ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
|
Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ПОДРОСТКОВ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
1.1 Физиологические и психологические особенности подросткового возраста
1.2. Теоретическое обоснование понятия «эколого-гуманистическая картина мира», его основные характеристики и составляющие
1.3. Психолого-педагогические методы и средства формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Изучение уровня экологической культуры подростков (результаты констатирующего этапа эксперимента)
2.3. Реализация системы работы по формированию эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла (контрольный этап эксперимента)
Заключение
Список использованной литературы Приложения
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ПОДРОСТКОВ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
1.1 Физиологические и психологические особенности подросткового возраста
1.2. Теоретическое обоснование понятия «эколого-гуманистическая картина мира», его основные характеристики и составляющие
1.3. Психолого-педагогические методы и средства формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Изучение уровня экологической культуры подростков (результаты констатирующего этапа эксперимента)
2.3. Реализация системы работы по формированию эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла (контрольный этап эксперимента)
Заключение
Список использованной литературы Приложения
Современное школьное образование является самым длительным этапом формального обучения для каждого человека, и при этом выступает одним из решающих факторов не только для индивидуального успеха, но и для долгосрочного развития всей страны в целом. На сегодняшний день ключевой характеристикой образования Российской Федерации, на основании внедрения федерального государственного образовательного стандарта, является не только передача знаний и умений, но и формирование основных компетенций.
При этом в современном обществе остро ощущается отсутствие согласия в вопросах конструктивного и корректного социального поведения, а также в вопросах выбора жизненных целей и ориентиров.
Состояние экологии, а также те глобальные проблемы и экологические катастрофы, с которыми постоянно сталкивается наша планета за последние сто лет, свидетельствуют о том, что все это напрямую связано с деятельностью человека и уровнем экологической культуры людей.
Природа и окружающий нас мир слишком раним и требует к себе бережного отношения и целенаправленной работы по восстановлению. Иначе человечеству грозить глобальная экологическая катастрофа.
Именно поэтому приоритет эколого-гуманистического воспитания подрастающего поколения, формирование у него высокой экологической культуры и повышение уровня нравственности с самого раннего возраста обусловлен объективной жизненной необходимостью сознанием и мышлением. А предпосылками для этого должны стать экологические знания, полученные в учебном процессе.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию экологогуманистической картины мира подростков в их процессе обучения в школе становится одним из важнейших условий сохранения природы и полноценного функционирования человечества.
Из этого следует фундаментальное противоречие нашей цивилизации, которое состоит в дисбалансе между возрастанием интеллектуально-технических возможностей человечества и снижением уровня его нравственно-этическому развитию. Это противоречие приводит к отсутствию духовности и замене нравственных идеалов материальными.
Из этого вытекает необходимость целенаправленного формирования эколого-гуманистической картины мира современных подростков.
С этой целью необходимо организовывать творческий подход к каждому уроку и внеклассному мероприятию, и использовать различные методы и средства, чтобы привлечь внимание подростков к практической деятельности сбережения природы в родном крае, а в дальнейшем и в стране. Наиболее эффективно это можно применять на уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках родного языка и литературы.
Однако воспитанию экологической культуры в школе на сегодняшний день уделяется крайне мало времени. Это может быть связано с тем, что современная общеобразовательная школа в первую очередь нацелена на получение знаний каждого из учеников в отдельности и уделяет недостаточное внимание формированию гуманистических идеалов.
Для того чтобы найти оптимальную систему экологического воспитания и образования подростков необходимо объединить теоретические аспекты экологической культуры с личностно-значимыми составляющими эколого-гуманистической картины мира современных школьников.
В современной педагогике накоплен достаточный фонд знаний, необходимый для целенаправленного формирования эколого- гуманистической картины мира подростков в рамках урочной и воспитательной деятельности в школе. Однако педагоги, которые стремятся сформировать эколого-гуманистическое мировоззрение у подростков в ходе учебно-воспитательного процесса, испытывают недостаток методического инструментария и конкретных практических рекомендаций.
Из этого следует проблема нашего исследования, связанная с ответом на вопрос: при помощи каких педагогических методов и средств следует строить педагогический процесс, который будет создавать условия для эффективного формирования эколого-гуманистической картины мира подростков.
В соответствии с этим были определены:
Тема исследования: «Формирование эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла».
Объект исследования - процесс эколого-гуманистического воспитания подростков.
