Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии 8
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «валеологическая культура» 8
1.2.Особенности формирования валеологической культуры в подростковом возрасте 16
1.3. Понятие здоровьесберегающих технологий 24
Вывод по I главе 37
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ организации учебной деятельности, степени сформированности культуры здорового образа жизни среди учащихся 9-х классов, уровня мотивации их познавательной деятельности . 40
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению элективного курса для 9-ого класса 55
2.4. Мониторинг и создание модели здоровьесберегающего образовательного пространства с целью формирования валеологической культуры учащихся в МБОУ «СОШ № 119» 58
2.5. Статистическая обработка результатов исследования 79
Выводы по II главе 83
Заключение 84
Список литературы 87
Приложения 93
Актуальность проблемы исследования.
В настоящее время многие дети и подростки зачастую плохо адаптируются в окружающем мире. Это происходит из-за того, что на них негативно влияет современная школьная среда, не всегда полноценное питание, перестройка системы образования, часто неблагополучный психологический климат в семье и в школьном коллективе [55]. В большинстве случаев это приводит их к девиантному поведению, ослаблению физического и психического здоровья. Огромную роль в этом играет и низкий уровень валеологической грамотности. Это видно из того, что чаще всего учащиеся не осознают зависимость своего здоровья от образа жизни, не умеют оценить свой образ жизни, не умеют сохранять и укреплять свое здоровье.
Развитие ребёнка, его здоровье, адаптация во многом определяются средой, в которой он живёт. Более 70% времени бодрствования ребёнка связаны со школой. Это означает, что школа должна быть фактором сохранения здоровья ребёнка, его развития. Необходима систематическая подготовка учащихся по вопросам укрепления физического и психического здоровья, необходима просветительская работа с педагогическими работниками и родителями по вопросам сохранения и улучшения здоровья детей [43]. Получение образования должно происходить без ущерба здоровью детей. От того, насколько будет сформирована модель поведения ребёнка в отношении своего здоровья, будет зависеть его последуюшая деятельность в формировании своего личностного потенциала.
Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни человека, служит залогом его полноценной жизни. Немалую роль здоровье человека играет в динамике экономического развития общества. Оно является одним из показателей социально-этической зрелости общества, степени заботы государства о здоровье своего народа. Человек же в свою очередь тоже несёт
ответственность за свое здоровье, здоровье своего потомства и за тех, кому она может и должна помочь (престарелым, инвалидам, людям с ограниченными возможностями здоровья и др.). Показателями общей культуры человека являются уровень внимания к собственному здоровью, уровень самостоятельности в профилактике его нарушений, здоровый образ жизни. Изучение психолого-педагогической литературы, а также педагогической практики позволили нам сформулировать следующее противоречие: между потребностью проведения психолого-педагогической работы по формированию валеологической культуры учащихся для обеспечения эффективности процесса здоровьесберегающего обучения с одной стороны, и недостаточной изученностью содержания, форм и методов формирования валеологической культуры подростков.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования валеологической культуры на уроках биологии в 9-х классах.
Цель исследования заключается в выявлении основных направлений формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Объект исследования: процесс формирования валеологической
культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии повысится, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «Валеологическая культура»;
- учитывать возрастные особенности формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии;
- организовать формирующие мероприятия, способствующие формированию валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
В соответствии с выдвинутыми гипотезой, проблемой, целями, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «валеологическая культура»;
2. определить особенности формирования валеологической культуры подростков;
3. раскрыть формы, методы и приемы формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии;
4. опытно-экспериментальным путем проверить эффективность комплекса занятий содержанию средств здоровьесберегающих технологий.
Методы исследования:
- теоретические: системный анализ, обобщение, сравнение
- эмпирические: наблюдение, диагностические тестирования с
использовнием таких методик, как:
1. 1.Методика Н.Г. Лускановой «Мотивации познавательной деятельности» (при изучении биологии) (Приложение 1).
2. 2.Методика Н.С. Гаркуши «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Приложение 2).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №119» Авиастроительного района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми подросткового возраста с целью формирования валеологической культуры средствами
здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, были определены теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования. Выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы, методы формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенный теоретический анализ литературы позволяет расширить и уточнить знания об особенностях валеологической культуры учащихся 9-х классов.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования и разработанная модель могут быть использованы администрацией и педагогическими работниками образовательных учреждений при продолжении формирования валеологической культуры учащихся; результаты исследования будут полезны студентам для подготовки к семинарам и прохождения практики в школе для формирования
валеологической культуры учащихся средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
Здоровье участников образовательных отношений - это результат стратегического управления, эффективность которого зависит от того, насколько правильно определены приоритеты, идея, осознана миссия, четко заданы цели. В соответствии с ними далее определяются направления, содержание, формы и средства здоровьесберегающей деятельности
образовательного учреждения с целью формирования валеологической культуры. В динамично меняющихся условиях жизни с социальной точки зрения для современной школы актуальна не просто развивающая образовательная среда, но и среда здоровьесберегающая.
