Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция стресс-фрустрационных состояний у старшеклассников

Работа №36405

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
474
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования коррекции
стресс-фрустрационных состояний у старшеклассников.
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«стресс-фрустрационное состояние»…………………………..……………10
1.2. Возрастные особенности проявления стресс-фрустрационного
состояния у старшеклассников….…………………………………….….….16
1.3. Арт-терапия как средство коррекции при стресс-фрустрации .…….25
Выводы по главе I……………………………………..…….………………32
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка средств арт-терапии при
коррекции стресс-фрустрационных состояний старшеклассников
2.1. Этапы и методики исследования………………………………..……34
2.2. Первичная диагностика проявления стресс-фрустрационного
состояния у старшеклассников (констатирующий этап) ……….…………36
2.3. Реализация коррекционной программы «Плачущий ребенок»
на основании средств арт-терапии (формирующий этап)…..………….….42
2.4. Анализ и обобщение результатов исследования
(контрольный этап)……………………………………………………..……51
Выводы по II главе………………..…….……………………….………….59
Заключение……………………………………….….…………………..…..61
Список литературы…………………………………………………..….….65
Приложение

Актуальность исследования. В современном мире человек находится
под постоянным стрессом. Зачастую это связано с ускоренным ритмом жизни и количеством задач, которые необходимо решать в течении короткого
промежутка времени. Наряду с быстрым течением жизни, человек сталкивается с другими стресс-факторами: завышенными ожиданиями, конкуренцией,
нехваткой ресурсов (времени, компетенции, финансов, физических и эмоциональных сил и т.п.). Кратковременное воздействие стресс-факторов, как
правило, приводит к быстрой утомляемости, эмоциональному истощению.
При длительном пребывании в состоянии стресса возникают различные негативные психические состояния, такие как тревожность, подавленность, неуверенность, озлобленность, неуравновешенность, фрустрация.
По словам Г.Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же
при различных воздействиях) ответ организма на любое предъявленное ему
требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности,
справиться с ней. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение
лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации [39]. Можно также отметить, что к определению стресса близко другое понятие -
фрустрация. Сам термин в переводе с латинского означает «обман, тщетное
ожидание» [8]. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние,
гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он
встречается с неожиданными помехами. По его мнению, именно они мешают
удовлетворению потребностей. Во взаимосвязи стресса и фрустрации последняя выступает как первичное звено в развитии психологического стресса.
Изучение стресс-фрустрационного состояния началось в начале 20 века. Г.Селье предложил теорию стресса в 1936 г. Его идеи нашли продолжение в трудах других ученых вплоть до 1980 годов. Он назвал свою теорию
«общий адаптационный синдром» [39]. В ней он рассматривал стресс как фи-4
зиологическую реакцию на физические, химические и органические факторы. Его теория «адаптационного синдрома» на психологическом уровне достаточно хорошо соотносится с теорией фрустрации Розенцвейга. Он описывает фрустрацию как столкновение какой-либо жизненной потребности человека с непереносимым психологическим препятствием или внутренним запретом на что-либо. При этом возникает и развивается стрессовое состояние.
В долгосрочной перспективе такой внутренний конфликт приводит к неврозу. У Розенцвейга теория фрустрации дополняет учение Селье, однако не касается биохимических изменений, происходящих при этом.
Тему стресс-фрустрационных состояний можно найти в работах
Ф.Е.Василюка [12], Л. Д. Столяренко [40], А.А. Осипова [33], Л.H. Собчик
[39] и др. Также её затрагивают В.А. Бодрова [43], акцентируя свои исследования на механизмах регуляции психологического стресса и фрустрации. На
сегодня существуют различные теории и модели, описывающие стрессфрустрацинное состояния: психосоматико-психоаналитическая модель, когнитивная теория стресса, представленная Р. Лазарусом (1966-1991), теории
и модели профессионального стресса, предложенные S. Sharit и G. Salvendy
(1982), и многие другие [8].
Однако при всем многообразии исследований и подходов сохраняется
актуальность исследования данной тематики. Во-первых, анализ литературы
позволяет нам сделать вывод, что сами термины «стресс» и «фрустрация»
являются не определенными до конца понятиями. Различные авторы определяют терминологию в рамках своих теорий, что дает довольно расплывчатое
их общее определение. Более того, сама тема настолько обширна, что некоторые авторы выражают сомнения в концепции фрустрации. К примеру, в
книге «Фрустрация. Развитие научной концепции» Рид Лоусон приводит восемь различных подходов к фрустрации как попытку постановки и решения
данной проблемы [16].
