Политический PR как инструмент повышения электоральной активности среди молодежи (на примере Республики Татарстан)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты повышения электоральной активности среди молодежи в Республике Татарстан
1.1 Политический PR: основные направления, цели и задачи 8
1.2 Влияние политического имиджа на электоральную активность молодёжи 28
1.3 Современные общественно-политические молодежные организации как канал коммуникации между государством и молодёжью 50
Глава 2. Практические аспекты повышения электоральной активности среди молодежи в Республике Татарстан.
2.1 Особенности формирования общественного мнения молодёжи в
Республике Татарстан 60
2.2 Механизмы взаимодействия государства с молодым поколением в рамках
процесса повышения политической интеграции в Республике Татарстан 72
2.3 Стратегия повышения электоральной активности молодёжи 97
Заключение 108
Список источников и литературы 114
Глава 1. Теоретические аспекты повышения электоральной активности среди молодежи в Республике Татарстан
1.1 Политический PR: основные направления, цели и задачи 8
1.2 Влияние политического имиджа на электоральную активность молодёжи 28
1.3 Современные общественно-политические молодежные организации как канал коммуникации между государством и молодёжью 50
Глава 2. Практические аспекты повышения электоральной активности среди молодежи в Республике Татарстан.
2.1 Особенности формирования общественного мнения молодёжи в
Республике Татарстан 60
2.2 Механизмы взаимодействия государства с молодым поколением в рамках
процесса повышения политической интеграции в Республике Татарстан 72
2.3 Стратегия повышения электоральной активности молодёжи 97
Заключение 108
Список источников и литературы 114
Актуальность проблематики данной магистерской диссертации обусловлена несколькими факторами. В развитии современного российского общества молодежь играет важную роль. Молодые люди являются значимым стратегическим ресурсом и определяют будущее страны. Создание правового государства и гражданского общества невозможно без участия молодого поколения, именно поэтому молодым людям необходимо стремиться к усвоению знаний и навыков в области политики, повышению правовой и политической культуры. Однако, на сегодняшний день уровень политического участия молодежи достаточно низок. Представителей данной социально-демографической группы рассматривают лишь в качестве одноразового электората, но и здесь, как известно, высокой активности не наблюдается.
Отсутствие интереса к политике рождает крайнюю форму отрицания всех предлагаемых государством ценностных ориентиров в политическом пространстве и развивает негативное отношение к тем или иным политическим фигурам. Подобная тенденция приводит к стимулированию оппозиционных настроений, а также к появлению новых, более изощрённых форм протеста, выраженных в умении самостоятельно мобилизоваться вокруг тех или иных несистемных представителей политического пространства.
Основным проблемным моментом можно выделить невозможность дальнейшей коммуникации с данным сегментом в рамках интеграционно-мобилизационного процесса. Вышеописанный сегмент становится невосприимчивым к любым агитационным манёврам, тем самым либо теряет весь интерес в политической жизни в стране, либо радикализируется.
Многие специалисты считают, что молодёжь в политике играет значимую роль, чем принято считать, ведь тот, кто сможет повести за собой молодёжь, почти гарантировано обеспечит себе решающее преимущество в борьбе за власть. Однако, у данной категории есть крайне разрывной потенциал, так как молодежь представляет собой наиболее удобный инструмент для организации радикальной деятельности. Поэтому крайне важно уделять достаточное количество усилий и времени для взаимодействия с данным сегментом населения нашей страны.
Как показывает практика, отсутствие так называемого моста между поколениями, при возникновении благоприятной почвы для дестабилизации ситуации в стране, увеличивает недопонимание с существующими элитами, что в свою очередь приводит к частичной, либо полной смене этих элит путём нелегитимных манёвров.
С другой стороны, те страны, которые могут привлечь молодёжь к принятию участия в политической жизни государства, демонстрируют положительные результаты в молодёжной политике, а также фиксируют достаточно высокий уровень лояльности к правящим силам.
Для успешного развития политической составляющей в стране необходимо тесное и эффективное взаимодействие с молодым сегментом. Именно власть должна выступать крепкой опорой и примером для своей молодёжи. Не имея четко выстроенной разносторонней стратегии взаимодействия и механизмов её реализации, политическая организация есть риск навсегда потерять целый возрастной срез, привести к кадровому голоданию и всем вытекающим из сложившейся ситуации издержек.
