Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа состояния проблемы профессионального самоопределения учащихся в психологопедагогической теории и практике 10
1.1 Профессиональное самоопределение учащихся: сущность и особенности профилированных средних общеобразовательных школ 10
1.2 Профильное и предпрофильное обучение школьников как фактор самоопределения к профессиональной деятельности 13
1.3 Роль внеурочной деятельности по химии в профессиональном
самоопределении учащихся 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа в профильном лицее по формированию профессионального самоопределения учащихся 9-х медицинских классов 22
2.1 Выявление педагогических условий формирования профессионального самоопределения 9-классников 22
2.2 Методическое обеспечение формирования профессионального самоопределения учащихся 9-х предпрофильных классов во внеурочной деятельности по химии 33
2.3 Анализ и интерпертация результатов опытно-поискового
педагогического эксперимента 41
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список литературы 70
Приложения 77
В современных условиях образование рассматривается как социокультурный процесс, внутри которого наравне с формированием мировоззрения и выработкой жизненной позиции личности происходят ценностные трансформации, развиваются способы деятельности, которые способствуют становлению системы жизненных ориентаций обучающихся, определяются профессиональные и социальные перспективы развития личности.
Усиление интереса к проблеме профессионального самоопределения личности как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлено практическим запросом, сформированным в нынешнее время в условиях экономических преобразований внутри нашей страны и зарубежных стран (Международный экономический форум в Давосе, 2015 г.). Во всем мире стали актуальны навыки Soft Skills (гибкие навыки), которые востребованы работодателями. Поворот российского образования к личностному и профессиональному развитию в условиях школьного обучения поставил принципиальный вопрос о разностороннем развитии личности школьника, которые регламентируют документы: ФГОС ООО, Концепция модернизации российского образования на 2016-2020 годы, Национальный проект «Образование» до 2024 года. Что не маловажно, при этом определился очень важный аспект - за учеником закрепился статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего
индивидуальностью, правом выбора, рефлексией, самоактуализацией.
Перед образовательными учреждениями стоит одна из важнейших задач - создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной плодотворно жить в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах
жизнедеятельности, в том числе профессиональной. Одним из направлений поиска эффективного формирования профессионального самоопределения в
3
общеобразовательной школе рассматриваются предпрофильные и профильные классы в школе, специфика, которых должна заключаться в профессиональной ориентации и подготовке 9-классников к дальнейшему освоению определённой профессии в урочное и внеурочное время.
Проблему исследования в той или иной степени изучали следующие исследователи: Т. Ф. Турутина (2004 г.), В. И. Лях (2005 г.),
В. Н. Пересыпкин (2005 г.), А. С. Звягин (2007 г.), А. В. Новикова (2007 г.), А. А. Подгорнова (2009 г.), С. В. Папсуева (2012 г.), которые изучали те или иные аспекты проблемы магистерской диссертации. Анализ состояния исследуемой проблемы показал недостаточность научно-методического сопровождения процесса предпрофильного обучения во внеурочной деятельности по химии и формирования профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы. Недостаточное освещение в педагогической науке и образовательной практике решение проблемы исследования требует разработку новых педагогических условий для формирования и развития уровня профессионального самоопределения школьников. Следовательно, необходимость поиска путей перехода школы к эффективному формированию профессионального самоопределения учащихся как никогда актуальна.
Отсюда возникает противоречие между возросшими требованиями к обучающимся и их готовностью к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки; в связи с этим требованиями к уровню готовности к профессиональному самоопределению выпускников средних общеобразовательных школ и не разработанностью эффективных способов профессионального самоопределения учащихся в предпрофильном и профильном обучении; большим количеством теоретико-методологических трудов по профориентации в период обучения в общеобразовательной школе и их комплексное применение во внеурочной деятельности применительно к предметной (химической) профориентации.
Выделенное противоречие, результаты изучения опыта практической деятельности школ, анализ психолого-педагогической литературы позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в обосновании педагогических условий формирования профессионального самоопределения учащихся 9-х медицинских классов во внеурочной деятельности и тему выпускной работы магистранта «Профессиональное самоопределение учащихся девятых классов профильного лицея во внеурочной деятельности по химии».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионального самоопределения в процессе предпрофильного обучения учащихся 9-го класса во внеурочной деятельности по химии.
Объект исследования - профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов в лицее с химико-биологическим профильным направлением во внеурочной деятельности по химии.
Предмет исследования - педагогические условия профессионального самоопределения учащихся 9-х классов общеобразовательной школы с химико-биологическим профильным направлением во внеурочной деятельности по химии.
