Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования феномена «имидж спортивной организации»
1.1. Понятие имиджа организации 6
1.2. Общее и особенное имиджа спортивной организации 13
Глава 2. Практика формирования имиджа спортивной организации
2.1. Общая характеристика спортивного хоккейного клуба
«Ак Барс» 30
2.2. Приемы формирования и поддержания имиджа спортивной
организации на примере хоккейного клуба «Ак Барс» 34
2.3. Направления повышения эффективности использования приемов формирования и поддержания имиджа спортивной организации ХК «Ак Барс» 52
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложения
Актуальность выбранной темы. Рыночная трансформация экономики, заметное разнообразие товаров и услуг и рост конкурентной борьбы актуализирует необходимость создания и поддержания имиджа организации. В наше время имидж - это необходимый атрибут, от которого зависит успешность деятельности любой компании. Понятие имиджа активно используется в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Имидж - решающий фактор, играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса. От имиджа зависит впечатление, которое производит тот или иной объект, организация. Сложность в том, чтобы создавать такие впечатления, которые будут восхищать клиентов - людей, определяющих ценность и значимость компании.
Важную роль имидж играет и в спортивной сфере. Положительный имидж способствует успеху спортсменов и спортивных организаций, обеспечивая перспективы их роста. Спорт - это массовый продукт, поэтому для создания и поддержания положительного имиджа важно продвигать спорт, ориентируясь на целевую аудиторию, например, фанатов, и постоянно поддерживать с ними связь. Чем успешнее у команды спортивные достижения, тем больше у нее заинтересованных спонсоров, преданных болельщиков. Но спортивных успехов иногда недостаточно, важно ими правильно распорядиться, то есть правильно их подать, а для этого необходимо сформировать положительный имидж.
Одним из популярнейших видов спорта в мире и в частности, в России является хоккей. Современный хоккей как вид спорта отличается большими скоростями, особым темпом, драматизмом, а также непредсказуемостью и интригой. Поэтому данный вид спорта так популярен и собирает огромную армию поклонников.
За прошедшие годы к репутации организации усилился интерес малых и больших компаний, а также физических лиц. Выбирая сотрудничество с какой-либо организацией, потребитель часто стал акцентировать внимание именно на информации о репутации организации. Так, имидж и репутация стали неотделимой частью многих компаний, некими активами, на создание которых нужно приложить немало сил и времени.
Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.
Степень научной разработанности темы. Различные аспекты теории и практики формирования имиджа организации являются предметом научных статей, учебных пособий. Однако аспект имиджа с точки зрения спортивной организации разработан в ограниченном объеме.
Темой корпоративного имиджа занимался А.В. Ульяновский, который в своей работе «Корпоративный имидж» представил основные теоретические направления вопроса, классификации имиджей, место корпоративного имиджа в системе стратегического планирования бизнеса.
Также изучению темы формирования и поддержания имиджа посвящены работы В.Г. Горчаковой, С.С. Фролова, А.Н. Чумикова, Ф.И. Шаркова. Среди зарубежных специалистов в области формирования имиджа организации можно выделить П. Берга, К. Фомбруна, Э. Шиндлера.
Объект исследования - имидж профессионального хоккейного клуба «Ак Барс».
Предмет исследования - особенности разработки и поддержания имиджа профессионального хоккейного клуба «Ак Барс».
Цель исследования - изучение методов разработки и поддержания имиджа хоккейного клуба «Ак Барс».
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия имиджа спортивной организации.
2. Выделить общее и особенное имиджа спортивной организации.
3. Дать общую характеристику спортивного хоккейного клуба Ак Барс.
4. Определить приемы формирования и поддержания имиджа спортивной организации на примере хоккейного клуба Ак Барс.
5. Определить направления повышения эффективности использования приемов формирования позитивного имиджа спортивной организации ХК Ак Барс.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили работы таких отечественных и зарубежных исследователей, посвященные теме связей с общественностью в сфере спорта, как Малыгин А.В. , Фомичев С.А. , Леднев В.А. , Ивашов Н.О. , Таболин А .
Методологической основой исследования являются общенаучные методы исследования: метод анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции, изучения литературы, реферирования. Использование теоретического анализа позволило выделить и рассмотреть отдельные стороны разработки и поддержания имиджа в сфере спорта, выделить особенности.
