ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Современное состояние проблемы безопасности подростков 9
1.2. Теоретические понятия по теме исследования 10
1.3. Интерактивные методы обучения, использованные для разработки
программы интерактивных занятий 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 26
2.1 Анализ сформированности безопасного поведения у средних
подростков 26
2.2 Реализация программы интерактивных занятий на уроках по
основам безопасности жизнедеятельности 48
2.3 Интерпретация и анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложения 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Современное состояние проблемы безопасности подростков 9
1.2. Теоретические понятия по теме исследования 10
1.3. Интерактивные методы обучения, использованные для разработки
программы интерактивных занятий 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 26
2.1 Анализ сформированности безопасного поведения у средних
подростков 26
2.2 Реализация программы интерактивных занятий на уроках по
основам безопасности жизнедеятельности 48
2.3 Интерпретация и анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложения 77
Рост количества преступлений против детей, дорожно-транспортных происшествий с участием детей, катастроф природного, техногенного и социального характера, возрастающая криминализация социума, распространение наркотизации в обществе, отсутствие знаний и навыков действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, актуализируют поиск методов для формирования сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности у детей и подростков.
В настоящее время перед системой образования поставлена задача по формированию у подростков безопасного поведения и ответственного отношения к личному здоровью и жизни и к здоровью и жизни окружающих.
Федеральный государственный образовательный стандарт [3] делает запрос на воспитание безопасного типа личности, что становится возможным только при создании соответствующих педагогических условий, методов и средств обучения.
С целью формирования безопасного поведения и ответственного отношения к жизни и здоровью у учащихся, в образовательных учреждениях введена дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), как учебный предмет, обладает огромным потенциалом для формирования безопасного поведения и личностного развития подростков. Основы безопасности жизнедеятельности напрямую связаны с такими учебными предметами как физическая культура, биология, обществознание, технология, физика, химия, география и другими. Именно ОБЖ формирует представление у учащихся об основах безопасного поведения, навыках оказания первой помощи и компетентным действиям в чрезвычайной или опасной ситуации.
В современной педагогической практике в общеобразовательных школах, ОБЖ преподается с 7 класса, это возраст 13-14 лет, тот самый, «переходный», когда мальчик превращается в юношу, а девочка в девушку. Возраст, в котором часто бывает поздно разъяснять подростку ценность здоровья и жизни. Необходимо как можно раньше начинать разъяснять ребенку основы безопасного поведения, тем более, что все возможности для этого имеются - во многих профильных учебных заведениях дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» начинают изучать с 5 класса. Кроме основного теоретического курса с 7-го по 11-й класс, А.Т. Смирновым, Б.О. Хренниковым [44, 45] разработан учебно-методический комплекс для учащихся 5-х и 6-х классов. Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевским Н.В. Ивановой разработан учебнометодический комплекс для начальной школы - со второго по четвертый классы, для первоклассников учебники разработаны А.В. Гостюшиным, А.А. Усачевым, А.И Березиным, в которых учтены возрастные особенности детей и выстроена система изучения предмета.
Чаще для преподавания предмета ОБЖ используют традиционные формы и методы обучения, что не эффективно для формирования безопасного поведения. Низкий уровень подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности говорит о необходимости более эффективной организации процесса формирования безопасного поведения у подростков.
Степень разработанности проблемы: вопросы поиска методов и средств обучения для формирования навыков, культуры и готовности к безопасному поведению у детей и подростков исследованы в работах А.В Попкова [36], Л.А.Сорокиной [47], А.В. Неймышева [29], - в своих трудах ученые рассматривают методы и формы воспитательной составляющей педагогической деятельности, ее сущность, структуру и содержание.
Вопросы создания педагогических условий для формирования готовности к действиям в чрезвычайных и опасных ситуациях в разных возрастных периодах - от дошкольного возраста до подросткового, освещены в работах Р.В. Григорян [14], Н.В. Елисеевой [17], Т.Г. Хромцевой [50] и др., однако, авторы рассматривают безопасное поведение в одной, определенной ситуации - в быту, природной среде или на дорогах. Выявлены не все педагогические условия и средства для формирования безопасного поведения у подростков. Мало изучена эффективность применения интерактивных методов обучения с целью формирования безопасного поведения у подростков.
Таким образом, необходимость данного исследования обусловлена следующими противоречиями:
-между социальным заказом государства и общества на «личность безопасного типа» и недостаточной разработанностью педагогических условий, методов и форм для обеспечения процесса формирования безопасного поведения у подростков.