Формирование профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы в процессе предпрофильного обучения будет успешным при следующих условиях (гипотеза):
- уточнены понятия исследуемой проблемы в педагогической теории и практике обучения химии: «педагогическое условие», «внеурочная
деятельность», «профессиональное самоопределение»;
- определены педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся 9-х классов в химическом образовании;
- разработана и реализована авторская программа кружка по профессиональному самоопределению учащихся 9-х классов во внеурочной деятельности по химии.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. изучить сущность и особенности проблемы профессионального самоопределения личности в педагогической теории и практике обучения химии;
2. раскрыть особенности внеурочной деятельности по химии в условиях предпрофильного обучения;
3. выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся 9-го класса МБОУ «Лицей №116 имени Героя Советского Союза А.С.Умеркина» с медицинским уклоном.
Теоретико-методологической основой исследования являются системно-деятельностный, личностно-ориентированный и проблемноориентированный подходы, а также фундаментальные труды по дидактике и методике (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Андреев и др.), труды по методике обучения непосредственно предметной области химии/ химии и биологии (М. С. Пак, Г. М. Чернобельская, С. С. Космодемьянская, С. И. Гильманшина и др.); работы по теме формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях непрерывного образования (Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко и др.), исследования в области профориентации (Л. А. Йовайша, Р. М. Шакирзянова, Л. Г. Смышляева, Е. В. Муравьева и др.), методологические основы профориентации и ее диагностики (С. Н. Чистякова, Т. И. Шалавина, А. П. Черняковкая, Е. А. Климов и др.)
Методы и методики исследования. В исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ результатов внеучебной деятельности (химико-биологические турниры, участие в мероприятиях университетов и т.д.) испытуемых; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), статистическая обработка результатов педагогического эксперимента и их анализ (угловое преобразование Фишера (для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости эффекта) и критерий Колмогорова-Смирнова (для оценки достоверности расхождения)), «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Профессиональная мотивация учащегося» Л. А. Верещагиной, «Пирамида Дилтса», анкетирование с целью определения уровня самооценки Н. Е. Водопьяновой и Н. В. Лик, «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБОУ «Лицей №116 имени Героя Советского Союза А.С.Умеркина» Вахитовского района г.Казани РТ. Количество респондентов: 110 учеников лицея.
Всего было 3 этапа исследования.
1) сентябрь 2017 - сентябрь 2018 гг.- констатирующий,
2) сентябрь 2018 - март 2018 гг. - формирующий,
3) март 2018 - май 2019 гг.- контрольный этап.
Научную новизну исследования мы видим в следующем:
• конкретизированы понятия: профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру специальностей в целом и к определенной выбранной профессии; «педагогическое условие» - это обстоятельство процесса обучения, являющееся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей, «внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы;
• определены особенности внеурочной деятельности по химии, способствующие профессиональному самоопределению школьников: создание целостного образовательного пространства на основе общего образования, предпрофильного обучения и внеурочной деятельности, включающей функцию дополнительного образования, внеурочную, внеклассную и внешкольную работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания понятий «педагогическое условие», «внеурочная деятельность», «профессиональное самоопределение», определении и раскрытии педагогических условий профессионального самоопределения 9-классников и критерии оценки их реализации, выявлении проблемы профессионального самоопределения школьников во внеурочной деятельности в теории и практике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработана и апробирована в образовательном процессе общеобразовательной школы программа внеурочной деятельности по химии с профессионально-ориентационным уклоном, позволяющая эффективно формировать и развивать профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов, направлять на профильные предметы лицея (химия и биология).
Материалы исследования могут быть использованы учителями- предметниками, психологами, педагогами дополнительного образования в работе над профессиональным самоопределением школьников старшего подросткового возраста (учащихся девятых классов).
