Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению медиатизации политических процессов
1.1. Сущность и особенности политической медиатизации 10
1.2. Основные характеристики современного медиапространства 27
Глава 2. Практика медийного освещения избирательной кампании выборов президента Российской Федерации 2018 года
2.1. Роль и значение медиа в современных избирательных кампаниях 48
2.2. Результативность информационного обеспечения агитационного периода
президентских выборов в России 61
Заключение 74
Библиографический список
Приложения
Актуальность темы исследования. Активное развитие медиа вывело политические процессы на новый информационный уровень: политические события активно освещаются в информационном пространстве, в политической практике используется различный медианструментарий и новые механизмы реализации власти, изменился и тип коммуникации. Новые медиа стали творцами общественного мнения, формирующие общественное сознание в политической реальности. Значимым компонентом современных политических процессов стали публичность, медийность (медиатизация политики ).
На сегодняшний день появляются новые медиа-инструменты в современной политической плоскости. Можно отметить такие феномены, как «цифровая дипломатия» или «твитпломатия», создание имиджевой привлекательности государства с использованием медиаинструментов как элементов «мягкой силы», «информационный пресс», которым оказывают давление не только на общественность, но в том числе и на глав государств.
Проблема изучения новых медиа и медийного освещения политической сферы крайне актуализируется в связи с беспрецедентной динамикой современного медиапространства, технологическими инновациями, что привело к медиаконвергенции: появлению нового типа СМИ - медиа, отличительными особенностями которого являются интерактивный контент, значительное удешевление стоимости производства информации, беспрецедентная оперативность создания сообщений, новые каналы, приведшие, по сути, к безграничности распространения новостей.
Проникновение медиа во все сферы жизни современного общества носит интенсивный и всеохватывающий характер, что привело к усилению вовлеченности общественности в информационные и политические процессы, определенной информационной зависимости. Создавая повсеместное, зачастую агрессивное виртуальное информационное пространство, медиа оказывают существенное влияние на восприятие общественностью политической реальности и задают модели политического поведения, что определяет крайне высокую значимость медиа в современных политических процессах.
Растущее влияние технологий современного политического медиа пространства на общественное мнение и политические процессы обуславливают необходимость выстраивания эффективной коммуникации с гражданами, формирования информационной повестки через использование новых информационных инструментов. Интеграция политической плоскости в виртуальное информационное пространство создает условия для легитимизации в публичном пространстве принимаемых властью решений, непосредственного влияния на общественное мнение, изучения общественных настроений, воздействия на информационную повестку, как на внутригосударственном, так и на внешнеполитическом уровне.
Значительно возросшая роль медиа и виртуального информационного пространства и непрерывное их разитие в современных политических процессах вызвала необходимость углубленного исследования крайне актуальной сегодня темы - выявление специфики формирования информационной повестки о современных политических процессах - и требует научного осмысления.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость темы обусловлена тем, что новые медиатехнологии являются важнейшим инструментом влияния на процесс функционирования политической среды современного общества и ее преобразования. В этой связи важно изучение опыта использования медийных технологий в процессе выборов органов власти.
Степень разработанности темы. Характеризуя степень разработанности представленной проблемы в научной литературе, необходимо выделить основные направления, по которым осуществляются исследования. Важными являются исследования в сфере теории рекламных технологий и в сфере политического маркетинга. Изучению сущности и особенностей политической коммуникации, анализу влияния информации и технологий на политические процессы, исследованию аспектов медиатизации политики и освещения политических событий посвящены работы значительного числа отечественных и зарубежных авторов. Также существует серьезная научная традиция исследования влияния информации и средств массовой информации и коммуникации на политические, а также социальные, экономические процессы.
Вопросы информатизации общества и медиатизации политической сферы подробно раскрываются в трудах Д. Белла, который внес существенный вклад в разработку концепции постиндустриального - информационного - общества. Согласно его теории, знания и информация становятся двигателями экономики, основой, формирующей социальную систему, что со временем трансформировало общественный уклад и политическую составляющую . Впоследствии подход Д. Белла был дополнен постмодернистской концепцией «постсовременного общества» (Ж. Ф. Лиотар), концепцией «публичной сферы» (Ю. Хабермас), «технотронной концепцией» (З. Бжезинский), концепцией «нового индустриального общества» (Дж. Гэлбрейт).
