Договор воздушной перевозки груза, пассажиров и багажа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА 9
1.1. Понятие «воздушной перевозки» и ее выражение в договоре
воздушной перевозки грузов, пассажиров и багажа 9
1.2. Правовая природа и сущность договора воздушной перевозки грузов,
пассажиров и багажа 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА 22
2.1. Специфика предмета и содержание договора воздушной перевозки
грузов, пассажиров и багажа 22
2.2. Особенности форм договора воздушной перевозки грузов, пассажиров
и багажа 37
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА 45
3.1. Нормативно-правовые акты как источник регулирования отношений по
договору воздушной перевозки грузов, пассажиров и багажа 45
3.2. Проблемы правового регулирования договора воздушной перевозки
грузов, пассажиров и багажа 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА 9
1.1. Понятие «воздушной перевозки» и ее выражение в договоре
воздушной перевозки грузов, пассажиров и багажа 9
1.2. Правовая природа и сущность договора воздушной перевозки грузов,
пассажиров и багажа 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА 22
2.1. Специфика предмета и содержание договора воздушной перевозки
грузов, пассажиров и багажа 22
2.2. Особенности форм договора воздушной перевозки грузов, пассажиров
и багажа 37
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА 45
3.1. Нормативно-правовые акты как источник регулирования отношений по
договору воздушной перевозки грузов, пассажиров и багажа 45
3.2. Проблемы правового регулирования договора воздушной перевозки
грузов, пассажиров и багажа 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
Актуальность исследования. Роль транспорта в жизни общества заключается в оказании им специфических услуг, направленных на перемещение человека или груза в пространстве. В экономической жизни России транспортная деятельность, как самостоятельный вид хозяйственной деятельности, имеет большое значение в связи со значительной протяженностью ее территории.
Главными особенностями воздушного транспорта, которые выгодно отличают его от других видов транспорта, являются: чрезвычайно высокая скорость перевозки, регулярность осуществления воздушных перевозок, не зависящих от времени года (как, например, при морских или речных перевозках, которые могут осуществляться только в период навигации) и возможность доставки пассажиров, грузов и почты в труднодоступные районы нашей страны, такие как Северные районы или горные местности.
В наступившем тысячелетии авиация по праву занимает место одного из ведущих видов транспорта, оказывающих существенное влияние на развитие экономики государств.
Несмотря на то, что в последние годы в связи с последствиями мирового финансового кризиса объем выполненных грузовых и пассажирских перевозок остается на весьма низком уровне, Международная организация гражданской авиации (1САО) ожидала умеренные темпы восстановления рынка воздушных перевозок.
При выполнении авиакомпаниями воздушных перевозок грузов, пассажиров и багажа имеют место различные экономические риски. Так вследствие сильного износа имеющейся в России авиационной техники, а также снизившегося уровня подготовки летного и технического состава в последние годы резко увеличилось количество авиационных происшествий и авиакатастроф, которые помимо своего трагического характера, наносят большой экономический ущерб, как самим авиакомпаниям, так и их клиентам.
В случае ненадлежащего исполнения со стороны перевозчика договора воздушной перевозки груза применение мер гражданско-правовой ответственности позволяет возместить убытки, возникшие вследствие утраты, повреждения или значительной просрочки в доставке вверенного ему груза.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении договора воздушной перевозки пассажира применение к перевозчику мер гражданско-правовой ответственности позволяет компенсировать материальный ущерб и моральный вред, вызванный, например, смертью или утратой здоровья пассажира в результате произошедшей авиакатастрофы, потерей или повреждением принадлежащего ему багажа, а также в результате задержки в доставке пассажира по вине перевозчика.
Развитие международного туризма в нашей стране вызвало резкое увеличение международных пассажирских перевозок и, как следствие, увеличение количества вытекающих из них судебных споров. Главным условием для успешного разрешения судами этих споров является наличие в стране качественного воздушного законодательства.
