенность жизнью;
- недостаток общения;
- неуверенность в себе;
- конфликтность.
По степени тяжести выделяется зависимость: эпизодическая, острая, хроническая.
Существует несколько теорий возникновения и стремительного распространения эпидемии селфизма: эволюция самовлюбленности,
стремление познать себя, технологическая революция, визуализация сообщения, очеловечивание технологий, способ продать себя обществу.
4. Для интернет - аддиктов характерны: проблема контроля, низкая критика к собственному состоянию, нарушения социальной адаптации в реальной жизни. При длительном воздействии аддиктивного агента у селфи - зависимых возникают коморбидные состояния.
При селфи-зависимости формируется классический аддиктивный континуум, поэтому, когда данный аддиктивный агент перестает оказывать желаемое действие, существует вероятность смены способа аддиктивной реализации на другие нехимические или химические аддикции.
5. Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Так как подростки наиболее активные пользователи Интернета, поэтому наиболее подвержены увлечению «селфи» и зависимости от данного феномена.
Восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности. В процессе формирования образа «Я» в виртуальном пространстве подростки искажают информацию о себе с целью изменить, откорректировать свой образ, чтобы скрыть свой настоящий облик.
6. Анализ форм и методов профилактики селфи-зависимости позволил выявить нам наиболее действенные из них в работе со старшими подростками: организация социальной среды, информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация
95
деятельности, альтернативной зависимому поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий зависимого поведения. Среди ведущих форм и методов профилактической работы: информирование (беседа), игровые тренинги, разыгрывание ролей, метод воспитывающих ситуаций, психотерапевтические методы (арт - терапия, игротерапия), психогимнастика.
7. Констатирующий эксперимент показал, что уровень когнитивного компонента антиаддиктивной установки и поведения от селфи на констатирующем этапе исследования в группе низкий и составляет 53,8%. Средний уровень когнитивного компонента антиаддиктивной установки и поведения от селфи диагностирован у 30,8% испытуемых. Высокий уровень выявлен у 15,4% подростков.
В результате исследования мы выявили, что 76,9% старших подростков дезадаптированы, 69,2% старших подростков не принимают себя, это говорит о том, что они не удовлетворены своими личностными чертами, 61,5% не принимают других, у данных ребят потребность личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности совсем низкая, 53,8% испытуемых испытывают эмоциональный дискомфорт, чувствуют неопределённость в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности, 65,4% старших подростков контролируют свои действия за счет внешних условий (например, страх наказания, страх порицания со стороны сверстников, боязнь не найти общий язык с другими, боязнь высказывать свою точку зрения и т.д.). 57,7% испытуемых экспериментальной группы имеют склонность к уходу от проблем.
8. На констатирующем этапе преобладает низкий уровень осмысленности жизни и составляет 46,2% подростков, средний уровень осмысленности жизни диагностирован у 34,6% испытуемых. Высокий уровень осмысленности жизни выявлен у 19,2% подростков.
Высокий уровень самоуважения выявлен у 5 испытуемых (19,2%), средний уровень выявлен у 30,8% испытуемых, низкий уровень самоуважения на констатирующем этапе исследования диагностирован у 50% подростков. В группе подростков на констатирующем этапе исследования доминирует низкий уровень самооценки и составляет 50% испытуемых, средний уровень самооценки на констатирующем этапе исследования выявлен у 34,6% подростков, высокий уровень самооценки диагностирован у 15,4% подростков.
9. На констатирующем этапе исследования доминирует высокий уровень селфи-зависимости и составляет 46,2% испытуемых, средний уровень диагностирован у 38,4% подростков, низкий уровень селфи- зависимости выявлен у 15,4% испытуемых.
10. Формирующий этап нашего эксперимента заключался в проведении профилактической программы «Быть свободным!», направленной на профилактику селфи-зависимости у старших подростков, включающей в себя использование различных форм и методов таких, как информирование (беседа), игровые тренинги, разыгрывание ролей, метод воспитывающих ситуаций, психотерапевтические методы (арт - терапия, игротерапия), психогимнастика, способствует снижению селфи-зависимости у подростков.
11. Как видно из таблицы и рисунка уровень когнитивного компонента антиаддиктивной установки и поведения от селфи на контрольном этапе исследования в группе средний и составляет 50%. Высокий уровень когнитивного компонента антиаддиктивной установки и поведения от селфи диагностирован у 30,8% испытуемых. Низкий уровень выявлен у 19,2% подростков.
