Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Работа №36508

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы134
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
747
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Современное состояние проблемы безопасности подростков 9
1.2. Теоретические понятия по теме исследования 10
1.3. Интерактивные методы обучения, использованные для разработки
программы интерактивных занятий 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 26
2.1 Анализ сформированности безопасного поведения у средних
подростков 26
2.2 Реализация программы интерактивных занятий на уроках по
основам безопасности жизнедеятельности 48
2.3 Интерпретация и анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложения 77

Рост количества преступлений против детей, дорожно-транспортных происшествий с участием детей, катастроф природного, техногенного и социального характера, возрастающая криминализация социума, распространение наркотизации в обществе, отсутствие знаний и навыков действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, актуализируют поиск методов для формирования сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности у детей и подростков.
В настоящее время перед системой образования поставлена задача по формированию у подростков безопасного поведения и ответственного отношения к личному здоровью и жизни и к здоровью и жизни окружающих.
Федеральный государственный образовательный стандарт [3] делает запрос на воспитание безопасного типа личности, что становится возможным только при создании соответствующих педагогических условий, методов и средств обучения.
С целью формирования безопасного поведения и ответственного отношения к жизни и здоровью у учащихся, в образовательных учреждениях введена дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), как учебный предмет, обладает огромным потенциалом для формирования безопасного поведения и личностного развития подростков. Основы безопасности жизнедеятельности напрямую связаны с такими учебными предметами как физическая культура, биология, обществознание, технология, физика, химия, география и другими. Именно ОБЖ формирует представление у учащихся об основах безопасного поведения, навыках оказания первой помощи и компетентным действиям в чрезвычайной или опасной ситуации.
В современной педагогической практике в общеобразовательных школах, ОБЖ преподается с 7 класса, это возраст 13-14 лет, тот самый, «переходный», когда мальчик превращается в юношу, а девочка в девушку. Возраст, в котором часто бывает поздно разъяснять подростку ценность здоровья и жизни. Необходимо как можно раньше начинать разъяснять ребенку основы безопасного поведения, тем более, что все возможности для этого имеются - во многих профильных учебных заведениях дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» начинают изучать с 5 класса. Кроме основного теоретического курса с 7-го по 11-й класс, А.Т. Смирновым, Б.О. Хренниковым [44, 45] разработан учебно-методический комплекс для учащихся 5-х и 6-х классов. Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевским Н.В. Ивановой разработан учебнометодический комплекс для начальной школы - со второго по четвертый классы, для первоклассников учебники разработаны А.В. Гостюшиным, А.А. Усачевым, А.И Березиным, в которых учтены возрастные особенности детей и выстроена система изучения предмета.
Чаще для преподавания предмета ОБЖ используют традиционные формы и методы обучения, что не эффективно для формирования безопасного поведения. Низкий уровень подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности говорит о необходимости более эффективной организации процесса формирования безопасного поведения у подростков.
Степень разработанности проблемы: вопросы поиска методов и средств обучения для формирования навыков, культуры и готовности к безопасному поведению у детей и подростков исследованы в работах А.В Попкова [36], Л.А.Сорокиной [47], А.В. Неймышева [29], - в своих трудах ученые рассматривают методы и формы воспитательной составляющей педагогической деятельности, ее сущность, структуру и содержание.
Вопросы создания педагогических условий для формирования готовности к действиям в чрезвычайных и опасных ситуациях в разных возрастных периодах - от дошкольного возраста до подросткового, освещены в работах Р.В. Григорян [14], Н.В. Елисеевой [17], Т.Г. Хромцевой [50] и др., однако, авторы рассматривают безопасное поведение в одной, определенной ситуации - в быту, природной среде или на дорогах. Выявлены не все педагогические условия и средства для формирования безопасного поведения у подростков. Мало изучена эффективность применения интерактивных методов обучения с целью формирования безопасного поведения у подростков.
Таким образом, необходимость данного исследования обусловлена следующими противоречиями:
-между социальным заказом государства и общества на «личность безопасного типа» и недостаточной разработанностью педагогических условий, методов и форм для обеспечения процесса формирования безопасного поведения у подростков.