Объект исследования - политический PR как инструмент повышения электоральной активности молодёжи.
Предмет исследования - политический PR как инструмент повышения политической активности молодого поколения в рамках электоральных процессов.
Целью исследования является выявить наиболее эффективные технологий повышения электоральной активности молодого поколения на примере Республики Татарстан.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные теоретико-методологические аспекты вопроса, раскрыть понятие «политический PR».
2. Рассмотреть современные общественно политические молодёжные движения как канал коммуникации между государством и молодёжью.
3. Проанализировать влияние политического имиджа на электоральную активность молодёжи
4. Обозначить особенности формирования общественного мнения молодёжи в Республике Татарстан.
5. Изучить и сегментировать целевые группы в молодежном секторе электората.
6. Проанализировать существующие механизмы взаимодействия власти с различными сегментами молодёжи Республики Татарстан в рамках политической мобилизации.
7. Разработать наиболее оптимальную и актуальную стратегию повышения интеграции молодого поколения в электоральные процессы Республики Татарстан.
Методологическая база исследования включает методы анализа и синтеза, а также системный метод. В исследование был использован контентанализ социальных медиа. Для описания сложившейся ситуации были использованы данные Центральной Избирательной Комиссии, ВЦИОМ. В исследование широко применяются результаты НИР «Отношение молодежи к политике, выборам и источникам политической информации» проведенное кафедрой связей с общественностью и прикладной политологии Казанского Федерального Университета. При выявлении особенностей современных молодёжных организаций важная роль была отведена сравнительному методу. При осуществлении анализа существующих механизмы взаимодействия власти с различными сегментами молодёжи был также использован метод контент-анализа.
Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день, данная тема нашла отражение в работах таких практиков и теоретиков, как:
С. Блэк, П. Бурдьё, Г.Г. Почепцов, Л. Порбски, Р. Гудин, А.Н. Чумиков, Д.В. Ольшанский и других. Однако, в следствии бурного развития технологий появляются новые технологии интеграции молодого поколения в политическую жизнь страны, что делает данную проблематику практически неизученной и даёт пространство для новых исследований.
При написании работы были использованы монографии и научные статьи в периодических изданиях и Интернет-ресурсах по данной тематике, а также пособия, учебники и видеоматериалы по социальной практике.
Эмпирической базой исследования послужили знания, полученные в ходе прохождения производственной и преддипломной практики в Региональном исполнительном комитете Всероссийской Политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Республике Татарстан, а также участие в Республиканском проектно-исследовательском конкурсе на лучшую работу в области повышения правовой культуры и электоральной активности молодежи, который проводила Центральная Избирательная Комиссия Республики Татарстан.
Хронологические рамки исследования 2017 - 2019 годы.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что данная работа представляет интерес для тех, кто изучает технологии повышения электоральной активности, и в наибольшей степени призвана восполнить недостаток теоретической проработанности проблемы. Также данное исследование может быть использовано в таких образовательных дисциплинах как «Государственная политика Российской Федерации в молодежной среде», «Политические технологии».
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, метод изучения современных технологий продвижения политического имиджа. Основная часть разрешает поставленные задачи с опорой на научную литературу, электронные источники информации и материалы СМИ. В заключении сделаны основные выводы по результатам выполненного исследования.
Отсутствие интереса к политике рождает крайнюю форму отрицания всех предлагаемых государством ценностных ориентиров в политическом пространстве и развивает негативное отношение к тем или иным политическим фигурам. Подобная тенденция приводит к стимулированию оппозиционных настроений, а также к появлению новых, более изощрённых форм протеста, выраженных в умении самостоятельно мобилизоваться вокруг тех или иных несистемных представителей политического пространства.
Основным проблемным моментом можно выделить невозможность дальнейшей коммуникации с данным сегментом в рамках интеграционно-мобилизационного процесса. Вышеописанный сегмент становится невосприимчивым к любым агитационным манёврам, тем самым либо теряет весь интерес в политической жизни в стране, либо радикализируется.
Многие специалисты считают, что молодёжь в политике играет значимую роль, чем принято считать, ведь тот, кто сможет повести за собой молодёжь, почти гарантировано обеспечит себе решающее преимущество в борьбе за власть. Однако, у данной категории есть крайне разрывной потенциал, так как молодежь представляет собой наиболее удобный инструмент для организации радикальной деятельности. Поэтому крайне важно уделять достаточное количество усилий и времени для взаимодействия с данным сегментом населения нашей страны.
