Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблемы интернетзависимости у детей подросткового возраста 9
1.1. История возникновения интернет-зависимости 9
1.2. Интернет-зависимость и её характеристика 12
1.3. Психолого-педагогические особенности детей подросткового
возраста 15
1.4. Основные направления социально - педагогической деятельности по
профилактике интернет-зависимости у детей подросткового возраста 22
Вывод по 1 главе 31
ГЛАВА II. Исследование способов профилактики интернет-зависимости у детей подросткового возраста 32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования интернет - зависимости у детей подросткового возраста 32
2.2. Определение начального уровня интернет - зависимости учащихся 9-х
классов 37
2.3. Методы математической обработки 58
Вывод по 2 главе 65
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение 73
Известно, что XXI век стал веком информационных технологий и коммуникаций, что означает не только улучшение качества жизни людей, но и порождение новых проблем. Информационная среда меняет представление людей в пространстве и времени, воздействует на личность человека, на систему его отношений с внешним миром [30].
Раньше интернет был просто хорошей системой хранения и передачи сверхбольших объемом информации, сейчас он превратился в необходимость повседневной реальности огромного числа людей. В наше время представить жизнь, в которой нет компьютерной сети, которая оказывает большое влияние на жизнь человека и всего общества в целом, не возможно.
Интересы, мотивы, цели, потребности, установки, формы психологической и социальной активности, естественно связаны с новым пространством, которое и возникает в результате у пользователей компьютерных сетей.
Одновременно с этим возникает актуальность проблемы интернет - зависимости, появившаяся с высоким ростом популярности всемирной сети интернет. Зависимость от интернета, или интернет-аддикция - реально существующий феномен [6], потому что число «страдающих» от него высок, так как инновации не стоят на месте, с каждым днём всё усовершенствуется и доступ к интернету, на данный момент, не является проблемой.
Телевидение, телефоны, компьютерные игры, гаджеты и многое другое - в настоящее время находится в шаговой доступности - всё это переходит в подростковую зависимость современного мира, так как дети в прямом смысле «живут» в сети, и это сказывается не только на результативности их обучения, но и на процессе адаптации в социуме, развитии личности и на самом важном - их здоровье.
В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками
выделения так называемых «поведенческих форм зависимостей» (аддикций). Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания [3].
Безусловно, невозможно опровергнуть то, что интернет способен принести много пользы для подростка - это огромный источник информации, учебного материала, захватывающих книг, кинофильмов, способ найти новых друзей и, бесспорно, один из методов общения. Многие игры несут в себе довольно значимый развивающий потенциал - к примеру, логические игры и головоломки превосходно развивают способность анализировать, находить связи и восстанавливать логические цепочки. Общение в социальных сетях позволяет сделать лучше коммуникативные навыки.
Все эти способности интернета имеют и другую сторону в виде сильной зависимости школьников от сети. Мы говорим о подростках, так как они, в силу своих возрастных особенностей, более подвержены развитию психологических расстройств, но хотелось бы обратить внимание на то, что зависимость от сети может появиться не только у детей восьми - десяти лет, и у более взрослого.
Довольно часто можно видеть, как интернет пользователи на протяжении нескольких часов раскладывают карточные пасьянсы, бьют шарики, «водят» самолеты и машины, поражая некие цели и набирая очки, расстраиваются в случае поражения, радуются, когда добиваются поставленной цели. Ситуация усугубляется с подключением персональных пользователей к Интернету. Многочисленные исследования показали, что интенсивное использование Интернета ведет к сужению социальных связей, вплоть до одиночества, к сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний. За последние десять лет интернет превратился в существенный фактор индивидуального развития и трансформации личности. Сеть интернета у школьников достаточно популярна. Подростки все больше погружаются в воображаемый мир, стараясь удалиться от трудностей реального мира [4].
Интернет - зависимость у детей школьного возраста - довольно распространенная проблема. Зависимость проявляется в том, что подросток так сконцентрирован в своей виртуальной жизни, что практически отказываются от своей реальной и сутки напролёт проводят в киберпространстве.
Интернет - зависимым свойственно депрессивное настроение, которое появляется в том случае, если подросток длительное время отлучен от компьютера и сети. В наиболее тяжелых случаях зависимый перестаёт обращать внимание не только на то, что происходит вокруг него, но и на свой внешний вид. Перестает исполнять простые гигиенические процедуры: умываться, менять одежду.
