ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий 11
1.1 Индивидуализация процесса обучения 11
1.2 Сущность, классификация и структура индивидуальных образовательных траекторий
16
1.3 Этапы проектирования и реализации индивидуальныхобразовательных траекторий для учащихся 9 класса 22
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Технология проектирования и педагогические условия реализации индивидуальных образовательных траекторий по химии для учащихся 9-х классов 41
2.1. Методы и методики исследования индивидуальных образовательных потребностей и учащихся 41
2.2. Технологии проектирования индивидуальных образоватльных траекторий учащихся 9-х классов 55
2.3. Реализация индивидуальных образовательных траекторий для учащихся 9-го класса 58
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список литературы 68
Приложения 75
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий 11
1.1 Индивидуализация процесса обучения 11
1.2 Сущность, классификация и структура индивидуальных образовательных траекторий
16
1.3 Этапы проектирования и реализации индивидуальныхобразовательных траекторий для учащихся 9 класса 22
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Технология проектирования и педагогические условия реализации индивидуальных образовательных траекторий по химии для учащихся 9-х классов 41
2.1. Методы и методики исследования индивидуальных образовательных потребностей и учащихся 41
2.2. Технологии проектирования индивидуальных образоватльных траекторий учащихся 9-х классов 55
2.3. Реализация индивидуальных образовательных траекторий для учащихся 9-го класса 58
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список литературы 68
Приложения 75
Актуальность проблемы исследования. Одной из актуальных проблем, связанных с совершенствованием образования в современном обществе является разработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Индивидуальная образовательная траектория включает в себя вариативность, персонализацию и индивидуализацию образовательного процесса. В связи с большой совокупность компонентов, в реализации данного способа имеются затруднения, связанные с отсутствием в широком доступе систематизированной научно-обоснованной системы и основы процесса проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Процесс индивидуализации образования в основной школе рассматриваются в следующих положениях из: федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной основной образовательной программы основного общего образования; профессионального стандарта педагога; федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. 1.09.2013 г.) «Об Образовании» [62]; распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [54]; указа Президента Российской Федерации от 4.02.2010 года N Пр-271 «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [59].
Основываясь на эти положения можно сделать вывод, что необходимо проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории и индивидуальные программы. Не стоит забывать тот факт, что разработка индивидуальных траекторий осуществляются совместно с обучающимися и их родителями (законными представителями). Системнодеятельностный подход является одним из основных составляющих основной образовательной программы, в котором рассматриваются индивидуальные образовательные траектории, как фактор развития обучающегося, как личности. Реализация основной образовательной программы основного общего образования должна способствовать индивидуализации образования для учащихся участников образовательного процесса. Для индивидуализации используются проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и планов обучающихся, что должно способствовать эффективной работе ученики при помощи учителя и родителей [50].
Профессиональном стандарте педагога рассматривается то, что учитель должен уметь разрабатывать и реализовывать совместно с родителями индивидуальные программы развития ученика; определять совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, методист и т. д.) траекторию развития, проектировать и реализовывать индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной программы для развития учащихся, определив его личностные, а также возрастные особенности [51].
Степень разработанности проблемы исследования.
Для эффективного проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся необходим соответствующий научный базис. Цель, задачи, технологии и принципы педагогического проектирования рассматриваются в работах В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бека, В.М. Жучкова,
О.Е. Лебедева, Г.А. Монаховой, М.М. Левиной, М.П. Сибирской, В.Е. Радионова и др.
Вопросы связанные с созданием благоприятных условий для развития индивидуальных особенностей ученика раскрываются в работах Е.А. Александровой, Ю.К. Бабанского, Н.Б. Крыловой, И.Э. Унта, А.В. Хуторского и др.
В исследованиях Р. Кейс, Б.С. Блум, Д.Л. Лефбридж, Ч. Найк, В. Штерн и др. зарубежных ученых представлены вопросы индивидуализации процесса обучения.
