ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧРЕЖДЕНИЙ 6
1.1. Понятие и признаки учреждения 6
1.2. Виды и типы учреждений по российскому законодательству 19
Глава II. УПРАВЛЕНИЕ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОСНОВА В БЮДЖЕТНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 27
2.1. Понятие и особенности гражданской правосубъектности бюджетных и
казенных учреждений 27
2.2. Правовой режим имущества бюджетных и казенных учреждений 42
2.3. Управление в бюджетных и казенных учреждениях 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Создание эффективных механизмов деятельности государственных (муниципальных) учреждений, при которых указанные лица различных типов, в рамках поставленных перед ними задач оказывают услуги физическим и юридическим лицам, является непременным условием реализации публичной функции государства.
Вместе с подобной публичной значимостью учреждений, они по своей сути являются некоммерческими юридическими лицами, соответственно, отношения связанные с ними регулируются, в первую очередь, гражданским правом. Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
На данном этапе законодательство об учреждениях претерпевает значительные изменения и продолжает активно развиваться: в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) в Российской Федерации происходит комплексная перестройка системы учреждений, собственниками которых являются публично-правовые образования.
Как следует из пояснительной записки к проекту Закона , он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создания условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети. Среди основных новелл указанного федерального закона - значительное изменение положения бюджетных учреждений и создание нового типа учреждений - казенных.
Производимое совершенствование законодательства должно привести к четкому определению прав, обязанностей и ответственности учреждений, что не только позволит оптимизировать их финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение, но и значительно повысит их роль в различных сферах жизнедеятельности общества: в образовательной, в медицинской, в культурной и т.д. Все указанное свидетельствует о безусловной актуальности темы избранной для темы данного дипломного исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с правовым положением бюджетных и казенных учреждений как субъектов гражданского права.
Предметом исследования явились нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с правовым положением бюджетных и казенных учреждений, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о бюджетных и казенных учреждениях как субъектах гражданского права, достижение данной цели связано с решением следующих научно-практических задач:
- изучить различные виды и типы учреждений по российскому законодательству;
- охарактеризовать понятие и особенности гражданской правосубъектности бюджетных и казенных учреждений;
- раскрыть особенности правового режима имущества бюджетных и казенных учреждений;
-рассмотреть основные положения об управлении в бюджетных и казенных учреждениях;
- исследовать понятие и особенности автономного учреждения, его права на пользование и распоряжение имуществом и особенности управления в автономном учреждении.
Изучением правового положения учреждения как субъекта гражданского права, занимались Авдеев В.В., Ахмедова З.А., Азанова М.В., Ахметьянова З.А. Бараненкова И.В., Батяев А.А., Бойко Н.Н., Болдырев В.А., Глушко Е.К., Григорьева Н.С., Гришаев С.П., Дощицина О.В., Егоров А.В., Жуков А., Кирилловых А.А., Клещев С.Е., Колотыгина З.А. Комиссарова Е.Г. Королева Т.В. Лескова Ю.Г. Останин А.А. Отнюкова Г.Д. Сенников Н.М. Серова О.А. Соменков С.А. Сумской Д.А. Сюбарева И.Ф. Фольгерова Ю.Н. Чагин К.Г. Яговкина В.А. и другие.
Поставленные задачи обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая посвящена изучению общей характеристике правового статуса учреждений, в частности, рассмотрению история развития законодательства об учреждениях в России, понятия и признаков учреждения, а также видов и типов учреждений по российскому законодательству.
В главе второй дана характеристика общих положений о правовом статусе бюджетных и казенных учреждений, а именно: понятию и особенностям гражданской правосубъектности бюджетных и казенных учреждений; правовому режиму имущества бюджетных и казенных учреждений, а также управлению в бюджетных и казенных учреждениях.
Развитие института учреждения в Российской Федерации имеет достаточно длительную историю и эта организационно-правовая форма юридического лица остается востребованной и на современном этапе, о чем свидетельствует продолжение совершенствования законодательства в этой сфере. Современный институт учреждения характеризуется большим своеобразием и во многом отличается от аналогичного института советского периода, когда он являлся институтом скорее административного, а не гражданского права.
