Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности как фактора формирования исследовательской компетенции учащихся 11
1.1 Концептуальные основы организации проектной деятельности учащихся
на уроках истории 11
1.2 Структура и содержание исследовательской компетенции, ее
формирование у учащихся в педагогическом процессе школы 18
1.3 Проектная деятельность как средство формирования исследовательской
компетенции учащихся 28
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования исследовательской компетенции учащихся шестых классов средствами проектной деятельности 38
2.1. Организация процесса формирования исследовательской компетенции учащихся на констатирующем этапе эксперимента 38
2.2 Реализация исследования на формирующем этапе эксперимента 52
2.3 Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской компетенции учащихся на уроках истории 60
Выводы по второй главе 77
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 93
Актуальность исследования определяется тем, что образовательный процесс в современной школе требует внедрения в образовательную практику инновационных технологий, необходимых для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся. Эти задачи диктует нормативно-правовая база современного школьного образования, в частности, Закон РФ «Об образовании» [1], Федеральные государственные образовательные стандарты [2].
Реализовать на практике обозначенные современные требования возможно посредством включения в образовательный процесс проектноисследовательской деятельности на уроках истории. Реализация проектной деятельности эффективно влияет как на общее развитие обучающихся, так и на развитие личности учителя, выступающий в роли модератора в этом процессе. Эффективность такого влияния выражается в потенциальной возможности предоставления новых границ самосовершенствования и личностного роста ученика и учителя, последующему развитию профессиональных компетенций педагога, что в завершении приводит к улучшению качества и оптимизации учебного процесса. Проектная деятельность, внедренная в образовательный процесс, дает возможность ученику проявить свою творческую инициативу, выявить свои склонности и способности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [2] зафиксировано, что учебный процесс в современной российской школе должен быть направлен в сторону организации исследовательской деятельности обучающихся. Целями реализации данного процесса является умение обучающихся ориентироваться в проблемных ситуациях, искать и решать стоящие перед ними проблемы, опираясь на знания из различных областей, прогнозировать результаты, предвосхищать последствия альтернативных вариантов решений проблем, оценивать полученные результаты, искать и выбирать способы совершенствования действий. Наличие данного положения в нормативно-правовой базе свидетельствует об актуальности формирования и развития исследовательской компетенции обучающихся в современной школе.
Несмотря на очевидную актуальность проблемы исследования, в педагогической науке в полной мере не раскрыта система методики формирования исследовательской компетенции учеников посредством организации проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Степень разработанности проблемы исследования. Различные аспекты процесса формирования и развития исследовательской компетенции обучающихся представлены в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
Одной из проблем в рамках данной темы, является проблема организации исследовательской деятельности обучающихся, которая описана в работах Андриенко А.В. [6], Шашенковой Е.А. [61], Захаровой Д.И. [17], Семеновой Н.А. [53,54,55], Проказовой О.Г. [45]. Под учебной исследовательской деятельностью исследователи понимают целенаправленную, организованную, познавательно-творческую
деятельность учащихся, структурированную как научное исследование, результатом которой является формирование познавательной мотивации, исследовательских умений, новых знаний и методов деятельности.
Проблема развития исследовательской компетенции отражена в работах Обухова А.С. [36,37,38], Нароновой Н.А. [34], Шарковой А.Ю. [60], в трудах которых представлена сущность и структура исследовательской компетенции личности.
Проблема организации проектной деятельности как необходимого условия формирования и развития исследовательской компетенции обучающихся, отражен в трудах Литвиновой О.В. [29], Бычкова А.В. [10].
Зарубежные исследователи педагогики освещали отдельные аспекты в своих трудах: проблему компетентностного подхода к организации обучения в общеобразовательной школе описаны в работах английских исследователей
Джоффа Уитти и Елизабет Уилмот [64], в которых представлены также основы организации проектной деятельности в процессе обучения.
Анализ проведенных исследований показывает, что накоплен большой массив научных знаний о различных аспектах формирования исследовательской компетенции обучающихся. В то же время, остались недостаточно изученными вопросы влияния проектной деятельности на уроках истории на развитие исследовательской компетенции обучающихся шестых классов.
