ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Научно-теоретические основы изучения и коррекции нарушений коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Краткий исторический аспект изучаемой проблемы 6
1.2. Развитие коммуникации в онтогенезе 12
1.3. Особенности коммуникативных навыков у детей с расстройством
аутистического спектра 15
1.4. Методы и приемы в работе с аутистами 19
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 46
Глава III. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников c расстройством аутистического спектра 47
3.1. Организация формирующего эксперимента 47
3.2. Количественно-качественный анализ результатов эксперимента 49
3.3. Количественно-качественный анализ результатов контрольного
эксперимента 66
Выводы по третьей главе 75
Заключение 76
Список литературы 79
Приложения
Глава I. Научно-теоретические основы изучения и коррекции нарушений коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Краткий исторический аспект изучаемой проблемы 6
1.2. Развитие коммуникации в онтогенезе 12
1.3. Особенности коммуникативных навыков у детей с расстройством
аутистического спектра 15
1.4. Методы и приемы в работе с аутистами 19
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 46
Глава III. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников c расстройством аутистического спектра 47
3.1. Организация формирующего эксперимента 47
3.2. Количественно-качественный анализ результатов эксперимента 49
3.3. Количественно-качественный анализ результатов контрольного
эксперимента 66
Выводы по третьей главе 75
Заключение 76
Список литературы 79
Приложения
Актуальность исследования. На сегодняшний день по всему миру диагностируется ранний детский аутизм у 20 детей из 10000. Эта цифра начала неумолимо расти последние 15 лет. Связано ли это с улучшением методов диагностики или с тем, что болезнь действительно стала более распространенной, нам эти цифры говорят о необходимости принятия мер по коррекции данного нарушения.
Многие отечественные и зарубежные авторы (Е.Р. Баенская [3], М.М. Либлинг [33], С.А. Морозов [27] О.С. Никольская [32], R. Jordan [48], L. Kanner [47], и др.) считают, что самым большим препятствием на пути социализации ребенка с ранним детским аутизмом стоит недостаточный уровень развития коммуникации. Мы склонны согласиться с этими авторами. Отсутствие или слабое развитие этого навыка у детей проявляется в очень скудной или совершенно отсутствующей речи, такие дети практически никогда не бывают инициаторами взаимодействия, а если и используют речь, то она обладает рядом специфических особенностей. Очень важным фактом является то, что недоразвитие речи не компенсируется использованием средствами вспомогательной или альтернативной коммуникации.
Педагоги разных стран накопили большой опыт, который позволяет сделать вывод о том, что развитие коммуникации при детском аутизме является главной проблемой на пути к адаптации и социализации ребенка с РАС. Ввиду этого, за последние десятилетия отечественными и зарубежными исследователями были выделены различные подходы, направленные на улучшение формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом.
В отечественных работах по коррекционной педагогике и по специальной психологии было весьма подробно описаны клинические состояние детей, у которых был ранний детский аутизм, были составлены характеристики специфических особенностей речи и коммуникации таких детей (В.М. Башина [4], О.С. Никольская [31], Л.Г. Нуриева [34], С.А. Морозов [27], С.С. Морозова [28], Т.И. Морозова [29]). Однако и сейчас мы можем наблюдать недостаток диагностических методик, которые бы с большей точностью позволили бы оценить уровень развития коммуникативных навыков.
Цель исследования: Формирование коммуникативной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра и разработка эффективных направлений коррекционной работы по устранению выявленных нарушений.
Объект исследования. Особенности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования. Формирование коммуникативных навыков у детей, страдающих ранним детским аутизмом.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра может быть эффективным при условии разработки и внедрения поэтапной системы педагогической коррекции на основе использования системы альтернативной коммуникации «PECS».
Исходя из цели и гипотезы, мы выделили задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований, посвященных особенностям развития и методам коррекции нарушений коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
2. Составить диагностический комплекс, позволяющий выявить особенности развития навыков невербальной коммуникации у младших школьников с РАС, провести экспериментальное исследование в рамках констатирующего эксперимента, осуществить количественно-качественный анализ результатов первичного обследования.