Также на российский рынок воздушных перевозок были допущены некоторые западные авиакомпании для выполнения пассажирских и грузовых авиаперевозок в страны западной Европы и североамериканского континента, что выявило необходимость планомерного приведения российского воздушного законодательства в соответствие с международными нормами и стандартами.
В связи с необходимостью коренной модернизации российской правовой системы и правового регулирования современных взаимоотношений участников договора воздушной перевозки пассажира либо груза были проведены реформы российского гражданского и воздушного Гражданского кодекса РФ, урегулировавшего, в том числе и общие положения договора перевозки, а также принятие в 1997 году Воздушного кодекса РФ.
Ранее действовавшие законодательные акты советского периода были созданы в условиях административно-командной системы и несли на себе отпечаток существовавших в то время социально -экономических условий. В отличие от них действующий Воздушный кодекс РФ отражает реалии существующей в России рыночной экономики.
Тем не менее, необходимо отметить, что в советское время, в особенности в 60-е - 80-е годы, было издано большое количество научных трудов, посвященных правовому регулированию отношений, возникающих из договора воздушной перевозки груза и пассажира.
Поэтому, учитывая значительную степень преемственности, существующую в транспортном законодательстве, полноценное исследование проблем, связанных с правовым регулированием воздушных перевозок, невозможно без рассмотрения норм ранее действовавшего законодательства, а также без учета богатого наследия, накопленного советскими учеными - правоведами.
Действующий Воздушный кодекс РФ, несмотря на ряд внесенных в него изменений и дополнений, также не может служить образцом законотворчества. Некоторые его положения сформулированы крайне неудачно. В его тексте имеются правовые пробелы в регулировании вопросов, которые на основании положений Гражданского кодекса РФ должны регулироваться транспортными уставами и кодексами, к числу которых относится и Воздушный кодекс РФ.
Транспортная инфраструктура относится к составной части экономики государства. В процессе транспортной деятельности происходит перемещение пассажиров, багажа, груза. В воздушных перевозках ключевое место занимают пассажиры.
Современное развитие транспортной инфраструктуры в Российской Федерации привело к увеличению количества перевозок различными видами транспорта, в том числе и воздушным транспортом. Следовательно, объем обязательств по воздушной перевозке пассажиров и багажа увеличивается. Это обстоятельство приводит к тому, что возникает множество правовых вопросов в практической деятельности при исполнении договора перевозки пассажиров и багажа. В связи с этим, исследование особенностей правового регулирования договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом, в действующем законодательстве Российской Федерации представляется актуальным.
Систему гражданско-правовых отношений при осуществлении транспортной деятельности возглавляет договор перевозки. Многие авторы научных работ, в рамках данной тематики, считают, что в действующей законодательной базе недостаточна практическая разработанность многих проблем, связанных с модернизацией воздушных перевозок, в частности это касается полноценного осуществления договора воздушной перевозки и обеспечения прав и обязанностей субъектов договора воздушной перевозки. Область воздушного права, регулирующая воздушные перевозки, находиться в постоянном развитии и совершенствовании.
Следовательно, законодательство и практическая деятельность по воздушной перевозке постоянно развиваются, что вызывает проявление новых проблем, требующих понимания и разрешения, а также разработки рекомендаций по совершенствованию перевозок пассажира и багажа, осуществляемого авиатранспортом.
Сказанным обусловлена актуальность написания настоящей дипломной работы.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы базируется на учебной литературе по гражданскому праву под редакцией Е. А. Суханова, А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, по договорному праву - М. И. Брагинского, В. В. Витрянского, научной периодической литературе В. В. Залесского, А. В. Выгодянского, О. Н. Садикова, Б. П. Елисеева, Н. Н. Остроумова, О. И. Аксаментова др.
Отдельные проблемы перевозок воздушным транспортом подвергались исследованию на диссертационном уровне такими авторами как Е. А. Ефремов, В. В. Машин, А. В. Выгодянский, Н. Н. Остроумов, В. В. Молчанов.
