ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПО ТЕПЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР 10
1.1 Общее положения 10
1.2. Анализ требовании предъявляемых к эксплуатации грузовых автомобилей в
условиях низких температур 10
1.3. Анализ влияния низких температур на эффективность эксплуатации
трансмиссии грузового автомобиля 14
1.3.1 Тепловой режим агрегатов 15
1.4. Методы тепловой подготовки агрегатов трансмиссии в условиях низких
температур 17
1.5. Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО СОСТЯНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ РАБОТЕ БЕЗ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 20
2.1 Анализ теплового состояния коробки передач грузовых автомобилей в
условиях отрицательных температур при работе двигателя в режиме холостого хода 20
2.2 Анализ теплового состояния теплоснабжения коробки передач грузовых
автомобилей 22
2.3 Математическая модель процесса теплообмена механической коробки
передач при работе без крутящего момента совместно с системой теплоснабжения 28
2.3.1 Определение температуры масла в коробке передач при работе без
передачи крутящего момента совместно с системой теплоснабжения 28
2.4 Выводы по второй главе 30
ГЛАВА 3 РАСЧЁТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОТЫ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДЛЯ РАЗОГРЕВА И ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 32
3.1 Методика оценки эффективности использования теплоты, выделившейся в
результате сгорания в двигателе топлива 32
3.2 Использование теплоты выхлопных газов двигателя для поддержания
оптимального теплового режима в коробке передач грузового автомобиля 38
3.3 Исследование теплообменников для утилизации и вторичного использования
теплоты выхлопных газов двигателя в коробке передач 41
3.3.1 Методика расчета рекуперативного кожухотрубного теплообменника 42
3.4 Способы интенсификации теплообмена в компактных теплообменных
аппаратах 44
3.5 Выводы по третьей главе 47
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РАБОТЕ 49
Список литературы 50
Актуальность темы: Деятельность предприятий АПК осуществляется круглый год и следует отметить, что в условиях низких температур при эксплуатации, как мобильной сельскохозяйственной техники, так и автомобилей наблюдается заметное увеличение числа их отказов, особенно при отсутствии отапливаемых мест хранения. Наибольший рост отказов наблюдается зимой в зонах с холодным климатом, однако и в Средней полосе России температура воздуха зачастую опускается ниже -35°С. Практика показывает, что в такие периоды даже разовая эксплуатация не подготовленной соответствующим образом автотракторной техники приводит к отказам таких узлов как рабочее оборудование, рулевое управление, тормозная система, агрегаты трансмиссии, в частности, коробки передач, раздаточные коробки и пр.
Наибольшее влияние на снижение технико-экономических показателей работы грузовых автомобилей в условиях отрицательных температур оказывает трансмиссия, особенно коробка передач (КП). Большинство современных трансмиссионных масел обеспечивают необходимую вязкость для работы КП без существенных потерь мощности и износа уже при температуре 273 К (0 °C). Исследования показали, что при движении автомобиля в условиях отрицательных температур, когда осуществляется передача крутящего момента через КП, температура масла в ней достигает указанного значения, однако период ее разогрева сопровождается значительными потерями мощности на прокручивание, повышенным износом деталей и, как следствие, числом отказов. При работе двигателя в режиме холостого хода, когда практически исключается износ деталей КП, и температуре окружающей среды 243 К (минус 30 °C), продолжительность ее саморазогрева в значительной степени превышает максимально допустимое время работы двигателя без нагрузки. Сокращение времени прогрева трансмиссионного масла в КП за счет подвода дополнительного количества тепловой энергии во время стоянки автомобиля на открытой местности при работе двигателя в режиме холостого хода позволит решить указанную проблему.
В качестве источника тепловой энергии предлагается использовать теплоту отработавших газов (ОГ), на долю которой приходится до 35 % теплоты сгоревшего в двигателе топлива [63, 24]. При этом, как показал анализ литературы, если кинетическая энергия ОГ находит широкое применение, в частности для улучшения газообмена в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания, то тепловая практически не используется.
Принимая во внимание тот факт, что в сельскохозяйственном производстве используется грузовой автомобильный транспорт в основном отечественных марок с механической КП, становится актуальной и практически значимой разработка способа и средства ее подогрева как наиболее энергоемкого агрегата на основе использования теплоты ОГ.
При анализе существующих способов и средств подогрева агрегатов трансмиссии прослеживается тенденция к использованию теплоты, преобразованной из энергии внешних источников. Средства подогрева не являются автономными, зачастую малоэффективны. При этом отсутствуют способы и устройства, использующие тепловую энергию ОГ двигателя без изменения геометрических параметров выпускного тракта. Для КП более актуальной является возможность применения автономного средства подогрева, которое обеспечит нагрев масла в первые минуты работы агрегата без передачи крутящего момента независимо от внешних условий.
