Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творческого развития старшеклассников в условиях реализации воспитательного потенциала социальной среды 9
1.1. Анализ основных понятий исследования в воспитательном потенциале
социальной среды 9
1.2. Педагогические условия для формирования творческих способностей
старшеклассников 17
1.3. Педагогическое сопровождение реализации воспитательного потенциала социальной среды по творческому развитию старшеклассников 25
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование развития личности и творческих способностей учащихся старших классов в процессе воспитания 38
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся 38
2.2. Программа по педагогическому сопровождению реализации
воспитательного потенциала социальной среды по творческому развитию
старшеклассников 51
2.3. Анализ и результаты исследования 56
Выводы по главе 2 59
Заключение 60
Список литературы 66
Приложения
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день, в 21 веке, общество встретилось с наиболее различных кризисов - демографического, государственного, экологического, информационного, культурного и иных, которые вынуждают прибегать к адаптирующимся возможностям образования. Решение данных трудностей подразумевает перемена человеческого склада ума, ценностных направлений, способов деятельности, действия и образа жизни как в персонально личностном, так и в широком масштабе.
Как же научить ребенка пробудить личностно-творческие способности и находить нестандартные решения проблем? Как научиться преодолевать в учебе и в ежедневном бытии с необычными ситуациями?
Разрешение данных проблем вероятно с помощью творческого развития обучающихся в процессе школьного обучения. Обратимся к изучению развития творческих способностей старшеклассников по следующей причине. В подростковом и юношеском возрасте протекает дальнейшее развитие психологических познавательных действий и развитие личности. В следствии совершается изменение круг заинтересованностей детей, которые становятся более дифференцированными и прочными. Учебные интересы уже совсем не стоят в первом месте. В этот период сформировываются умения логического мышления, а затем и трансцендентального мышления, создается логическая память. Стремительными темпами совершается развитие творческих способностей подростка, и создается индивидуальный образ деятельности, находящийся в выраженном стиле мышления. Формирование умственные способности у ребенка в этом этапе напрямую сопряжено с формирование у них творческих способностей, какие предполагают не попросту овладение информации, а представление умственной инициативы и формирование чего-то нового.
По наблюдениям И. М. Кыштымовой, формирование креативности на сегодняшний день декларируется как один из основных задач школьного преподавания и воспитания. Присутствие этого жесткости и стереотипности классических форм обучения не способствовать её решению.
Существует суждение, то, что направленное развитие личности с помощью творчества обязано являться направлено на формирование креативности не только лишь одаренных детей, а абсолютно всех, без исключения. Формирование креативности личности я понимаем, равно как развития личности в ее целостности.
Опыт работы со старшеклассниками показывает, то, что творческие ученики характеризуются: более мощным стремлением к личной значимости, которая находит свое представление в активном процессе самопознания и самореализации; наиболее созревшими жизненными целями; полной уверенностью в личных силах и способностях. Для таких молодых людей, свойственно оптимистичность, жизненная целенаправленность, высокие профессиональные цели, выраженность желания к творческим достижениям.
Современный выпускник - это индивид, решающий в перспективе не только собственные личные проблемы, однако и проблемы государственной значимости. Цель современной школы - сформировать все условия осуществления воспитательного потенциала общественной среды с целью формирования творческих способностей старшеклассников.
В основе актуальности и выявление противоречий была обусловлена проблема исследования, которое заключается в необходимости абстрактного объяснения и олицетворения в практике процесса формировании и осуществлении воспитательского потенциала старшеклассников в условиях социальной среды средние учебные заведения.
Объект исследования: деятельность школы по реализации воспитательного процесса социальной среды творческого развития старшеклассников.
Предмет исследования: воспитательная система школы.
Гипотеза исследования. Для эффективного творческого развития личности необходим системный подход, то есть создание воспитательного потенциала социальной среды школы, целью которой является содействие формированию творческого развития старшеклассников.
С целью осуществления поставленной цели могут быть следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;
2. Определить основные определения: воспитательный потенциал социальной среды, среда творческого развития, педагогическое сопровождение;
3. Обосновать педагогические условия с целью формирования творческого развития учащихся в воспитательном потенциале социальной среды школы.
Методологической базой изучения являются: синергетический (А.И. Бочкарев, В.Г. Виненко, А.А. Ворожбитова, Е.Н. Князева, Г. Хакен и др.), оценочный (И.В. Власюк, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин, А.А. Чуприна и др.), компетентностный (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.) и личностно-направленный (Е.В. Бондаревская, О.С. Еазман, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.) комбинация к изучению педагогических явлений; мировозренческие положения философии, психологии, педагогики и социологии о человеке, формирования и социализации личности; мысли гуманизации взаимодействия и
взаимоотношений участников образовательного процесса.
