Введение 3
Раздел 1. Исторические предпосылки и условия возникновения раннего диалога с мусульманами в Испании и во Франции 8
Раздел 2. Социально-экономическое состояние Североафриканских стран 19
Раздел 3. Процесс интеграции исламских общин, и проблемы их пребывания в
Испании и во Франции 26
Заключение 34
Список литературы 40
Актуальность выбранной нами темы обусловлена несколькими факторами. Современный миграционный кризис уходит своими корнями далеко в прошлое. В середине XX в. многие мусульманские государства получили независимость, что привело к стремительному увеличению роста миграции с востока на запад. Разумеется, между двумя столкнувшимися культурами возникает барьер непонимания.
С богословской точки зрения мы можем сравнить процесс миграции с «хиджрой» мусульман из Мекки в Медину. Данное событие является одним из самых ранних процессов переселения мусульманской общины. Исследователи придают данному определению более широкий смысл; в их понимании «хиджра» означает не просто переселение, а процесс, при котором происходит разрыв прошлых отношений, и осуществляется переход к новой системе, которая может предложить укрытие и защиту1. Мы подразумеваем, что миграционные процессы в современном мире тоже можно охарактеризовать данным определением. В контексте нашей работы под «хиджрой» мусульман мы подразумеваем самостоятельно принятое решение о переселении с сохранением своего традиционного уклада жизни.
Также, нам хорошо известно, что еще задолго до XX в. между исламским миром и европейским был факт знакомства и тесного общения. Конечно, мы говорим о западной Европе - Испании. Позже, мы встретим другую модель общения между двумя культурами - колониальную систему. Так или иначе, все прошлые взаимодействия являются основной предпосылкой к современной миграции мусульман. Следовательно, для того, чтобы понять современные миграционные процессы, нам необходимо погрузиться в историю.
При этом, в настоящий момент, страны Европейского союза до сих пор не смогли принять единую интеграционную политику в отношении иммигрантов.
Это в свою очередь, сильно влияет на их и без того трудную в секулярном обществе жизнь.
Степень научной разработанности темы. К сожалению, несмотря на актуальность данной темы, в трудах отечественных исследователей конкретная проблематика мало изучена, но за рубежом указанная тема становится объектом детального изучения. Соответственно, проделанные работы по этой проблеме, позволили зарубежным исследователям выработать определенные подходы. Одним из ключевых источников в нашей работе является труд Рейнхарта Дози «Исламская Испания» . Он впервые написал обширную работу по истории Испании во второй половине XIX века. Важными источниками,
л
также, служат книги Рафаэля Альтамира - и - Кревеа , П. Какиа и Монтгомери Уотта . Нашу проблематику изучали такие авторы как Э. Леви - Провансаль , Е.А. Беляев, А. Мюллер, А.В. Сагадеев . Подробнее об истории стран Северной Африки было написано в работах исследователя Пономаренко Л.В. , она проанализировала все процессы в данных странах, также изучает место ислама во Франции. Работы посвященные североафриканской иммиграции во Франции, изучают Павлуцкая Э.В., анализ этапов иммиграции во Франции, и Прожогина C.B., которая обратилась к проблемам самоотождествление
п
магрибских иммигрантов, Акинин В.Е. , изучает положение выходцев из стран Африки во Франции и Великобритании. Важно отметить, что при написании дипломной работы, очень помогли научные труды зарубежных исследователей.
Объектом исследования стало переселение мусульман в Испанию и во Францию.
Предметом исследования стали исторические предпоссылки к переселению мусульман в Испанию и во Францию.
Цель данной работы - выявить возможные причины переселения мусульман в Западную Европу. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить исторические предпосылки и условия появления первых мусульманских общин в Европе.
2. Дать характеристику Cевероафриканским странам, которые являются основными поставщиками мигрантов.
3. Изучить процесс интеграции исламских общин в европейское общество. Теоретико-методологическая основа исследования дипломной работы
представлена с учетом поставленной цели и задач. В ходе работы были задействованы следующие методы:
1. Исторический метод, который представлен в работах Рейнхарта Дози «Исламская Испания» и Валерий Субботин «Французская колониальная экспансия в конце XIX в.: Экваториальная Африка и острова Индийского Океана», позволил нам изучить исторические предпосылки взаимоотношения с мусульманами.
2. Сравнительно-религиоведческий метод, который представлен в работах Роберта Ланда и Маргариты Любарт, позволил нам рассмотреть внутреннюю и внешнюю «хиджру», мусульманские общины в Испании и во Франции, а также открыть их основные различия в интеграционной политике.