Противоречия исследования:
1. Между необходимостью теоретического обоснования методик выявления интернет - зависимости и недостаточной исследованностью данной проблемы в педагогической науке;
2. Между необходимостью создания комплекса педагогических условий по профилактике интернет - зависимости школьников в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности и малой разработанностью методических рекомендаций по осуществлению данной концепции в процессе обучения.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
профилактики интернет - зависимости учащихся 9-х классов при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования: выявить возможные пути профилактики интернет - зависимости учащихся 9-х классов при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: процесс профилактики интернет-зависимости учащихся 9-х классов.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики
интернет-зависимости учащихся 9-х классов.
Гипотеза: Профилактика интернет-зависимости учащихся 9-х классов при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» будет эффективной, при следующих педагогических условиях:
1. Создание интернет-зависимой обоснованной образовательной среды, формирующей основные компоненты интернет-зависимости личности;
2. Учебной и внеучебной деятельности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в процессе профилактики интернетзависимости у учащихся;
3. Использование методов и технологий интернет-зависимости учащихся в данном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить педагогические условия профилактики интернет-зависимости учащихся 9-х классов при изучении предмета основы безопасности жизнедеятельности;
3.Эмпирически апробировать методические разработки по профилактике интернет-зависимости учащихся 9-х классов при изучении предмета основы безопасности жизнедеятельности.
Методология:
1. Теоретико-методологической основой работы, явились исследовательские работы по выявлении интернет-зависимости Кимберли Янг, Ларионова С. О., Дегтерев А. С.
2. Педагогические условия организации профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде (Боброва Т. В.)
З.Организация самостоятельной работы студентов по профилактике интернет - зависимости средствами физической рекреации (Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г.)
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ педагогической отечественной и зарубежной литературы; анализ документальных источников и информационных ресурсов сети Интернет по теме исследования; аналогия и сравнение; моделирование; теоретическое обобщение результатов исследования;
2. Эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта; методы опроса (беседа, анкетирование); педагогическое наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий контрольный этапы).
3. Метод математико-статистической обработки результатов. Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались математикостатистической обработке, при этом достоверность различий между полученными результатами выявлялась при помощи определения t-критерия Стьюдента (Р.А. Абзалов, 2013).
Были рассчитаны: - M - среднее арифметическое, которое определяется как отношение индивидуальных показаний к количеству случаев; - 5 - стандартное отклонение, которое высчитывалось по формуле: - m - стандартная ошибка, определяемая по формуле: Значение t-критерия Стьюдента
определялось по формуле: Т = (М1 - М2) ^м1 2 + м2 2 Степень достоверности определяли по таблице критических точек t-критерия Стьюдента при различных уровнях значимости а.
Опытно - экспериментальной базой явилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Политехнический лицей №182» Кировского района, г.Казани.
Теоретическая значимость исследования: выявлено основное
содержание профилактики интернет-зависимости и ее место в системе
педагогических наук; определены теоретические положения профилактики интернет - зависимости учащихся 9-х классов при изучении предмета основы безопасности жизнедеятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования и предложенные рекомендации по профилактике интернет-зависимости могут быть использованы родителями, специалистами образовательных учреждений (педагоги, классные руководители и др.), а так же учреждений дополнительного образования.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 49 источников. Объем работы составляет 96 страниц, содержание исследования иллюстрировано 11 таблицами, 19 рисунками. В работе представлено 7 приложений.
Анализ литературы по проблеме интернет - зависимости в подростковом возрасте, осуществлен на основе поставленных задач.
Изучив и проанализировав литературу по проблеме интернет - зависимости, рассмотрев, ее понятия и характеристики, мы пришли к выводу о том, что человек, заболевший интернет-зависимостью, стремиться уйти от своих жизненных проблем в виртуальный мир и там изменить свое психическое состояние. Изучив теоретический материал по данной проблеме, мы выяснили, что причины интернет-зависимости могут быть разными и это зависит от возрастных особенностей человека. Наиболее подвержены этому подростки. У них формируется целый ряд проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом.
Выявив педагогические условия профилактики интернет-зависимости, мы можем говорить о том, что внеурочные мероприятия и внеурочная деятельность эффективны, а это значит, что гипотеза исследования «Профилактика интернет-зависимости учащихся 9-х классов при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» будет эффективной, при следующих педагогических условиях:
1. Создание интернет-зависимой обоснованной образовательной среды, формирующей основные компоненты интернет-зависимости личности;
2. Учебной и внеучебной деятельности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в процессе профилактики интернетзависимости у учащихся;
3. Использование методов и технологий интернет-зависимости учащихся в данном процессе» подтвердилась.