-между традиционной методикой обучения, направленной на усвоение знаний о правилах безопасного поведения и необходимостью в эффективной подготовке подростков к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Данные противоречия формулируют проблему исследования: каковы интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, способствующие формированию безопасного поведения подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности как средство формирования безопасного поведения подростков.
Объект исследования: формирование безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: интерактивные методы обучения как средство формирования безопасного поведения подростков.
Гипотеза исследования: безопасное поведение подростков будет
достаточно сформировано при:
-учете возрастных особенностей подростков;
-разработке и внедрении программы интерактивных занятий по ОБЖ;
-применении интерактивных методов обучения на уроках ОБЖ.
Задачи исследования:
S Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования, уточнить содержание основных понятий: безопасное поведение, подростковый возраст, интерактивные методы обучения.
S Обосновать (определить) интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, способствующие формированию безопасного поведения подростков.
S Осуществить экспериментальную проверку интерактивных методов обучения, разработать и апробировать программу интерактивных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Теоретическую и методологическую основы исследования составили: интерактивный конструкт для разработки, конструирования, организации и проведении интерактивных занятий и материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков (И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина [12], Н.Ю. Марчук, И.В. Пестова, Т.Р. Дильмиева [23] и др.).
Методы и методики исследования:
1. Анализ научно-методической литературы. По теме исследования были изучены работы российских авторов: учебно-методические пособия, научные статьи, и др. Некоторые из них отражены в работе.
2. Метод опроса (анкетирования) - основной целью данного метода является получение информации при помощи набора вопросов, на которые испытуемый дает ответы, чаще всего, в письменном виде. Анкета - инструмент социологического исследования, представляющая собой структурированную систему вопросов, логически связанных с задачами и целями исследования. В данной работе использованы следующие методики: тест «Склонность к девиантному поведению» авторы: Э.В. Леус, А.Г. Соловьев (Приложение 1) [22], техника «Ожидание/Реакция» авторы - И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина (Приложение 4) [12].
3. Математическая и статистическая обработки полученных данных. Данный метод применялся с целью обработки и оценивания результатов исследования и обоснования теоретических выводов. Полученные результаты наглядно демонстрируют количественные и процентные показатели, в виде таблиц и диаграмм в тексте работы, к работе приложена обработка данных экспериментальной группы до и после проведения формирующего этапа эксперимента по методу математической статистики для малых выборок t- критерий Стьюдента (Приложение 5).
4. Формирующий эксперимент - метод исследования, подразумевающий формирование у участников эксперимента нового качества, понятия и т.д. На этом этапе были проведены занятия с использованием интерактивных методов обучения с целью формированию безопасного поведения у подростков.
Опытно-экспериментальная база исследования: экспериментальная работа по формированию безопасного поведения у подростков проводилась с декабря 2018 по апрель 2019 года на базе 8-х классов в МБОУ "Политехнический лицей №182" Кировского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
- выявлены интерактивные методы обучения, способствующие формированию безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности;
Теоретическая значимость исследования: научно обоснованы
педагогические условия по формированию безопасного поведения у подростков в процессе преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программы интерактивных занятий, направленных на формирование безопасного поведения у подростков.
Достоверность исследования: Во II главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию безопасного поведения у подростков с применением интерактивных методов обучения» проведен анализ и интерпретированы результаты констатирующего эксперимента; выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию безопасного поведения у подростков; приведен анализ результатов контрольной проверки,
подтверждающий эффективность разработанной программы.