В работах Н.А. Алексеева, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской, А.В. Хуторского можно увидеть разработки по личностноориентированному образованию, основной идеей которого является обучение и воспитание творческой личности в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей ребенка. Также проблемы личностноразвивающего, личностно-ориентированного, индивидуально -
ориентированного обучения рассматриваются в исследованиях H.A. Алексеева, И.А Колесниковой, М.Е. Кузнецова, А.А. Плигина.
Сущность индивидуальных образовательных траекторий учащихся, а также особенности их проектирования и реализации рассмотрены в работах Л.Н. Бережновой, С. В. Воробьевой, М.А. Кунаш, А.П. Тряпицыной, М.Б. Утепови и др.
Проблема индивидуализации и личностно-ориентированного обучения рассмотрены в диссертациях Е.А. Александровой (2006 г.), Н.А. Алексеева (1997 г.), М.А. Кунаш (2007 г.).
В связи в вышеперечисленным, на данный момент отсутствуют работы, где представлены результаты исследований проектирования и реализации траектории индивидуального образования учащихся в ходе изучения химии.
Изучение и анализ научной литературы и опыта образовательной практики по проблеме исследования позволило выявить следующие противоречия:
• между требованиями образовательных стандартов и иных нормативных документов в сфере образования по индивидуализации процесса образования в школе и недостатком четко разработанных механизмов реализации во время обучения химии;
• между потребностью индивидуализации процесса обучения по химии в школе и недостаточной изученностью проблемы проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся в процессе изучения химии;
• между необходимостью реализации траекторий
индивидуального образования обучающихся в ходе изучения химии и недостаточной подготовленностью технологий проектирования и условий при котором они реализуются.
Исходя из анализа научной литературы по проблеме исследования выявлено, что проблема проектирования и реализации образовательных траекторий обучающихся в процессе изучения химии достаточно изучена в педагогической науке и нет соответствующего опыта в образовательной практике.
Проблема исследования: технология проектирования и условия реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся общеобразовательной школы для изучения химии в 9 классе.
Цель исследования: спроектировать и реализовать индивидуальные образовательные траектории для учащихся 9 класса образовательной школы по химии.
Объект исследования: проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий для учащихся 9-х классов при изучении химии.
Предмет исследования: технология проектирования и условия
реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся общеобразовательной школы для изучения химии в 9 классе.
Гипотеза исследования: индивидуальная образовательная траектория по химии, позволит достигнуть учащимся результатов, соответствующих углубленному уровню знаний по химии, если при проектировании траектории индивидуального образования учителем будут учитываться учебно-познавательные потребности ученика, на которых будут основываться подбор методов обучения химии с учетом специфики предмета, отбор содержания электронных ресурсов, формы организации занятий, средства обучения по индивидуальной траектории, методы контроля и обработки учебных результатов ученика, критерии оценивания усвоения учебного материала.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа выделить характеристики индивидуальной образовательной траектории и условия их проектирования и реализации для учащихся 9-х классов при изучении химии.
2. Спроектировать индивидуальные образовательные траектории по химии для учащихся 9-х классов.
3. Выявить и экспериментально проверить условия реализации индивидуальных образовательных траектории по химии для учащихся 9-х классов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- основные проблемы методологии педагогики и методики педагогического исследования (М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, В.В. Краевский и др.);
- личностно-ориентированный подход (А.В. Хуторского, Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской, В.В. Серикова и др.);
- системно-деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Э.Г. Юдин, Б. Г. Ананьев и др.);
- основные положения методики обучения химии (Г.М. Чернобельская, М.С. Пак, Д.М. Кирюшкин, В.С. Полосин и др.);
- основные положения по проектированию а также по реализации индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся (А.П. Тряпицыной, Л.Н Бережновой, М.Б. Утепов, С. В. Воробьевой, М.А. Кунаш и др.).
Методы и методики исследования. В исследовании применялись следующие методы исследования: анализ научно-исследовательской
литературы по проблеме исследования; анализ деятельности учащихся;
проведение педагогического эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), проведение обработки результатов диагностических работ; анализ результатов диагностики. В исследовании также использовались следующие методики: тест на определение темперамента Г. Айзенка, тест на определение типа мышления учащегося, тест для определения учебной мотивации ученика (по методике Т.Д. Дубовицкой).
