ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
|
Введение
1. Общие положения о юридических лицах по гражданскому законодательству
Российской Федерации 6
§ 1. Становление и развитие категории юридического лица в гражданско -
правовой науке 6
§ 2. Понятие, сущность, признаки и классификация юридических лиц 14
§ 3. Законодательство, регулирующее процедуру создания юридических
лиц 22
2. Этапы создания юридических лиц 28
§ 1. Выбор фирменного наименования и местонахождения юридического
лица 28
§ 2. Подготовка учредительных документов юридического лица 33
§ 3. Формирование уставного (складочного) капитала юридического лица .. 41
3. Порядок государственной регистрации юридического лица 47
§ 1. Сроки и место государственной регистрации юридического лица 47
§ 2. Порядок представления документов при государственной регистрации
юридического лица 51
§ 3. Решение о государственной регистрации юридического лица 58
Заключение 63
Список используемой литературы 67
1. Общие положения о юридических лицах по гражданскому законодательству
Российской Федерации 6
§ 1. Становление и развитие категории юридического лица в гражданско -
правовой науке 6
§ 2. Понятие, сущность, признаки и классификация юридических лиц 14
§ 3. Законодательство, регулирующее процедуру создания юридических
лиц 22
2. Этапы создания юридических лиц 28
§ 1. Выбор фирменного наименования и местонахождения юридического
лица 28
§ 2. Подготовка учредительных документов юридического лица 33
§ 3. Формирование уставного (складочного) капитала юридического лица .. 41
3. Порядок государственной регистрации юридического лица 47
§ 1. Сроки и место государственной регистрации юридического лица 47
§ 2. Порядок представления документов при государственной регистрации
юридического лица 51
§ 3. Решение о государственной регистрации юридического лица 58
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Гражданское законодательство Российской Федерации, начиная с Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в его развитие законодательных актов, ввели в имущественный оборот широкий ряд разновидностей юридических лиц. Многие из этих организационно-правовых форм хорошо знакомы как российскому, так и праву других стран. Вместе с тем некоторые из конструкций являются для нашего понимания новыми и еще должны быть осознаны с точки зрения их практического использования. Кроме того, законодательство о юридических лицах содержит множество новелл, применение которых дает возможность грамотному юристу и предпринимателю в некоторой степени снизить степень коммерческого риска и уменьшить налоговую нагрузку. Экономика на современном этапе развития и современное общество не представляются без союза людей в группы, объединений разных видов, без единения их личных усилий и финансов для достижения имеющихся у них целей. Основной правовой формой такого командного участия лиц в гражданском обороте и экономике является понятие и конструкция юридического лица.
Становление и развитие института юридического лица вызвано теми же причинами, что и закономерности образования и эволюции права: усложнением социальной и политической организации общества, развитием экономических и хозяйственных отношений. На определенном этапе развития общества правовое регулирование связей и отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права и понятия частной собственности, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота. Наука о юридических лицах развивается уже более тысячи лет. Так, уже во I - II вв. до н.э. учеными и юристами Римской империи обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих совместным, общим обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), действующих в гражданском обороте от своего имени (городские общины), наличие которых, как правило, не будет зависеть от изменений в составе их учредителей. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не рассматривалась, но концепцией увеличить и развивать круг субъектов частного права за счет специальных форм организаций, союзов граждан мы, несомненно, обязаны римскому праву. За время развития истории и теории юридических лиц, возникло множество идей и взглядов, что, несомненно, вызывает интерес для исследования.
Одним из институтов, требующих постоянного совершенствования, является собственно институт государственной регистрации юридических лиц. Это относительно новая правовая процедура в России, введенная в действие в 2002 году Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129 -ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Большинство из нормативных правовых актов, регулирующих процесс создания новых юридических лиц, которые уже устарели, устанавливали только базовые основы государственной регистрации и не более того. Результатом данного положения являлось наличие множества регистрационных органов, отсутствие единообразной процедуры создания и государственной регистрации юридических лиц. Необходимость единого правового регулирования государственной регистрации создания юридических лиц была очевидной.
Итак, актуальность темы настоящего исследования заключается: во-первых, в том, что за последнее десятилетие существенно изменилась законодательная база, регулирующая процедуру создания юридических лиц, кроме того, в корне изменилось отношение к юридическим лицам, которые теперь являются и формой предпринимательства;
во-вторых, практически оправданным является обзор накопившейся судебной и юридической практики по вопросам, связанным с созданием и государственной регистрацией юридических лиц.
Предметом исследования является обзор норм российского законодательства, регулирующих правосубъектность юридических лиц.
Объектом исследования в данной дипломной работе является детальное рассмотрение правосубъектности юридических лиц.
Целью работы является комплексное изучение правосубъектности юридического лица по гражданскому законодательству Российской Федерации на современном этапе развития.
Исходя из указанной цели, сформулированы следующие задачи:
изучить историю развития категории юридического лица;
исследовать развитие взглядов на понятие «юридическое лицо»;
сформулировать понятие юридического лица и раскрыть его признаки;
ознакомиться с законодательством, регулирующим процедуру создания юридического лица;
охарактеризовать этапы создания юридических лиц по законодательству Российской Федерации;
рассмотреть этап выбора фирменного наименования и местонахождения юридического лица при создании;
дать характеристику этапу подготовки учредительных документов юридического лица;
рассмотреть порядок формирования уставного (складочного) капитала юридического лица;
провести анализ государственной регистрации при создании юридического лица.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды таких авторов, как Суханова Е.А., Тихомирова М.Ю., Новицкого И.Б., Садикова О.Н., Шершеневич Г.Ф., Грибанова В.П., Корнеевой С.М., Закупнь Т.В., Ломакина Д.В. и ряд других авторов.
Методологическую основу настоящей работы составил диалектический метод научного познания, использовавшийся нами в сочетании с частно - научными методами: методом сравнительного правоведения, формально - юридического и историко-правового анализа.
Нормативно-правовой основой исследования явились законы Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, регулирующие процедуру создания юридического лица, а именно Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 312 -ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» и другие.
С учетом поставленных целей и задач дипломная работа включает введение, три главы, девять параграфов, заключение и список использованной литературы. В первой главе даны общие положения о юридических лицах по гражданскому законодательству России. Во второй главе проведен анализ этапов создания юридических лиц. В третьей главе описан порядок государственной регистрации юридического лица.
Становление и развитие института юридического лица вызвано теми же причинами, что и закономерности образования и эволюции права: усложнением социальной и политической организации общества, развитием экономических и хозяйственных отношений. На определенном этапе развития общества правовое регулирование связей и отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права и понятия частной собственности, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота. Наука о юридических лицах развивается уже более тысячи лет. Так, уже во I - II вв. до н.э. учеными и юристами Римской империи обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих совместным, общим обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), действующих в гражданском обороте от своего имени (городские общины), наличие которых, как правило, не будет зависеть от изменений в составе их учредителей. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не рассматривалась, но концепцией увеличить и развивать круг субъектов частного права за счет специальных форм организаций, союзов граждан мы, несомненно, обязаны римскому праву. За время развития истории и теории юридических лиц, возникло множество идей и взглядов, что, несомненно, вызывает интерес для исследования.
Одним из институтов, требующих постоянного совершенствования, является собственно институт государственной регистрации юридических лиц. Это относительно новая правовая процедура в России, введенная в действие в 2002 году Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129 -ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Большинство из нормативных правовых актов, регулирующих процесс создания новых юридических лиц, которые уже устарели, устанавливали только базовые основы государственной регистрации и не более того. Результатом данного положения являлось наличие множества регистрационных органов, отсутствие единообразной процедуры создания и государственной регистрации юридических лиц. Необходимость единого правового регулирования государственной регистрации создания юридических лиц была очевидной.
Итак, актуальность темы настоящего исследования заключается: во-первых, в том, что за последнее десятилетие существенно изменилась законодательная база, регулирующая процедуру создания юридических лиц, кроме того, в корне изменилось отношение к юридическим лицам, которые теперь являются и формой предпринимательства;
во-вторых, практически оправданным является обзор накопившейся судебной и юридической практики по вопросам, связанным с созданием и государственной регистрацией юридических лиц.
Предметом исследования является обзор норм российского законодательства, регулирующих правосубъектность юридических лиц.
Объектом исследования в данной дипломной работе является детальное рассмотрение правосубъектности юридических лиц.
Целью работы является комплексное изучение правосубъектности юридического лица по гражданскому законодательству Российской Федерации на современном этапе развития.
Исходя из указанной цели, сформулированы следующие задачи:
изучить историю развития категории юридического лица;
исследовать развитие взглядов на понятие «юридическое лицо»;
сформулировать понятие юридического лица и раскрыть его признаки;
ознакомиться с законодательством, регулирующим процедуру создания юридического лица;
охарактеризовать этапы создания юридических лиц по законодательству Российской Федерации;
рассмотреть этап выбора фирменного наименования и местонахождения юридического лица при создании;
дать характеристику этапу подготовки учредительных документов юридического лица;
рассмотреть порядок формирования уставного (складочного) капитала юридического лица;
провести анализ государственной регистрации при создании юридического лица.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды таких авторов, как Суханова Е.А., Тихомирова М.Ю., Новицкого И.Б., Садикова О.Н., Шершеневич Г.Ф., Грибанова В.П., Корнеевой С.М., Закупнь Т.В., Ломакина Д.В. и ряд других авторов.
Методологическую основу настоящей работы составил диалектический метод научного познания, использовавшийся нами в сочетании с частно - научными методами: методом сравнительного правоведения, формально - юридического и историко-правового анализа.
Нормативно-правовой основой исследования явились законы Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, регулирующие процедуру создания юридического лица, а именно Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 312 -ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» и другие.
С учетом поставленных целей и задач дипломная работа включает введение, три главы, девять параграфов, заключение и список использованной литературы. В первой главе даны общие положения о юридических лицах по гражданскому законодательству России. Во второй главе проведен анализ этапов создания юридических лиц. В третьей главе описан порядок государственной регистрации юридического лица.
В данной работе был проведен анализ процедуры создания юридического лица по российскому законодательству.
Автором работы были рассмотрены и изучены этапы создания юридических лиц, а также проведен обзор норм российского законодательства, регулирующих порядок создания юридических лиц.
На основе проведенного исторического анализа можно сделать вывод о том, что весь процесс формирования и развития понятия юридического лица в России можно условно разбить на три основных периода: складывание и теоретическое оформление понятия юридического лица в XIX - начале XX вв.; юридическое лицо в свете подходов советских цивилистов; взгляды современных российских ученых-юристов на понятие юридического лица.
В ходе изучения темы были рассмотрены теоретические вопросы понятия юридических лиц, смысла и конструкции этого института. Участниками гражданских правоотношений являются наряду с гражданами и юридические лица, у которых должно быть свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Смысл конструкции юридического лица - это закрепление определенного имущества за организацией в целом означает его выбытие из состава имущества ее учредителей (участников), что значительно уменьшает риск их возможных потерь от участия в обороте.
В дипломной работе дается анализ законодательства, регулирующего процедуру создания юридических лиц. Действующий институт государственной регистрации юридических лиц сложился в России уже более десяти лет назад. В настоящее время нормативно-правовая база, регулирующая процедуру создания юридических лиц весьма обширна. Нормативная база по регулированию создания юридических лиц на современном этапе развития и становления российского права в условиях рыночной экономики весьма обширна и включает в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, ряд федеральных законов, Приказы
Минэкономики РФ, Постановления Правительства Российской Федерации и другие.
Исследовав в первой главе общие положения о юридических лицах по гражданскому законодательству России, можно сделать выводы, что юридическое лицо можно понимать, прежде всего, как коллективное образование - организацию.
В ходе исследования подробным образом были рассмотрены Этапы создания юридических лиц, важнейшими из которых являются выбор фирменного наименования и местонахождения юридического лица, подготовка учредительных документов юридического лица, Формирование уставного (складочного) капитала юридического лица.
В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательство предусматривает индивидуализацию юридического лица, которая осуществляется путем присвоения юридическому лицу определенного наименования. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму, род деятельности данного юридического лица, его местонахождения, вышестоящий орган или собственника. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах, а также в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.
Юридическое лицо действует на основании учредительных документов, предусмотренных законодательством для организационно-правовой формы, в которой данное юридическое лицо создается. Действующим законодательством предусматривается действие юридических лиц на основании устава либо договора об учреждении (создании) юридического лица и устава, либо только договора об учреждении (создании). В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Итак, подготовка учредительных документов - важный этап на создании хозяйственного общества или некоммерческой организации, от которого зависит успех регистрации фирмы.
В хозяйственных обществах формируется уставный капитал. Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации. Уставный капитал делится на доли, соответствующие вкладам участников. В целом можно сказать, что доля в уставном капитале определяет объем прав участника (акционера).
Третью главу автор посвятил изучению и анализу порядка государственной регистрации юридического лица.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица - заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Подача заявления для государственной регистрации юридического лица неуполномоченным на то лицом может повлечь отказ в государственной регистрации.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. В случае отказа регистрирующего органа на основании того, что документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган в решении об отказе должно быть указано в какой регистрирующий орган должны быть представлены документы и его адрес. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать указание на основание отказа. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке с обязательным досудебным обжалованием.
Итак, в ходе проведенного исследования по вопросу создания юридических лиц были решены следующие такие задачи, как анализ понятия «юридическое лицо», этапов создания юридических лиц по законодательству Российской Федерации, государственной регистрации при создании юридического лица.
Автором работы были рассмотрены и изучены этапы создания юридических лиц, а также проведен обзор норм российского законодательства, регулирующих порядок создания юридических лиц.
На основе проведенного исторического анализа можно сделать вывод о том, что весь процесс формирования и развития понятия юридического лица в России можно условно разбить на три основных периода: складывание и теоретическое оформление понятия юридического лица в XIX - начале XX вв.; юридическое лицо в свете подходов советских цивилистов; взгляды современных российских ученых-юристов на понятие юридического лица.
В ходе изучения темы были рассмотрены теоретические вопросы понятия юридических лиц, смысла и конструкции этого института. Участниками гражданских правоотношений являются наряду с гражданами и юридические лица, у которых должно быть свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Смысл конструкции юридического лица - это закрепление определенного имущества за организацией в целом означает его выбытие из состава имущества ее учредителей (участников), что значительно уменьшает риск их возможных потерь от участия в обороте.
В дипломной работе дается анализ законодательства, регулирующего процедуру создания юридических лиц. Действующий институт государственной регистрации юридических лиц сложился в России уже более десяти лет назад. В настоящее время нормативно-правовая база, регулирующая процедуру создания юридических лиц весьма обширна. Нормативная база по регулированию создания юридических лиц на современном этапе развития и становления российского права в условиях рыночной экономики весьма обширна и включает в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, ряд федеральных законов, Приказы
Минэкономики РФ, Постановления Правительства Российской Федерации и другие.
Исследовав в первой главе общие положения о юридических лицах по гражданскому законодательству России, можно сделать выводы, что юридическое лицо можно понимать, прежде всего, как коллективное образование - организацию.
В ходе исследования подробным образом были рассмотрены Этапы создания юридических лиц, важнейшими из которых являются выбор фирменного наименования и местонахождения юридического лица, подготовка учредительных документов юридического лица, Формирование уставного (складочного) капитала юридического лица.
В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательство предусматривает индивидуализацию юридического лица, которая осуществляется путем присвоения юридическому лицу определенного наименования. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму, род деятельности данного юридического лица, его местонахождения, вышестоящий орган или собственника. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах, а также в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.
Юридическое лицо действует на основании учредительных документов, предусмотренных законодательством для организационно-правовой формы, в которой данное юридическое лицо создается. Действующим законодательством предусматривается действие юридических лиц на основании устава либо договора об учреждении (создании) юридического лица и устава, либо только договора об учреждении (создании). В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Итак, подготовка учредительных документов - важный этап на создании хозяйственного общества или некоммерческой организации, от которого зависит успех регистрации фирмы.
В хозяйственных обществах формируется уставный капитал. Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации. Уставный капитал делится на доли, соответствующие вкладам участников. В целом можно сказать, что доля в уставном капитале определяет объем прав участника (акционера).
Третью главу автор посвятил изучению и анализу порядка государственной регистрации юридического лица.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица - заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Подача заявления для государственной регистрации юридического лица неуполномоченным на то лицом может повлечь отказ в государственной регистрации.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. В случае отказа регистрирующего органа на основании того, что документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган в решении об отказе должно быть указано в какой регистрирующий орган должны быть представлены документы и его адрес. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать указание на основание отказа. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке с обязательным досудебным обжалованием.
Итак, в ходе проведенного исследования по вопросу создания юридических лиц были решены следующие такие задачи, как анализ понятия «юридическое лицо», этапов создания юридических лиц по законодательству Российской Федерации, государственной регистрации при создании юридического лица.
Подобные работы
- Правосубъектность юридических лиц
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Юридическое лицо в публичном праве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные проблемы дееспособности и правоспособности юридических лиц как субъектов современных предпринимательских отношений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Европейский суд по правам человека как механизм защиты прав юридических лиц (Омская Юридическая Академия)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Развитие правоспособности и дееспособности юридического лица в условиях формирования рыночной экономики
Контрольные работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2015 - Правовой статус фондов как организационно-правовой формы юридических лиц (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Юридические лица как субъекты гражданского права (Алтайский Институт Экономики (филиал СПбУТУиЭ))
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовое положение юридических лиц по законодательству РФ (Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019



