Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - ООО «Центр корпоративного обслуживания» (г. Барнаул).
Основной вид деятельности -Торговля оптовая неспециализированная.
Проведен анализ деятельности за 2015-2017 годы
Есть приложения (бухгалтерская отчетность за 2011-2017 годы)
Введение 3
Раздел 1. Теоретические аспекты организации закупочной деятельности предприятия 5
1.1 Сущность и цели закупочной деятельности предприятия малого бизнеса 5
1.2 Планирование закупок и оценка эффективности закупочной деятельности предприятия 10
1.3 Цифровизация закупочной деятельности предприятий в непроизводственной сфере 17
Раздел 2. Анализ и оценка закупочной деятельности ООО «Центр корпоративного обслуживания (ЦКО)» 26
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ЦКО» 26
2.2 Анализ системы закупочной деятельности ООО «ЦКО» 34
Раздел 3. Организационно-управленческий проект совершенствования закупочной деятельности ООО «ЦКО» 41
3.1 Проект усовершенствованной схемы организации закупочной деятельности ООО «ЦКО» 41
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию закупочной деятельности ООО «ЦКО» 46
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А 58
Бухгалтерская отчетность ООО «ЦКО» за 2011-2017 гг. 58
Актуальность темы данного исследования объясняется тем, что эффективность коммерческой деятельности торговой организации, уровень её конкурентоспособности и стоимости её активов существенно зависит от действенности существующих бизнес-процессов.
Планирование и организация бизнес-процессов представляют собой важный показатель успешности деятельности субъекта хозяйствования, поскольку от их отлаженности и эффективности зависит прибыльность, рентабельность, конкурентоспособность и деловой имидж организации.
Множество российских компаний в настоящее время испытывают трудности, которые связаны с вопросами обеспечения рационального управления и повышением эффективности существующих бизнес-процессов. Указанные проблемы не могут не влиять на деятельность предприятий: издержки неэффективных бизнес-процессов ложатся на предприятие.
Необходимо отметить, что бизнес-процессы торговой организации объединяют все направления закупочной и коммерческой деятельности.
Закупочной деятельности зачастую не придают должного значения в контексте управления компанией, и эта тема остается для многих непонятной. По этой причине закупки представляют собой проблему для большинства компаний, что неизбежно приводит к тому, что осуществляются они хаотично и неэффективно.
В свете вышесказанного, цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке мероприятий, способствующих повышению эффективности закупочной деятельности предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и цели закупочной деятельности предприятия малого бизнеса;
изучить процесс планирования закупок и критерии оценки эффективности закупочной деятельности предприятия;
исследовать возможности цифровизации закупочной деятельности предприятий в непроизводственной сфере;
дать общую характеристику предприятия;
провести анализ системы закупочной деятельности;
разработать проект усовершенствованной схемы управления закупочной деятельностью организации;
дать оценку экономической эффективности мероприятий по совершенствованию закупочной деятельности.
Объектом данного исследования является ООО «ЦКО», а его предметом – процесс управления закупочной деятельностью указанной организации.
Методическую основу исследования составляют метод анализа ретроспективных данных, метод коэффициентов, методы сравнения и аналогий, графический, табличный и другие.
Теоретическую и информационную базу исследования составили научные труды авторов, посвящённые тематике данной работы, а также финансовая отчётность и данные внутреннего учёта ООО «ЦКО».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх взаимосвязанных разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обозначена актуальность, сформулированы цель и задачи исследования. В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты организации закупочной деятельности предприятия. Второй раздел посвящен анализ и оценка закупочной деятельности организации. Третий раздел содержит направления совершенствования закупочной деятельности рассматриваемой организации. В заключении представлены основные выводы по рассматриваемой проблеме.
Итак, закупочная деятельность является основой коммерческой деятельности, с неё, по существу, начинается деятельность организации.
Закупочная деятельности нацелена на то, чтобы организация получала сырьё, материалы и товары в нужном качестве и количестве, а также в нужное время. Большое внимание удёляется надежности поставщиков, своевременно выполняющих свои обязательства в полном объёме по приемлемой цене. Закупочная деятельность является одной из важнейших функций менеджмента в любой организации.