При этом учреждение представляет собой особую разновидность некоммерческих юридических лиц. Соответственно, учреждение характеризуется всеми признаками юридического лица (организационным единством, имущественной обособленностью, способностью выступления в гражданском обороте от своего имени и т.д.). Учреждение также обладает собственными специфическими признаками, к числу которых можно отнести осуществление функций некоммерческого характера; закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления; назначение либо утверждение органов учреждений учредителем; полное либо частичное финансирование деятельности учреждения учредителем; строго целевой характер использования имущества; ограниченность участия в гражданском обороте; наличие субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам учреждения. Кроме того, особый статус учреждения и выполняемая им роль позволяет и на современном этапе дать определение рассматриваемого субъекта права не только как гражданско-правового института, но и как финансового или административного.
Современное законодательство предусматривает возможность создания учреждений различных видов и типов. При этом в зависимости от формы собственности учреждения могут быть трех видов: частные, государственные и муниципальные, то есть могут быть созданы как публично-правовыми образованиями (государством или муниципальными образованиями), так и частными (юридическими и физическими лицами). Кроме того, классификация учреждений может осуществляться и в зависимости от целевого назначения.
Что касается типологии государственных и муниципальных учреждений, то по ныне действующему законодательству, существует три типа учреждений: бюджетное, автономное и казенное (возможность создания последнего была предусмотрена относительно недавно - нормами ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
Особенности гражданской правосубъектности учреждений обусловлены прежде всего их организационно-правовой формой, которая предопределяет их специальную правоспособность: основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение целей установленных законом и учредительными документами. Однако учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям и при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений, доходы же казенного учреждения направляются непосредственно в бюджет. Соответственно, можно предположить, что доходы казенного учреждения, полученные в результате использования закрепленного за ним имущества, получают статус бюджетных доходов, которые фактически приравнены к таковым в качестве неналоговых поступлений.
Правовой режим имущества бюджетных учреждений отличается двойственностью, соответственно, двум видам принадлежащего ему имущества: имущества, переданного собственником и принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, и средств, полученным учреждением в результате осуществления приносящей доход деятельности и имущества приобретенного за счет этих средств, опосредуемым самостоятельным распоряжением учреждения. Однако это правило представляется не применимым к казенным учреждениям, ввиду того, что доходы, полученные им от приносящей доход деятельности, поступают непосредственно в бюджет.
В литературе отсутствует единая точка зрения о природе права, на котором учреждению принадлежат самостоятельно получаемые доходы. Представляется, что оно является особым вещным правом на определенные виды имущества - правом самостоятельного распоряжения. Учреждению как обладателю указанного права принадлежат правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Однако эти правомочия в определенной мере ограничены необходимостью осуществлять их строго в соответствии с целями, ради которых создано данное конкретное учреждение, поскольку такого участника гражданского оборота законодатель наделил специальной правосубъектностью.
Следует отметить, что производимые реформы законодательства в сфере регулирования правоотношений, связанных с правовым статусом учреждений, направлены на комплексное изменение положения учреждений в гражданском обороте. Среди основных нововведений можно выделить следующие: изменяются механизмы финансового обеспечения учреждений; бюджетные и автономные учреждения имеют право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений и устраняется субсидиарная ответственность государства или муниципального образования по обязательствам бюджетных и автономных учреждений, но при этом расширяются права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает его учредитель.
Соответственно, все типы государственных (муниципальных) учреждений будут оказывать услуги в пределах заданий за счет бюджетных средств, однако полностью осуществлять содержание учреждения публично-правовое образование будет только по отношению к казенным учреждениям, бюджетные же и автономные учреждения должны получить средства на реализацию выполнения задания и на содержание закрепленного за ними имущества, все остальное зарабатывать сами в пределах выполнения своих функций. Реформирование сопровождается и вовлечением в гражданский оборот бюджетных учреждений, которые, с одной стороны, осуществляют функции некоммерческого характера, а с другой - являются активными участниками экономического оборота.
Таким образом, основной особенностью учреждений как субъектов гражданского права является осуществление ими деятельности в рамках осуществления отдельных публично-правовых функций, двойственный правовой режим имущества, особые правила привлечения к ответственности и бюджетное финансирование деятельности.
1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11 ФКЗ) // СЗ РФ. № 31. 2014. Ст. 4398. (с изм. и доп.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 01.01.2019) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. (с изм. и доп.)
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.12.2018) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. (с изм. и доп.)
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 3823. (с изм. и доп.)
5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. (с изм. и доп.)
6. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон № 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019] // СЗ РФ. 2010. № 49. -Ст. 6422. (с изм. и доп.)
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон № 83-ФЗ (ред. от 8.05.2010) // СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291. (с изм. и доп.)