Предмет исследования - педагогические условия формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность организации специальных педагогических условий, а также применения выбранных педагогических технологий, методов и средств при формировании эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Изучить и теоретически обосновать психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
2) Теоретически обосновать понятие «эколого-гуманистическая картина мира», определить его основные характеристики и составляющие;
3) Проанализировать психолого-педагогические технологии, методы и средства формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла;
4) Обосновать эффективность и апробировать выбранные методы и средства формирования эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
Гипотезу нашего исследования составило предположение о том, что процесс формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла будет наиболее эффективным в случае организации целенаправленной, систематической педагогической работы с применением выбранных нетрадиционных педагогических форм, методов и технологий.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- гуманистические идеи экологического воспитания и образования Я.А.Коменского, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и других;
- положения личностно-ориентированной педагогики К.Роджерса, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и др;
специфические закономерности построения образовательного процесса И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.Д.Шадрикова и других;
современные образовательные теории С.И.Архангельского, Н.В.Кузьминой, В.А.Полякова и других.
В ходе исследования были использованы две группы методов:
1) на теоретическом уровне: сравнительный анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
2) на эмпирическом уровне: диагностические (проведение тестирования, беседы с учащимися и педагогами, наблюдение за учащимися на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности в школе), диагностирующий и формирующий эксперименты по изучению эффективности формирования эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла, математическая и статистическая обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №13 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района города Казани.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью исходных положений исследования; корректной организацией опытно- экспериментальной работы, оптимальной количественной базой эксперимента; применением адекватных цели и задачам исследования, эмпирических методов; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, а также проведением статистической обработки и контрольным сопоставлением полученных результатов исследования.
Новизну исследования составляют выявленные и обоснованные в ходе проделанной работы педагогические условия формирования эколого- гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла. Кроме того, нами была апробирована модель становления эколого-гуманистической картины мира подростков, включающую в себя как образовательную, так и воспитательную работу школы в единую систему.
Теоретическая значимость результатов исследования включает в себя вклад в развитие теории и технологии эколого-гуманистического обучения подростков в условиях современной школы. Полученные результаты исследования могут служить базой для решения научных проблем, связанных с личностным развитием школьников в рамках урочной деятельности гуманитарного цикла.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автором были разработаны рекомендации по организации целенаправленной, систематической педагогической работы с применением инновационных принципов и технологий на уроках гуманитарного цикла с целью формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков.
Также была разработана система диагностики уровня экологической культуры современных школьников, которая может быть использована как учителями, так школьниками для самопознания. Кроме того, наши разработки могут быть использованы педагогами-психологами и заместителями директора по учебной и воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года.
- IV Международный форум по педагогическому образованию «Профессионализм учителя как условие качества образования»;
V Международная научно-образовательная конференция «Инновационные технологии в образовании».
Объем и структура работы: Общий объем работы составляет 86 страниц и включает в себя введение (6 стр.), две главы (57 стр.), заключение (4 стр.), список используемой литературы (87 наименований) и 2 приложения. В тексте содержится 7 таблиц и 4 рисунка.
При этом в современном обществе остро ощущается отсутствие согласия в вопросах конструктивного и корректного социального поведения, а также в вопросах выбора жизненных целей и ориентиров.
Состояние экологии, а также те глобальные проблемы и экологические катастрофы, с которыми постоянно сталкивается наша планета за последние сто лет, свидетельствуют о том, что все это напрямую связано с деятельностью человека и уровнем экологической культуры людей.
Природа и окружающий нас мир слишком раним и требует к себе бережного отношения и целенаправленной работы по восстановлению. Иначе человечеству грозить глобальная экологическая катастрофа.
Именно поэтому приоритет эколого-гуманистического воспитания подрастающего поколения, формирование у него высокой экологической культуры и повышение уровня нравственности с самого раннего возраста обусловлен объективной жизненной необходимостью сознанием и мышлением. А предпосылками для этого должны стать экологические знания, полученные в учебном процессе.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию экологогуманистической картины мира подростков в их процессе обучения в школе становится одним из важнейших условий сохранения природы и полноценного функционирования человечества.
Из этого следует фундаментальное противоречие нашей цивилизации, которое состоит в дисбалансе между возрастанием интеллектуально-технических возможностей человечества и снижением уровня его нравственно-этическому развитию. Это противоречие приводит к отсутствию духовности и замене нравственных идеалов материальными.
Из этого вытекает необходимость целенаправленного формирования эколого-гуманистической картины мира современных подростков.
С этой целью необходимо организовывать творческий подход к каждому уроку и внеклассному мероприятию, и использовать различные методы и средства, чтобы привлечь внимание подростков к практической деятельности сбережения природы в родном крае, а в дальнейшем и в стране. Наиболее эффективно это можно применять на уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках родного языка и литературы.