Как показывает практика, отсутствие так называемого моста между поколениями, при возникновении благоприятной почвы для дестабилизации ситуации в стране, увеличивает недопонимание с существующими элитами, что в свою очередь приводит к частичной, либо полной смене этих элит путём нелегитимных манёвров.
С другой стороны, те страны, которые могут привлечь молодёжь к принятию участия в политической жизни государства, демонстрируют положительные результаты в молодёжной политике, а также фиксируют достаточно высокий уровень лояльности к правящим силам.
Для успешного развития политической составляющей в стране необходимо тесное и эффективное взаимодействие с молодым сегментом. Именно власть должна выступать крепкой опорой и примером для своей молодёжи. Не имея четко выстроенной разносторонней стратегии взаимодействия и механизмов её реализации, политическая организация есть риск навсегда потерять целый возрастной срез, привести к кадровому голоданию и всем вытекающим из сложившейся ситуации издержек.
Объект исследования - политический PR как инструмент повышения электоральной активности молодёжи.
Предмет исследования - политический PR как инструмент повышения политической активности молодого поколения в рамках электоральных процессов.
Целью исследования является выявить наиболее эффективные технологий повышения электоральной активности молодого поколения на примере Республики Татарстан.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные теоретико-методологические аспекты вопроса, раскрыть понятие «политический PR».
2. Рассмотреть современные общественно политические молодёжные движения как канал коммуникации между государством и молодёжью.
3. Проанализировать влияние политического имиджа на электоральную активность молодёжи
4. Обозначить особенности формирования общественного мнения молодёжи в Республике Татарстан.
5. Изучить и сегментировать целевые группы в молодежном секторе электората.
6. Проанализировать существующие механизмы взаимодействия власти с различными сегментами молодёжи Республики Татарстан в рамках политической мобилизации.
7. Разработать наиболее оптимальную и актуальную стратегию повышения интеграции молодого поколения в электоральные процессы Республики Татарстан.
Методологическая база исследования включает методы анализа и синтеза, а также системный метод. В исследование был использован контентанализ социальных медиа. Для описания сложившейся ситуации были использованы данные Центральной Избирательной Комиссии, ВЦИОМ. В исследование широко применяются результаты НИР «Отношение молодежи к политике, выборам и источникам политической информации» проведенное кафедрой связей с общественностью и прикладной политологии Казанского Федерального Университета. При выявлении особенностей современных молодёжных организаций важная роль была отведена сравнительному методу. При осуществлении анализа существующих механизмы взаимодействия власти с различными сегментами молодёжи был также использован метод контент-анализа.
Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день, данная тема нашла отражение в работах таких практиков и теоретиков, как:
С. Блэк, П. Бурдьё, Г.Г. Почепцов, Л. Порбски, Р. Гудин, А.Н. Чумиков, Д.В. Ольшанский и других. Однако, в следствии бурного развития технологий появляются новые технологии интеграции молодого поколения в политическую жизнь страны, что делает данную проблематику практически неизученной и даёт пространство для новых исследований.
При написании работы были использованы монографии и научные статьи в периодических изданиях и Интернет-ресурсах по данной тематике, а также пособия, учебники и видеоматериалы по социальной практике.
Эмпирической базой исследования послужили знания, полученные в ходе прохождения производственной и преддипломной практики в Региональном исполнительном комитете Всероссийской Политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Республике Татарстан, а также участие в Республиканском проектно-исследовательском конкурсе на лучшую работу в области повышения правовой культуры и электоральной активности молодежи, который проводила Центральная Избирательная Комиссия Республики Татарстан.
Хронологические рамки исследования 2017 - 2019 годы.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что данная работа представляет интерес для тех, кто изучает технологии повышения электоральной активности, и в наибольшей степени призвана восполнить недостаток теоретической проработанности проблемы. Также данное исследование может быть использовано в таких образовательных дисциплинах как «Государственная политика Российской Федерации в молодежной среде», «Политические технологии».
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, метод изучения современных технологий продвижения политического имиджа. Основная часть разрешает поставленные задачи с опорой на научную литературу, электронные источники информации и материалы СМИ. В заключении сделаны основные выводы по результатам выполненного исследования.
