ПРАВОВОЙ СТАТУС КАЗЕННЫХ И БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧРЕЖДЕНИЙ 6
1.1. Понятие и признаки учреждения 6
1.2. Виды и типы учреждений по российскому законодательству 19
Глава II. УПРАВЛЕНИЕ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОСНОВА В БЮДЖЕТНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 27
2.1. Понятие и особенности гражданской правосубъектности бюджетных и
казенных учреждений 27
2.2. Правовой режим имущества бюджетных и казенных учреждений 42
2.3. Управление в бюджетных и казенных учреждениях 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧРЕЖДЕНИЙ 6
1.1. Понятие и признаки учреждения 6
1.2. Виды и типы учреждений по российскому законодательству 19
Глава II. УПРАВЛЕНИЕ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОСНОВА В БЮДЖЕТНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 27
2.1. Понятие и особенности гражданской правосубъектности бюджетных и
казенных учреждений 27
2.2. Правовой режим имущества бюджетных и казенных учреждений 42
2.3. Управление в бюджетных и казенных учреждениях 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Создание эффективных механизмов деятельности государственных (муниципальных) учреждений, при которых указанные лица различных типов, в рамках поставленных перед ними задач оказывают услуги физическим и юридическим лицам, является непременным условием реализации публичной функции государства.
Вместе с подобной публичной значимостью учреждений, они по своей сути являются некоммерческими юридическими лицами, соответственно, отношения связанные с ними регулируются, в первую очередь, гражданским правом. Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
На данном этапе законодательство об учреждениях претерпевает значительные изменения и продолжает активно развиваться: в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) в Российской Федерации происходит комплексная перестройка системы учреждений, собственниками которых являются публично-правовые образования.
Как следует из пояснительной записки к проекту Закона , он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создания условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети. Среди основных новелл указанного федерального закона - значительное изменение положения бюджетных учреждений и создание нового типа учреждений - казенных.
Производимое совершенствование законодательства должно привести к четкому определению прав, обязанностей и ответственности учреждений, что не только позволит оптимизировать их финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение, но и значительно повысит их роль в различных сферах жизнедеятельности общества: в образовательной, в медицинской, в культурной и т.д. Все указанное свидетельствует о безусловной актуальности темы избранной для темы данного дипломного исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с правовым положением бюджетных и казенных учреждений как субъектов гражданского права.
Предметом исследования явились нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с правовым положением бюджетных и казенных учреждений, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о бюджетных и казенных учреждениях как субъектах гражданского права, достижение данной цели связано с решением следующих научно-практических задач:
- изучить различные виды и типы учреждений по российскому законодательству;
- охарактеризовать понятие и особенности гражданской правосубъектности бюджетных и казенных учреждений;
- раскрыть особенности правового режима имущества бюджетных и казенных учреждений;
-рассмотреть основные положения об управлении в бюджетных и казенных учреждениях;
- исследовать понятие и особенности автономного учреждения, его права на пользование и распоряжение имуществом и особенности управления в автономном учреждении.
Изучением правового положения учреждения как субъекта гражданского права, занимались Авдеев В.В., Ахмедова З.А., Азанова М.В., Ахметьянова З.А. Бараненкова И.В., Батяев А.А., Бойко Н.Н., Болдырев В.А., Глушко Е.К., Григорьева Н.С., Гришаев С.П., Дощицина О.В., Егоров А.В., Жуков А., Кирилловых А.А., Клещев С.Е., Колотыгина З.А. Комиссарова Е.Г. Королева Т.В. Лескова Ю.Г. Останин А.А. Отнюкова Г.Д. Сенников Н.М. Серова О.А. Соменков С.А. Сумской Д.А. Сюбарева И.Ф. Фольгерова Ю.Н. Чагин К.Г. Яговкина В.А. и другие.
Поставленные задачи обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая посвящена изучению общей характеристике правового статуса учреждений, в частности, рассмотрению история развития законодательства об учреждениях в России, понятия и признаков учреждения, а также видов и типов учреждений по российскому законодательству.
