Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика проведения предреставрационных исследований комплексного этнографического костюма

Работа №36412

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Виды предреставрационных исследований на комплексном памятнике 8
1.1. Группы предреставрационных мероприятий на этнографическом текстиле 10
1.2. Современные методы исследования бисера 23
1.3. Исследования материалов из металла 33
Глава II. Применение методики проведения предреставрационных работ на
комплексном этнографическом памятнике 40
2.1. Описание состояния сохранности памятника 40
2.2. Историческая справка как метод предреставрационных исследований.. .52
2.3. Лабораторные исследования чувашского головного убора 62
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 74
Приложение

Реставрация стоит на стыке гуманитарных, естественных и технических наук. Исторические и культурные памятники подвержены процессу старения и по этой причине вопросы их сохранения являются актуальными на данный момент. Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что научные исследования в области реставрации многоразличны и часто недооцениваются. Реставрации как наука предполагает определенные требования: знание материальной структуры памятника, процессов его разрушения, точная оценка сохранности памятника, и влияние на памятник используемых реставрационных материалов.
В международных нормативных документах по реставрационной этике сказано: «Любые формы вмешательства должны предваряться систематическим научным исследованием, нацеленным на понимание объекта во всех его аспектах». Работа реставратора должна быть объединена с теоретическими (технологическими) знаниями.
Использование таких методов как: микроскопия в проходящем и отраженном, поляризованном и неполяризованном свете, микрохимическим капельный анализ, рентгенофлуоресцентный и рентгенодифракционные методы, спектрометрия в видимом и УФ свете позволяют лучше изучить конструкцию памятника, состав и структуру отдельных его частей, понять технологию создания памятника, а также происходящие в объекте процессы старения и их причины. Современные методы дают возможность не только распознать причины плохой сохранности, но и выявить самые ранние симптомы процесса разрушения (мелкий кракелюр на бисере, продукты активной коррозии на металле, следы мицелия и пр.), что позволяет приостановить процесс методами превентивной консервации.
Определение сохранности памятника и выявление его художественной и исторической ценности в дальнейшем дают возможность правильного подбора реставрационных методик и используемых материалов. Подобный подбор осуществляется индивидуально для каждого памятника, потому что реакция на те или иные материалы или методы работы может быть разной. Серьезной проблемой является использование различных материалов в реставрации и их совместимость. С целью предотвращения этой проблемы и важно проведение предреставрационных исследований.
Так, текстиль как материал относится к одним из хрупких памятников искусства. Сохранность музейных тканей зависит от ряда факторов, главный из которых - естественное старение. Процессы старения вызываются сменой влажности и температуры, воздействием ультрафиолетовых лучей, влиянием микроорганизмов. Другим фактором, определяющим состояние сохранности тканей, являются разрушения, причиненные тканям при их бытовании. Самые характерные разрушения - ослабление нитей, выцветание красителей, разрывы, утраты, сечения. Следует отметить и неблагоприятные условия хранения.
Работа осложняется, если памятник является комплексным, то есть если он состоит из нескольких материалов (металл, кость, стекло). Так металлические накладки, окисляясь, повреждают ткань вплоть до появления отверстий. Под воздействие перепадов влажности ткань основы часто садится, а на бисерном шитье при этом образуются деформации, заломы, как следствие - осыпи и утраты бисера. Таким образом, диапазон проводимых предрестарвационных мероприятий может в разы увеличиться.
Целью настоящей работы является систематизация и технологическое исследование комплексного этнографического памятника с применением отработанных методов на примере головного убора чувашского народного костюма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать используемые в современной практике методы предреставрационных работ (отдельно для каждого материала);
2.Определить составляющие материалы памятника; Идентифицировать материалы (авторские и поздние доделки);
1. Установить причины и степень возникших разрушений;
2. Изучить историю памятника с приведением аналогий;
3. Дать технико-стилистический анализ головного убора;
4. Обосновать и показать значение проведения предреставрационных исследований в рамках реставрационных мероприятий.
Объект - предреставрационные исследования комплексного памятника.