Современное общество характеризуется как информационное и находится в двух пространствах одновременно - реальном и виртуальном. Оно основывается на непрекращающемся информационном обмене, представленном в виде синтеза уже имеющихся данных и генерации новой информации, которая формирует современные тренды. На сегодняшний день большой проблемой в политическом пространстве Российской Федерации является неумение и нежелание многих политических деятелей взаимодействовать молодым поколением. Более того, власть должна находиться в постоянном контакте не только с обособленными целевыми группами, которые по мнению политтехнологов являются наиболее рентабельными для политического воздействия, но также с более трудоёмким и затратным с точки зрения коммуникационного взаимодействия молодёжным сегментом аудитории, позиционируя электоральные мероприятия с положительной стороны. В противном случае есть огромный риск навсегда утратить коммуникационные мосты между поколениями, упустив молодёжь в ряды несистемной оппозиции, что может иметь за собой целый ряд издержек для действующей власти в Республике Татарстан.
Для достижения данной цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Были определены основные теоретико-методологические аспекты вопроса, в рамках которого мы раскрыли понятие «политический PR». Политический PR - это совокупность действий, направленных на контроль и управление коммуникационными процессами, сочетающих в себе формальные и неформальные коммуникации, основной целью которых является воздействие на общественное сознание и формирование общественного мнения, соответствующего интересам базисного субъекта PRb лице политической партии или политического лидера. Политические PR технологии направлены на полное разъяснение уже имеющихся политических издержек и их дальнейшее разрешение, на формирование благоприятного имиджа базисного субъекта PR, на поддержание стабильной положительной атмосферы в обществе, а также на расширение своей целевой аудитории. Подобного рода действия на информационно - политическом рынке ведут к формированию у потенциального электората стабильной ценностной направленности на определенные политические события, и побуждают к сознательным политическим манёврам.
2. Рассмотрены современные общественно политические молодёжные движения как канал коммуникации между государством и молодёжью. В сумме у представителей системной политической стороны Татарстана всего чуть более 200 молодёжных активистов. Основной проблемой является тот факт, что в Татарстане официально проживает около 900 тысяч представителей молодёжи возрастом до 30 лет. Более того, количество волонтёров, в открывшемся Казанском штабе одного несистемного деятеля возрастом до 25 лет, составляет чуть менее 800 человек, что в 4 раза больше чем представителей всей системной молодёжки. Это может является следствием проявления особенностей Татарстанской политики. Которые заключаются в её сакральном характере и безоговорочной поддержке правящей партии. У региональных отделений молодёжных организации отсутствует понимание запросов молодёжи и её быстро меняющегося мировоззрения. Сейчас молодежь больше озабочена проблемой самореализации; получением образования и достойной профессии; материальным благами и молодые люди интересуются политикой лишь для того, чтобы знать, как государство может им в этом посодействовать. Однако подобное содействие минимизировано, а молодёжные движения как канал коммуникации государства с молодым поколением полностью недееспособен и неактуален.
3. Проанализированы современные технологии продвижения политического имиджа и их роль в процессе интеграции молодёжи в электоральные процессы. Политическое продвижение подразумевает многоканальное целенаправленное взаимодействие с общественностью, опирающееся на общественное мнение, особенности политического строя и культуры электората, а также на сложившуюся обстановку. Существуют, инициированные имиджевые интервью в популярных СМИ, разработанные информационные поводы, скрытая политическая реклама, «независимые» социологические опросы, информационные вбросы и другие технологии продвижения. Их объединяет то, что процесс реализации происходит с непосредственным использованием СМИ. Появляются новые, более сложные технологии продвижения политических партии и лидеров, которые всё больше привлекают и активизируют людей, делая их не безразличными к выборному институту. В следствии этого, коренным образом возрастает спрос на услуги специалистов PR, занимающихся продвижением. Повышается само качество предвыборного контента, делая внутриполитическую сферу более живой и прозрачной. Однако в большинстве случаев существующие технологии не имеют никакой практической ценности в рамках молодого сегмента аудитории.
