ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО БРЕНДИНГА
1.1. Сущность понятия «личный бренд»
1.2. Технология создания личного бренда
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОГО БРЕНДА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА
ТЕРРИТОРИИ
2.1. Практическое использование личного бренда главы региона в конструировании имиджа Республики Татарстан
2.2. Особенности влияния личного бренда главы региона на конструирование имиджа региона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характерным для нынешнего этапа общественного развития является рост значимости средств массовой коммуникации, информации и активное увеличение цены нематериальных активов. Имидж, репутация, бренд являются ключевыми составляющими, которые влияют на конструирование представлений людей об окружающей действительности, а значит влияют и на их поведение. Осуществление деятельности тем или иным субъектом можно назвать успешным, если степень присутствия данного субъекта в информационном пространстве высока.
Сегодня внимание многих отечественных исследователей приковано к проблеме российского имиджа, именно поэтому важно изучать технологии формирования имиджа и применять их на практике.
Региональный имиджмейкинг сегодня - один из перспективных путей формирования государственного имиджа. Эффективный региональный имидж способствует увеличению инвестиционных потоков в определенный регион, а также является одним из составляющих образа России в целом. Именно поэтому целенаправленной работе с маркетингом территорий и формированию собственного бренда должно уделяться особое внимание.
Положительный территориальный имидж на сегодняшний день является базовой необходимостью для ее продвижения на внутренней и внешней политической арене, а также для создания таких условий, чтобы продукция этой территории пользовалась большим спросом на национальном и международных рынках.
После изучения особенностей развития рынка зарубежными маркетологами был выявлены некоторые тенденций за последнее время. Происходит увеличение бюджетов на территориальный брендинг, оказывается взаимное влияние имиджа территорий и товаров, произведенных на данной территории,что влияет на рост экономической устойчивости.
Таким образом, брендинг территорий становится важной составляющей социально-экономической политики.
Повышение имиджа Российской Федерации в связи с настоящей экономической и политической ситуацией более чем актуально. Россия, обладая поистине колоссальным природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом регионов, имеет все условия для создания мощных брендов этих территорий и всей страны в целом. Одной из ключевых составляющих в процессе конструирования и продвижения имиджа региона является личный бренд его главы.
В процессе конструирования имиджа территории важна роль первого лица, эффективность проводимой им политики и результат деятельности его команды. На настоящее время чётко прослеживается увеличивающийся интерес к теме личного бренда среди политиков, точечно используются инструменты личного брендинга особенно молодыми главами регионов, принадлежащих к новой плеяде политиков.
Основной ошибкой при освоении зарубежного опыта применения инструментов личного брендинга является отсутствие учета собственной идентичности. Применение на практике подходов к формированию личного имиджа, упаковки его в личный бренд из уже успешно проведенных кампаний неприемлемо. Необходимо учитывать специфику региона и разрабатывать такую PR-кампанию, в которой будут учтены все особенности актора на политической арене и специфики территориального субъекта.
Примечательно, что уже на сегодняшний день идет активная разработка методики расчета эффективности деятельности глав регионов. В перечне данных для оценки эффективности руководителя региона значатся, в частности, уровень доверия населения к власти, а также экономические и социальные показатели. Всего перечень включает 15 показателей. Это доказывает, что избранная тема имеет теоритическую и практическую значимость.
Конструирование имиджа территории и личный брендинг в Российской Федерации явление относительно новое, в то время как на Западе уже существует ряд успешных примеров брендинга территорий. Так в книге Динни К. описаны подходы как успешного брендинга территорий, так и напротив несостоявшихся попыток. В книге Анхольта С. речь идет об управлении имиджем целой страны с использованием инструментов коммерческой организации. Данная книга яркий пример того, как брендинг позволяет завоевать новые рынки и внимание людей. Если говорить о степени изученности такого понятия как «личный бренд», то следует отметить следующих авторов: Рябых, А., Зебра, Н. , Данилова В.Г. , Козлова А.С. , Шепель В.М , Михальченко В.Л. , которые активно занимаются рассмотрением понятия «персональный бренд» и процессом его формирования среди отечественных авторов. К отечественным авторам, изучающим процесс создания и продвижения личного бренда, следует отнести и автора Кичаева А.П. , чья книга даёт возможность узнать, как влияет формирование личного бренда на продвижение городских интересов, а также в каких сферах жизнедеятельности города должен проявить себя личный бренд. В работе Ляпиной Т.В. отмечается роль влияния личного бренда как эффективного инструмента при проведении избирательных кампаний. В книге Чумикова А. рассматривается связь принципиально важных понятий в продвижении территории, среди которых имидж, репутация, бренд. а в своей работе автор, Оськин И. , указывает ключевые моменты при выстраивании коммуникационной стратегии в процессе формирования персонального имиджа. Можно сделать вывод, что тема создания и продвижение личного бренда становится популярной в нашей стране, о чем свидетельствуют работы отечественных авторов.