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 170 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• конкретизировано понятие об индивидуальных способностях учащегося на основе анализа и обобщения исследований Дружининой, Д.Ж. Гилфорда и др. исследователей, выведено что индивидуальные особенности ребенка определяются по сочетание его интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости, его индивидуальный потенциал, креативность и настойчивость, которые рассматриваются как целостная система, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое выделяет возможности достижения учащимся высоких результатов в учебе в одном или нескольких учебных предметах или видах деятельности;
• конкретизировано понятие ИОТ обучающегося на основе анализа разных понятий данного компонента, которые представлены в работах исследователей (А.П. Тряпицына, Е.А. Александрова и др.) данная проблема раскрывается в широком смысле ИОТ - содержательно-смысловая характеристика образовательной, развивающей и формирующей деятельности учащегося во время изучения химии, являющейся отражением не только индивидуализации содержания обучения предмету химии, но и разнообразных способов овладения навыками, информацией, деятельностью и информацией, а так же рассматривает алгоритм взаимодействия различных субъектов процесса образования (обучающийся, учитель-предметник, классный руководитель, психолог и родители) в процессе индивидуализации обучения химии; в узком смысле ИОТ - способ самостоятельного освоения одного раздела, предмета или программы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1) конкретизировано представление о сущности, характеристике индивидуальных образовательных траекторий обучающегося;
2) раскрыт образовательный потенциал траекторий индивидуального образования учащегося в процессе индивидуализации и дифференциации изучения химии в основной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- спроектированы и реализованы индивидуальные образовательные траектории учащихся 9-го класса, что помогает индивидуализировать процесс обучения химии а также успешную подготовку к государственной итоговой аттестации;
- полученные результаты могут использоваться для разработки индивидуальных образовательных траекторий учащихся по другим предметам.
Достоверность результатов исследования доказано соответствующими анализами и опорой на основополагающие работы и исследования по проблеме исследования, реалистичностью применяемых методов и форм целям и задачам исследования, выдвинутая гипотеза экспериментально доказана и подтверждена математической обработкой результатов исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования по данной работе были обсуждены на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 170 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани, докладывались на семинарах в рамках курса повышения квалификации «Внеурочная деятельность как механизм повышения качества образования» 15-16 ноября 2018; семинар в рамках курса повышения квалификации заместителей директоров, Март 2019.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 69 источников. Объем работы составляет 94 страниц, содержание исследования иллюстрировано 10 таблицами, 8 рисунками. В работе представлено 4 приложения.
Процесс индивидуализации образования в основной школе рассматриваются в следующих положениях из: федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной основной образовательной программы основного общего образования; профессионального стандарта педагога; федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. 1.09.2013 г.) «Об Образовании» [62]; распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [54]; указа Президента Российской Федерации от 4.02.2010 года N Пр-271 «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [59].
Основываясь на эти положения можно сделать вывод, что необходимо проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории и индивидуальные программы. Не стоит забывать тот факт, что разработка индивидуальных траекторий осуществляются совместно с обучающимися и их родителями (законными представителями). Системнодеятельностный подход является одним из основных составляющих основной образовательной программы, в котором рассматриваются индивидуальные образовательные траектории, как фактор развития обучающегося, как личности. Реализация основной образовательной программы основного общего образования должна способствовать индивидуализации образования для учащихся участников образовательного процесса. Для индивидуализации используются проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и планов обучающихся, что должно способствовать эффективной работе ученики при помощи учителя и родителей [50].
Профессиональном стандарте педагога рассматривается то, что учитель должен уметь разрабатывать и реализовывать совместно с родителями индивидуальные программы развития ученика; определять совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, методист и т. д.) траекторию развития, проектировать и реализовывать индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной программы для развития учащихся, определив его личностные, а также возрастные особенности [51].
Степень разработанности проблемы исследования.
Для эффективного проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся необходим соответствующий научный базис. Цель, задачи, технологии и принципы педагогического проектирования рассматриваются в работах В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бека, В.М. Жучкова,
О.Е. Лебедева, Г.А. Монаховой, М.М. Левиной, М.П. Сибирской, В.Е. Радионова и др.