Теоретической базой изучения считаются: мысли гуманного и личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.С. Гаязов и др.); положения психолого-педагогической теории деятельности (Р.М. Асадуллин, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, М.И. Дьяченко, М.С. Каган, Л.А .Кандыбович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция прогнозирования и конструирования педагогического процесса и педагогической деятельности (А.Ф. Амиров, А.С. Гаязов, А.Н. Дахин, В.И. Загвязинский, В.И. Михеев, В.Э. Штейнберг и др.), концепция о сущности и содержании взаимодействия участников образовательного процесса (Е.А. Александрова, Б.З. Вульфов, Р.Д. Гаджиев, В.Н. Гуров, В.И. Дьяченко, Ф.А. Мустаева, А.В. Хуторский и др.); концепция развития профессионально- педагогической компетентности (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин и др.); воспитательная образовательная сфера (А.В. Хуторской, Е.Н. Щуркова, Н.М. Борытко, В.С. Кукушин).
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования;
2. Эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ деятельности детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта), педагогический эксперимент; анализ полученных результатов.
Экспериментально-опытная база изучения. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 60 г. Казани. Число испытуемых 40 человек. Учащиеся 11 классов.
Научная новизна исследования обусловливается тем, что:
1) уточнено понятие «творческий потенциал старшеклассников в социальной среде», что обусловливается как совокупность реальных и потенциальных способностей социально-педагогической самоорганизации старшеклассников, способствующих личностных потребностей в саморазвитии и самореализации;
2) аргументирована модель формирования и осуществлении творческого потенциала старшеклассников в социальной среде.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании содержания методов, форм и приемов развития креативности старшеклассников и их реализации в творческом развитии в социальной среде.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций:
- Результаты изучения имеют все шансы использоваться с целью формирования наилучших психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности у старшеклассников;
- Разработаны и представлены психолого-педагогические приёмы, стимулирующие и развивающие креативность у старшеклассников в социальной среде.
Достоверность исследования полученных результатов гарантируется исходными методологическими позициями; рассмотрением разнообразных литературных источников в соответствии с проблемой исследования; совокупностью взаимодополняющих абстрактных и экспериментальных методов, целей, задач исследования; методами исследования; экспериментальным доказательством повышенной гипотезы; использованием статистических методов обработки данных; содержательным рассмотрением результатов экспериментального исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования и результаты докладывались и обсуждались:
- международных (Казань, 2018),
- национальных (Казань, 2018),
- региональных (Казань, 2018);
- научно-практических конференциях;
- заседаниях кафедры методологии обучения и воспитания Казанского Федерального университета.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Творчество рассматривается как абсолютная противоположность стандартному мышлению (ограниченный выбор, поиск возможных решений и тенденций, идентичных подходу к различным вопросам). Он уводит от очевидных мыслей и скучного повседневного взгляда на вещи и порождает уникальные решения. Творчество создает интересные места для размышлений и может помочь в выборе последних решений предыдущих проблем. Специалисты в области психологии не могут прийти к единому определению термина творчество. Но некоторые из них под креативностью подразумевают способность наблюдать за вещами в новом и необычном свете и выбирать уникальные решения трудностей. Однако в одном они единодушны в том, что творческие способности и умственные способности не одно и то же.
Некоторые ученые в оценке человеческого творчества основаны на его результатах или достижениях. В свойства творчества они полагают такие социально полезные результаты, как изобретения, образование произведений искусства или создание музыкальных произведений. Однако абсолютно точно, что творческая работа также потребует огромной активности. Таким образом, некоторые ученые подчеркивают существенную роль таких качеств, как любопытство и настойчивость.
В ходе работы была достигнута цель исследования - изучение современных видов творческой деятельности подростков. Дана психолого-педагогическая характеристика подростка, креативность рассматривается как характеристика личности подростка, анализируется возможность его развития, описывается система условий организации творческой деятельности подростков, анализируются современные типы подростковая творческая деятельность осуществляется.
Сегодня мы столкнулись с самыми разнообразными кризисами - демографическими, государственными, экологическими, информационными, культурными и другими, которые вынуждают нас прибегать к адаптивным возможностям образования. Решение этих трудностей подразумевает изменение менталитета человека, ценностных направлений, методов работы, поведения и образа жизни как в индивидуальном, так и в широком масштабе.