Цель работы: Исследование теплового режима работы агрегатов трансмиссии для повышения эффективности использования грузового автомобиля в условиях низких температур.
Задачи работы:
- проанализировать проблемы влияния низких температур на эффективность эксплуатации трансмиссии грузового автомобиля.
- исследовать тепловое состояние механической коробки передач грузового автомобиля при работе без передачи крутящего момента.
- исследовать математическую модель процесса теплообмена механической коробки передач при работе без передачи крутящего момента совместно с системой теплоснабжения.
сформировать методику расчета рекуперативного кожухотрубного теплообменника.
Методы исследования: теоретическое исследование реализовано на основе математической модели (описания) процесса теплообмена механической коробки передач при работе без передачи крутящего момента совместно с системой теплоснабжения.
Научная новизна:
1. Исследована математическая модель процесса теплообмена механической коробки передач при работе без передачи крутящего момента совместно с системой теплоснабжения.
2. . Сформирована методика расчета рекуперативного кожухотрубного теплообменника.
Практическая ценность работы заключается в обосновании применении теплообменников для использования теплоты выхлопных газов двигателя для поддержания оптимального теплового режима в коробке передач для грузовых автомобилей исходя из потребительских свойств и требований законодательства. Разработанные рекомендации могут быть использованы в конструкторских разработках на предприятиях автомобилестроения и при создании новых конкурентоспособных наземных транспортно-технологических комплексов.
Достоверность результатов. Достоверность исследований работы подтверждена теоретическим исследованием на основе математической модели процесса теплообмена механической коробки передач при работе без передачи крутящего момента совместно с системой теплоснабжения.
Проанализированы проблемы влияния низких температур на эффективность эксплуатации трансмиссии грузового автомобиля, при анализе выявлено - что наиболее выгодным для подержания оптимальной температуры в
коробке передач является использование вторичной теплоты (теплоты отработавших газов), на долю которой приходиться до 35% от теплоты сгоревшего
топлива.
2. Исследовано тепловое состояние механической коробки передач грузового автомобиля при работе без передачи крутящего момента, при этом
аналитически установлена возможность подогрева масла в КП при работе без
передачи крутящего момента за счет использования теплоты отработавших
газов двигателя с учетом влияния отрицательных температур и скорости обдувающего потока воздуха.
3. Исследована математическая модель процесса теплообмена коробки
передач при работе без передачи крутящего момента, источника теплоты и
окружающей среды, позволяющая определить температуру трансмиссионного
масла в диапазоне температур окружающего воздуха от 265 К (минус 8 °C) до
243 К (минус 30 °C), скорости обдувающего потока воздуха от 0 до 12 м/с и
времени работы от 0 до 30 мин.
4. Сформирована методика расчета рекуперативного кожухотрубного
теплообменника, которая может быть использована для проектирования таких
систем либо являться основой для более точных расчетов.
Адлер, Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных
условий / Ю.П. Адлер, Е.В. Маркова, Ю.В. Грановский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1976. - 230 с.
2. Амерханов, Р.А. Теплотехника: учебник для вузов / Р.А. Амерханов,
Б.Х. Драганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЭАИ, 2006. - 432 с.
3. Анискин Л.Г. Зимняя эксплуатация автомобилей / Л. Г. Аниськин. - Челябинск, 1976. - С. 50-58.
4. Бажан, П.И. Справочник по теплообменным аппаратам / П.И. Бажан,
Г.Е. Каневец, В.М. Селиверстов. - М.: Машиностроение, 1989. - 368 с.
5. Бакуревич Ю.А. Эксплуатация автомобиля на Севере / Ю.А. Баку- ревич, С.С. Толкачев, Ф.Н. Шевелев. - М.: Транспорт, 1973. - 180 с.
6. Берлинер М.А. Измерения влажности / М.А. Берлинер. - 20-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергия, 1973. - 400 с.
7. Блох А.Г. Основы теплообмена излучением / А.Г. Блох. - М.: Гос- энергоиздат, 1962. - С. 19-25.
8. Бродянский, В.М. Эксергетический метод и его приложение / В.М. Бродянский, В. Фратшер, К. Михалек. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 288 с.
9. Бродянский, В.М. Эксергетический метод и перспективы его развития /
В.М. Бродянский // Теплоэнергетика. - 1988. - № 2.
10. Бондаренко В.А. Исследование эксплуатационных режимов воздухообогрева автомобильных двигателей. Дис. ... канд. техн. наук. / В.А. Бондаренко. - М., 1971. - 168 с.