Помимо вышеуказанной литературы, в данной курсовой работе за теоретическую основу были взяты труды таких авторов, как: Аакер Д. , Бузин В. , Грошев И. и др.
Для написания магистерской диссертации была использована учебная, справочная, монографическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов. Для достижения необходимых результатов также использовались Интернет-ресурсы.
Анализ научной литературы и публикаций в периодической печати свидетельствует о достаточной степени изученности процесса создания и продвижения личного бренда. Однако, остается в неполной мере изученной практика личного брендинга руководителя региона, особенности влияния личного бренда на статус региона.
Объектом исследования является практика применения личного брендинга в процессе формирования имиджа территории.
Предметом исследования является оценка личного бренда как инструмента формирования имиджа территории.
Целью магистерской работы является выявление специфики использования личного брендинга в процессе формирования и поддержания имиджа территории.
В соответствии с намеченной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) обобщить и уточнить определение и сущность категории «личный бренд»;
2) выявить и описать технологии формирования личного бренда;
3) рассмотреть процедуру, основные этапы и особенности формирования личного бренда;
4) изучить практику формирования и поддержания личного бренда Президента Республики Татарстан;
5) оценить критерии эффективности личного бренда Президента Республики Татарстан в процессе конструирования имиджа региона;
6) определить специфику использования личного брендинга в процессе конструирования имиджа Республики Татарстан;
7) разработать предложения по повышению эффективности использования личного брендинга в конструировании имиджа Республики Татарстан
Методологической основой магистерской диссертации по имиджевой проблематике являются результаты исследований, опубликованных в учебной и монографической литературе, периодических изданиях, а также исторический метод, применение которого помогло описать процесс развития понятия «личный бренд» и его применения на практике, метод контент-анализа и системного анализа.
Эмпирической базой исследования стали материалы исследования Министерства экономики Республики Татарстан , а также данные Национального рейтинга инвестиционного климата субъектов России 2016 на сайте Агентства стратегических инициатив , данные Росстата , рейтинги, составленные «Медиалогией» , материалы вторичных исследований.
Положения, выносимые на защиту:
1. К основным каналам продвижения личного бренда Президента РТ относится СМИ, социальные сети и личный сайт, комплексное
использование которых позволяет влиять на информационную повестку вокруг него.
2. Занимаемая политическая должность может выступать основой построения личного бренда, но не является гарантом его успешного продвижения.
3. Проведение эффективного курса социально-экономической политики в регионе усиливает личный бренд Президента РТ.
4. Личные аккаунты главы региона в социальных сетях являются важным инструментом продвижения его личного бренда в связи с возможностью оперативного реагирования на запросы населения, коммуникации без посредников и трансляции важной информации из первоисточника.
Хронологические рамки квалификационной работы охватывают период с 2010 года по настоящее время.
Магистерская работа состоит из введения, первой главы, отражающей теоретические аспекты изученной проблематики, второй главы, раскрывающей специфику влияния личного бренда Президента РТ на продвижение Республики Татарстан, заключения, библиографического списка и приложений
Сегодня имидж является основополагающим фактором в процессе повышения уровня конкурентоспособности региональной единицы.
На сегодняшний день имидж является одним из ключевых факторов, оказывающих существенное влияние на повышение конкурентоспособности территории. Грамотно разработанная стратегия формирования имиджа региона позволяет привлекать инвестиции и выводить экономику данного региона на новый уровень, в результате чего все сегменты целевой аудитории получают свою выгоду.
Личный бренд главы региона оказывает существенное влияние на продвижение самой территории. Являясь первым лицом субъекта, он представляет интересы региона и является локомотивом его развития.
На сегодняшний день в стране нет института создания и развития личного бренда глав регионов, положительные примеры использования инструментов личного брендинга в продвижении ииджа территории единичный, непоследовательны и в целом базируются на инстинктовной необходиомти. Часто превые лица региона не понимают необходимости работы над своим позитивным имиджем более детально, что и не создает благоприятных условия для создания полноценного персонального бренда. Да, личный бренд это упакованный имидж, который открывает новые горизонты и позволяет коммуницировать с целевой аудитоией уже на совершенно другом уровне.
В нашем исследовании мы изучали личный бренд Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
Фактором его личного бренда является статус. Занимая высокую должность личный бренд так или иначе выстраиваться вокруг этого. Изучив его биографию мы можем определить его как высоклассного эксперта, человека, чья трудовая деятельность началась с самых низов и закономерно достигла регионального апогея. Сын своей нации, семьянин и человек, увлекающийся спортом - Рустам Минниханов по праву вызывает доверие.
Все три целевые аудитории личного бренда Рустама Минниханова лояльны и заинтересованы в нем.
