ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ КОНТРАКТАЦИИ 9
1.1. Понятие и предмет договора контрактации 9
1.2. Значение договора контрактации и его соотношение со смежными
договорами 17
1.3. Стороны и форма договора контрактации 25
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ 35
2.1. Условия договора контрактации 35
2.2. Права и обязанности сторон договора контрактации 42
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ 51
3.1. Ответственность сторон по договору контрактации 51
3.2. Прекращение договора контрактации 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
Сельское хозяйство - одна из важнейших отраслей экономики. Сложно переоценить его роль в удовлетворении потребностей населения в питании и промышленности в сырье. Еще древнегреческий ученый Ксенофонт говорил: «...сельское хозяйство является матерью и кормильцем всех других ремесел. Когда сельское хозяйство хорошо управляется, то и все другие ремесла процветают, но когда на сельское хозяйство не обращают должного внимания, все другие ремесла приходят в упадок»1.
Россия на протяжении многих столетий славилась как страна аграриев. Сельское хозяйство всегда играло важное значение как для государства и его органов, так и для отдельно взятого человека. И лишь в последнее время после распада СССР доля производства сельскохозяйственной продукции, особенно в личных подсобных хозяйствах российских граждан, значительно сократилась. Утратило свое значение и размах ранее массовое движение дачников, садоводов. Сегодня удовлетворение потребностей в продуктах сельского хозяйства лежит в основном на производителях - юридических лицах: сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативах, хозяйственных товариществах и обществах, набирающих популярность крестьянских фермерских хозяйствах.
Однако эффективному развитию сельского хозяйства в России препятствует ряд факторов. Так, в связи с растущей урбанизацией численность сельского населения неумолимо снижается, земли сельскохозяйственного назначения становится некому обрабатывать. Но наиболее неблагоприятное воздействие на аграрный сектор российской экономики оказывает сложившаяся в настоящий момент политическая и экономическая ситуация, связанная с событиями в мире: украинский конфликт, связанные с ним санкции западных стран, значительное падение цен на нефть, военные операции в Сирии. Конечно, наше государство
пытается бороться с возникающими проблемами. В частности, ответом Российской Федерации (далее - Россия, РФ) на санкции стран Запада стало введение продовольственного эмбарго, т.е. запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции из тех государств, которые ввели санкции.
Еще до введения запрета на импорт отдельных категорий товаров государственной политикой были определены направления развития агропромышленного комплекса РФ с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Основными механизмами достижения данных приоритетов является реализация государственных программ, утверждаемых Правительством РФ, например, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы. Основными целями программы являются: обеспечение продовольственной независимости России, ускорение импортозамещения в отношении сельхозпродукции, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, устойчивое развитие сельских территорий и т.д.
Не смотря на существующие проблемы, объемы валового внутреннего продукта (далее - ВВП) России увеличивается. Сохраняет тенденцию увеличения и сельское хозяйство.
На фоне установленных санкций в отношении России, увеличения ВВП, государственной поддержки аграрного сектора, казалось бы, созданы благоприятные условия для развития в РФ сельскохозяйственного производства. Но существуют определенные проблемы, которые замедляют его развитие. К ним можно отнести: удорожание импорта, проблемы поставок из-за рубежа, рост ставок по кредитам, нестабильный курс валюты, высокий уровень долгов и т.п. Так, для производства сельхозпродукции производители должны вовремя приобрести семена, удобрения, горюче - смазочные материалы, сырье, запасные части для сельскохозяйственной техники и т.д. Однако цены на них постоянно увеличиваются, у производителей не хватает средств на их приобретение, инвесторы не хотят идти на уступки. Государство в силу нестабильного курса валюты не в силах справится с растущими ставками по кредитам. Необходимость льготного кредитования налицо, но государству все сложнее и сложнее его обеспечивать.
Актуальность исследования. В сложившейся ситуации стоит обратить внимание на договор контрактации. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Значение договора контрактации для процесса производства (выращивания) сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации весьма велико в настоящее время.