Перед лицом человека с большим количеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, подростковый возраст поощряет и реализует его творческий потенциал. Наиболее важным интеллектуальным элементом творчества является преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что может быть много одинаково обоснованных и равных решений одного и того же вопроса (в отличие от конвергентного мышления, которое фокусируется на однозначном и чрезвычайно правильном решении, которое устраняет проблема как таковая). Такой тип мышления необходим и значим не только для подростка, но и для человека в любом возрасте и в любом бизнесе. Работа способна нести творческий взгляд. Если человек вносит новейшие компоненты в свою работу, это творческий процесс. Творческий процесс (творчество) является высшей, более сложной, интенсивной моделью проявления отношения человека к труду. Благосостояние формирования творческих возможностей зависит от специфики формирования ребенка определенного возраста. Для школьника главное значение - взаимодействие со сверстниками, на протяжении всей юношеской стадии осуществляется формальное мышление. Ребенок начинает ценить свои отношения со сверстниками. Как субъект образовательной деятельности ребенок характеризуется ориентацией на утверждение собственного взгляда на предмет исключительности «особенности»; рвение выделиться на что-то.
Для формирования творческой активности необходимо сформировать особые условия, в которых ребенок сможет полностью раскрыть свои возможности в различных видах творческой деятельности. Развивающиеся формы преподавания и обучения, которые осуществляются в ходе
образовательной деятельности, должны быть ориентированы на формирование творческого потенциала личности. К ним относятся различные деятели творчества подростков: использование возможностей для нестандартных уроков (уроки, аукционы, уроки-турниры, уроки-конкурсы и т. д.); Использование существующих форм обучения: проблемные ситуации; проблемные лекции; дискуссии, изучение парадоксальных и острых конфликтных ситуаций, вслух рассуждения, диалоги; реализация бизнес и симуляторов игр; игровые и практические занятия; внедрение комплексных уроков; организация самостоятельной деятельности студентов;
исследование; использование рейтинговой системы образования; использование новейших педагогических технологий, инновационных форм и методов преподавания и обучения (методики проектных технологий, игровые технологии, компьютерные технологии, нестандартные формы организации занятий: конференции, круглые столы, устные журналы); использование многоуровневого контроля знаний; в процессе внеклассной деятельности: организация деятельности кружков, клубов, секций, факультативов различного рода в соответствии с возможностями и потребностями учащихся; проведение предметных олимпиад, турниров знаний, соревнований по высококлассному мастерству, любительских соревнований, спортивных соревнований, выставок, научных конференций.
Инновационные виды творчества, например, синтетические формы художественного творчества - это любительский театр, создание любительского видео, дизайн и т. Д. - дают возможность воспитать ребенка к проблеме управления социокультурным пространством его собственного существования на за счет таких инструментов, как сценический дизайн, философия и разработка дизайна, а также постановка социальных игр. Создание любительских театров и видео, обучение подростков дизайну позволяет проверять любые предположения при поддержке опытного теста, подтверждающего факты.
Современная педагогика и общеобразовательные школы потребуют революционных подходов к решению проблем воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей концепции творчества, принципом конкурентоспособности различных модификаций общеобразовательных школ, методов и проектов образования должен быть представлен путь творчества - сосредоточение внимания на творческих процессах в педагогике, на развитии творческая личность.
В то же время образовательное учреждение должно рассматриваться как педагогический центр многостороннего формирования личности. Она обязана гарантировать истинные способности интенсивного и творческого участия школьников в абсолютно всех видах работ, координировать все воздействия окружающей среды вокруг человека на ее личность и ее развитие.
В педагогике нет общего выравнивания для классификации образовательной деятельности. Более популярной является систематизация организационных форм обучения в зависимости от того, как формируются учащиеся: крупная, сложная и личная форма. Кроме того, существует подход к установлению форм воспитательной работы, взаимосвязанных с тенденциями образовательной деятельности.
Например, организация познавательной деятельности студентов в области развития наиболее близко соответствует следующим комплексам: игра, аукцион знаний, встреча любопытных клубов, конкурс проектов, конкурс эрудитов, ментальный марафон, деловые развлечения, тестирование знаний, научные конференции, конкурс изобретателей и провидцев. , конкурс спикеров, устный журнал и др.
При реализации задач нравственного воспитания и самообразования широко используются следующие формы: круглые столы, пресс-
конференции, семинары, дебаты, вечера вопросов и решений, беседы по этическим вопросам, самообразование, изучение литературы по различным вопросам, литературные и музыкальные произведения, практические занятия, заочные поездки, благотворительные акции, поиски и т. д.
