Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Работа №36244

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
576
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы экологического воспитания 8
1.1 Современные подходы к проблеме экологизации образования в
педагогической литературе 8
1.2 Экологическая грамотность и ее развитие на уроках
биологии 12
1.3. Организационно-педагогические условия развития экологической
грамотности 29
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации организационнопедагогических условий развития экологической грамотности учащихся при изучении биологии 35
2.1 Диагностика исходного уровня экологической грамотнсти учащихся
девятых классов 35
2.2 Развитие экологической грамотности учащихся девятых классов в ходе
урочной и внеурочной деятельности 41
2.2.1 Формы уроков, методы, приемы, способствующие повышению
экологической грамотности учащихся на уроках биологии 41
2.2.2 Элективные курсы как средство повышения экологической
грамотности учащихся 53
2.3 Динамика развития экологической грамотности учащихся 9-х классов
при изучении биологии 57
Выводы по 2 главе 68
Заключение 71
Список литературы 74
Приложения 81

В современном обществе сложилась сложная экологическая ситуация, вследствие постоянного и увеличивающегося вмешательства человечества в природные процессы. В телевидении, во многих журналах и книгах, очень часто используют такие понятия, как «экологический кризис», «экологические проблемы», «экологическая катастрофа и т.д. Действительно, оценивая состояние биосферы на сегодняшний день при таком природопользовании, можно ожидать экологическую катастрофу.
Становится обычным явлением желание не задумываться о вреде, который наносится природе и обществу. Это стремление является признаком очень низкой общей экологической культуры населения. Решение данной
проблемы возможно только в том случае, если каждый человек будет обладать экологической грамотностью. Данной проблеме посвящены труды таких ученых-педагогов, как Н. Ф. Виноградова, А. Н. Захлебный, Т. В. Кучер, Б. Т. Лихачев.
Актуальной является проблема осуществления экологического воспитания на основе знакомства школьников с культурным опытом человечества, показывающим связь людей, общества и природы.
В детстве и подростковом возрасте человек искренне боится причинить вред природе. Именно поэтому школьники активно участвуют в мероприятиях экологической направленности. Рассматривая школьные предметы, можем определить, что содержание многих из них включает экологические аспекты. Взаимоотношения человека и окружающей среды, затрагивающие проблемы различных масштабов, рассматриваются при изучении отдельных тем предметов Химия, География, Основы безопасной жизнедеятельности, Физика, Биология, Литература и т.д. Этот процесс не всегда бывает осуществим, из-за отсутствия понимания роли этих проблем и низкой компетентности педагога в этой области. Именно поэтому, большей частью, все это ложится на плечи учителя биологии. Но не так просто уделить на уроке время и повысить уровень экологической грамотности
учащихся, в то время, когда главной задачей в настоящее время является подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Все выше сказанное указывает на актуальность темы экологического образования, в частности уроков биологии, что определило проблему нашего исследования: каковы
перспективы экологизации содержания биологического образования в средней школе, направленные на повышение экологической грамотности.
В связи с этим, целью нашего исследования является: обоснование и проверка организационно-педагогических условий развития экологической грамотности учащихся 9-х классов в процессе изучения биологии.
Объект исследования - экологическая грамотность учащихся 9-х классов.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия, способствующие развитию экологической грамотности учащихся при изучении биологии.