Предметом договора контрактации всегда является сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная) самим производителем. Однако на момент подписания сторонами соглашения продукции еще не существует, т.е. договор заключается в отношении будущей продукции. Такая особенность заключения договора дает сторонам определенные гарантии. Производителю - в том, что выращенная им продукция будет реализована, заготовителю - в том, что при производстве сельскохозяйственной продукции будут учтены его интересы.
Одной из причин, по которой использование договора контрактации актуально на сегодняшний день, является сложившийся в практике обычай авансирования заготовителем производителя. Благодаря этому решается проблема дефицита денежных средств - у производителя появляется возможность получения необходимых средств для дальнейшего производства продукции (семена, горюче-смазочные материалы, удобрения и т.д.). Кроме этого производитель с учетом интересов заготовителя может определить наиболее выгодные направления своей деятельности, расширить производство и т.п.
Другая причина, по которой договор контрактации востребован, это гарантия того, что произведенная (выращенная) продукция будет реализована, т.е. приобретена заготовителем. Более того, по общему правилу заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз
Говоря о производстве сельскохозяйственной продукции, необходимо отметить специфику этого процесса. Специфика заключается в том, что данные отношения находятся в неразрывной связи с природно-климатическими условиями. В частности, различные обстоятельства непреодолимой силы (снегопады, град, ливни, засуха, болезни растений и животных и т.п.) способны уничтожить весь урожай или прирост скота. Поэтому в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) предусмотрена еще одна особенность данного договора - производитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение только при наличии его вины2.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Ст. 535 // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410 (с изм. и доп.)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Ст. 535 // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410 (с изм. и доп.)
Данное исследование актуально также следующим. Государство принимает различные экономические меры для стимулирования сельскохозяйственных производителей - льготные кредиты и режимы налогообложения, сельскохозяйственное машиностроение, подготовка специалистов, развитие села, селекционные исследования и т.д. Но при этом без должного внимания остаются нормы гражданского законодательства о способах реализации произведенной сельхозпродукции, а именно нормы договора контрактации. На сегодняшний день правила, регулирующие контрактацию, нуждаются в доработке, т.к. часто вместо заключения договора контрактации заключаются смежные договоры: договор поставки, купли-продажи и т.п. Но при этом не учитывается специфика сельхозпроизводства. Поэтому необходимо популяризировать договор контрактации, т.к. у него есть неплохие перспективы в сельскохозяйственном секторе. К тому же, государство с помощью данного договора может оказывать влияние на развитие сельского хозяйства, стимулируя необходимые направления и отрасли производства и регулируя цены на соответствующую продукцию.
Степень разработанности темы. В ходе написания работы были изучены и проанализированы различные нормативно-правовые акты и иные источники. В данной работе использованы работы таких авторов, как В.В. Витрянский, М.И. Брагинский, А.А. Астраханкин, Ю.В. Романец, О.А. Симонова, Е.А. Суханов, В.Ф. Яковлев, М.В. Карпычев, С.Р. Скяева, А.И. Иванчак, В.А. Власов, А.М. Хужин и др.
Цель данной работы заключается в проведении комплексного исследования договора контрактации, его понятия, содержания и особенностей.
- раскрыть содержание договора контрактации охарактеризовать его элементы;
- рассмотреть и проанализировать ответственность сторон и прекращение договора контрактации.
Объектом исследования выступает урегулированная законодательством совокупность общественных отношений по договору контрактации.
Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства России, иные нормативно-правовые акты в области регулирования договора контрактации, материалы судебно-арбитражной практики, различные исследования, монографии, иные научные работы, в которых рассматриваются различные положения о договоре контрактации.
Методология исследования. В основу исследования легли следующие методы: общенаучные (описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.), частно -научные (системный, статистический и т.д.) и специально-юридические. К последним относятся сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и приложений.
В данной работе нами был изучен договор контрактации и его особенности. По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
На сегодняшний день доля сельского хозяйства в экономике России возросла. Связанно это с провозглашением Россией продовольственного эмбарго в ответ на антироссийские экономические и политические санкции, введенные странами Евросоюза, США и рядом других государств *. Поэтому на отечественных сельхозпроизводителей возлагается задача по обеспечению населения и промышленности необходимыми продуктами и сырьем.