Отмеченные недостатки педагогической теории и практики порождает противоречие, которое определяет основное направление нашего исследования. С одной стороны, педагогическая наука стремится к реализации эффективного формирования исследовательской компетенции обучающихся на разных ступенях образования, в том числе посредством внедрения проектной деятельности в учебный процесс. С другой стороны, не выявлены в полной мере все возможности факторов, влияющих на этот процесс, недостаточно изучена целесообразность интеграции урочной (на уроке истории) и внеурочной деятельности в рамках формирования исследовательской компетенции средствами проектной деятельности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия,
способствующие формированию исследовательской компетенции обучающихся 6-х классов на уроках истории.
Цель работы - изучить и экспериментально апробировать процесс формирования исследовательской компетенции обучающихся 6-х классов на уроках истории средствами проектной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования исследовательской компетенции обучающихся на уроках истории.
Предмет исследования - педагогические условия эффективности формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов на уроках истории.
Гипотеза исследования: формирование исследовательской
компетенции учащихся 6-х классов на уроках истории будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- активном использовании методов проектной деятельности;
- индивидуализации процесса формирования исследовательской компетенции учащихся;
- интеграции урочной и внеурочной деятельности;
- разработке и реализации программы формирования исследовательской компетенции обучающихся.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические аспекты проблемы формирования исследовательской компетенции и конкретизировать сущность и структуру компонентов исследовательской компетенции обучающихся;
2. рассмотреть проектную деятельность как средство формирования исследовательской компетенции учащихся на уроках истории;
3. выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию исследовательской компетенции учащихся средствами проектной деятельности.
Теоретико-методологическая основа. Теоретическую и методологическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых представлены аспекты проектной деятельности в образовательной практике как одного из средств формирования и развития исследовательской компетенции обучающихся.
В первую очередь, это философские и психолого-педагогические концепции развития личности Леонтьева А.Н. [27], Давыдова В.В. [15], Рубинштейна С.Л. [49], которые рассматривают психологические основы конкретных способов понимания и объяснения развития личности человека.
Во-вторых, это психолого-педагогические теории развивающего обучения Выготского Л.С. [11], Занкова Л.В. [16], Матюшкина А.М. [31], Эльконина Д.Б. [63] и др. Сутью развивающего обучения является внедрение в учебный процесс методов и форм организации, нацеленные на развитие познавательных и нравственных основ учащихся посредством выявления их личностных потенциальных возможностей и способностей.
В основу методологии также легли идеи гуманистической личностноориентированной педагогики Амонашвили Ш.А. [3,4], Монтессори М., Сухомлинского В.А. [58], которые в основу обучения ставили самоценность личности обучающегося. В центре обучения при таком подходе является сам обучающийся, его личностный рост; личность ребенка здесь выступает не в качестве средства, а в качестве главной цели процесса обучения. Концепция развития исследовательской деятельности детей Леонтовича А.В. [26], Обухова А.С. [36,37,38] и психологическое обоснование развития исследовательской активности в детском возрасте Поддьякова А.Н. [41], Савенкова А.И. [50,51] позволили раскрыть проблему выбранной темы.
Методы и методики. В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и
методической литературы, государственных образовательных стандартов по проблеме исследования. Также среди эмпирических методов стоит выделить следующие: диагностика (анкетирование, опросники); педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); изучение и анализ продуктов учебной деятельности испытуемых; метод математической статистики при проверке достоверности результатов (сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента).
Для диагностики уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся в соответствии с разработанными критериями применялись методики: анкета для самооценки исследовательских умений учащихся Муравьева Е.М. [33], метод экспертного опроса «Уровень интеллектуальных и организационных умений и навыков учащихся» Ступницкой М.А. [57], анкета оценивания продуктов проектной деятельности Левицкой Е.В. [25].
Опытно-экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №28» Вахитовского района г. Казани. В педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся 6-х классов: 6 «А» класс в составе 25 человек (экспериментальная группа) и 6 «Б» класс в составе 25 человек (контрольная группа).
