Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы PR-деятельности в спортивных
клубах 6
Раздел 2. Анализ PR-деятельности БК "УНИКС" 33
Раздел 3. PR-проект для БК УНИКС 65
Заключение 73
Библиографический список 77
Приложение
Актуальность темы исследования. Любой бизнес зависит от общественности. Все организации, в связи с этим, стараются поддерживать доброжелательные отношения со своей общественностью, что относится к функционалу PR-отделов, без которых крупным корпорациям не обойтись. Связи с общественностью необходимы как минимум для того, чтобы осведомлять общество о себе и своей деятельности. Но для компаний, желающих развиваться, этого мало. Таким организациям необходим целый спектр PR-технологий, которые требуют также грамотного применения.
Плавный переход российской экономики на рыночную модель оказал и продолжает оказывать воздействие на самые разные сферы жизни общества. Спорт как один из самых важных и особенно востребованных видов социально-культурной деятельности в данной ситуации не стал исключением. PR в спорте нужен так же, как в любой иной области. От популярности и имиджа спортивной организации зависит отношение спортсменов, тренеров, болельщиков и других категорий лиц к ней, которые оказывают непосредственное влияние на все её сферы деятельности. От них также зависит и конкурентоспособность спортивного клуба. Важной задачей управления спортивным клубом является сохранение интереса уже имеющейся аудитории и привлечение новой. Для этого важно пользоваться методами проведения PR в спорте. Необходимость в PR появляется тогда, когда перед клубом стоит вопрос взаимоотношений с конкретными социальными группами.
Без привязки к виду спорта, на сегодняшний день в России единицы команд относительно успешно взаимодействуют с болельщиками. В целом по стране, работа по привлечению зрителей на трибуны ведется консервативно и малоэффективно. Каждый спортивный клуб делает всё для того, что привлечь аудиторию именно к себе. Поэтому исследование роли
PR-технологий в продвижении спортивных клубов является актуальным в условиях высокой конкуренции за болельщиков среди спортивных клубов.
Степень разработанности темы. Данная тема широко изучена среди российских и зарубежных авторов. Так, Капитонов Э. А. определяет PR- технологии в спортивной деятельности как работу на положительное восприятие продвигаемого спортивного объекта. По мнению Королько В. Г. , важным этапом является выявление интересов аудитории, или, другими словами, потребительских предпочтений. По видению Почепцова Г. Г. PR в спорте отлично помогает найти выход из финансовых проблем, что также сильно может сказаться на имидже.
Среди зарубежных специалистов Даулинг Г. говорил о PR в спорте как об инструменте формирования доброго имени и репутации спортивного объекта. По мнению Катлипа С. PR-работа в спортивных клубах заключается, в первую очередь, в предотвращении распространения негативных слухов. Трактовка Хейвуда Р. такова, что PR-технологии в спортивных клубах направлены не только на болельщиков, но и на СМИ и общественность в целом, которая впоследствии может стать частью аудитории.
Объектом исследования являются PR-технологии.
Предметом исследования являются PR-технологии в процессе продвижения спортивных клубов.
Целью исследования является определение роли PR-технологий в продвижении спортивных клубов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить теоретические основы PR-деятельности;
2) выявить основные PR-технологии в спортивных клубах;
3) провести анализ PR-технологий в БК УНИКС;
4) разработать PR-проект для БК УНИКС.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретическую базу исследования составили научные труды как зарубежных, так и отечественных авторов в области PR, теории коммуникации и массовой информации.
Решение задач исследования требует комплексного использования ряда методов и научных подходов. В решении поставленных задач использование системного подхода позволило исследовать PR-деятельность как системное целое и раскрыть особенности функционирования в спортивных клубах.
Метод анализа позволил выявить специфику использования PR- технологий в спортивных клубах. Количественный контент-анализ позволил определить объём публикаций в СМИ об изучаемой организации.
Эмпирическая база исследования. При написании работы был изучен официальный сайт БК УНИКС, его аккаунты в социальных сетях (Instagram, ВКонтакте, Facebook, Twitter) и собственный канал клуба на YouTube. Также были использованы результаты проведённого социологического опроса, контент-анализа СМИ и отзывов болельщиков.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
Внедрение PR-технологий во все сферы жизни людей - это новый шаг развития современного общества, когда их цели и задачи, помимо организации бизнеса ещё и развивают коммуникации между людьми. Под связями с общественностью понимается деятельность, направленная на повышение узнаваемости и поддержание положительного образа организации, активно влияя на целевую аудиторию с применением таких PR- инструментов, как публичные выступления, публикации в СМИ, мероприятия на определённые тематики и многое другое.