Значительный вклад в исследование особенностей информационных процессов, связанных с развитием интернета и технологий, также внесли М. Маклюэн и М. Кастельс.
Следует отметить и значительный теоретический вклад в развитие концепции информационного общества с точки зрения увеличения объемов информации, скорости передачи данных и их влияния на общественность, таких представителей научного сообщества, как Г. Шиллер (сторонник неомарксизма), М. Альетт и А. Липиц (регуляционная теория), Д. Харви (гибкая аккумуляция), Э. Гидденс (рефлексивная модернизация), Ю. Хабермас, Н. Гарнжам (публичная сфера), Ж. Бодрийяр и М. Постер (постмодернизм), М. Пайор и Ч. Сейбл, Л. Хиршхорн (теория гибкой специализации), М. Кастельс (основатель теории информационно-сетевого общества). Зарубежные ученые акцентируют внимание на различных аспектах трансформации политических, общественных, экономических процессов. Одна группа авторов, соглашаясь с Д. Беллом и его сторонниками, полагает, что общество проходит переходный этап от индустриального к постиндустриальному или от промышленного к обществу услуг. Исследователи, придерживающиеся другого теоретического подхода, - к примеру, З. Бауман - обозначают данный аспект как переход от модерна к постмодерну. В работах С. Лэша и Дж. Урри информационные изменения представлены движением от организованного к дезорганизованному капитализму; для Ф. Фукуямы перемены означают «конец истории», полную победу рыночной экономики над обанкротившимся коллективистским экспериментом.
Для анализа проблемы использования политической рекламистики в деятельности государства большое значение имеют и работы, освещающие роль соответствующих технологий в поведении средств массовой информации на политическом рынке. Этому посвящены работы Балуева, Д. Г, Богомоловой Н.Н., Иларионовой Т.С., Козенко А.В., Пивоварчик Т.А., Файерстоуна Ч. и других ученых.
Вопросы влияния дискурса и медиа на политику рассматривают Русакова О.Ф. Медиадискурс как концепт дисциплины «Политическая коммуникативистика». Грибовод Г.Г. «Политический медиадискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики», Грибовод, Е.Г., Русакова О.Ф. Медиатизация политики в контексте информационно-коммуникативной стратегии ШОС // актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Материалы IX международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Акакдемический».
Таким образом, обозначенная проблематика требует дальнейшей разработки, особенно в части усиления влияния блогосферы, новых информационных технологий, форм медиа на общественное сознание и политическое развитие.
Объектом исследования выступает политическая медиасфера.
Предметом исследования работы является информационное обеспечение избирательного процесса в России.
Целью работы является выявление специфики медийного освещения выборов президента Российской Федерации в 2018 г.
В процессе исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и уточнить понятие и сущность политической медиации.
2. Определить основные характеристики современного медийного пространства России.
3. Провести сравнительный анализ информационного обеспечения избирательной кампании по выбору президента РФ 2018 года.
4. Выявить роль и значение медиа в современных избирательных кампаниях в России.
5. Изучить механизмы формирования информационного пространства современными медиа.
6. На основе контент-анализа СМИ выявить результативность использования медийных технологий на выборах президента РФ 2018 года.
7. Разработать рекомендации по оптимизации информационного обеспечения агитационного периода выборов президента России.
Теоретическую базу исследования составляют монографические и учебные издания, посвященные политической коммуникации, роли рекламных технологий в избирательных кампаниях, которые помогли изучить теоретические подходы к пониманию сущности политической медиатизации, практики ее использования в современных политических и избирательных процессах. В работе были применены следующие методы: анализ документальных источников, позволивший собрать данные по практике освещения в различных медиа политических партий России в агитационный период, сравнительный анализ, давший возможность определить результат избирательных технологий политических партий России, посредством которого была рассмотрена практика медийного освещения на примере выборов президента Российской Федерации 2018 года, контент-анализ общественно-политических российских медиа и материалов социальных медиа кандидатов на пост президента РФ. Источником данных для настоящего исследования стал ресурс «Медиалогия». Также исследование опирается на системный подход, позволивши выявить взаимное влияние политической и информационной сфер Г. Алмонда, К. Дойча, Д. Истона, учитывающий современную стремительно меняющуюся политическую реальность.