Эмпирической основой исследования послужили информационные и аналитические материалы в средствах массовой информации, отзывы болельщиков и сторонних наблюдателей на официальном сайте, в социальных сетях и интернет - порталах, а также экспертные оценки известных спортивных функционеров, знаменитых спортсменов и руководителей спортивных клубов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, первая из которых состоит из двух параграфов, вторая - из трех параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Выпускная квалификационная работа была выполнена по материалам из официальных источников, публикации, научные статьи, литературных изданий, а также из основной информации (новостные блоги, социальных и медиа ресурсах и официального сайта) профессионального хоккейного клуба «Ак Барс».
Целью выпускной квалификационной работы было изучить методы разработки и поддержания имиджа хоккейного клуба «Ак Барс».
В ходе работы были решены следующие задачи:
Выявлена сущность понятия имиджа организации.
Мы выделили общее и особенное имиджа спортивной организации.
Была исследована полная характеристика хоккейного клуба «Ак Барс».
Мы проанализировали приемы формирования и поддержания имиджа ХК «Ак Барс».
Предложены направления повышения эффективности использования приемов формирования имиджа ХК «Ак Барс».
Из первой теоретической части работы пришли к выводам о том, что имидж - это целенаправленно обозначенный образ или та позиция, которую мы формулируем и стремимся продвигать в сознании целевых групп59. Умело разработанный и последовательно внедряемый в сознание потребителей положительный имидж, подкрепленный качеством продукции и уровнем сервиса, помогает предприятию занять ведущее место на рынке. Благоприятный имидж, так же, как и паблисити, строится благодаря основной деятельности компании, а также целенаправленной информационной работе. Эта работа осуществляется в значительной мере посредством маркетинговых коммуникаций (паблик рилейшнз, реклама, личные продажи, стимулирование продаж).
Имидж спортивной организации отличается тем, что на него влияют такие компоненты как:
- партнеры
- болельщики
- фанаты
- СМИ
- спонсоры
Так же, отличие в том, что спортивный имидж делится на персональный имидж и имидж команды. PR-деятельность в спорте, которая влияет на процесс формирования и поддержания имиджа тоже имеет свои особенности. К ним относят разные уровни объектов продвижения (сами спортсмены, команды и клубы, организации и проводимые мероприятия); профильная нацеленность воздействия на целевой сегмент аудитории.
Во второй главе был проведен анализ приемов формирования и поддержания имиджа ХК «Ак Барс». Рассмотрена и исследована полная характеристика данной спортивной организации, а также их деятельность по работе с имиджем.
К основным направления деятельности по формированию и поддержанию имиджа Ак Барса можно отнести: специальные мероприятия, работа со зрителями, работа со СМИ, благотворительность, брендинг и айдентика, работа в сети Интернет.
Также был проведен SWOT-анализ, на основании которого было выявлено: у клуба есть ряд сильных сторон, например, традиции и история команды, активная работа в социальных сетях, высокий уровень проведения матчей, высокие достижения команды в истории КХЛ. Однако имеются небольшие пробелы в работе с болельщиками, а именно небольшое количество мероприятий с болельщиками, отсутствие разработки плана работы с болельщиками из окрестных городов, а также в работе с атрибутикой, фирменным стилем и персональным брендингом.
Для решения проблемы и предотвращения угроз необходимо использовать все доступные методы продвижения, проводить больше мероприятий, влияющих на имидж клуба, именно поэтому в работе были предоставлены рекомендации для повышения эффективности использования приемов формирования и поддержания имиджа, а также проект конкретного мероприятия, который будет решать проблему продвижения среди молодежи, которая в последнее время является значимой частью целевой аудитории.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что в деятельности спортивных организаций, в частности, в ХК «Ак Барс» большую роль играет их имидж. Несмотря на присутствие общих принципов формирования и поддержания имиджа в спортивной сфере есть свои отличия. Именно их важно учитывать маркетологам и PR-специалистам, которые трудятся над тем, чтобы спортивный клуб, интересы которого они представляют, был популярен и имел хорошую репутацию в глазах болельщиков.