Однако воспитанию экологической культуры в школе на сегодняшний день уделяется крайне мало времени. Это может быть связано с тем, что современная общеобразовательная школа в первую очередь нацелена на получение знаний каждого из учеников в отдельности и уделяет недостаточное внимание формированию гуманистических идеалов.
Для того чтобы найти оптимальную систему экологического воспитания и образования подростков необходимо объединить теоретические аспекты экологической культуры с личностно-значимыми составляющими эколого-гуманистической картины мира современных школьников.
В современной педагогике накоплен достаточный фонд знаний, необходимый для целенаправленного формирования эколого- гуманистической картины мира подростков в рамках урочной и воспитательной деятельности в школе. Однако педагоги, которые стремятся сформировать эколого-гуманистическое мировоззрение у подростков в ходе учебно-воспитательного процесса, испытывают недостаток методического инструментария и конкретных практических рекомендаций.
Из этого следует проблема нашего исследования, связанная с ответом на вопрос: при помощи каких педагогических методов и средств следует строить педагогический процесс, который будет создавать условия для эффективного формирования эколого-гуманистической картины мира подростков.
В соответствии с этим были определены:
Тема исследования: «Формирование эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла».
Объект исследования - процесс эколого-гуманистического воспитания подростков.
Предмет исследования - педагогические условия формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность организации специальных педагогических условий, а также применения выбранных педагогических технологий, методов и средств при формировании эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Изучить и теоретически обосновать психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
2) Теоретически обосновать понятие «эколого-гуманистическая картина мира», определить его основные характеристики и составляющие;
3) Проанализировать психолого-педагогические технологии, методы и средства формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла;
4) Обосновать эффективность и апробировать выбранные методы и средства формирования эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
Гипотезу нашего исследования составило предположение о том, что процесс формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла будет наиболее эффективным в случае организации целенаправленной, систематической педагогической работы с применением выбранных нетрадиционных педагогических форм, методов и технологий.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- гуманистические идеи экологического воспитания и образования Я.А.Коменского, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и других;
- положения личностно-ориентированной педагогики К.Роджерса, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и др;
специфические закономерности построения образовательного процесса И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.Д.Шадрикова и других;
современные образовательные теории С.И.Архангельского, Н.В.Кузьминой, В.А.Полякова и других.
В ходе исследования были использованы две группы методов:
1) на теоретическом уровне: сравнительный анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
2) на эмпирическом уровне: диагностические (проведение тестирования, беседы с учащимися и педагогами, наблюдение за учащимися на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности в школе), диагностирующий и формирующий эксперименты по изучению эффективности формирования эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла, математическая и статистическая обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №13 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района города Казани.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью исходных положений исследования; корректной организацией опытно- экспериментальной работы, оптимальной количественной базой эксперимента; применением адекватных цели и задачам исследования, эмпирических методов; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, а также проведением статистической обработки и контрольным сопоставлением полученных результатов исследования.
Новизну исследования составляют выявленные и обоснованные в ходе проделанной работы педагогические условия формирования эколого- гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла. Кроме того, нами была апробирована модель становления эколого-гуманистической картины мира подростков, включающую в себя как образовательную, так и воспитательную работу школы в единую систему.
Теоретическая значимость результатов исследования включает в себя вклад в развитие теории и технологии эколого-гуманистического обучения подростков в условиях современной школы. Полученные результаты исследования могут служить базой для решения научных проблем, связанных с личностным развитием школьников в рамках урочной деятельности гуманитарного цикла.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автором были разработаны рекомендации по организации целенаправленной, систематической педагогической работы с применением инновационных принципов и технологий на уроках гуманитарного цикла с целью формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков.
Также была разработана система диагностики уровня экологической культуры современных школьников, которая может быть использована как учителями, так школьниками для самопознания. Кроме того, наши разработки могут быть использованы педагогами-психологами и заместителями директора по учебной и воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года.
- IV Международный форум по педагогическому образованию «Профессионализм учителя как условие качества образования»;
V Международная научно-образовательная конференция «Инновационные технологии в образовании».
Объем и структура работы: Общий объем работы составляет 86 страниц и включает в себя введение (6 стр.), две главы (57 стр.), заключение (4 стр.), список используемой литературы (87 наименований) и 2 приложения. В тексте содержится 7 таблиц и 4 рисунка.