Во-вторых, для каждого поколения (возраста) существуют свои стрессы и фрустрации, поэтому средства коррекции будут отличаться в зависимо-5
сти от возрастной категории. Поэтому, с одной стороны, нужно искать универсальные средства коррекции для каждой возрастной категории, с другой -
они должны быть аутентичны и эффективны в решении коррекции стрессфрустрационного состояния. Среди множества средств коррекции стоит выделить арт-терапию. Средства арт-терапии чаще всего применяются к детям
и подросткам, так как язык образов более понятен для детей. Однако в работе
со взрослыми арт-терапия может считаться «ребячеством» и несерьезным
подходом. Большинство книг по арт-терапии освещают вопрос коррекции
детей младшего школьного и подросткового возраста и не затрагивают коррекцию средствами арт-терапии людей более старшего возраста. Однако при
взрослении человек наряду с критическим и абстрактным мышлением сохраняет способность к образному мышлению. Более того, в повседневной жизни мы чаще рассуждаем образами, нежели абстрактными понятиями. И в
этой связи арт-терапия может и должна быть достойным средством коррекции, как ответ на современные проблемы для различной возрастной категории.
В-третьих, если говорить о более узкой социальной группе, на примере
исследуемой группы старшеклассников в данной выпускной квалификационной работе, то мы столкнемся с ограниченным количеством информации
по коррекции стресс-фрустрационных состояний. Однако именно старшеклассники испытывают огромное количество стресса, и процент суицида
среди них растет с каждым годом. Ведь особенности эмоционального состояния старшеклассников во многом зависят от социальных факторов, условий
воспитания и обучения, а также от того, насколько полно будет реализована
ведущая психологическая деятельность этого возраста. Невозможность реализовать в полной мере ведущую психологическую деятельность ведет к
возникновению фрустрации, тревожности, конфликту. В основном исследования, посвященные проблеме «стресса» и «фрустрации» в юношеском периоде, носят аналитический и констатирующий характер, и эта проблема рассмотрена недостаточно. И в-четвертых, нужно стремиться к комплексному решению выработки
эффективных средств по снижению уровня стресс-фрустрационного состояния. Чаще всего в школах, где ведется работа со старшеклассниками, психологии и социальные педагоги используют довольно разрозненные инструменты для коррекции стресс-фрустрационного состояния. Однако они не
представляют собой определенную систему по снижению уровня стрессфрустрационного состояния. Поэтому становится важным использование
различных психологических средств, таких как арт-терапия и другие, в рамках определенной теории (модели), которая могла бы представлять собой целостный подход к коррекции, а не отдельно взятые инструменты.
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что анализ состояния
данной проблемы в педагогической, психологической литературе и практике
позволил выявить наличие противоречия между необходимостью комплексного подхода к снижению уровня стресс-фрустрационного состояния у
старшеклассников, и недостаточной разработанностью средств коррекции,
таких как арт-терапия.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: может
ли арт-терапия быть эффективным средством коррекции стрессфрустрационных состояний у старшеклассников?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке средств арт-терапии, обеспечивающих эффективную коррекцию стресс-фрустрационного состояния у старшеклассников.
Объект исследования: процесс коррекции стресс-фрустрационного
состояния у старшеклассников.
Предмет исследования: арт-терапевтическая программа как средство
коррекции стресс-фрустрационных состояний у старшеклассников.
Гипотеза исследования: коррекция стресс-фрустрационного состояния у старшеклассников будет эффективной по отношению к стрессу и
фрустрации, если:7
опираться на сущностные характеристики понятия «стрессфрустрационное состояние»;
учитывать возрастные особенности старшеклассников при стрессфрустрационном состоянии;
разработать и апробировать коррекционную программу «Плачущий
ребёнок», включающую арт-терапевтические средства.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, и исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и социальнопедагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий
«стресс», «фрустрация», «стресс-фрустрационное состояние».
2. Выявить возрастные особенности старшеклассников при стрессфрустрационном состоянии.
3. Раскрыть потенциал средств арт-терапии в процессе коррекционной
работы.
4. Разработать терапевтическую программу «Плачущий ребенок»,
направленную на коррекцию стресс-фрустрационного состояния у старшеклассников средствами арт-терапии, и опытно-экспериментальным путем
проверить её эффективность.