Достоверность исследования обеспечиваются опорой на данные современных исследований по философии и социологии образования, педагогике, психологии и методике обучения химии; адекватностью применяемых методов диагностических методик цели и задачам исследования; математической обработкой результатов педагогического эксперимента; разработкой программы предметного кружка внеурочной деятельности лицея в соответствии с задачами и гипотезой и ее успешной апробацией.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты нашего исследования обсуждались:
• на заседаниях методического объединения учителей естественнонаучного цикла МБОУ «Лицей №116 имени Героя Советского Союза А.С.Умеркина» Вахитовского района г. Казани,
• на собрании родителей учащихся 9-х классов МБОУ «Лицей №116 имени Героя Советского Союза А.С.Умеркина»,
• докладывались на установочной конференции защиты отчета педагогической практики (2017-2018 уч.г., 2018-2019 уч.г.),
• установочной конференции защиты отчета по проекту в рамках гранта «Наш новый учитель» (2017-2018 уч.г.),
• на Республиканской стажировке учителей курсов повышения квалификации «Проектирование урочных и внеурочных занятий по учебным предметам «Химия» и «Биология», обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования» (2018 г.),
• V International research-to-practice Conference «Innovations in education: search and solutions» (2018 г.),
• 66-й Всероссийской научнопрактической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования» (2019 г.),
• а также апробировались в образовательном процессе МБОУ «Лицей №116 имени Героя Советского Союза А.С.Умеркина».
Результаты исследования отражены в 5 публикациях, среди которых имеются публикации с индексированием в РИНЦ.
Структура и объем исследования. Работа магистранта состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 65 источников, в том числе 3 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 87 страниц, в которой содержание исследования изложено на 76 страницах и иллюстрировано 19 таблицами, 5 рисунками. В работе представлено 3 приложения.
На основе системного анализа современных достижений в области педагогики, психологии и химии, использования результатов проведенных исследований по совершенствованию процесса профильного обучения и формирования профессионального самоопределения сформулированы выводы решений по задачам педагогического исследования.
1) Решение первой задачи педагогического исследования предполагает конкретизацию понятий:
- «профессиональное самоопределение» - это избирательное отношение индивида к миру специальностей в целом и к определенной выбранной профессии,
- «педагогическое условие» - это обстоятельство процесса обучения, являющееся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм для достижения дидактических целей,
- «внеурочная деятельность» представляет собой неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы.
2) В рамках решения второй задачи педагогического исследования раскрыта особенность внеурочной деятельности по химии в условиях предпрофильного обучения как создание целостного образовательного пространства на основе общего образования, предпрофильного обучения и внеурочной деятельности, включающей функцию дополнительного образования, внеурочную, внеклассную и внешкольную работы. Внеурочная деятельность учителя-предметника дает ему возможность помочь учащимся в выборе будущей профессиональной траектории через предметные кружки (кружок по химии) в рамках предпрофильного обучения учащихся общеобразовательной школы.
3) Решение третьей задачи педагогического исследования предполагает:
- Выявление и реализацию педагогических условий, способствующих формированию у 9-классников профессионального самоопределения выглядят:
-взаимодействие школьного педагогического коллектива (которые могут прибегнуть к помощи других организаций) и учащихся 9-х медицинских классов, обеспечивающее в единстве процесс формирования профессионального самоопределения в процессе предпрофильного обучения во внеурочной деятельности;
-сукцессия образования: общеобразовательное (пропедевтика,
предпрофильное, профильное обучение) и профессиональное во внеурочной деятельности;
-выявлена с помощью диагностик особенность индивида учащегося: интересов, предпочтений, способностей, склонностей,
-будет разработана и апробирована программа кружка по химии «Моя профессиональная траектория» в целях формирования профессионального самоопределения 9-классника, где занятия предполагают связь химии с психологией;
-активное включение субъектов нашего исследования в массовые мероприятия, а также использование рабочей тетради (где фиксируются промежуточные результаты профессиональной траектории).
- Разработку шкалы 5-балльных уровней готовности 9-классников к профессиональному самоопределению, которые позволяют учителю химии оценить уровень формирования готовности по показателям и компонентам.
- Определение оценочных компонентов сформированности профессионального самоопределения учащихся 9-х классов во внеурочной предметной деятельности: мотивационно-потребностный - это наличие мотивов, профессиональных предпочтений и интересов, положительного отношения к выбору будущей профессии; согласованность выбора
профессии с профессиональными предпочтениями и интересами; когнитивный - самопредъявление самого себя; информированность о профессиях, требованиях и условиях труда, путях получения образования, а затем работы, а также о мире не только медицинских, но и химических, химико-биологических и так далее профессий в целом и отдельно; деятельнопрактический - коммуникативное самообладание, умение слушать и самостоятельно принимать решения, потребность в коммуникации, адекватная самооценка;
- В рамках педагогического этапа эксперимента разработаны критерии и показатели результативности педагогических условий формирования самоопределения 9-классников в профессиональной сфере:
-критерий реакций - это мнение учащихся, их родителей, руководства лицея и сотрудничающих организаций: положительное отношение к
процессу формирования у учащихся профессионального самоопределения, содержанию, педагогическим условиям;
-критерий качества - положительная динамика компонентов готовности учащихся 9-х классов к профессиональному самоопределению;
-критерий условий - взаимосвязь процесса формирования профессионального самоопределения с теоретическим обучением и менять, активное включение обучающихся в процесс формирования профессионального самоопределения;
-критерий результата - реализация учащимся профессиональных намерений.