Нормативная база исследования. Гражданский кодекс Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок авиапассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию авиапассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», Федеральный закон от 03.04.2017 № 52-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных перевозок», международные источники, такие как Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве 12.10.1929), Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (заключена в г.Монреале 28.05.1999) и др.
Цель нашей выпускной квалификационной работы заключается в изучении и анализе правового регулирования договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом, в действующем законодательстве Российской Федерации, куда также необходимо включить выявление пробелов в воздушном законодательстве и определение путей их преодоления.
Задачи исследования:
- изучить понятие «воздушная перевозка», «договор воздушной перевозки пассажира и багажа»;
- установить особенности договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом;
- изучить содержание договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом, особое внимание уделить правам и обязанностям сторон договора;
- исследовать правовые нормы, определяющие ответственность сторон по договору перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом в действующем законодательстве Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие на основе договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом.
Предмет исследования: нормы права, регулирующие договор перевозки пассажира и багажа воздушным транспортом в действующем законодательстве Российской Федерации.
Методология исследования основана на принципах системного подхода. Общими методами исследования являются анализ, обобщение изученного материала, частно-научными методами являются статистический, сравнительно правовой, формально-юридический методы и другие.
Степень изученности заявленной темы выпускной квалификационной работы высокая: существует большое количество опубликованных работ в рамках данной тематики.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, в котором указан научный аппарат, три главы, которые раскрывают содержание темы, а также заключение, в котором делаются выводы о проделанной работе, библиографический список и приложение.
Главными особенностями воздушного транспорта, которые выгодно отличают его от других видов транспорта, являются: чрезвычайно высокая скорость перевозки, регулярность осуществления воздушных перевозок, не зависящих от времени года (как, например, при морских или речных перевозках, которые могут осуществляться только в период навигации) и возможность доставки пассажиров, грузов и почты в труднодоступные районы нашей страны, такие как Северные районы или горные местности.
В наступившем тысячелетии авиация по праву занимает место одного из ведущих видов транспорта, оказывающих существенное влияние на развитие экономики государств.
Несмотря на то, что в последние годы в связи с последствиями мирового финансового кризиса объем выполненных грузовых и пассажирских перевозок остается на весьма низком уровне, Международная организация гражданской авиации (1САО) ожидала умеренные темпы восстановления рынка воздушных перевозок.
При выполнении авиакомпаниями воздушных перевозок грузов, пассажиров и багажа имеют место различные экономические риски. Так вследствие сильного износа имеющейся в России авиационной техники, а также снизившегося уровня подготовки летного и технического состава в последние годы резко увеличилось количество авиационных происшествий и авиакатастроф, которые помимо своего трагического характера, наносят большой экономический ущерб, как самим авиакомпаниям, так и их клиентам.
В случае ненадлежащего исполнения со стороны перевозчика договора воздушной перевозки груза применение мер гражданско-правовой ответственности позволяет возместить убытки, возникшие вследствие утраты, повреждения или значительной просрочки в доставке вверенного ему груза.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении договора воздушной перевозки пассажира применение к перевозчику мер гражданско-правовой ответственности позволяет компенсировать материальный ущерб и моральный вред, вызванный, например, смертью или утратой здоровья пассажира в результате произошедшей авиакатастрофы, потерей или повреждением принадлежащего ему багажа, а также в результате задержки в доставке пассажира по вине перевозчика.
Развитие международного туризма в нашей стране вызвало резкое увеличение международных пассажирских перевозок и, как следствие, увеличение количества вытекающих из них судебных споров. Главным условием для успешного разрешения судами этих споров является наличие в стране качественного воздушного законодательства.
Также на российский рынок воздушных перевозок были допущены некоторые западные авиакомпании для выполнения пассажирских и грузовых авиаперевозок в страны западной Европы и североамериканского континента, что выявило необходимость планомерного приведения российского воздушного законодательства в соответствие с международными нормами и стандартами.