Договор контрактации является разновидностью купли-продажи. По договору контрактации производитель сельхозпродукции обязуется передать выращенную (произведенную) им продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. При этом договор контрактации характеризуется как возмездный, консенсуальный, взаимный.
Сторонами договора контрактации являются производитель (продавец) и заготовитель (покупатель) сельскохозяйственной продукции. Производителями могут являться как физические, так и юридические лица. Главным условием для признания их стороной договора контрактации является производство соответствующей сельхозпродукции непосредственно ими самими в собственном хозяйстве. Законодательство не содержит ограничений на реализацию гражданами продукции сельского хозяйства, выращенной или произведенной ими на дачных или приусадебных участках, в рамках договора контрактации . Однако огородничество и садоводство как массовое в свое время движение утрачивает былую популярность, и в настоящее время объемы продукции, выращиваемой или производимой дачниками, садоводами или иными частными физическими лицами, незначительны.
Заготовителем (контрактантом) может выступать только участник предпринимательской деятельности. К заготовителю ГК РФ предъявляет следующее требование: приобретение им сельскохозяйственной продукции может осуществляться только в целях ее дальнейшей переработки или продажи, т.е. в предпринимательских целях, но никак не для потребления.
Предметом контрактации является сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная) самим производителем - овощи, фрукты, зерновые культуры, мясо, птица, рыба и т.п. Не может рассматриваться в качестве обязательств по договору контрактации обязательство производителя по передаче заготовителю сельхозпродукции, произведенной (выращенной) другим лицом.
По договору контрактации также может реализовываться переработанная производителем продукция, при условии, что он ее вырастил (произвел), и в дальнейшем сам же ее переработал, например, сливки, консервы и т.д. Однако в науке до сих пор нет единого мнения по поводу того, может ли считаться предметом договора контрактации продукция, переработанная самим производителем. Некоторые ученые относят такую продукцию к объекту договора поставки. В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что переработанная производителем сельхозпродукция может быть предметом договора контрактации, т.к. в этой ситуации сохраняется специфика сельскохозяйственного производства.
Предметом договора контрактации, по общему правилу, является продукция, произведенная после заключения договора в будущем. В некоторых случаях предметом контрактации может стать и уже имеющаяся у производителя на момент заключения сделки продукция. Однозначной позиции по данному вопросу нет ни в научной литературе, ни в судебной практике. В связи с этим считаем возможным внести поправки в нормы ГК РФ о контрактации и указать, что предметом договора контрактации может быть лишь та сельскохозяйственная продукция, которая будет произведена в будущем, т.е. после заключения договора.
Предмет договора контрактации является его существенным условием. Помимо предмета к существенным относятся условия о количестве и ассортименте производимой (выращиваемой) сельскохозяйственной продукции . Без указания их в тексте договора он считается незаключенным. Количество сельхозпродукции определяется с учетом специфики сельхозпроизводства, т.к. невозможно заранее определить точный размер урожая или прироста скота и т.п. Поэтому количество может быть указано не в точных размерах (тоннах, килограммах, литрах, штуках и т.д.), а в определенных пределах (наименьшем и наибольшем), т.е. «от» и «до». В последнем случае в договоре должно быть оговорено, что заготовитель не вправе отказаться от принятия наибольшего количества продукции, но и производитель имеет право сдать наименьшее количество из указанного в договоре.
Ассортимент сельскохозяйственной продукции должен быть согласован конкретно и четко, т.к. после начала исполнения договора контрактации практически невозможно изменить сорт посаженных овощных культур, виды посеянных зерновых культур, породу и вид выращиваемых скота или птицы и т.п. Поэтому весьма важно, чтобы еще на стадии заключения договора стороны точно определили сорта и виды будущей продукции.
К иным условиям договора контрактации относятся качество, цена, срок договора. Согласование интересов сторон по этим параметрам является не менее важным, т.к. на практике возникает множество разногласий и споров, если эти условия в договоре отсутствуют.