Эмпирическую базу исследования данной работы составили: материалы предвыборных кампаний, социальных медиа кандидатов на выборы президента России; данные вторичных социологических исследований по изучаемой тематике. В эмпирическую базу исследования вошли нормативноправовые акты РФ и РТ, регламентирующие избирательное право и выборные процессы, официальные статистические данные и документы органов государственной власти РФ, в том числе ЦИКа РФ.
Хронологические рамки работы охватывают период с 18 февраля по 17 марта 2018 г.
Научная новизна работы состоит в определении эффективности медийного освещения избирательных кампаний по выборам президента России в 2018 году.
Структура данной работы обусловлена целью, задачами и состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Итак, цель диссертационного исследования была достигнута, изучена сущность и понятие политической медиации и медийного освещения, выявлена их особенности и роль в современных избирательных кампаниях, в частотности на выборах президента Российской Федерации в 2018 г. В ходе анализа публикаций российских общественно-политических и независимых медиа выявлено, что корреспонденты оперируют механизмами, определяющими специфику освещения современных политических процессов.
В ходе работы над данным исследованием были сделаны следующие выводы и обобщения, согласно основным структурным разделам работы.
Выявлено, что политическая медиация сегодня активно развивается в информационной плоскости политических реалий, в политической практике представители правительственных структур прибегают к использованию медиаинструментария, как для выстраивания коммуникации с общественностью, определения политических настроений, так и для попыток контролировать информационное пространство и влиять на информационную повестку. Современные политические медиа являются не только институтом, формирующим политическую культуру и определяющим политические настроения, но и субъектом политических отношений, оказывающим информационное воздействие на граждан и представителей правительственных структур.
Стоит отметить, что наши представления о политическом мире чаще всего основываются исходя из влияния масс-медиа на наше сознание посредством медиа-технологий. Потому что именно благодаря информационным технологиям мы формируем основу наших знаний о политике. Ведь для избирателей политическая реальность - не само политическое событие, а его истолкование, то, как его интерпретировало СМИ.
В ходе исследования доказано, что особенности формирования информационного пространства обусловлены технологическими возможностями, которые предоставляют интернет и мобильные устройства. Информационная повестка формируется круглосуточно, безгранично, скорость распространения информации беспрецедентна, контент - интерактивный, вследствие чего происходит эмоциональная вовлеченность в медийное пространство, информационная зависимость, низкий уровень критического восприятия политических образов.
Вместе с тем, проведенный анализ позволил предположить, что тенденции цифровизации медиа и создания информационного пространства с использованием новых технологий со временем будут усиливаться, так же, как и медиатизация политических процессов. Сбор и анализ персональных данных пользователей интернета представителями правительственных структур будут более изощренными и могут стать причиной внутриполитических и международных конфликтов. Новые информационные технологии позволят более детально изучать данные, на основе которых будут определены точные модели политических предпочтений, настроений и дальнейшего поведения граждан. Также, новые информационно-коммуникационные технологии позволят представителям правительственных структур выстраивать диалог с гражданами и транслировать необходимую информацию, получая прямую обратную связь, в обход официальных медиа, что создает больше возможностей для влияния на виртуальное информационное пространство.
Дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий окажет воздействие и на медиа. Новости станут более персонализированными: читателям будут предлагать конкретный новостной контент, а не большой объем сообщений по различным темам. Это позволит снизить количество ежедневно публикуемых новостей, сделав их более качественными, и повысит интерес и доверие читателей к медиа.
Отмечая перспективы дальнейшей разработки темы диссертационного исследования, любопытным представляется исследование механизмов формирования общественного мнения в интернете посредством агрегирования новостей такими крупными поисковиками, как Google, Яндекс и другие. Известно, что посредством определенной расстановки новостей в поисковиках и новостных лентах социальных сетей, одним событиям может придаваться важность, а значимость других занижаться, что представляется определенным манипулированием общественным мнением и настроениями граждан. Также отдельного изучения требует аспект интерпретации общественностью медийных образов, глубину восприятия новостей, эмоциональную реакцию.