В связи с необходимостью коренной модернизации российской правовой системы и правового регулирования современных взаимоотношений участников договора воздушной перевозки пассажира либо груза были проведены реформы российского гражданского и воздушного Гражданского кодекса РФ, урегулировавшего, в том числе и общие положения договора перевозки, а также принятие в 1997 году Воздушного кодекса РФ.
Ранее действовавшие законодательные акты советского периода были созданы в условиях административно-командной системы и несли на себе отпечаток существовавших в то время социально -экономических условий. В отличие от них действующий Воздушный кодекс РФ отражает реалии существующей в России рыночной экономики.
Тем не менее, необходимо отметить, что в советское время, в особенности в 60-е - 80-е годы, было издано большое количество научных трудов, посвященных правовому регулированию отношений, возникающих из договора воздушной перевозки груза и пассажира.
Поэтому, учитывая значительную степень преемственности, существующую в транспортном законодательстве, полноценное исследование проблем, связанных с правовым регулированием воздушных перевозок, невозможно без рассмотрения норм ранее действовавшего законодательства, а также без учета богатого наследия, накопленного советскими учеными - правоведами.
Действующий Воздушный кодекс РФ, несмотря на ряд внесенных в него изменений и дополнений, также не может служить образцом законотворчества. Некоторые его положения сформулированы крайне неудачно. В его тексте имеются правовые пробелы в регулировании вопросов, которые на основании положений Гражданского кодекса РФ должны регулироваться транспортными уставами и кодексами, к числу которых относится и Воздушный кодекс РФ.
Транспортная инфраструктура относится к составной части экономики государства. В процессе транспортной деятельности происходит перемещение пассажиров, багажа, груза. В воздушных перевозках ключевое место занимают пассажиры.
Современное развитие транспортной инфраструктуры в Российской Федерации привело к увеличению количества перевозок различными видами транспорта, в том числе и воздушным транспортом. Следовательно, объем обязательств по воздушной перевозке пассажиров и багажа увеличивается. Это обстоятельство приводит к тому, что возникает множество правовых вопросов в практической деятельности при исполнении договора перевозки пассажиров и багажа. В связи с этим, исследование особенностей правового регулирования договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом, в действующем законодательстве Российской Федерации представляется актуальным.
Систему гражданско-правовых отношений при осуществлении транспортной деятельности возглавляет договор перевозки. Многие авторы научных работ, в рамках данной тематики, считают, что в действующей законодательной базе недостаточна практическая разработанность многих проблем, связанных с модернизацией воздушных перевозок, в частности это касается полноценного осуществления договора воздушной перевозки и обеспечения прав и обязанностей субъектов договора воздушной перевозки. Область воздушного права, регулирующая воздушные перевозки, находиться в постоянном развитии и совершенствовании.
Следовательно, законодательство и практическая деятельность по воздушной перевозке постоянно развиваются, что вызывает проявление новых проблем, требующих понимания и разрешения, а также разработки рекомендаций по совершенствованию перевозок пассажира и багажа, осуществляемого авиатранспортом.
Сказанным обусловлена актуальность написания настоящей дипломной работы.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы базируется на учебной литературе по гражданскому праву под редакцией Е. А. Суханова, А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, по договорному праву - М. И. Брагинского, В. В. Витрянского, научной периодической литературе В. В. Залесского, А. В. Выгодянского, О. Н. Садикова, Б. П. Елисеева, Н. Н. Остроумова, О. И. Аксаментова др.
Отдельные проблемы перевозок воздушным транспортом подвергались исследованию на диссертационном уровне такими авторами как Е. А. Ефремов, В. В. Машин, А. В. Выгодянский, Н. Н. Остроумов, В. В. Молчанов.
Нормативная база исследования. Гражданский кодекс Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок авиапассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию авиапассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», Федеральный закон от 03.04.2017 № 52-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных перевозок», международные источники, такие как Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве 12.10.1929), Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (заключена в г.Монреале 28.05.1999) и др.
Цель нашей выпускной квалификационной работы заключается в изучении и анализе правового регулирования договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом, в действующем законодательстве Российской Федерации, куда также необходимо включить выявление пробелов в воздушном законодательстве и определение путей их преодоления.