Форма договора контрактации по признаку участия в нем юридического лица должна быть как минимум простой письменной. Последствия несоблюдения формы договора контрактации раскрываются в ст. 162 ГК РФ, согласно которой стороны в этом случае лишаются права в случае спора ссылаться в подтверждении сделки на свидетельские показания . При желании стороны могут нотариально удостоверить заключаемый между ними договор . Вообще, порядок заключения и вопросы разрешения разногласий при заключении договора контрактации регулируются аналогично нормам о поставке.
Содержанием договора контрактации являются права и обязанности его сторон. Основной обязанностью производителя является передача заготовителю выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции в определенных договором ассортименте и количестве . Заготовитель обязан принять эту продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз . Стороны, договорившись между собой, могут предусмотреть в договоре дополнительную обязанность заготовителя возвращать по требованию производителя отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с соответствующей оплатой. Принятие сельхозпродукции заготовителем регулируется правилами о поставке. Прием продукции оформляется соответствующим актом приема-передачи. Он подтверждает фактическую передачу продукции. Очень важно указать в акте приема-передачи продукции на имеющиеся недостатки, т.к. дальнейшие споры будут основываться на отраженных в акте сведениях.
Специфика сельскохозяйственного производства повлияла на ответственность сторон договора контрактации. Основная особенность закреплена в ст. 538 ГК РФ, которая предусматривает ответственность производителя только при наличии его вины. Доказывание отсутствия вины ложится на плечи самого производителя. Заготовитель, напротив, отвечает за нарушение условий договора на началах риска, т.е. общих основаниях ответственности для предпринимателей. И лишь заготовитель - государственный орган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд отвечает по принципу вины.
Такой подход законодателя к «ограниченной» ответственности производителя порождает различные споры. С одной стороны, такое правило вполне обусловлено положением сторон, в котором производитель является экономически более слабой стороной. С другой стороны, установление ограниченной ответственности для производителя может отрицательно сказаться на отношениях сторон контрактации, т.к. заготовитель при заключении договора также несет определенные риски. Но при этом заготовитель несет ответственность на общих основаниях, установленных для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и допустившее нарушение договора . Данное правило ставит заготовителя в менее выгодное положение по сравнению с производителем сельхозпродукции. Представляется возможным на законодательном уровне разрешить данную проблему, установив равную ответственность для сторон договора контрактации, когда стороны будут нести ответственность лишь при наличии их вины.
Прекращение договора контрактации регулируется общими правилами о прекращении обязательств. Самым оптимальным и наиболее желанным способом прекращения обязательства является его надлежащее исполнение. Практике известны и другие способы прекращения договора: соглашения об отступном, новация, невозможность исполнения, на основании акта государственного органа и т.д. Но, следует помнить, что не все способы прекращения обязательств применимы к договору контрактации.
Подводя итог, хочется сказать, что контрактация представляет собой важное звено в системе российских договорных отношений. В связи со сложившейся в настоящее время политической и экономической ситуацией популяризация контрактации представляется необходимой. Задача государства заключается в поддержке аграриев, предоставлении им определенных льгот, создании и финансировании специальных программ, направленных на развитие и поддержку сельхозпроизводителей. Также необходимо найти способы привлечь заготовителей сельхозпродукции заключать с ее производителями именно договор контрактации, а не смежные с ним договоры, которые на сегодняшний день заготовителям заключать выгоднее и безопаснее.
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 -ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
1.2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410 (с изм. и доп.)
1.4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. 1994. 8 декабря.
1.5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. 12 апреля.
1.6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 25.05.2018) «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета. 2007. 11 января (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015).
1.7. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О личном подсобном хозяйстве» // Парламентская газета. 2003. 10 июля.
1.8. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Парламентская газета. 2003. 18 июня.
1.9. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150.
1.10. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
1.11. Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Российская газета. 1994. 15 декабря.
1.12. Указ Президента РФ от 24.06.2015 № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 26. Ст. 3878.
1.13. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (с изм. от 12.07.2018) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 7 августа.
1.14. Указ Президента РФ от 22.09.1993 № 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3598.