Целенаправленная работа по формированию эколого-гуманистической картины мира подростков в процессе их обучения в школе становится одним из важнейших условий сохранения природы и полноценного функционирования человечества. В настоящее время накоплен достаточный фонд знаний, необходимый для целенаправленного формирования эколого- гуманистической картины мира подростков в рамках урочной и воспитательной деятельности в школе. Однако педагоги, которые стремятся сформировать эколого-гуманистическое мировоззрение у подростков в ходе учебно-воспитательного процесса, испытывают недостаток методического инструментария и конкретных рекомендаций.
А потому целью нашей исследовательской работы было теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность организации специальных педагогических условий, а также применения выбранных педагогических технологий, методов и средств при формировании эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
В рамках данной исследовательской работы мы изучили и теоретически обосновали психологические и физиологические особенности подросткового возраста; проанализировали основные характеристики и составляющие понятия «эколого-гуманистическая картина мира», а также теоретически обосновали эффективность тех или иных психолого-педагогических технологий, методов и средств для формирования эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
Теоретический анализ научной литературы по изучаемому вопросу позволил нам сделать выводы о том, что главными мотивационными линиями подросткового возраста являются самовыражение, самопознание и самоутверждение, на которые и нужно делать акцент при организации экологического воспитания подростков. А формирование эколого-гуманистической картины мира должно осуществляться в специально организованной педагогической среде.
В соответствии с этим нами были отобраны педагогические технологии, методы и средства формирования экологической картины мира подростков. Эффективность применения данного педагогического инструментария мы изучили в рамках педагогического эксперимента, который мы провели в период с 8 октября 2018 года по 28 января 2019 года.
Экспериментальную выборку составили учащиеся 9 классов МБОУ «Гимназия №13 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района города Казани, 15-16 лет мужского и женского пола в количестве 32 человек.
На этапе констатирующего эксперимента у большинства учащихся наблюдалось преобладание низких показателей уровня экологической сознательности и экологической деятельности. Кроме того, в группе опрошенных наблюдались низкие показатели по шкалам «экологоценностное отношение» и «Эколого-ценностная деятельность».
Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что экспериментальная группа подростков нуждается в целенаправленной и комплексной работе по развитию эколого-гуманистической картины мира.
В процессе проведения формирующего эксперимента мы пришли к выводу о том, что уроки гуманитарного цикла, в качестве традиционной и основной формы учебно-воспитательного процесса, не смотря на строго регламентированную структуру, обладают высоким потенциалом для экологического образования и воспитания учащихся. И результативность данной работы зависит от того, на сколько насыщеннее и увлекательнее будет материал преподавания и формат проведения уроков.
Нами были разработаны конспекты уроков, включающие в себя элементы формирования эколого-гуманистической картины мира учащихся, а также определена общая структура ведения урочной и внеклассной работы с учащимися, выделены основные этапы, разработан тематический план проведения формирующего эксперимента.
Образовательные средства, применяемые на уроках татарского языка и литературы, включали в себя разнообразные личностно-ориентированные и программно-технические средства, которые предназначены для решения определенных педагогических задач, имеющие инновационную структуру, предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимися.
В рамках формирующего эксперимента было проведено 20 уроков родного (татарского) языка и литературы с применением педагогических технологий и средств, способствующих формированию экологогуманистической картины мира подростков по 45 минут каждый.
Кроме того с целью интеграции урочной и внеурочной деятельности при организации эколого-гуманистического воспитания учащихся нами было проведено 5 внеклассных мероприятий.
После проведения формирующего эксперимента у большинства опрошенных выявлены значительные изменения показателей по всем шкалам опросника. На констатирующем этапе эксперимента учащиеся характеризуются сформированностью системы убеждений, ценностных ориентаций и установок, которые побуждают их овладевать новыми экологическими знаниями и реализовывать эти знания в деятельности, основанной на гуманном отношении человека к природе.
Нами была проведена статистическая проверка достоверности полученных данных с применением t-критерия Стьюдента, которая доказывает, что после проведенной нами работы произошли существенные изменения в уровнях экологической культуры подростков. На основании этого можно говорить, что проведенная нами работа оказалась достаточно эффективной и при большем количестве времени результаты могли бы быть более высокими.
Из всего вышесказанного можно утверждать, что гипотеза нашего исследовании о том, что процесс формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла будет наиболее эффективным в случае организации целенаправленной, систематической педагогической работы с применением выбранных нетрадиционных педагогических форм, методов и технологий, верна.
Наши разработки могут быть использованы учителями гуманитарного цикла при планировании уроков, способствующих эффективному формированию эколого-гуманистической картины мира подростков, а также педагогами-психологами и заместителями директора по учебной и воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
А потому целью нашей исследовательской работы было теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность организации специальных педагогических условий, а также применения выбранных педагогических технологий, методов и средств при формировании эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
В рамках данной исследовательской работы мы изучили и теоретически обосновали психологические и физиологические особенности подросткового возраста; проанализировали основные характеристики и составляющие понятия «эколого-гуманистическая картина мира», а также теоретически обосновали эффективность тех или иных психолого-педагогических технологий, методов и средств для формирования эколого-гуманистической картины мира подростков на уроках гуманитарного цикла.
Теоретический анализ научной литературы по изучаемому вопросу позволил нам сделать выводы о том, что главными мотивационными линиями подросткового возраста являются самовыражение, самопознание и самоутверждение, на которые и нужно делать акцент при организации экологического воспитания подростков. А формирование эколого-гуманистической картины мира должно осуществляться в специально организованной педагогической среде.
В соответствии с этим нами были отобраны педагогические технологии, методы и средства формирования экологической картины мира подростков. Эффективность применения данного педагогического инструментария мы изучили в рамках педагогического эксперимента, который мы провели в период с 8 октября 2018 года по 28 января 2019 года.
Экспериментальную выборку составили учащиеся 9 классов МБОУ «Гимназия №13 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района города Казани, 15-16 лет мужского и женского пола в количестве 32 человек.
На этапе констатирующего эксперимента у большинства учащихся наблюдалось преобладание низких показателей уровня экологической сознательности и экологической деятельности. Кроме того, в группе опрошенных наблюдались низкие показатели по шкалам «экологоценностное отношение» и «Эколого-ценностная деятельность».
Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что экспериментальная группа подростков нуждается в целенаправленной и комплексной работе по развитию эколого-гуманистической картины мира.
В процессе проведения формирующего эксперимента мы пришли к выводу о том, что уроки гуманитарного цикла, в качестве традиционной и основной формы учебно-воспитательного процесса, не смотря на строго регламентированную структуру, обладают высоким потенциалом для экологического образования и воспитания учащихся. И результативность данной работы зависит от того, на сколько насыщеннее и увлекательнее будет материал преподавания и формат проведения уроков.
Нами были разработаны конспекты уроков, включающие в себя элементы формирования эколого-гуманистической картины мира учащихся, а также определена общая структура ведения урочной и внеклассной работы с учащимися, выделены основные этапы, разработан тематический план проведения формирующего эксперимента.
Образовательные средства, применяемые на уроках татарского языка и литературы, включали в себя разнообразные личностно-ориентированные и программно-технические средства, которые предназначены для решения определенных педагогических задач, имеющие инновационную структуру, предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимися.
В рамках формирующего эксперимента было проведено 20 уроков родного (татарского) языка и литературы с применением педагогических технологий и средств, способствующих формированию экологогуманистической картины мира подростков по 45 минут каждый.
Кроме того с целью интеграции урочной и внеурочной деятельности при организации эколого-гуманистического воспитания учащихся нами было проведено 5 внеклассных мероприятий.
После проведения формирующего эксперимента у большинства опрошенных выявлены значительные изменения показателей по всем шкалам опросника. На констатирующем этапе эксперимента учащиеся характеризуются сформированностью системы убеждений, ценностных ориентаций и установок, которые побуждают их овладевать новыми экологическими знаниями и реализовывать эти знания в деятельности, основанной на гуманном отношении человека к природе.
Нами была проведена статистическая проверка достоверности полученных данных с применением t-критерия Стьюдента, которая доказывает, что после проведенной нами работы произошли существенные изменения в уровнях экологической культуры подростков. На основании этого можно говорить, что проведенная нами работа оказалась достаточно эффективной и при большем количестве времени результаты могли бы быть более высокими.
Из всего вышесказанного можно утверждать, что гипотеза нашего исследовании о том, что процесс формирования эколого-гуманистической картины мира у подростков на уроках гуманитарного цикла будет наиболее эффективным в случае организации целенаправленной, систематической педагогической работы с применением выбранных нетрадиционных педагогических форм, методов и технологий, верна.
Наши разработки могут быть использованы учителями гуманитарного цикла при планировании уроков, способствующих эффективному формированию эколого-гуманистической картины мира подростков, а также педагогами-психологами и заместителями директора по учебной и воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Подобные работы
- ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЛИЦЕЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Методические условия организации учебных исследований растительного покрова г. Екатеринбурга школьниками в условиях внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018