-между традиционной методикой обучения, направленной на усвоение знаний о правилах безопасного поведения и необходимостью в эффективной подготовке подростков к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Данные противоречия формулируют проблему исследования: каковы интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, способствующие формированию безопасного поведения подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности как средство формирования безопасного поведения подростков.
Объект исследования: формирование безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: интерактивные методы обучения как средство формирования безопасного поведения подростков.
Гипотеза исследования: безопасное поведение подростков будет
достаточно сформировано при:
-учете возрастных особенностей подростков;
-разработке и внедрении программы интерактивных занятий по ОБЖ;
-применении интерактивных методов обучения на уроках ОБЖ.
Задачи исследования:
S Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования, уточнить содержание основных понятий: безопасное поведение, подростковый возраст, интерактивные методы обучения.
S Обосновать (определить) интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, способствующие формированию безопасного поведения подростков.
S Осуществить экспериментальную проверку интерактивных методов обучения, разработать и апробировать программу интерактивных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Теоретическую и методологическую основы исследования составили: интерактивный конструкт для разработки, конструирования, организации и проведении интерактивных занятий и материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков (И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина [12], Н.Ю. Марчук, И.В. Пестова, Т.Р. Дильмиева [23] и др.).
Методы и методики исследования:
1. Анализ научно-методической литературы. По теме исследования были изучены работы российских авторов: учебно-методические пособия, научные статьи, и др. Некоторые из них отражены в работе.
2. Метод опроса (анкетирования) - основной целью данного метода является получение информации при помощи набора вопросов, на которые испытуемый дает ответы, чаще всего, в письменном виде. Анкета - инструмент социологического исследования, представляющая собой структурированную систему вопросов, логически связанных с задачами и целями исследования. В данной работе использованы следующие методики: тест «Склонность к девиантному поведению» авторы: Э.В. Леус, А.Г. Соловьев (Приложение 1) [22], техника «Ожидание/Реакция» авторы - И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина (Приложение 4) [12].
3. Математическая и статистическая обработки полученных данных. Данный метод применялся с целью обработки и оценивания результатов исследования и обоснования теоретических выводов. Полученные результаты наглядно демонстрируют количественные и процентные показатели, в виде таблиц и диаграмм в тексте работы, к работе приложена обработка данных экспериментальной группы до и после проведения формирующего этапа эксперимента по методу математической статистики для малых выборок t- критерий Стьюдента (Приложение 5).
4. Формирующий эксперимент - метод исследования, подразумевающий формирование у участников эксперимента нового качества, понятия и т.д. На этом этапе были проведены занятия с использованием интерактивных методов обучения с целью формированию безопасного поведения у подростков.
Опытно-экспериментальная база исследования: экспериментальная работа по формированию безопасного поведения у подростков проводилась с декабря 2018 по апрель 2019 года на базе 8-х классов в МБОУ "Политехнический лицей №182" Кировского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
- выявлены интерактивные методы обучения, способствующие формированию безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности;
Теоретическая значимость исследования: научно обоснованы
педагогические условия по формированию безопасного поведения у подростков в процессе преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программы интерактивных занятий, направленных на формирование безопасного поведения у подростков.
Достоверность исследования: Во II главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию безопасного поведения у подростков с применением интерактивных методов обучения» проведен анализ и интерпретированы результаты констатирующего эксперимента; выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию безопасного поведения у подростков; приведен анализ результатов контрольной проверки,
подтверждающий эффективность разработанной программы.
Апробация результатов исследования осуществлялась через
публикацию материалов и выступления на научно-практических конференциях: международных - VI Международная научно-практическая конференция «Общество и личность: гуманизация в условиях информационной и коммуникационной культуры» г.Ставрополь, на базе Северо-кавказского социального института, статья «Здоровье и здоровый образ жизни в системе ценностей современного общества», объем - 4 стр.; XIV Международная научная конференция «Адаптация развивающегося организма» г.Казань, на базе Казанского (Приволжского) федерального университета, тезис «Интерактивные методы как наиболее эффективные при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», объем - 1 стр.; XVII Международная научно-практическая конференция «Современная наука: проблемы и перспективы» г.Ставрополь, на базе Центра научного знания «Логос», статья «Интерактивные методы обучения как средство мотивации к обучению и повышения показателей успеваемости» объем - 4 стр.; International Scientific and Practical Conference «Pedagogy and modern education» г.Варшава, статья «Применение интерактивных методов обучения на уроках как средство достижения образовательных и развивающих целей обучения», объем - 4 стр.; VII Международная научно-практическая конференция «Общество и личность: проблемы гуманизации современного социокультурного пространства» г.Ставрополь, на базе Северо-кавказского социального института, статья «Применение современных информационных технологий на уроках по основам безопасности жизнедеятельности», объем - 3 стр.; всероссийских - тезис доклада «Выявление уровня внутренней мотивации к учебной деятельности у учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»», опубликован в сборнике конференции «Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы», объем 2 стр.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа магистранта состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 132 страницы, содержание исследования изложено на 76 страницах, текст иллюстрирован 3 рисунками, 38 таблицами и 28 диаграммами. Работа содержит 5 приложений.