Вопросы связанные с созданием благоприятных условий для развития индивидуальных особенностей ученика раскрываются в работах Е.А. Александровой, Ю.К. Бабанского, Н.Б. Крыловой, И.Э. Унта, А.В. Хуторского и др.
В исследованиях Р. Кейс, Б.С. Блум, Д.Л. Лефбридж, Ч. Найк, В. Штерн и др. зарубежных ученых представлены вопросы индивидуализации процесса обучения.
В работах Н.А. Алексеева, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской, А.В. Хуторского можно увидеть разработки по личностноориентированному образованию, основной идеей которого является обучение и воспитание творческой личности в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей ребенка. Также проблемы личностноразвивающего, личностно-ориентированного, индивидуально -
ориентированного обучения рассматриваются в исследованиях H.A. Алексеева, И.А Колесниковой, М.Е. Кузнецова, А.А. Плигина.
Сущность индивидуальных образовательных траекторий учащихся, а также особенности их проектирования и реализации рассмотрены в работах Л.Н. Бережновой, С. В. Воробьевой, М.А. Кунаш, А.П. Тряпицыной, М.Б. Утепови и др.
Проблема индивидуализации и личностно-ориентированного обучения рассмотрены в диссертациях Е.А. Александровой (2006 г.), Н.А. Алексеева (1997 г.), М.А. Кунаш (2007 г.).
В связи в вышеперечисленным, на данный момент отсутствуют работы, где представлены результаты исследований проектирования и реализации траектории индивидуального образования учащихся в ходе изучения химии.
Изучение и анализ научной литературы и опыта образовательной практики по проблеме исследования позволило выявить следующие противоречия:
• между требованиями образовательных стандартов и иных нормативных документов в сфере образования по индивидуализации процесса образования в школе и недостатком четко разработанных механизмов реализации во время обучения химии;
• между потребностью индивидуализации процесса обучения по химии в школе и недостаточной изученностью проблемы проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся в процессе изучения химии;
• между необходимостью реализации траекторий
индивидуального образования обучающихся в ходе изучения химии и недостаточной подготовленностью технологий проектирования и условий при котором они реализуются.
Исходя из анализа научной литературы по проблеме исследования выявлено, что проблема проектирования и реализации образовательных траекторий обучающихся в процессе изучения химии достаточно изучена в педагогической науке и нет соответствующего опыта в образовательной практике.
Проблема исследования: технология проектирования и условия реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся общеобразовательной школы для изучения химии в 9 классе.
Цель исследования: спроектировать и реализовать индивидуальные образовательные траектории для учащихся 9 класса образовательной школы по химии.
Объект исследования: проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий для учащихся 9-х классов при изучении химии.
Предмет исследования: технология проектирования и условия
реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся общеобразовательной школы для изучения химии в 9 классе.
Гипотеза исследования: индивидуальная образовательная траектория по химии, позволит достигнуть учащимся результатов, соответствующих углубленному уровню знаний по химии, если при проектировании траектории индивидуального образования учителем будут учитываться учебно-познавательные потребности ученика, на которых будут основываться подбор методов обучения химии с учетом специфики предмета, отбор содержания электронных ресурсов, формы организации занятий, средства обучения по индивидуальной траектории, методы контроля и обработки учебных результатов ученика, критерии оценивания усвоения учебного материала.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа выделить характеристики индивидуальной образовательной траектории и условия их проектирования и реализации для учащихся 9-х классов при изучении химии.
2. Спроектировать индивидуальные образовательные траектории по химии для учащихся 9-х классов.
3. Выявить и экспериментально проверить условия реализации индивидуальных образовательных траектории по химии для учащихся 9-х классов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- основные проблемы методологии педагогики и методики педагогического исследования (М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, В.В. Краевский и др.);
- личностно-ориентированный подход (А.В. Хуторского, Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской, В.В. Серикова и др.);
- системно-деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Э.Г. Юдин, Б. Г. Ананьев и др.);
- основные положения методики обучения химии (Г.М. Чернобельская, М.С. Пак, Д.М. Кирюшкин, В.С. Полосин и др.);
- основные положения по проектированию а также по реализации индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся (А.П. Тряпицыной, Л.Н Бережновой, М.Б. Утепов, С. В. Воробьевой, М.А. Кунаш и др.).