В результате исследования мы выявили, что после эксперимента 69,2% подростков легче адаптируются в любой обстановке, 46,2% подростков принимают себя, 38,5% испытуемых принимают других, 84,6% старших подростков испытывают эмоциональный комфорт в отношениях, обстановке, делах, 61,5% испытуемых имеют внутренний контроль, 50% старших
97
подростков являются ведущими, 15,4% студентов имеют склонность к уходу от проблем.
12. На контрольном этапе преобладает средний уровень осмысленности жизни и составляет 46,2% подростков, высокий уровень осмысленности жизни диагностирован у 34,6% испытуемых. Низкий уровень осмысленности жизни выявлен у 19,2% подростков.
Высокий уровень самоуважения на контрольном этапе исследования выявлен у 9 испытуемых (34,6%), средний уровень выявлен у 53,9% испытуемых, низкий уровень самоуважения на контрольном этапе исследования диагностирован у 11,5% подростков.
В группе подростков на контрольном этапе исследования доминирует средний уровень самооценки и составляет 50% подростков, высокий уровень самооценки диагностирован у 30,8%, низкий уровень самооценки составляет 19,2% испытуемых.
В группе испытуемых на контрольном этапе исследования доминирует низкий уровень селфи-зависимости и составляет 57,7% испытуемых, средний уровень диагностирован у 19,2% подростков, высокий уровень селфи- зависимости выявлен у 23,1% испытуемых.
Контрольное обследование старших подростков показало, что использование профилактической программы «Быть свободным!», направленной на профилактику селфи-зависимости у старших подростков, является эффективной.
Данный вывод подтвержден методами математической статистики, гипотеза исследования подтвердилась.
Полученные нами данные говорят об эффективности проведенной работы, именно использование программы профилактики селфи-зависимости у старших подростков «Быть свободным!», предполагающей применение таких форм и методов профилактики, как информирование (беседа), игровые тренинги, разыгрывание ролей, метод воспитывающих ситуаций, психотерапевтические методы (арт - терапия, игротерапия),
психогимнастика, способствует снижению селфи-зависимости у старших подростков.
1. Андреев И.Л. Селфи, аудионаркотик и гугл - эффект как патологические метаморфозы сознания человека информационной эпохи / И.Л. Андреев // Наркология. - 2015. - № 10. - С. 111-118
2. Ануфриева К.В. «Селфи» как форма проявления нарциссизма личности в современном глобальном сообществе / К.В. Ануфриева // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». - 2014. - Выпуск 2. - С. 79-90
3. Апасова И.М. Первобытие автопортрета как интенция к самопознанию / И.М. Апасова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2008. -№ 5. - С. 268-273
4. Артишевская Т.А. Психологический портрет пользователя социальными сетями / Т.А. Артишевская // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2012. - №9. - С. 6-9
5. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.:
Просвещение, 1990. - 437 с.
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Проспект,
2004. - 213 с.
7. Белокрылова М.Ф., Семке В.Я. Привязанность. Зависимость. Симбиоз / М.Ф. Белокрылова, В.Я. Семке. - Томск, 2001. - 104 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 2004. - 433 с.
9. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90104
10. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - том 25. - №1, 2004. - С. 23-29
11. Герасимова О.А., Лабунская В.А. Влияние выраженности феминности - маскулинности на самооценки компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути / О.А. Герасимова, В.А. Лабунская // Северокавказский психологический вестник. - 2004. - № 2. - С. 131137
12. Гримов О.А. Самопрезентация личности в социальных сетях / О.А. Гримов // Социология. - 2013. - № 2. - С. 59-66
13. Гринькова Е.А. Селфи - взгляд на историю культурного феномена /
Е.А. Гринькова // Современные научные исследования и инновации. -
2015. - № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2015/01/409303
14. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л.П. Гурьева // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С.5-16
15. Дюндик H.H., Федоренко Е.Ю. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. - 1999. - № 2. - С. 4653
16. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - Спб.: Речь, 2007. - 190 с.
17. Ейсков А. Портрет на палочке / А. Ейсков // Профиль. - 2015. - № 41. -
С. 50-51
18. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие):
монография / М. Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
19. Кнёфель У. Селфи больше, чем жизнь / У. Кнефель // Профиль. - 2015. - № 41. - С. 46-48
20. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.