- Анализ результатов этапов педагогического эксперимента позволил учащимся экспериментальной группы повысить в ходе формирующего этапа эксперимента уровень готовности к самоопределению в профессиональной сфере на основе статистически обработанных данных. Общий уровень готовности учащихся экспериментальной группы оказался выше (на 8%), чем учащихся контрольной группы и стал соответствовать уровню выше промежуточного - перспективному.
В целом, педагогический эксперимент в наибольшей степени повлиял формированию готовности 9-классников к профессиональному самоопределению. Полученные в ходе нашей работы результаты по каждому показателю и компоненту готовности к самоопределению в профессиональной сфере демонстрируют положительную динамику - повышение готовности учащихся 9-х медицинских классов к профессиональному самоопределению.
Таким образом, результаты анализа исследуемой проблемы и опытно - поисковой проверки подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.
За пределами данного исследования остался ряд проблем, требующих своего научного осмысления: выявление условий преемственных
образовательных программ, разработка критериев определения качества формирования профессионального самоопределения, определение направлений профильного обучения и т.д.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука. - 1980. - 336 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299 с.
3. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. 2000. №8. С. 11-17.
4. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. М.: Педагогика, 2002. - 267 с.
5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
6. Атутов П.Р. Профессиональная ориентация как педагогическая проблема // Педагогические основы профессиональной ориентации молодёжи. М., 1982. С. 10-12.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
8. Белкин А.С. Возрастная педагогика. Екатеринбург, 1999. -269 с.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. -192 с.
10. Бенин В.Л. Специфика актуальной культуры и содержание программ общеобразовательной школы// Образование и наука. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. - пед. ун-та, 2000. №2 (4). С. 88-93.
11. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. М.: Совершенство, 1998. -192 с.
12. Беспалько В.П. Персонифицированное образование // Педагогика,
1998. №2. С. 12-17.
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
14. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. - 196 с.
15. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 425 с.
16. Бухарова Г.Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та 1995. - 38 с.
17. Бухарова Г.Д. Естественнонаучное образование: состояние и проблемы // Вест, ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГГТУ. Сер. 3. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. С.79-84.
18. Бухарова Г.Д. Колледж в системе непрерывного профессионального образования // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2003. Вып.2, ч. 1. С. 23-29.
19. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. - 234 с.
20. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития. М.: Педагогика, 1990. - 196 с.
21. Выготский Л.С. Вопросы психологии детской игры // Вопросы психологии. 1966. №6. - С. 31.
22. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Изд-во Совершенство, 1998. - 608 с.
23. Голомшток А.Е. Курс «Основы производства. Выбор професии» в школах Москвы // Школа и производство. 1989. №7, С. 6-9.
24. Гриншпун С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1993.- 32 с.
25. Губанова М.И. Формирование профессиональных намерений старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 1994. - 21 с.
26. Гусаков А.Х., Лазаренко А.А. Кружки по химии в школе. Из опыта работы учителей. М., «Просвещение», 1978. - 112 с.
27. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодёжи. Профпедагогика. М.: Высш. шк., 1988. - 142 с.
28. Звягин А.С. Предпрофильная подготовка учащихся в рамках элективного курса по химии: Автореф. дис. д-ра.пед. наук. М., 2007. -19 с.
29. Кисельникова Е.Н. Педагогические условия развития адаптивных способностей старших подростков в учреждении дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. 2003. - 21 с.
30. Кларин М.В. Личностная ориентация в системе непрерывного образования // Педагогика, 1996. №2. С. 14-17.
31. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Е.А. Климов. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
32. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. - 57 с.
33. Ковалёва Л.Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Томск. 1993. - 22 с.
34. Космодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии: учебное пособие. Казань: ТГГПУ, 2011. - 136 с.
35. Космодемьянская С.С. Самообразование будущего учителя химии/ С.С.Космодемьянская, С.П.Смирнова/ Issues of social work and
professionalism of a teacher in the information society: materials of
theinternational scientific conference on November 5-6, 2015 - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2015. -p. 95
36. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Утверждена Приказом Министра образования РФ № 2783 от 18.07.2002 года. М., 2002. -23 с.
37. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 года. М., 2014. -124 с.
38. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976. - 218 с.