В настоящее время перед системой образования поставлена задача по формированию у подростков безопасного поведения и ответственного отношения к личному здоровью и жизни и к здоровью и жизни окружающих.
Федеральный государственный образовательный стандарт [3] делает запрос на воспитание безопасного типа личности, что становится возможным только при создании соответствующих педагогических условий, методов и средств обучения.
С целью формирования безопасного поведения и ответственного отношения к жизни и здоровью у учащихся, в образовательных учреждениях введена дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), как учебный предмет, обладает огромным потенциалом для формирования безопасного поведения и личностного развития подростков. Основы безопасности жизнедеятельности напрямую связаны с такими учебными предметами как физическая культура, биология, обществознание, технология, физика, химия, география и другими. Именно ОБЖ формирует представление у учащихся об основах безопасного поведения, навыках оказания первой помощи и компетентным действиям в чрезвычайной или опасной ситуации.
В современной педагогической практике в общеобразовательных школах, ОБЖ преподается с 7 класса, это возраст 13-14 лет, тот самый, «переходный», когда мальчик превращается в юношу, а девочка в девушку. Возраст, в котором часто бывает поздно разъяснять подростку ценность здоровья и жизни. Необходимо как можно раньше начинать разъяснять ребенку основы безопасного поведения, тем более, что все возможности для этого имеются - во многих профильных учебных заведениях дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» начинают изучать с 5 класса. Кроме основного теоретического курса с 7-го по 11-й класс, А.Т. Смирновым, Б.О. Хренниковым [44, 45] разработан учебно-методический комплекс для учащихся 5-х и 6-х классов. Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевским Н.В. Ивановой разработан учебнометодический комплекс для начальной школы - со второго по четвертый классы, для первоклассников учебники разработаны А.В. Гостюшиным, А.А. Усачевым, А.И Березиным, в которых учтены возрастные особенности детей и выстроена система изучения предмета.
Чаще для преподавания предмета ОБЖ используют традиционные формы и методы обучения, что не эффективно для формирования безопасного поведения. Низкий уровень подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности говорит о необходимости более эффективной организации процесса формирования безопасного поведения у подростков.
Степень разработанности проблемы: вопросы поиска методов и средств обучения для формирования навыков, культуры и готовности к безопасному поведению у детей и подростков исследованы в работах А.В Попкова [36], Л.А.Сорокиной [47], А.В. Неймышева [29], - в своих трудах ученые рассматривают методы и формы воспитательной составляющей педагогической деятельности, ее сущность, структуру и содержание.
Вопросы создания педагогических условий для формирования готовности к действиям в чрезвычайных и опасных ситуациях в разных возрастных периодах - от дошкольного возраста до подросткового, освещены в работах Р.В. Григорян [14], Н.В. Елисеевой [17], Т.Г. Хромцевой [50] и др., однако, авторы рассматривают безопасное поведение в одной, определенной ситуации - в быту, природной среде или на дорогах. Выявлены не все педагогические условия и средства для формирования безопасного поведения у подростков. Мало изучена эффективность применения интерактивных методов обучения с целью формирования безопасного поведения у подростков.
Таким образом, необходимость данного исследования обусловлена следующими противоречиями:
-между социальным заказом государства и общества на «личность безопасного типа» и недостаточной разработанностью педагогических условий, методов и форм для обеспечения процесса формирования безопасного поведения у подростков.
-между традиционной методикой обучения, направленной на усвоение знаний о правилах безопасного поведения и необходимостью в эффективной подготовке подростков к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Данные противоречия формулируют проблему исследования: каковы интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, способствующие формированию безопасного поведения подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности как средство формирования безопасного поведения подростков.
Объект исследования: формирование безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: интерактивные методы обучения как средство формирования безопасного поведения подростков.