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон № 217- ФЗ (ред. от от 2.08.2009) // СЗ РФ. 2009. № 31. Ст. 3923. (с изм. и доп.)
9. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006. (с изм. и доп.)
10. Об автономных учреждениях: федер. закон № 174-ФЗ (ред. от
01.01.2018) // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626. (с изм. и доп.)
11. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон № 94-ФЗ (ред. от 21.07.2015) // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105. (с изм. и доп.)
12. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федер. закон № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591. (с изм. и доп.)
13. О некоммерческих организациях: федер. закон № 7-ФЗ (ред. от
29.07.2018) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145. (с изм. и доп.)
14. О порядке осуществления федеральными органами исполнительной
власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения (вместе с «Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения», «Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя
федерального казенного учреждения»): постановление Правительства РФ № 537 (ред. от 26.07.2010) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4236. (с изм. и доп.)
15. О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом: постановление Правительства РФ № 432 (ред. от 05.07.2008) // СЗ РФ. 2008. № 23. Ст. 2721. (с изм. и доп.)
16. Об утверждении Положения об осуществлении федеральными
органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя
федерального автономного учреждения: постановление Правительства РФ № 662 ( ред. от 10.10.2007)// СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5056. (с изм. и доп.)
17. О Правилах предоставления платных медицинских услуг населению: приказ Минздравмедпрома РФ № 109 (ред. от 29.03.1996) // Здравоохранение. 1996. № 6. (с изм. и доп.)
18. Бюджетный кодекс Республики Татарстан № 35-ЗР (от 29.05.2018) // Республика Татарстан. 2004. № 113. (с изм. и доп.)
19. Об утверждении Положения об условиях и порядке формирования муниципального задания (задания учредителя) автономному учреждению муниципального образования «город Набережные Челны»: постановление Исполкома муниципального образования «г. Набережные Челны» от 4 сентября 2007 г. № 3230 // Челнинские известия. 2007. № 168-170. (с изм. и доп.)
20. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 11.
21. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик: закон [от 31 мая 1991 г. № 2211] // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
22. Гражданский кодекс РСФСР: закон [от 11 июня 1964 г] // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964 г. 18 июня.
23. О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р. (вместе с «Гражданским кодексом Р.С.Ф.С.Р.»): постановление ВЦИК [от 11 ноября 1922 г.] // СУ РСФСР. 1922. № 71. - Ст. 904.
24. О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР: постановление Совета Министров СССР [от 26 июня 1980 г. № 527] // СПП СССР. 1980. № 20. Ст. 117.
25. Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (вместе с Основами законодательства): закон СССР [от 8 декабря 1961 г. ] // Ведомости ВС СССР. 1961. № 50. Ст. 525.
26. О хозяйственных операциях учреждений, состоящих на государственном бюджете: декрет ВЦИК, СНК РСФСР [от 27 сентября 1926 г.] // СУ РСФСР. 1926. № 64. Ст. 499.
27. О мерах к урегулированию торговых операций государственных учреждений и предприятий: декрет СНК РСФСР [от 2 января 1923 г. ] // СУ РСФСР. 1923. № 14. Ст. 173.
II. Специальная литература
1. Авдеев В.В. Учреждения культуры: концертная деятельность / В.В. Авдеев // Налоги. 2015. № 3. С. 10-15.
2. Ахмедова З.А. Правовое положение учреждений, финансируемых собственником : на примере учреждений социокультурной сферы: автореф. дисс. ... к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2016. 22 с.
3. Азанова М.В. О природе вещного права автономного учреждения на доходы от предпринимательской деятельности / М.В. Азанова // Реформы и право. 2018. № 3. С. 7-11.
4. Ахметьянова З.А. О доходах учреждений и их правовом режиме / З.А. Ахметьянова // Финансовое право. 2008. № 3. С. 15-19.
5. Бараненкова И.В. Правомочия и ответственность собственника имущества бюджетного учреждения / И.В. Бараненкова // Спорт: экономика, право, управление. 2016. № 1. С. 19-22.
6. Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (постатейный) [Электронный ресурс]: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
7. Бойко Н.Н. Финансово-правовое регулирование деятельности бюджетных учреждений : автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2008. 24 с.
8. Болдырев А. Ответственность учреждений по долгам, связанным с их деятельностью / А. Болдырев // Законность. 2017. № 7. С. 52-53.
9. Болдырев В.А. Новая типология государственных и муниципальных учреждений / В.А. Болдырев // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 62-65.