Для того, чтобы предупредить интернет-зависимость у подростков, прежде всего, необходимо обратить внимание на особенности поведения ребенка. Подростки становятся замкнутыми, плохо идут на контакт с другими людьми, меланхоличны. Как показывает опыт работы по данной проблеме И.В. Чудовой, симптомы интернет-зависимости проявляются в том, что ребенок, ведет себя тихо в ожидании подключения к сети, его тяжело заставить отойти от компьютера, он раздражается, если в связи с какими-либо причинами подключиться к интернету нельзя, даже может впадать по этому поводу в депрессию. Для таких детей, в отличие от интернет-независимых, стираются границы реального и виртуального миров, при чем последний становится более важным. Поэтому очень важно внимательно следить за «дозировкой» интернета, чтобы последний из средства становления и развития личности не превратился в манию.
В заключение проделанной работы хотелось бы сказать, что в век современных технологий в жизни подростков, да и не только в жизни подростков, но и у взрослых людей присутствует проблема привязанности к социальным сетям. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза исследования доказана.
1. Абаскалова, Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Н. П. Абаскалова. Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2008. - 135с.
2. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никадров. М. : Просвещение , 2006.5 - 74с.
3. Арестова О.Н., Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / Л.Н. Бабанин. А.Е. Войскунский. : Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
4. Арестова О.Н., Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскуновский М: Можайск- Терра, 2000, 431 с.)
5. Бабаева Ю. Д, Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 2008.Т. 19 №1. С.89-100.
6. Бабаева Ю.Д., Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. Под ред. А.Е. Войскунского М: Можайск-Терра, 2000, 431 с.
7. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
8. Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 1998, стр.13-15.
9. Боровкова Н. Виртуальное зависание / журнал "Человек и наука". Февраль 2002.
10. Введение в психодиагностику: Учеб. Пособие пед. учеб. заведений /М.А. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 192 с.
11. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности: / Я.Д. Вишняков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 543 c
12. Волков Б.С., Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. — 266 с
13. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.
14. ВойскунскийА Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М. 2002 С 235-250
15. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с.82-101.
16. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990.
17. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000. С.251-253.
18. Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V. 12. N.5. P.246-250
19. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского.М., 2000. - 431 с.
20. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
21. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27
22. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология.
23. Дик, Н.Ф. Настольная книга руководителя образовательного учреждения /Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 175 с.
24. Ковальская, М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения / М.К. Ковальская - М., 2004. - 321
25. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров / М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448с..
26. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
27. Майерс Д.Дж. Социальная психология: интенсив. курс. - 3-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: ОЛМа-Пресс, 2000. - 510 с.12.
28. Матвеев, В., Дружинин А., Маньков В. Информационные воздействия на человека и общество //Основы безопасности
жизнедеятельности. - 2002.- № 4.- С. 33-36. 32
29. Основы Безопасности Жизнедеятельности . Рабочие программы /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников - М.: Просвещение, 2011. - 47с.
30. Пантелеева С.Г. Интернет-зависимость // Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство. Вып. №1. Материалы научно- практических межвузовских конференций. - М., 2009. - с. 34-39
31 . Петров И. В., Методические рекомендации по профилактике игровой, компьютерной и интернет-зависимости//Екатеринбург,2012
32. Руководство по аддиктологии: учебник /А.В Борцов, А.Ю. Егоров, Т.В Клименко [и др.] / под ред. проф. В. Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.
33. Рыбников В.Ю. Психологические особенности и механизмы интернет-зависимости / В.Ю. Рыбников, О.В. Литвиненко // Вестн. психотерапии. - 2006. - № 19. - С. 137 - 140.
34. Программа Министерства образования Российской Федерации на 2004-2007 годы «Безопасность образовательного учреждения».
35. Сагидуллина Г. М., Методическое пособие на тему: интернет- зависимость//2016г.
36. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ шк. технологий: Нар.образование, 2011. - 184 с.
37. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в интернете / Под ред. .Е. Войскунского.М., 2000. С.77-99.
38. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл. - М., Просвещение, 2011.
39. Толстова О.С. Педагогические технологии / О. С. Толстова - М.: - 2016. -с.140 - 167
40. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.
41. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1. С. 113-117.
42. Чума XXI века - интернет-зависимость // Журн. практ. психолога. - 2010. - № 6. - С. 143-149.
43. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.
44. Шувалов В.А. Организация учебного процесса при изучении основ безопасности жизнедеятельности в лицейской системе обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. №3. - 2008. - С. 16.
45. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29
46. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru (дата обращения
13.05.2018) .
47. Группа смерти «Синий кит» — часть гибридной войны против России — эксперт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvnovosti.ru/khab/2017/03/03/63080/
48. Интернет зависимость у подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kak-bog.ru/internet-zavisimost-u-podrostkov
49. Аддиктивное поведение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychology.academic.ru/6303/