Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТОВ» ВО ВНЕУРЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ

Работа №36368

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
654
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетенции учащихся во внеурочной деятельности по истории 8
1.1 Проблема развития коммуникативных компетенций в психологии и
педагогике 8
1.2 Особенности развития коммуникативной компетенции в у учащихся
исследуемого возраста 19
1.3 Технология «дебаты» и иные педагогические средства и приемы развития
коммуникативной компетенции учащихся во внеурочной деятельности 24
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию коммуникативной компетенции учащихся десятых классов 40
2.1 Исследование коммуникативной компетенции учащихся десятых
классов 40
2.2 Формирующий этап эксперимента 52
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования развития коммуникативной компетенции учащихся на внеурочной деятельности по
истории 65
Выводы по второй главе 74
Заключение 78
Список литературы 79
Приложения 84

Современное образование претерпевает переход от старой модели так называемой школы знаний к школе понимания. В свою очередь, это меняет приоритет в образовании - происходит смена значимости информации и знания над коммуникацией и пониманием.
На смену достаточно жесткому и авторитарному по характеру субъект - объектному подходу приходит более гуманный личностно-ориентированный подход, который ставит целью развитие обучающегося и рассматривает его как главную ценность образовательного процесса. Вместе с тем, образовательные учреждения не всегда готовы к такого рода переменам в силу того, что у большинства образовательных технологий имеется недостаточная теоретическая и материально-техническая база для реализации этого подхода. В связи с эти возникают трудности в подходе к обучению, который должен соответствовать современным требованиям, при этом формировать коммуникативную активность учащихся.
Проблема развития коммуникативной компетенции является особым предметом исследования педагогики, психологии, философии и риторики, так как ни один из традиционных школьных предметов не учит эффективному общению, очень важному для жизни человека в обществе.
Согласно Федеральному государственному стандарту среднего общего образования, одним из метапредметных результатов является «умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты» [42, ст.8]. Данное положение выдвигает перед образовательными учреждениями необходимость поиска или реализации существующих путей развития коммуникативной компетенции старшеклассников.
Необходимо обучать учеников правилам и принципам общения, вместе
с тем способствовать развитию коммуникативной компетенции. В то же
3
время, в достаточно большом количестве образовательных учреждений нет разработанных программ, которые могли бы обеспечить развитие требуемых компетенций в совокупности с иными требованиями указанными в вышеупомянутом приказе. В связи с этим возникает противоречие между требованиями нового стандарта и практическим аспектом их реализации.
В основном, требования к развитию коммуникативных способностей предъявляются не только к учебной деятельности, но и к внеурочной, которая предоставляет широкие возможности для формирования и развития коммуникативной компетенции. В связи с этим актуализируется задача исследования и создания педагогических условий для развития у школьников коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности.
Степень разработанности проблемы. Изучением данной проблемы занимались российские ученые Л.С. Выготский [14,15], П.Б. Гурвич[17],
О.А. Русецкая [46], Сун Лэй [52], М.В. Стурикова[50,51], Л.Н. Булыгина [12], Н.И. Дереклева [19], зарубежные ученые М. Залески[58], Б. Тейлор[58], К. Поппер[58], и другие. Несмотря на то, что дебаты, как способ обучения известны и исследованы уже достаточно давно, и их эффективность доказана, в современных российских школах эти методы применяются достаточно редко. Проблема развития коммуникативной компетенции учащихся во внеурочной деятельности по истории не нашла достаточного освещения в российской педагогической науке и образовательной практике.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развивать коммуникативные компетенции учащихся 10 -х классов разнообразными средствами во внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения данного процесса. Сформулированное противоречие определило тему исследования: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся 10-х классов средствами технологии «дебатов» во внеурочной деятельности по истории».
Проблема исследования: «Каковы педагогические условия развития
4
коммуникативной компетенции учащихся 10-х классов средствами
технологии «дебатов» во внеурочной деятельности по истории?»
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие развитие коммуникативной компетенции учащихся 10 -х классов средствами
технологии «дебатов» во внеурочной деятельности по истории».
Объектом исследования является развитие коммуникативной компетенции средствами технологии дебатов во внеурочной деятельности по истории у учащихся 10-х классов.
Предметом исследования - педагогические условия развития коммуникативной компетенции учащихся десятых классов средствами технологии «дебатов» во внеурочной деятельности по истории».