21. Конфедерат О.В. Модификации «Я» в экранном образе и проблема фотографического автопортрета / О.В. Конфедерат // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2012. - Вып. 72. № 36 (290). - С. 82-88
22. Крайг Г. Психология развития: монография / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 922 с.
23. Кулаков С.А. Диагностика аддиктивного поведения / С.А. Кулаков // Журнал практического психолога. - 1996. - № 3. - С. 33-44
24. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен / В.А. Лабунская // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 26-39
25. Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении / В.А. Лабунская, Я.Б. Наровская // Мир психологии. - 2006. - № 4. - С. 96-104
26. Лакосина Н.В. Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий / Н.В. Лакосина // Российский психологический журнал. - 2009. - Т.6. - № 3. - С. 65-67
27. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2005. - 511 с.
28. Любина В.Е. Изучение вовлеченности подростков в селфи - культуру /
В.Е. Любина // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 1(40). URL: https: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/ 1(40).pdf (дата
обращения: 05.05.2019)
29. Маркон A.C. Личностная зависимость / А.С. Маркон. - М.: Сфера, 1997. - 114 с.
30. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности или подросток в окружении соблазнов / В.Д. Менделевич. - Йошкар-Ола: ППР, 2002. - 239 с.
31. Морозова А. Селфи: жизнь наизнанку / А. Морозова // Здоровье. - 2014. - № 11. - С. 44- 46
32. Науширванова Р.Р., Ахмадеева Е.В. Психологические аспекты селфи / Р.Р. Науширванова, Е.В. Ахмадеева // Современные научные исследования и инновации. - 2016 - № 1. - С. 6-12
33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы:
монграфия / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.
34.Одарущенко О.И. Селфи и его влияние на поведение подростков (психологический аспект) / О.И. Одарущенко // Сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека»,
11- 13 февраля 2016 г. - Коломна. - С. 295-297
35. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки / Д.В. Погонцева // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2013. - № 1. - С. 92-98
36. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве / Д.В. Погонцева // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2012. - № 2 (4). - С. 66-72
37. Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального
общения / Д.В. Погонцева // Концепт. - 2013. - № 1 (январь). - С. 86-90 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2013/13018.htm
38. Психология и лечение зависимого поведения. / Под ред. С. Даулинга. - М.: Класс, 2000. - 240 с.
39. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529с.
41. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие / Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
42. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
43. Сатываидиева Б. «Селфи» - социальная эпидемия века / Б. Сатываидиева // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 697-700
44. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
45. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебное пособие / Е.Л. Солдатова. - Ростов на/Д.: Феникс, 2004 - 384 с.
46. Сосин И.К., Гончарова Е.Ю., Чуев Ю.Ф. Селфи как субкультура и новая форма зависимости: идентификация проблемы / И.К. Сосин, Е.Ю. Гончарова, Ю.Ф. Чуев // Восточноевропейский журнал внутренней и семейной медицины. - 2015 - Т.2. - С. 23-28
47. Сычева Л. Цифровое человечество на распутье / Л. Сычева // Наш современник. - 2015. - № 11. - С. 191-196
48. Фролов Ю. Человек в поисках собственной идентичности // Педология / Ю. Фролов. - 2001. - №9. - С.10-16
49.Челышева И.В. Селфи - зависимость или новое искусство / И.В. Челышева // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2018 - № 1 (16). - С. 12-16
50. Шарипова Г.Р., Дроздикова - Зарипова А.Р. Профилактика селфи- зависимости у младших подростков / Г.Р. Шарипова, А.Р. Дроздикова - Зарипова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5 (часть 1). - С. 4-9
51.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. Пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
52.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под. ред. А.В. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
53.Carr Nicholas G. The Shallows: What the Internet is Doing to our Brains. W.W. Norton, 2010. - 276 p.
54.Kilner James. The Curated Ego: What Makes a Good Selfie? - BBC News Magazine on Twitter and on Facebook.
55.Ouellet J. Me, Myself and Why Searching for the Science of Selfie. Penguin Books, 2014. - 336 p.
56. Rutledge Pamela. Psychology of Social Media- Interview on CCTV
57. Tompson K. Smarter Than You Think: How Technology Is Changing Our Minds for the Better. Penguin Press, 2013. - 352 p.
58. Hood B. The Self Illusion: How the Social Brain Creates Identity. Oxford University Press, 2013. - 368 p.