Задачи исследования:
- изучить понятие «воздушная перевозка», «договор воздушной перевозки пассажира и багажа»;
- установить особенности договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом;
- изучить содержание договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом, особое внимание уделить правам и обязанностям сторон договора;
- исследовать правовые нормы, определяющие ответственность сторон по договору перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом в действующем законодательстве Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие на основе договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом.
Предмет исследования: нормы права, регулирующие договор перевозки пассажира и багажа воздушным транспортом в действующем законодательстве Российской Федерации.
Методология исследования основана на принципах системного подхода. Общими методами исследования являются анализ, обобщение изученного материала, частно-научными методами являются статистический, сравнительно правовой, формально-юридический методы и другие.
Степень изученности заявленной темы выпускной квалификационной работы высокая: существует большое количество опубликованных работ в рамках данной тематики.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, в котором указан научный аппарат, три главы, которые раскрывают содержание темы, а также заключение, в котором делаются выводы о проделанной работе, библиографический список и приложение.
Исследование заявленной темы выпускной квалификационной работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа в Российской Федерации осуществляется различными нормативно-правовыми актами, а так же источниками международного права.
2. Договор воздушной перевозки пассажира и багажа направлен на регулирование общественных отношений, возникающих между перевозчиком и пассажиром. Ключевое направление договора - это доставка пассажира и его багажа в пункт назначения при условиях, определенных перевозчиком.
3. Существенными условиями договора перевозки пассажира и его багажа являются: предмет договора - деятельность по доставке пассажира в необходимый пункт; срок договора (дата и время отправления, дата и время прибытия); пункт отправления и назначения; иные условия, предусмотренные сторонами договора перевозок и пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом.
4. Договор перевозки пассажира и багажа, осуществляемый воздушным транспортом, относится к числу двусторонних, возмездных и консенсуальных, а также рассматривается в качестве публичного договора и договора присоединения.
5. Сторона ми договор а воздушной перевозки пассажира и багажа является пере возчик и пассажир. Отличительной чертой субъектов является то, что в качестве пассажира выступает только физическое лицо.
6. Перевоз ка багажа неразрывно взаимосвязана с перевозкой пассажира и следует за ней.
7. Понятие договора «международной воздушной перевозки» не отражено в законодательстве. Международные перевозки воздушным транспортом исполняются на основании международных Конвенций, заключенных между государствами, которые имеют приоритетное значение перед национальным законодательством.
8. Воздушный и Гражданский кодексы РФ не устанавливают конкретных требований к форме договор а перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом. Данный договор подтверждается перевозочными документами - билетом и багажной квитанцией, форма которых устанавливается Минтрансом России. Данные доку менты могут быть оформлены в электронном виде - электронный перевозочный документ. Форма перевозочных документов устанавливается Минтрансом РФ.
9. Содержание договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом, отражено в совокупности прав и обязанностей перевозчика и пассажира.
10. За авиакомпаниям и закреплено право на установление возвратных и невозвратных тарифов для пере возки. Введение невозвратных билетов ведет к снижению стоимости воздушных перевозок, а также к снижению количества судебных разбирательств по возврату провозной цены, также это направлено на улучшение прав потребителей, так как им предоставляются более широкие возможности по выбору выгодного тарифа, что в свою очередь позволит авиакомпаниям повысить уровень конкурентоспособности, а пассажирам сэкономить денежные средства.
11. На практике существует проблема привлечения к ответственности пере возчика за задержку рейса, а также вопросов регулирования взаимоотношений пассажир а и перевозчика. Основная проблема состоит в том, что вопросы о задержке вылета рейса на законодательном уровне урегулированы минимально и судьи, при разрешении с пора порой не могут объективно оценивать законность задержки вылета, так как не являются специалистами гражданской авиации. В связи с этим существует противоречивая практика.
