ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Научно-теоретические основы изучения и коррекции нарушений коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Краткий исторический аспект изучаемой проблемы 6
1.2. Развитие коммуникации в онтогенезе 12
1.3. Особенности коммуникативных навыков у детей с расстройством
аутистического спектра 15
1.4. Методы и приемы в работе с аутистами 19
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 46
Глава III. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников c расстройством аутистического спектра 47
3.1. Организация формирующего эксперимента 47
3.2. Количественно-качественный анализ результатов эксперимента 49
3.3. Количественно-качественный анализ результатов контрольного
эксперимента 66
Выводы по третьей главе 75
Заключение 76
Список литературы 79
Приложения
Актуальность исследования. На сегодняшний день по всему миру диагностируется ранний детский аутизм у 20 детей из 10000. Эта цифра начала неумолимо расти последние 15 лет. Связано ли это с улучшением методов диагностики или с тем, что болезнь действительно стала более распространенной, нам эти цифры говорят о необходимости принятия мер по коррекции данного нарушения.
Многие отечественные и зарубежные авторы (Е.Р. Баенская [3], М.М. Либлинг [33], С.А. Морозов [27] О.С. Никольская [32], R. Jordan [48], L. Kanner [47], и др.) считают, что самым большим препятствием на пути социализации ребенка с ранним детским аутизмом стоит недостаточный уровень развития коммуникации. Мы склонны согласиться с этими авторами. Отсутствие или слабое развитие этого навыка у детей проявляется в очень скудной или совершенно отсутствующей речи, такие дети практически никогда не бывают инициаторами взаимодействия, а если и используют речь, то она обладает рядом специфических особенностей. Очень важным фактом является то, что недоразвитие речи не компенсируется использованием средствами вспомогательной или альтернативной коммуникации.
Педагоги разных стран накопили большой опыт, который позволяет сделать вывод о том, что развитие коммуникации при детском аутизме является главной проблемой на пути к адаптации и социализации ребенка с РАС. Ввиду этого, за последние десятилетия отечественными и зарубежными исследователями были выделены различные подходы, направленные на улучшение формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом.
В отечественных работах по коррекционной педагогике и по специальной психологии было весьма подробно описаны клинические состояние детей, у которых был ранний детский аутизм, были составлены характеристики специфических особенностей речи и коммуникации таких детей (В.М. Башина [4], О.С. Никольская [31], Л.Г. Нуриева [34], С.А. Морозов [27], С.С. Морозова [28], Т.И. Морозова [29]). Однако и сейчас мы можем наблюдать недостаток диагностических методик, которые бы с большей точностью позволили бы оценить уровень развития коммуникативных навыков.
Цель исследования: Формирование коммуникативной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра и разработка эффективных направлений коррекционной работы по устранению выявленных нарушений.
Объект исследования. Особенности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования. Формирование коммуникативных навыков у детей, страдающих ранним детским аутизмом.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра может быть эффективным при условии разработки и внедрения поэтапной системы педагогической коррекции на основе использования системы альтернативной коммуникации «PECS».
Исходя из цели и гипотезы, мы выделили задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований, посвященных особенностям развития и методам коррекции нарушений коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
2. Составить диагностический комплекс, позволяющий выявить особенности развития навыков невербальной коммуникации у младших школьников с РАС, провести экспериментальное исследование в рамках констатирующего эксперимента, осуществить количественно-качественный анализ результатов первичного обследования.
3. Определить этапы и разработать содержание психолого-педагогического сопровождения младших школьников с РАС с помощью системы альтернативной коммуникации «PECS», организовать и провести формирующий эксперимент по апробации разработанной программы.
4. Оценить эффективность предложенной коррекционной программы в рамках контрольного эксперимента, осуществить качественно - количественный анализ полученных в исследовании экспериментальных данных.
Методы исследования определялись с учетом цели, объекта, предмета, задач и гипотез исследования:
1. Теоретические методы: анализ психологической, педагогической, специальной литературы.
2. Биографические методы: сбор и анализ анамнестических данных; изучение медико-психолого-педагогической документации детей;
3. Эмпирические методы: беседы с детьми, родителями, наблюдение за детьми во время очной встречи, в игровой деятельности, на занятиях.
4. Математико-статистические методы: качественно-количественная обработка данных.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов по каждой главе, библиографического списка и трех приложений.
Итак, в данном исследовании проанализирована специфика формирования коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Проведенный теоретический анализ показал, что в настоящее время разработаны разнообразные инновационные технологии, позволяющие упростить процесс коммуникации, сделать его доступным для детей с РАС. В то же время для детей, у которых отсутствует или плохо сформирован навык речевого общения, наиболее эффективными являются различные средства вспомогательной и альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно, применяться как временная помощь, рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью. При этом альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, следовательно, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. В то же время сегодня остаются актуальными вопросы о содержании педагогической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у младших школьников с РАС аутизмом, и включающей использование средств альтернативной коммуникации, в частности, карточек «PECS».