Методологическую основу данного исследования составили психологические и педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные подходы к понятию «коррекция стресс-фрустрационного состояния»:
- определение понятия стресс и фрустрация (Г. Селье [38], С. Розенцвейг [42], Тарабрина Н. В. [41] , Рогов Е. И [34], А.В. Петровский [43] и
др.)
- изучение взаимосвязи между стрессом и фрустрацией и психологические особенности их проявления в юношеский период (Н.Д. Левитов [25],
Л.А. Китаев-Смык [18], Кон И.С. [22], Кроль, В.М [23] и др.);8
- исследование процессуального характера коррекции средств арттерапии (Лукин С.Е [27], Старикова С [36], Шоттенлоэр Г. [47], Копытин
А.И. [1] и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической,
социальной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение;
- эмпирические: тестирование, с использованием методики «Вербальный фрустрационный тест» (ВФТ) Л. Собчик;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ с
помощью критерия t-Стьюдента.
Опытно-экспериментальной базой стал Комплексный центр социального обслуживания детей и молодежи «Доверие» города Казани Республики Татарстан. Выборку составили 21 учащийся школ Ново-Савиновского
района, территориально приближенные к помещению подразделения уличной социальной работы «Камчатка».
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных
условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ
проблемы в педагогической, психологической и социальной литературе по
теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка
гипотезы исследования, апробировались формы и методы взаимодействия со
старшеклассниками с целью коррекции стресс-фрустрационного состояния.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:9
Выявлены, обоснованы и апробированы на практике средства коррекции стресс-фрустрационного состояния у старшеклассников посредством
арт-терапии, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Плачущий ребенок».
Практическая значимость проведенного исследования заключается
в том, что разработанная программа «Плачущий ребенок» может использоваться в практике образовательных школ в качестве снижения уровня стресс-фрустрационого состояния, особенно в период экзаменов.
Апробация результатов исследования была осуществлена в виде доклада с последующим обсуждением на ежегодной конференции «Здоровая
уравновешенная личность», посвященной арт-терапии, в Москве в 2019 году.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух
глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе нами была освещена тема «Коррекция стрессфрустрационных состояний у старшеклассников средствами арт-терапии».
Одной из важнейших проблем для старшеклассников остается высокий уровень стресс-фрустрационного состояния. Его пик приходится на период выпускных экзаменов, с последующим выбором профессии и выбором
будущего спутника для семейной жизни. К сожалению, на сегодняшний день
в психологических исследованиях ощущается недостаток разработанности
проблемы коррекции стресс-фрустрационного состояния. Достаточно мало
уделено внимания средствам коррекции, таким как арт-терапия. Как средство
профилактики и коррекции, арт-терапию можно встретить в работе с детьми
младшего школьного возраста, чуть меньше - в работе с подростками, и за
редким исключением - в коррекционной работе со старшеклассниками
(взрослыми). В соответствии с проблемой исследования, в данной работе были предложены решения задач по реализации программы коррекции стрессфрустрационных состояний у старшеклассников средствами арт-терапии.
1. Решая первую задачу на основе анализа психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, мы выяснили следующее. Проблема
стресс-фрустрационного состояния в исследовании ученых представлена
неоднозначно. Мы находим различные подходы и описания как отдельных терминов «стресс» и «фрустрация», так их совокупности. В научной
литературе «стресс-фрустрационное состояние» остается не до конца описанным и неопределенным. Рассмотрев различные подходы и толкования
в терминологии, мы определили стресс-фрустрационное состояние в более простом изложении - как состояние тревоги, связанное с невозможностью разрешения возникших трудностей. При этом фрустрация определяется как разновидность психологического стресса. Нездоровая (приводящая к разрушению) реакция на стресс-фрустрационное состояние может
выражаться в агрессии, регрессии, капризном поведении, чрезмерной70
эмоциональности. Однако здоровая реакция на стресс-фрустрацию выражается в толерантности, способности вынести психологическое напряжение, вызванное болезненными эмоциями, и решить задачу по преодолению субъективной трудности. Толерантность к стресс-фрустрации может
быть «воспитана» опытным путем.