Важным фактом в рамках исследуемой темы представляется теоретическое изучение контента, создаваемого другими субъектами информационного пространства - представителями правительственных структур и обычными гражданами. Анализ постов, сообщений, заявлений, страниц в социальных медиа представителей власти позволяет выявить механизмы, которыми оперируют политики при формировании информационной повестки. Анализ лайков, репостов и комментариев интернет-пользователей с помощью мониторинговых программ позволят раскрыть реакцию общественности на политические события, решения и действия представителей власти, и выявить отклик на информационную повестку, которую создают кандидаты или представители действующей политической власти.
По итогам анализа дискуссии в политических изданиях и блогах о кандидатах на президентских выборах России 2018 г. можно сделать выводы о несимметричности их освещения. Участники предвыборной гонки получали неодинаковое внимание СМИ. Так, В. Путин значительно чаще других кандидатов упоминался как в постах блогов, так и в федеральных печатных изданиях. Кроме того, действующий на момент избирательной
кампании президент очень часто выступал в сообщениях СМИ в главной роли. Вероятно, отчасти это связано с тем, что в фокусе внимания оказывалась не только предвыборная активность политика, но и его деятельность на посту главы государства.
Анализ упоминаний кандидатов в прессе показывает, что В. Путин является основным оппонентом для четырех участников предвыборной гонки. Занявший второе место на выборах П. Грудинин был основным оппонентом для В. Путина и М. Сурайкина. К. Собчак стала наиболее упоминаемым в статьях о Г. Явлинском политиком. Кроме того, К. Собчак оказалась вторым оппонентом для пятерых конкурентов. Тогда как кандидаты, не попавшие в верхнюю половину списка по итогам голосования, не были ни основными, ни вторыми по значимости оппонентами ни для кого из участников гонки. Вероятно, последнее может объясняться достаточно активным и ярким медиаобразом единственной женщины-кандидата, а также неоднозначным отношением россиян к участию женщин в политике, которое могло стимулировать участников предвыборной гонки конструировать свой образ как через противопоставление спорному конкуренту .
Дисбаланс в освещении деятельности кандидатов в СМИ, который отмечался на федеральном уровне, еще более заметен на уровне региональном. Так, Владимир Путин оказался единственным из кандидатов в президенты, чье имя упоминается в региональных СМИ значительно чаще, чем на федеральном уровне. В результате, если на федеральном уровне Владимир Путин обгоняет идущую по этому показателю второй Ксению Собчак в 7,9 раза, то на региональном уровне эта разница достигает уже 10,5- кратного разрыва.
Руководствуясь предположением, что на выборах 2018 г., результат которых был предсказуем, кандидаты конкурировали скорее друг с другом, чем с лидером, мы ожидали, что участники гонки будут чаще упоминаться совместно с оппонентами своей «весовой категории». Например, Б. Титов мог бы противопоставлять себя Г. Явлинскому или С. Бабурину. Однако кандидаты-аутсайдеры предвыборной гонки скорее пытаются атаковать лидера. Если проводить аналогию с маркетинговыми исследованиями позиционирования товаров на рынке, то такая стратегия не является бесспорной. Для небольших компаний, не претендующих на лидерство, более эффективным может стать поиск своей небольшой ниши, а не попытка захватить лидерство. Аналогично, для кандидатов на президентских выборах было бы разумно найти свою аудиторию и добиваться ее поддержки. Конкуренция с лидером и стремление достичь широкой аудитории приводит к размыванию позиции кандидата и его низкой заметности на фоне действующего президента страны.