Методы и методики исследования. В исследовании применялись следующие методы исследования: анализ научно-исследовательской
литературы по проблеме исследования; анализ деятельности учащихся;
проведение педагогического эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), проведение обработки результатов диагностических работ; анализ результатов диагностики. В исследовании также использовались следующие методики: тест на определение темперамента Г. Айзенка, тест на определение типа мышления учащегося, тест для определения учебной мотивации ученика (по методике Т.Д. Дубовицкой).
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 170 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• конкретизировано понятие об индивидуальных способностях учащегося на основе анализа и обобщения исследований Дружининой, Д.Ж. Гилфорда и др. исследователей, выведено что индивидуальные особенности ребенка определяются по сочетание его интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости, его индивидуальный потенциал, креативность и настойчивость, которые рассматриваются как целостная система, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое выделяет возможности достижения учащимся высоких результатов в учебе в одном или нескольких учебных предметах или видах деятельности;
• конкретизировано понятие ИОТ обучающегося на основе анализа разных понятий данного компонента, которые представлены в работах исследователей (А.П. Тряпицына, Е.А. Александрова и др.) данная проблема раскрывается в широком смысле ИОТ - содержательно-смысловая характеристика образовательной, развивающей и формирующей деятельности учащегося во время изучения химии, являющейся отражением не только индивидуализации содержания обучения предмету химии, но и разнообразных способов овладения навыками, информацией, деятельностью и информацией, а так же рассматривает алгоритм взаимодействия различных субъектов процесса образования (обучающийся, учитель-предметник, классный руководитель, психолог и родители) в процессе индивидуализации обучения химии; в узком смысле ИОТ - способ самостоятельного освоения одного раздела, предмета или программы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1) конкретизировано представление о сущности, характеристике индивидуальных образовательных траекторий обучающегося;
2) раскрыт образовательный потенциал траекторий индивидуального образования учащегося в процессе индивидуализации и дифференциации изучения химии в основной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- спроектированы и реализованы индивидуальные образовательные траектории учащихся 9-го класса, что помогает индивидуализировать процесс обучения химии а также успешную подготовку к государственной итоговой аттестации;
- полученные результаты могут использоваться для разработки индивидуальных образовательных траекторий учащихся по другим предметам.
Достоверность результатов исследования доказано соответствующими анализами и опорой на основополагающие работы и исследования по проблеме исследования, реалистичностью применяемых методов и форм целям и задачам исследования, выдвинутая гипотеза экспериментально доказана и подтверждена математической обработкой результатов исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования по данной работе были обсуждены на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 170 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани, докладывались на семинарах в рамках курса повышения квалификации «Внеурочная деятельность как механизм повышения качества образования» 15-16 ноября 2018; семинар в рамках курса повышения квалификации заместителей директоров, Март 2019.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 69 источников. Объем работы составляет 94 страниц, содержание исследования иллюстрировано 10 таблицами, 8 рисунками. В работе представлено 4 приложения.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основным компонентов является индивидуализация процесса обучения, с целью развития творческих способностей личности учащегося. В основе ФГОС лежит системнодеятельностный подход, который рассматривает умение учиться,
самостоятельность ученика в процессе обучения и воспитания, а также умение практического применения своих знаний в повседневной жизни. Для эффективной реализации данных задач целесообразно использование индивидуальных образовательных траекторий для развития творческой личности ученика.
Проанализировав научную литературу по проблеме исследования нами было определено следующее определение ИОТ.
Индивидуальная образовательная траектория - это индивидуальный путь творческого развития личности каждого учащегося в процессе образования, цели задачи методы и формы работы, а также содержание траектории разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей ребенка и с учетом его интересов при совместной работе учителя и ученика.
В научной литературе приведены несколько способов классификации ИОТ. А.С. Гаязова рассматривает ИОТ как способ развития личности ребенка и представляет несколько уровней развития ребенка как личности. С.В. Маркова классифицирует ИОТ с точки зрения направленности, например: познавательный, творческий, исследовательский и т.д. Цели и задачи ИОТ меняются в зависимости от выбора направленности.