Гипотеза исследования: безопасное поведение подростков будет
достаточно сформировано при:
-учете возрастных особенностей подростков;
-разработке и внедрении программы интерактивных занятий по ОБЖ;
-применении интерактивных методов обучения на уроках ОБЖ.
Задачи исследования:
S Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования, уточнить содержание основных понятий: безопасное поведение, подростковый возраст, интерактивные методы обучения.
S Обосновать (определить) интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, способствующие формированию безопасного поведения подростков.
S Осуществить экспериментальную проверку интерактивных методов обучения, разработать и апробировать программу интерактивных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Теоретическую и методологическую основы исследования составили: интерактивный конструкт для разработки, конструирования, организации и проведении интерактивных занятий и материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков (И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина [12], Н.Ю. Марчук, И.В. Пестова, Т.Р. Дильмиева [23] и др.).
Методы и методики исследования:
1. Анализ научно-методической литературы. По теме исследования были изучены работы российских авторов: учебно-методические пособия, научные статьи, и др. Некоторые из них отражены в работе.
2. Метод опроса (анкетирования) - основной целью данного метода является получение информации при помощи набора вопросов, на которые испытуемый дает ответы, чаще всего, в письменном виде. Анкета - инструмент социологического исследования, представляющая собой структурированную систему вопросов, логически связанных с задачами и целями исследования. В данной работе использованы следующие методики: тест «Склонность к девиантному поведению» авторы: Э.В. Леус, А.Г. Соловьев (Приложение 1) [22], техника «Ожидание/Реакция» авторы - И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина (Приложение 4) [12].
3. Математическая и статистическая обработки полученных данных. Данный метод применялся с целью обработки и оценивания результатов исследования и обоснования теоретических выводов. Полученные результаты наглядно демонстрируют количественные и процентные показатели, в виде таблиц и диаграмм в тексте работы, к работе приложена обработка данных экспериментальной группы до и после проведения формирующего этапа эксперимента по методу математической статистики для малых выборок t- критерий Стьюдента (Приложение 5).
4. Формирующий эксперимент - метод исследования, подразумевающий формирование у участников эксперимента нового качества, понятия и т.д. На этом этапе были проведены занятия с использованием интерактивных методов обучения с целью формированию безопасного поведения у подростков.
Опытно-экспериментальная база исследования: экспериментальная работа по формированию безопасного поведения у подростков проводилась с декабря 2018 по апрель 2019 года на базе 8-х классов в МБОУ "Политехнический лицей №182" Кировского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
- выявлены интерактивные методы обучения, способствующие формированию безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности;
Теоретическая значимость исследования: научно обоснованы
педагогические условия по формированию безопасного поведения у подростков в процессе преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программы интерактивных занятий, направленных на формирование безопасного поведения у подростков.
Достоверность исследования: Во II главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию безопасного поведения у подростков с применением интерактивных методов обучения» проведен анализ и интерпретированы результаты констатирующего эксперимента; выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию безопасного поведения у подростков; приведен анализ результатов контрольной проверки,
подтверждающий эффективность разработанной программы.
Апробация результатов исследования осуществлялась через
публикацию материалов и выступления на научно-практических конференциях: международных - VI Международная научно-практическая конференция «Общество и личность: гуманизация в условиях информационной и коммуникационной культуры» г.Ставрополь, на базе Северо-кавказского социального института, статья «Здоровье и здоровый образ жизни в системе ценностей современного общества», объем - 4 стр.; XIV Международная научная конференция «Адаптация развивающегося организма» г.Казань, на базе Казанского (Приволжского) федерального университета, тезис «Интерактивные методы как наиболее эффективные при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», объем - 1 стр.; XVII Международная научно-практическая конференция «Современная наука: проблемы и перспективы» г.Ставрополь, на базе Центра научного знания «Логос», статья «Интерактивные методы обучения как средство мотивации к обучению и повышения показателей успеваемости» объем - 4 стр.; International Scientific and Practical Conference «Pedagogy and modern education» г.Варшава, статья «Применение интерактивных методов обучения на уроках как средство достижения образовательных и развивающих целей обучения», объем - 4 стр.; VII Международная научно-практическая конференция «Общество и личность: проблемы гуманизации современного социокультурного пространства» г.Ставрополь, на базе Северо-кавказского социального института, статья «Применение современных информационных технологий на уроках по основам безопасности жизнедеятельности», объем - 3 стр.; всероссийских - тезис доклада «Выявление уровня внутренней мотивации к учебной деятельности у учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»», опубликован в сборнике конференции «Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы», объем 2 стр.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа магистранта состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 132 страницы, содержание исследования изложено на 76 страницах, текст иллюстрирован 3 рисунками, 38 таблицами и 28 диаграммами. Работа содержит 5 приложений.
