Введение .................................................................................................................3
Глава I. Индустриальная тематика в местной печати ........................................6
I.1. Производственная тема в местных периодических СМИ............................6
I.2. Промышленные вопросы в повестке дня современной печати ................17
Глава II. Освещение в печатных СМИ юбилея ПАО «КАМАЗ» ....................28
II.1. Юбилейные события на страницах городских газет ................................28
II.2. Юбилей автогиганта «КАМАЗ» на страницах местных газет .................39
Заключение ...........................................................................................................49
Список использованных источников и литературы .........................................54
Приложения ..........................................................................................................66
В истории каждой страны есть события, которые по масштабам и
государственному значению представляют важнейшие этапы на пути их
развития. Таким событием в Республике Татарстан стало строительство
Камского автомобильного завода (сейчас – ПАО «КАМАЗ»), ставшее
всенародной стройкой ХХ века. Одновременно с заводом воздвигался город
автостроителей – Набережные Челны. В этом году в Татарстане отмечается
полувековой юбилей КАМАЗа. Этот юбилей имеет не только
республиканское значение, он отмечается на федеральном уровне. К 50-
летию ПАО «КАМАЗ», согласно выходившим в массмедиа материалам
видно, что готовиться к нему стали за два года, поэтому в средствах массовой
информации (далее – СМИ) данная тема является одной из информационных
повесток дня и освещается в разных аспектах. Отсюда мы видим
актуальность нашего исследования.
О КАМАЗе писали с момента начала его строительства, о чем мы
будем говорить в первой главе нашей работы. Экономическим и
производственным аспектам ПАО «КАМАЗ» посвящены диссертации:
М.У.Иминова «Разработка технологии восстановления коленчатых валов
двигателей Камаз-740» (1992), П.П. Ощепкова «Оценка влияния надежности
автомобиля КамАЗ на безопасность дорожного движения в условиях Севера»
(2000), Е.Ю.Прокофьевой «История отечественной автомобильной
промышленности: от единичного к массовому типу организации
производства» (2011), В.Н.Михайловой «Объемная штамповка поковок колец
синхронизатора коробки передач автомобиля «КАМАЗ»» (2016); научные
статьи: Д.Х.Валеева, В.С.Карабцева «Эволюция аэродинамических
характеристик автомобилей «КАМАЗ»» (2014); А.А.Кузнецова,
Д.А.Васильевой «Анализ экономической эффективности ПАО «КАМАЗ» на
рынке автомобильной техники и автокомпоненто» (2018); Г.Ю.Зудова,5
И.И.Буслаевой, М.П.Лебедева, А.И.Левина «Работоспособность автомобиля
КАМАЗ в условиях криолитозоны» (2018).
Юбилею как явлению и юбилейным событиям посвящены такие
исследовательские работы как: А.И.Буслаев «Имперские юбилеи –
тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год):
организация, символика, восприятие обществом» (2010), А.Г.Евтушенко
«Юбилей как социокультурный феномен» (2012), Н.В.Яремчук «Юбилей
предприятия – праздник для города» (2013), М.Г.Пономарева, А.А.Калинина
«К вопросу о типологической характеристике юбилейных изданий» (2014).
Работ по освещению именно юбилейных событий ПАО «КАМАЗ» нами не
обнаружено.
Объект исследования – освещение юбилея ПАО «КАМАЗ» в печатной
прессе г.Набережные Челны. Предмет – тематико-жанровое своеобразие
материалов о КАМАЗе на страницах печатных СМИ.
Цель работы – особенности подачи материалов о предстоящем юбилее
градообразующего предприятия ПАО «КАМАЗ». В соответствии со
сформулированной целью, ставятся следующие задачи:
- изучить историю появления производственной темы в СМИ;
- рассмотреть промышленность как информационную повестку дня в СМИ;
- раскрыть юбилейную тему в печатных СМИ;
- охарактеризовать жанровое своеобразие материалов о КАМАЗе в местной
печати.