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативной
компетенции учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности будет более эффективным при следующих педагогических условиях, если:
- определить сущность и содержание коммуникативной компетенции как категории педагогики и психологии;
-будут определены основные возрастные особенности развития коммуникативной компетенции учащихся 10-х классов,
- разработать и реализовать авторскую программу и методических рекомендаций по развитию коммуникативной компетенции учащихся 10-х классов средствами дебатов во внеурочной деятельности по истории.
Поставленная нами цель и выдвинутая гипотеза позволили определить задачи исследования:
1. Изучить в научной литературе проблему развития
коммуникативной компетенции учащихся.
2. Выявить возрастные особенности развития коммуникативной компетенции учащихся.
3. Раскрыть педагогический потенциал технологии «дебаты» и
5
других средств развития коммуникативной компетенции в процессе внеурочной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий развития коммуникативной компетенции учащихся 10-х классов средствами технологии дебаты во внеурочной деятельности по истории.
Теоретико - методологической основа исследования:
интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования; компетентностный подход, исследованный в трудах В.И. Байденко [7], А.А. Вербицкого [13], Э.Ф. Зеера [26], И.А. Зимней [27,28], А.В. Хуторского [36], В.В. Рыжова [47], А.А. Леонтьева [38,39], Н.В. Кузьминой [37], Д.А. Иванова [30] и др; с позиций исследования теории дебатов О.А. Русецкой [46], Сун Лэй [52], М.В. Стуриковой [50,51], П.Б. Гурвича [17], М. Залески[58], Б. Тейлор[58], К. Поппер[58] и др.
Методы исследования и методики исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Методики, обеспечивающие подтверждение основных его характеристик: Методика оценки уровня общительности (Тест В.Ф. Ряховского), «методика диагностики оценки самоконтроля в общении М.Снайдера», экспрессдиагностика «Определение уровня конфликтоустойчивости».
Опытно-экспериментальная база. Исследование осуществлялось на базе УВО «Университет управления «ТИСБИ», факультет среднего профессионального образования г. Казань, в исследовании приняли участие 50 человек, 25 из которых составили экспериментальную группу.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что
предложена авторская программа внеурочной деятельности по истории с
6
использованием технологии дебатов с целью развития коммуникативной компетенции учащихся во внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что раскрыты роль и значение технологии дебаты в развитии и формировании коммуникативных компетенций учащихся, применительно к проблематике исследования систематизирован понятийнокатегориальный аппарат, разработаны теоретические основы дебатной технологии для проведения практической педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана программа внеурочных занятий с обучающимися. Данная программа может быть применена учителями истории и обществознания общеобразовательных организаций во внеурочной деятельности для эффективного развития коммуникативной компетенции учащихся.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, целостным подходом к решению поставленной проблемы, применением программы методов, адекватных предмету и задачам исследования. Кроме того подтверждается с помощью статистической проверки гипотез (U- критерий Манна-Уитни).
Апробация результатов исследования: Основные положения и результаты исследования докладывались на XX Международной научно - практической конференции «Advances in Science and Technology», в рамках публикационной деятельности. Основные результаты исследования были доложены и обсуждены на итоговом педагогическом совете ФСПО УВО «Университета управления ТИСБИ».
Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данного исследования нами было изучено влияние педагогической технологии дебаты на развитие коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности по истории среди учащихся десятых классов.
Нами был проведен анализ российского и зарубежного опыта применения данной технологии в образовательных учреждениях разного типа, в том числе в общеобразовательных школах (лицеях, гимназиях), факультет среднего профессионального образования. В рамках работы над выпускной квалификационной работой магистранта была изучена литература, по проблематике развития коммуникативной компетенции обучающихся, определены психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетенции учащихся 10-х классов во внеурочной деятельности по истории, кроме того при работе над второй главой магистерской диссертации они были экспериментально проверены и была представлена авторская программа внеурочной деятельности по истории с использованием дебатной технологии.
Подводя итог вышесказанному стоит также отметить, что анализ бесед с учащимися, их рефлексия и обратная связь - позволяют утверждать о росте коммуникативной компетенции. Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что применение дебатной технологии во внеурочной деятельности по истории эффективно развивает коммуникативную компетенцию учащихся.


1) Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения. - В кн.: Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 2013. - 568 с.
2) Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - Москва: Педагогика, 2010. - 288с.
3) Аскарина Н.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2010. - 264с.
4) Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012. - 152с.
5) Ахметжанова, Г.В. Применение методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: электронное учебное пособие/ Г.В. Ахметжанова, И.В. Антонова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. - 147 с.