Предмет - предреставрационная экспертиза комплексного этнографического головного убора.
Источниковая база исследования. Для проведения исследования использован памятник чувашский головной убор из фондов ГИАХМЗ «Остров - град Свияжск». Работа построена на анализе визуальных источников. Выбор обусловлен тем, что они наиболее полно раскрывают заявленную тему и дают возможность провести сравнительный анализ исследуемого памятника культуры. Одной из сторон осуществления атрибуции и экспертизы памятника является изучение опубликованных работ. На их основании можно делать предварительные выводы о технологических особенностях строения памятника, а также историко- культурной и художественной ценности. Проведение аналогий и атрибуция являются одной из сторон проведения предреставрационных работ.
Историографическая база исследования в полной мере раскрывает тему проведения лабораторных исследований. Использованную нами литературу можно разделить на несколько групп:
• Первая группа - это научные работы по материаловедению. Первая глава построена на разделении предреставрационных исследований по видам материала, таким образом, литература по материаловедению разделяется еще на три группы: материаловедение текстиля, стекла, металла. Основными работами первой подгруппы являются совместный труд Бузова Б.А., Модестовой Т.А. и Альмековой Н.Д. , также работа Кирюхина С.М. и Шустова Ю.С.3, работа Кукина Г.Н. и Соловьева А.Н.4. Работами по материаловедению второй подгруппы можно назвать Безбородова M. А.5, Галибина В. А.6, Качалова Н.Н.7. Работы по материаловедению третьей подгруппы используемые в настоящем исследовании - это труд Р.С. Минасяна , а также Е.Н. Черных9.При помощи материаловедческих исследований возможно в полном объеме диагностировать состояние исследуемого материала, а также получить качественные и количественные характеристики, отражающие направленность деструктивных процессов в материале.
• Вторая группа - это статьи в научных журналах современных исследователей, которые затрагивают тему предреставрационных и реставрационных работ. Эта литература также разделяется по видам материала (текстиль, стекло, металл). Так, статьи раскрывающие проблематику исследований этнографического и археологического текстиля - это труды Т. Н. Волгиной, совместная работа Е.В. Кумпан и A. И. Камалетдиновой , Е.Ф. Федоровича . Статьи по определению предреставрационных работ по стеклу использованные в данной работе - это труд Л.Г. Ганиной , И.Ю. Меркуловой , а также совместный труд B. Н. Седых и Я.В. Френкель. Работы по определению сохранности и проведению исследований на памятниках из металла - это труд С.Г. Буршневой, совместная работа Г.М. Зеер и ряда авторов, а также совместный труд О.Н. Цыбульской и других авторов.
• Третья группа - научные работы, монографии, статьи, которые раскрывают тему изучения народного костюма чувашей. Нами были привлечены работы Э.Д. Меджитовой и А.А. Трофимова , также Н.И. Воробьева и ряда авторов , В.В. Николаева и других.
Методологические основания. В связи с выбором источников и литературы, использовались следующие методы. Методы описания исторического памятника; исторический метод поиска аналогий; исследование в видимой области спектра (визуальный осмотр); оптическая микроскопия; микрохимический анализ; рентгенофлуоресцентный анализ.
Структура работы предопределена логикой решения поставленных целей и задач. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых из трёх параграфов), заключения, списка использованной литературы и источников, приложения. Первая глава -«Виды предреставрационных исследований на комплексном памятнике» раскрывает теоретическую основу проведения предреставрационных работ на разных видах материала.В этой главе заложена основа исследования, на которой построена следующая глава. Вторая глава - «Применение методики проведения предреставрационных работ на комплексном этнографическом памятнике» представляет собой отработку и пример проведения работ предшествующих реставрационным мероприятиям. Также раскрывается значение проведения предреставрационных исследований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Главной целью реставрации или консервации является предохранение памятника от дальнейшего разрушения. Для этого важно понимание вносимых в материально-техническую структуру памятника новых материалов. Чтобы правильно выбрать ход работ и используемых материалов необходимо видеть информацию, которую несет памятник (вид в котором он дошёл до нас, авторский замысел). Материальная, технологическая, технико- стилистическая стороны памятника должны быть изучены также с целью атрибутирования памятника и экспертизы его подлинности. Важно грамотно интерпретировать результаты своих исследований и в этом немалую роль играют знания истории художественных материалов и технологий. Комплексный подход даёт значительное преимущество в исследовании памятника.