Апробация результатов исследования осуществлялась через
публикацию материалов и выступления на научно-практических конференциях: международных - VI Международная научно-практическая конференция «Общество и личность: гуманизация в условиях информационной и коммуникационной культуры» г.Ставрополь, на базе Северо-кавказского социального института, статья «Здоровье и здоровый образ жизни в системе ценностей современного общества», объем - 4 стр.; XIV Международная научная конференция «Адаптация развивающегося организма» г.Казань, на базе Казанского (Приволжского) федерального университета, тезис «Интерактивные методы как наиболее эффективные при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», объем - 1 стр.; XVII Международная научно-практическая конференция «Современная наука: проблемы и перспективы» г.Ставрополь, на базе Центра научного знания «Логос», статья «Интерактивные методы обучения как средство мотивации к обучению и повышения показателей успеваемости» объем - 4 стр.; International Scientific and Practical Conference «Pedagogy and modern education» г.Варшава, статья «Применение интерактивных методов обучения на уроках как средство достижения образовательных и развивающих целей обучения», объем - 4 стр.; VII Международная научно-практическая конференция «Общество и личность: проблемы гуманизации современного социокультурного пространства» г.Ставрополь, на базе Северо-кавказского социального института, статья «Применение современных информационных технологий на уроках по основам безопасности жизнедеятельности», объем - 3 стр.; всероссийских - тезис доклада «Выявление уровня внутренней мотивации к учебной деятельности у учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»», опубликован в сборнике конференции «Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы», объем 2 стр.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа магистранта состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 132 страницы, содержание исследования изложено на 76 страницах, текст иллюстрирован 3 рисунками, 38 таблицами и 28 диаграммами. Работа содержит 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ежедневно подросток встречается с всевозможными опасностями и сам становится их источником. Только при сформированном безопасном поведении подросток в силах обеспечить собственную и общественную безопасность. Обладая теоретическими знаниями, устойчивыми убеждениями, практическими умениями и навыками действий в опасных или чрезвычайных ситуациях, методами самоконтроля и саморегуляции своего поведения, подросток способен защитить себя от опасностей окружающей среды и исключить ситуации, в которых он сам является источником опасности.
В современной системе образования существует множество методов учебно-воспитательного процесса. Введение интерактивных методов обучения в школе является актуальной проблемой, так как для таких видов обучения требуются подготовленные квалифицированные специалисты, дополнительное оборудование, нестандартная расстановка учебной мебели в классах и даже изменение формата урока. Для реализации курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как нельзя лучше подходят интерактивные методы обучения, при которой происходит взаимодействие учащихся между собой и учителем.
Целью нашего исследования было: теоретически обосновать и
экспериментально проверить интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности как средство формирования безопасного поведения подростков.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
S Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования, уточнить содержание основных понятий: безопасное поведение, подростковый возраст, интерактивные методы обучения.
S Обосновать (определить) интерактивные методы обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, способствующие формированию безопасного поведения подростков.
S Осуществить экспериментальную проверку интерактивных методов обучения, разработать и апробировать программу интерактивных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Опытно-экспериментальная работа по формированию безопасного поведения подростков с помощью интерактивных методов проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Политехнический лицей №182» Кировского района г.Казани с декабря 2018 года по апрель 2019 года. Выбор групп учащихся для проведения опытно - экспериментальной работы определялся с учетом подборки наглядных материалов, имеющих возрастные ограничения.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в рамках действующего законодательства в области образования, с применением теоретических разработок, полученных в процессе работы, с соблюдением этических норм.
На констатирующем этапе эксперимента в первичном диагностическом опросе принимало участие 58 человек в возрасте от 13 до 15 лет (средние подростки), из них 28 - юноши и 30 - девушки. В эксперименте по формированию безопасного поведения с помощью интерактивных методов принимали участие учащиеся двух 8-х классов. Общее количество - 59 человек, из них 30 юношей и 29 девушек.
Для проверки эффективности выявленных интерактивных методов и разработки программы интерактивных занятий с целью формирования безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности была проведена опытно-экспериментальная работа. Она включала разработку плана опытно-экспериментальной работы, а именно:
- определение возрастной категории подростков, исходя из чего, были определены экспериментальная и контрольная группы;
- проведение констатирующего этапа эксперимента - первичной диагностики обоих групп;
- сравнение полученных результатов, проведение формирующего этапа эксперимента;
- реализация разработанной программы интерактивных занятий в экспериментальной группе, проведение уроков традиционными методами в контрольной группе;
- проведение контрольного этапа эксперимента - контрольной диагностики групп и применение дополнительной техники для проверки эффективности интерактивных методов.
В процессе опытно-экспериментальной работы поставленные задачи были выполнены - была разработана программа формирования безопасного поведения у подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, реализуемая с применением интерактивных методов обучения. Программа интерактивных занятий включала в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематическое содержание.
