Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРАХ И ТУРИСТСКИХ
МАРШРУТАХ 6
1.1 Основополагающие факторы, влияющие на безопасность в горных и
туристских-маршрутах 6
1.2 Требования к участникам маршрута 12
1.3 Организация безопасности 15
1.4 Основные опасные ситуации в условиях автономного существования и
безопасное поведение при их возникновении 24
1.5. Изучение опасных ситуаций в условиях автономного существования в
образовательном процессе 33
Глава 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 46
2.1 Маршрут безопасности, методика организации маршрута 47
Глава 3
РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
3.1 Результаты до внедрения программы 53
3.2 Программа формирование безопасного поведения на туристских
маршрутах 66
3.3Результаты после внедрения программы 69
Заключение 83
Список литературы 84
Обоснование (актуальность) темы: статистика травматизма в туристских походах высока, поэтому необходимо научить учащихся, желающих активно использовать туристские и альпинистские технологии для активного отдыха к систематизации и пониманию того что незнание и плохая подготовка, а так же плохое освоение материала курса ОБЖ «Автономное существование человека в природе» может неблагоприятно отразится на конечном результате мероприятия. Обучение и подготовка к туристским походам необходимы для снижения статистики травматизма на маршрутах.
Опытные спортсмены, прошедшие маршруты различных категорий сложности, прекрасно понимают, то к чему они готовы, и никогда не возьмутся за маршруты, которые для них еще недоступны. Но учащиеся зачастую берутся за участки, к которым они в принципе не готовы, не умеют прогнозировать и проводить соответствующую разведку местности, не умеют безопасно прокладывать маршрут, и организовывать соответствующие мероприятия по безопасности. Исходя из этого, появилась проблема в разработке стратегии по снижению статистики травматизма в туристских маршрутах и спелео-системе.
Проблема исследования: каковы организационно-педагогические
условия формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
Для решения проблемы исследования и подтверждения нашей гипотезы, нами была поставлена следующая цель исследования:
выявление и экспериментальное апробирование организационнопедагогические условий формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
Гипотеза исследования: формирование безопасного поведения
учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов будет эффективным при следующих организационно -
педагогических условиях:
Формировании первичных навыков и умений
Разработка учебных маршрутов различной степени сложности
Сформировать представление о безопасном поведении в туристских походах.
Для достижения поставленной цели нами было поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
Э.Экспериментально апробировать организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
В ходе исследования использовались такие общенаучные методы исследования как, анализ научно-методической литературы и нормативной документации, сбор и анализ статистических данных, педагогическое наблюдение, формирующий эксперимент.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
1. Научно обоснованы педагогические условия к формированию формирование безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
2.Определены факторы, способствующие повышению безопасности на туристских маршрутах.
Практическая значимость - результаты работы должны способствовать к уменьшению аварий происходящих при прохождении туристских маршрутов, а также к лучшему усваиванию материала Основы безопасности жизнедеятельности раздела -Автономное существование человека в природе , а также использование результатов исследования должно способствовать к улучшению спортивной подготовки школьников.
Структура и объем работы: 3 главы ^заключение, список литературы,89 станиц ,19 таблиц и 11 диаграмм .
Анализ научно-методической литературы показал нам что, основными причинами аварий на маршруте являются природные факторы, затем роковую роль сыграл человеческий фактор, т.е. допущенные ошибки и нарушения техники безопасности, для предупреждения данных последствий необходимо провести подготовку учащихся в умении прогнозировать погоду, разведку местности и обучить порядок регистрации предстоящего мероприятия.
Для решения проблемы безопасного проведения в туристских походах и спелеосистеме, нами был разработан маршрут безопасности и программа подготовки по технике безопасности для прохождения туристских маршрутов, данная программа увеличила качество знаний в технике безопасности, умениях и навыках . В программе предполагалась такая подготовка как, знания о возможных сложных участках в горной и спелео системе, ориентирование на местности, способы разведки местности, правила безопасной работы со специальным снаряжением и многое другое, после исследования экспериментальная группа показала высокий уровень знаний в технике безопасности и приобрела необходимые навыки и умения , получается что, дополнительная программа подготовки учащихся «Программа безопасности» может являться организационно-педагогическим условием по формирования безопасного поведения учащихся 9-х классов в процессе организации и проведения туристских походов.