6) Байбородова Л. В., Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 256 с.
7) Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 3-13.
8) Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 2009. - 112с.
9) Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе. //Народное образование. М., 2012. № 6.С. 99 - 102.
10) Бодалев А.А. Проблемы способностей в современной психологии. - Москва: Академия педагогических наук, 2013. - 44с.
11) Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 с.
12) Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии . - 2010. № 2. - С.149.
13) Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. №11. С. 3 - 6.
14) Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2009. - 352с.
15) Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2012. - 268с.
16) Гейхман Л.К. Коммуникативная компетентность профессионала. //Профессиональное образование, 2011. - 118с.
17) Гурвич П.Б. Основы обучения устной иностранной речи на языковых факультетах.Владимир, 1972. С. 124.
18) Девяткина Г.В. Коммуникативно-мыслительные игры как средство диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучаемых. - М.: Лабиринт, 2010. - 178с.
19) Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. - Москва, 2014. - 124с.
20) Евтюгина А. А. Дискуссионно-жанровый подход в коммуникативном
образовании // Социокультурное пространство России: общество,
образование, язык. - Екатеринбург: Ажур. 2014. - С. 36 - 43.
21) Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4.
22) Ерестов Н.П. Социально-психологические и психолого-педагогические проблемы общения. - Москва: Академия педагогических наук, 2012- 111c.
23) Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
24) Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества// Актуальные социально - психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХ! века», Кисловодск: 2006.- С.109.
25) Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 2011. - 160с.
26) Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №3. С. 27-40.
27) Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2014. - 40с.
28) Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. №2. с. 7-13.
29) Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. - М.: Наука, 2011. - 84с.
30) Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2011. - 32с.
31) Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.//Открытая школа, 2014. - 136с.
32) Кабрин В.И. Динамика коммуникативного мира личности. - Томск: УПТ ТГУ, 2011. - 96с.
33) Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.
- М.: Флинта, Наука, 2011. - 496с.
34) Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - Грозный: Чеч.-Инг., 1988. - 70с.
35) Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для ун - тов и ин- тов. - М.: Просвещение, 2011. - 224с.
36) Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
37) Кузьмина Н.В. Формирование навыков общения у младшего школьника // Начальная школа. - Москва, 2011. - 15с.
38) Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214с.
39) Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии . - М.: Смысл, 2010. - 478с.
40) Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова - М.: Псков. ПГПУ, 2012. - 188 с.
41) Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы. - Волгоград: Учитель, 2013. - 263 с.
42) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) //"Российская газета", N 139, 21.06.2012.
43) Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. шк., 2007. - 496с.
44) Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998-672 с.
45) Рубин К. X., Роуз-Крэснор Л. Решение межличностной проблемы исоциальная компетентность в поведении детей // Межличностное общение / Сост. И общая редакция Н. В.Казариновой, В. М. Погольши. - СПб.: Питер, 2001.- 512c.
46) Русецкая Ольга Анатольевна Технология «Дебаты» интерактивная форма обучения на уроках развития речи // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №5. С. 136-138.
47) Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки школьника. - Н. Новгород: ННГУ, 2013. - 164с.
48) Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании/
С.А. Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. -М.: Красная звезда, 2011. - С. 11-13.
49) Сковородников А.П., Копнина Г.А. О культурно - речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Филологические науки. 2013. №3. С. 3 - 13.
50) Стурикова М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе проведения дебатов // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №4. С. 7-9.
51) Стурикова М.В. Формирование этикетно-речевой компетенции у студентов профессионально-педагогического вуза // Социокультурное пространство России: общество, образование, язык. - Екатеринбург: Ажур.
2014. - С. 100 - 108.
52) Сун Лэй Дебаты как инновационная образовательная технология // Высшее образование в России. 2012. №12. С. 145-146.
53) Токарева Г.В., Фалина В.А. Технологии формирования компетенции «Способен к публичному выступлению» в техническом вузе // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. II Всероссийская научно-методическая конференция. 28 - 30 октября 2009г. Санкт-Петербург. 2014. - С. 71 - 73.
54) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 - 362с.
55) Филатов В.М. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей . - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 416 с.
56) Шилова М.И. Диагностическом подход в изучении нравственной воспитанности школьников. - М.: Академия педагогических наук, 2011. - 124с.
57) Merriam - Webster Dictionary. Merriam Webster, 1994.
58) Zaleski M. Using Debate in Second Language Teaching // Idebate. International Debate Education Association. 2004. V. 1. Issue 2. P. 32-41.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