Наблюдения за контрольной группой учащихся и интерпретация полученных результатов исследования показала незначительные изменения в формировании безопасного поведения, что говорит о том, что созданные педагогические условия не ухудшают уже сформировавшиеся модели поведения и предрасположенность к ситуативному поведению у участников эксперимента.
Данные, полученные в результате реализации опытно-экспериментальной работы, в экспериментальной группе, говорят об эффективности применения интерактивных методов обучения на уроках по основам безопасности жизнедеятельности с целью формирования безопасного поведения подростков.
Для определения различий в распределении значений между экспериментальной и контрольной группой был применен метод математической статистики t-критерий Стьюдента. Результаты обработки данных представлены в приложениях (Приложение 5).
Для подтверждения гипотезы об эффективности влияния интерактивных методов на формирование безопасного поведения подростков дополнительно была применена техника «Ожидание/реакция». Техника рассчитана на изменение имеющихся установок и взглядов и позволила оценить изменения, произошедшие после проведения занятий с использованием интерактивных методов обучения.
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что интерактивные методы обучения способствуют формированию безопасного поведения подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что обязательными педагогическими условиями формирования безопасного поведения подростков являются: комплексный подход к обучению - использование интерактивных методов на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре, биологии, технологии, физике, обществознанию, на классных часах и во внеурочной деятельности.
Для повышения эффективности формирования безопасного поведения у подростков на уроках по основам безопасности жизнедеятельности необходимо предусмотреть введение в курс обязательных интерактивных занятий по главе «Основы здорового образа жизни».


1. Закон РФ «Об образовании». Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М.: Изд-во Гос. Думы РФ, 1995. 85 с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Электронный ресурс. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 24.05.2019).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) // Министерство образования и науки Российской Федерации. Электронный ресурс. URL:http://ougimn.tuk.obr55.ru/flles/rip inko/2016 2017^а^ай FGOS S OO.pdf (дата обращения: 25.05.2019).
4. Баймуханова Т. Ч. Исследовательская и проектная деятельность
школьников. Педагогика: традиции и инновации: материалы VI
Междунар. науч. конф. Челябинск, февраль 2015 г. 271 с.
5. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. и др. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации / Российский педиатрический журнал, 2016, том 19, №5, С. 287-293.
6. Баранов А.А., Попков А.В. Формирование профессиональнопедагогической компетентности у будущих учителей ОБЖ, как условие обеспечения безопасности подрастающего поколения // Парадигмы образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2006. С.151 - 153. (1/2)
7. Бояк Т.Н. Здоровье как ценность: статья. ФГБОУ ВО «ВосточноСибирский государственный институт культуры» Улан-Удэ, Россия. 199. - 9 с.
8. Выготский, Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
9. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: Т. 4. М - Педагогика, 2008. - 433 с.
10. Гафнер В.В. Безопасный образ жизни: как его сформировать? От теории к практике / В. В. Гафнер // Народное образование. 2014. № 3. С. 186-192
11. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: (курс лекций): учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «психология» / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: ACT : Астрель, 2008 - 351 с.
12. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Казан. Ун-т, 2014. - 288 с.
13. Голованова И.И., Телегина Н.В. Конструкт интерактивного занятия на основе метода «WORLDCAFE» Образование и саморазвитие. Казань, 2015 № 2 (44) - 191 с.
14. Григорян Р.В. Педагогические условия и механизмы формирования навыков безопасного поведения младших школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук, Москва, 2008. - 243 с.
15. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, М.: 2011. - 10 с.
16. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах / В.К. Дьяченко. - М.: Народное образование, 2004. - 11 с.
17. Елисеева Н.Ю. Формирование саморегуляции поведения старшеклассников, диссертация кандидата психологических наук, автореферат Н.Новгород, 1997. - 22 с.
18. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2012. - 208 с.
19. Капица С.П. Россию превращают в страну дураков: статья. М.: «Аргументы и Факты» №37 09.09.20097 с. 3.
20. Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. - № 6.- 2009
21. Латчук В. Н. Учебно-методический комплекс как средство подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности в условиях детско-юношеского движения «Школа безопасности» : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / В. Н. Латчук. - М., 2001. 182 с.
22. Леус Э.В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению) 15 с.