PR в спорте важен так же, как и в других областях. От имиджа и популярности спортивной организации зависит отношение болельщиков, тренеров, спортсменов и других категорий людей к ней, непосредственно влияющих на всю деятельность организации. Важной задачей менеджеров спортивных клубов является поддержание интереса уже имеющейся аудитории и привлечение новой. Для осуществления этого пользоваться способами проведения PR в спорте.
PR-технологиями в спортивных клубах выступают:
1) мероприятия по формированию доверительных отношений с болельщиками;
2) мероприятия по поддержанию деловых контактов и улучшению взаимодействий с печатными и электронными СМИ;
3) организация встреч для журналистов и широкой общественности;
4) поддержка детско-юношеских спортивных школ, спортивно-оздоровительных организаций и начинающих спортсменов;
5) проведение благотворительных мероприятий;
6) поддержка ветеранов спортивного клуба и травмированных спортсменов;
7) наличие официального сайта клуба;
8) поддержка научных работ и творчества в области физической культуры и спорта;
9) организация экскурсий и дней "открытых дверей" для общественности.
БК УНИКС использует почти весь арсенал PR-технологий, который может использовать спортивный клуб, а именно:
1) взаимодействие с болельщиками - проведение автограф-сессий с игроками команды, матч между болельщиками и игроками, мастер-классы от лучших баскетболистов;
2) проведение мероприятий по улучшению взаимодействий со СМИ - пресс-конференции, открытые тренировки и интервью;
3) проведение встреч для журналистов и широкой общественности - ежегодная презентация нового состава команды;
4) поддержка начинающих спортсменов - молодёжная УНИКС-2 и УНИКС-ДЮБЛ, организация летнего баскетбольного лагеря;
5) благотворительность - сотрудничество с ДЮСШ, общение и проведение мастер-классов, безвозмездная помощь и поддержка социально-реабилитационных центров, фондов, приютов, детских домов и интернатов, участие в программе One Team, участие в экологической акции "Баскетботтл";
6) поддержка ветеранов клуба - поздравление с днём рождения;
7) наличие официального сайта;
8) проведение экскурсий - в рамках лагеря ознакомление юных спортсменов с образом жизни и распорядком дня игроков клуба.
Все PR-технологии, используемые УНИКСом, отлично работают и формируют его имидж как успешного спортивного клуба с высокой социальной ответственностью. При широком спектре применяемых PR- технологий нетронутой остаётся поддержка научных работ и в сфере физической культуры и спорта. Поэтому в рамках исследования было решено провести PR-проект с применением именно этой технологией и направленной на аудиторию 16-25 с целью её увеличения.
Конкурс научных и творческих работ "#Напролом" направлен на целевую аудиторию 16-25 лет, а именно школьников старших классов, воспитанников детских домов и интернатов, студентов средних профессиональных учебных заведений и высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура и аспирантура). Данная аудитория выбрана в связи с её недобором во времена консервативной политики управления клубом, когда практически не велись социальные сети, в которых выйти на эту аудиторию проще всего. Более того, эта возрастная группа перспективна с точки зрения перевоплощения в другие аудитории клуба следующих возрастных групп.
Целью проекта является привлечение внимания целевой аудитории проекта в клубу. Для достижения проекта были поставлены такие задачи, как увеличение количества публикаций о клубе в СМИ и увеличение числа СМИ, пишущих о клубе, повышение интереса к клубу в частности, а также по городу в целом и увеличение числа подписчиков в социальных сетях клуба.
В рамках проекта было проведено анкетирование представителей нашей аудитории для определения уровня его интереса для нашей аудитории, его эффективности и для выявления коммуникационной стратегии проекта. В результате был выявлен высокий интерес к проекту (51%) и было принято решение о наградах победителям - призы, публикации и сертификаты (по мнению 18% сомневающихся). Также была разработана коммуникационная стратегия проекта на основании исследования, где было решено воздействовать на аудиторию с помощью социальных сетей (47% респондентов) и СМИ (25%), явившимися самыми популярными источниками информации.
В рамках исследования также была оценена эффективность проекта. После проведения проекта увеличится количество публикаций в СМИ, постоянно освещающих PR-деятельность клуба и в СМИ, регулярно освещающих его деятельность в целом (на 16 публикаций в рамках проекта и на 8 СМИ в целом). Интерес к УНИКСу вырастет на 76%, что следует из мнения респондентов. Количество подписчиков в аккаунтах социальных сетей клуба вырастет на 47%, что составляет 35183 человека.