Продвижение личного бренда главы Татарстана осуществляется посредством таких инструментов как СМИ, личный сайт, социальные сети, а верность выбранного вектора выражается в доверии федерального центра и населения. Однако важно отметить, что при всем имеющемся потенциале республики и самой медийности Рустама Минниханова, нельзя однозначно положительно оценить проводимую информационную политику.
Стоит отметить, что оценкой эффективности личного бренда политика является не только уровень присутствия в информационном поле, но прежде всего результаты осуществляемой политики. Так, наряду с изучением используем инструментов для продвижению личного бренда Рустама Минниханова, мы определили результативность деятельности региона с момента его вступления на должность и отобразили динамику основных социально-экономических показателей.
Благодаря эффективной политике Рустама Минниханова и его команды, Республика Татарстан продолжила свой путь развития как региона- лидера. Выстроилась модель согласованного взаимовыгодного взаимодействия Республики Татарстан с федеральным центром. Президент Республики Татарстан является идейным лидером, формирующим новую модель регионального развития. Более того, он продолжил усиливать роль Президента Республики Татарстан решении вопросов экономической, финансовой и промышленной политики. Рустам Минниханов смог продолжить консолидацию региональных элит вокруг единых региональных целей и себя. Запустил новые масштабные проекты в традиционных и новых отраслях, ускорил внедрение инноваций. Сделал сферу «человеческого капитала» одной из ключевых приоритетов правительственной политики.
Основным показателем результативности деятельности Рустама Минниханова являются ведущие позиции Республики Татарстан по многим социально-экономическим показателям. Именно успех проводимой политики обуславливает влияние личного бренда главы региона на формирование и продвижение имиджа самого региона.
В результате проведенного исследования нами был выявлен ряд особенностей в построении и продвижении личного бренда Рустама Минниханова и их влияние на процесс формирования и поддержания имиджа территории. Прежде всего нужно отметить, базовой основой построения личного бренда Рустама Минниханова является статус. Целенаправленное создание и продвижение личного бренда Рустама Минниханова усиливает его влияние в роли Президента РТ, что доказывают результаты проведенного нами исследования. Еще одним немаловажным результатом исследования является выявление основного фактора положительного имиджа Рустама Минниханова результативность проводимой им социально-экономической политики в Республике Татарстан.
Так же было выявлено, что продвижение личного бренда Рустама Минниханова осуществляется с помощью трех основных инструментов - СМИ, социальные сети и личный сайт, потенциал каждого из этих котрых использован не в полной мере. К недостаткам относится:
- отсутствие аккаунтов на всех возможных площадках социальных сетей
- отсутствие описаний к публикуемым в социальных сетях фотографиям
- отсутствие личных комментариев в социальных сетях о крупных событиях, происходящих в республике и стране
- отсутствие личных обращений к подписчикам в социальных сетях
- отсутствие личного приветствия и обращения к пользователям личного сайта
- отсутствие возможности подписаться на рассылку новостей личного сайта
- отсутствие ссылок на сайте на все аккаунты в социальных сетях
На основании ключевых выводов нами были сформированы рекомендации, активная работа над которыми поспособствует усилению влияния личного бренда главы региона, а значит и усилению имиджа региона в целом:
СМИ:
1) осуществлять активное взаимодействие со средствами массовой информации федеральньго уровня - организация пресс-туров по ключевым туристическим и инвестиционным объектам региона с личным участием Рустама Минниханова
2) инициировать серию публикаций в федеральных СМИ о достижениях Республики Татарстан, приуроченных к 10-летию управления регионом Рустамом Миннихановым
Социальные сети:
3) добавлять описание к публикуемым фото и видео материалам
4) создать и начать активное продвижение новых рубрик, освещающих результаты работы локального характера (ход работ над строительством новых школ и больниц в районах республики, освещение личной осведомленности о ходе строительсва долевых объектов и другое)
5) оперативно реагировать на резонансные события регионального и федерального масштаба, публикуя личный взгляд на сложившуюся ситуацию
Личный сайт:
6) добавить личное присутствие Рустама Минниханова на сайте: опубликовать обращение к пользователям, создать раздел с личным блогом, транслирующим комментарии, последние новости, позицию по актуальным вопросам, публикующиеся от имени Рустама Минниханова
7) сделать возможным подписку на рассылку новостей
8) добавить кликабельные ссылки на все социальные сети
Подводя итог исследования можно сделать вывод, что личный бренд Рустама Минниханова - мощный инструмент по продвижению Республики Татарстан. При комплексном подходе специалистов к продвижению личного бренда главы региона, регулярном изучении тенденций, возможно усилить его влияние на продвижение имиджа территории в целом, а также создать эффективную базу для разработки методических рекомендаций по работе с личным брендом политического актора в российских реалиях в целом.