ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ОБЪЕМНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ ЗДАНИЯ ДИОРАМЫ «ЗОЛОТАЯ ОРДА» В ГОРОДЕ КАЗАНИ 5
1.1. История и периодичность развития «Золотой Орды» 5
1.2. Декоративно-художественные элементы периода «Золотой
Орды» 14
Выводы 18
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ОПЫТОВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗДАНИЙ ДИОРАМЫ 20
2.1. Метод и средства экспозиционного дизайна в зданиях диорамы 20
2.2. Эскизный проект здания диорамы «Золотая Орда» 38
Выводы 43
Заключение 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
В настоящее время создаются новые диорамы и реставрируются старые по всему миру. Само по себе диорамное искусство гармонично развивается и пользуется успехом у массового зрителя. Это доказывает активная посещаемость диорам, и интерес публики на произведения этого вида изобразительного искусства. Одним из таких стремлений является подход к выразительной, впечатляющей зрелищности, и истинной подлинности.
Существует такая организация, имеющая двойное название: Международный Совет Панорам - Международная Панорамная Конференция (International Panorama Council - International Panorama Conference). IPC - это сообщество музеев-панорам, музеев-диорам, историков, искусствоведов, культурологов и ученых из десятков стран мира.[1]. Задачами сообщества является, во-первых, изучение истории и теории, во-вторых, сохранение его как вида изобразительного искусства и, в-третьих, его массовизации.[2].
Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области..
Тема: Эскизный проект здания диорамы «Золотая Орда»
Цели: Рассмотрение художественной диорамы как самостоятельного вида изобразительного искусства и разработка эскизного проекта здания диорамы «Золотая Орда»
Объектом исследования данной работы является искусство диорамы, которое рассматривается в историческом, художественно-эстетическом и технологическом аспектах.
Предмет исследования - Проект здания диорамы «Золотая Орда»
Задачи:
• Обобщить отечественный и зарубежный опыт в области проектирования зданий исторических диорам;
• Изучить историю типологических особенностей проектирования интерьеров и экспозиций исторической диорамы;
• Разработать концепцию комплекса здания диорамы «Золотой Орда»;
• Представить объемно-пространственное решение здания диорамы «Золотая Орда» в виде макета масштаб 1:200.
Пространство, объем и плоскость - три важные архитектурные формы, ,которые скреплены между собой общими закономерностями формирования пространства. Одними из главных суждений архитектурной композиции здания музея являются объем и пространство внутреннего убранства. Смешение этих двух идиллий образует объемно-пространственную композицию здания. [410].
В больших и открытых комнатах, пространство воспринимается трехмерно. Таким образом, плоскости здания непосредственно всегда находятся в поле нашего зрения. Это восприятие и является самым важным и необходимым для создания эмоционального воздействия на человека. Особенность внутреннего пространства здания определяется его значением и особенностями пространства. Композицию внутреннего пространства и композицию внешнего объема нельзя рассматривать врось, так, как все это представляет собой единый комплекс. Задачами пространства являются осуществляющий функциональный процесс, берущий на себя как конструктивную систему, так и художественный замысел, отождествляет условия внешней среды и технико-экономических требований. [415].
Качество композиции и уровень художественного мастерства зависят от четкого выделения главного в объемно-пространственном построении. Все остальные элементы соединены главным в единое целое. Коллекции музеев могут быть разными, от этого и зависит построение его пространственного решения и интерьера. Непосредственно, при проектировании диорамного здания следует обратить внимание на разработку тематико-экспозиционного плана.
Исходя из этого принципа, в каждой архитектурной композиции необходимо разделять главное от второстепенного. При планировании внутреннего убранства необходимо выстроить главный центр композиции из нескольких основных помещений, по которым ориентирован маршрут людей к центру композиции. Обнаружение композиционного центра способствует образованию верной системы группировки пространств. [423].
Диорама - это культурное учреждение, служащее для сохранности, восстановления, изучения и публичного представления культурного наследия. Любая диорама должна иметь свое архитектурно-художественное решение, в зависимости от определенной коллекции. В музеях, диорамах постоянно растет количество экспозиций, экспонатов, и пополняются обновленные композиции.
1. "Автобиография Тимура и богатырские сказания о Чингис-хане и Аксак- Темире", "Academia", М.-Л. 1934. С. 198.
2. "Анналы Бёртонского монастыря"// В.И. Матузова Английские средневековые источники IX - XIII вв.,
"Наука", М. 1979. С. 186.
3. "Анналы Уэверлейского монастыря"// В.И. Матузова Английские средневековые источники IX - XIII вв.,
"Наука", М. 1979. С. 206.
4. С.А. Аннинский Известия венгерских миссионеров XIII - XIV вв. о татарах в Восточной Европе// "Исторический архив", т. III, издательство АН СССР, М.-Л. 1940. С. 248.
5. "Армянские источники о монголах", Издательство восточной литературы, М. 1962. С. 301.
6. Батыш-Каменский Д. Н. История России, М.: Наука, 2004г,-370с.
7. Греков Б. Д. Золотая Орда: мифы и реальность, М.: Знание, 2004г,-452с.1.
8. Дружинин A.A. Развитие диорамного искусства на Западе и в России в первой трети XIX — начале XX века // Искусствознание. 2013. № 3—4. Москва, ГИИ РФ. С. 447-477. (1,5 а. л.)