4. Обозначены особенности формирования общественного мнения молодёжи в Республике Татарстан. Современное молодое поколение имеет целый ряд особенностей, связанных с процессом формирования общественного мнения. Научно-технологический прогресс, имея сильное воздействие на личность, определяет направление активности молодёжи. Особенности связаны с социальными индивидуальными маркерами и типажом самодеятельности молодого поколения. Формирование общественного мнения среди молодого поколения на сегодняшний день является практически неуправляемым процессом, так как он протекает в онлайн пространстве. Использование традиционных коммуникационных каналов, замещаются новыми способами информационного взаимодействия, которые предоставляют возможность мгновенного обмена сообщениями, использования электронной почты, передачи голоса и видео через специальные платформы. В свою очередь общественное мнение формируется благодаря коммуникационному сопровождению, которое находится в открытом доступе в рамках публикуемых инфоповодов. Следовательно, общественное мнение складывается опираясь на уже имеющуюся обратную связь сверстников в онлайн пространстве.
5. Сегментированы целевые группы в молодежном секторе электората. Понимание критериев сегментации максимально оптимизирует данный процесс. В рамках повышения интереса молодёжи к политической сфере необходимо обозначить наиболее важный критерий - уровень интеграции молодёжи в политику. Исходя из результатов предыдущей задачи исследования можно выделить следующие четыре целевых группы, которые в ранжируются по степени интереса к политическим процессам:
- Оппозиционные лидеры мнения. Выделяются своей активностью и смелостью в проявлениях выражения своей политической позиции. Подобная решительность обусловлена характерным для этого поколения чувством свободы, которое закрепилось благодаря Интернету, создавшему так называемую иллюзию вседозволенности.
- Лояльные лидеры мнения. Доминирование одних политических сил на протяжении продолжительного временного отрезка возымело сильное воздействие на определённую часть молодёжи. На сегодняшний день выделился целый срез молодых людей, имеющих желание влиться в существующую политическую систему, играя «по правилам». В большинстве случаев их основной мотив — это построение успешной карьеры и наращивание базы связей, которая по их мнению сможет пригодиться им вне политического поля.
- Обычная молодёжь, не верящая в выборный процесс. Они не проявляют особого интереса к политике, но благодаря интернету так или иначе сталкиваются с политической информацией. Данная целевая аудитория, наиболее распространённая среди молодёжи. Являются свидетелями пассивной политической конкуренции, в рамка которой в большинстве случаев результат ясен изначально. Другими словами, представитель данной целевой группы чаще всего предугадывает результат, следствием этого пропадает какой-либо интерес к участию в выборном процессе. Более того, исчезает интерес к политическим инфоповодам и происходит деинтеграция и дистанцирование от политической сферы в целом.
- Абсолютно аполитичная молодёжь. Это вторая по численности целевая группа после предыдущей. Наиболее опасным является тот факт, что её численность неустанно растёт с каждым годом. Чаще всего полное безразличие к политической жизни в стране связанно с полным отсутствием понимания происходящей в стране ситуации и не желания брать на себя ответственность за те или иные моменты. Безразличие появляется вследствие как объективных, а иногда и вовсе надуманных страхов, связанных с политической сферой в стране, которые закрепились благодаря сильным стереотипам. Именно поэтому, мышление в политической плоскости у данного сегмента крайне стереотипировано в результате умышленного информационного вакуума.
6. Проанализировать существующие механизмы взаимодействия власти с различными сегментами молодёжи Республики Татарстан в рамках политической мобилизации. Механизмы взаимодействия республиканских властей с молодёжью направлены лишь на один сегмент из четырёх, что создаёт определённый вакуум внимания и является благоприятной почвой для процесса отдаления молодого поколения от политики и государства в целом. Подлепляющим фактором можно выделить современную экономическую обстановку в стране. Проектный подход, выраженный в местом проекте «ПолитЗавод» и московском «ПолитСтартап» для второго сегмента с годами теряет свою актуальность даже для данной аудитории. Охват информированности и заинтересованности остальных трёх не велик. Необходимо приспосабливать уже имеющиеся проекты под большее количество целевых групп. Важным является само отношение к реализации своих же инициатив. У большинства представителей молодого поколения возникает чувство того факта, что всё делается для сухой статистики и цифр для центра. Механизмы прямого воздействия сильно устарели и очень похожи на подкуп, причем по принципу - предлагать всем одно и тоже. Не проанализировав рынок интересов, подобные манёвры не возымеют должного эффекта.