Гипотеза: развитие экологической грамотности учащихся при изучении биологии в 9-х классах будет успешным, если реализуются следующие организационно-педагогические условия:
- изучение биологии осуществляется на основе системно-деятельностного подхода и происходит включение учащихся в активную деятельность в ходе уроков и во внеурочной деятельности;
- используются разнообразные методы и формы учебно-познавательной деятельности, активизирующие учащихся;
- реализуются элективные курсы по биологии экологической проблематики. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить цель, задачи и особенности развития экологической грамотности в процессе изучения биологии;
2. Определить организационно-педагогические условия развития экологической грамотности в процессе изучения биологии;
3. Проверить влияние выделенных организационно-педагогических условий на развитие экологической грамотности учащихся 9-х классов на уроках биологии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Становление теории и практики современного экологического образования связано с трудами А. Ф. Аменда, Э. В. Гирусова, С. Д. Дерябо, Н. Н. Моисеева, К. М. Петрова, А. Д. Урсула и др. Труды исследователей С. И. Григорьевой, В. А. Ермоленко, Н. Ф. Казаковой, Ш. Ф. Фарахутдиновой, А. А. Шаболиной, Е. Н. Южаковой посвящены одному из важнейших компонентов функциональной грамотности «экологической грамотности», которая направлена на выживание человека в современных условиях.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ литературных данных и практического опыта экологического воспитания в процессе обучения биологии, наблюдение за обучающимися, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ «СОШ №85 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района города Казани.
Научная новизна исследования. Обоснованы организационнопедагогических условий, включающих различные формы и методы учебнопознавательной деятельности, разработка элективного курса экологической направленности, которые будут способствовать повышению уровня экологической грамотности учащихся девятых классов.
Теоретическая значимость исследования:
Полученное в результате исследования новое научное знание о сущности экологической грамотности учащихся 9-х классов позволит раскрыть экологический потенциал естественно-научных дисциплин в развитии экологической грамотности.
Практическая значимость исследования заключается в осуществлении процесса формирования экологической грамотности учащихся 9-х классов в ходе изучении биологии; в проверке организационно-педагогических условий, способствующих развитию экологической грамотности учащихся в процессе изучения биологии.
Результаты исследования могут быть применены в дальнейшем в работе учителя биологии при организации урочной и внеурочной деятельности.
Достоверность исследования: достоверность исследования
обеспечивается за счет обращения к широкому кругу официальных источников, которые включают достаточный объем информации. В работе изложен каждый этап исследования, на результатах которых основывался анализ.
Апробация результатов исследования: ход и результаты исследования были отражены в публикациях, основные положения исследования будут апробироваться в образовательном процессе в МБОУ «Школа №85» Ново-Савиновского района города Казани.
Структура и объем работы: Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами и рисунками. В работе представлено 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном обществе сложилась сложная экологическая ситуация, вследствие постоянного и увеличивающегося вмешательства человечества в природные процессы. Становится обычным явлением желание не задумываться о вреде, который наносится природе и обществу. Это стремление является признаком очень низкой общей экологической культуры населения. Решение данной проблемы возможно только в том случае, если каждый человек будет обладать экологической грамотностью.
Рассматривая школьные предметы, можем определить, что содержание многих из них включает экологические аспекты. Однако большей частью, все это ложится на плечи учителя биологии и не так просто уделить на уроке время и повысить уровень экологической грамотности учащихся, в то время, когда главной задачей в настоящее время является подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Таким образом, работа над созданием организационно-педагогических условий для развития экологической грамотности учащихся способствовало воздействию на изучаемый процесс и доказало выявленную гипотезу исследования.
На основе решения поставленных задач, анализа литературы по теме исследования, знакомство с опытом работы учителей и осуществления экспериментальной деятельности были предложены следующие выводы:
1. В ходе изучения психолого-педагогической литературы были выявлены цель, задача и особенности развития экологической грамотности учащихся в ходе изучения биологии. Экологическая грамотность - это экологические знания в сфере отношений общества и окружающей среды, осознание и следование законам эколого-ориентированных действий.
2. Для проведения опытно-экспериментальной работы с целью развития экологической грамотности учащихся были определены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе эксперимента проведена первичная диагностика класса по определению исходного уровня экологической грамотности учащихся. Результаты показали низкий уровень грамотности, следовательно, необходимо определить способы ее повышения.