3. Благодаря работам Мартина Муньоса и Сергея Хенкина, которые представили в своей работе институциональный метод,помогли нам проанализировать роль исламских организации и комиссий в политической и социальной жизни Испании.
4. С помощью теоретического анализа наших литературных источников
(научные труды отечественных и зарубежных исследователей), мы
смогли сделать все необходимые нам выводы.
Научная новизна работы состоит в том, что классическое понятие «хиджра», как переселение при котором происходит разрыв прошлых отношений, и осуществляется переход к новой системе, которая может предложить укрытие и защиту1, мы трактуем как самостоятельное переселение мусульман с сохранением своей религиозной идентичности, пытаемся изучить мотивацию к переселению и к дальнейшему пребыванию мусульманских общин. Исторически сложилось, что мусульманская и западноевропейская культура были в диалоге с друг другом. Следовательно, данные взаимоотношения дали почву для будущей интеграции, что изучается и анализируется в данной работе.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Существует две модели диалога между мусульманским миром и христианским. В первом случае, когда мусульманские государства захватывают территории Европы, и во втором случае, когда колониальные империи занимают мусульманские государства.
2. Присутствие мусульман в Испании создало хороший плацдарм для тесной коммуникации с коренным населением, что, в свою очередь, повлияло на иммиграцию из стран Магриба в Испанию.
3. Становление и развитие колониальной системы в странах Северной Африки повлияло на политическую и социально-экономическую нестабильность в Североафриканских государствах. Это служит одной из мотивации к иммиграции.
4. Есть две формы отношений европейских держав к восточным государствам: Первая форма - ассимиляция, которую активно использовали при колониальной системе, вторая форма - интеграция, которую пытаются использовать сейчас.
5. Необходимо различать внешнюю и внутреннюю «хиджру». Поскольку политические, социальные и экономические проблемы присутствуют и в Западной и Центральной Африке, то формируется внутренняя «хиджра» мусульман в транзитные территории, то есть в Североафриканские страны. Под внешней «хиджрой» мы имеем в виду переселение мусульман из Северной Африки в Европу на постоянное местожительство.
Теоретическая и практическая значимость. Результат данной работы предлагает рассмотреть проблему миграции с исторической точки зрения, что, возможно, позволяет сформировать новый взгляд на определенные аспекты в «хиджре» мусульман. Также, результаты работы может использоваться при разработке лекционных и семинарских занятий по курсу «Ислам в современных международных отношениях».
Апробация работы проведена в процессе участия во всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ноябрьские чтения 2017», которая прошла 10-11 ноября 2017 г. в Санкт-Петербургском государственном университете, с докладом на тему «К вопросу о крахе мусульманской Аль-Андалусии». Отдельные результаты работы были опубликованы в сборнике тезисов посвященный «Проблемам средневековой, новой и новейшей истории стран Европы и Азии» в студенческой конференции «Ноябрьские чтения 2017».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Объем работы - 45 страниц. Список использованной литературы включает в себя 57 источников.
В настоящее время одной из причин возврата к ранним историческим процессам служат миграционные изменения в мире. История и события прошлого всегда вызывали интерес у каждого поколения. Происходит возрождение и переосмысление событий в целом. В связи с этим растет необходимость более глубокого изучения исторических аспектов.
В VIII веке мусульмане впервые вторглись в Европу, захватив Испанию .
л
В 711 г. Испания подверглась завоеванию Дамасского халифата . Раздробленность страны и отсутствие единого аппарата государственной власти сильно ослабили территорию мусульманской Испании. Краху мусульманской Испании способствовала совокупность нескольких факторов. Отсутствие сильного халифа в XI-XV вв. и неспособность организовать централизованное правление на территории всей страны привели к общественным, экономическим, политическим проблемам . Все это ослабило обороноспособность мусульманского государства, что привело к окончательной победе Реконкисты . В историческом контексте, пребывание мусульман в Испании считается ранним и начальным контактом Европы с мусульманскими государствами.