В главе второй дана характеристика общих положений о правовом статусе бюджетных и казенных учреждений, а именно: понятию и особенностям гражданской правосубъектности бюджетных и казенных учреждений; правовому режиму имущества бюджетных и казенных учреждений, а также управлению в бюджетных и казенных учреждениях.
Вместе с подобной публичной значимостью учреждений, они по своей сути являются некоммерческими юридическими лицами, соответственно, отношения связанные с ними регулируются, в первую очередь, гражданским правом. Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
На данном этапе законодательство об учреждениях претерпевает значительные изменения и продолжает активно развиваться: в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) в Российской Федерации происходит комплексная перестройка системы учреждений, собственниками которых являются публично-правовые образования.
Как следует из пояснительной записки к проекту Закона , он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создания условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети. Среди основных новелл указанного федерального закона - значительное изменение положения бюджетных учреждений и создание нового типа учреждений - казенных.
Производимое совершенствование законодательства должно привести к четкому определению прав, обязанностей и ответственности учреждений, что не только позволит оптимизировать их финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение, но и значительно повысит их роль в различных сферах жизнедеятельности общества: в образовательной, в медицинской, в культурной и т.д. Все указанное свидетельствует о безусловной актуальности темы избранной для темы данного дипломного исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с правовым положением бюджетных и казенных учреждений как субъектов гражданского права.
Предметом исследования явились нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с правовым положением бюджетных и казенных учреждений, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о бюджетных и казенных учреждениях как субъектах гражданского права, достижение данной цели связано с решением следующих научно-практических задач:
- изучить различные виды и типы учреждений по российскому законодательству;
- охарактеризовать понятие и особенности гражданской правосубъектности бюджетных и казенных учреждений;
- раскрыть особенности правового режима имущества бюджетных и казенных учреждений;
-рассмотреть основные положения об управлении в бюджетных и казенных учреждениях;
- исследовать понятие и особенности автономного учреждения, его права на пользование и распоряжение имуществом и особенности управления в автономном учреждении.
Изучением правового положения учреждения как субъекта гражданского права, занимались Авдеев В.В., Ахмедова З.А., Азанова М.В., Ахметьянова З.А. Бараненкова И.В., Батяев А.А., Бойко Н.Н., Болдырев В.А., Глушко Е.К., Григорьева Н.С., Гришаев С.П., Дощицина О.В., Егоров А.В., Жуков А., Кирилловых А.А., Клещев С.Е., Колотыгина З.А. Комиссарова Е.Г. Королева Т.В. Лескова Ю.Г. Останин А.А. Отнюкова Г.Д. Сенников Н.М. Серова О.А. Соменков С.А. Сумской Д.А. Сюбарева И.Ф. Фольгерова Ю.Н. Чагин К.Г. Яговкина В.А. и другие.
Поставленные задачи обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая посвящена изучению общей характеристике правового статуса учреждений, в частности, рассмотрению история развития законодательства об учреждениях в России, понятия и признаков учреждения, а также видов и типов учреждений по российскому законодательству.
В главе второй дана характеристика общих положений о правовом статусе бюджетных и казенных учреждений, а именно: понятию и особенностям гражданской правосубъектности бюджетных и казенных учреждений; правовому режиму имущества бюджетных и казенных учреждений, а также управлению в бюджетных и казенных учреждениях.
Развитие института учреждения в Российской Федерации имеет достаточно длительную историю и эта организационно-правовая форма юридического лица остается востребованной и на современном этапе, о чем свидетельствует продолжение совершенствования законодательства в этой сфере. Современный институт учреждения характеризуется большим своеобразием и во многом отличается от аналогичного института советского периода, когда он являлся институтом скорее административного, а не гражданского права.
При этом учреждение представляет собой особую разновидность некоммерческих юридических лиц. Соответственно, учреждение характеризуется всеми признаками юридического лица (организационным единством, имущественной обособленностью, способностью выступления в гражданском обороте от своего имени и т.д.). Учреждение также обладает собственными специфическими признаками, к числу которых можно отнести осуществление функций некоммерческого характера; закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления; назначение либо утверждение органов учреждений учредителем; полное либо частичное финансирование деятельности учреждения учредителем; строго целевой характер использования имущества; ограниченность участия в гражданском обороте; наличие субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам учреждения. Кроме того, особый статус учреждения и выполняемая им роль позволяет и на современном этапе дать определение рассматриваемого субъекта права не только как гражданско-правового института, но и как финансового или административного.