10. Глушко Е.К. Комментарий постатейный к Федеральному закону «Об
автономных учреждениях» / Е.К. Глушко. М.: Публично-правовые
исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. АНО Центр публично-правовых исследований, 2018. С. 253-339.
11. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2015. 720 с.
12. Григорьева Н.С. Автономные учреждения: создание, реорганизация и ликвидация / Н.С. Григорьева // Гражданское право. 2017. № 4. С. 14-17.
13. Григорьева Н.С. Правовой режим имущества автономных учреждений / Н.С. Григорьева // Юрист. 2014. № 8. С. 51-58.
14. Гришаев С.П. Комментарий Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс]: электрон. дан. М., 2017. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
15. Гришаев С.П. Некоммерческие организации [Электронный ресурс]: электрон. дан. М., 2015. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
16. Дощицина О.В. Финансово-правовой статус автономного учреждения : автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2016. 22 с.
17. Егоров А.В. Учреждения как некоммерческие юридические лица по гражданскому праву России : автореф. дисс. ... к.ю.н. Волгоград, 2006. 26 с.
18. Еременко В.И. О создании бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ / В.И. Еременко // Законодательство и экономика. 2015. № 1. С. 26-29.
19. Ерохина Т.В. Структура административно-правового статуса медицинских учреждений / Т.В Ерохина // Медицинское право. 2017. № 4. С. 1721.
20. Жуков А. «Самостоятельное» имущество бюджетных учреждений / А. Жуков // ЭЖ-Юрист. 2017. № 39. С. 4-8.
21. Залесский В.В. Новое юридическое лицо (автономное учреждение) / В.В. Залесский // Журнал российского права. 2018. № 4. С. 61-69.
22. Кирилловых А.А. Автономное учреждение как форма юридического лица в социальной сфере / А.А. Кирилловых // Адвокат. 2019. № 4. С. 95-97.
23. Кирилловых А.А. Казенное учреждение как некоммерческая организация / А.А. Кирилловых // Право и экономика. 2013. № 9. С. 23-28.
24. Кирилловых А.А. Концепция учреждения в развитии социальных организаций / А.А. Кирилловых // Законодательство и экономика. 2014. № 2. С. 10-12.
25. Кирилловых А.А. Об учреждениях в Концепции развития гражданского законодательства / А.А. Кирилловых // Законодательство и экономика. 2015. № 11. С. 31-35.
26. Киселев А.В. Административно-правовой статус государственных учреждений: понятие, элементы, особенности / А.В. Киселев // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 6. С. 32-38.
27. Клещев С.Е. Гражданская правосубъектность бюджетных учреждений (в аспекте реформы системы публичных учреждений) / С.Е. Клещев // Гражданское право. 2018. № 3. С. 14-18.
28. Колотыгина З.А. Правоспособность бюджетных учреждений / З.А. Колотыгина // Юрист. 2015. № 12. С. 29-36.
29. Комиссарова Е.Г. Право на предпринимательскую деятельность в составе правосубъектности некоммерческого юридического лица / Е.Г. Комиссарова // Цивилист. 2017. № 2. С. 34-40.
30. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (постатейный) / Г.Е. Авилов, В.В. Безбах, М.И. Брагинский и др.; под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 1997. 777 с.
31. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) [Электронный ресурс]: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
32. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2019. 912 с.
33. Королева Т.В. Гражданско-правовой статус государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (государственного вуза) и его структурных подразделений : автореф. дисс. ... к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2006. 27 с.
34. Кочаненко Е.П. Некоторые аспекты организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере размещения заказов и внутреннего финансового контроля (аудита) / Е.П. Кочаненко // Законодательство и экономика. 2017. № 3. С. 14-25.
35. Кустов А.А., Курбатова С.С. Ответственность собственника по обязательствам учреждений / А.А. Кустов, С.С. Курбатова // Арбитражные споры. 2018. № 2. С. 77-108.
36. Лескова Ю.Г. Правовое положение учреждений по российскому законодательству : автореф. дисс. ... к.ю.н. Белгород, 2004. 24 с.
37. Лескова Ю.Г. К вопросу о правовом положении государственных (муниципальных) учреждений: новеллы законодательства / Ю.Г. Лескова // Российская юстиция. 2016. № 10. С. 65-68.
38. Николюкин С.В., Апоницкий С.В. Основные направления взаимодействия Правительства РФ и подведомственных ему образовательных учреждений высшего профессионального образования / С.В. Николюкин, С.В. Апоницкий // Юридическое образование и наука. 2017. № 3. С. 32-35.
