Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ И ТУРИСТСКИХ
МАРШРУТАХ 6
1.1 Основополагающие факторы, влияющие на безопасность в горных и
туристских-маршрутах 6
1.2 Требования к участникам маршрута 12
1.3 Организация безопасности 15
1.4 Основные опасные ситуации в условиях автономного существования и
безопасное поведение при их возникновении 24
1.5. Изучение опасных ситуаций в условиях автономного существования в
образовательном процессе 33
Глава 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 46
2.1 Маршрут безопасности, методика организации маршрута 47
Глава 3
РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
3.1 Результаты до внедрения программы 53
3.2 Программа формирование безопасного поведения на туристских
маршрутах 66
3.3Результаты после внедрения программы 69
Заключение 83
Список литературы 84
Обоснование (актуальность) темы: статистика травматизма в туристских походах высока, поэтому необходимо научить учащихся, желающих активно использовать туристские и альпинистские технологии для активного отдыха к систематизации и пониманию того что незнание и плохая подготовка, а так же плохое освоение материала курса ОБЖ «Автономное существование человека в природе» может неблагоприятно отразится на конечном результате мероприятия. Обучение и подготовка к туристским походам необходимы для снижения статистики травматизма на маршрутах.
Опытные спортсмены, прошедшие маршруты различных категорий сложности, прекрасно понимают, то к чему они готовы, и никогда не возьмутся за маршруты, которые для них еще недоступны. Но учащиеся зачастую берутся за участки, к которым они в принципе не готовы, не умеют прогнозировать и проводить соответствующую разведку местности, не умеют безопасно прокладывать маршрут, и организовывать соответствующие мероприятия по безопасности. Исходя из этого, появилась проблема в разработке стратегии по снижению статистики травматизма в туристских маршрутах и спелео-системе.
Проблема исследования: каковы организационно-педагогические
условия формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
Для решения проблемы исследования и подтверждения нашей гипотезы, нами была поставлена следующая цель исследования:
выявление и экспериментальное апробирование организационнопедагогические условий формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
Гипотеза исследования: формирование безопасного поведения
учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов будет эффективным при следующих организационно -
педагогических условиях:
Формировании первичных навыков и умений
Разработка учебных маршрутов различной степени сложности
Сформировать представление о безопасном поведении в туристских походах.
Для достижения поставленной цели нами было поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
Э.Экспериментально апробировать организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
В ходе исследования использовались такие общенаучные методы исследования как, анализ научно-методической литературы и нормативной документации, сбор и анализ статистических данных, педагогическое наблюдение, формирующий эксперимент.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
1. Научно обоснованы педагогические условия к формированию формирование безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
2.Определены факторы, способствующие повышению безопасности на туристских маршрутах.
Практическая значимость - результаты работы должны способствовать к уменьшению аварий происходящих при прохождении туристских маршрутов, а также к лучшему усваиванию материала Основы безопасности жизнедеятельности раздела -Автономное существование человека в природе , а также использование результатов исследования должно способствовать к улучшению спортивной подготовки школьников.
Структура и объем работы: 3 главы ^заключение, список литературы,89 станиц ,19 таблиц и 11 диаграмм .
Анализ научно-методической литературы показал нам что, основными причинами аварий на маршруте являются природные факторы, затем роковую роль сыграл человеческий фактор, т.е. допущенные ошибки и нарушения техники безопасности, для предупреждения данных последствий необходимо провести подготовку учащихся в умении прогнозировать погоду, разведку местности и обучить порядок регистрации предстоящего мероприятия.
Для решения проблемы безопасного проведения в туристских походах и спелеосистеме, нами был разработан маршрут безопасности и программа подготовки по технике безопасности для прохождения туристских маршрутов, данная программа увеличила качество знаний в технике безопасности, умениях и навыках . В программе предполагалась такая подготовка как, знания о возможных сложных участках в горной и спелео системе, ориентирование на местности, способы разведки местности, правила безопасной работы со специальным снаряжением и многое другое, после исследования экспериментальная группа показала высокий уровень знаний в технике безопасности и приобрела необходимые навыки и умения , получается что, дополнительная программа подготовки учащихся «Программа безопасности» может являться организационно-педагогическим условием по формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.