3. Определить этапы и разработать содержание психолого-педагогического сопровождения младших школьников с РАС с помощью системы альтернативной коммуникации «PECS», организовать и провести формирующий эксперимент по апробации разработанной программы.
4. Оценить эффективность предложенной коррекционной программы в рамках контрольного эксперимента, осуществить качественно - количественный анализ полученных в исследовании экспериментальных данных.
Методы исследования определялись с учетом цели, объекта, предмета, задач и гипотез исследования:
1. Теоретические методы: анализ психологической, педагогической, специальной литературы.
2. Биографические методы: сбор и анализ анамнестических данных; изучение медико-психолого-педагогической документации детей;
3. Эмпирические методы: беседы с детьми, родителями, наблюдение за детьми во время очной встречи, в игровой деятельности, на занятиях.
4. Математико-статистические методы: качественно-количественная обработка данных.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов по каждой главе, библиографического списка и трех приложений.
Многие отечественные и зарубежные авторы (Е.Р. Баенская [3], М.М. Либлинг [33], С.А. Морозов [27] О.С. Никольская [32], R. Jordan [48], L. Kanner [47], и др.) считают, что самым большим препятствием на пути социализации ребенка с ранним детским аутизмом стоит недостаточный уровень развития коммуникации. Мы склонны согласиться с этими авторами. Отсутствие или слабое развитие этого навыка у детей проявляется в очень скудной или совершенно отсутствующей речи, такие дети практически никогда не бывают инициаторами взаимодействия, а если и используют речь, то она обладает рядом специфических особенностей. Очень важным фактом является то, что недоразвитие речи не компенсируется использованием средствами вспомогательной или альтернативной коммуникации.
Педагоги разных стран накопили большой опыт, который позволяет сделать вывод о том, что развитие коммуникации при детском аутизме является главной проблемой на пути к адаптации и социализации ребенка с РАС. Ввиду этого, за последние десятилетия отечественными и зарубежными исследователями были выделены различные подходы, направленные на улучшение формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом.
В отечественных работах по коррекционной педагогике и по специальной психологии было весьма подробно описаны клинические состояние детей, у которых был ранний детский аутизм, были составлены характеристики специфических особенностей речи и коммуникации таких детей (В.М. Башина [4], О.С. Никольская [31], Л.Г. Нуриева [34], С.А. Морозов [27], С.С. Морозова [28], Т.И. Морозова [29]). Однако и сейчас мы можем наблюдать недостаток диагностических методик, которые бы с большей точностью позволили бы оценить уровень развития коммуникативных навыков.
Цель исследования: Формирование коммуникативной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра и разработка эффективных направлений коррекционной работы по устранению выявленных нарушений.
Объект исследования. Особенности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования. Формирование коммуникативных навыков у детей, страдающих ранним детским аутизмом.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра может быть эффективным при условии разработки и внедрения поэтапной системы педагогической коррекции на основе использования системы альтернативной коммуникации «PECS».
Исходя из цели и гипотезы, мы выделили задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований, посвященных особенностям развития и методам коррекции нарушений коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
2. Составить диагностический комплекс, позволяющий выявить особенности развития навыков невербальной коммуникации у младших школьников с РАС, провести экспериментальное исследование в рамках констатирующего эксперимента, осуществить количественно-качественный анализ результатов первичного обследования.
3. Определить этапы и разработать содержание психолого-педагогического сопровождения младших школьников с РАС с помощью системы альтернативной коммуникации «PECS», организовать и провести формирующий эксперимент по апробации разработанной программы.
4. Оценить эффективность предложенной коррекционной программы в рамках контрольного эксперимента, осуществить качественно - количественный анализ полученных в исследовании экспериментальных данных.
Методы исследования определялись с учетом цели, объекта, предмета, задач и гипотез исследования:
1. Теоретические методы: анализ психологической, педагогической, специальной литературы.