Применение предреставрационных исследований в работе реставратора значительно помогает в разработке способов, методов и приемов реставрации, а также в выборе реставрационных материалов. На основе особенностей материала и информации о его сохранности, полученной при исследовании физико-химических свойств памятника, вырабатывается научный подход. В настоящее время предпочтение в выборе исследований отдается не разрушающим методам. Необходимо четко формулировать задачу перед исследованием. Исследования различных материалов памятника имеют широкий диапазон, и в некоторых случаях они пересекаются.
Так, на первом этапе при исследовании текстиля, бисера, металла можно применить визуальный осмотр и исследования в видимых областях спектра, микроскопию в отраженном и неполяризованном свете, оптическую микроскопию в проходящем и поляризованном свете. Применение этих методов на текстиле даёт определение соотношений способов переплетений нитей в полотне ткани, тонины, направлений и величины крутки нитей основы и нитей утка, плотности нитей по основе и по утку, а также определение природы волокон нитей. Такие определения, как анализ соотношения сырья, особенность пряжи, структура материала (плотность и способ переплетения), особенность фактуры волокна, дают возможность атрибутировать текстильный материал. Визуальный осмотр и микроскопия в исследовании бисера даёт предварительное заключение о материале памятника, технике создания, информацию о составе стекла, его свойствах и проблемах сохранности экспоната. Возможно обнаружение разрушений на поверхности бисера, его патинизацию, первые симптомы кракелюра. Исследование металла даёт информацию о видах загрязнений, вероятные остатки почвы, очаги активной коррозии, примерную толщину коррозионного слоя, предположительный состав коррозии, цвет металла, технологию изготовления, следы ремонта, трещины, сколы, утраты, остатки растительной органики.
К неразрушающим методам исследования материала можно отнести ультрафиолетовое излучение, которое на текстиле помогает получить некоторую информацию о состоянии сохранности произведения (утраты и реставрационные вмешательства), а также невидимые загрязнения (в том числе микологические). Исследование в инфракрасном диапазоне излучения даёт информацию об угасших надписях, нанесенном орнаменте или рисунке. К неразрушающим методам исследования стекла можно отнести определение водородного показателя pH, целью которого является выявление нестабильного бисера, а также определение удельного веса бисера. На металле возможно определение магнитных свойств материала при помощи магнита, а также определение степени сохранности.
Применение неконтактных методов исследования является преимущественным, но результат не всегда может оказаться однозначным. Более точные ответы могут быть получены в процессе проведения лабораторного исследования. К контактным методам исследования текстиля относятся микрохимический анализ и органолептические методы. Эти методы в той или иной степени помогают определить природу текстильных волокон.
Основные физико-химические исследования бисера применимы также и для исследования металла. Это оптический эмиссионный спектральный анализ. Он определяет количественный состав материала. Преимуществом является определение малых концентраций элементов в образце, но и наравне с этим имеется погрешность в определении элементов с высокой концентрацией (до 25 %). Также метод является инвазивным. Следующий метод, который применяется для исследования, как стекла, так и металла - это рентгенофлуоресцентный анализ, который является неразрушающим. Важно правильно интерпретировать результаты исследования, по той причине, что результат зависит от места заданной точки на исследуемом образце. Исследования памятника из металла также предполагает проведение ультразвуковой дефектоскопии, металлографии, рентгеноструктурного и микрохимического анализа. Знание состава металла необходимо для целей реставрации, так как разрушения памятника и продукты его коррозии могут значительно отличаться. Данные о составе и структуре памятника способствуют индивидуальной выработке плана реставрационных мероприятий.