Правильно организованные закупки товарно-материальных ценностей дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров для снабжения производства, обеспечивают эффективную работу предприятия малого бизнеса.
Планирование закупочной деятельности - это один о из важнейших направлений деятельности менеджмента предприятия. Для того чтобы узнать точно, сколько необходимо товара, и принять решение относительно объема закупки, нужно анализировать показатели финансового состояния предприятия и его жизнеспособность.
Цифровизация закупочной деятельности способна обеспечить стратегические преимущества для компании, повысить ее конкурентоспособность на рынке и помогать развивать отношения с поставщиками, выводя, таким образом, закупочную функцию на новые уровни ее зрелости и усиливая ее роль в операционной деятельности компании.
В аналитической части выпускной квалификационной работы исследована деятельность ООО «ЦКО», которое функционирует в сфере оптовой торговли.
Структура управления ООО «ЦКО» является линейно-функциональной, она имеет свои плюсы и минусы, однако с нашей точки зрения, для рассматриваемого предприятия на данном этапе развития такой тип управления является оптимальным.
Проведённый анализ основных финансовых показателей позволяет утверждать, что рассматриваемая организация имеет проблемы в финансовом состоянии, которые характеризуются низкой финансовой устойчивостью, недостаточной платежеспособностью, а также отрицательным финансовым результатом деятельности.
Закупочной деятельность в ООО «ЦКО» занимается руководитель отдела закупок и менеджер по закупу.
Закупочная деятельность организации не является ритмичной, наблюдается снижение эффективности работы с поставщиками ООО «ЦКО», увеличиваются сроки оборачиваемости запасов, отсутствует рентабельность закупочной деятельности.
Основной проблемой закупочной деятельности ООО «ЦКО» является отсутствие планирования на предстоящий период, а также нарушенные информационные потоки в компании.
По факту, отдел закупок, отдел бухгалтерского учёта и отчётности, а также отдел продаж работают не синхронизировано друг с другом в информационном плане.
Кроме того, все заказы формируются менеджером в ручном режиме в товаро-учетной системе. В результате процесс формирования заказов занимает большую часть рабочего времени менеджера, что не позволяет уделить внимание анализу ассортимента, работе с поставщиками и клиентами, контролю излишков и упущенных продаж.
Отметим, что в компании нет инструмента для определения необходимого уровня запасов по каждому товару в точке хранения, а также дополнительных механизмов работы с ассортиментом.
Для оптимизации процесса закупки товаров исследуемой организации рекомендуется внедрить автоматизированную систему управления закупками «ABM Cloud»
Автоматизация отдела закупок позволит оптимизировать рабочее время менеджеров за счет автоматизации процессов закупок, формирования и отправки заказов на центральный склад без участия менеджера. Такие изменения позволят сотрудникам отдела закупок больше времени уделять приоритетным задачам анализа товарных запасов.
Срок окупаемости проекта составит менее 1 года. Произойдёт увеличение выручки, снижение себестоимости, рост валовой прибыли, совокупного финансового результата, а также показателей деловой активности организации.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы выполнены. Цель достигнута.
1. «Учет материально–производственных запасов» ПБУ 5/01 [электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12123639/ – (дата обращения: 05.02.2019).
2. Афонина, В.Е. Цифровизаиця и контролинг в закупочной деятельности организаций: проблемы и перспективы / В.Е. Афонина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-2. – С. 10-14 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vaael.ru/ru/article/view?id=366 (дата обращения: 19.12.2019).
3. Бердникова, Л.Ф. Развитие методики анализа материально–производственных запасов / Л.Ф. Бердникова, О.Ю. Трушкина // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2017. – С. 80–85.
4. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. / И.А. Бланк. – М.: Ника–Центр, 2016. – 516 с.
5. Бочаров, В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2016. – 340 с.
6. Бровкин, К.С. Сравнительный анализ методов управления запасами / К.С. Бровкин // Материалы международной научно–практической конференции студентов и аспирантов. Под редакцией В.А. Ковалева, Б.Г. Хаирова. – 2017. – С. 261–266.
7. Вавилова, С.А. Запасы предприятия: понятие и причины создания / С.А. Вавилова // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 1. – № 76. – С. 116–119.