2. Решая вторую задачу, мы определили возрастные особенности старшеклассников и их взаимосвязь со стресс-фрустрационным состоянием. В
юношеский период ведущей психологической деятельностью является
выбор профессии и выбор спутника жизни. Стресс-фрустрационное состояние усиливается, если невозможно реализовать данную деятельность
на протяжении длительного времени. Его пик приходится на период выпускных экзаменов, сложных отношений с противоположным полом. Согласно констатирующему эксперименту, для выявления уровня стрессфрустрационного напряжения с использованием ВФТ Л.Н. Собчик,
наиболее фрустрирующими личностями являются родители и учителя, а
наиболее фрустрируемыми ценностями - внешний вид, социальный статус, благополучие. Реакция на стресс-фрустрационное напряжение может
выражаться в пассивной агрессии: отказ от учебы, отношений, саботаж
успеха; а может проявиться в регрессии, возвращении к более детским реакциям, или открытой агрессии и демонстрационному поведению, или
аутоагрессии, приводящей к болезням или суициду. При этом уровень толерантности к стресс-фрустрационному состоянию будет зависеть от личных особенностей каждого старшеклассника.
3. Решая третью задачу, мы заключили, что средства арт-терапии могут быть
достаточно экологичным методом работы с подавленными эмоциями, вызванными стресс-фрустрационным состоянием. Именно работа с подавленными эмоциями дает возможность для глубокой коррекции, освобождая внутреннюю энергию личности для решения трудностей, вызванных71
стрессом. Мы проанализировали различные средства арт-терапии, описав
их основную цель - помочь выразить подавленные чувства, вывести их из
области неосознанных, не прожитых в область осознанных и прожитых. В
данной работе среди множества средств арт-терапии мы сделали акцент
на изо-терапию в качестве средства коррекции. У старшеклассников была
возможность «вылить» свои чувства на бумагу путем нанесения изображения: пальчиковыми красками, карандашами и т.п.; увидеть рисунки
других и услышать объяснения, обсудить в группе результаты и получить
обратную связь. Фактически время, проведенное в арт-терапевтическом
пространстве среди изображений эмоциональных переживаний, само по
себе стало арт-терапевтической лабораторией, оказывающей коррекционный эффект.
4. Решая четвертую задачу, мы разработали программу коррекции стрессфрустрационного состояния под названием «Плачущий ребенок». Программа представляла из себя цикл занятий из 20 часов. Продолжительность каждого занятия – от 1,5 до 2 часов. Самая оптимальная форма её
проведения - 5 дней подряд по 4 часа. Проверяя эффективность разработанной программы в опытно-экспериментальной работе, мы установили,
что после формирующего этапа эксперимента в уровне стрессфрустрационного напряжения у старшеклассников произошли существенные изменения. В целом уровень стресс-фрустрационного состояния снизился от 40% до 10% в различных категориях. Эти данные подтверждает
проведенная нами методика ВФТ (тест) Л.Н. Собчик и математическая
обработка исследований. Использование критерия t-Стьюдента показало,
что после эксперимента эмпирическое значение в категории «фрустрирующие личности» и «фрустрируемые ценности» и реакция «действия / чувства» находятся в зоне значимости (tЭмп = 6.9; tЭмп = 14.8; tЭмп = 7.3; tЭмп =
4.7).72
Подведя итог, можно сказать, что результаты, полученные в ходе
нашего исследования, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы, а
именно: опора на сущностные характеристики понятия «стрессфрустрационное состояние»; учет возрастных особенностей в юношеском
возрасте; разработка и реализация программы «Плачущий ребёнок» с использованием средств арт-терапии, направленной на коррекцию стрессфрустрационного состояния у старшеклассников, приводят к эффективной
коррекции стресс-фрустрационного состояния у данной возрастной группы.
Гипотеза исследования подтвердилась.


Арт-терапия – новые горизонты: сборник статей / соств. А.И.Копытина. –
М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.
2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник для
вузов / Т. А. Добровольская, Л. Н. Комиссарова, И. Ю. Левченко, Е. А.
Медведева и др.; под ред. Т. А. Добровольской – М.: Академия, 2001. –
248 с.
3. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании / B.C. Аванесова.
— М.: Наука, 1982. — 199 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича. -
М.: Педагогика, 1982. - 318 с.
5. Аршавский И.А. Механизмы и особенности физиологического и патологического стресса в различные возрастные периоды / И.А. Аршавского. —
Кишинев: Штиинца, 1976. — 120 с.