2. Биографические методы: сбор и анализ анамнестических данных; изучение медико-психолого-педагогической документации детей;
3. Эмпирические методы: беседы с детьми, родителями, наблюдение за детьми во время очной встречи, в игровой деятельности, на занятиях.
4. Математико-статистические методы: качественно-количественная обработка данных.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов по каждой главе, библиографического списка и трех приложений.
Итак, в данном исследовании проанализирована специфика формирования коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Проведенный теоретический анализ показал, что в настоящее время разработаны разнообразные инновационные технологии, позволяющие упростить процесс коммуникации, сделать его доступным для детей с РАС. В то же время для детей, у которых отсутствует или плохо сформирован навык речевого общения, наиболее эффективными являются различные средства вспомогательной и альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно, применяться как временная помощь, рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью. При этом альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, следовательно, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. В то же время сегодня остаются актуальными вопросы о содержании педагогической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у младших школьников с РАС аутизмом, и включающей использование средств альтернативной коммуникации, в частности, карточек «PECS».
Проведенный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что у младших школьников 7-8 лет с расстройством аутистического спектра отмечаются специфические особенности коммуникативных навыков: недостатки невербальных средств коммуникации; нарушения формирования базовых коммуникативных функций; недостаточная сформированность подражательной деятельности; трудности использования социоэмоциональных навыков.
Констатирующий эксперимент показал, что у большинства школьников с расстройством аутистического спектра отмечается средний и низкий уровни сформированности невербальных коммуникативных способностей. Результаты констатирующего исследования позволили сделать вывод, что при отсутствии целенаправленной коррекционной работы дети с расстройством аутистического спектра не способны овладеть невербальными средствами общения на уровне, достаточном для свободного общения в различных коммуникативных ситуациях и успешного обучения. Недостаток сформированности невербальных средств общения у детей с данной категории проявляется также в ограниченности неречевых средств, используемых в свободном общении, трудностях их понимания и реализации. Однако, полученные результаты свидетельствуют о том, что эти школьники обладают потенциальными способностями к овладению невербальными средствами общения.
На основании полученных данных была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с РАС. Основным методом работы с учетом полученных результатов констатирующего эксперимента нами была выбрана альтернативная коммуникация «PECS».
Формирующий эксперимент был поделен на три основных периода: информационный, содержательный, заключительный. В процессе первого этапа были проведены лекции для родителей на следующие темы: «Характеристика альтернативной коммуникации PECS», «Альтернативная коммуникация PECS как средство обучения детей с расстройством аутистического спектра». На втором этапе реализовано поэтапное обучение детей с РАС навыкам коммуникации, самообслуживания, гигиены, выражения своих просьб и желаний с использованием карточек «PECS». Третий этап заключается в совершенствовании и закреплении навыков и умений самообслуживания, гигиены, выражения своих просьб и желаний, закреплении навыков установления и поддержания контакта с применением карточек.
Количественный и качественный анализ результатов контрольного эксперимента показал, что у младших школьников с аутизмом отмечается существенная динамика в развитии их коммуникативных навыков. Активизировалось употребление невербальных средств в процессе общения, соответствующих коммуникативной ситуации, а также в результате коррекционных мероприятий невербальные компоненты общения стали более разнообразны, усовершенствовались процессы декодирования и кодирования невербальных значений у детей с аутизмом. Это указывает на эффективность предложенной коррекционной программы.
В целом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу исследования: формирование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра может быть эффективным при условии разработки и внедрения системы педагогической коррекции на основе использования системы альтернативной коммуникации «PECS». При этом целенаправленное и систематическое использование альтернативной коммуникации «PECS» со школьниками с ранним детским аутизмом позволяет не только расширить базу собственно невербальных средств коммуникации, но и на этой основе обеспечить развитие коммуникативных способностей и социальной компетентности в целом.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, предполагаемая гипотеза получила подтверждение.
Результаты проведенного нами эксперимента дают основание рекомендовать специалистам, работающим с детьми с нарушением развития по аутистическому типу, а также родителям детей данной категории использовать средства альтернативной коммуникации «PECS» в процессе развития и обучения детей.