9. Дружинин A.A. Художник Николай Котов как теоретик и практик «панорамной пространственной живописи» // Искусствознание. 2014. № 3—
8. Москва, ГИИ РФ. С. 406-435. (1,5 а. л.)
10. Дружинин A.A. Диорамы A.A. Лабаса // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. № 4. С. 117-127. (0,4 а. л.)
11. Дружинин A.A. Великая Отечественная война в искусстве диорамы // Русское искусство. 2005. № IV. С. 38-45 (на момент публикации журнал «Русское искусство» входил в Перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК) (0,5 а. л.)
12. Дружинин A.A. Искусство диорамы и театр. О влиянии приемов
театрально-декорационного искусства на художественную диораму // Аспирантский сборник. Вып. 6. М.: Государственный институт
искусствознания, 2010. С. 206-222. (0,6 а. л.)
13. Дружинин A.A. Работы П.И. Котова в области панорамно-диорамного искусства // Петр Котов. Сборник статей. М.-Орёл: АПЛИТ, 2010. С. 21-25. (0,5 а. л.)
14. Дружинин A.A. Художник-панорамист Н.Г. Котов и его творческое наследие Н Проблемы сохранения архитектурного и историко-культурного наследия. Материалы III региональной общественной конференции. 24 ноября 2012 г. Томск, 2013. С. 89-116. (1,7 а. л.)
15. Дружинин A.A. История создания первой панорамы Сталинградской
битвы // Миротворческий потенциал историко-культурного наследия Второй мировой войны и Сталинградская битва: всероссийская науч.-практ.
конференция «Миротворческий потенциал историко-культурного наследия Второй мировой войны и Сталинградская битва», посвященная 70-летнему юбилею победы в Сталинградской битве и 50-летнему юбилею открытия Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, 7-9 мая 2013 г.: [материалы] / Отв. ред. О.П. Малкова, Е.В. Огаркова. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2013. С. 91-102. (0,5 а. л.)
16. Дружинин А.А. Диорама «Героическая оборона Сталинграда» P.P. Френца // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 70-летию разгрома фашистских войск под Сталинградом «Сталинградская битва: историческая память и художественное наследие». Москва, 2013. С. 232-239. (0,4 а.л.)
17. Ермаков М.Ю. Золотая Орда и её падение, М.: Мысль, 2006г,-390с.
18. Егоров В.Л. Александр Невский и Чингизиды. М., 1997. С.356.
19. Егоров В. Л. Золотая Орда. М., 2008.
20. Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985 г.
21. Егоров. В. Ф. Организация торговли. СПб., 2006.
22. Еманов А. Г, Попов А. И. Итальянская торговля на Черном море в XIII-
XV веках // Торговля и мореплавание в бассейне Черного моря в древности и в средние века. Ростов-на-Дону, 1988.
23. Еманов А. Г. Развитие торговых связей Кафы в XIII-XV веках // Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-
XVI вв. Ростов-на-Дону, 1989.
24. Еманов А. Г. Восточное направление торговли Кафы в XIII-XV вв. // Вестник ЛГУ. Сер. История. 1986. Вып. 3.
25. Ермолаев В. Плёс - жемчужина Волги. Ярославль, 1978.
26. Заграевский С. В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII - 1-й трети XIV в. М., 2003.
27. Зайцев В. В. Материалы по русской нумизматике XV века. Киев, Юнона монета, 2004. 55. Записки А. П. Ермолова. 1798-1826 гг. М., 1991.
28. Макаревич В.М. Всемирная История. Энциклопедический словарь, М.: Дрофа, 2000г,-650с.
29. Н.Я. Бичурин Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. I, издательство АН СССР, М.-Л. 1950. С. 206-222.
30. Роджер Бэкон "Великое сочинение"// В.И. Матузова Английские средневековые источники IX - XIII вв.,
"Наука", М. 1979. С. 234.
Б.
31. Ashtray.ru [Электронный ресурс]/ Под. ред. М.М. Давыдова. - Режим доступа: http ://www. ashtray. ru/main/texts/diorama. htm (дата доступа 2001)
32. diorama.kz [Электронный ресурс]/ Под. ред. Евгении Кашиной. - Режим
доступа: http: //diorama.kz/news/2012/10/02/panorama/ (дата доступа
02.10.2012)
33. Lib.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dzhiwelegow a k/text 1953 diorama.shtml (дата доступа 22.01.2014)
34. Salon [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://art-
salon.eu/ru/opisaniva-konkretnvh-kollekciv-i-diorama-meissen
35. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://babiki.ru/blog/obuv-dlv- kukol/113060.html (дата доступа 26.03.2018)
36. Читальный зал [Электронный ресурс]/ Под. ред. Натальи Колосовой. - Режим доступа: http://reading-hall.ru/publication.php?id=18796 (дата доступа 2016)
37. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://astt-chelny.narod.ru/
nord/news/11773.html (о средневековой демографии).
38. [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3212.htm (Святой благоверный князь Александр Невский).
39. [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://edapskov.narod.ru/pskov/pskovrus. htm#3.
40. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://twocoins.ru/ content/moskovskaya-denga-dmitriya-donskogo-1352-1389gg (о монетах Донского).