С XVII века отношения между Европейскими и мусульманскими государствами строятся по принципу колониальной системы . В конце XIX века, часть стран Северной Африки входят в состав Франции, и создается министерство колоний . Правительство регламентирует свои захваченные территории, одни входят в состав республики, другие становятся самостоятельными странами под французским управлением . На захваченных территориях утверждается французское законодательство, которое предполагает перечень запретов, и те кто его нарушают, без судебного и
Л
административного разбирательства, сразу жестоко наказываются . Отношение к африканцам подразумевало насильственный и рабский характер. Политика в отношении общества во время колониальной эпохи носила характер ассимиляции. В захваченных колониях политическая и социально - экономическая ситуация была нестабильная, и французское правительство решило повлиять на общество, предложив ассимилироваться, что будет означать равенство в правах с европейцами. Ассимиляцию африканцев проводили через все сферы жизни человека. Однако, французы решили не вовлекаться в культурную и религиозную жизнь, разумеется, этим они не только решили сохранить традиционный уклад жизни мусульман, они также
-5
продемонстрировали свой французский либерализм . Самые успешные и благоприятные отношения у Франции выстроились непосредственно с Северной Африкой. Французы захватили практически всю территорию Североафриканских стран, что, в конечном итоге, повлияло на статус государства как самой большой колониальной империи .
Проследив исторические предпосылки к появлению мусульманских общин в Европу, мы пришли к следующим заключения. Существует две модели диалога между мусульманским миром и христианским. В первом случае, когда мусульманские государства захватывают территории Европы. Присутствие мусульман в Испании создало хороший плацдарм для тесной коммуникации с коренным населением, что является одной из причин к переселению мусульман из стран Магриба в Испанию. Во втором случае, когда колониальные империи занимают мусульманские государства. Становление и развитие колониальной системы в странах Северной Африки повлияло на политическую и социальноэкономическую нестабильность в Североафриканских государствах, что также служит мотивацией к «хиджре» мусульман.
Одновременно с этим, Северная Африка переживает тяжелые времена после колониальной политики. Зависимость от западных государств сильно повлияла на развитие Североафриканских стран1. После получения независимости многие мусульманские страны не смогли четко обозначить границы своего государства, что привело к ослаблению и к серьезным
Л
проблемам в экономической сфере . Северная Африка благодаря своему географическому местоположению становится транзитной территорией, африканцы из западных и центральных частей пребывают в ней некоторое время, чтобы в дальнейшем попасть в Европу, и остаться там на постоянное местожительство . Невозможность иммигрировать и нежелание возвращаться в нестабильные и тяжелые условия жизни вынуждают многих африканцев с Западной и Центральной Африки остаться в Северной части, по этой причине этот процесс мы можем назвать внутренней «хиджрой» мусульман. Социальноэкономическая нестабильность стран Магриба, является одной из причин к внешней «хиджре» мусульман в европейские страны. На основе изученных материалов, можно сделать вывод, что экономические, социальные и политические условия играют важнейшую роль в принятии решения покинуть свои родные края и остаться в Европе, и являются основной причиной иммиграции в Испанию и во Францию.
Учитывая большой поток иммигрантов в Европу, невозможно игнорировать проблемы, связанные с их пребыванием. Не все европейские державы внедряли интеграционную политику, то есть, не было порядка получения гражданства, элементарных социальных гарантий и т.д . Для того чтобы процесс интеграции имел успех, необходимо взаимное приспособление в обществе, необходим компромисс при котором и мусульмане, и европейцы идут на жертвы.
Во время колониальной эпохи Франция вводила политику ассимиляции, а уже в современном мире пыталась внедрить интеграционную политику. «Франция стремится либо допустить повсеместную интеграцию на национальном уровне иностранных рабочих, которые сами того желают, либо позволить им сохранить социально-культурные связи с родиной для того, чтобы впоследствии они могли туда вернуться» . По итогу мусульмане оказывались перед выбором: либо полностью ассимилироваться, а это означает утрату своих религиозно-традиционных установок и стать уже французским гражданином, либо сохранить все установки, но оказаться вне общества. И все же, «хиджра» предполагает самостоятельное решение о переселении с сохранением своих традиций, а политика ассимиляции полностью пренебрегает этим. В свою очередь, Франция видит только гражданина, с которым у них ведутся установленные порядком диалоги. Правительство не может вести диалог с исламскими общинами на их «языке», не может предпринимать какие- либо действия, просто потому что французское государство признает только французского гражданина.
Односторонняя интеграционная политика предполагает полную ассимиляцию, и многие мусульмане не принимают ее. Начинает формироваться маргинализация мусульман, которые не имеют никакой возможности влиять на политическую жизнь страны в отношении своей общины. В конечном счете, общины начинают изолироваться от общества, образуя французские «гетто» . Необходим диалог между участниками, односторонняя интеграционная политика не позволяет высказаться и быть услышанным ни одной стороне.