Цель проекта, а именно - привлечение внимания его целевой аудитории к клубу, будет достигнута. Это ещё раз подтверждает тот факт, что 79% опрошенных пошли бы на матч после такого конкурса.
В рамках исследования роли PR-технологий в продвижении спортивных клубов на примере БК УНИКС были изучены теоретические основы PR-деятельности, выявлены основные PR-технологии в спортивных клубах, проведён анализ PR-технологий в БК УНИКС и разработан PR- проект для БК УНИКС, на примере которого удалось достичь цели исследования. PR-технологии в продвижении спортивных клубов необходимы для формирования положительного имиджа организации, который, в свою очередь, сохраняет имеющуюся и привлекает новую аудиторию в лице болельщиков, спортсменов, тренеров и бизнес-партнёров, необходимых клубу для его функционирования, а также для высокой конкурентоспособности, что очень важно в условиях большого количества спортивных клубов на региональном, государственном и мировом уровне, а в данном исследовании - на городском.
1. Аакер Д. А. Создание сильных брендов. М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. - 340 с.
2. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: Гном-ПРЕСС, 2005. - 256 с.
3. Антонова Т. М. Основы паблик рилейшнз. М.: Смысл, 2007. - 148 с.
4. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005. - 196 с.
5. Барден Ф. Взлом маркетинга: наука о том, почему мы покупаем. СПб.: СПб, 2008. - 345 с.
6. Барежев В. А. Организация и проведение PR-кампаний. СПб.: Питер, 2010. - 176 с.
7. Басовский Л. Е. Маркетинг. М.: ИНФРА М, 2004. - 176 с.
8. Бест Р. Маркетинг от потребителя. М: Академический Проект, 2009. - 257 с.
9. Блэк С. Паблик рилейшнз. М.: Центр, 1998. - 254 с.
10. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 624 с.
11. Бортник Е. М. Управление связями с общественностью. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. - 168 с.
12. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. М.: Финансы и статистика, 2005. - 208 с.
13. Васильев Г. А. Паблик Рилейшнз в коммерческой деятельности. М.: ЮРИТИ, 1998. - 287 с.
14. Векслер А.Ф. Связи с общественностью для бизнеса. Ростов/н/Д.: Феникс , 2001. - 194 с.
15. Веркман К. Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. - М. : Прогресс, 1986. - 516 с.
16. Вирин Ф. Интернет-маркетинг. М.: Рефл-бук, 2016. - 379 с.
17. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: СПб, 1995. - 225 с.
18. Галумов Э. А. Основы пиар. М.: Рефл-бук, 2004. - 244 с.
19. Голядкин Н. А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: Дело, 1998. - 268 с.
20. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. М.: Рефл-бук, 2003. - 368 с.
21. Демин Ю. М. Бизнес-пиар. М.: Бератор Пресс, 2003. - 333 с.
22. Джексон Б. Заслужить доверие СМИ. М.: ИНФРА-М, 2002. - 256 с.
23. Джефкинс Ф. Паблик Рилейшнз. М.: Рефл-бук, 2003. - 358 с.
24. Джеффри М. Маркетинг, основанный на данных. М.: Рефл-бук,
2007. - 549 с.
25. Доти Д. И. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Филинь, 1998. -
186 с.
26. Дэвис С. М. Управление активами торговой марки. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
27. Егоров А. Паблик рилейшнз. М.: Академический Проект, 2007. -
356 с.
28. Ефимов Д. Самоучитель по PR для спортсменов. М.: Рефл-бук, 2016. - 192 с.
29. Заплетина Е. Интервью со специалистом. М.: Дело, 2009. - 364 с.
30. Калиберда Е. Г. Связи с общественностью. М.: Логос, 2002. - 120 с.
31. Капитонов Э. А. Организация службы связей с общественностью. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 168 с.
32. Капферер Ж-Н. Бренд навсегда. М.: Вершина, 2007. - 448 с.
33. Катлип С. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Академический Проект, 2001. - 624 с.
34. Китчен Ф. Паблик рилейшнз, принципы и практика. М.: Рефл- бук, 2004. - 454 с.
35. Ковальков Ю. А. Эффективные технологии маркетинга. - М.: Машиностроение, 1994. - 560 с.
36. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. - 196 с.