1. Беликов К.Н. Формирование личности безопасного типа поведения в контексте внедрения новых образовательных стандартов [Текст] / К.Н. Беликов // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 18 декабря 2015 г.
2. Боголюбова, В. С. Экономика туризма : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. - М. : Академия, 2011. - 192 с.
3. В. В. Гафнер, А. Н. Павлова; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург,
2015. - С. 38-41.
4. В.В. Гафнер. — М. : ФЛИНТА Наука, 2016. — 280 с.
5. Волков, В. Г. Методические основы пешеходного туризма : учеб. - метод. пособие / В. Г. Волков, А. В. Соболев, Р. И. Ляпин. - Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. - 79 с.
6. Волков, В.А. Роль курса ОБЖ в формировании навыков выживания человека в автономном существовании [Текст] / В.А. Волков // Журнал «Познание». - 2017.
7. Волонтеры «Лизы Алерт» рассказали, скольких пропавших людей удалось найти живыми [Электронный ресурс] // МК. 2018. URL: http://www.mk.ru/social/2018/02/06/volontery-lizy-alert-rasskazali- skolkikhpropavshikh-lyudey-udalos-nayti-zhivymi.html (дата обращения: 24.01.18).
8. Воскресенский, В. Н. Международный туризм : учеб. пособие для студентов вузов / В. Ю. Воскресенский. - М. : Юнити-Дана, 2010. - 255 с.
9. Г еография России : энц. словарь / гл. ред. А. П. Г оркин. - М. : Большая российская энциклопедия, 2002. - 208 с.
10. Говор, В. В. Регламент по спортивному туризму / В. В. Говор, С. И. Костин, С. Н. Панов // Турист России. - 2008. - № 5. - С. 117.
11. Грановская, Р.М., Никольская, И.М. Защита личности: психологические механизмы [Текст] / Р.М. Грановская, И.М. Никольская - СПб.,
12. Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов // Турист России. - 2009. - № 4 - С. 4.
13. Жукова, М. А. Индустрия туризма : менеджмент организации / М. А. Жукова. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 198 с.
14.Зорин, И. В. Туризм и охрана окружающей среды : учеб. пособие / И.
B. Зорин, Ю. А. Штюрмер. - М. : ЦРИБ «Турист», 2004. - 234 с.
15. Карвунис, Ю. А. Активный туризм как перспективная форма рекреациии студенческой молодежи в каникулярный период / Ю. А. Карвунис // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. -
C. 47-48.
16. Кодыш, Э. Н. Соревнования туристов (пешеходный туризм). - М. : ФиСД, 1990. - 460 с.
17. Кошеваров, А. В. Пешеходный туризм / А. В. Кошеваров, Е. А.
Чудакова. - Рязань : Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2010. - 147 с.
18. М. : Дрофа, 2017. — 95 с.;29, 31.
19. Метод кейс-стади [Электронный ресурс] // Студопедия. URL: https://studopedia.ru/14_76115_metod-keys-stadi.html (дата обращения:
08.05.18) .
20. Метод кейс-стади [Электронный ресурс] // Студопедия. URL: https://studopedia.ru/14_76115_metod-keys-stadi.html (дата обращения: 08.05.18) .
21. Метод ситуационного упражнения (задачи) [Электронный ресурс] // Студопедия. URL: https: //studopedia.ru/12_239743_metodsituatsionnogo - uprazhneniya-zadachi.html (дата обращения: 08.05.18).
22. Метод ситуационного упражнения (задачи) [Электронный ресурс] // Студопедия. URL: https: //studopedia.ru/12_239743_metodsituatsionnogo - uprazhneniya-zadachi.html (дата обращения: 08.05.18).
23. Методика Рокича. Ценностные ориентации [Электронный ресурс] // Психология счастливой жизни. URL: https://psycabi.net/testy/320- metodikarokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie- tsennostnykhorientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu (дата обращения: 08.05.18).
24. Мошкин, В. Н. Подготовка к безопасному поведению [Текст] / В.Н. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности.- 2000.- № 11.- С. 20-22.
25. Мошкин, В.Н. Знания и умения - основа подготовки к выживанию [Текст]/ В.Н. Мошкин // Основы безопасности жизни.- 1997.- № 10.- С. 7-12. .