Современное законодательство предусматривает возможность создания учреждений различных видов и типов. При этом в зависимости от формы собственности учреждения могут быть трех видов: частные, государственные и муниципальные, то есть могут быть созданы как публично-правовыми образованиями (государством или муниципальными образованиями), так и частными (юридическими и физическими лицами). Кроме того, классификация учреждений может осуществляться и в зависимости от целевого назначения.
Что касается типологии государственных и муниципальных учреждений, то по ныне действующему законодательству, существует три типа учреждений: бюджетное, автономное и казенное (возможность создания последнего была предусмотрена относительно недавно - нормами ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
Особенности гражданской правосубъектности учреждений обусловлены прежде всего их организационно-правовой формой, которая предопределяет их специальную правоспособность: основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение целей установленных законом и учредительными документами. Однако учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям и при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений, доходы же казенного учреждения направляются непосредственно в бюджет. Соответственно, можно предположить, что доходы казенного учреждения, полученные в результате использования закрепленного за ним имущества, получают статус бюджетных доходов, которые фактически приравнены к таковым в качестве неналоговых поступлений.
Правовой режим имущества бюджетных учреждений отличается двойственностью, соответственно, двум видам принадлежащего ему имущества: имущества, переданного собственником и принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, и средств, полученным учреждением в результате осуществления приносящей доход деятельности и имущества приобретенного за счет этих средств, опосредуемым самостоятельным распоряжением учреждения. Однако это правило представляется не применимым к казенным учреждениям, ввиду того, что доходы, полученные им от приносящей доход деятельности, поступают непосредственно в бюджет.
В литературе отсутствует единая точка зрения о природе права, на котором учреждению принадлежат самостоятельно получаемые доходы. Представляется, что оно является особым вещным правом на определенные виды имущества - правом самостоятельного распоряжения. Учреждению как обладателю указанного права принадлежат правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Однако эти правомочия в определенной мере ограничены необходимостью осуществлять их строго в соответствии с целями, ради которых создано данное конкретное учреждение, поскольку такого участника гражданского оборота законодатель наделил специальной правосубъектностью.
Следует отметить, что производимые реформы законодательства в сфере регулирования правоотношений, связанных с правовым статусом учреждений, направлены на комплексное изменение положения учреждений в гражданском обороте. Среди основных нововведений можно выделить следующие: изменяются механизмы финансового обеспечения учреждений; бюджетные и автономные учреждения имеют право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений и устраняется субсидиарная ответственность государства или муниципального образования по обязательствам бюджетных и автономных учреждений, но при этом расширяются права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает его учредитель.
Соответственно, все типы государственных (муниципальных) учреждений будут оказывать услуги в пределах заданий за счет бюджетных средств, однако полностью осуществлять содержание учреждения публично-правовое образование будет только по отношению к казенным учреждениям, бюджетные же и автономные учреждения должны получить средства на реализацию выполнения задания и на содержание закрепленного за ними имущества, все остальное зарабатывать сами в пределах выполнения своих функций. Реформирование сопровождается и вовлечением в гражданский оборот бюджетных учреждений, которые, с одной стороны, осуществляют функции некоммерческого характера, а с другой - являются активными участниками экономического оборота.
Таким образом, основной особенностью учреждений как субъектов гражданского права является осуществление ими деятельности в рамках осуществления отдельных публично-правовых функций, двойственный правовой режим имущества, особые правила привлечения к ответственности и бюджетное финансирование деятельности.
При этом учреждение представляет собой особую разновидность некоммерческих юридических лиц. Соответственно, учреждение характеризуется всеми признаками юридического лица (организационным единством, имущественной обособленностью, способностью выступления в гражданском обороте от своего имени и т.д.). Учреждение также обладает собственными специфическими признаками, к числу которых можно отнести осуществление функций некоммерческого характера; закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления; назначение либо утверждение органов учреждений учредителем; полное либо частичное финансирование деятельности учреждения учредителем; строго целевой характер использования имущества; ограниченность участия в гражданском обороте; наличие субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам учреждения. Кроме того, особый статус учреждения и выполняемая им роль позволяет и на современном этапе дать определение рассматриваемого субъекта права не только как гражданско-правового института, но и как финансового или административного.