Во второй части данной работы проведено комплексное исследование памятника праздничного чувашского головного убора. В результате исследования определена технология изготовления текстиля, природа текстильных волокон, степень текучести текстиля при помощи дистиллированной воды и моющего средства. При исследовании бисера на памятнике было выяснено, что бисер стабилен и не имеет повреждений. В работе с металлом был проведен количественный анализ состава сплава монеты - имитации первого типа методом рентгенофлуоресцентного анализа. Настоящий результат подтверждает данные письменных источников, что в украшении головного убора хушпу использовались имитации серебряных монет и уточняет его состав (сплав Cu, Zn, Ni - нейзильбер), что является обогащением знаний о технологических особенностях украшений чувашского головного убора. Рассмотрев технологические особенности изготовления памятника, можно утверждать, что время изготовления датируется концом XIX началом XX века. Важной особенностью памятника являются признаки его жизни, так, например это поздние нашивки монет (до 1957 года).
Реставрация комплексных памятников представляет определенную сложность. В некоторых случаях методы, применимые для одного вида материала, оказывают разрушающее действие на другой. По результатам проведенного исследования можно дать рекомендации по реставрационным мероприятиям и используемым материалам. Основной материал шапочки может быть очищен при помощи низкоконцентрированных моющих средств. Должна быть исключена влажная очистка деталей из красной ткани (только сухая очистка). Места прорывов и сечений основы накосной части должны быть дублированы и укреплены иглой на тонированный хлопок швом «реставрационная сетка». Хорошая сохранность основы бисерной вышивки и нитей крепления позволяет провести очистку без предварительного укрепления. В данном случае сохранность памятника позволяет ограничиться преимущественно механическими способами очистки. Удаление органических загрязнений с поверхности, как бисера, так и металла осуществимо при помощи различных растворителей. Для полноценной реставрационной обработки не требуется демонтаж, то есть все детали авторского исполнения будут сохранены.
В результате комплексного предреставрационного исследования памятника выработана оптимальная методика реставрации, позволяющая остановить разрушения, при этом не нарушая авторского замысла и сохраняя нетронутыми все последующие свидетельства бытования памятника.
Определение сохранности памятника и выявление его художественной и исторической ценности в дальнейшем дают возможность правильного подбора реставрационных методик и используемых материалов. Работа подтвердила необходимость проведения предреставрационных работ, обосновала



1. Виды переплетений. Рис. 4.3. // Текстильное материаловедение / С.М. Кирюхин, Ю.С. Шустов. М.: КолосС, 2011. С. 170.
2. Волокна шерсти. Рис. 2.7. // Текстильное материаловедение / С.М. Кирюхин, Ю.С. Шустов. М.: КолосС, 2011. С. 82.
3. Девичий головной убор - тухья. Слева - верховых чуваш, справа - низовых. Из коллекции Краеведческого музея Чувашской АССР // Чуваши. Этнографическое исследование. Ч. 1 / Н.И. Воробьев, А.Н.Львова, Н.Р. Романов, А.Р. Симонова. Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1956. С. 307.
4. Женский головной убор - хушпу. Слева - низовых чуваш, справа - верховых. Из коллекции Краеведческого музея Чувашской АССР // Чуваши. Этнографическое исследование. Ч. 1 / Н.И. Воробьев, А.Н.Львова, Н.Р. Романов, А.Р. Симонова. Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1956. С. 307.
5. Женский костюм. Конец XIX в. Симбирская губерния. Степная подгруппа. ил. 138. УОКМ // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары-Оренбург, 2002. С. 145.
6. Женский костюм. Конец XIX в. Казанская губерния, Чистопольский уезд. ил. 167. ЧГХМ, ЧНМ // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары-Оренбург, 2002. С. 177.
7. Женский костюм. XIX в. ил. 170. НМРТ // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары- Оренбург, 2002. С. 179.
8. Женский костюм с головным убором хушпу. Конец XIX в. ил. 244. Самарская губерния, Ставропольский уезд, село Никольское // Чувашский
костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары- Оренбург, 2002. С. 247.
9. Женский костюм с нарядным хушпу. XIX в. ил. 232.РЭМ // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары- Оренбург, 2002. С.
236.
10. Женский костюм с нарядным хушпу. XIX в. ил. 233. РЭМ // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары- Оренбург, 2002. С.
237.
11. Костюм девушки. XIX в. ил. 127. ЧНМ // Чувашский костюм от древности до
современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н.
Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары- Оренбург, 2002. С. 135.
12. Костюм замужней женщины. Конец XIX в. Подлесная подгруппа. ил. 134. ЧНМ, ЧГХМ // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары-Оренбург, 2002. С. 141.
13. Костюм замужней женщины (со спины). XIX в. ил. 272. Самарская губерния,
Бузулукский уезд, село Березовка. РЭМ // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н.
Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары- Оренбург, 2002. С. 271.
14. Костюм молодой женщины. XIX в. ил. 107. ЧНМ // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание /
B. В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары- Оренбург, 2002. С. 117.
15. Льняные волокна. Рис. 2.3. // Текстильное материаловедение /
C. М. Кирюхин, Ю.С. Шустов. М.: КолосС, 2011. С. 67.
16. Повседневные костюмы с богатыми головными уборами и украшениями. ил. 189. Фото: П.А. Петров-Туринге, 1929 г. НА ЧГИГН. Отдел VIII, e.x. 210, инв. 1972 // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары-Оренбург, 2002. С. 198.
17. Полный костюм замужней женщины. Чебоксарский уезд, д. Камаево. ил. 98. Фото: И.К. Зеленов, СПб. 1907 г. Фототека РЭМ. Инв. 1157 // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва- Чебоксары-Оренбург, 2002. С. 111.
18. Поперечный срез волокна хлопка. Рис. 2.6. // Текстильное материаловедение / С.М. Кирюхин, Ю.С. Шустов. М.: КолосС, 2011. С. 81.
19. Поперечный срез части льняного стебля. Рис. 2.2. // Текстильное материаловедение / С.М. Кирюхин, Ю.С. Шустов. М.: КолосС, 2011. С. 66.
20. Продольный вид волокон хлопка различной степени зрелости. Рис. 2.5. // Текстильное материаловедение / С.М. Кирюхин, Ю.С. Шустов. М.: КолосС, 2011. С. 80.
21. Сваха. Казанская губерния, Чебоксарский уезд. ил. 92. Фото: И.К. Зеленов, 1907 г. Фототека РЭМ. Инв. 3513-80/5 // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары- Оренбург, 2002. С. 104.
22. Свили в стекле. Рис. 2// Стекло / Н.Н. Качалов. М.: Академия наук СССР, 1959. С. 24.
23. Стадии варки стекла Рис. 1// Стекло / Н.Н. Качалов. М.: Академия наук СССР, 1959. С. 24.
24. Традиционные костюмы. Конец XIX в. Казанская губерния, Чистопольский уезд, д. Чув. Елтан. ил. 166. Фото: К.Т. Софонов, Казань. НА ЧГИГН. Отдел VIII, e.x. 74, инв. 484 // Чувашский костюм от древности до современности. Научно-художественное издание / В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. Москва-Чебоксары- Оренбург, 2002. С. 176.
25. Условные обозначения направлений крутки. Рис. 3.7. // Текстильное материаловедение / С.М. Кирюхин, Ю.С. Шустов. М.: КолосС, 2011. С. 140.
26. Хушпу (вид сзади) // Чуваши. Этнографическое исследование. Ч. 1 / Н.И. Воробьев, А.Н.Львова, Н.Р. Романов, А.Р. Симонова. Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1956. С. 308.
II. Литература:
1. Алмантай В. Н. Суваро-булгарские традиции чеканки собственных монет и разнотипных подражаний // Государственность восточных булгар IX—XIII вв. / Материалы международной конференции «Государственность восточных булгар IX—XIII вв.». Чебоксары: Таус, 2012. С. 96-99.
2. Бастрыгина Л.В., Мартьянова С.А., Хребтова Ю.В. Методика реставрации произведений из бисера. Ижевск. 2017. С. 5-15.