12. Воздушный кодекс РФ не содержит положений, определяющих порядок и меры ответственности перевозчика при осуществлении международных перевозок воздушным транспортом, что является недостатком в действующем законодательстве.
13. Предел ответственности авиакомпаний при осуществлении международных воздушных перевозок значительно больше, чем при осуществлении внутренних воздушных перевозок. Это является главной причиной для присоединения России к Монреальской Конвенции. Это позволит повысить размеры ответственности для перевозчиков и увеличить размер компенсации для пассажиров.
В Монреальской Конвенции особый акцент сделан именно на возмещении вреда, когда в действующем ВК РФ акцент направлен на фактическую выплату штрафа.
Присоединение к Монреальской Конвенции и приведение воздушного законодательства в соответствие с ней позволят улучшить права пассажиров, уровень обслуживания и пр., в связи с установлением высоких размеров компенсации за нарушение договора воздушной перевозки.
Решение о присоединении Российской Федерации к Монреальской Конвенции запоздало, что, безусловно, создавало ущерб экономическим интересам сторон до говора в международных воздушных перевозках, но, тем не менее, это важный и необходимы шаг для совершенствования законодательства в сфере воздушных перевозок.
14. Ответственность пассажира регламентирована минимально.
Для пассажира предусмотрено меньше мер ответственности, чем для перевозчика воздушным транспортом. Данное положение нарушает принцип справедливости. Возникает необходимость в уравновешивании правового положения сторон договора воздушной перевозки.
15. Воздушным кодексом РФ не предусмотрена компенсация морального вреда за ненадлежащее исполнение обязательств перевозчиком, поэтому к неурегулированным специальным законом правоотношениям подлежат применению нормы Закона РФ «Защите прав потребителей».
16. В последнее время участились случаи недисциплинированного поведения пассажиров на рейсах большинства авиакомпаний.
У авиакомпаний прослеживается ограничение права в возможности воздействия на недисциплинированного пассажира.
В связи с отсутствием законодательной базы авиакомпании не имеют права использовать в отношении нарушителей штрафы и вносить в «черные списки». Штрафы к пассажиру ограничены ценой договора перевозки, осуществляемого воздушным транспортом. Гражданский кодекс РФ устанавливает за авиакомпанией право на защиту своих прав путем предъявления претензии к пассажиру или на защиту прав в судебном порядке. Но бремя доказывания снова лежит на перевозчике и порой не просто оценить ущерб в денежном эквиваленте.
Следовательно, главной проблемой является сложность привлечения к ответственности не дисциплинированного пассажира, так как стандарты поведения пассажиров у каждой авиакомпании являются локальным актом.
Воздушный кодекс РФ не предусматривает такой меры как «снятие с рейса» недисциплинированного пассажира и в ряде случае данное действие может не соответствовать требованиям законодательства.
Для того чтоб ы восполнить пробел законодательства в части ответственности пассажиров необходимо:
- конкретизировать в Воздушном кодексе РФ права командир а воздушно го судна, расширить его полномочия по противодействию недисциплинированному пассажиру, уточнить, какие меры принуждения и сдерживания могут применяться, предусмотреть право составлять протоколы об административном правонарушении;
- определить права и обязанности членов экипажа по предотвращению правонарушений на борту воздушного судна, разработать инструкции по противодействию недисциплинированному пассажиру;
- разработать и закрепить в Воздушном кодексе РФ единые положения о соблюдении порядка пассажирами на борту воздушного судна;
- разработать конкретные положения, определяющие порядок поведения на борту воздушного судна, установить меры ответственности в случае нарушения правил и закрепить их как нормативно-правовой акт;
- усилить функции службы безопасности на борту воздушного судна и расширить их полномочия;
- установить обязанность по учету лиц, совершивших противоправные действия на борту воздушного судна, и процедуру обмена информацией о данных лицах с органами, обеспечивающим и безопасность и перевозчиками. Здесь необходимо определить ответственный орган, порядок ведения базы, обмен а информацией;
- предусмотреть штрафные санкции в случае прекращения договора воздушной перевозки в связи с его нарушением пассажиром.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации нуждается в его переосмыслении и приведении в соответствие с со временными условиями и требованиями, которые следуют из сферы воздушных перевозок, а также правоотношений складывающихся между пассажиром и авиакомпанией при реализации договора воздушной перевозки.
1. Правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа в Российской Федерации осуществляется различными нормативно-правовыми актами, а так же источниками международного права.
2. Договор воздушной перевозки пассажира и багажа направлен на регулирование общественных отношений, возникающих между перевозчиком и пассажиром. Ключевое направление договора - это доставка пассажира и его багажа в пункт назначения при условиях, определенных перевозчиком.
3. Существенными условиями договора перевозки пассажира и его багажа являются: предмет договора - деятельность по доставке пассажира в необходимый пункт; срок договора (дата и время отправления, дата и время прибытия); пункт отправления и назначения; иные условия, предусмотренные сторонами договора перевозок и пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом.
4. Договор перевозки пассажира и багажа, осуществляемый воздушным транспортом, относится к числу двусторонних, возмездных и консенсуальных, а также рассматривается в качестве публичного договора и договора присоединения.
5. Сторона ми договор а воздушной перевозки пассажира и багажа является пере возчик и пассажир. Отличительной чертой субъектов является то, что в качестве пассажира выступает только физическое лицо.
6. Перевоз ка багажа неразрывно взаимосвязана с перевозкой пассажира и следует за ней.
7. Понятие договора «международной воздушной перевозки» не отражено в законодательстве. Международные перевозки воздушным транспортом исполняются на основании международных Конвенций, заключенных между государствами, которые имеют приоритетное значение перед национальным законодательством.
8. Воздушный и Гражданский кодексы РФ не устанавливают конкретных требований к форме договор а перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом. Данный договор подтверждается перевозочными документами - билетом и багажной квитанцией, форма которых устанавливается Минтрансом России. Данные доку менты могут быть оформлены в электронном виде - электронный перевозочный документ. Форма перевозочных документов устанавливается Минтрансом РФ.
9. Содержание договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом, отражено в совокупности прав и обязанностей перевозчика и пассажира.
10. За авиакомпаниям и закреплено право на установление возвратных и невозвратных тарифов для пере возки. Введение невозвратных билетов ведет к снижению стоимости воздушных перевозок, а также к снижению количества судебных разбирательств по возврату провозной цены, также это направлено на улучшение прав потребителей, так как им предоставляются более широкие возможности по выбору выгодного тарифа, что в свою очередь позволит авиакомпаниям повысить уровень конкурентоспособности, а пассажирам сэкономить денежные средства.
11. На практике существует проблема привлечения к ответственности пере возчика за задержку рейса, а также вопросов регулирования взаимоотношений пассажир а и перевозчика. Основная проблема состоит в том, что вопросы о задержке вылета рейса на законодательном уровне урегулированы минимально и судьи, при разрешении с пора порой не могут объективно оценивать законность задержки вылета, так как не являются специалистами гражданской авиации. В связи с этим существует противоречивая практика.
12. Воздушный кодекс РФ не содержит положений, определяющих порядок и меры ответственности перевозчика при осуществлении международных перевозок воздушным транспортом, что является недостатком в действующем законодательстве.
13. Предел ответственности авиакомпаний при осуществлении международных воздушных перевозок значительно больше, чем при осуществлении внутренних воздушных перевозок. Это является главной причиной для присоединения России к Монреальской Конвенции. Это позволит повысить размеры ответственности для перевозчиков и увеличить размер компенсации для пассажиров.
В Монреальской Конвенции особый акцент сделан именно на возмещении вреда, когда в действующем ВК РФ акцент направлен на фактическую выплату штрафа.
Присоединение к Монреальской Конвенции и приведение воздушного законодательства в соответствие с ней позволят улучшить права пассажиров, уровень обслуживания и пр., в связи с установлением высоких размеров компенсации за нарушение договора воздушной перевозки.