39. Останин А.А. Сравнительная характеристика типов государственных (муниципальных) учреждений по новому законодательству / А.А. Останин // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 63-67.
40. Отнюкова Г.Д. Автономное учреждение / Г.Д. Отнюкова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 3. С. 107-116.
41. Палагин Д. Н. Административно-правовой статус государственных автономных учреждений : автореф. дисс. ... к.ю.н. Саратов, 2010. 22 с.
42. Петров А.А. К вопросу о правовой природе задания учредителя автономного учреждения / А.А. Петров // Реформы и право. 2016. № 4. С. 13-15.
43. Сенников Н.М. Изменение типов образовательных учреждений на автономные и сохранение социальных гарантий их работникам / Н.М. Сенников // Трудовое право. 2017. № 11. С. 69-75.
44. Серова О.А. Правовые аспекты изменения типа учреждения в процессе реформы бюджетного сектора / О.А. Серова // Финансовое право. 2017. № 2. С. 14-17.
45. Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте (учебно-практическое пособие) / О.Ю. Скворцов. М.: Волтерс Клувер, 2006. 244 с.
46. Соменков С.А. Учреждения на современном этапе развития законодательства / С.А. Соменков // Законы России: опыт, анализ, практика.
2019. № 2. С. 14-23.
47. Сумской Д.А. Особенности изъятия имущества у учреждения / Д.А. Сумской // Российская юстиция. 2017. № 1. С. 19-21.
48. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс]: электрон. дан. М.: Юстицинформ, 2006. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
49. Сюбарева И.Ф. Правовой режим имущества образовательных учреждений России : автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2010. 18 с.
50. Тихомиров А. Учреждение как хозяйствующий субъект: отношения с собственником / А. Тихомиров // Российская юстиция. 2013. № 4. С. 17-18.
51. Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В. Комментарий к Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (постатейный) / М.Ю. Тихомиров, Л.В. Тихомирова // Законодательство и экономика. 2017. № 3. С. 3-44.
52. Унитарные предприятия, учреждения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: Постатейный комментарий к статьям 113 - 115, 120 и главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации / П.В. Крашенинников, А.В. Майфат, И.Б. Миронов, и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. 124 с.
53. Фольгерова Ю.Н. Учреждения как субъекты несостоятельности (банкротства) / Ю.Н. Фольгерова // Безопасность бизнеса. 2010. № 1. С. 20-21.
54. Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный) [Электронный ресурс]: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
55. Чагин К.Г. Автономные учреждения: «госкорпорации» в социальной сфере или мостик к рынку? / К.Г. Чагин // Законодательство и экономика. 2018. № 5. С. 14-24.
56. Чепарина О.А. Организационная структура бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования как юридического лица : Гражданско-правовой аспект: автореф. дисс. Казань, 2008. 25 с.
57. Шеховцева Е.В. Автономные учреждения: субъекты административной ответственности в бюджетной сфере / Е.В. Шеховцева // Спорт: экономика, право, управление. 2018. № 3. С. 14-15.
58. Юридические лица и их государственная регистрация: Постатейный комментарий к статьям 48 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс]: электрон. дан. М.: Статут, 2010. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
59. Яговкина В.А. Финансирование из бюджетов деятельности автономных учреждений / В.А. Яговкина // Финансовое право. 2018. № 1. С. 9-12.
60. Яговкина В.А. Финансы государственных и муниципальных учреждений как децентрализованные публичные фонды / В.А. Яговкина // Финансовое право. 2017. № 1. С. 6-8.
III. Материалы судебной иной юридической практики
1. Определение Конституционного Суда РФ от 23 марта 2010 г. № 443-О- О [Электронный ресурс].: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2018 г. № 80-О- О [Электронный ресурс].: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 : [в ред. от 19.04.2007 г.]: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Постановление ФАС Уральского округа от 14 февраля 2011 г. № Ф09- 107/11-С1 [Электронный ресурс] : по делу № А50-12457/2010.: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2011 г. [Электронный ресурс]: по делу № А41-21965/10.: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2010 г. [Электронный ресурс]: по делу № А29-3024/2009.: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
7. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 января 2009 г. № Ф04-156/2009(19501-А27-27) [Электронный ресурс].: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
8. Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2008 г. [Электронный ресурс] : по делу № А56- 18978/2007.: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 июля 2008 г. [Электронный ресурс]: по делу № А39-3813/2007.: электрон. дан. М., 2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».