Эмпирической базой работы послужили материалы о КАМАЗе сайтах
газет за первое полугодие 2019 года «Челнинские известия» (175), «Вечерние
Челны» (49), «Единство» (9). Также эмпирической базой послужили
публикации в газетах «Шахри Чаллы» за 1994 год о 25-летнем юбилее
КАМАЗа и газете Тукаевского района «Якты юл» за 1976, 1984 годов и
опубликованных на их официальных сайтах.6
Теоретической основой работы стали труды: KAMAZ 25: юбилейный
альбом (1994), Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Современная местная газета:
типология, особенности функционирования, перспективы развития (2001),
Виннийчук А.В. Городские газеты: исторический, классификационно-типологический и содержательный аспекты (2009), Нурлина А.Г. Работа
пресс-центров на строительстве КамАЗа (2011), Средства массовой
информации в 1917-1930-е гг.: типологическая характеристика (2015).
В ходе исследования мы пользовались методами контент-анализа,
сравнения и анализа.
Практическая значимость работы состоит в том, что опубликованные
материалы в газетах могут послужить источником для составления летописи
строительства атогиганта и города.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения и библиографического списка.
Наше исследование по освещению предстоящего юбилея ПАО
«КАМАЗ» на страницах местной прессы состояла из нескольких этапов.
Изучение мы начали с теоретического материала и посвятили этому первую
главу нашей работы. Мы рассмотрели типологические характеристики
периодики и определили значение местной прессы в системе СМИ. Далее
нами описаны этапы развития местной печати. в результате чего пришли к
выводу, что она сыграла существенную роль в процессе наращивания
промышленного потенциалы страны. Стали появляться массовые рабоче-крестьянские газеты, специализированные рубрики. в которых
рассказывалось о достижениях в советского индустриального общества.
Публикации в газетах носили агитационный и пропагандистский характер.
Мы проследили публикации, которые выходили во время
строительства Камского автомобильного завода. Летописцами и
хроникерами большой стройки стали как зарубежные, так и отечественные
издания: «Советская Татария», «Социалистическая Индустрия», «Советская
культура», «Советская Россия», «Литературная газета», «Советская Татария»,
«Социалистик Татарстан», «Волжская коммуна», «Комсомолец Татарии»,
«Татарстан яшьлэре»; журналов «Новый мир», «Молодой коммунист»,
«Огонек», «Юность», «Коммунист Татарии», «Казан утлары», «Азат хатын»
и еженедельников «За рубежом», «Неделя», «Литературная Россия»; местные
газеты: «Камские зори», «Вести КАМАЗа» (в то время «Рабочий КАМАЗа»),
«Знамя коммунизма» (сейчас «Челнинские известия»); районная газета
«Якты юл».
В выпускной квалификационной работе мы определили, что одним из
главных информационных поводов в отражении промышленных вопросов
автогиганта стала не только деятельность градообразующего предприятия, но
и ТОСЭР. Мы проанализировали по этой теме 6 местных СМИ с 2016 года по
май 2019 года. Полученные данные показали, что наибольшее количество
материалов выходило на портале Chelny-biz и на сайте газеты «Челнинские
известия». В первом СМИ – 62, в газете – 57 в жанре – заметка. В центре
внимания журналистов резиденты ТОСЭР, инвестиционные вложения,
товарная линейка, результаты деятельности компаний-резидентов и бизнеспартнерство. Можно утверждать, что с одной стороны местные СМИ дают
представление о промышленной тематике, но с другой стороны,
количественные и качественные характеристики представленной
информации недостаточны для создания полной картины о местной
индустрии. Всё такие освещение промышленной тематики требует большей
полноты, разнообразия, объективности, формирования креативного контента
для создания положительного производственного/промышленного имиджа
города. Следовательно, необходимо разрабатывать и апробировать линию
поведения в публичном пространстве по продвижению промышленной
тематики в СМИ.
Ключевое исследование представлено во второй главе нашей
дипломной работы. В ней был произведен сбор и анализ информации,
касающейся интерпретации прошлых юбилейных событий ПАО «КАМАЗ»,
в том числе организации и проведения специальных мероприятий. В первом
параграфе мы дали характеристику как освещали местные СМИ 20-летний и
25-летний дни рождения КАМАЗа. Нами уставлено, что в 1989 в газете
«Знамя коммунизма» (сейчас «Челнинские известия») для этого были
созданы специальные рубрики: «Интервью с первопроходцами», «Новости
КамАЗа», «На КамАЗе», «К 20-летию начала строительство КамАЗа». В
1994, к 25-летию, в декабре вышел полностью номер, посвященный ПАО
«КАМАЗ». 25-летняя годовщина отмечена и в подшивке газеты «Шахри
Чаллы» за 1994 год. В течение года печатались поздравления, фотографии,
события федерального значения, в которых КАМАЗ принимал участие,
очерки о ветеранах ударной стройки.52
Далее мы анализировали в печатной прессе новости о грядущем
юбилее ПАО «КАМАЗ» начиная с 2018 года. В этой части
медиа-исследования мы сделали классификацию юбилейных мероприятий по
формату проведения. Таким образом мы выявили 14 форматов:
объявление/комментарии, совещание, запуск таймера, обращение,
корпоративное видео, церемония открытия, форум, беседа, анонс, конкурсы,
акции, лекции, выставки, спортивные события. О них всех информировала
федеральная, республиканская и местная пресса.