7. Разработана стратегия повышения интеграции молодого поколения в электоральные процессы Республики Татарстан. Она заключается в перенаправлении общего потока активности молодёжи в информационном поле в унифицированное образовательное русло, представленное в виде единой платформы, базирующейся в онлайн пространстве и подкреплённой гаджетизированным софтом. Стратегия состоит из следующих пунктов:
1. Аналитика исходных данных.
• Проработка целевых групп, создание портрета целевой аудитории.
• Выявление их потребностей (Опрос, Фокус-Группа, Big Data)
• Поиск способов удовлетворения потребностей (выбор
соответствующих инструментов для коммуникации с аудиторией)
2. Разработка приложения.
• Определение базовой концепции приложения.
• Поиск подрядчиков.
3. Работа с контентом для приложения согласно потребностям аудитории.
• На основе аналитики целевых групп и их запросов будет
создаваться контент (статьи, интервью, тесты, виды активностей).
4. Продвижение приложения.
• Через блогеров
• Через СМИ и социальные медиа
• Через совместную рекламу с брендами (они же будут участвовать
в партнерке с бонусами).
5. Создание единой базы аудитории для дальнейшего грамотного взаимодействия с ней.
• Заполнение информации пользователями о себе (интересы, хобби, какой вид рекламы предпочитают).
• Анализ поведения аудитории (Big Data, WebVisor, счетчики - лайки, репосты, какие статьи читают, на какие заголовки кликают, сколько читают статьи, нравятся объемные статьи как на Бизнес - онлайн, или краткие с основной сутью, картинки серьезные или мемы, подача материала неформальная или сухая, официальная и т.д.)
6. Работа с базой и Life-интеграция.
• Таргетированная реклама согласно анализу поведения.
• Квесты и мероприятия в реальной жизни.
Проект позволит создать базу пользователей, аналогов которой не было. Затем можно будет взаимодействовать с аудиторией целенаправленно. С каждым пользователем в зависимости от его предпочтений, поведения будет проводиться адресная коммуникация, что позволит эффективнее работать с молодежью, нежели инструменты массовой коммуникации. Сам проект - это не одноразовое мероприятие под определённые выборы, а постоянно функционирующая платформа, планомерно формирующая общественное мнение республиканской молодёжи. Именно продолжительное функционирование позволит добиться определенных результатов, а явка на выборах будет всего лишь свидетельствовать об эффективности выбранного стратегического курса.
Можно отметить, что у Татарстана есть все необходимые ресурсы для привлечения внимания молодёжи к политической жизни в стране. Тем не менее, важно учитывать интересы всех сегментов, обозначенных в работе, и работать с каждым из них. Важно пользоваться именно теми каналами распространения, которые являются актуальными и перспективными.
Для достижения данной цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Были определены основные теоретико-методологические аспекты вопроса, в рамках которого мы раскрыли понятие «политический PR». Политический PR - это совокупность действий, направленных на контроль и управление коммуникационными процессами, сочетающих в себе формальные и неформальные коммуникации, основной целью которых является воздействие на общественное сознание и формирование общественного мнения, соответствующего интересам базисного субъекта PRb лице политической партии или политического лидера. Политические PR технологии направлены на полное разъяснение уже имеющихся политических издержек и их дальнейшее разрешение, на формирование благоприятного имиджа базисного субъекта PR, на поддержание стабильной положительной атмосферы в обществе, а также на расширение своей целевой аудитории. Подобного рода действия на информационно - политическом рынке ведут к формированию у потенциального электората стабильной ценностной направленности на определенные политические события, и побуждают к сознательным политическим манёврам.
2. Рассмотрены современные общественно политические молодёжные движения как канал коммуникации между государством и молодёжью. В сумме у представителей системной политической стороны Татарстана всего чуть более 200 молодёжных активистов. Основной проблемой является тот факт, что в Татарстане официально проживает около 900 тысяч представителей молодёжи возрастом до 30 лет. Более того, количество волонтёров, в открывшемся Казанском штабе одного несистемного деятеля возрастом до 25 лет, составляет чуть менее 800 человек, что в 4 раза больше чем представителей всей системной молодёжки. Это может является следствием проявления особенностей Татарстанской политики. Которые заключаются в её сакральном характере и безоговорочной поддержке правящей партии. У региональных отделений молодёжных организации отсутствует понимание запросов молодёжи и её быстро меняющегося мировоззрения. Сейчас молодежь больше озабочена проблемой самореализации; получением образования и достойной профессии; материальным благами и молодые люди интересуются политикой лишь для того, чтобы знать, как государство может им в этом посодействовать. Однако подобное содействие минимизировано, а молодёжные движения как канал коммуникации государства с молодым поколением полностью недееспособен и неактуален.