Рекомендации для повышения эффективности медийного освещения предвыборных процессов:
1. ЦИК России необходимо обеспечить равенство и нейтральный характер подачи информации о кандидатах в государственных СМИ. Центризбиркому необходимо проводить собственный мониторинг выходящих в эфир программ СМИ во время избирательных кампаний для того, чтобы выявлять неравноправное и предвзятое освещение кампании, и чтобы принимать быстрые и эффективные меры против тех, кто нарушает закон. Для соблюдения всех законов и равного распределения прайм тайма на телевидении, новостной повестки в печатных и электронных СМИ, такой мониторинг должен проводиться, а его методология и результаты должны быть открыты для общества и публиковаться на регулярной основе.
Аналогичные рекомендации на протяжении многих лет высказывались со стороны БДИПЧ ОБСЕ .
2. Неуход в отпуск на период избирательной кампании действующего президента страны или иных должностных лиц, баллотирующихся на президентский пост, значительно искажает информационное поле и ведет к нарушению принципа равенства прав кандидатов. Чтобы это предотвратить, необходимо на законодательном уровне принять меры, действительно гарантирующие равное освещение деятельности кандидатов в средствах массовой информации.
3. Необходимо более четко разграничить в СМИ понятия «информирование» и «агитация». В частности, дать определение агитационной цели и разработать методологию ее выявления. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму субъективную и предвзятую оценку спорных материалов в СМИ, повысить правовую определенность. Одновременно должен быть изменен принцип формирования и деятельности рабочих групп по информационным спорам — они должны давать внешнюю независимую экспертную оценку, для чего в их состав должны войти, прежде всего, представители наблюдательских и журналистских общественных объединений (саморегулирующихся организаций) и академического сообщества.
4. Формат т.н. «дебатов» и иных совместных агитационных мероприятий требует пересмотра и, возможно, законодательного закрепления для гарантирования права избирателей на получение объективной и полноценной информации о программных предложениях кандидатов и развития реальной политической дискуссии. Например, распространить на кандидатов в президенты России норму об обязательности участия в дебатах, которая применяется на других выборах.
5. Выявленный системный дисбаланс в свободе СМИ требует серьезной, в том числе законодательной коррекции, в целях возвращения ситуации в «конституционное русло». При этом следует обратить особое внимание на законодательное регулирование инструментов участия государства в деятельности СМИ, в том числе в финансировании, которые в любом случае должны гарантировать и обеспечивать их реальную, а не только декларируемую свободу и независимость.
6. Кандидатам и политическим партиям необходимо учитывать изменение роли новых медиа и блогосферы в политическом пространстве и сосредоточить внимание на рекламной деятельности на современных интернет-площадках.
1. Алексеев, Д. В. Политические медиавлияния: опыт изучения / Д. В. Алексеев. — М. : Культурная революция, 2014. — 252 с.
2. Балашова А.Н. Технология избирательной кампании в западной политической науке // Вестн. Моск. ун-та, 2012 - 317 с.
3. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR, М.: Фаир-пресс, 2001. -624 с.
4. Борисов В.А., Быков И.А. и др. Связи с общественностью в политике, Учебное пособие. — СПб.: СПбГУТ, 2000. — 87 с.
5. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламы. М.: Вузовский учебник, 2009. - 574 с.
6. Г. Алмонд; С. Верба «Гражданская культура»; пер. с англ. Е. Генделя. — Москва: Мысль, 2014 - 428 с.
7. Г аджиев К.С. СМИ и политика// Вестник Моск. Ун-та Сер. 10 2011. - 257 с.
8. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. - 317 с.
9. Засурский Я.Н. Роль СМИ в политическом обществе. // Вестник Моск. Ун-та Сер. 10. 2010 - 415 с.
10. Катернюк А.В. Рекламные технологии, Ростов на Д.: Феникс,2001.- 132 с.
11. Лисовский С.Ф. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА. М.: ИВЦ
«Маркетинг», 2012
12. Ляпина Т.В. Современные избирательные технологии или театр политических теней. М. Альтпрес, 2009 - 200 с.
13. Малкин Е.Б., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. М., 2010 - 170 с.
14. Мирошниченко А.А. Выборы: от замысла до
победы:
Предвыборная кампания в российском регионе. — M.: Центр, 2009 - 160 с.
15. Музыкант В.Л.: Реклама в действии. - 2-е издание. - М:. Эксмо 2009 - 279 с.
16. Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб., 2011. - 430 с.
17. Павлуткина О.А. «Современные рекламные технологии» ФГАОУ ВПО СФУ Торгово-экономический институт, 2013. - 146 с.
18. Панкратов, Ф.Г., Баженов, Ю.К., Шахурин В.Г. Основы рекламы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 355 с.
19. Подгорная Л.Д. Политическая реклама как форма коммуникации современного общества // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Политология. - 2008. - 400 с.
20. Политические коммуникации. / Под ред. А.И. Соловьева. - М., 2013. - 267 с.
21. Технологии выборов, М. Современная школа, 2009. - 123 с.
22. Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе. - М.: ИД Камерон, 2008. - 164 с.
23. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. - 4-е издание. - М:. Издательство Оникс, 2008. - 300 с.
24. Янбухтин Э. Х. Единая Россия. Технологии успешной избирательной кампании. - М.-СПб: Вершина, 2008 - 113 с.
25. Головин Ю.А., Григорьев П.В., Щенников М.А. Новые политические технологии в современной России. Монография. — Москва,
2010. — 210 с.
26. Егорова-Г антман Е., Плешаков К. Политическая реклама, М.: Центр политического консультирования "Никколо М", 1999. - 240 стр.
27. Невмержицкая Е.А. Политическая реклама, Иркутск:
ЦентрНаучСервис, 2014. — 126 с.
28. Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии:
история, теория, практика. - М.: Издательский дом «Коммерсантъ», 2000. - 320 с.
29. Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: российский опыт. - М.: Дело, 1999. - 310 с.
30. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. - М.: РОССПЭН, 1999. - 290 с.
31. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. М.: «Русская панорама», 2010. - 680 с
32. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии, 2-ое издание, М.: Центр, 2013. — 384 с.
33. Веселов С. Оценка эффективности рекламной деятельности // Рекламные технологии. - 2000. - № 4. - С. 6-8.
34. Г ольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. - М.: Гелла-Принт, 1996. - 287 с.
35. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Издво«Питер», 2010. - 384 с.
36. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг: искусство и наука побеждать на выборах. - М., «ИМА-Пресс», 2011. - 332 с.
37. Луцина Т. Ю. Политические технологии и политический миф, 2011 - 213 с.
38. Зотова О.И., научная статья "Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения", 2010.
Электронные ресурсы:
1. Интернет аудитории СМИ [Электронный ресурс] // Mediascope. — Режим доступа:
http://mediascope.net/services/media/mediaaudience/intemet/information/7arrFilte r_pf%5BYEAR%5D=2017&captc
ha_code=0b035cb06d0e511030ea5f9b93457b11&captcha_word=ENXE P&set_filter=Y (дата обращения 17.05.2019).
83
2. Интернет источник: Катернюк А.В., Марченко О.Г.,
"Современные рекламные технологии: коммерческая реклама». Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/u_reklama/ (дата обращения: 17.04.19)
3. Интернет источник: И.А.Ермакова. «Современные рекламные
технологии». Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=1886 (дата
обращения 25.01.17)
4. Интернет-проект "Выборы в России" http://www.vybory.ru/www/index.php3 (дата обращения: 25.04.19)
5. Политическая реклама. Теория и практика рекламной
деятельности. // Индустрия рекламы. Режим доступа: http://adindustrv.ru/doc/1133
6. Электронный журнал о выборах - Режим доступа:
www.izbiratel.ru.
7. Информационный портал «Бизнес онлайн». Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/112705/
8. Электронное издание «Лента.ру». Режим доступа:
https://lenta.ru/articles/2003/11/24/wciom/
9. Электронное издание «Ведомости». Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/10/04/659503.
10. Федеральное интернет-издание «Капитал страны». Режим
доступа:
http: //kapitalrus .ru/articles/article/rezultaty_vyborov_v_gosdumu2011_socio
logicheskij_analiz/
11. Полякова О.В. Научная статья (электронная версия): Рекламные технологии как инструментарий маркетинга продвижения, 2012.
Законодательные материалы:
1. Конституция Российской Федерации (в последней редакции); Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов
Государственной Думы Российской Федерации»
2. Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях».