Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ПОДРОСТКОВ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
1.1 Физиологические и психологические особенности подросткового возраста
1.2. Теоретическое обоснование понятия «эколого-гуманистическая картина мира», его основные характеристики и составляющие
1.3. Психолого-педагогические методы и средства формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Изучение уровня экологической культуры подростков (результаты констатирующего этапа эксперимента)
2.3. Реализация системы работы по формированию эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла (контрольный этап эксперимента)
Заключение
Список использованной литературы Приложения
Современное школьное образование является самым длительным этапом формального обучения для каждого человека, и при этом выступает одним из решающих факторов не только для индивидуального успеха, но и для долгосрочного развития всей страны в целом. На сегодняшний день ключевой характеристикой образования Российской Федерации, на основании внедрения федерального государственного образовательного стандарта, является не только передача знаний и умений, но и формирование основных компетенций.
При этом в современном обществе остро ощущается отсутствие согласия в вопросах конструктивного и корректного социального поведения, а также в вопросах выбора жизненных целей и ориентиров.
Состояние экологии, а также те глобальные проблемы и экологические катастрофы, с которыми постоянно сталкивается наша планета за последние сто лет, свидетельствуют о том, что все это напрямую связано с деятельностью человека и уровнем экологической культуры людей.
Природа и окружающий нас мир слишком раним и требует к себе бережного отношения и целенаправленной работы по восстановлению. Иначе человечеству грозить глобальная экологическая катастрофа.
Именно поэтому приоритет эколого-гуманистического воспитания подрастающего поколения, формирование у него высокой экологической культуры и повышение уровня нравственности с самого раннего возраста обусловлен объективной жизненной необходимостью сознанием и мышлением. А предпосылками для этого должны стать экологические знания, полученные в учебном процессе.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию экологогуманистической картины мира подростков в их процессе обучения в школе становится одним из важнейших условий сохранения природы и полноценного функционирования человечества.
Из этого следует фундаментальное противоречие нашей цивилизации, которое состоит в дисбалансе между возрастанием интеллектуально-технических возможностей человечества и снижением уровня его нравственно-этическому развитию. Это противоречие приводит к отсутствию духовности и замене нравственных идеалов материальными.
Из этого вытекает необходимость целенаправленного формирования эколого-гуманистической картины мира современных подростков.
С этой целью необходимо организовывать творческий подход к каждому уроку и внеклассному мероприятию, и использовать различные методы и средства, чтобы привлечь внимание подростков к практической деятельности сбережения природы в родном крае, а в дальнейшем и в стране. Наиболее эффективно это можно применять на уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках родного языка и литературы.
Однако воспитанию экологической культуры в школе на сегодняшний день уделяется крайне мало времени. Это может быть связано с тем, что современная общеобразовательная школа в первую очередь нацелена на получение знаний каждого из учеников в отдельности и уделяет недостаточное внимание формированию гуманистических идеалов.
Для того чтобы найти оптимальную систему экологического воспитания и образования подростков необходимо объединить теоретические аспекты экологической культуры с личностно-значимыми составляющими эколого-гуманистической картины мира современных школьников.
В современной педагогике накоплен достаточный фонд знаний, необходимый для целенаправленного формирования эколого- гуманистической картины мира подростков в рамках урочной и воспитательной деятельности в школе. Однако педагоги, которые стремятся сформировать эколого-гуманистическое мировоззрение у подростков в ходе учебно-воспитательного процесса, испытывают недостаток методического инструментария и конкретных практических рекомендаций.
Из этого следует проблема нашего исследования, связанная с ответом на вопрос: при помощи каких педагогических методов и средств следует строить педагогический процесс, который будет создавать условия для эффективного формирования эколого-гуманистической картины мира подростков.
В соответствии с этим были определены:
Тема исследования: «Формирование эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла».
Объект исследования - процесс эколого-гуманистического воспитания подростков.
Предмет исследования - педагогические условия формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность организации специальных педагогических условий, а также применения выбранных педагогических технологий, методов и средств при формировании эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Изучить и теоретически обосновать психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
2) Теоретически обосновать понятие «эколого-гуманистическая картина мира», определить его основные характеристики и составляющие;
3) Проанализировать психолого-педагогические технологии, методы и средства формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла;
4) Обосновать эффективность и апробировать выбранные методы и средства формирования эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
Гипотезу нашего исследования составило предположение о том, что процесс формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла будет наиболее эффективным в случае организации целенаправленной, систематической педагогической работы с применением выбранных нетрадиционных педагогических форм, методов и технологий.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- гуманистические идеи экологического воспитания и образования Я.А.Коменского, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и других;
- положения личностно-ориентированной педагогики К.Роджерса, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и др;
специфические закономерности построения образовательного процесса И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.Д.Шадрикова и других;
современные образовательные теории С.И.Архангельского, Н.В.Кузьминой, В.А.Полякова и других.
В ходе исследования были использованы две группы методов:
1) на теоретическом уровне: сравнительный анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
2) на эмпирическом уровне: диагностические (проведение тестирования, беседы с учащимися и педагогами, наблюдение за учащимися на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности в школе), диагностирующий и формирующий эксперименты по изучению эффективности формирования эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла, математическая и статистическая обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №13 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района города Казани.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью исходных положений исследования; корректной организацией опытно- экспериментальной работы, оптимальной количественной базой эксперимента; применением адекватных цели и задачам исследования, эмпирических методов; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, а также проведением статистической обработки и контрольным сопоставлением полученных результатов исследования.
Новизну исследования составляют выявленные и обоснованные в ходе проделанной работы педагогические условия формирования эколого- гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла. Кроме того, нами была апробирована модель становления эколого-гуманистической картины мира подростков, включающую в себя как образовательную, так и воспитательную работу школы в единую систему.
Теоретическая значимость результатов исследования включает в себя вклад в развитие теории и технологии эколого-гуманистического обучения подростков в условиях современной школы. Полученные результаты исследования могут служить базой для решения научных проблем, связанных с личностным развитием школьников в рамках урочной деятельности гуманитарного цикла.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автором были разработаны рекомендации по организации целенаправленной, систематической педагогической работы с применением инновационных принципов и технологий на уроках гуманитарного цикла с целью формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков.
Также была разработана система диагностики уровня экологической культуры современных школьников, которая может быть использована как учителями, так школьниками для самопознания. Кроме того, наши разработки могут быть использованы педагогами-психологами и заместителями директора по учебной и воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года.
- IV Международный форум по педагогическому образованию «Профессионализм учителя как условие качества образования»;
V Международная научно-образовательная конференция «Инновационные технологии в образовании».
Объем и структура работы: Общий объем работы составляет 86 страниц и включает в себя введение (6 стр.), две главы (57 стр.), заключение (4 стр.), список используемой литературы (87 наименований) и 2 приложения. В тексте содержится 7 таблиц и 4 рисунка.
Целенаправленная работа по формированию эколого-гуманистической картины мира подростков в процессе их обучения в школе становится одним из важнейших условий сохранения природы и полноценного функционирования человечества. В настоящее время накоплен достаточный фонд знаний, необходимый для целенаправленного формирования эколого- гуманистической картины мира подростков в рамках урочной и воспитательной деятельности в школе. Однако педагоги, которые стремятся сформировать эколого-гуманистическое мировоззрение у подростков в ходе учебно-воспитательного процесса, испытывают недостаток методического инструментария и конкретных рекомендаций.
А потому целью нашей исследовательской работы было теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность организации специальных педагогических условий, а также применения выбранных педагогических технологий, методов и средств при формировании эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
В рамках данной исследовательской работы мы изучили и теоретически обосновали психологические и физиологические особенности подросткового возраста; проанализировали основные характеристики и составляющие понятия «эколого-гуманистическая картина мира», а также теоретически обосновали эффективность тех или иных психолого-педагогических технологий, методов и средств для формирования эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
Теоретический анализ научной литературы по изучаемому вопросу позволил нам сделать выводы о том, что главными мотивационными линиями подросткового возраста являются самовыражение, самопознание и самоутверждение, на которые и нужно делать акцент при организации экологического воспитания подростков. А формирование эколого-гуманистической картины мира должно осуществляться в специально организованной педагогической среде.
В соответствии с этим нами были отобраны педагогические технологии, методы и средства формирования экологической картины мира подростков. Эффективность применения данного педагогического инструментария мы изучили в рамках педагогического эксперимента, который мы провели в период с 8 октября 2018 года по 28 января 2019 года.
Экспериментальную выборку составили учащиеся 9 классов МБОУ «Гимназия №13 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района города Казани, 15-16 лет мужского и женского пола в количестве 32 человек.
На этапе констатирующего эксперимента у большинства учащихся наблюдалось преобладание низких показателей уровня экологической сознательности и экологической деятельности. Кроме того, в группе опрошенных наблюдались низкие показатели по шкалам «экологоценностное отношение» и «Эколого-ценностная деятельность».
Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что экспериментальная группа подростков нуждается в целенаправленной и комплексной работе по развитию эколого-гуманистической картины мира.
В процессе проведения формирующего эксперимента мы пришли к выводу о том, что уроки гуманитарного цикла, в качестве традиционной и основной формы учебно-воспитательного процесса, не смотря на строго регламентированную структуру, обладают высоким потенциалом для экологического образования и воспитания учащихся. И результативность данной работы зависит от того, на сколько насыщеннее и увлекательнее будет материал преподавания и формат проведения уроков.
Нами были разработаны конспекты уроков, включающие в себя элементы формирования эколого-гуманистической картины мира учащихся, а также определена общая структура ведения урочной и внеклассной работы с учащимися, выделены основные этапы, разработан тематический план проведения формирующего эксперимента.
Образовательные средства, применяемые на уроках татарского языка и литературы, включали в себя разнообразные личностно-ориентированные и программно-технические средства, которые предназначены для решения определенных педагогических задач, имеющие инновационную структуру, предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимися.
В рамках формирующего эксперимента было проведено 20 уроков родного (татарского) языка и литературы с применением педагогических технологий и средств, способствующих формированию экологогуманистической картины мира подростков по 45 минут каждый.
Кроме того с целью интеграции урочной и внеурочной деятельности при организации эколого-гуманистического воспитания учащихся нами было проведено 5 внеклассных мероприятий.
После проведения формирующего эксперимента у большинства опрошенных выявлены значительные изменения показателей по всем шкалам опросника. На констатирующем этапе эксперимента учащиеся характеризуются сформированностью системы убеждений, ценностных ориентаций и установок, которые побуждают их овладевать новыми экологическими знаниями и реализовывать эти знания в деятельности, основанной на гуманном отношении человека к природе.
Нами была проведена статистическая проверка достоверности полученных данных с применением t-критерия Стьюдента, которая доказывает, что после проведенной нами работы произошли существенные изменения в уровнях экологической культуры подростков. На основании этого можно говорить, что проведенная нами работа оказалась достаточно эффективной и при большем количестве времени результаты могли бы быть более высокими.
Из всего вышесказанного можно утверждать, что гипотеза нашего исследовании о том, что процесс формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла будет наиболее эффективным в случае организации целенаправленной, систематической педагогической работы с применением выбранных нетрадиционных педагогических форм, методов и технологий, верна.
Наши разработки могут быть использованы учителями гуманитарного цикла при планировании уроков, способствующих эффективному формированию эколого-гуманистической картины мира подростков, а также педагогами-психологами и заместителями директора по учебной и воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
1. Алексашина И. Ю. Интеграция естественно полученных знаний при изучении проблем экологии. // Проблемы интеграции учеб, предметов в современной школе. 2011. с. 66-68
2. Андреева Е.К. Путь к ноосфере. Принципы воспитания в школе Сухомлинского. Младшие классы, старшие классы. - Спб.: Пущино, 2003. - 129 с.
3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 2008. - 253 с.
4. Ю.Апресян Р.Г. Социальная активность
личности: Нравственные изменения. Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1988. - 258 с.
5. Асмолов А.Г. От экологических знаний к картине мира. // Вестник образования. 1993. №7. С. 16-56
6. Асмолов А.Г. От экологических знаний к картине мира. Конструирование миров. Вестник образования. 1993. N7. С. 3-41.
7. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: "Республика", 2014. - 383 с.
8. Биология и современность. Под ред. член-корреспондента АН СССР А.В. Яблокова. -М.: Просвещение, 2010. - с 1-14 (206)
9. Богомолова Л.В., Голубева Т.П. Подростковая культура. Проблемы эстетического воспитания. М.: Новая школа, 2014. - с. 3-38
10. Богомолова Л.В., Лепская Н.А., Пронина Е.Е. Искусство в школе: новые возможности практического решения / Проблемы эстетического воспитания подростков, -М.: Просещение, 2008. - 94 с.
11. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная
педагогическая академия, 1995 с 9-88
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в Детском возрасте. М: Просвещение, 2001. - 124 с.
13. Большая советская энциклопедия. Под ред. Ожигова, т.22, т.1
14. Буденко М.И. Глобальная экология. -М.: Просвещение, 2007, с. 53- 57
15. Васильева 3.И. Воспитание убеждений в процессе обучения. -Л.,
2016.
16. Василюк Ф.Е. Психология переживания. -М.: Издательство МГУ, 1984, 200 с.
17. Взаимодействие наук. Теоретические и практические аспекты. / Под ред. В.М.Кедроваи П.В.Смирнова. -М.: Наука, 1984, с.24-35
18. Взаимодействие общества и природы: философско-
методологические аспекты экологической проблемы. -М., Наука, 2016, 347 с.
19. Выготский Л.С. Психология и учитель. Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Межд. пед. ак., 1995 с 253-258, 325.
20. Галимарданова Р.Н. Экологическое воспитание учащихся через филологические дисциплины в условиях двуязычия, - Казань, 2017,- 241с.43.
21. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. М.:
Просвещение, 2015. 204с.
22. Глазунов АЛ., Кнорре Е.Б. Экология, техника и производство. М.: Просвещение, 1992, 158 с.
23. Еривко Е.В. Жизнь как ценность./Материалы XXI научно- практической конференции,- Оренбург: Издательство ОЕПИ, 2016, с. 50-52
24. Еривко Е.В. Формирование эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника сельской школы. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. -Уфа, 2017, с. 145
25. Еривко Е.В. Приоритет духовности в экологическом образовании. //Материалы XX научно-практической конференции.//. Оренбург: Издательство ОЕПИ, 2015, с. 125
26. Давыдова Е.А. Единство человека и природы как философская проблема. -М., 2006.
27. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов- на-Дону: Феникс, 2011, 476 с.
28. Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности. Хрестоматия по педагогической психологии. -М.: Межд. пед. ак., 2005, с. 125-130
29. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М., 1998.
30. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика.-Тюмень:ТГУ,2018.-196с.
31. Ильясова Т.В. Современная научная картина мира и проблема образования школьников / Оренбург, 2016, Педагогических вестник № 14, Материалы научно-практической конференции, с.62
32. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л. 2009. 83 с.
33. Клемяшова Е.И. Зеркало моей души //Школьный психолог, март
2017.
34. Кант И. Из «Лекций по этике» (1780-1782). Этическая мысль. - М.: Политиздат, 1990, 254 с.
35. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Монография. Оренбург, 2006, 188 с.
36. Кирьякова А.В. Становление образа мира. / Оренбург, 2009,
Педагогических вестник № 14, Материалы научно-практической
конференции, с.84
37. Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа учебно- воспитательного процесса, М.:, 2012, 78 с.
38. Корнер Т.В. Экологическое образование учителей. Биология в школе. - М.: Педагогика, 1991, N3 43 с.
39. Круглова Н.Ф. Психологические особенности
саморегуляции подростка в учебной деятельности. Психол. журнал т. 15, N2 2014 с 66-73
40. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Возрастные особенности школьников. М.: Педагогика, 1983, с. 120-196.
41. Крылова О.Н. Дидактические игры как средство формирования целостных знаний школьников об объекте изучения. Автореферат. Санкт- Петербург. 2015
42. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991, 256 с.
43. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// Вопросы психологии, 1989, N3, с 32-41
44. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир человека.// Вопросы психологии. 1989, N3, с 45-56
45. Леонтьева М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. //Биология в школе. - М.: Педагогика, 2015, N3 с 5
46. Лысова Е.Б. Изучение экологии в школах Франции. //Биология в школе. - М.: Педагогика, 2001, N3 с 52-61
47. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 2008, 139 с.
48. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование: проблемы базовых знаний. //Биология в школе. - М.: Педагогика, 1993, N1 с 17-28
49. Маринченко А.В.- Приоритет экологическому образованию: Москва:Феникс, 2008.-358с.
50. Маслоу А. Психология бытия. -"Рефл-бук", К.:"Ваклер", 1997, 300 с.
51. Матушкин С.Е. Истоки педагогических идей Я.А.Каменского. Я.А.Каменский и современное образование. Проблемы, поиск решения. //Материалы международной конференции, Челябинск, 2017, с. 20.
52. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. -М.: Издательство полит, лит., 2000, 254 с.
53. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука школьника. Уфа: РИО, 1992,224 с.
54. Михайлова Н.М. Интеграция экологических знаний школьников. - Автореферат. Оренбург. 2015.
55. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1995, т.1, 239 с.
56. Немов Р.С. Психология. -М.: Просвещение, 1995, т.2, с 124-135, 389-418
57. Ориентация и деятельность школьников: Монография./ Под ред. Ахаян Т.К. и Кирьяковой А.В. М.: Прометей, 2017 с 6-16
57. Печчен А. 100 страниц для будущего. -М.: Прогресс, 2010, 132 с.
59. Прихожан. А. Психологический справочник для неудачника или как приобрести уверенность в себе. -М.: Просвещение, 2017, 192 с.