Формирующий этап эксперимента охватывала в себя определение организационно-педагогических условий, а именно, осуществление процесса изучения биологии на основе системно-деятельностного подхода включением учащихся в активную деятельность в ходе урочной и внеурочной деятельности; применение разнообразных методов и форм учебно-познавательной деятельности; реализацию элективного курса по биологии экологической направленности.
Были предложены задания с использованием различных форм и методов учебно-познавательной деятельности на уроках биологии, для развития экологической грамотности учащихся 9-х классов:
1) Урок-семинар;
2) Урок-дискуссия;
3) Интегрированный урок;
4) Урок проблемной формы обучения;
5) Урок-практикум
6) Музейный урок;
Была предложена программа элективного курса по биологии «Химические методы анализа экологической среды города».
Одной из эффективных форм можем определить урок с проблемной формой обучения. Такой урок предполагает, что при определении проблемной ситуации, ученики сами высказывают свои суждения и предлагают способы решения. Проблемные ситуации можно применять на любом уроке.
3. На контрольном этапе эксперимента, проведена повторная диагностика экспериментальной и контрольной групп, для проверки
эффективности проведенной работы по повышению уровня экологической грамотности.
Для проверки достоверности результатов исследования мы использовали математические статистические методы (метод критерия Вилкоксона). Поскольку td > tst при р = 0,05 нулевая гипотеза отвергается.
Таким образом, мы доказали статистически значимое повышение уровня экологической грамотности учащихся. В опытных группах эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики обучения. Повышение уровня экологической грамотности в контрольной группе еще раз подтверждает наличие обязательного экологического содержания на уроках биологии. Данный компонент нацелен на развитие экологической грамотности учащихся, успешно и результативно реализуется учителями.


1. Ахмедова М. Г. Экологическое образование и воспитание как педагогическая основа развития и систематизации естественнонаучных знаний учащихся: дис. канд. пед. наук. - М., 2003. - 149 с.
2. Асафова Е.В. Развитие экологической культуры в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста // Образование и саморазвитие. 2006. - №1. - С.81-86.
3. Багапова А. Р., Абдрашитова И. В., Камахина Р. С Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин // Сборник IV Всероссийской научнометодической конференции - Казань: Отечество, 2017. - С.42-46.
4. Багов М. С. Естественнонаучные основы и национальнорегиональные аспекты экологического образования и воспитания учащихся средней профессиональной школы: дис. канд. пед. наук - Майкоп, 2000. - 149 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. — М. : Просвещение, 1968. — 464 с.
6. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. - М. : Наука, 1987. - 339 с.
7. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. -М.: Наука, 1989. - 261 с.
8. Винокурова Н. Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: учебник :для 10-11 кл. проф. школ. - М. : Просвещение, 1998. - 270 с.
9. Выготский JI. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Текст. гл. ред. А.
В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1982. -т3.
10. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. -М. : Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. - 232 с.
11. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности/Учебно-методическое пособие. -М. : Академический проект,
2004. - 233с.
12. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966.-250с.
13. Гиренок Ф. И. Великие естествоиспытатели и природа. Методологический аспект учения В: Вернадского о ноосфере // Человек и природа. - 1988. - №4. — С.4 - 8.
14. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработка экогуманной парадигмы. -М.: Современный писатель, 1998. - 432 с.
15. Глазачев С. Н., Дятлов-Данильян В.И., Маркович Д. Ж. Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. -М.: Экос, 1998. - 239с.
16. Голин Г. М. Вопросы методологии курса физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1987.- 128с.
17. Голохвастова Е. Ю. Ретроспективный анализ развития
экологического образования [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik- pp.samgtu.ru/uploads/series/1/43/530/2014-4-24-0011.pdf (дата обращения
30.04.2018)
18. Гостев А. А. Психология и метафизика образовательной сферы. - М. : Генезис, 2008. - 484 с.
19. Данильчук В.И. Современный мужской педагогический лицей: теория и практика воспитания и обучения.-М.: Из-во Владос, 2000.- 208 с.
20. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика
экологического. — М. : Московский психолого-социальный институт, 1999. - 324 с.
21. Дюба Н. М. Формирование экологической культуры учащихся
[Электронный ресурс]. URL: http://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--p 1 ai: (дата
обращения 4.05.2019)
22. Ермоленко В. А. Функциональная грамотность в современном. - М. : ИТОП РАО, 2002. - 119 с.
23. Ермоленко В. А., Перченок, Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях / Пособ. для работников системы образования. -М.: ИТОП РАО, 1999. - 228 с.
24. Захлебный А. Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе: пособие для учителя. -М. : Просвещение, 1984. -159 с.
25. Захлебный А. Н. Эколого-ориентированная учебная деятельности
- куда ориентировать? // Экологическое образовании. - 2003. - № 3. - с .3.
26. Зверев И. Д., Захлебный А.Н. Принципы и условия экологического образования в школе и педвузе // Советская педагогика, - 1984, - № 7. - С. 133-134.
27. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: новый аспект. -М.: Знание, 1980. - 96 с.
28. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Теория и методика общего
экологического образования [Электронный ресурс]. URL: http://partner-
unitwin.net/wp-content/uploads/. (дата обращения 22.03.2019)
29. Кац В. Ц. Биофизика на уроках физики. -М. : Просвещение, 1988.
— 157 с.
30. Каширина С. В. Формирование содержания обучения химии на базовом уровне в классах социально-экономического профиля: дис. канд. пед.наук. - Нижний Новгород, 2006.-155 с.
31. Кедров Б. М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. -М. : Наука, 1962. - 334с.
32. Кон И. С. Психология старшеклассников. -М.: Просвещение,
1982. -207 с.
33. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1997. - 264 с.
34. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988. 191 с.
35. Мамедов Н. М. Устойчивое развитие и экологизация школьного образования. -М. : СТУПЕНИ, 2003. -288с.
36. Маркова А. К. Формирование мотивации учащихся. -М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
37. Моисеева Л. В. Диагностические методики в экологическом образовании: Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед: ун-та, 1996. - 157 с.
38. Мощанский В. Н. Формирование мировоззрения при изучении физики. — М. : Просвещение, 1989. - 190с.
39. Мудрый И. Н., Литвиненко В.Н. Системный подход в природоведческой подготовке // Вест. высш. шк., 1987. -№1. - С. 52.
40. Ожерельев Д. И. Формирование научного мировоззрения в преподавании химии. - М.: Высшая школа, 1982.-168с.
41. Омельяновский М. Э. Диалектика и современное естествознание. -М. : Наука, 1970. - 183с.
42. Осей Е. Б. Экологическое образование старшеклассников в условиях модернизации российского образовании: дис. . канд. пед. наук. - М.:РГБ, 2003. - 168 с.
43. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Большая российская энциклопедия. - - М.: Дрофа, 2003. - 592с.
44. Перминова JI. М. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы теории и технология. - СПб.: СПб ГУПМ, 1998. - 49 с.
45. Петров К. М. Экология человека и культура: Уч. Пос. - СПб.: Химиздат, 1999. - 384 с.
46. Полищук Ю. И. Региональные экологические информационномоделирующие системы. -Новосибирск: Наука, 1993. -129 с.
47. Скоморохина А.А. Что такое экология. - Электронный журнал «Педагог ДОУ» .2015.
48. Суравегина И. Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1995. -96 с.
49. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина.- Кишинев:Лумина, 1979. -305 с.
50. Смоляк Т. В. Формирование экологической культуры учащихся
[Электронный ресурс]. URL:
https://znanio.ru/media/formirovanie ekologicheskoj kultury uchaschihsya- 89790/106931: (дата обращения 10.11.2018)
51. Турдикулов Э. А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. — М. : Просвещение, 1988. -126 с.
52. Урсул А. Д. Путь в ноосферу. -М.: Луч, 1996. -321 с.