Современное законодательство предусматривает возможность создания учреждений различных видов и типов. При этом в зависимости от формы собственности учреждения могут быть трех видов: частные, государственные и муниципальные, то есть могут быть созданы как публично-правовыми образованиями (государством или муниципальными образованиями), так и частными (юридическими и физическими лицами). Кроме того, классификация учреждений может осуществляться и в зависимости от целевого назначения.
Что касается типологии государственных и муниципальных учреждений, то по ныне действующему законодательству, существует три типа учреждений: бюджетное, автономное и казенное (возможность создания последнего была предусмотрена относительно недавно - нормами ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
Особенности гражданской правосубъектности учреждений обусловлены прежде всего их организационно-правовой формой, которая предопределяет их специальную правоспособность: основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение целей установленных законом и учредительными документами. Однако учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям и при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений, доходы же казенного учреждения направляются непосредственно в бюджет. Соответственно, можно предположить, что доходы казенного учреждения, полученные в результате использования закрепленного за ним имущества, получают статус бюджетных доходов, которые фактически приравнены к таковым в качестве неналоговых поступлений.
Правовой режим имущества бюджетных учреждений отличается двойственностью, соответственно, двум видам принадлежащего ему имущества: имущества, переданного собственником и принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, и средств, полученным учреждением в результате осуществления приносящей доход деятельности и имущества приобретенного за счет этих средств, опосредуемым самостоятельным распоряжением учреждения. Однако это правило представляется не применимым к казенным учреждениям, ввиду того, что доходы, полученные им от приносящей доход деятельности, поступают непосредственно в бюджет.
В литературе отсутствует единая точка зрения о природе права, на котором учреждению принадлежат самостоятельно получаемые доходы. Представляется, что оно является особым вещным правом на определенные виды имущества - правом самостоятельного распоряжения. Учреждению как обладателю указанного права принадлежат правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Однако эти правомочия в определенной мере ограничены необходимостью осуществлять их строго в соответствии с целями, ради которых создано данное конкретное учреждение, поскольку такого участника гражданского оборота законодатель наделил специальной правосубъектностью.
Следует отметить, что производимые реформы законодательства в сфере регулирования правоотношений, связанных с правовым статусом учреждений, направлены на комплексное изменение положения учреждений в гражданском обороте. Среди основных нововведений можно выделить следующие: изменяются механизмы финансового обеспечения учреждений; бюджетные и автономные учреждения имеют право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений и устраняется субсидиарная ответственность государства или муниципального образования по обязательствам бюджетных и автономных учреждений, но при этом расширяются права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает его учредитель.
Соответственно, все типы государственных (муниципальных) учреждений будут оказывать услуги в пределах заданий за счет бюджетных средств, однако полностью осуществлять содержание учреждения публично-правовое образование будет только по отношению к казенным учреждениям, бюджетные же и автономные учреждения должны получить средства на реализацию выполнения задания и на содержание закрепленного за ними имущества, все остальное зарабатывать сами в пределах выполнения своих функций. Реформирование сопровождается и вовлечением в гражданский оборот бюджетных учреждений, которые, с одной стороны, осуществляют функции некоммерческого характера, а с другой - являются активными участниками экономического оборота.
Таким образом, основной особенностью учреждений как субъектов гражданского права является осуществление ими деятельности в рамках осуществления отдельных публично-правовых функций, двойственный правовой режим имущества, особые правила привлечения к ответственности и бюджетное финансирование деятельности.
Подобные работы
- Особенности правового статуса образовательных
учреждений
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование труда педагогических работников общеобразовательных учреждений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО — МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УЧЕТА РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УЧЕТ И АНАЛИЗ ОПЕРАЦИИ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (на примере КГБУК историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское»)
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Анализ источников формирования и использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения культуры (на примере ОГБУК «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Анализ источников формирования и использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения культуры (на примере ОГБУК
«Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И.Глинки»)
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017