Ежедневно подросток встречается с всевозможными опасностями и сам становится их источником. Только при сформированном безопасном поведении подросток в силах обеспечить собственную и общественную безопасность. Обладая теоретическими знаниями, устойчивыми убеждениями, практическими умениями и навыками действий в опасных или чрезвычайных ситуациях, методами самоконтроля и саморегуляции своего поведения, подросток способен защитить себя от опасностей окружающей среды и исключить ситуации, в которых он сам является источником опасности.
В современной системе образования существует множество методов учебно-воспитательного процесса. Введение интерактивных методов обучения в школе является актуальной проблемой, так как для таких видов обучения требуются подготовленные квалифицированные специалисты, дополнительное оборудование, нестандартная расстановка учебной мебели в классах и даже изменение формата урока. Для реализации курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как нельзя лучше подходят интерактивные методы обучения, при которой происходит взаимодействие учащихся между собой и учителем.
Целью нашего исследования было: теоретически обосновать и
экспериментально проверить интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности как средство формирования безопасного поведения подростков.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
S Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования, уточнить содержание основных понятий: безопасное поведение, подростковый возраст, интерактивные методы обучения.
S Обосновать (определить) интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, способствующие формированию безопасного поведения подростков.
S Осуществить экспериментальную проверку интерактивных методов обучения, разработать и апробировать программу интерактивных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Опытно-экспериментальная работа по формированию безопасного поведения подростков с помощью интерактивных методов проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Политехнический лицей №182» Кировского района г.Казани с декабря 2018 года по апрель 2019 года. Выбор групп учащихся для проведения опытно - экспериментальной работы определялся с учетом подборки наглядных материалов, имеющих возрастные ограничения.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в рамках действующего законодательства в области образования, с применением теоретических разработок, полученных в процессе работы, с соблюдением этических норм.
На констатирующем этапе эксперимента в первичном диагностическом опросе принимало участие 58 человек в возрасте от 13 до 15 лет (средние подростки), из них 28 - юноши и 30 - девушки. В эксперименте по формированию безопасного поведения с помощью интерактивных методов принимали участие учащиеся двух 8-х классов. Общее количество - 59 человек, из них 30 юношей и 29 девушек.
Для проверки эффективности выявленных интерактивных методов и разработки программы интерактивных занятий с целью формирования безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности была проведена опытно-экспериментальная работа. Она включала разработку плана опытно-экспериментальной работы, а именно:
- определение возрастной категории подростков, исходя из чего, были определены экспериментальная и контрольная группы;
- проведение констатирующего этапа эксперимента - первичной диагностики обоих групп;
- сравнение полученных результатов, проведение формирующего этапа эксперимента;
- реализация разработанной программы интерактивных занятий в экспериментальной группе, проведение уроков традиционными методами в контрольной группе;
- проведение контрольного этапа эксперимента - контрольной диагностики групп и применение дополнительной техники для проверки эффективности интерактивных методов.
В процессе опытно-экспериментальной работы поставленные задачи были выполнены - была разработана программа формирования безопасного поведения у подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, реализуемая с применением интерактивных методов обучения. Программа интерактивных занятий включала в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематическое содержание.
Наблюдения за контрольной группой учащихся и интерпретация полученных результатов исследования показала незначительные изменения в формировании безопасного поведения, что говорит о том, что созданные педагогические условия не ухудшают уже сформировавшиеся модели поведения и предрасположенность к ситуативному поведению у участников эксперимента.
Данные, полученные в результате реализации опытно-экспериментальной работы, в экспериментальной группе, говорят об эффективности применения интерактивных методов обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности с целью формирования безопасного поведения подростков.
Для определения различий в распределении значений между экспериментальной и контрольной группой был применен метод математической статистики t-критерий Стьюдента. Результаты обработки данных представлены в приложениях (Приложение 5).
Для подтверждения гипотезы об эффективности влияния интерактивных методов на формирование безопасного поведения подростков дополнительно была применена техника «Ожидание/реакция». Техника рассчитана на изменение имеющихся установок и взглядов и позволила оценить изменения, произошедшие после проведения занятий с использованием интерактивных методов обучения.
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что интерактивные методы обучения способствуют формированию безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что обязательными педагогическими условиями формирования безопасного поведения подростков являются: комплексный подход к обучению - использование интерактивных методов на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре, биологии, технологии, физике, обществознанию, на классных часах и во внеурочной деятельности.