6. Бассин Ф.В.0 силе "Я" и психологической защите / Ф.В. Бассина // Вопросы философии. - 1969. - № 2. - С.118-125.
7. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенского,
пер. с англ. М. Злотник. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 256 с.
8. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – 4-е
изд., - М.: АСТ, 2009. - 816 c.
9. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте / под ред. Л.В. Бороздиной // Вестник Моск.ун-та, серия 14: Психология. - 1988. - № 1 - С. 23-41.
10.Брунер Д. Психология познания / пер. с англ. под ред К. И. Бабицкого. -
М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. — 782 с.
11. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха) / Л.Ф. Бурлачука. - Киев: Высшая школа, 1979. -
175 с.74
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюка. - М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
13. Вдовенко В. Психологическая оценка и коррекция психоэмоциональных
нарушений у детей в условиях стационара / В. Вдовенко, Н. Демидюк, В.
Кондрашова и др. // Прикладная психология и психоанализ. - 2001. - № 1. -
с. 35-44.
14. Вольпер И. Е. Психотерапия / И. Е. Вольпер. – Л., 1972. -120 с.
15.Выготский. Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. —
М.: Педагогика, 1985. - 334 с.
16.Грегг М. Ф. Тайный мир рисунка: монография / М. Ф. Грегг. - СПб.: Деметра, 2014. - 176 с.
17.Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Под ред.
Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Ледера, 1990. - 142 с.
18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаева-Смыкова. – М.:
Педагогика, 1980. – 311 с.
19. Копытин, А. И. Арт-терапия / А. И. Копытиного. – СПб.: Питер, 2001. –
320 с.
20. Копытин, А. И. Практикум по арт-терапии / А. И. Копытиного – СПб.:
Питер, 2000. - 150 с.
21.Кокс Т. Транзактный подход к изучению производственного стресса / Т.
Кокса // Психология труда и организационная психология: современное
состояние и перспективы. - М.: Радикс. - 1995. № 2. - С. 54- 69.
22.Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей / под ред.
И.С. Кона. -М.: Просвещение, 1980. -191 с.
23.Кроль. В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ под
ред. В.М.Кроль. – М.: Высшая школа, 2015. - 220 с.
24.Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги/ Н.Д. Левитова // Вопросы психологии. - 1969. - № 1.- C. 131-138.75
25. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний/ Н.Д.
Левитова // Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - C. 118-129.
26. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний.
Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и М.В. Фаликмана. – М.: 2002. - С. 313-315
27. Лукин С.Е. Тест рисуночной ассоциации Розенцвейга (руководство по использованию) / С.Е. Лукина. - 2-е издание. - СПб. Просвещение, 1993. - 62
с.
28. Малолеткова А. В. Снижение ситуативной тревожности как показатель
эффективности психологической подготовки студентов педагогического
вуза / диссертация кандидата медицинских наук / А.В. Малолетковой. -
Казань, 2003. - 196 c.
29. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу, перевод. с англ. А.М.
Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
30. Мюррей М. Узник иной войны: удивительный путь исцеления от детской
травмы / М. Мюррей, пер.с англ. М.Р. Попова. – СПб.: Мирт, 2018. – 208 с.
31. Наенко Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. — М.: Изд-во
Москва, 1976. - 112 с.
32.Обуховский К. Психология влечений человека / К. Обуховского. - М.:
Прогресс, 1972. - 147 с.
33. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учеб. пособие / под ред. А. А.
Осипова. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.
34. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие /
Е. И. Рогова. – М.: Владос, 2018. - 507 с.
35. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестама, пер. с англ. А. Голубева. – М.: Прогресс,
1990. - 368 с.
36.Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе / сост. С. Старикова //
Народное образование, 2007. – № 8. - С. 193-197.76
37.Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка : научнопрактический сборник / под ред. Р. М. Чумичевой. – Ставрополь: Сервисшкола, 2001. - 297 с.
38. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - М.: Издательство «Речь», 1999. -
250 с.
39.Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье, пер. И. Хорола. – М.: Прогресс,
1982. – 127 с.
40.Столяренко Л.Д. Основы психологии / Столяренко Л.Д. - 2-е издание -
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672 с.
41.Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологические и биохимические
исследования состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах / Н.В. Тарабриной. - Л., 1973. - 121 с.
42.Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация
Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития /
под ред. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. - 172 с .
43. Фрустрация. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. - 434 с.
44.Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкла. – М.: Прогресс, 2

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