Во втором параграфе данной работы проведен контент-анализ
состоявшихся мероприятий по юбилею ПАО «КАМАЗ» с января по июнь
2019 года, а также добавили к ним все публикации, где фигурирует
аббревиатура КАМАЗ. Начали мы исследование с газеты «Челнинские
известия», а точнее с материалов, опубликованных на ее официальном сайте.
За указанный период размещено 175 материалов, из них юбилею посвящено
– 56, что составляет 32% публикаций. Основная форма организации
журналистского материала – хроникальная заметка, в которой отражается
хроника строительства заводов на Каме, человеческие истории и уникальные
фотокадры прошлых лет. Мы выделили также и такой жанр, как
познавательная заметка, их оказалось – 4. Читатель узнает в них о текущих
событиях, приуроченных к 50-летию КАМАЗа. Юбилей представлен и в
жанре зарисовки. Две публикации описывают открытие Года 50-летия и
первую предсерийную сборку КАМАЗ 54901.
Во втором издании, взятом для исследования, газете «Вечерние Челны»
из 49 публикаций только одна публикация посвящена юбилею. В ней
упоминается, что в школах Набережных Челнов пройдут дни КАМАЗа.
Предпочтение издание отдает спорту, в частности 34 материала посвящены
футбольному клубу «КАМАЗ». Центральный жанр газеты – заметка.
Третьим источником для анализа стала газета «Единство», т.е.
публикации на ее сайте, в котором нами найдены только 9 материалов о ПАО53
«КАМАЗ». Доминирует производственная тема – 5 новостей, а о е как и в
«Вечерних Челнах» только одна зарисовка об открытии в мэрии города
Набережные Челны фотовыставки «50 на 50». В целом можно говорить, что
предстоящий камазовский юбилей представлен более полно и разносторонне
в газете «Челнинские известия».
В завершении нашего исследования мы выделили несколько минусов
в деле отражения юбилея в медиа-пространстве. К ним мы отнесли:
недостаточное озвучивание плана мероприятий. не желание пресс-службы
ПАО «КАМАЗ» сотрудничать с городскими организациями и учреждениями,
которые проводят внутри собственные мероприятия приуроченные к
полувековому празднику и последнее то, что СМИ не проводят работу,
связанную с вовлеченностью населения к данному событию.
В связи с этим нами даны следующие предложения:
1. Наладить связь между СМИ и автогигантом для проведения совместных
событий и их всестороннего освещения.
2. Планировать СМИ свою работу, не игнорируя мероприятия, проводимые в
учреждениях и на городских площадках.
3. Журналистам искать свои темы, новые формы и методы работы по теме
КАМАЗа.
4. Пресс-службе ПАО «КАМАЗ» стать информационным партнером,
соорганизатором для тех организаций и учреждений, которые проводят ряд
мероприятий на протяжении длительного периода.
5. Управлению информационной политики и по связям с общественностью
города Набережные Челны взять на себя функцию координатора всех
городских юбилейных мероприятий КАМАЗа в СМИ.
6. Использовать социальные сети в продвижении юбилея челнинского
автогиганта.
В заключении хотим отметить, что наше исследование имеет
перспективы исследования, так как празднование юбилея состоится в конце54
2019 года. Представленные выводы могут стать лейтмотивом для будущих
изысканий, на основе которых можно будет детально рассматривать крупные
мероприятия в рамках 50-летнего празднества и их освещение в средствах
массовой информации. Думаем, что с осени масштабные мероприятиях уже
начнутся в нашем городе. Одним из первых станет своеобразный фестиваль
со 2 по 5 июля, который будет проходить во Дворце культуры «КАМАЗ».