Проведенный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что у младших школьников 7-8 лет с расстройством аутистического спектра отмечаются специфические особенности коммуникативных навыков: недостатки невербальных средств коммуникации; нарушения формирования базовых коммуникативных функций; недостаточная сформированность подражательной деятельности; трудности использования социоэмоциональных навыков.
Констатирующий эксперимент показал, что у большинства школьников с расстройством аутистического спектра отмечается средний и низкий уровни сформированности невербальных коммуникативных способностей. Результаты констатирующего исследования позволили сделать вывод, что при отсутствии целенаправленной коррекционной работы дети с расстройством аутистического спектра не способны овладеть невербальными средствами общения на уровне, достаточном для свободного общения в различных коммуникативных ситуациях и успешного обучения. Недостаток сформированности невербальных средств общения у детей с данной категории проявляется также в ограниченности неречевых средств, используемых в свободном общении, трудностях их понимания и реализации. Однако, полученные результаты свидетельствуют о том, что эти школьники обладают потенциальными способностями к овладению невербальными средствами общения.
На основании полученных данных была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с РАС. Основным методом работы с учетом полученных результатов констатирующего эксперимента нами была выбрана альтернативная коммуникация «PECS».
Формирующий эксперимент был поделен на три основных периода: информационный, содержательный, заключительный. В процессе первого этапа были проведены лекции для родителей на следующие темы: «Характеристика альтернативной коммуникации PECS», «Альтернативная коммуникация PECS как средство обучения детей с расстройством аутистического спектра». На втором этапе реализовано поэтапное обучение детей с РАС навыкам коммуникации, самообслуживания, гигиены, выражения своих просьб и желаний с использованием карточек «PECS». Третий этап заключается в совершенствовании и закреплении навыков и умений самообслуживания, гигиены, выражения своих просьб и желаний, закреплении навыков установления и поддержания контакта с применением карточек.
Количественный и качественный анализ результатов контрольного эксперимента показал, что у младших школьников с аутизмом отмечается существенная динамика в развитии их коммуникативных навыков. Активизировалось употребление невербальных средств в процессе общения, соответствующих коммуникативной ситуации, а также в результате коррекционных мероприятий невербальные компоненты общения стали более разнообразны, усовершенствовались процессы декодирования и кодирования невербальных значений у детей с аутизмом. Это указывает на эффективность предложенной коррекционной программы.
В целом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу исследования: формирование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра может быть эффективным при условии разработки и внедрения системы педагогической коррекции на основе использования системы альтернативной коммуникации «PECS». При этом целенаправленное и систематическое использование альтернативной коммуникации «PECS» со школьниками с ранним детским аутизмом позволяет не только расширить базу собственно невербальных средств коммуникации, но и на этой основе обеспечить развитие коммуникативных способностей и социальной компетентности в целом.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, предполагаемая гипотеза получила подтверждение.
Результаты проведенного нами эксперимента дают основание рекомендовать специалистам, работающим с детьми с нарушением развития по аутистическому типу, а также родителям детей данной категории использовать средства альтернативной коммуникации «PECS» в процессе развития и обучения детей.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 2017. - 363 с.
2. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Текст] / Ф. Аппе. - М. 2006. - 195 с.
3. Баенская, Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста [Текст] / Е.Р. Баенская. - 1999. - № 1. - 203 с.
4. Башина, В.М. Аутизм в детстве [Текст] / В.М. Батина.. - М.: Медицина, 1999. - 30 с.
5. Будина, И.А. Визуальные средства коррекции нарушений речи при аутизме: альтернативная коммуникация [Текст] / И.А. Будина, М.О. Алексеева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 7-6.- С. 16-18.
6. Буталова, А.Е. Значение навыков альтернативной коммуникации в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.Е. Буталова, У.Е. Лазарева, А.А. Тарасюк // Мой профессиональный стартап: сборник статей по материалам III Всероссийской студенческой научно - практич. конф-ции. - 2016. - С. 32-35.
7. Вощенко, Н.Д. Альтернативные способы коммуникации в работе с детьми с расстройством аутистического спектра [Текст] / Н.Д. Вощенко // Сибирский вестник специального образования. - 2015.- № 2 (15). - С. 22-24.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 200 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // - 1996. - № 4. - С. 46-52.
10. Гилберт, К. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов [Текст] / К. Гилберт, Т. Питерс // Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. JI.M. Шипицыной; Д.Н. Исаева. - М.: Владос, 2003. - 144 с.
11. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2007. - 976 с.
12. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов. - М.:, 1980. - 104 с.
13. Григорьева, Л.П. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) [Текст] / Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева и др. - М., 2002. - 415 с.
14. Горудко, Т.В. Руководство к применению персонифицированного словаря картинных символов коммуникации: учеб.- метод. пособие [Текст] / Т.В. Горудко Под ред. Н.Н. Баль. Минск:, 2009. 40 с.