Проведенный теоретический анализ показал, что в настоящее время разработаны разнообразные инновационные технологии, позволяющие упростить процесс коммуникации, сделать его доступным для детей с РАС. В то же время для детей, у которых отсутствует или плохо сформирован навык речевого общения, наиболее эффективными являются различные средства вспомогательной и альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно, применяться как временная помощь, рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью. При этом альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, следовательно, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. В то же время сегодня остаются актуальными вопросы о содержании педагогической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у младших школьников с РАС аутизмом, и включающей использование средств альтернативной коммуникации, в частности, карточек «PECS».
Проведенный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что у младших школьников 7-8 лет с расстройством аутистического спектра отмечаются специфические особенности коммуникативных навыков: недостатки невербальных средств коммуникации; нарушения формирования базовых коммуникативных функций; недостаточная сформированность подражательной деятельности; трудности использования социоэмоциональных навыков.
Констатирующий эксперимент показал, что у большинства школьников с расстройством аутистического спектра отмечается средний и низкий уровни сформированности невербальных коммуникативных способностей. Результаты констатирующего исследования позволили сделать вывод, что при отсутствии целенаправленной коррекционной работы дети с расстройством аутистического спектра не способны овладеть невербальными средствами общения на уровне, достаточном для свободного общения в различных коммуникативных ситуациях и успешного обучения. Недостаток сформированности невербальных средств общения у детей с данной категории проявляется также в ограниченности неречевых средств, используемых в свободном общении, трудностях их понимания и реализации. Однако, полученные результаты свидетельствуют о том, что эти школьники обладают потенциальными способностями к овладению невербальными средствами общения.
На основании полученных данных была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с РАС. Основным методом работы с учетом полученных результатов констатирующего эксперимента нами была выбрана альтернативная коммуникация «PECS».
Формирующий эксперимент был поделен на три основных периода: информационный, содержательный, заключительный. В процессе первого этапа были проведены лекции для родителей на следующие темы: «Характеристика альтернативной коммуникации PECS», «Альтернативная коммуникация PECS как средство обучения детей с расстройством аутистического спектра». На втором этапе реализовано поэтапное обучение детей с РАС навыкам коммуникации, самообслуживания, гигиены, выражения своих просьб и желаний с использованием карточек «PECS». Третий этап заключается в совершенствовании и закреплении навыков и умений самообслуживания, гигиены, выражения своих просьб и желаний, закреплении навыков установления и поддержания контакта с применением карточек.
Количественный и качественный анализ результатов контрольного эксперимента показал, что у младших школьников с аутизмом отмечается существенная динамика в развитии их коммуникативных навыков. Активизировалось употребление невербальных средств в процессе общения, соответствующих коммуникативной ситуации, а также в результате коррекционных мероприятий невербальные компоненты общения стали более разнообразны, усовершенствовались процессы декодирования и кодирования невербальных значений у детей с аутизмом. Это указывает на эффективность предложенной коррекционной программы.
В целом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу исследования: формирование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра может быть эффективным при условии разработки и внедрения системы педагогической коррекции на основе использования системы альтернативной коммуникации «PECS». При этом целенаправленное и систематическое использование альтернативной коммуникации «PECS» со школьниками с ранним детским аутизмом позволяет не только расширить базу собственно невербальных средств коммуникации, но и на этой основе обеспечить развитие коммуникативных способностей и социальной компетентности в целом.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, предполагаемая гипотеза получила подтверждение.
Результаты проведенного нами эксперимента дают основание рекомендовать специалистам, работающим с детьми с нарушением развития по аутистическому типу, а также родителям детей данной категории использовать средства альтернативной коммуникации «PECS» в процессе развития и обучения детей.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных навыков у младшего школьника с расстройством аутистического спектра в условиях средней школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Формированию прогностической компетенции в значимых сферах жизни у младших школьников с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (НА ПРИМЕРЕ РЕЧЕ-КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА)
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ЛИЦ
С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА КАК
ПРЕДИКТОРА РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь прогностической компетентности и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь прогностической компетентности у младших
школьников с расстройством аутистического
спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