Исследование проводилось в 2018-2019 гг. и включало в себя три этапа:
•первый этап (февраль - май 2018 г.) - проведен теоретический анализ проблемы, изучен и обобщен педагогический опыт по обозначенной проблеме; выявлено содержание, уровни и критерии развития исследовательской компетенции учащихся, обоснована технология организации проектной деятельности; сформулированы цель и задачи исследования, обоснована гипотеза; осуществлялась подготовка необходимого диагностического инструментария; проведен констатирующий этап эксперимента - диагностика стартового уровня исследовательской компетенции учащихся 5-х классов;
•второй этап (сентябрь 2018 г. - март 2019 г.) - разработана авторская программа по формированию исследовательской компетенции учащихся шестых классов на уроках истории средствами проектной деятельности; в ходе формирующего этапа эксперимента проводилось апробирование разработанной авторской программы;
•третий этап (апрель - май 2019 г.) - проведен контрольный этап эксперимента; структурированы, обобщены и оформлены результаты исследования.
Научная новизна исследования определяется разработкой авторской программы учебно-воспитательной работы по формированию исследовательской компетенции обучающихся 6-х классов на уроках истории и во внеурочное время средствами проектной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии роли и значения проектной деятельности в формировании исследовательской компетенции обучающихся 6-х классов. В ходе исследования были выявлены педагогические условия эффективности формирования исследовательской компетенции на уроках истории. Результаты исследования открывают перспективы для прикладных работ в этой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями истории в процессе формирования исследовательской компетенции обучающихся на уроках истории средствами проектной деятельности. Результаты исследования также могут быть использованы учителями истории в целях планирования внеурочной деятельности по достижению результата в формировании исследовательской компетенции учащихся.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена адекватностью выбранных методов и методик целям и задачам исследования, массивом собранных для анализа результатов, проведением содержательного качественного и количественного анализа полученных данных, а также репрезентативностью выборок диссертационных исследований.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были доложены и обсуждены на итоговой научной конференции студентов Казанского Федерального университета в мае 2019 года. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседании школьного методического объединения МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г. Казани.
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), по три параграфа в каждой главе, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 118 страниц, в которой содержание исследования изложено на 91 странице и иллюстрировано 10 таблицами, 18 диаграммами, 24 рисунками. В работе представлено 7 приложений.
Данное исследование было посвящено проблеме формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов средствами проектной деятельности. Актуальность исследования была продиктована регламентацией Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования умений исследовательской деятельности обучающихся в современной образовательной практике. Цель исследования, заключавшаяся в изучении и экспериментальном апробировании процесса формирования исследовательской компетенции обучающихся 6-х классов на уроках истории средствами проектной деятельности, была достигнута. Задачи, стоящие в рамках достижения цели, были выполнены.
В первой главе на основе анализа педагогической литературы, нами было сформулировано и уточнено понятие «исследовательская компетенция учащихся», под которой мы понимаем способность личности как субъекта деятельности, обладающей устойчивой познавательной мотивацией и владеющей методикой и технологией проектно-исследовательской деятельности, к целеполаганию и приобретению нового знания.
В результате исследования были раскрыты сущность и содержание исследовательской компетенции, Нами было определено, что исследовательская компетенция состоит из четырех компонентов: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный. Исходя из этого, мы выделили, что каждая из четырех составляющих содержит определенные умения, в совокупности которые и дают нам представление о сформированности исследовательской компетенции в целом. На основе этого были определены критерии и уровни сформированности исследовательской компетенции (исходный, начальный, продуктивный и креативный).
В исследовании описаны пять групп исследовательских умений, учащихся школы, служащих критериями сформированности исследовательской компетенции: умения осуществлять учебное исследование, умение работать с информацией, умение организовать свою деятельность, умение оформлять и представлять результат исследования, умение анализировать и оценивать исследовательские умения.
В результате исследования нами были определены роль, значение и место проектной деятельности в формировании исследовательских умений учащихся. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нами был сделан вывод об эффективности организации проектной деятельности на уроках истории в процессе формирования и развития исследовательской компетенции учащихся.