1. Азарова Л. В., Ачкасова В. А., Иванова К. А. и др. Ситуационный анализ в связях с общественностью: учебник. СПб.: Питер, 2015. - 354 с.
2. Алёшина И.В. Связи с общественностью. - М.: ЭКСМОС, 2012. -415 с.
3. Бердников И. П. PR-коммуникации / И.П. Бердников А.Ф. Стрижова. - М.: Дашков и Ко., 2015. - 245 с.
4. Блэк С. Паблик рилейшенз. Что это такое?. - М.: Модино пресс, 1989. - С. 24
5. Бочкова Е.И. Организация спортивного мероприятия как социокультурного феномена // Томский университет систем управления и радиоэлектроники №1, 2017. С. 27 - 29
6. Варакута С. А. Связи с общественностью / С. А Варакута, Ю.Н. Егоров. - М.: Инфра-М, 2015. - 364 с.
7. Векслер А. Ф. PR для российского бизнеса / А. Ф.Векслер. - Вершина, 2015. - 232 с.
8. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations / И.Л. Викентьев. - СПб., 2015. 147 с.
9. Вылегжанин Д. Г. Теория и практика паблик рилейшнз: учебное пособие/ Вылегжанин Д. Г. - М.: Litres, 2015. 285 с.
10. Гавра О. П. Основы теории коммуникации: для бакалавров и специалистов. - М.: Москва, 2011. 384 с.
11. Душкина М. Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология: учебное пособие/ Душкина М. Р. - СПБ.: Питер, 2015. 396 с.
12. Емельянов С. Теория и практика связей с общественностью / Емельянов С.- СПб.: Питер, 2015. - 315 с.
13. Королько В. Основы Паблик Рилейшнс. Изд-во «Ваклер», 2016. 365 с.
14. Кочеткова А., Филлипов В., Скворцов Я., Тарасов А. Теория и практика связей с общественностью. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2015.- 240 с.
15. Кривоносов А. Основы теории связей с общественностью. - М.:Москва,2012. 250 с.
16. Кухаренко Е. Г. Основы связей с общественностью. Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство: Радио и связь, 2011. - 324 с.
17. Лебедева А.П. Специальные мероприятия как инструмент коммуникационной политики // Вестник Университета № 23, 2017. С. 277 - 279
18. Логинова Е. Ю., Прянина О. Д. Искусство управления в малом бизнесе: учебно- практич. пособие. М.: Дашков и К, 2012. 321 с.
19. Лысикова О. В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере: Учебное пособие. - 2-е изд., стер.- М.: ФЛИНТА, 2014. - 214 с.
20. Малыгин А.В. Спортивная индустрия: вокруг зрелища //
Менеджмент в индустрии спорта: сб. ст. Вып. 1. / под ред. В.А. Леднева. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. - с. 19-28.
21. Марков А.А. Теория и практика связей с общественностью: учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2017. - 163 с.
22. Писарева Е. В. Интегрированные маркетинговые коммуникации: современные технологии, стратегии, инструментарий (теория и практика): Учебное пособие/ Писарева Е. В. - М.: Scientific magazine "Kontsep, 2014 г. С. 167
23. Почепцов Г. Паблик рилейшнс для профессионалов. Киев: Издательство МКУР, 2015. 412 с.
24. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. Москва, Юнити, 2015. 214 с.
25. Современные тенденции физической культуры и спорта // Сборник статей научно-практической и учебно-методической региональной студенческой конференции, посвященной 95-летию НИУ МГСУ. НИУ МГСУ, 2017, С. 47-48
26. Сэм Блэк. Паблик Рилейшнз. Что это такое? - М.: Новости, 2015. -
325 с.
27. Таишева Г. Формирование механизмов финансирования современных спортивных мероприятий // Вестник РГГУ. Серия «Экономика- Управление. Право», 2013. - С. 16.
28. Теория и практика связей с общественностью. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс лекций / Е. А. Ноздренко. - Электрон. дан. - Красноярск : ИПК СФУ, 2015. С.17
29. Тимофеев М.И. Связи с общественностью (Паблик Рилейшнс): учеб. пособие. - М.: Издательство РИОР, 2015. 365 с.
30. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов, Т.Е. Лохина. - СПб. : Планета музыки, Лань, 2017. - С. 16.
31. Ушаков В. Психология и коучинг в воспитании юных чемпионов . М.: Издательские решения, 2015. С. 45
32. Фомичев С.А., Фролова Н.М. PR-технологии в спортивном бизнесе
// Медиаисследования. Издательство: Алтайский государственный
университет (Барнаул), 2017. - с. 184-189.
33. Фролов С. Связи с общественностью в работе фирмы. Стратегия, коммуникации, имидж, брендинг. - Либроком. - 2014. - 368 с.
34. Чумиков А., Бочаров М. Связи с общественностью. Теория и практика. - Издательский дом "Дело" РАНХиГС. - 2014. - 608 с.
35. Шарков Ф., Родионов А. Реклама и связи с общественностью. - Деловая книга. - 2015. - 304 с.
36. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз (связи с общественностью) Учебное пособие для вузов. - М.: 2015. 356 с.
37. 1 Александр Бурмистров проведет тренировку для участников проекта «АК БАРС SUPER SKILLS» [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak-bars.ru/news/14194.html. (Дата обращения: 24.04.2019).
38. «Ак Барс» VS 30 детей: профессионалы сыграли с
воспитанниками академии хоккея. [Электронный ресурс]. https://www.ak- bars.ru/news/17139.html. (Дата обращения: 24.04.2019).
39. «Ак Барс» в благотворительном матче победил «Нефтяник».
[Электронный ресурс]. URL: https://www.championat.com/hockey/news-
3341033-ak-bars-v-blagotvoritelnom-matche-pobedil-neftjanik.html. обращения: 22.04.2019).
40. «Ак Барс» объявил конкурс эскизов граффити-рисунков.
[Электронный ресурс]. URL: https://sport.business-gazeta.ru/news/203635/
(Дата обращения: 22.04.2019).
41. «Ак Барс» попрощался с болельщиками до следующего сезона.
[Электронный ресурс]. URL: http://kazan.bezformata.ru/listnews/bars-
poproshalsya-s-bolelshikami/56561671. (Дата обращения: 22.04.2019).
42. «Ак Барс» создал общественный совет. [Электронный ресурс].
URL: http://sportsreda. ru/hockey/akbars/ak_bars_sozdal_obshhestvennyij_sovet.
(Дата обращения: 22.04.2019).
43. «Мастер-класс со звездой» провели игроки ХК «Ак Барс» Денис Голубев и Владимир Ткачев. [Электронный ресурс]. URL: http://m.sport.business-gazeta.ru/article/77136/. (Дата обращения: 28.04.2019).
44. https://realnoevremya.ru/news/73778-hk-ak-bars-prezentoval- firmennyy-stil-ayda . (Дата обращения: 28.04.2019).
45. Академия хоккея Ак Барс» имени Юрия Моисеева запустила
конкурс «Звёздочка» . [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak-
bars.ru/news/17126.html. (Дата обращения: 3.05.2019).
46. Артём Лукоянов и Альберт Яруллин провели мастер-класс в
Бугульме. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak-
bars.ru/news/17144.html. (Дата обращения: 1.05.2019).
47. Большое автограф-шоу. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak-bars.ru/news/15373.html. (Дата обращения: 24.04.2019).
48. Галкин В.В. Работа с болельщиками и внешними организациями.
PR-технологии в спорте, 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-business/pr-technologies-in-sport/. (Дата
обращения: 22.04.2019).
49. Закрытие хоккейного сезона в Казани: гид болельщика.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.ak-bars.ru/news/17143.html. (Дата обращения: 1.05.2019).
50. Ивашов Н. О Спорт! Ты - ...PR?. BBDO/Агентство PR Inc..
[Электронный ресурс]. URL:
https://iteam.ru/publications/marketing/section_49/article_1606 (Дата обращения:
22.04.2019) .
51. Игроки «АК БАРС» примут участие в благотворительном матче.
[Электронный ресурс]. URL:
http://kazan.bezformata.ru/listnews/blagotvoritelnom-matche/64813405/. (Дата обращения: 24.04.2019).