53. Урсул А. Д. Общенаучные подходы к природной среде // Горизонты экологического знания. -М.: Наука, 1986. — С. 57 -66.
54. Фарахутдинов Ш. Ф. Институционные основы формированияэкологической грамотности: дис.канд. социол. наук.- Тюмень: 2006. -185 с.
55. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (Утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: https://portal.iv-
edu.ru/dep/mouorodnrn/rodrn_kaminsk/commondocs/ (дата обращения
14.02.2018)
56. Федорова В. Н. Межпредметные связи естественноматематических. -М. : Просвещение, 1980. - 207с.
57. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. -М.: Педагогика, 1994 - 180 с.
58. Фельдштейн Д. И. К проблеме социального развития личности // Вопросы психологии. — 1990. - №3. - с.7-9.
59. Фокина В. Д. Формы организации охраны природы в отдельных странах и на международном уровне. (Обзор). -М. : Знание, 1977. -77с.
60. Хотунцев Ю. JI. Экологические знания в образовательной области «Технология» //Школа и производство. - 2000. - №3. - С.17 - 19.
61. Хотунцев Ю. JI. Проблемы формирования экологической культуры // Мир образования-образование в мире. - 2003 - №2 - С. 97 - 105.
62. Хромов С. С. Формирование экологического мышления // Вест. высш. шк. - 1988. - №11. - С. 15-18.
63. Чернова Н. М. Содержание и принципы экологического образования в педвузе // Педаг. обр-ие. -1993. - №7. - С. 3 - 17.
64. Чижова С. В. Экологическое воспитание учащихся в процессе
изучения биологии [Электронный ресурс]. URL: http://samson-
corp.ru/Developments/MM23/mm23-10.pdf (дата обращения 02.01.2018).
65. Чуйкова Е. Ю. Анализ развития экологического образования в
Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiva-ekologicheskogo-obrazovaniva-v- rossiyskoy-federatsii (дата обращения 02.11.2018)
66. Шаболина А. А. Формирование эколого-экономической грамотности младших школьников: дис. канд. пед. наук: -М.: РГБ, 2003. - 149 с.
67. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе.-М.: Мир, 1987. -
224с.
68. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 274с.
69. Юлов В. Ф. Философия: Проблемный курс. - Киров: ВГПУ, 1998. - 512 с.
70. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. -1995. - №3 - 4. - С. 158 - 181.
71. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. Исследовательский центр по проблемам качества подготовки. М. : ЛОГОС, 1994.-214 с.
72. Asafova Elena V., The Development of Ecological Culture of Students in the Design and Creative Activity//Proceedings of 6th World Conference on Educational Sciences. - 2015. - Vol.191.
73. Entwisle B., Stern P.C. Population, Land Use, and Environment: Research Directions.National Research Council (US) Panel on New Research on Population and the Environment.-Washington (DC): National Academies Press (US), 2005.
74. Gebbie K., Rosenstock L., Hernandez LM Who Will Keep the Public Healthy Educating Public Health Professionals for the 21st Century - Washington (DC): National Academies Press (US), 2003.
75. Liu J.J., Davidson E., Bhopal R.S. Adapting Health Promotion Interventions to Meet the Needs of Ethnic Minority Groups: Mixed-Methods Evidence Synthesis. - Southampton (UK): NIHR Journals Library; 2012 Nov. (Health Technology Assessment, No. 16.44.)
76. Smedley B .D., Syme S.L. Promoting Health: Intervention Strategies from Social and Behavioral Research / Institute of Medicine (US) Committee on Capitalizing on Social Science and Behavioral Research to Improve the Public's Health;, editors. - Washington (DC): National Academies Press (US), 2000.
77. Waite L.J., Plewes T.J. Panel on New Directions in Social Demography, Social Epidemiology, and the Sociology of Aging; Committee on Population; Division on Behavioral and Social Sciences and Education; National Research Council. - Washington (DC): National Academies Press (US); 2013 Dec 26.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