8. Волкова, О.И. Экономика предприятия (фирмы). 3–е изд., перераб. и доп./ О.И. Волкова, О.В. Девяткина. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 601 с.
9. Гордеев, К.С. Основные понятия и принципы деятельности торговых организаций, реализуемые в процессе управления закупками / К.С. Гордеев // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2018/11/88153 (дата обращения: 19.12.2019).
10. Губарь, В.В. Понятие и оценка материально–производственных запасов / В.В. Губарь, Д.В. Деревянко // В сборнике: Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития Материалы V международной научно–практической конференции . под общей редакцией Е.В. Королюк. – 2017. – С. 62–65.
11. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. / О.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2017. – 420 с.
12. Захарова, Л.Н. Методы управления запасами / Л.Н. Захарова, К.С. Акинфиев // В сборнике: Логистика – евразийский мост материалы 12–й Международной научно–практической конференции. – 2017. – С. 67–71.
13. Зубарев И.С. Методы анализа и управления производственными запасами / И.С. Зубарев, Т.И. Останина // Бенефициар. – 2017. – № 11. – С. 4–7.
14. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 604 с.
15. Кузнецова, А.А. Теория управления запасами предприятия / А.А. Кузнецова [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e–rej.ru/upload/iblock/477/477ac222a80958099d0aa804fc497239.pdf, – (дата обращения: 05.02.2019).
16. Лукинский, В.В. Актуальные проблемы формирования теории управления запасами / В.В. Лукинский. – СПб.: СПбГИЭУ, 2017. – 212 с.
17. Мельник, М.В. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие / М.В. Мельник, ЕБ. Герасимова. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 192 с.
18. Муранова, Т.Д. Описание бизнес–процессов коммерческого предприятия / Т.Д. Муранова // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 205–208.
19. Репин, А.Д. Совершенствование системы управления запасами на основе VMI / А.Д. Репин // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.–практ. конф. – № 1 (30). – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://nauchforum.ru/studconf/social/xxx/9438, – (дата обращения: 05.02.2019).
20. Самойлович, В. Г. Организация производства и менеджмент / В.Г. Самойлович. – М.: Академия, 2016. – 336 c.
21. Селюжицкая Е. Г. Пути повышения эффективности управления товарными запасами в ООО «Магна» / Е. Г. Селюжицкая, А. М. Пучкова // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 77–79.
22. Старожук, Е.А. Закупочная деятельность хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики / Е.А. Старожук, В.В. Савченко // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – № 3. – С. 137-141.
23. Степанова, Е.Г. Совершенствование системы управления запасами на предприятии / Е.Г. Степанова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 12 [электронный ресурс] – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76422, – (дата обращения: 05.02.2019).
24. Сухинина, И. А. Проблема выбора методов осуществления закупочной деятельности в коммерческой организации / И. А. Сухинина // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 513-516.
25. Тойменцева, И. А. Логистика стратегического управления процессом закупок в условиях риска / И. А. Тойменцева // Материалы III Всероссийской заочной научно-практической конференции: в 2 частях: Российская наука: актуальные исследования и разработки. Самарский государственный экономический университет. - 2017. – С. 260–262.
26. Управление закупками: взгляд через призму эффективности [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.logistics.ru/inventory/news/upravlenie–zapasami–vzglyad–cherez–prizmu–effektivnosti–chast–1, – (дата обращения: 05.02.2019).
27. Хайбуллина, А.Н. Современные подходы к определению материально–производственных запасов / А.Н. Хайбуллина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3–12 (24). – С. 136–138.
28. Цейзер, Ю.О. Теоретические аспекты анализа материально–производтсвенных запасов в организации / Ю.О. Цейзер [электронный ресурс] – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013006300, – (дата обращения: 05.02.2019).
29. Чаруйская, М.А. Выбор методов управления производственными запасами / М.А. Чаруйская // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей II Международной научно–практической конференции. – 2017. – С. 57–59.
30. Широкова, В. Д. Роль закупочной логистики в снабженческой деятельности предприятия / В. Д. Широкова // Молодой ученый. – 2019. – №34. – С. 139-141.