Решение данной проблемы обусловило постановку следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть сущность и содержание понятия «валеологическая культура».
Решение данной задачи осуществлялось в процессе изучения теоретической литературы. Анализ психолого-педагогической литературы позволил прийти нам к следующим выводам. Валеологическая культура - часть общечеловеческой культуры, предполагающая знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, владение методами и средствами контроля, сохранения и развития своего здоровья, а также умения распространять валеологические знания на окружающих.
Валеологическое воспитание представляет собой процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и
общекультурного мировоззрения. Валеологические знания есть совокупность
научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в
области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего
развития науки и самого валеологического знания.
Результатом валеологического образования должна стать
валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих
генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.
Валеологическое образование связано и активно взаимодействует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, эстетическим и другими.
2. определить особенности формирования валеологической культуры подростков;
При решении данной задачи в ходе теоретического анализа психологопедагогической литературы было выявлено, что несмотря на то, что многочисленные исследования показывают, что здоровый образ жизни является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат, способом оптимизации физиологических систем организма, поддержания здоровья на высоком уровне, продление активной жизни и является главной детерминантом здоровья существует ряд факторов, обуславливающих заболевания. Факторы, наиболее значительно влияющие на здоровье подростков:
- Досуг и здоровый образ жизни;
- Физическая культура и спорт, двигательный режим;
- Рациональное питание и здоровый образ жизни;
- Г игиена труда и отдыха;
- Вредные привычки и здоровый образ жизни.
3. раскрыть формы, методы и приемы формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. В ходе решения данной задачи мы определили, что формирование валеологической культуры в подростковом возрасте возможно и нужно.
4. опытно-экспериментальным путем проверить эффективность комплекса занятий содержанию средств здоровьесберегающих технологий.
Экспериментальная проверка позволила нам сделать вывод о достаточной эффективности проделанной работы по формированию валеологической культуры. Мы получили достоверные данные того, что разработанная программа способствует формированию культуры здорового образа жизни.
После проведения опытно-экспериментальной работы нами было организовано контрольное исследование, имеющее цель выявить основные направления формирования валеологической культуры учащихся 9-х классов средствами здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Учащиеся, имеющие на констатирующем этапе низкий уровень валеологической культуры, на контрольном этапе показали изменение исследуемых показателей в положительную сторону. Итак, наблюдалось улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятной и успешной реализации разработанной нами программы.
По полученным в нашем исследовании результатам, можно сделать вывод, что наша первоначальная гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение.
1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02 // Официальные документы в
образовании. - 2003. - № 3 - С 18-59.
2. Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков»
[Электронный ресурс] - URL:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/0020/132932/E91655R.pdf
3. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г. (ратифицирована СССР
13.06.1990г.) [Электронный ресурс] -
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon
4. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/2565085/
5. Конституции Российской Федерации http: //www.constitution.ru
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 октября 2003 года №13- 51-263/123 «Об оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/902245172
7. Постановление об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи от 29 декабря 2001 г. № 916 // Официальные документы в образовании.-2002. -№ 4- С. 66-69.
8. Приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» http: //legalacts.ru/doc/prikaz- minobrnauki-rf-ot-28122010-n-2106/
9. Стратегические направления улучшения здоровья и развития детей и
подростков [Электронный ресурс] - URL: http://www.portal.pmnch.org/matemal child adolescent/documents/9241591064/r u/
10. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования [Электронный ресурс]. - URL:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId = 2588.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http: //минобрнауки.рф/документы/1909.
13. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно
эпидемиологическом благополучии населения" https://duma.consultant.ru/page.aspx?1062895
14. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot- 24071998-n-124-fz-ob/
15. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-29122010-n-436-fz-o/
16. Андреева Н.Д. Развитие понятий по экологии человека в курсе школьнойбиологии. Дисс. канд. пед. наук: (13.00.02). СПб., 1992. - 148 с.
17. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990.-206 с.
18. Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. - JL: Наука.,
19. Бруновт Е.П., Зверев И.Д., Малахова Г.Я. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1973. - 383 с.
20. Бруновт Е.П., Малахова Г.Я., Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1984.-192 с.
21. Вайнер Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии //
22. Валеология. -1997. № 4. - С.5 - 7. - 34. Валеология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.П.Соломина, Ю.Л.Варшамова. - СПб.: Образование, 1995. - 205 с.
23. Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч., вступ. ст. В.П. Карпова. М., 1936.- 736 с.
24. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования. СПб.: СПбГУПМ, 1995. - 54с.
25. Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб.: Акцидент, 1997. - 92 с.
26. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: Укрепление организма. СПб.: Акцидент, 1997. -112 с.
27. Зверев И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиенечеловека в средней школе. JL: Просвещение, 1971. - 407 с.
28. Зверев И.Д., Гвоздырева Е.М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека. М.: Педагогика, 1971. - 199 с.
29. Зверев И.Д., Калижникова Н.И. Взаимосвязь курсов анатомии и физиологии человека и физической культуры. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. - 35 с.
30. Зверев И.Д., Мягкова А.Н., Бруновт Е.П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя. / Под ред. И.Д.Зверева. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
31. Зуев В. Ф. Педагогические труды. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1956. - 147 с
32. Ивченко Л А. Валеологический подход при изучении обобщающего курса "Биология: человек и его здоровье // Педагогическая культурология. -Тюмень -Тобольск: ТНЦ. СО. РАО, 1995. С.217 - 224.
33. Ивченко Л.А! Формирование валеологической культуры школьников в
процессе изучения дисциплин естественно-научного профиля //
Педагогическая культурология. -Тюмень-Тобольск: ТНЦ.СО.РАО, 1995.- С.200-208.
34. Ивченко Л.А. Формирование химико-валеологических знаний при решении задач гуманистической концепции образования. Автореферат, дисс. .канд. пед. наук. (13.00.02). Омск, 1997.-17 с.
35. Нестеров В. Г. Современная школа и здоровье // Труды II съезда русских врачей. Т.1. - СПб. - 1887.
36. Осипова В.Ю. Эколого-валеологическая подготовка как часть профильного биологического образования в педагогическом колледже. Автореферат. . дисс. канд. пед. наук.(13.00.02).- СПб., 1998.-17с.
37. Платон. Государство // Собр. соч.: В 4 т. - М, 1994. - Т. 3. - 421 с.
38. Петленко В.П. Валеология человека. Валеологический семинар в 5-ти томах. СПб.: Петроградский и К0,1996.
39. Петленко В.П. Валеологические критерии здоровья // 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21-24 июня 1998г.- Санкт-Петербург, Россия: Тезисы докладов. -СПб.: РИЙМиВ, 1998. С. 13-16.
40. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность,- СПб: Балтийская педагогическая академия,1998.- 120с.
41. Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Философия медицины. Киев: Здоровье, 1979. - 230 с.
42. Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды, М.: - Л., 1955.
43. Смирнов В.В. Педагогическая система профилактики и борьбы с вредными привычками в России: история и современность: монография / В. В. Смирнов ; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Москва: Компания Спутник+, 2008. - 354 с.
44. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2006. - 272 с.
45. Семенов А.А. Если врач вместе с педагогом // Медицинская газета. -1995.16 августа. С.7.
46. Семенов А.А. О воспитании человека здоровым // 5 Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии 21-24 июня 1988 г. Санкт- Петербург, Россия: Тезисы докладов. СПб.: РИПМиВ, 1988. -С. 146- 147.
47. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая
медицинская помощь : Учебное пособие для студентов средних
педагогических заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1997. -208 с.
48. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и К0,1995. - 352 с.
49. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей: К проблемам школьной валеологии .(Методическое пособие). - СПб.:Б.и„ 1993.- 116 с.
50. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология основы безопасности жизни ребенка: Пособие к курсу валеологии "Я и моё здоровье" для школы первой ступени. - СПб.: Петроградский и К0, 1995.-240 с.
51. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие к курсу "Валеология" для учащихся 5-7 классов. СПб.: Петроградский и К0, 1997. - 288 с.
52. Тюмасева З.И. Теория и практика эколого-валеологической направленности системы непрерывного биологического образования. Дисс. . док. пед. наук в виде научного доклада (13.00.02). Челябинск, 1996. - 47 с.
53. Тюмасева З.И., Григорьева А.П., Гольнева Д.П. Комплексная программа эколого-валеологического образования в основной общеобразовательной школе. Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1996. - 100 с.
54. Ушинский К.Д. Срлрание сочинений. Т.8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии,- М-Л.: Из-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. 776 с.
55. Фармаковский Фармаковский В.Л. Школьная диэтика. Одесса, Тип. Е.И. Фесенко, 1895
56. Цетлин B.C. Неуспеваемость школьников и её предупреждение. М.: Педагогика, 1977,- 120 с.
57. Kamahina, R.S. Principal directions in the formation of health-saving space in school / R.S. Kamahina, L.A. Lohotskaya, I.F. Yarullin // International Journal of Pharmacy and Technology. - 2016. - Vol. 8. - № 3. - P.14872-14883.