11. Бородин A.M. Проблемы «северного» автомобиля // Автомобильная
промышленность. - 1990. -№ 1.-С. 9-10.
12. Бугаков Ю.С. Исследование влияния низких температур на эксплуатационные режимы смазки агрегатов силовой передачи: автореф.
дис. ... канд. техн. наук / Ю.С. Бугаков. - М., 1970. - 27 с.
13. Виноградов В.В. Эксплуатация дизельных тракторов в зимних условиях: автореф. дис. ... канд. техн. наук / В.В. Виноградов. - Челябинск,
1960. - С. 8-11.51
14. ГОСТ Р 50992-96 «Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие требования».
15. ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия
эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
16. ГОСТ 20000-88. Дизели. Общие технические условия. ИПК Издательство Стандартов
17. Григоров В.И., Повышение безотказности трансмиссий мобильных
энергетических транспортных средств, полковник милиции. Тракторы и
сельхозмашины. № 10, 2009 год. стр 38-39
18. Госман А.И. Снижение потерь мощности в коробке передач энергонасыщенного трактора при эксплуатации в зимних условиях: дис. ... канд.
техн. наук / А.И. Госман. - Новосибирск, 1986.
19. Долгушин А.А. Исследование теплообразования в коробке перемены
передач автомобиля./ Механизация и электрификация с/х. №2 - 2010. С.
25-27.
20. Долгушин А.А. Выбор трансмиссионных масел для зимней эксплуатации автомобилей / А.А. Долгушин, С.П. Шведов [и др.] // Механизация и электрификация сел. хоз-ва. - 2011. - № 2. - С. 10-12.
21. Евтеев В.К. Об износе зубчатых передач тракторов при низких температурах масла / В.К. Евтеев // Материалы второй науч.-техн. конф.
«Участие научной и технической молодежи в повышении производительности труда в народном хозяйстве Иркутской области». - Иркутск:
Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977.
22. Евтеев В.К. Исследование работы некоторых элементов трансмиссии
сельскохозяйственных тракторов при их эксплуатации в условиях низких температур (на примере тракторов класса 30 кН): автореф. дис. ...
канд. техн. наук / В.К. Евтеев - Рязань, 1978. - 19 с.
23. Иванников, А.Б. Повышение эффективности самоходных машин в зимний период эксплуатации путем вторичного использования бросовой52
теплоты двигателя / А.Б. Иванников, Г.М. Крохта, Е.А. Пронин // Вестник АГАУ. - 2014 - № 4(114).
24. Иванников, А.Б. Эксергетический коэффициент полезного использования теплоты сгоревшего в двигателе топлива / А.Б. Иванников, Г.М.
Крохта // Вестник НГАУ. - 2013 - № 1(26).
25. Иванченко В. К. Теплопередача / В.К. Иванченко - М.: Энергия, 1962. -
С. 26-30.
26. Карнаухов В. Н. Сбережение топливно-экономических ресурсов при
эксплуатации автомобильного транспорта в низкотемпературных условиях: автореф. дис. ... д-ра техн. наук /В.Н. Карнаухов - Тюмень, 2000. -
41 с.
27. Карпов П. М. Повышение топливной экономичности грузовых автомобилей в зимних условиях путем улучшения режимов смазки трансмиссий: автореф. дис. ... канд. техн. наук / П.М. Карпов. - Ульяновск, 1988. -
25 с.
28. Казаков, В.Г. Термодинамические методы анализа в энергоиспользующих процессах: учебное пособие/ В.Г. Казаков, П.В. Луканин, О.С.
Смирнова. - СПб.: Изд-во СПб ГТУРП, 2011. - 93 с.
29. Курносов, А.Ф. Подогрев механической коробки передач транспортных
средств сельскохозяйственного назначения в условиях Сибири:
дис.канд. техн. наук: 05.20.03/ Курносов Антон Федорович. - Новосибирск, 2016. - 148 с.
30. Кутлин А.А. Исследование влияния режима движения автомобилей на
температуру их основных агрегатов и расход топлива в зимних условиях
эксплуатации: автореф. дис. ... канд. техн. наук / А.А. Кутлин. - Киев,
1981. - 20 с.
31. Матвеев В.В. Исследование работы тракторной коробки передач при
различных системах смазки: автореф. дис. ... канд. техн. наук / В.В. Матвеев. - Л., 1961. - С. 8-12.
32. OCT 37.001.052-2010 «Двигатели автотранспортных средств. Качества
пусковые. Технические требования»
33. ОСТ 37.001.052-87. Требования к пусковым качествам автомобильных
двигателей.-М.: НАМИ, 1987.-12 с.