Во второй главе представлен ход и описание результатов опытно - экспериментальной работы по формированию исследовательской
компетенции учащихся 6-х классов средствами проектной деятельности. Исследовательская работа осуществлялась в 6-х классах МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г.Казани путем реализации учебновоспитательной программы по формированию исследовательской
компетенции учащихся 6-х классов посредством внедрения в образовательный процесс проектной деятельности. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы определялась оценка стартового уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся.
Разработанная нами программа по формированию исследовательской компетенции обучающихся позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Значение данной программы заключается в том, что учащиеся получили возможность посмотреть на различные проблемы с позиции исследователей, ощутить на практике требования к учебному исследованию и, соответственно, целью программы было сформировать исследовательскую компетенцию, учитывая те результаты обучения, которые отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Анализируя результативность работы в рамках разработанной программы, можно сделать следующий вывод: уровень сформированности
исследовательской компетенции обучающихся повысился. По данным анализа итоговой проверки уровня сформированности исследовательской компетенции испытуемые показали: усвоение алгоритма проектной
деятельности, владение способами и методами исследовательской деятельности, способность к саморазвитию, анализу, целеполаганию, организации, контролю и рефлексии.
Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательской компетенции 6-х классов: активизация проектной
деятельности на уроках истории, интеграция урочной и внеурочной деятельности, индивидуализация процесса формирования исследовательской компетенции, разработка и реализация программы по формированию исследовательской компетенции обучающихся 6-х классов средствами проектной деятельности. Результаты исследования доказали, что выявленные условия способствуют эффективному формированию у учащихся умений осуществлять проектную работу, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат своей проектной работы, оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что процесс формирования исследовательской компетенции с использованием технологии проектно-исследовательской деятельности, в рамках разработанной программы, будет эффективным. У учащихся повысилась способность осуществлять исследовательскую деятельность в соответствии с различными исследовательскими задачами и ситуациями, так как технология проектно-исследовательской деятельности - это учебная деятельность, мотивированная для ученика, разнообразная по содержанию, основанная на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.
Диссертационное исследование позволило устранить обнаруженные противоречия, что доказывает актуальность, необходимость и перспективность применения проектной деятельности как средства развития исследовательской компетенции обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности.
1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: кйр://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 15.03.2018)
2) Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: httpV/минобрнауки.рф/ кйр://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 11.05.2019)
3) Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М., 1983. - 208 с.
4) Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. - Москва: Педагогика,1984. - 296 с.
5) Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань. - 2003. - 608 с.
6) Андриенко А. В. Приобщение учащихся лицея к научноисследовательской деятельности: дис. канд. пед. наук. - Красноярск, 2001. - 141 с.
7) Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
8) Атажанова Р. Стили руководства во взаимоотношениях учитель - ученик // Узлуксиз таълим. - Т., 2016. - № 5. - С. 93-96.
9) Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская // Молодой ученый, 2015. - №2.1. - С. 5-6.
10) Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. - М.: 2000. - 132 с.
11) Выготский Л.С. Педагогическая психология // Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1996. - 536 с.
12) Гилева Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е. А. Гилева // Наука и школа. - 2007. - №4. - 121 с.
13) Гильмеева Р.Х., Грузкова С.Ю. Формирование исследовательской компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе научноисследовательской деятельности. - Подготовка педагога основного общего образования: вызовы времени и стратегии реализации: Сборник научных трудов. / Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Отечество, 2017. - С.84-89.
14) Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6. - С. 39-48.
15) Давыдов В.В. Состояние и проблемы исследований учебной деятельности // Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова. - Монография по материалам Международной сетевой научной конференции (Беларусь, Италия, Россия). - С. 31-44.
16) Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - М.: Педагогика, 1990. - 424 с.
17) Захарова Д. И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск,
2002. - 136 с.
18) Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Наука и образование. - 2004. - № 3. - С. 35-43.
19) Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2008. - №4 - С. 95-100.
20) Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - №8. - С.20-26.
21) Игнатьев Б. В. О методе проектов как основном методе работы трудовой школы // На путях к методу проектов / под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупенина. - М.,1930. - 125 с.
22) Клименко А. В., Подколзина О. А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 9.
- С. 69-75.