3. Проанализированы современные технологии продвижения политического имиджа и их роль в процессе интеграции молодёжи в электоральные процессы. Политическое продвижение подразумевает многоканальное целенаправленное взаимодействие с общественностью, опирающееся на общественное мнение, особенности политического строя и культуры электората, а также на сложившуюся обстановку. Существуют, инициированные имиджевые интервью в популярных СМИ, разработанные информационные поводы, скрытая политическая реклама, «независимые» социологические опросы, информационные вбросы и другие технологии продвижения. Их объединяет то, что процесс реализации происходит с непосредственным использованием СМИ. Появляются новые, более сложные технологии продвижения политических партии и лидеров, которые всё больше привлекают и активизируют людей, делая их не безразличными к выборному институту. В следствии этого, коренным образом возрастает спрос на услуги специалистов PR, занимающихся продвижением. Повышается само качество предвыборного контента, делая внутриполитическую сферу более живой и прозрачной. Однако в большинстве случаев существующие технологии не имеют никакой практической ценности в рамках молодого сегмента аудитории.
4. Обозначены особенности формирования общественного мнения молодёжи в Республике Татарстан. Современное молодое поколение имеет целый ряд особенностей, связанных с процессом формирования общественного мнения. Научно-технологический прогресс, имея сильное воздействие на личность, определяет направление активности молодёжи. Особенности связаны с социальными индивидуальными маркерами и типажом самодеятельности молодого поколения. Формирование общественного мнения среди молодого поколения на сегодняшний день является практически неуправляемым процессом, так как он протекает в онлайн пространстве. Использование традиционных коммуникационных каналов, замещаются новыми способами информационного взаимодействия, которые предоставляют возможность мгновенного обмена сообщениями, использования электронной почты, передачи голоса и видео через специальные платформы. В свою очередь общественное мнение формируется благодаря коммуникационному сопровождению, которое находится в открытом доступе в рамках публикуемых инфоповодов. Следовательно, общественное мнение складывается опираясь на уже имеющуюся обратную связь сверстников в онлайн пространстве.
5. Сегментированы целевые группы в молодежном секторе электората. Понимание критериев сегментации максимально оптимизирует данный процесс. В рамках повышения интереса молодёжи к политической сфере необходимо обозначить наиболее важный критерий - уровень интеграции молодёжи в политику. Исходя из результатов предыдущей задачи исследования можно выделить следующие четыре целевых группы, которые в ранжируются по степени интереса к политическим процессам:
- Оппозиционные лидеры мнения. Выделяются своей активностью и смелостью в проявлениях выражения своей политической позиции. Подобная решительность обусловлена характерным для этого поколения чувством свободы, которое закрепилось благодаря Интернету, создавшему так называемую иллюзию вседозволенности.
- Лояльные лидеры мнения. Доминирование одних политических сил на протяжении продолжительного временного отрезка возымело сильное воздействие на определённую часть молодёжи. На сегодняшний день выделился целый срез молодых людей, имеющих желание влиться в существующую политическую систему, играя «по правилам». В большинстве случаев их основной мотив — это построение успешной карьеры и наращивание базы связей, которая по их мнению сможет пригодиться им вне политического поля.
- Обычная молодёжь, не верящая в выборный процесс. Они не проявляют особого интереса к политике, но благодаря интернету так или иначе сталкиваются с политической информацией. Данная целевая аудитория, наиболее распространённая среди молодёжи. Являются свидетелями пассивной политической конкуренции, в рамка которой в большинстве случаев результат ясен изначально. Другими словами, представитель данной целевой группы чаще всего предугадывает результат, следствием этого пропадает какой-либо интерес к участию в выборном процессе. Более того, исчезает интерес к политическим инфоповодам и происходит деинтеграция и дистанцирование от политической сферы в целом.