1.15. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от
21.11.2016) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.
1.16. Постановление Правительства РФ от 03.08.2001 № 580 (ред. от
07.05.2017) «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Российская газета. 2001. 4 сентября.
1.17. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 № 927 (ред. от 01.02.2005) «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве» // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4906.
1.18. Приказ Минсельхоза России от 31.03.2015 № 119 (ред. от
05.10.2018) «Об определении предельных уровней минимальных цен на зерно урожая 2015 года при проведении государственных закупочных интервенций в 2015 - 2016 годах» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
1.19. Письмо Роспотребнадзора от 01.07.2013 № 01/7420-13-32 «О вступлении в силу технических регламентов Таможенного союза» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 2019. 11 января.
1.20. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56 «Об утверждении СП 3.1.7.2629-10» (вместе с «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно - эпидемиологические правила») // Российская газета. 2010. 30 июня.
1.21. Постановление Госстандарта РФ от 28.04.1999 № 21 (ред. от 18.06.2002) «О Правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья» // Российская газета. 1999. 7 сентября (без Правил).
1.22. Закон УР от 30.06.2011 № 31 -РЗ «О развитии сельского хозяйства в Удмуртской Республике» // Известия Удмуртской Республики. 2011. 12 июля.
1.23. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1) (с изм. от 03.03.1993) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733 (утратил силу).
1.24. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 24.12.1992) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407 (утратил силу).
1.25. Постановление СНК СССР от 07.10.1929 «О контрактации продуктов сельского хозяйства» // СЗ СССР. 1929. № 65. Ст. 610 (утратил силу).
1.26. Постановление СНК СССР от 08.03.1927 «О мерах содействия льноводству» // СЗ СССР. 1927. № 13. Ст. 140 (утратил силу).
1.27. Свод законов гражданских // Свод Законов Российской Империи. Том X. Спб. 1912 (утратил силу).
II. Специальная литература
2.1. Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник. 3 -е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС. 2016. 328 с.
2.2. Астраханкин А.А. Специфика исполнения договора контрактации // Общество и право. 2014. № 2. С. 60-63.
2.3. Астраханкин А.А. Становление современного российского гражданского законодательства о договоре контрактации // Гражданское право. 2014. № 2. С. 29 - 31.
2.4. Богданов Д.Е. Справедливость как основное начало виновной и безвиновной договорной ответственности в российском и зарубежном праве // Адвокат. 2014.№ 1. С. 11-28.
2.5. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. М.: Инфра-М. 2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/16855 (дата обращения: 15.02.2019).
2.6. Брагинский М.И., Витрянский В.В.Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. 2-е изд., стер. М.: Статут.2011. 780 c.
2.7. Вахнин И.Г. Формирование условий и заключение договора поставки продукции // Хозяйство и право. 2011. № 3. С. 169-178.
2.8. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды / В.В. Витрянский. М.: Статут. 2010. 284 c.
2.9. Власов В.А. Закупки сельскохозяйственной продукции в государственные продовольственные фонды в период с 1917 по 1929 г. (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2011. № 3. С. 28 -
30.
2.10. Гражданское право России. Части общая и особенная: Учебник / Пиляева В.В. М.: Проспект. ТК Велби. 2016. 800 c.
2.11. Гражданское право. Том 2/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект. 2011. 798с
2.12. Гражданское право: учебник: в 3 томах / И.А. Андреев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев и др.; под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права. 2011. Т. 2. 712 с.
2.13. Гражданское право: учебник в 3-х ч. Ч. 2. / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Эксмо. 2011. 704 с.
2.14. Гражданское право : учебник / под общ. ред. М.В. Карпычева, А.М. Хужина. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА -М. 2014. 784 с.
2.15. Долгов Н. И. Насколько важную роль играет сельское хозяйство в современной мировой экономике // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. Казань: Бук. 2014. С. 44-47.
2.16. Иванов В.В. Наличие сельскохозяйственной продукции как критерий предмета договора контрактации // Историческая и социально - образовательная мысль. 2014. № 6-1. С. 326-328.