3. Безбородов M. А. Химия и технология древних и средневековых стекол. Минск: Наука и техника, 1969. 274 с.
4. Бёккер Ю. Спектроскопия. М.: Техносфера, 2009. 528 с.
5. Бузов Б.А., Модестова Т.А., Альмекова Н.Д. Материаловедение швейного производства. М.: Легпромбытиздат, 1986. 315 с.
6. Буршнева С.Г. Некоторые аспекты сохранности археологических находок из медных сплавов // Вестник МАЭ. 2016. Выпуск VI. С. 39- 45.
7. Буршнева С.Г. Реставрация археологических и этнографических предметов из железа. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2019. 88 с.
8. Власова С. Г. Основы химической технологии стекла. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. 108 с.
9. Волгина Т. Н., Дудина В. А., Максимова Н. Н. Реконструкция рисунка древних и раннесредневековых тканей // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. М. Вып. 6 (36). 1980. С. 65 - 67.
10. Вострокнутова Г.И. Исследование текстильных изделий Бояновского могильника // Труды КАЭЭ ПГГПУ. Вып. XII: Средневековая археология Восточной Европы. Пермь, 2017. С. 31 - 49.
11. Воробьев Н.И., Львова А.Н., Романов Н.Р., Симонова А.Р. Чуваши. Этнографическое исследование. Ч. 1. Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1956. 414 с.
12. Галибин В. А. Состав стекла как археологический источник. СПб: Петербургское востоковедение, 2001. 216 с.
13. Ганина Л.Г. Специфика реставрации музейных предметов из бисера // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. 1(38). С. 139-144.
14. Гарипова Г.И., Ефимова А.А. Аутентичность и стилизация традиционного чувашского ткачества с использованием натуральных материалов // Вестник Казанского технологического университета. 2014. С. 84-87.
15. Гренберг Ю.И. Технология и исследование произведений станковой и настенной живописи. М.: Изобразительное искусство, 1987. 392 с.
16. Глушкова Т.Н. Археологические ткани Западной Сибири. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. 206 с.
17. Ермакова Н.В. Проблемы сохранности и реставрация произведений декоративно-прикладного искусства из бисера (обзорная информация). Ижевск.
2017. 75 с.
18. Зеер Г.М., Фоменко О.Ю., Ледяева О.Н. Применение сканирующей электронной микроскопии в решении актуальных проблем материаловедения // Journal of Siberian Federal University. Chemistry. № 4. 2009 . С. 287-293.
19. Ильбекова А. И. Слово о ткачестве. Чебоксары: ГУП ИПК «Чувашия», 2006. 88 с.
20. Качалов Н.Н. Стекло. М.: Академия наук СССР, 1959. 466 с.
21. Кирюхин С.М., Шустов Ю.С. Текстильное материаловедение. М.: КолосС,
2011. 360 с.
22. Косолапов А.А. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. 222 с.
23. Кочкуркина С.И., Орфинская О.В. Текстиль из погребений Приладожской курганной культуры технологическое исследование // Труды Карельского научного центра РАН. № 3. 2014. С. 9-20.
24. Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное материаловедение. М.: Легкая промышленность, 1985. 216 с.
25. Кумпан Е.В., Камалетдинова А.И. Анализ основных методов очистки при реставрации музейных полимерных материалов натурального происхождения // Вестник Казанского технологического университета. 2014. С. 98-100.
26. Максимов Л. С. Одежда, обувь, головные уборы и украшения // Чуваши Восточной Сибири. Иркутск, 2006. С. 157-162.
27. Меджитова Э.Д., Трофимов А.А. Чувашское народное искусство. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981. 250 с.
28. Международные нормативные документы по реставрационной этике // ГБЛ. Информкультура. Экспресс -информация. М., 1991. С. 2-5.
29. Меркулова И.Ю. Технологии бисерных работ. Опыт изучения // Исследования в консервации культурного наследия. М. Вып. 2. 2008. С. 193 - 200.