26. Организация туризма : учеб. пособие / А. П. Дурович, Н. И. Кабушкин, Т. М. Сергеева и др. - М. : Новое знание, 2009. - 632 с.
27.Основы безопасности жизнедеятельности. 10—11 классы. Базовый уровень [Текст] : учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н.
Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — 3-е изд., перераб. —
28. Панов, С. Н. Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов / С. Н. Панов, Р. Деянов. - М. : Турист России,
2001.- 10 с.
29. Педагог играет роль консультанта Мошкин, В. Н. Подготовка к безопасному поведению [Текст] / В.Н. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности.- 2000.- № 11.- С. 20-2224.
30. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеучебной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.0.01 / А.В. Попков ; Удм. гос. пед. ун-т - Ижевск, 2007. - 18с.33.
31. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеучебной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.0.01 / А.В. Попков ; Удм. гос. пед. ун-т - Ижевск, 2007. - 18с.]
32. Правила совершения восхождений : принят на заседании президиума Федерации альпинизма России 23.05.2010 протокол заседания №17. - Режим доступа : http://www.alpfederation.ru/article/rulescompacsent.
(Дата обращения 24.12.2015).
33. Проект Alp [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://alp.org.ua/?p=83653. (Дата обращения 24.12.2018).
34. Проектный метод в обучении [Электронный ресурс] // Vuzlit. URL: https://vuzlit.ru/440713/proektnyy_metod_obuchenii (дата обращения: 08.05.18) .
35. Путрик, Ю. С. Туризм глазами географа / Ю. С. Путрик, В. В. Свешников. - М. : Мысль, 2007. - 158 с.
36. Развитие туризма как механизма повышения доходов и обеспечения занятости населения, проживающего в национальных парках России // Заповедники и национальные парки. - 2006. - № 31. - С. 32.
37. Районирование рекреационного хозяйства Республики Башкортостан // Вестник Башкирского университета. Сер. Науки о земле. - 2007. - № 1. - С.
38. Регламент соревнований по виду спорта «Спортивный туризм» в группе дисциплин «Маршрут» // Турист России. - 2013. - № 6. - С. 3
20.
39. Рекомендации по классификации маршрутов и требования к отчёту о первопрохождений (первовосхождений) - М. : Федерация Альпинизма России, 2010. - 7 с.
40. Самойленко, А. А. География туризма / А. А. Самойленко. - М., 2007. - С. 258.
41. Скиталец сервер туристов и путешественников [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://skitalets.ru/. (Дата обращения 23.12.2018).
42. Соколова, М. В. История туризма : учеб. пособие / М. В. Соколов // М. : Академия, 2004. - 75 с.
43. Соловьев, С. М. Молодежный туризм / С. М. Соловьев. - М. : Альфа- книга, 1988. - 278 с.
44. Соловьев, С. С. Безопасный отдых и туризм: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / С.С. Соловьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с. - С.134..
45. Соловьев, С. С. Безопасный отдых и туризм: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / С.С. Соловьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с. - С.134.
46. Спелеология Татарии и волго-вятского края [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kxk.ru/speleo/v16_267141_1.php (Дата обращения 23.01.2016).
47. Теория и методика спортивного туризма : учеб. / под ред. В. А. Таймазова, Ю. Н. Федотова. - М. : Советский спорт, 2014. - 423 с.
48. Туристско-спортивный союз России [электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.tssr.ru/. (Дата обращения 23.12.2018).
49. Туристско-спортивный союз России [Электронный ресурс]. - Режим
доступа : http://www.tssr.ru/speleo/spp/mkk/550/. (Дата обращения 23.12.2015) .
50. Уваров, В. А. В поход пешком / В. А. Уваров, А. А. Козлов. - М. : Советский спорт, 1988. - 48 с.
51. Ушел в лес и не вернулся: как и почему пропадают люди [Электронный ресурс] // SALT ZONE. 2016. URL: https://salt.zone/radio/1042 (дата обращения: 06.02.18)44.
52.Черное на сером. За год в России пропадают без вести свыше 120 тысяч человек [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2012/09/26/poisk.html (дата обращения: 24.01.18).