2.17. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть. М.: Статут. 2014. 159 с.
2.18. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) / Н.А. Баринов, Е.А. Бевзюк, М.А. Беляев М.А. и др. 2014. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 2018. 6 декуабря.
2.19. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект. 2016. 992 с.
2.20. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз. 1986. 797 с.
2.21. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н.А. Баринов, К.П. Беляев, Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут. 2011. Т. 1. 533 с.
2.22. Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли / Аналитический центр при Правительстве РФ // Бюллетень о развитии конкуренции. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/6007.pdf (дата обращения: 30.01.2019) .
2.23. Произведенный валовой внутренний продукт [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/130116/tab11 .htm (дата обращения: 28.01.2019) .
2.24. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России : монография / Ю.В. Романец. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма : ИНФРА-М. 2013. 496 с.
2.25. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2 -е изд., стереотип. М.: Статут. 2011. Т. 2: Обязательственное право. 1208 с.
2.26. Симонова О.А. Комментарий к арбитражной практике по делам, связанным с исполнением договора контрактации // Адвокатская практика. 2012. № 1. С. 32-34.
2.27. Симонова О.А. Комментарий к судебной практике по делам с участием сельхозтоваропроизводителей / О.А. Симонова. Право и экономика. 2015. № 8. С. 92-96.
2.28. Скяева С.Р. Особенности правового регулирования отношений
контрактации и проблемы разграничения договора поставки и договора контрактации // Вестник Майкопского государственного университета. 2012. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-otnosheniy- kontraktatsii-i-problemy-razgranicheniya-dogovora-postavki-i-dogovora- kontraktatsii (дата обращения: 28.01.2019).
2.29. Соломин С.К. К вопросу о прекращении обязательства его исполнением // Право и экономика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/b511.html (дата обращения: 29.01.2019).
2.30. Хохлов В.А. Общие положения об обязательствах: учебное пособие. М.: Статут. 2015. 288 с.
2.31. Элементарные начала общей теории права: Учебное пособие для вузов / Под общ.ред. д-ра юрид.наук, проф. В.И. Червонюка // Право и закон. М.: КолосС. 2013. 544 с.
2.32. Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: история и современность. Кн. 2. М.: Статут. 2012. 351 с.
III. Материалы судебной и иной юридической практики
3.1. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // Российская юстиция. 1998. № 4.
3.2. Определение ВАС РФ от 22 января 2007 г. № 16313/06 по делу № А12-30506/05-С-35 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 2018. 6 декуабря
3.3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств» // Хозяйство и право. 2005. № 5 (Обзор).
3.4. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 апреля 2009 г.
по делу № А63-11587/08-С2-26 // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». 2018. 6 декуабря
3.5. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 октября 2008 г. № Ф08-6239/2008 по делу № А32-3039/2008-32/70 // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». 2018. 6 декабря.
3.6. Постановление ФАС Центрального округа от 26 октября 2007 г. по делу № А62-116/2007 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 2018. 6 декуабря
3.7. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. № Ф08-7234/2006 по делу № А63-6727/2006-С2 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 2018. 6 декуабря
3.8. Постановление ФАС Уральского округа от 24 августа 2006 г. № Ф09-7329/06-С6 по делу № А07-19376/2005 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 2018. 6 декуабря
3.9. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2006 г.
по делу № А56-58026/2005 // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». 2018. 6 декуабря
3.10. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря
2002 г. № Ф08-3553/2002 // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». 2018. 6 декуабря
3.11. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 декабря 1999 г. № Ф08-2873/99 по делу № А32-12967/99-22/308 // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». 2018. 6 декуабря
3.12. Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2013 г. по делу № А58-183/2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-as-respubliki-saxa-s/judge-shamaeva-t-s- s/act-306542482/ (дата обращения: 06.11.2018).
3.13. Решение Аургазинского районного суда республики
Башкортостан от 12 мая 2015 г. по делу № 2-112/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-gafurij skij -raj onnyj-sud-
respublika-bashkortostan-s/act-504291107/ (дата обращения: 09.11.2018)