В результате исследований нами были определены следующие цели и задачи ИОТ:
Целью является развитие индивидуальных особенностей ребенка, формирование всесторонне развитой личности в ходе обучения химии.
Были поставлены следующие задачи ИОТ: создать условия для личностного роста ребенка, способствовать углубленному изучению предмета химии, формировать умения и навыки применения полученных знаний в практической деятельности, увеличить интерес учащегося к изучению химии.
ИОТ траектория состоит из нескольких компонентов:
-целевой (в данном разделе должны быть цель, задачи траектории; интересы, потребности, особенности здоровья ребенка);
-диагностический (этот раздел включает в себя результаты психологопедагогической диагностики, которые помогают эффективно разрабатывать ИОТ ученика);
-технологический (данный раздел отражает подобранные методы, формы, технологии работы с учеником);
-организационно-педагогический (включает в себя организационные вопросы, педагогические условия и результаты достижения целей ИОТ).
ИОТ состоит из следующих разделов:
1 .Пояснительная записка. Включает в себя общие сведения, аннотация траектории. В пояснительной записке должны быть прописаны цель, задачи, планируемые результаты обучения, нормативно-правовая база.
2. Психолого-педагогическая диагностика. В данном разделе должны быть представлены общие сведения по результатам психологопедагогической диагностики и диагностики уровня знаний ученика.
3. Расписание занятий (консультаций).
4. Тематическое планирование. В данном разделе приводиться рабочий план ученика со сроками выполнения и точками контроля знаний.
Проектирование и реализация ИОТ позволяет нам:
> Развивать у учащихся исследовательских навыков;
> Способствовать развитию всесторонне развитой личности используя в работе нестандартные задачи, проблемные ситуации;
> Подготовить учащегося к профильному образованию;
> Формировать у учащихся навыков самостоятельной деятельности;
> Формирует у ученика умение постановки цели, задачи, выбора форм и методов работы, умение анализировать и выделять главное;
> Формировать навыки применения полученных знаний при решении задач и в повседневной жизни.
В процессе экспериментальной работы нами был апробирован индивидуальная образовательная траектория для учащихся 9-х классов при изучении химии. Цель исследования является спроектировать и реализовать индивидуальные образовательные траектории для учащихся 9 класса образовательной школы по химии.
Опытно экспериментальной базой является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 170 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Была создана экспериментальна группа из 6 учеников 9-х классов. Совместно учениками были разработаны индивидуальные образовательные траектории. Были определены целевые, диагностические, технологические компоненты.
В ходе реализации были проведены ряд диагностических работ. Была произведена обработка результатов и их анализ.
В результате диагностик были определены темпераменты учеников, типы мышления, исходный уровень учебной мотивации ученика. Исходя из полученных результатов были подобраны соответствующие методы, формы, технологии работы, а также содержание индивидуальной программы ученика.
Был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольные этапы эксперимента. На контрольном этапе эксперимента были повторно определены уровень знаний ученика на конец 9 класса и уровень учебной мотивации.
В результате реализации индивидуальной образовательной траектории ученика повысился уровень знаний учащихся, произошло увеличение уровня учебной мотивации ученика.
Сделав итог можно сказать, что проектирование и реализацие индивидуальных образовательных траекторий для учащихся 9-х классов по химии является эффективным методом повышения качества знаний, увеличения уровня мотивации. Доказательством этого являются результаты диагностики учебной мотивации, итоговая диагностика уровня знаний учащихся и результаты государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена.
Таким образом, цель диссертационной работы достигнута, поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза доказана.
самостоятельность ученика в процессе обучения и воспитания, а также умение практического применения своих знаний в повседневной жизни. Для эффективной реализации данных задач целесообразно использование индивидуальных образовательных траекторий для развития творческой личности ученика.
Проанализировав научную литературу по проблеме исследования нами было определено следующее определение ИОТ.