52. Игроки «Ак Барса» посетили онкогематологическое отделение ДРКБ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak-bars.ru/. (Дата обращения:
22.04.2019) .
53. Кондратьева Л.Н., Павлюк В.В. Имидж организации и механизмы
его формирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:
//www.rusnauka. com/2 8_NPM_2013/Philosophia/4_145286.doc.htm. (Дата обращения: 24.04.2019).
54. Кубок победителей «Ак барс superskills» завоевала команда
«зеленых». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak-
bars.ru/news/14230.html. (Дата обращения: 24.04.2019).
55. Открытая тренировка ХК «Ак Барс». [Электронный ресурс]. URL: https://kazanfirst.ru/photos/452229. (Дата обращения: 1.05.2019).
56. Официальный сайт КХЛ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.khl.ru. (Дата обращения: 3.05.2019).
57. Официальный сайт ХК «Ак Барс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak-bars.ru/ (Дата обращения: 3.05.2019).
58. Посещаемость КХЛ: «Ак Барс» обошел «Салават Юлаев» и идёт
на рекорд. [Электронный ресурс]. URL: https://m.sport.business-
gazeta.ru/article/204201/. (Дата обращения: 1.05.2019).
59. Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 30 "О
федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (с изменениями и
дополнениями). Система ГАРАНТ. URL:
ttp://base.garant.ru/70852372/#ixzz5GHkqAQwC (Дата обращения:
24.04.2019) .
60. Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.raso.ru/pro/pr_ethics/russian_codex. . (Дата обращения: 24.03.2019).
61. Список аккредитованных представителей СМИ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak-bars.ru/news/14289.html. (Дата обращения:
24.04.2019) .
62. Таболин А.Особенности PR в спорте. [Электронный ресурс]. URL: pr-club.com/assets/files/prlib/2015/13.doc. (Дата обращения: 24.04.2019).
63. Фанатов приобщат к «культуре боления». Создается Международный союз болельщиков ХК «Ак Барс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1932781. (Дата обращения: 1.05.2019).
64. Флаг казанского «АК БАРС» развернули в космосе. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kazan.kp.ru/online/news/3027875/. (Дата обращения:
5.05.2019) .
65. ФХР и Академия хоккея «АК БАРС» договорились о сотрудничестве. [Электронный ресурс]. URL: http://fhr.ru/news/item/35260/ (. (Дата обращения: 3.05.2019).
66. ХК «Ак Барс» в матче с «Торпедо» отметит 20-летие первого
чемпионства. [Электронный ресурс]. URL: https://m.business-
gazeta.ru/news/373391. (Дата обращения: 1.05.2019).
67. ХК «Ак Барс» помог слепым детям. [Электронный ресурс]. URL: https://kazved.ru/art/5983.aspx. (Дата обращения: 3.05.2019).
68. ХК «Ак Барс» презентовал фирменный стиль #Айда. [Электронный ресурс]. URL:
69. Хоккеисты системы «Ак Барса» сыграют товарищеский матч в Юдино. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak-bars.ru/news/17142.html. (Дата обращения: 3.05.2019).
70. Хоккейная хроника. Часть 67. История фан-движения. «Ак барс» — народная команда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ak- bars.ru/news/14219.htm. (Дата обращения: 5.05.2019).
71. Хоккейный клуб Ак Барс. [Электронный ресурс].
https://plus.google.com/u/0/111288492311740928803 (Дата обращения:
5.05.2019) .
72. Хоккейный клуб Ак Барс. [Электронный ресурс].
https://www.youtube.com/channel/UCkGiz3anyOlr9m7bp5A8DIQ (Дата
обращения: 5.05.2019).
73. Хоккейный клуб Ак Барс. [Электронный ресурс]. URL:
https://twitter.com/hcakbars (Дата обращения: 5.05.2019).
74. Хоккейный клуб Ак Барс. [Электронный ресурс]. URL:
https://vk.com/hcakbars (Дата обращения: 5.05.2019).
75. Хоккейный клуб Ак Барс. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.facebook.com/hcakbars (Дата обращения: 5.05.2019).
76. Хоккейный клуб Ак Барс. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.instagram.com/hcakbars/ (Дата обращения: 5.05.2019).