Мероприятия в сочетании с профессиональной ориентацией подростков чаще всего встречаются в таких формах: встречи с
представителями разных специальностей, «в мире профессий», «как выбрать профессию?», Экскурсии на производство, игра-конкурс «чья специальность лучше ?».
В организации эстетического воспитания широко используются: литературные и музыкальные вечера и утренники, «время поэзии», поездки в музеи и выставки, прогулки на природе, разговоры о музыке и живописи, художественные праздники, обзоры журналов, публикации рукописей и т. д.
В организации физиологических тренировок широко используется вид развлечений «Веселые старты», Малые Олимпийские игры, путешествия и эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.
Нами было проведено иссследование было проведено исследование по определению уровня типа мышления и креативности учащихся 11-х классов. Так как по результатам исследования были выявлены учащиеся с низким уровнем креативности, нами были проведены ряд мероприятий с учащимися. Затем снова было проведено исследование уровня типа мышления и креативности учащихся 11-х классов. Результаты заметно улучшились.
По результатам исследования было выявлено, что у 10 учащихся преобладает высокий уровень креативности, на 5 человек больше, чем было в первом исследовании, у 24 учащихся - средний уровень, на 4 больше, чем в первом исследовании, а у 6 учащихся - низкий уровень креативности, на 9 учащихся меньше, чем было в первом исследовании.
Из всего вышесказанного можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что для эффективного творческого развития личности необходим системный подход, то есть создание воспитательного потенциала социальной среды школы, целью которой является содействие формированию творческого развития старшеклассников, нашла свое подтверждение.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст./А. Адлер. - М.: Академический проект, 2008. - 240 с.
2. Александрова, Е.А. Очерки понимающей педагогики Текст. /Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова. М.: Народное образование, 2003.-450 с.
3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы
теории и практики: Монография Текст. /Н.А.Алексеев. Тюмень, 2006. - 114с.
4. Амиров А.Ф. Система ценностей развивающей личности и ее трудовая социализация Текст. /А.Ф.Амиров/Юбразование нового столетия: проблемы, технологии и подходы к модернизации: монография/ Под ред. Э.Щ.Хамитова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. - С.25-33.
5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Текст. /В.И.Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 608 с.
6. Антологии педагогической мысли России второй половины 19- начала 20 века Текст. / сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
7. Белошапка Г.И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Научный журнал «Вестник» Сургутского гос. пед. унив-та. - 2010. -№1 (8). - С.24.
8. Бестужев-Лада, И.В. К школе 21 века: Размышления социолога. Текст. /И.В.Бестужев-Лада. М.:Педагогика, 2009. - 256 с.
9. Бочаров В.В. Антропология возраста Текст. /В.В.Бочаров. М.: Прогресс, 2006. - 189 с.
10. Бухарова Г.Д. Основные требования к подготовке и оформлению диссертационного исследования по педагогике Текст. / Г.Д.Бухарова //Педагогический журнал Башкортостана. Баш. гос. пед. ун. им. М.Акмулы, 2011. -№1,- С.38-45.
11. Волков И.П. Учим творчеству. - М., 1987.
12. Воспитательная система класса. Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. - Псков, 1998.
13. Воспитательная система школы / Сост. Н.Л. Селиванова. - М.,
1989.
14. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей Текст. // Педагогика,- 2007. №4. - С.27-39.
15. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова- М.,2001.
16. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - C-Пб.: Союз, 1999.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: т. 1. Текст. /Л.С.Выготский. -376 с.53 Тавров, С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака Текст. /С.Н.Еавров. М.: НИЦ - МГУ ДТ, 2009. - 134 с.
18. Еерлах И. В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: автореферат дисс. канд. соц. наук Текст. /И.В.Еерлах. М., 2008. - 34 с.
19. Елушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования Текст. / Т.М.Елушанок// Современные проблемы науки и образования. 2008. - № 6 - С. 80-83.
20. Еолъдберг В. А. Еуманистическая воспитательная система
школы: становление и развитие Текст. /В.А.Еольдберг,- М.: Новая
школа,2001. 176 с.
21. Еуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Селивановой Н.Л. -М., 1998.
22. Дербенева Е.В. Воспитательный потенциал современного детского общественного движения (на примере малого города): автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. / Е.В'. Дербенева,- Омск: ОЕПУ, 2008. 38с.
23. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. -М.: Русский язык, 2000.
24. 3. Бондаревская Е.В. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя Текст. / Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Белоусова Ростов н/Д, 2007.-26 с.
25. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: ЕНУ ИСМО РАО, 2006. - С. 143149.
26. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. - Минск, 1995
27. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. -М., 1996.
28. Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия
построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: Дне. канд. пед. наук: Текст./Е.К.Кашленко. -Омск, 2008. 185с.
29. Кон И.С. Ребенок и общество Текст. /И.С.Кон. М.: ИЦ Академия, 2008. - 336 с.
30. Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: учебное пособие Текст. /В.В.Коробкова. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2009. - 176 с.
31. Кузин В.С., Корнута И.В. сост., Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2008.
32. Кузнецова Л. В. Еармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1997
33. Курчанова Н. А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: автореферат дисс. канд. пед. наук Текст. / Н.А.Курчанова. СПб., 2009. - 23 с.
34. Кыштымова И.М. Психологические закономерности актуализации креативности подростков в контексте особенностей семейного воспитания // Проблемы учебного процесса в инновационных школах : сб. науч. тр. - Ир-кутск, 2008. - Вып. 9.
35. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.:
Педагогика, 1991.
36. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988
37. Маишева В.А. Работа с родителями Текст. /В.А.Маишева. М.: Просвещение, 1982. - 64 с.
38. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.,2000.
39. Модель И.М. Социальное партнерство в России Текст. /И.М.Модель, Б.С.Модель//Социологические исследования. 2007. -№9. - с. 42-49.
40. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики Текст. / Ф.А.Мустаева.-М., 2009. 416 с.
41. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989
42. Новиков Н.Б. О природе интуитивных и логических компонентов творческого мышления/ЛТсихология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. - М.: Изд-во «институт психологии РАН», 2007.
43. Овчаров А. А. Описание детских характеров: 16 типов характера // Соционика, ментология и психология личности. - 2010, №3.
44. Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории Текст. /А.М.Осипов. Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 234с.
45. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАД ОС, 2000.
46. Подласый И.П. Педагогика: новый курс Текст. /И.П.Подласый. М.: ВЛАДОС, 2006. - 576 с.
47. Прохорова О. Социально-педагогическая инфраструктура образовательного учреждения Текст. /О.Прохорова //Воспитание школьников. 2007. - №2. - С.2-9.
48. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
49. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. -М., 1993.
50. Салимзянов И.И. Педагогические условия для формирования творческих способностей старшеклассников / Материалы IV Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (23-24 ноября 2018 г.): Сборник научных трудов: в 2- х частях//Под общ. ред. Д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2018,- ЧТ. С. 77-80
51. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии Текст. /Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 176 с.
52. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
53. Симонов В.П. Педагогический менеджмент Текст. /В.П.Симонов. М.:Педагогическое общество России, 1999,- 184 с.
54. Системный подход к организации воспитательной работы Текст. / под ред. Л.Г.Нещерет. Новгород, 2008. - 88 с.
55. Сластенин В.А. Педагогика. - М., 2001.
56. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. —М.: Изд. дом «Восток», 2001
57. Социальное партнерство в образовании. Сб. статей / под ред. А.М.Осипова, П.Н.Карстанье. Великий Новгород: НовГУ,2008,- 146с.
58. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса / Е.Н. Степанов. - М., 2004.
59. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой,- М.: Педагогическое общество России, 1999.
60. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб, пособие. —Магнитогорск, 1991.
61. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. —М.: Изд-во «Совершенство», 1998
62. Халифаева О.А. Развитие креативности подростков в
образовательном учреждении/Психология обучения. - 2008. - №9. С. 13 - 22.
63. Хузиахметов А.Н., Еабдрахманова Р.Е. Социализация личности школьника: проблемы, поиски, решения. Учебно-методическое пособие. - Казань: Изд-во "Хэтер", 2011. - 274 с. (в соавторстве, авторских 137 с.)
64. Хузиахметов А.Н., Еабдрахманова Р.Е., Еарнаев Р.Н. Социализация личности школьника в безопасной образовательной среде:Учебно-методическое пособие/А.Н. Хузиахметов, Р.Е. Еабдрахманова, Р.Н. Еарнаев,- Казань: Татарское книжное издательство "Школа", 2016,- 216 с.
65. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001
66. Чамкаева Е. П. Сущность понятия «воспитательный потенциал молодежных объединений» в немецкой педагогике // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 536-539. — URL https://moluch.ni/arcliive/40/4831/ (дата обращения: 25Л 1.2018).
67. Шульта Т.И. Психология учащихся начального профессионального образования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2004
68. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М., - 2009.
69. Щуркова Н.Е. Воспитание в режиме повседневной жизни. Классному руководителю Текст. /Н.Е.Щуркова //Воспитание школьников,- 2008. №7. - С. 17-23.
70. Torrance Е.Р. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 2002.