Между тем, Испания в XX в. претерпевает массовую эмиграцию, и скорее оказывается в позиции «страны иммиграции» . Прошлый опыт
взаимоотношений между Испанией и мусульманскими государствами обеспечивает большой поток приезжих, и там образуется Исламская комиссия. Испанское правительство, в надежде избежать серьезных конфликтов, с самого начала предпочло начать положительный диалог с мигрантами. Данная организация выступала в виде мостика между мусульманами, которые являются членами «ИКИ», и испанским государством. Спустя определенное время, Исламская комиссия Испании и правительство заключили соглашение, в котором говорилось, о признании исламской веры, имеющей глубокие корни в Испании и сыгравшую важную роль в формировании испанской идентичности . Несомненно, это не означает, что в Испании отсутствуют проблемы, связанные с мусульманами. Правительство так положительно относится к легальным иммигрантам, которые соблюдают законодательство, платят налоги и которые способствуют развитию и прогрессу в Испании, а что касается нелегальных иммигрантов, то у них элементарно меньше прав . В свою очередь, мусульманские общины пребывают в своих внутренних разногласиях, сообщества разобщены из-за конфликтов между руководителями мусульманских организаций. Есть просто мусульмане, приехавшие в Испанию, которым важно удовлетворить свои религиозные права в стране. Есть мусульмане, входящие в различные организации, которые, в свою очередь, признаются Исламской комиссией Испании, и им важно признание своей автономности в государстве. Также, в Испании чаще всего обнаруживаются культурно-религиозные проблемы . Образы жизни и мировоззрения у мусульманского и испанского общества очень разнятся и порой вызывают полное непонимание. Правильно было бы заметить, что наличие огромного количества организации формируют определенные тесные круги, которые задают необходимый тон в жизни каждого мусульманина. В конечном итоге, можно столкнуться с тем, как мусульмане, начавшие плотно усваивать западные ценности, начинают подвергаться осуждению со стороны своей религиозной группы.
Мы должны обратить внимание на то, что рост иммиграции будет наблюдаться до тех пор, пока огромная разница между Европой и Северной Африкой в экономическом, социальном и политическом планах не будет
Л
нивелирована . В ходе проведенной работы мы выяснили, что образование, уровень жизни и дохода в странах Северной Африки достаточно низок, что не может не усиливать миграционные потоки в Европу. В то же время, наплыв иммигрантов из стран Магриба не прекратится до тех пор, пока в Европе будет спрос на дешевую и нелегальную рабочую силу. Процесс интеграции мусульман в европейское общество сопровождается политическими и социокультурными проблемами. В одном государстве мы сталкиваемся с односторонней интеграционной политикой, в другом - с культурнорелигиозным непониманием, и все эти трудности вызваны отсутствием диалога. Необходимо сотрудничество и тесный диалог, который поможет разработать иммиграционную и интеграционную политику, а также определенный подход к потокам нелегальных иммигрантов.
1. Акинин В.Е. Африканская диаспора во Франции: дис. канд. ист. наук / В.Е. Акинин. — Москва, 1997. — 96 с.
2. Алиуа М. От транзитной миграции к трансграничной поэтапной миграции: мигранты из регионов южнее Сахары в Марокко на пути в Европу / М. Алиуа. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kraslib.ru/?Z21ID= (дата обращения: 23.02.2019).
3. Алътамира - и - Кревеа Р. История Испании: Т. 1. / Р. Альтамира-и- Кревеа. пер. с исп. Е.А. Вадковской, О.М. Гармсен. — М.: Иностранная литература, 1951. - 523 с.
4. Большаков О.Г. История Халифата / О.Г. Большаков. — М.: Восточная литература РАН, 2000. — 312 с.
5. Бондырева С.К. Миграция: сущность и явление / С.К. Бондырева. — М.: МПСИ НПО “МОДЭК”, 2004. — 295 с.
6. Бюлов Б. Внешняя политика Европы / Б. Бюлов. пер. с нем. Одесса.: Ивасенко, 1915. — 87 с.
7. Варъяш И.И. Правовое пространство ислама в христианской Испании / И.И. Варьяш. — М.: Едиториал УРСС, 2001. — 188 с.
8. Васильев Л.Б. История Востока. Т. 2. / Л.Б. Васильев. — М. : Высшая школа, 1994 — 495 с.