Индивидуальная образовательная траектория - это индивидуальный путь творческого развития личности каждого учащегося в процессе образования, цели задачи методы и формы работы, а также содержание траектории разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей ребенка и с учетом его интересов при совместной работе учителя и ученика.
В научной литературе приведены несколько способов классификации ИОТ. А.С. Гаязова рассматривает ИОТ как способ развития личности ребенка и представляет несколько уровней развития ребенка как личности. С.В. Маркова классифицирует ИОТ с точки зрения направленности, например: познавательный, творческий, исследовательский и т.д. Цели и задачи ИОТ меняются в зависимости от выбора направленности.
В результате исследований нами были определены следующие цели и задачи ИОТ:
Целью является развитие индивидуальных особенностей ребенка, формирование всесторонне развитой личности в ходе обучения химии.
Были поставлены следующие задачи ИОТ: создать условия для личностного роста ребенка, способствовать углубленному изучению предмета химии, формировать умения и навыки применения полученных знаний в практической деятельности, увеличить интерес учащегося к изучению химии.
ИОТ траектория состоит из нескольких компонентов:
-целевой (в данном разделе должны быть цель, задачи траектории; интересы, потребности, особенности здоровья ребенка);
-диагностический (этот раздел включает в себя результаты психологопедагогической диагностики, которые помогают эффективно разрабатывать ИОТ ученика);
-технологический (данный раздел отражает подобранные методы, формы, технологии работы с учеником);
-организационно-педагогический (включает в себя организационные вопросы, педагогические условия и результаты достижения целей ИОТ).
ИОТ состоит из следующих разделов:
1 .Пояснительная записка. Включает в себя общие сведения, аннотация траектории. В пояснительной записке должны быть прописаны цель, задачи, планируемые результаты обучения, нормативно-правовая база.
2. Психолого-педагогическая диагностика. В данном разделе должны быть представлены общие сведения по результатам психологопедагогической диагностики и диагностики уровня знаний ученика.
3. Расписание занятий (консультаций).
4. Тематическое планирование. В данном разделе приводиться рабочий план ученика со сроками выполнения и точками контроля знаний.
Проектирование и реализация ИОТ позволяет нам:
> Развивать у учащихся исследовательских навыков;
> Способствовать развитию всесторонне развитой личности используя в работе нестандартные задачи, проблемные ситуации;
> Подготовить учащегося к профильному образованию;
> Формировать у учащихся навыков самостоятельной деятельности;
> Формирует у ученика умение постановки цели, задачи, выбора форм и методов работы, умение анализировать и выделять главное;
> Формировать навыки применения полученных знаний при решении задач и в повседневной жизни.
В процессе экспериментальной работы нами был апробирован индивидуальная образовательная траектория для учащихся 9-х классов при изучении химии. Цель исследования является спроектировать и реализовать индивидуальные образовательные траектории для учащихся 9 класса образовательной школы по химии.
Опытно экспериментальной базой является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 170 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Была создана экспериментальна группа из 6 учеников 9-х классов. Совместно учениками были разработаны индивидуальные образовательные траектории. Были определены целевые, диагностические, технологические компоненты.
В ходе реализации были проведены ряд диагностических работ. Была произведена обработка результатов и их анализ.
В результате диагностик были определены темпераменты учеников, типы мышления, исходный уровень учебной мотивации ученика. Исходя из полученных результатов были подобраны соответствующие методы, формы, технологии работы, а также содержание индивидуальной программы ученика.
Был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольные этапы эксперимента. На контрольном этапе эксперимента были повторно определены уровень знаний ученика на конец 9 класса и уровень учебной мотивации.
В результате реализации индивидуальной образовательной траектории ученика повысился уровень знаний учащихся, произошло увеличение уровня учебной мотивации ученика.
Сделав итог можно сказать, что проектирование и реализацие индивидуальных образовательных траекторий для учащихся 9-х классов по химии является эффективным методом повышения качества знаний, увеличения уровня мотивации. Доказательством этого являются результаты диагностики учебной мотивации, итоговая диагностика уровня знаний учащихся и результаты государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена.
Таким образом, цель диссертационной работы достигнута, поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза доказана.
Подобные работы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