60. Психология: Словарь. Под общ. ред. Петровского А.В.,
Ярошевского М.Г., 2-е изд. М.: Политиздат, 2010, 494 с.
61. Разумовский В.Г. Развитие общего образования: интеграция и гуманизация.-//Сов. педагогика, 2009, N4, с38-52
62. Рахматуллин Р.Ю., Сарваров Р.М. Наглядные образы в научной картине мира. // Научная картина мира: основание, формирование, развитие. -Уфа, 2007, с.26-54
63. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение,2018, 273 с.
64. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: «Владос», 2015, 528 с.
65. Роджерс Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. Хрестоматия по педагогической психологии. -М.: Межд. пед. ак., 1995, 520 с.
66. Сержантов В.Ф. Человек его природа и смысл бытия. -Ленинград: Изд. ЛГУ, 2010, 360 с.
67. Смирнове.Д. Психология образа и образ мира. // Вестник МГУ, сер. Психология, 2014, № 2, с. 12-30
68. Соколов В.Е., Чернова Н.М. Экологическому образованию глубокую научную основу. - Биология в школе. - М.: Педагогика, 1991, N3 с 24-29
69. Суравегина И.Т. Четыре занятия об экологической опасности на планете // Биология в школе. М.: Педагогика, 2016, N3 с 29-42
70. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 2015, 95 с.
71. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. М.: Новая школа, 1994 с 3-8.
72. Тарасов Л.В. Концепция экологического образования школьников. - М., 2013, с. 25-44
73. Татар телендэ урта гомуми белем биру мэктэплэре очен татар теленнэн программа: 5-11 нче сыйныфлар. Казан: Мэгариф, 2017.
74. Татар телендэ урта (тулы) гомуми белем биру мэктэплэре очен татар теле Ьэм эдэбиятыннан урнэк программалар: 1-11 сыйныфлар/(басма очен Г.Р.Галиуллина, Д.Ф.Загидуллина). Казан: Татар.кит.нэшр., 2018. -796.
75. Татар урта гомуми белем мэктэбенец 9 нчы сыйныфында татар теленнэн язма имтиханга хэзерлэну Пэм аны уткэру ечен изложениелэр/ Тез. авт. Г.Э.Гайнетдинова, Р.Г.Шэмсетдинова. - Казан: Мэгариф, 2013,- 1116.
76. Фатхуллова К.С. Система обучения татарской диалогической и монологической речи/ К.С. Фэтхуллова. Казань: РИЦ «Школа», 2016-188с.
77. Шаймарданов Р.Х. Педагогические технологии: учеб, пособие для студентов педвузов всех. спец. / Р.Х. Шаймарданов, А.Н. Хузиахметов. - Казань: Школа, 2014. 182 с.
78. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Политиздат, 1981, с. 72,91,126,357,368.
79. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. /Под ред. Дубровиной И.В. М.: Педагогика, 2017, 174с.
80. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2011, 288 с.
81. Хрестоматия по психологии под редакцией А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1997, 447 с.
82. Шварц С.С. Проблема экологии человека. -//Вопросы философии. 2004, N9 109 с.
83. Шварц С.С. Экология человека: новые подходы к проблеме «человека и природы». //Будущее науки. Международный ежегодник. -М., 2006, вып.9, с. 158-177
84. Экологическое образование школьников. /Под ред. И.Д. Зверева, Т.Н. Суравегиной. -М.:Педагогика, 2013, с. 15-17
85. Cornell J. Listening to Nature Now to Deepen Your Awareness of Nature.-N-G, 2017.-95 p.
86. Cornell J. Sharing the joy of nature activities for all ages. N-G.: Dawn Publications, 2018. - 173 p.
87. Javna John. 50 Simple Things Kids can to save the Earth.-N-Y. 2015.
156 p.
88. Гривко E.B. Формирование эколого-гуманистического Мира старшеклассников [Электронный ресурс]. URL: http: //www. dslib. net/obw- pedagogika/formirovanie-iekologo-gumanisticheskogo-obraza-mira- starsheklassnika.html [дата обращения 10.10. 2018).
89. Материалы Министерства образования и науки Республики Татарстан по воспитанию и дополнительному образованию детей
[Электронный ресурс]. URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/dop obr.htm (дата
обращения 12.09. 2018).
90. Хайдарова Р.З. Конспект урока татарского языка в 9 классе [Электронный ресурс]. URL: https: //nsportal. ш/shkola/rodno у-vazvk-i-
literatura/librarv/2013/02/20/tatarskiv-vazvk-v-9-klasse (дата обращения 14.10. 2018).