23. Марчук Н.Ю., Пестова И.В., Дильмиева Т.Р. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. - Екатеринбург, 2014. 53 с.
24. Марчук Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного
обучения // Психолого-педагогические технологии создания виртуальной образовательной среды для межкультурного взаимодействия: мат.
международной научно-практической конференции / Екатеринбург, 21 - 23 мая 2013 г. / УрГПУ, 2013 - 9 с.
25. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. : Академия, 2002. - 368 с.
26. Михайлов, Л. А. Методика проведения уроков по ОБЖ / Л. А. Михайлов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - Шуя 2009 - 59 с.
27. Михайлов, Л. А., Соломин В.П., Старостенко А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности / учебник для вузов СПб. : Питер, 2005. - 302 с.
28. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 8. - с. 13-16.
29. Науменко, Ю.Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности /Ю. Л. Науменко //Материалы научного конгресса: Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. - М.,
2005. - с. 3-14.
30. Неймышев А. В. Формирование навыков безопасного поведения в природных условиях у подростков через систему дополнительного образования. Автореферат дис. . канд. пед. наук. - 2013 - 23 с.
31. Неймышев, А. В. Основные аспекты формирования личности безопасного типа во внеучебное время. / А. В. Неймышев // Актуальные проблемы науки: материалы межд. науч.-прак. конф. - Тамбов: Б.и., 2011. - С. 128-130.
32. Неймышев, А. В. Анализ сформированности навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях у школьников на примере олимпиады по курсу ОБЖ за 2009-2010 годы / А. В. Неймышев, В. А. Федюнин // Вестник Орловского государственного университета, серия: новые гуманитарные исследования. - 2011. № 3(17). - С. 126-130.
33. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2007. - 606 с.
34. Ожегов С. И. Словарь русского языка : 70000 слов / С. И. Ожегов, Н. Ю. М. - Рус.яз. 1991 - 915 с.
35. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Социологический словарь / М, Инфа-М 2010, 608 с.
36. Попков А.В. Становление культуры безопасного поведения человека // Природа человека: сущность и пути восхождения к ней: Материалы межвуз. теоретич. конф. - Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2005. - С.136 - 138.
37. Попков А. В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности- : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / А. В. Попков. - Ижевск, 2007.-270 с.
38. А.В. Петровский Общая психология: словарь / под ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.
39. Раудсепп М: Среда как место поведения (школа экологической психологии Роджера Баркера) / М. Раудсепп // Человек в социальной и физической среде / Сборник статей Под ред. X. Лийметса, Т. Нийта, М. Хейдметса. Таллин, 1983. - с. 143-165.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
41. Сахаров А.Д. Мир через полвека: статья. Н-Й.: «Saturday Review/World» 1974. 6 с.
42. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
43. Сидорина Н.А., Устинов М.В., Дулесова Н.А. «Курс интерактивных занятий по профилактике детского травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД
безопасности». М.: - 2013. - 40 с.
44. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией Смирнова А.Т. 8-е издание переработанное. М.: Просвещение 2018. - 255 с.
45. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Поурочные разработки. Под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2016. - 64 с.
46. Смирнов А. Т. Педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных школ России : дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Т. Смирнов. -М., 1999. 137с.
47. Сорокина Л.А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни автореферат дис. . канд. пед. наук Тюмень - 2010. - 23 с.
48. Телегина Н.В. Марданов М.В. Педагогические условия развития учебнопознавательных компетенций на интерактивном занятии: компетентностный и квалиметрический подходы. Наука и образование: современные тренды Серия: «Научно-методическая библиотека» Выпуск VIII Коллективная монография Чебоксары 2015 - с. 256-278.
49. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях : Кн. для учителя / И. К. Топоров. -М. : Просвещение, 2000. 93 с.
50. Хромцева Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей
среднего дошкольного возраста: автореферат дис. кандидата педагогических наук, Санкт-Петербург, 2001. - 17 с.
51. Материалы с официального сайта общественной организации «Общее дело» https://общее-дело.рф
52. https://гибдд■рф , дата обращения 21.05.2019
53. https://мвд■рф , дата обращения 22.05.2019
54. https://www.mchs.gov.ru , дата обращения 30.05.20119

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