30. Минасян Р.С. Металлообработка в древности и средневековье. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2014. 472 с.
31. Минжулин А.И. Введение в реставрацию металла. Киев: КВИУС, 1992. 100 с.
32. Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации. Л.: Химия, 1990. 304 с.
33. Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм от древности до современности / Научно-художественное издание. Москва - Чебоксары - Оренбург, 2002. 400 с.
34. Орлов А.П. Монеты России. 1700-1917: Каталог-справочник. Минск: ИПКА «ПАБЛИСИТИ». 1994. 256 с.
35. Орфинская О.В., Никитина Т.В. Ткани из могильников Ветлужско- Вятского междуречья IX-XI вв. // Поволжская археология. 2014. №2 (8). С. 70-91.
36. Петров И.Г., Никонорова Е.Е. Признаки половозрастной стратификации в чувашской женской одежде // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. С. 1275-1284.
37. Прохорова В. А. Цвет и народное искусство // Чувашское искусство: Вопросы теории и истории. Выпуск II. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук. 1996. С. 22-51.
38. Ребрикова Н.Л. Биология в реставрации. М.: РИО ГосНИИР, 1999. 184 с.
39. Седых В. Н., Френкель Я. В. Результаты археометрических анализов стеклянных изделий XII-XIII вв. из раскопок Тимерево // Вестник Санкт- Петербургского университета. 2012. Сер. 2. Вып. 4. С. 77-104.
40. Смит А. Прикладная ИК- спектроскопия. М.: Мир, 1982. 328 с.
41. Удельный вес // Физическая энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. Т. 5. 760 с.
42. Федорин А. И. Монеты страны Советов. Каталог. М.: «Издательство «Красные ворота», 2004. 384 с.
43. Федорович Е.Ф. Методика исследования археологических тканей // СА. 1965. № 4. С. 124-133.
44. Федосеева Т.С., Малачевская Е.Л. Исследование консервантов, рекомендуемых для защиты экспонатов из корродированного стекла // Художественное наследие. 2000. № 18. С. 70-72.
45. Черных Е.Н. История древнейшей металлургии Восточной Европы. М.: Наука, 1966. 144 с.
46. Цыбульская О.Н., Буравлев И.Ю., Юдаков А.А., Никитин Ю.Г. Использование физико-химических методов анализа при изучении
археологических объектов // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2010. № 5. С. 85-90.
47. Юсупов Б.С. Российские монеты (1699-11917 гг.). Справочное
нумизматическое руководство. Казань: «Аскольд», 1995. 432 с.
48. Шемаханская М.С. Металлы и вещи: история, свойства, разрушение, реставрация. М.: Индрик, 2015. 288 с.
49. Fusco M., Speakman R.J. The Application of X-Ray Fluorescense (XRF) Spectrometry in the Characterization of Glass Degradation in Beaded African Art // The Bead Forum: Newsletter of Society of Bead Researchers. 2010. Is. 56. P. 112.
III. Интернет-ресурсы:
1. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья / Электронная
библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03 05/gagen-torn 1960/ (Дата
обращения: 24.05.2019)
2. Киселева А.Р. О методах исследования художественных произведений и о классификации вторичных работ в отделе научной экспертизы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://art-con.ru/node/1755 (Дата обращения: 24.05.2019)
3. Аргентан // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
[Электронный ресурс].- Режим
достvпа:https://ш■wikisource■org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/% Р0%90%Р1%80%Р0%В3%Р0%В5%Р0%ВР%Р1%82%Р0%В0%Р0%ВР(дат а
обращения 10.06.2019)
4. Хушпу // Чувашская энциклопедия.[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://enc.cap.ru/?lnk=507&t=publ (дата обращения 23.05.2019)
5. Шехонин А.А. Оптическая микроскопия // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://bigenc.ru/physics/text/2212847 (дата обращения 23.05.2019)
6. Anderson, D. StainedGlassandItsDecay [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.scribd.com/document/50424485/Anderson-D-Stained-Glass-
Qnd-Ttc-Decay-1996 (дата обращения 01 06 2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