37. Королько В. Г. Основы Паблик Рилейшнз. М.: Рефл-бук, 2002. -
528 с.
38. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер, 1999. - 896 с.
39. Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: теория и технологии. М.: Аспект-Пресс, 2006. - 300 с.
40. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: европейская
перспектива. СПб.: Наука, 1996. - 589 с.
41. Ларин К. Основы билетологии. М.: Прондо, 2014. - 308 с.
42. Максименко А. А. Природа идентичности бренда: добро
побеждает. М.: Академический Проект, 2008. - 172 с.
43. Марков С. PR в России больше чем PR. М.: АСТ, 2001. - 432 с.
44. Маслова В. М. Связи с общественностью в управлении персоналом. М.: Академический Проект, 2005. - 126 с.
45. Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. СПб.: СПб, 2015. - 446 с.
46. Музыкант В. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. М.: Армада-пресс, 2009. - 668 с.
47. Назаров Б. Н. Массовая коммуникация и общество. М.: Академический Проект, 2004. - 648 с.
48. Невзлин Л. Б. Паблик рилейшнз: кому это нужно. М.: Менатеп - информ, 1993. - 183 с.
49. Петев Т. Массовое общение и личность: теория и практика СМИ и пропаганды в современном мире. Спб.: Спб, 1985. - 482 с.
50. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл- бук, 2001. - 624 с.
51. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. - М.: Академический Проект, 2009. - 372 с.
52. Солнцев И. В. Развитие массового спорта в современной России. СПб.: СПб, 2011. - 348 с.
53. Старов С. А. Управление брендами. СПб.: Высшая школа экономики, 2008. - 500 с.
54. Степанова О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2005. - 250 с.
55. Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент. СПб.: Нева, 2004.
- 288 с.
56. Уткин Э. А. Паблик Рилейшенз: связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: Экмос, 2001. - 352 с.
57. Фадеева Е. Реклама: внушение и манипуляция. М.: Рефл-бук, 2005. - 752 с.
58. Филоненко Н. В. Маркетинг физкультурно-спортивных и спортивно-зрелищных услуг. М.: Рефл-бук, 2006. - 236 с.
59. Хатченс Дж. Покупка рекламного времени и пространства. М.: ИНФРА-М, 2002. - 368 с.
60. Хейвуд Р. Все о связях с общественностью: как добиться успеха в бизнесе. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - 256 с.
61. Целых Д. Красно-синий самый сильный. М.: Эксмо, 2009 г. - 464 с.
62. Чалдини Р. Психология убеждения. М.: Академический Проект,2008. - 436 с.
63. Чармэссон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы. СПб.: Питер, 1999. - 224 с.
64. Чедвик С. Маркетинг спорта. Спб.: Альпина Паблишерз, 2010. -706 с.
65. Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Дело, 2006. - 552 с.
66. Шарков Ф. И. Паблик рилейшнз. М.: Академический Проект, 2005. - 304 с.
67. Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2004. - 352 с.
68. Шкардун В. Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия. Спб.: Спб, 2006. - 580 с.
69. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 640 с.
70. Шумович А. Великолепные мероприятия: технология и практика ивент-менеджмент. М: Академический Проект, 2007. - 348 с.
71. Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. Спб.: Спб, 2006. -246 с.
Электронные ресурсы.
1. Базылева Я. PR и спорт: грани взаимодействия: [Электронный ресурс]. / Я. Базылева. 2008-2019. URL: http://www.mediastl.ru/articles/2/ (Дата обращения: 09.01.2019).
2. Галкин В.В. Использование интернет-ресурсов в деятельности
спортивных организаций: [Электронный ресурс]. / В. В. Галкин. 2011-2019. URL: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-business/internet-part-3/ (Дата
обращения: 17.01.2019).
3. Кохановская Е. PR в спорте как профессия: [Электронный
ресурс]. / Е Кохановская. 2011-2019. URL:
http://www.raso.ru/artides/artide29041.html. (Дата обращения: 25.01.2019).
4. Наумов С. Спортивный PR нуждается в тренерах: [Электронный
ресурс]. / С. Наумов. 2015-2019. URL:
http: //www.sovetnik.ru/j ournal/archive/article_5792.html ? template=96. (Дата обращения: 10.02.2019).
5. Официальный сайт БК УНИКС (Раздел "О клубе", рубрики "История", "Баскет-холл, "Гостинично-спортивный комплекс в Васильево",
"Спонсоры и партнёры", "Группа поддержки") : 2008-2019. URL: