ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Эстетический вкус: понятие, факторы и условия 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.. Л 8
1.3. Проблемы, методы и средства эстетического вкуса подростков в
учебно-воспитательном процессе лицея 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЛИЦЕЯ
2.1. Изучение уровня эстетической культуры подростков (результаты
констатирующего этапа эксперимента) 42
2.2. Реализация педагогических условий развития эстетического вкуса
учащихся в учебно-воспитательном процессе лицея 49
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
эстетического вкуса учащихся в учебно-воспитательном процессе лицея
(контрольный этап эксперимента) 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап развития российского общества сейчас характеризуется глобальными социально-экономическими переменами, которые приводят к нестабильности нашей общественной жизни, кризису общества и его главных институтов, а также разрушению духовных идеалов. Это, в свою очередь, приводит к резкому снижению уровня духовно-нравственного развития современной молодежи и снижению сформированности эстетического вкуса у подростков.
Современное школьное образование является самым длительным этапом формального обучения для каждого человека, и при этом выступает одним из решающих факторов не только для индивидуального успеха, но и для долгосрочного развития всей страны в целом. На сегодняшний день ключевой характеристикой образования Российской Федерации, на основании внедрения федерального государственного образовательного стандарта, является не только передача знаний и умений, но и формирование основных компетенций.
При этом в современном обществе остро ощущается отсутствие согласия в вопросах конструктивного и корректного социального поведения, а также в вопросах выбора жизненных целей и ориентиров.
Благодаря социальным преобразованиям облик общества стремительно меняются. Сегодняшний выпускник школы, обладая лишь набором базовых знаний и умений, столкнётся с необходимостью быстрой и жёсткой адаптации к миру так называемой взрослой жизни.
Результаты исследований Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича и других ученых свидетельствуют о том, что у современных подростков наблюдается снижение интереса к чтению книг, прослушиванию серьезной музыки, изучению живописи; а взаимодействия с подлинными произведениями культурного наследия и декоративно-прикладного искусства происходят все реже и реже.
Вероятно, это связано с активной глобализацией, подавляющей индивидуальные качества личности и национальную идентификацию человека, и ведущей к снижению интереса к подлинной эстетической культуре.
В связи с психо-физиологическими особенностями подросткового возраста осмысление потока информационных ресурсов для них является затруднительным. Это, в свою очередь, препятствует нормальному протеканию процесса эстетического восприятия.
Для собственной успешности в социуме ребенку 11-16 лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. С этой целью необходимо разрабатывать и реализовывать обучающие занятия в рамках системы дополнительного образования, где создаются благоприятные условия для социализации подростка.
Все это обуславливает необходимость организации учебно- воспитательной работы, направленной на развитие эстетического вкуса подростков, а также обучение ориентироваться в информационных ресурсах, развивать способность к самоконтролю и самопознанию.
Нами был проведен теоретический анализ научных исследований, который показал, что, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблеме формирования эстетического вкуса (научные труды М.М. Бахтина, О.В. Лармина, М.Ф. Овсянникова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других), возможности его развития у подростков в рамках учебно- воспитательного процесса раскрыты в недостаточной степени.
Кроме того, недостаточно проработаны практически рекомендации по организации педагогической работы с подростками по развитию эстетического вкуса.
Это приводит к возникновению противоречия между потребностью в целенаправленном формировании эстетического вкуса подростков и не разработанностью практической педагогической системы его формирования.
Из этого следует проблема нашего исследования, связанная с ответом на вопрос: как следует построить учебно-воспитательный процесс, который будет создавать условия для эффективного воспитания и развития эстетического вкуса у подростков.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал МАОУ «Лицей-интернат №2» Московского района города Казани - инновационное образовательное учреждение для одаренных детей, в котором проходят обучение учащиеся 5-11 классов мужского пола.
В соответствии с этим были определены:
Тема исследования: «Воспитание эстетического вкуса подростков в учебно-воспитательном процессе лицея».
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в лицее.
Предмет исследования — воспитание эстетического вкуса в учебно- воспитательном процессе лицея.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность организации специальных педагогических условий, а также применения выбранных педагогических технологий, методов и средств по развитию эстетического вкуса подростков.
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические характеристики подросткового возраста;
2. Изучить сущность и содержание понятия «Эстетический вкус» и «эстетическое воспитание», определить факторы и условия его развития, а также методы и средства воспитания эстетического вкуса подростков в учебно-воспитательном процессе лицея;
3. Обосновать и апробировать эффективность выбранных педагогических технологий для повышения развитости эстетического вкуса у подростков в учебно-воспитательном процессе лицея-интерната для мальчиков.
Гипотеза: процесс воспитания эстетического вкуса у подростков будет наиболее эффективен при условии организации целенаправленной, систематической учебно-воспитательной работы с применением выбранных педагогических технологий, методов и средств с опорой на психолого-физиологические характеристики подросткового возраста и особенности образовательного учреждения.
Теоретико-методологической базой исследования послужили
- положения о категории эстетического вкуса (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.Н. Коган, А.С. Молчанова, Б.В. Сафронов, и др.);
- культурологическая концепция содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);
концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков и др.).
В качестве дополнительных источников использовались документы Министерства образования и науки Республики Татарстан и Российской Федерации, нормативные документы, регламентирующие организацию учебной и внеурочной школьной деятельности, базисный учебный план лицея, учебные пособия по воспитанию эстетического вкуса учащихся, специальная литература, публикации в научных сборниках, специализированных журналах, монографии и диссертационные
исследования, а так же материалы по теме диссертационного исследования, полученные на основе поиска в системе Internet.
В ходе исследования были использованы две группы методов:
1) на теоретическом уровне: сравнительный анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
2) на эмпирическом уровне: диагностические (проведение
тестирования), беседы с учащимися и педагогами, наблюдение за учащимися на уроках и во внеурочной деятельности в лицее, диагностирующий и формирующий эксперименты по изучению эффективности применения разработанной систем воспитания эстетического вкуса у подростков.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно- экспериментальной работы, оптимальной количественной базой эксперимента; применением адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, эмпирических методов; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, а также проведением статистической обработки и контрольным сопоставлением полученных результатов исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что была разработана и обоснована эффективность применения системы учебно- воспитательной работы по развитию эстетического вкуса учащихся с опорой на психолого-педагогические характеристики подросткового возраста и особенности образовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования в целом обогащают теорию эстетического воспитания и формирования эстетического вкуса подростков. Полученные результаты исследования могут служить базой для решения научных психолого-педагогических проблем, связанных с развитием эстетического вкуса у школьников в условиях лицея-интерната для мальчиков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автором были разработаны рекомендации по организации эффективного процесса воспитания эстетического вкуса у подростков в рамках учебно- воспитательного процесса лицея-интерната для мальчиков. Была также разработана система диагностики уровня развития эстетического вкуса у подростков, которая может быть использована как учителями, так школьниками для самопознания. Кроме того, наши разработки могут быть использованы педагогами-психологами и заместителями директора по воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Международная научно-практическая конференция «Творчество в объективе научных исследований»;
- IV Международная студенческая научно-образовательная конференция студентов, магистрантов и молодых учителей «Научное сообщество студентов XXI столетия».
Объем и структура работы: включает в себя введение (6 стр.), две главы (63 стр.), заключение (4 стр.), список используемой литературы (66 наименований) и 2 приложения. В тексте содержится 6 таблиц и 6 рисунков
Анализ теоретических источников показал, что, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблеме формирования эстетического вкуса, возможности его развития у подростков в условиях поликультурной образовательной среды в рамках учебно- воспитательного процесса раскрыт в недостаточной степени.
А потому целью нашего исследование было теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность организации специальных педагогических условий, а также применения выбранных педагогических технологий, методов и средств по развитию эстетического вкуса подростков.
В рамках данной исследовательской работы мы проанализировали психолого-педагогические характеристики подросткового возраста, изучили сущность и содержание понятия «Эстетический вкус» и «эстетическое воспитание», определили факторы и условия его развития, а также методы и средства воспитания эстетического вкуса подростков в учебно- воспитательном процессе лицея.
Теоретический анализ научной литературы по изучаемому вопросу позволил нам сделать выводы о том, особое внимание эстетическому воспитанию следует уделять именно в подростковом возрасте. При этом одними из основных условий реализации эстетического воспитания в школе является целостность и органическая связь классной и внеклассной деятельность является, учет психо-физиологических особенностей подросткового возраста, создание специально-организованной развивающей педагогической среды.
В соответствии с этим нами были отобраны педагогические технологии, методы и средства развития эстетического вкуса подростков.
Эффективность применения данного педагогического инструментария мы изучили в рамках педагогического эксперимента, который был проведен в период с 1 октября 2018 года по 21 января 2019 года.
Экспериментальную выборку составили учащиеся 10 классов МАОУ «Лицей-интернат №2» Московского района города Казани, 16-17 лет мужского пола в количестве 42 человек.
На этапе констатирующего эксперимента у большинства учащихся наблюдалось преобладание низких показателей уровня развития эстетического вкуса и художественно-эстетической направленности на приобретение эстетических знаний.
Из полученных результатов мы сделали вывод о том, что экспериментальная группа подростков нуждается в целенаправленной и комплексной работе по развитию эстетического вкуса.
В процессе проведения формирующего эксперимента мы пришли к выводу о том, что не только внеклассные занятия, но и урок, в качестве традиционной и основной формы учебно-воспитательного процесса, не смотря на строго регламентированную структуру, обладает высоким потенциалом для эстетического образования и воспитания подростков. И результативность данной работы зависит от того, на сколько насыщеннее и увлекательнее будет материал преподавания и формат проведения уроков.
В рамках формирующего эксперимента нами было проведено 12 внеклассных занятий (1 раз в неделю) продолжительностью 1-2 часа каждое, направленных на развитие эстетического вкуса учащихся, и 10 уроков английского языка с применением педагогических технологий и средств, способствующих эстетическому воспитанию подростков по 45 минут каждый.
Образовательные средства, применяемые на уроках английского языка, включали в себя разнообразные личностно-ориентированные и программно-технические средства, которые предназначены для решения определенных педагогических задач, имеющие инновационную структуру, предметное содержание и ориентированные на взаимодействие между обучающимися.
После проведения формирующего эксперимента у большинства опрошенных выявлены значительные изменения показателей по всем шкалам опросника.
У половины подростков (50%) был выявлен средний уровень исследуемого показателя по когнитивному компоненту.
Особенно важно отметить, что низкий уровень направленности на приобретение эстетических знаний был выявлен только у 5 учащихся (12%), в отличие от результатов констатирующего этапа исследования, когда у подавляющего большинства - 23 подростков (55 %), было выявлено полное отсутствие мотивации к получению новых знаний в области эстетики и искусства.
У подавляющего большинства учащихся (56%) был выявлен средний уровень созидательно-творческого компонента эстетического воспитания (художественно-эстетической потребности).
Высокий уровень художественно-эстетической потребности был выявлен у 36% учащихся (в отличие от 12% по результатам констатирующего эксперимента). Эти подростки проявляют активность в области эстетики и искусства. В ходе дополнительной беседы с ними было выявлено, что многие из них полюбили слушать классическую музыку и смотреть передачи и документальные фильмы про великих композиторов, актеров, режиссеров и художников. А в свободное время трое учащихся записались в музыкальную и художественную школы, 1 учащийся начал сочинять стихи, четверо - стали регулярно посещать театр.
Нами была проведена статистическая проверка достоверности полученных данных с применением t-критерия Стьюдента. На этом основании мы можем говорить о том, что проведенная нами работа оказалась достаточно эффективной и при большем количестве времени, на наш взгляд, результаты могли бы быть более высокими.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой гипотезы о том, что процесс воспитания эстетического вкуса у подростков будет наиболее эффективен при условии организации целенаправленной, систематической учебно-воспитательной работы с применением выбранных педагогических технологий, методов и средств с опорой на психолого- физиологические характеристики подросткового возраста и особенности образовательного учреждения.
Наши разработки могут быть использованы учителями гуманитарного цикла при планировании уроков, способствующих эффективному формированию эколого-гуманистической картины мира подростков, а также педагогами-психологами и заместителями директора по учебной и воспитательной работе при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Полученные результаты исследования могут служить базой для решения научных психолого-педагогических проблем, связанных с развитием эстетического вкуса у школьников в условиях лицея-интерната для мальчиков. Кроме того, наши разработки могут быть использованы учителями-предметниками, педагогами-психологами и заместителями директора по воспитательной работе при организации учебно- воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
1. Андрюкова М.Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей. - М.: Буки-Веди, 2012. -206 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.
3. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие / В. Ф.Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
4. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. - М.: Юрайт, 2016. - 321 с.
5. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: Учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений / Л. И. Боровиков. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2002. - 113 с.
6. Буйлова Л.Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ. - Чита: Молодой ученый, 2011. - 141с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4./ Л. С. Выгоский. - М.: Просвещение, 2011. - 432 с.
8. Гаврилюк В.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Обществознание в школе. 2006. №2. С.50-52.
9. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 456 с.
10. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики //Молодой ученый. 2017. №5. Т.2. С. 156-159.
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 2005. №3. С. 11 - 14.
12. Горский В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2011. № 2. С. 6-11.
13. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. - М.: Просвещение, 2006.- 191 с.
14. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: Просвещение, 2010. -
432 с.
15. Дмитриева М.Б. Развитие художественного интереса подростков в
условиях внешкольной работы (на материале деятельности учреждений дополнительного образования): автореф. дне. ... канд. пед. наук. -
Екатеринбург, 2016. - 45 с.
16. Драгунова Т.В. Подростковый возраст. - М.: Просвещение, 2010. -
239 с.
17. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: ВЛАДОС, 2002. -352 с.
18. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. 2018. № 9. С. 6 - 9.
19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2014. - 564 с.
20. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1982. -284 с.
22. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках) . - Самара: Изд-во СИУ, 1997. - 110 с.
23. Лихачев Б.Т. Система эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2010. - 321 с.
24. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 4. Аристотель и поздняя классика. - М.: Искусство, 1975. - 776с.
25. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М.: Просвещение, 1996.- 385 с.
26. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Просвещение, 2010. -
187 с.
27. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2015. - 256с.
28. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 148 с.
29. Мурманцева Т.К. Создание культурно-эстетической среды в образовательной системе «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2018. - 38 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество :учеб.для студ. вузов / В.С. Мухина. 9-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 456 с.
31. Йеменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1981. - 324 с.
32. Образовательная программа МБУ ДО «Дом детского творчества» на 2016 - 2019 учебные годы. - Алапаевск, 2016. - 25 с.
33. Ольхова О.К. Воспитание эстетической культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010. - 42 с.
34. Андреева В.И. Педагогика дополнительного образования:
Приоритеты духовности, здоровья и творчества. - Казань: Центр
инновационных технологий, 2018. - 328 с.
35. Плужникова Ю.А. И. А. Гончаров и русская эстетическая мысль первой половины XIX века // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2011. №3. С. 18-21.
36. Поддубская Г.С. Проблемы эстетического развития личности школьника. - М.: УО «МГПИ», 2010. - 52 с.
37. Рабочая дополнительная образовательная программа «Мир гитары» для обучающихся 13-17 лет. Срок реализации: 3 года / Сост. педагог дополнительного образования МБО ДО ДДТ О. К. Свалов. - Алапаевск, 2014. -21 с.
38. Рабочая дополнительная образовательная программа «Мир Танца» для обучающихся 7-12 лет. Срок реализации: 1 год / Сост. педагог дополнительного образования МБО ДО ДДТ С. А. Биктимирова. - Алапаевск, 2015. - 18 с.
39. Рабочая дополнительная образовательная программа «Фотоискусство» для обучающихся 11-14 лет. Срок реализации: 1 год / Сост. педагог дополнительного образования МБО ДО ДДТ Ю. Е. Беспалов. - Алапаевск, 2015. - 12 с.
40. Рабочая дополнительная образовательная программа «Я и мой мир» для обучающихся 7-15 лет. Срок реализации: 3 года / Сост. педагог дополнительного образования МБО ДО ДДТ Е.С. Еалимарданова. - Алапаевск, 2014. - 29 с.
4Е Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.: Просвещение, 2010. - 356с.
42. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 2004. - 320 с.
43. Солодова Г. Эстетическое развитие личности в воспитательно- образовательном процессе школы. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. - 107 с.
44. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Асвета, 1981. - 285 с.
45. Ткачева Д.М. Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества. - М.: Буки-Веди, 2013. - 97 с.
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 2011. - 345 с.
47. Фархшатова И. А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2003. - 48 с.
48. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2017 г.).
50. Ходунова Л.Н. Совершенствование управления процессом дополнительного образования. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 52 с.
51. Цаллагова Ф.К. Эстетическое воспитание подростков в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2014. - 45 с.
52. Цаллагова Ф.К. Этнокультурная коннотация эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей художественного профиля. Воспитательная работа в образовательных учреждениях: опыт и перспективы. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2017. - 117 с.
53. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание в детском доме. - М.: Просвещение, 1990. - 106 с.
54. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1958.-432 с.
55. Щетинская А.И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях. - М.: Просвещение, 2010. - 376с.
56. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. - М.: Наука, 1998, - 213 с.
57. Эльконин Д.Б. Психология детского развития. - М.: Просвещение, 2013. - 420 с.
58. Официальный сайт МБУ ДО «Дом детского творчества» [Электронный ресурс]. URL: http://alapaevskddt.edusite.ru/plaal.html (дата обращения: 12.02.2019)
59. Шмелёва А. Эстетическое воспитание средствами театра [Электронный ресурс]. URL:sntk.vlsu.ru/index.php/sektsii-dokladov/76-institut- iskusstv-ikhudozhestvennogo-obrazovaniya/khoreograficheskoe-i- teatralnoeiskusstvo/3378-esteticheskoe-vospitanie-sredstvami-teatra
(дата обращения 10.10.2018).
60. Зацепина М.Б. Культура досуга в семье. [Электронный ресурс]. UR1: http://sdo-journal.ru (дата обращения 07.09.2018).
61. Куприянов Б.В. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций. [Электронный ресурс]. UR1: http://isiksp.ru (дата обращения 28.09.2018).
62. Abayeva G.B., Karavanova L.Zh. Individual approach to children as an educational tool// UK Academy of Education, London. 2013. No. 3. P. 21-23.
63. Blacking T. Music, culture, experience. Chicago: The University of Chicago, 2007. - 328 p.
64. Cetron M.I. Schools of the future: How American Business and Education can Cooperate to Save our Schools. Hill, 2016. - 112 p.
65. Hall M. The therapeutic value of music including the philosophy of music. -L.A. Philosophical keceach society, inc, 2014. - 72 p.
66. Spencer H. Literari stile and music (Including two short essays on Gracefulness and Beauty). Washington: Kennikat press, 2010. - 119 p.