9. Васильев Л.Б. Всеобщая история: Восток и Запад в Средние века. Т. 2. М. / Л.Б. Васильев. — М.:Высшая школа, 2007. — 478 с.
10. Веретевская А.В. Мусульмане во Франции: Особенности интеграционной модели / А.В. Веретевская. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/musulmane-vo-frantsii-osobennosti- integratsionnoy-modeli (дата обращения: 18.04.2019).
11. Ворончанина Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса / Н.И. Ворончанина. — М.: ИВ РАН, 1986. — 40 с.
12. Всемирная История. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: http://historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000029/st016.shtml (дата
обращения: 11.07.2018).
13. Гаврилов И.И. Западная Африка под гнетом Франции(1945 1959) / И.И. Гаврилов. — М.: Восточная Лит-ра, 1961. — 208 с.
14. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры / Г.Э. Грюнебаум. — М.: Наука, 1981. — 227 с.
15. Гумилев Л.Н. История Востока: Восток в средние века с XIII в. / Л.Н. Гумилев. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/HE2/index2.html (дата обращения: 09.10.2018).
16. Деминцева Е.Б. Факторы и предпосылки изменения профиля африканской миграции в конце - XX - в начале XXI вв. / Е.Б. Деминцева. — М.: ИА РАН, 2013. — 36 с.
17. Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ / И.П. Добаев. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://m.kavkaz- uzel.eu/system/uploads/article_attachment/attach/0000/9616/I.Dobaev._Islamski y_radikalizm_-_sotsialno-filosofskiy_analiz.pdf (дата обращения: 12.04.2019).
18. Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях / В.Е. Донцов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://terroristica.info/node/155 (дата обращения: 23.10.2018).
19. Жданов Н.В. Ислам на пороге XXI в. / Н.В. Жданов. — М.: Политиздат, 1989. — 384 с.
20. Жерлицына Н.А. Диалог цивилизации / Н.А. Жерлицына, Н.А. Сологубовский, С.В. Филатов С. В. — М.: ИВ РАН, 2006. — 26 с.
21. Журавский А.В. «Мавры» в современной Испании / А.В. Журавский. — М.: Наука, 1997. — 365 с.
22. Карпов С.П. История средних веков: Т. 2 / С.П. Карпов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.istmira.com/karpovsp-istoriya-srednix- vekov-tom-2/ (дата обращения: 29.08.2018).
23. Кондратьева Т.С. Иммигранты в Европе: Модели интеграции / Т.М. Кондратьева, И.С. Новоженова. — М.: ИНИОН РАН, 2006. — 59 с.
24. Кудрявцев А. Мусульмане во Франции. Россия и мусульманский мир / А. Кудрявцев. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0115/analit05.php (дата обращения:
03.03.2019) .
25. Ланда Р.Г. История Туниса XX в. / Р.Г. Ланда. — М.: ИВ РАН, 2017. — 220 с.
26. Ланда Р.Г. История Алжира XX в. / Р.Г. Ланда. — М.: ИВ РАН, 1999. — 308 с.
27. Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании / Э. Леви-Провансаль. пер. с франц. — М.: Наука, 1967. — 96 с.
28. Любарт М.К. Франция и Испания: иммиграционная политика на рубеже XX - XXI вв. / М.К. Любарт, А.Н. Кожановский. — М.: ИЭА РАН, 2009. — 36 с.
29. Льянов М.М. Интеграция мусульман в европейское общество: проблемы и решения / М.М. Льянов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/integratsiya-musulman-v-evropeyskoe- obschestvo-problemy-i-resheniya (дата обращения: 23.12.2018).
30. Население Франции. Википедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB %D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0% BD%D1%86%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 12.04.2019).
31. Нерсесов Г.А. К истории французского вторжения в Тунис в 1881 г. / Г.А. Нерсесов. — М.: ОРАМиПП, 2006. — 65 с.
32. Пономаренко Л.В. Африка и Франция: взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций / Л.В. Пономаренко. — М.: РУДН, 1997. — 160 с.
33. Сагадеев А.В. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского средневековья / А.В. Сагадеев. — М.: Эстетика и жизнь, 1974. — 459 с.
34. Сапронова М.А. Политические системы арабских стран: учебное пособие / М.А. Сапронова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. — 248 с.
35. Сергеев М.С. История Марокко XX в. / М.С. Сергеев. — М.: ИВ РАН,
2001. — 356 с.
36. Сказкин С.Д. История Средних веков. Том 2 / С.Д. Сказкин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://history.wikireading.ru/121822 (дата обращения: 18.08.2018).