Для повышения эффективности формирования безопасного поведения у подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности необходимо предусмотреть введение в курс обязательных интерактивных занятий по главе «Основы здорового образа жизни».
В современной системе образования существует множество методов учебно-воспитательного процесса. Введение интерактивных методов обучения в школе является актуальной проблемой, так как для таких видов обучения требуются подготовленные квалифицированные специалисты, дополнительное оборудование, нестандартная расстановка учебной мебели в классах и даже изменение формата урока. Для реализации курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как нельзя лучше подходят интерактивные методы обучения, при которой происходит взаимодействие учащихся между собой и учителем.
Целью нашего исследования было: теоретически обосновать и
экспериментально проверить интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности как средство формирования безопасного поведения подростков.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
S Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования, уточнить содержание основных понятий: безопасное поведение, подростковый возраст, интерактивные методы обучения.
S Обосновать (определить) интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, способствующие формированию безопасного поведения подростков.
S Осуществить экспериментальную проверку интерактивных методов обучения, разработать и апробировать программу интерактивных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Опытно-экспериментальная работа по формированию безопасного поведения подростков с помощью интерактивных методов проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Политехнический лицей №182» Кировского района г.Казани с декабря 2018 года по апрель 2019 года. Выбор групп учащихся для проведения опытно - экспериментальной работы определялся с учетом подборки наглядных материалов, имеющих возрастные ограничения.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в рамках действующего законодательства в области образования, с применением теоретических разработок, полученных в процессе работы, с соблюдением этических норм.
На констатирующем этапе эксперимента в первичном диагностическом опросе принимало участие 58 человек в возрасте от 13 до 15 лет (средние подростки), из них 28 - юноши и 30 - девушки. В эксперименте по формированию безопасного поведения с помощью интерактивных методов принимали участие учащиеся двух 8-х классов. Общее количество - 59 человек, из них 30 юношей и 29 девушек.
Для проверки эффективности выявленных интерактивных методов и разработки программы интерактивных занятий с целью формирования безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности была проведена опытно-экспериментальная работа. Она включала разработку плана опытно-экспериментальной работы, а именно:
- определение возрастной категории подростков, исходя из чего, были определены экспериментальная и контрольная группы;
- проведение констатирующего этапа эксперимента - первичной диагностики обоих групп;
- сравнение полученных результатов, проведение формирующего этапа эксперимента;
- реализация разработанной программы интерактивных занятий в экспериментальной группе, проведение уроков традиционными методами в контрольной группе;
- проведение контрольного этапа эксперимента - контрольной диагностики групп и применение дополнительной техники для проверки эффективности интерактивных методов.
В процессе опытно-экспериментальной работы поставленные задачи были выполнены - была разработана программа формирования безопасного поведения у подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, реализуемая с применением интерактивных методов обучения. Программа интерактивных занятий включала в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематическое содержание.
Наблюдения за контрольной группой учащихся и интерпретация полученных результатов исследования показала незначительные изменения в формировании безопасного поведения, что говорит о том, что созданные педагогические условия не ухудшают уже сформировавшиеся модели поведения и предрасположенность к ситуативному поведению у участников эксперимента.
Данные, полученные в результате реализации опытно-экспериментальной работы, в экспериментальной группе, говорят об эффективности применения интерактивных методов обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности с целью формирования безопасного поведения подростков.
Для определения различий в распределении значений между экспериментальной и контрольной группой был применен метод математической статистики t-критерий Стьюдента. Результаты обработки данных представлены в приложениях (Приложение 5).
Для подтверждения гипотезы об эффективности влияния интерактивных методов на формирование безопасного поведения подростков дополнительно была применена техника «Ожидание/реакция». Техника рассчитана на изменение имеющихся установок и взглядов и позволила оценить изменения, произошедшие после проведения занятий с использованием интерактивных методов обучения.
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что интерактивные методы обучения способствуют формированию безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что обязательными педагогическими условиями формирования безопасного поведения подростков являются: комплексный подход к обучению - использование интерактивных методов на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре, биологии, технологии, физике, обществознанию, на классных часах и во внеурочной деятельности.
Для повышения эффективности формирования безопасного поведения у подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности необходимо предусмотреть введение в курс обязательных интерактивных занятий по главе «Основы здорового образа жизни».
Подобные работы
- ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ НА ПРИМЕРЕ 7 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Диагностика и развитие финансовой грамотности обучающихся 8-9 классов в процессе обучения математике
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018