23) Кононенко О. С. Формирование опыта исследовательской деятельности старшеклассников в научных обществах учащихся по экологии: дис. канд. пед. наук. - Кемерово, 2005. - 149 с.
24) Кузнецов B.C. Исследовательско - проектная деятельность как форма учебного сотрудничества: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1996.
- 106 с.
25) Левицкая Е. В. Критерии и показатели проектной деятельности учащихся // Молодой ученый. - 2018. - № 49. - С. 284-286.
26) Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Школьные технологии, 1999.- №1-2. - С.132-135.
27) Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политиздат, 1997. - 357 с.
28) Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974. - 64 с.
29) Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичёва И. Б. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый.
- 2014. - №2. - С.781-784.
30) Ляхова Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Л. В. Ляхова // Начальная школа. - 2009. - №7. - 145 с.
31) Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: Просвещение, 1968. - С. 186 - 203.
32) Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1995. - 230 с.
33) Муравьев Е.М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1996. - 176 с.
34) Наронова Н. А., Быкова Л. В. Содержание исследовательской
компетенции: Мат-лы Международной заочной научно-практической
конференции «Педагогика и психология: Актуальные проблемы и тенденции развития». - Новосибирск, 2012. - С. 99-104.
35) Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - №7. - С. 151-157.
36) Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. / А.С. Обухов // Народное образование. - 1999. - № 10. - С.74-81.
37) Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 280 с.
38) Обухов А.С. Эффективность применения проектной и
исследовательской деятельности в обучении / А.С. Обухов // Школьные технологии. - 2006. - №5. - С.86-90.
39) Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: Малая Академия наук / Г.И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 140 с.
40) Пахомов Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
41) Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: специфика
успешности в разных возрастных группах / А.Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников // Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2003. - №1. - С. 26-29.
42) Полат Е. С. Как рождается проект. - М.,1995. - 233 с.
43) Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
44) Попова С.А. Особенности организации исследовательской деятельности школьников / В.Я. Попова // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. - С. 135-138.
45) Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О.Г. Проказова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер: Педагогические науки. - 2010. - C.66-69.
46) Прокопьева Н.И. Проектное обучение в зарубежной педагогике. К вопросу о становлении и развитии // Сибирский учитель. - 2004. - № 2(32). - С.23-32.
47) Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности - путь творческого развития ученика и учителя / Л.Б. Прокофьева, под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. Сборник статей - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С.184.
48) Рогов А.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе / А.А. Рогов, О.Б. Рогова, Е.А. Клюкина // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. - т.1. - С.118-124.
49) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 720 с.
50) Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И.Савенков. - М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.
51) Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска
ребенка: Исследовательская деятельность учащихся в современном
образовательном пространстве // Сборник статей под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С.60-66.
52) Селевко Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-143.
53) Семенова H.A. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 45-49.
54) Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике // Воспитание социальной активности подрастающего поколения. Проблемы, поиски, решения. Материалы III научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения А.С.Макаренко, 20-летию ВДЦ «Океан». - Владивосток: Дальнаука, 2003. - С.221-224.
55) Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №3. - С. 136-138.
56) Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. - М.: 2005. - 203 с.
57) Ступницкая М. А. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков. // Школьный психолог. - 2006. - № 7. - С.32-49.
58) Сухомлинская А.И., Сухомлинская О.В. Сухомлинский В.А.: Биобиблиография. - К.: Рад. шк., 1987. - 255 с.
59) Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. 2003. - № 6. - С. 24-29.
60) Шаркова А.Ю. Проектная деятельность как фактор формирования и развития исследовательской компетентности обучающихся педагогического колледжа: сб.ст. участников Всероссийской научно-практической конф. с международным участием, 27.03.2017-28.03.2017. - Казань, 2017. - С. 258261.
61) Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения: монография.- М.: АПК и ПИРО, 2005. - 132 с.
62) Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности: проектная деятельность на уроках / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. - №2. - С. 17-23.
63) Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.
64) Geoff Whitty, Elizabeth Willmott. Competence-based Teacher Education: approaches and issues // Cambridge Journal of Education - С. 309-318.
65) Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на заседании Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос» [Электронный ресурс]. URL: www.eidos.ru/news/compet.htm (дата посещения: 25.10.2018).