37. Соболев В.Г. Ислам на Западе: учебное пособие / В.Г. Соболев, М.Н. Суворов. — СПб.: СПбГУ, 2016. — 239 с.
38. Старченков Г.И. Рост исламской диаспоры в странах запада / Г.И. Старченков. — М.: Наука, 2001 — 197 с.
39. Субботин В.А. Колониальная политика Франции в Западной Африке 18811900 гг. / В.А. Субботин. — М.: Восточная литература, 1959. — 65 с.
40. Субботин В.А. Французская колониальная экспансия в конце XIX в.: Экваториальная Африка и острова Индийского Океана / В. А. Субботин - М.: Восточная литература, 1962. - 167 с.
41. Уотт У.М. Мусульманская Испания / У.М. Уотт, П. Какиа. пер. с англ.
С.И. Дунаевецкого; предисл. А.Б. Куделина. — М.: Наука, 1976. - 216 с.
42. Хенкин С.М. Мусульмане-иммигранты в Испании: Проблемы
межкультурной коммуникаций / С.М. Хенкин. [Электронный ресурс]. — Режимдоступа: http://imon.m/pubHshmg/joumals/poHticheskaia-
nauka/arkhiv/politicheskaia-nauka/musul-mane-immigranty-v-ispanii-problemy- mezhkul-turnykh-kommunikatcii/ (дата обращения: 29.04.2019).
43. Электронный журнал Zeit online [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zeit.de/2011/25/Al-Andalus (дата обращения: 12.07.2018).
44. Dozy R.A. Spanish Islam / R.A Dozy. — London.: Chatto Windus, 1913. — 769
P
45. Fetzer J.S. Muslims and the State in Britain, France, and Germany / J.S. Fetzer,
J.C. Soper. — London.: Cambridge University Press, 2005 — 79 p.
46. Ganiage J. L'expansion coloniale de la France sous la Troisieme Republique (1871-1914) / J. Ganiage. — France.: P., 1968. — 165 p.
47. Haas De H. Morocco: From Emigration Country to Africa's Migration Pas-sage to Europe. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.migrationpolicy.org/article/morocco-emigration-country-africas- migration-passage-europe/ (дата обращения: 01.04.2019).
48. Haas De H. Migrations Transsahariennes vers l'Afrique du Nord et l'UE:
Origines Historiques et Tendances Actuelles. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.migrationpolicy.org/artide/migrations-
transsahariennes-vers-lafrique-du-nord-et-lue-origines-historiques-et-tendances/ (дата обрещения: 14.03.2019).
49. Hargreaves A. Immigration, "Race," and Ethnicity in Contemporary France / A. Hargreaves. — London.: Routledge, 1995. — 275 p.
50. Lost Islamic history [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lostislamichistory.com/disunity-in-al-andalus-the-taifa-period/ (дата обращения: 06.07.2018).
51. Maolain C. European Directory of Migrant and Ethnic Minority Organisations /
C. Maolain. [Электронный ресурс]. — Режим
доступа:https://ebooklibrary.co/9075719035-european-directory-of-migrant- and-ethnic-minority-organisations.pdf (дата обращения: 07.02.2019).
52. Marianne B. Moorish architecture in Andalusia / B. Marianne. — Fr.: Taschen,
1992. - 239 p.
53. Migrationpolicy-2011. The Arab Spring and Other Crises in Africa Displace More Than 1 Million People. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.migrationpolicy.org/article/top-10-2011 -issue-8-arab-spring-and- other-crises-africa-displace-more-1-million-people (дата обращения:
29.03.2019) .
54. Munoz M.G. Emigracion e islam: Inmigracion y procesos de cambio / M.G. Munoz. — Madrid.: P.Press, 2004. — 374 p.
55. Roy O. Muslims in Europe: From Ethnic Identity to Religious Recasting / O. Roy. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://openaccess.leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/17387/ISIM_5_Muslims _in_Europe-From_Ethnic_Identity_to_Religious_Recasting.pdf?sequence=1 (дата обращения: 04.11.2018).
56. Shadid W.A.R. Political Participation and Identities of Muslims in Non-Muslim States / W. A. R. Shadid. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.peeters-leuven.be/boekoverz.asp?nr=6646 (дата обращения:
19.01.2019) .
57. Tibi B. Islam and the Cultural Accommodation of Social Change / B. Tibi. — Germany.: Westview Press, 1990. — 277 c.