- Абсолютно аполитичная молодёжь. Это вторая по численности целевая группа после предыдущей. Наиболее опасным является тот факт, что её численность неустанно растёт с каждым годом. Чаще всего полное безразличие к политической жизни в стране связанно с полным отсутствием понимания происходящей в стране ситуации и не желания брать на себя ответственность за те или иные моменты. Безразличие появляется вследствие как объективных, а иногда и вовсе надуманных страхов, связанных с политической сферой в стране, которые закрепились благодаря сильным стереотипам. Именно поэтому, мышление в политической плоскости у данного сегмента крайне стереотипировано в результате умышленного информационного вакуума.
6. Проанализировать существующие механизмы взаимодействия власти с различными сегментами молодёжи Республики Татарстан в рамках политической мобилизации. Механизмы взаимодействия республиканских властей с молодёжью направлены лишь на один сегмент из четырёх, что создаёт определённый вакуум внимания и является благоприятной почвой для процесса отдаления молодого поколения от политики и государства в целом. Подлепляющим фактором можно выделить современную экономическую обстановку в стране. Проектный подход, выраженный в местом проекте «ПолитЗавод» и московском «ПолитСтартап» для второго сегмента с годами теряет свою актуальность даже для данной аудитории. Охват информированности и заинтересованности остальных трёх не велик. Необходимо приспосабливать уже имеющиеся проекты под большее количество целевых групп. Важным является само отношение к реализации своих же инициатив. У большинства представителей молодого поколения возникает чувство того факта, что всё делается для сухой статистики и цифр для центра. Механизмы прямого воздействия сильно устарели и очень похожи на подкуп, причем по принципу - предлагать всем одно и тоже. Не проанализировав рынок интересов, подобные манёвры не возымеют должного эффекта.
7. Разработана стратегия повышения интеграции молодого поколения в электоральные процессы Республики Татарстан. Она заключается в перенаправлении общего потока активности молодёжи в информационном поле в унифицированное образовательное русло, представленное в виде единой платформы, базирующейся в онлайн пространстве и подкреплённой гаджетизированным софтом. Стратегия состоит из следующих пунктов:
1. Аналитика исходных данных.
• Проработка целевых групп, создание портрета целевой аудитории.
• Выявление их потребностей (Опрос, Фокус-Группа, Big Data)
• Поиск способов удовлетворения потребностей (выбор
соответствующих инструментов для коммуникации с аудиторией)
2. Разработка приложения.
• Определение базовой концепции приложения.
• Поиск подрядчиков.
3. Работа с контентом для приложения согласно потребностям аудитории.
• На основе аналитики целевых групп и их запросов будет
создаваться контент (статьи, интервью, тесты, виды активностей).
4. Продвижение приложения.
• Через блогеров
• Через СМИ и социальные медиа
• Через совместную рекламу с брендами (они же будут участвовать
в партнерке с бонусами).
5. Создание единой базы аудитории для дальнейшего грамотного взаимодействия с ней.
• Заполнение информации пользователями о себе (интересы, хобби, какой вид рекламы предпочитают).
• Анализ поведения аудитории (Big Data, WebVisor, счетчики - лайки, репосты, какие статьи читают, на какие заголовки кликают, сколько читают статьи, нравятся объемные статьи как на Бизнес - онлайн, или краткие с основной сутью, картинки серьезные или мемы, подача материала неформальная или сухая, официальная и т.д.)
6. Работа с базой и Life-интеграция.
• Таргетированная реклама согласно анализу поведения.
• Квесты и мероприятия в реальной жизни.
Проект позволит создать базу пользователей, аналогов которой не было. Затем можно будет взаимодействовать с аудиторией целенаправленно. С каждым пользователем в зависимости от его предпочтений, поведения будет проводиться адресная коммуникация, что позволит эффективнее работать с молодежью, нежели инструменты массовой коммуникации. Сам проект - это не одноразовое мероприятие под определённые выборы, а постоянно функционирующая платформа, планомерно формирующая общественное мнение республиканской молодёжи. Именно продолжительное функционирование позволит добиться определенных результатов, а явка на выборах будет всего лишь свидетельствовать об эффективности выбранного стратегического курса.
Можно отметить, что у Татарстана есть все необходимые ресурсы для привлечения внимания молодёжи к политической жизни в стране. Тем не менее, важно учитывать интересы всех сегментов, обозначенных в работе, и работать с каждым из них. Важно пользоваться именно теми каналами распространения, которые являются актуальными и перспективными.