Решение о присоединении Российской Федерации к Монреальской Конвенции запоздало, что, безусловно, создавало ущерб экономическим интересам сторон до говора в международных воздушных перевозках, но, тем не менее, это важный и необходимы шаг для совершенствования законодательства в сфере воздушных перевозок.
14. Ответственность пассажира регламентирована минимально.
Для пассажира предусмотрено меньше мер ответственности, чем для перевозчика воздушным транспортом. Данное положение нарушает принцип справедливости. Возникает необходимость в уравновешивании правового положения сторон договора воздушной перевозки.
15. Воздушным кодексом РФ не предусмотрена компенсация морального вреда за ненадлежащее исполнение обязательств перевозчиком, поэтому к неурегулированным специальным законом правоотношениям подлежат применению нормы Закона РФ «Защите прав потребителей».
16. В последнее время участились случаи недисциплинированного поведения пассажиров на рейсах большинства авиакомпаний.
У авиакомпаний прослеживается ограничение права в возможности воздействия на недисциплинированного пассажира.
В связи с отсутствием законодательной базы авиакомпании не имеют права использовать в отношении нарушителей штрафы и вносить в «черные списки». Штрафы к пассажиру ограничены ценой договора перевозки, осуществляемого воздушным транспортом. Гражданский кодекс РФ устанавливает за авиакомпанией право на защиту своих прав путем предъявления претензии к пассажиру или на защиту прав в судебном порядке. Но бремя доказывания снова лежит на перевозчике и порой не просто оценить ущерб в денежном эквиваленте.
Следовательно, главной проблемой является сложность привлечения к ответственности не дисциплинированного пассажира, так как стандарты поведения пассажиров у каждой авиакомпании являются локальным актом.
Воздушный кодекс РФ не предусматривает такой меры как «снятие с рейса» недисциплинированного пассажира и в ряде случае данное действие может не соответствовать требованиям законодательства.
Для того чтоб ы восполнить пробел законодательства в части ответственности пассажиров необходимо:
- конкретизировать в Воздушном кодексе РФ права командир а воздушно го судна, расширить его полномочия по противодействию недисциплинированному пассажиру, уточнить, какие меры принуждения и сдерживания могут применяться, предусмотреть право составлять протоколы об административном правонарушении;
- определить права и обязанности членов экипажа по предотвращению правонарушений на борту воздушного судна, разработать инструкции по противодействию недисциплинированному пассажиру;
- разработать и закрепить в Воздушном кодексе РФ единые положения о соблюдении порядка пассажирами на борту воздушного судна;
- разработать конкретные положения, определяющие порядок поведения на борту воздушного судна, установить меры ответственности в случае нарушения правил и закрепить их как нормативно-правовой акт;
- усилить функции службы безопасности на борту воздушного судна и расширить их полномочия;
- установить обязанность по учету лиц, совершивших противоправные действия на борту воздушного судна, и процедуру обмена информацией о данных лицах с органами, обеспечивающим и безопасность и перевозчиками. Здесь необходимо определить ответственный орган, порядок ведения базы, обмен а информацией;
- предусмотреть штрафные санкции в случае прекращения договора воздушной перевозки в связи с его нарушением пассажиром.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации нуждается в его переосмыслении и приведении в соответствие с со временными условиями и требованиями, которые следуют из сферы воздушных перевозок, а также правоотношений складывающихся между пассажиром и авиакомпанией при реализации договора воздушной перевозки.
Подобные работы
- Транспортные обязательства и транспортные договоры
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Договор перевозки груза (Московский финансово-юридический университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Договор об организации перевозок, его особенности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Система транспортных договоров
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Ответственность перевозчика за нарушение обязательств перевозки грузов (Транспортное право, Сахалинский институт железнодорожного транспорта)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - Договор перевозки пассажиров и багажа
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Договор перевозки грузов: понятие, содержание, особенности
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Особенности имущественной ответственности за нарушение обязательств перевозки (Транспортное право, Дальневосточный государственный университет путей сообщения)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024



