Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования развития креативности подростков средством игры в условиях подросткового клуба
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «креативность» в
психолого-педагогической литературе 10
1.2 Педагогический потенциал игры в развитие креативности подростков
17
1.3. Подростковый клуб как позитивная среда для развития
креативности 23
Выводы по I главе 26
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию
креативности подростков средством игры в условиях подросткового клуба
2.1. Исследование уровня развития креативности подростков средством
игры в условиях подросткового клуба (констатирующий этап эксперимента) 29
2.2. Реализация программы по применению игры для развития
креативности подростков в условиях подросткового клуба 38
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента 42
Выводы по II главе 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение
Актуальность исследования. Современное общество требует от человека огромный творческий потенциал, самостоятельность и адаптирование к любым условиям и производство множества идей. Личность, которая умеет видеть необычное, уникальное даже в обычных и простых вещах ценят во всех отраслях жизнедеятельности государства. Развитие такой личности невозможно без развития креативности. Креативность - способность создавать новые и необычные вещи, находит, порождать, украшать, придумывать, видеть все по-особенному и новому, другими словами - творить.
Креативный человек - это фантазер, выдумщик, такие люди делают жизнь ярче и интереснее, превращают ее во что-то новое, яркое, интересное. Креативность полезна и дома, и на работе.
Современный мир как раз то время, когда люди осознали, что человеку нужно развивать творческую нить. Педагоги, сотрудники, руководители, директоры компаний требуют от сотрудников и учеников, чтобы они были креативными, вносили свой вклад в общее дело, подходили к вопросу с новой, еще никому неизвестной стороны, показывали свою оригинальность и разносторонность. Новаторы в наше время очень высоко ценятся другими работодателями. В школах учителя и воспитатели детских садов стараются сформировать и развивать у детей творческие способности, ведь в стране сейчас идет не только развитие прогресса, а его стремительный бег. Инновации, новые изобретения, новые способы и методы решения определенной проблемы, новые модели какого-либо предмета и многое другое каждый день мелькают в заголовках газет.
Креативная педагогика в современной социокультурной ситуации, утверждает И.Л. Левин, стала одной из ведущих научных отраслей педагогической науки [23].
Подростковый возраст является сенситивным для развития креативности, которая влияет на становление личности. Интенсивно развивать креативность необходимо именно на данном возрасте, благодаря этому, у подростков появляется способ выражать себя, самостоятельно решать проблемы и творческая активность.
Современные методы обучения призваны развивать креативное мышление, воображение, инициативность, самостоятельность, но на практике использовать их получается не в полной мере. Внеурочная деятельность во многом помогает преподавателям решать данный вопрос. Существует очень много методов развития креативности подростков, которые учителя могут использовать во внеурочное время. Креативность можно включить и в учебный процесс. Каждый ученик может творчески подходить к некоторым домашним заданиям: например рисунок, эссе, написать стихотворение, показать творческие способности на уроках труда и так далее.
Творчество помогает подросткам найти себя, осознавать радости жизни, видеть мир в ярких тонах, самовыражаться, снимать эмоциональное напряжение. Многие дети ходят в кружки и секции, художественные и музыкальные школы. В процессе развития креативности, чтобы работа была более эффективной, учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей.
Именно в подростковом возрасте происходит активное
формирование личности, возникает необходимость развития у подростков способности самим вырабатывать мнения, оценки явлений и событий, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Вместо узкого набора способностей, приобретенных ранее, становится важным, и даже сверх важным, весь набор возможностей личности, вся ее самобытность в сфере досуга и в саморазвитии, которая поможет наиболее полно выразить себя, объединиться с тем, кто разделяет твои мысли и стремления.
Изучением проблемы креативности и творческого развития занимались такие отечественные педагоги и психологи как Б.В. Асафьев [3], Д.Б. Богоявленская [4], Л.С. Выготский [7], Б. М Теплов [28], Л.В. Школяр [33], Е. И Юдина [39] и многие другие.
В настоящее время исследованием проблемы креативности занимаются Н.Ф. Вишнякова [6], Л. Дорфман [9], Г.В. Ковалева [12], А. Мелик-Пашаев [19], Н.А. Терентьева [26], Л. Футлик [31].
Для построения эффективной программы развития креативного мышления подростков во внеурочной деятельности необходимо рассмотреть понятие «креативность» и выделить возвратные особенности подростков, способствующие его развитию. Данный вопрос изучали зарубежные психологи: Дж. Гилфорд [8], Р. Стернберг [22], Н. Роджерс [21], Д. Томпсон [28], П. Торренс [29] и другие.
Актуальность и практическая значимость проблемы для педагогической науки и практики обусловили выбор темы исследования: "Развитие креативности подростков в условиях подросткового клуба средствами игры".
Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы по проблеме развития креативности подростков средством игры в условиях подросткового клуба, а также реальное состояние этой проблемы в практике позволяют выделить некоторые устойчивые противоречия между:
- растущими потребностями и возможностями совершенствования процесса развития креативности подростков средствами игры в условиях подросткового клуба и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в педагогическом процессе образовательного учреждения;
- новыми требованиями к жизнедеятельности современных подростков в межличностной среде и недостаточной научно-методической и практической изученностью педагогического потенциала игр, обеспечивающих эффективность развития креативности подростков в условиях подросткового клуба.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность обусловили проблему исследования: каково содержание педагогического потенциала игр в развитии креативности подростков в условиях подросткового клуба?
Цель исследования: разработать и проверить в опытно
экспериментальной работе эффективность содержания педагогического потенциала игр в развитии креативности подростков в условиях подросткового клуба.
Объект исследования: процесс развитии креативности подростков в условиях подросткового клуба.
Предмет исследования: содержание педагогического потенциала игр в развитии креативности подростков в условиях подросткового клуба.
Гипотеза исследования: эффективность процесса применения игр в развитии креативности подростков в условиях подросткового клуба будет оптимальной, если:
- опираться в этом процессе на характеристики понятия «креативность»;
- использовать педагогический потенциал игры в развитии креативности подростков;
- изучить возможности подросткового клуба как позитивной среды для развития креативности;
- разработать и экспериментально проверить эффективность формирующей программы «Будь креативным!», направленной на развитие креативности подростков в условиях подросткового клуба средствами игровой деятельности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «креативность».
2. Выявить педагогический потенциал игры в развитии креативности подростков.
3. Определить роль подросткового клуба как позитивную среду для развития креативности подростков.
4. Разработать и экспериментально проверить программу применения игр в развитии креативности подростков в условиях подросткового клуба.
Теоретико-методологическими основами исследования являются: экспериментальные психологические исследования Н.Ф. Вишняковой [4], Р.М. Грановской [5], В.Н. Дружинина [9], Б.Б. Коссова [16], А.А. Леонтьева [22], Г.В. Тереховой [34] и других, в которых рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ социологической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем и учащимися; диагностическое тестирование с использованием таких методик как: тест Торренса, методика диагностики уровня творческой активности учащихся М.И. Рожкова.
Опытно-экспериментальной базой стала: КСЦО «Доверие» подразделение уличной работы «Камчатка». Выборку составили 30 учащихся возраст 12-13 лет. Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы педагогической и психологической литературы по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы работы с подростками с целью применения игр в развитии креативности подростков в условиях подросткового клуба.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлено, обосновано и апробировано на практике содержание педагогического потенциала игр в развитии креативности подростков в условиях подросткового клуба, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Будь креативным!».
Практическая значимость исследования: заключается в
возможности использования разработанной программы по применению педагогического потенциала игр в развитии креативности подростков в условиях подросткового клуба; возможности использовать авторскую программу и практические результаты исследования в воспитательных учреждениях, психологических и социально-педагогических центрах. Психологи и педагоги могут использовать результаты исследования для разработки собственных индивидуальных приемов работы с подростками для успешного развития креативности подростков.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме: «игра как средство развития креативности подростков в условиях подросткового клуба» и проведя экспериментальное исследование, можно говорить о том, что развитие креативности подростков является одной из актуальных проблем.
В связи с этим целью нашего исследования было выявить потенциал игры в развитии креативности подростков в условиях подросткового клуба
Далее мы более подробно остановимся на освещении результатов нашего исследования.
1. В своей работе мы придерживались трактовки С.Н. Вишняковой что, креативность - это способность личности к новаторской деятельности, проявляющаяся в мышлении, общении, работе, эмоциях и чувствах, это способность придумать, воссоздать что-то необычное и новое.
2. Именно в подростковом возрасте происходит активное формирование личности, возникает необходимость развития у подростков способности самим вырабатывать мнения, оценки явлений и событий, умения анализировать, сравнивать, делать выводы
Игра - средство, которое помогает воспитанию переходить на уровень самовоспитания. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания, а также формировании и развитии творческих способностей
3. Детско-подростковый клуб - это учреждение, которые реализует культурно-воспитательные программы, направленные на организацию общения и досуга ребенка, с целью социализации и адаптации детей.
4. Многие подростковые клубы разделяются по сфере интересов детей. Существуют клубы, которые развивают спортивные навыки детей или навыки культурного поведения. Многие дети объединяются в кружки театра, музыки, живописи. Подростки не только обсуждают интересующие их вопросы с учителем, но и сами участвуют в постановках спектаклей, театра, вечера музыки, выставки, концерты и тому подобное. У подростков развиваются творческие способности, креативность.
5. Полученные результаты дают нам основания считать, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась. Разработанная программа может использоваться по развитию креативности подростков в условиях подросткового клуба.
1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2015. - 430 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. дом Амонашвили, 1996. - 494 с.
3. Ананьев Б.Г. Формирование одарённости: склонность и
одаренность / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1962. - 275 с.
4. Анисимов В.П. Диагностика творческих способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.П. Анисимов. - М.: Владос, 2014. - 128 с.
5. Арчажникова Л.Г. Профессия - творческий учитель: книга для учителя /Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
6. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе / Б.А. Асафьев // Образование в современной школе. - 2016. - № 4. - С. 58-69.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.
Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика. - 2015. - №24. - С. 61-63.
8. Байбородова Л.В. Воспитание культурности в процесс организации деятельности и общения школьников / Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 6. - С. 35-46.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 1. - С. 58-61.
10. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству: монография /Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 2017. - 96 с.
11. Бондарева С.Т. Ценностные основания личностноориентированного образования / С.Т. Бондарева // Педагогика. - 2016. - №5. - С. 12-15.
12. Бочкарёв Л.Л. Психология творческой деятельности / Л.Л. Бочкарёв. - М.: Педагогика, 2016. - 432 с.
13. Брестин Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: монография /Г.М. Брестин. - М.: Педагогика, 2016. - 140 с.
14. Буренин Я.И. Нравственное воспитание личности школьника / Я.И. Буренин. - М.: Калуга, 2017. - 197 с.
15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 90 с.
16. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.; Педагогика, 1987. - 343 с.
17. Гальперин П.Я., Запорожец, А.В., Карпова, С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: монография / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Просвещение, 1978. - 118 с.
18. Границкая А.С. Научимся думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: кн. для учителя /А.С. Границкая. - М.: Просвещение, 2017. - 72 с.
19. Грановская Р.М., Крижанская, Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов: монография /Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская. - СПб.: ОМБ, 1997. - 179 с.
20. Гуревич П.С. Философия культуры: монография /П.С. Гуревич. - М.: Просвещение, 2017. - 314 с.
21. Давлетшин Г. Гармоничное развитие ребёнка: как развить умственные и физические способности ребёнка: пособие для учителя /Г. Давлетшин. - М.: Аквариум, 2017. - 441 с.
22. Давыдов С.Р. Проблемы развивающего обучения: монография /С.Р. Давыдов. - М.: Педагогика, 2016. - 239 с.
23. Даурская Т.Р. Некоторые проблемы современной дидактики: учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов /Т.Р. Даурская. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
24. Доргунова Л.Я. Исследование креативности в науке и искусстве / Л.Л. Доргунова // Вопросы психологии. - 2015. - №2 - С. 101-106.
25. Дяжко С.Т. Основные идеи и принципы формирования и развития креативности у подростков / С.Т. Дяжко // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. - №4. - С. 56-59.
26. Занков Л.В. Обучение и развитие: экспериментальное
педагогическое исследование: монография / Л.В. Занков. - М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
27. Кабалеев Д.Б. Основные принципы и методы развития креативности у подростков / Д.Б. Кабалеев // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - №7. - С. 26-34.
28. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами / под ред. М.И. Корсакова. - М.: Эксмо, 2016. - 326 с.
29. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников /А.И. Кочетов. - М.: Просвещение, 2018. - 175 с.
30. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Воспитание креативности у детей: методическое пособие для педагогов образовательных учреждений /Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. - М.: ИИП, 2002. - 176 с.
31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: монография /А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1971. - 40 с.
32. Лернер И.Я. Подростковый клуб: монография /И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
33. Мараков Т.Д. История детской психологии / Т.Д. Мараков. - М.: Владос, 2017. - 271 с.
34. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29-33.
35. Моисеенко И.В. Подростковый клуб в современном мире / И.В. Моисеенко // Классный руководитель. - 2015. - № 7. - С. 38-45.
36. Назайкинский Е.В. Подростковый клуб: самоуправление: монография /Е.В. Назайкинский. - М.: Педагогика, 2016. - 254 с.
37. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 1995. - 357 с.
38. Петровский А.В. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1997. - 238 с.
39. Петрушин В.И. Арт-терапия: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / В.И. Петрушин. - М.: Владос, 2015. - 176 с.
40. Радынова О.Л., Груздова, И.В., Комиссарова, Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /О.П. Радынова, И.В. Груздова, Л.Н. Комиссарова. - М.: Академия, 1999. - 176 с.
41. Русанова В.С. Некоторые аспекты творческого воспитания школьников / А.А. Пармёнов // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. - 2015. - № 5. - С. 54-62.
42. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических: исследований учебное пособие для высш. учеб. заведений /М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 150 с.
43. Теплов Б.М. Психология творческих способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2014. - 377 с.
44. Теплов Б.М. Способности и одарённость. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.М. Теплов. - М.: Просвещение, 1981. - 304 с.
45. Поштарева Т.В. Развитие творческого мышления/ Т.В. Поштарева // Педагогика. - 2015. - № 3. - С. 76-85.
46. Рюрик С.Т. Одаренность детей и подростков и методы её исследования / С.Т. Рюрик // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 91-99.
47. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопросы психологии. - 2015. - №3. - С. 22
31.
48. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2012. - 405 с.
49. Урумбасарова Э.А. Проблема творческого воспитания в исторических трудах педагогической науки / Э.А. Урумбасарова. - М.: Алмата, 2015. - 364 с.
50. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие /И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2017. - 520 с.
51. Юдина О.И. Творческое воспитание и эмоциональная сфера личности / О.И. Юдина // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - №
6. - С. 28-44.
52. Якиманская И.С. Разработка технологии личностноориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 31-42.