15. Доронина В.С. Альтернативная система коммуникации как первый этап коррекционно-логопедической работы с детьми с расстройством аутистического спектра [Текст] / В.С. Доронина // OPEN INNOVATION: сборник статей III Межд. научно-практич. конф-ции. Пенза, - 2018. - С. 164168.
16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 508с.
17. Каган, В.Е. Аутята. Родителям об аутизме [Текст] / В.Е. Каган. - СПб.: Питер, 2016. - 160 с.
18. Лабунская, В.А. Невербальное поведение [Текст] / Лабунская В.А. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1986. - 134 с.
19. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг - М.: Изд. моек, ун-та, 1990. - 197 с.
20. Леонтьев, A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. - М., 2014. - 316 с.
21. Леонтьев, A.A. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М., 2014. - 224 с.
22. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст] / М.И. Лисина - СПб., 2009. - 320 с.
23. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПБ., 2014. - 335 с.
24. Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы) [Текст] / О.В. Матвеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 7. - С. 42-47.
25. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. [Текст] /
B. М. Минаева - М., 1999. - 48 с.
26. Мнухин, С.С. О синдроме раннего детского аутизма, или синдроме Каннера у детей [Текст] / C.C. Мнухин, A.E. Зеленецкая, Д.Н. Исаев // Печатается по изданию: Детский аутизм. Хрестоматия. СПб., 1997,
C. 24-30.
27. Морозов, С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу) [Текст] / С.А. Морозов. - М., 2002. - 108 с.
28. Морозова, С.С. Развитие речи у аутичных детей в рамках
поведенческой терапии. Аутизм: Методические рекомендации по
коррекционной работе [Текст] / Под ред. С.А. Морозова. - М., 2002. - С. 120151.
29. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме [Текст] / Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции // Под ред. С.А. Морозова. - М., 2001. - С. 102-131.
30. Назаревич, О.С., Черепанова В.С. Методы альтернативной коммуникации в работе с детьми с расстройством аутического спектра [Текст] / О.С. Назаревич, В.С Черепанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 3336-3340.
31. Никольская, О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / О.С. Никольская. - М., 1985. - 22с.
32. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей [Текст] / О.С. Никольская - Дефектология. -1995. - № 2. - С. 8-17.
33. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг - М.: Теревинф, 1997. - 342 с
34. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей [Текст] / Л.Г. Нуриева - Теревинф, 2003. - С. 145-148.
35. Осипова А.А. Общая психокоррекция. учебное пособие [Текст] / A.A. Осипова - М., 2007. - 512 с.
36. Рубцова М.А. Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с аутизмом [Текст] / М.А. Рубцова // Инклюзивное образование в профессиональных образовательных организациях: проблемы и решения Материалы ХУШ Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 99-102.
37. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок. Эври-чайлд (Великобритания), 2010. [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://autism-aba.blogspot.ru/2017/
38. Салихзянова, Т.Ф. Система РЕСS (Picture Exchange Communication System) в работе дефектолога [Текст] / Т.Ф. Салихзянова // Мир специальной педагогики и психологии: научно-практический альманах. М., 2016. С. 110-117.
39. Семаго, Н.Я. Диагностический комплект психолога. Методика «Эмоциональные лица». [Текст] / Н.Я. Семаго// - М., 2007. - 17 с.
40. Сороко, Е.Н. Альтернативная коммуникация как средство повышения качества жизни детей с нарушениями навыков вербального общения [Текст] / E.H. Сороко, В.Я. Эпелева // Научные стремления. - 2016. - № 3 (19). - С. 93-95.
41. Фрост, Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. [Текст] / Л. Фрост, Э. Бонди - М., 2011. 416с.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 305 с.
43. Яковлева, И.В. PECS технологии в обеспечении коррекционноразвивающего процесса современного образования детей с аутизмом [Текст] / И.В. Яковлева // Сопровождение детей с ОВЗ в условиях социокультурного пространства современного образования в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сборник научных трудов по материалам Межд. научно - практич. конфе-ции. Елец, 2018. - С. 55-57.
44. Ястребова Л.А., Плеханова М.А. Система альтернативной коммуникации (PECS) в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / Л.А. Ястребова, М.А. Плеханова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - № 54-6. - С. 252-259.
45. Asperger, H. (1944). Die 'aunstisehen Psychopathen' im Kindesalter. [Text] / H. Aspger // Archiv fur psychiatrie und Nervenkrankheiten 117, p.- 76136.
46. Hobson R.P. Autism and the development of mind. Hove [Text] / R.P. Hobson // Hillsdale: Laurence Erlbaum Association, 1993a.
47. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact [Text] / Kanner L. // Nervous child. - 1943. - Vol.2. - pp.217-250.
48. Jordan, R. The nature of linguistic and communication difficulties of children with autism. Critical Influences on Child Language Acquisition and Development. [Text] / R. Jordan; In: Messer D.J., Turner G.J. (eds) - New York: St. Martin’s Press, 1993. - p.229-249.