39. Лях В.И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск. 2005. - 24 с.
40. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование организация и контроль. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. -145 с.
41. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 108-117.
42. Мирошниченко А.А. Профессионально ориентированные структуры учебных элементов. Глазов, 1999. - 62 с.
43. Новиков A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования //Педагогика, 1998. №3. С. 11-17.
44. Новикова А.В. Методика внеурочной работы по химии в лицеях медицинского профиля: . Автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург.
2007. - 20 с.
45. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии у учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис. д-ра.пед. наук. М.,
1984. -33 с.
46. Пак М.С. Методология и методы научного исследования. Для магистрантов химико-педагогического образования: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2019. - 168 с.
47. Пальянов М.П. Всестороннее развитие личности школьника. М.: Томск, 1985. - 273 с.
48. Папсуева С.В. Профессиональное самоопределение школьников подросткового возраста: Автореф. дис. канд.пед. наук. Омск. 2012. -24с.
49. Пересыпкин В.Н. Профессиональное самоопределение старших школьников во внеурочной деятельности: Автореф. дис. канд.пед. наук. Кемерово. 2005. -24с.
50. Пинский А.А. Концепция профильного обучения: Всё идёт по плану. Народное образование, 2004. С.55.
51. Подгорнова А.А. Методика создания и организация изучения элективного курса «Химия и здоровье» в предпрофильном обучении химии: Автореф. дис. канд.пед. наук. Санкт-Петербург. 2009. -23с.
52. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи: концепция / Отв. ред. В.А. Поляков, С. Н. Чистякова//Педагогика. 1993. № 5. С. 33-37.
53. Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. №4509/49 от 05.12.2003 г.
53. Смирнова С.П. Внеурочная деятельность по химии и профессиональное самоопределение учащихся в профильном лицее/ С. П. Смирнова, С. С. Космодемьянская// Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 66 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г.Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2019 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2019
54. Смирнова С.П. Роль метапредметных результатов обучения естественно-научного цикла в формировании самоопределения учащихся/ С. П. Смирнова, С. С. Космодемьянская// «Innovationsineducation: searchandsolutions» ProceedingsoftheVInternational research-to-practice Conference. National Academy of Education named after Y. Altynsarin. - Astana: NAE named after Y. Altynsarin, 2018. - p.931.
55. Смирнова С.П. Сертификация как метод самоформирования студента - будущего учителя химии // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования, № 2 (5). Казань. 2018. с. 9-13.
56. Смирнова С.П. Сценарий и презентация интеллектуальной игры «Где логика?»/ [Электронный ресурс] URL:
http://fond21veka.ru/publication/11/29/4682/
57. Темникова Е.Н. К понятию профессиональное становление личности. Профессиональная педагогика: Категории понятия дефиниции: Сб. науч. Тр. / Отв. ред. Г.Д. Бухарова. Вып. 1. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та. 2003. С. 162-168.
58. Фоминых Е.К. Формирование готовности к личностному самоопределению в процессе профессионализации: Автореф. дис. канд. психол. наук. 2000. - 22 с.
59. Халикова Ф.Д.Справиться можно с любыми трудностями/ Ф. Д. Халикова, С. П. Смирнова, М. Н. Васильева. Электронный педагогический журнал Марариф.РФ. №103-2018.
60. Чистякова С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»/ Чистякова С. Н., Умовская И.А., Шалавина Т.И., Цуканов А.И.. М.: 1999.
61. Чистякова С.Н. Методика профессиональной ориентации школьников: Метод пособие / под ред. С.Н. Чистяковой, М.Л. Кондюриной. Петрозаводск, 1991. - 131 с.
62. ШкаринаТ.И. Структура и содержание профессионального обучения учащихся общеобразовательных учреждений медицинского профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. 1999. -23 с.
63. Alishev T.B., Gilmutdinov A.H. Opyt Singapura: sozdanie obrazovatel’noj sistemy mirovogo urovnja. [Singapore’s experience: creating a world-class education system]. Voprosy obrazovanija. [Education Issues]. 2010. №4. P.227-246.
64. Kosmodemyanskaya Svetlana S., Nizamov Ilnar D., Gilyazetdinov Edward M., Formation of adaptive subject competencies for first-year stydents, future chemists: expectations and realities // Ad Alta-Journal of interdisciplinary research. - 2018. - Vol.8, Is/1 - P.150-152.
65. Law B. Careers Education and Curriculum Priorities in Secondary Shcools // Educational Analysis, 1981. Vol. 3. No. 2. P.53-64.