РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы экологического воспитания 8
1.1 Современные подходы к проблеме экологизации образования в
педагогической литературе 8
1.2 Экологическая грамотность и ее развитие на уроках
биологии 12
1.3. Организационно-педагогические условия развития экологической
грамотности 29
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации организационнопедагогических условий развития экологической грамотности учащихся при изучении биологии 35
2.1 Диагностика исходного уровня экологической грамотнсти учащихся
девятых классов 35
2.2 Развитие экологической грамотности учащихся девятых классов в ходе
урочной и внеурочной деятельности 41
2.2.1 Формы уроков, методы, приемы, способствующие повышению
экологической грамотности учащихся на уроках биологии 41
2.2.2 Элективные курсы как средство повышения экологической
грамотности учащихся 53
2.3 Динамика развития экологической грамотности учащихся 9-х классов
при изучении биологии 57
Выводы по 2 главе 68
Заключение 71
Список литературы 74
Приложения 81
Глава 1. Теоретико-методологические основы экологического воспитания 8
1.1 Современные подходы к проблеме экологизации образования в
педагогической литературе 8
1.2 Экологическая грамотность и ее развитие на уроках
биологии 12
1.3. Организационно-педагогические условия развития экологической
грамотности 29
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации организационнопедагогических условий развития экологической грамотности учащихся при изучении биологии 35
2.1 Диагностика исходного уровня экологической грамотнсти учащихся
девятых классов 35
2.2 Развитие экологической грамотности учащихся девятых классов в ходе
урочной и внеурочной деятельности 41
2.2.1 Формы уроков, методы, приемы, способствующие повышению
экологической грамотности учащихся на уроках биологии 41
2.2.2 Элективные курсы как средство повышения экологической
грамотности учащихся 53
2.3 Динамика развития экологической грамотности учащихся 9-х классов
при изучении биологии 57
Выводы по 2 главе 68
Заключение 71
Список литературы 74
Приложения 81
В современном обществе сложилась сложная экологическая ситуация, вследствие постоянного и увеличивающегося вмешательства человечества в природные процессы. В телевидении, во многих журналах и книгах, очень часто используют такие понятия, как «экологический кризис», «экологические проблемы», «экологическая катастрофа и т.д. Действительно, оценивая состояние биосферы на сегодняшний день при таком природопользовании, можно ожидать экологическую катастрофу.
Становится обычным явлением желание не задумываться о вреде, который наносится природе и обществу. Это стремление является признаком очень низкой общей экологической культуры населения. Решение данной
проблемы возможно только в том случае, если каждый человек будет обладать экологической грамотностью. Данной проблеме посвящены труды таких ученых-педагогов, как Н. Ф. Виноградова, А. Н. Захлебный, Т. В. Кучер, Б. Т. Лихачев.
Актуальной является проблема осуществления экологического воспитания на основе знакомства школьников с культурным опытом человечества, показывающим связь людей, общества и природы.
В детстве и подростковом возрасте человек искренне боится причинить вред природе. Именно поэтому школьники активно участвуют в мероприятиях экологической направленности. Рассматривая школьные предметы, можем определить, что содержание многих из них включает экологические аспекты. Взаимоотношения человека и окружающей среды, затрагивающие проблемы различных масштабов, рассматриваются при изучении отдельных тем предметов Химия, География, Основы безопасной жизнедеятельности, Физика, Биология, Литература и т.д. Этот процесс не всегда бывает осуществим, из-за отсутствия понимания роли этих проблем и низкой компетентности педагога в этой области. Именно поэтому, большей частью, все это ложится на плечи учителя биологии. Но не так просто уделить на уроке время и повысить уровень экологической грамотности
учащихся, в то время, когда главной задачей в настоящее время является подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Все выше сказанное указывает на актуальность темы экологического образования, в частности уроков биологии, что определило проблему нашего исследования: каковы
перспективы экологизации содержания биологического образования в средней школе, направленные на повышение экологической грамотности.
В связи с этим, целью нашего исследования является: обоснование и проверка организационно-педагогических условий развития экологической грамотности учащихся 9-х классов в процессе изучения биологии.
Объект исследования - экологическая грамотность учащихся 9-х классов.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия, способствующие развитию экологической грамотности учащихся при изучении биологии.
Гипотеза: развитие экологической грамотности учащихся при изучении биологии в 9-х классах будет успешным, если реализуются следующие организационно-педагогические условия:
- изучение биологии осуществляется на основе системно-деятельностного подхода и происходит включение учащихся в активную деятельность в ходе уроков и во внеурочной деятельности;
- используются разнообразные методы и формы учебно-познавательной деятельности, активизирующие учащихся;
- реализуются элективные курсы по биологии экологической проблематики. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить цель, задачи и особенности развития экологической грамотности в процессе изучения биологии;
2. Определить организационно-педагогические условия развития экологической грамотности в процессе изучения биологии;
3. Проверить влияние выделенных организационно-педагогических условий на развитие экологической грамотности учащихся 9-х классов на уроках биологии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Становление теории и практики современного экологического образования связано с трудами А. Ф. Аменда, Э. В. Гирусова, С. Д. Дерябо, Н. Н. Моисеева, К. М. Петрова, А. Д. Урсула и др. Труды исследователей С. И. Григорьевой, В. А. Ермоленко, Н. Ф. Казаковой, Ш. Ф. Фарахутдиновой, А. А. Шаболиной, Е. Н. Южаковой посвящены одному из важнейших компонентов функциональной грамотности «экологической грамотности», которая направлена на выживание человека в современных условиях.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ литературных данных и практического опыта экологического воспитания в процессе обучения биологии, наблюдение за обучающимися, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ «СОШ №85 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района города Казани.
Научная новизна исследования. Обоснованы организационнопедагогических условий, включающих различные формы и методы учебнопознавательной деятельности, разработка элективного курса экологической направленности, которые будут способствовать повышению уровня экологической грамотности учащихся девятых классов.
Теоретическая значимость исследования:
Полученное в результате исследования новое научное знание о сущности экологической грамотности учащихся 9-х классов позволит раскрыть экологический потенциал естественно-научных дисциплин в развитии экологической грамотности.
Практическая значимость исследования заключается в осуществлении процесса формирования экологической грамотности учащихся 9-х классов в ходе изучении биологии; в проверке организационно-педагогических условий, способствующих развитию экологической грамотности учащихся в процессе изучения биологии.
Результаты исследования могут быть применены в дальнейшем в работе учителя биологии при организации урочной и внеурочной деятельности.
Достоверность исследования: достоверность исследования
обеспечивается за счет обращения к широкому кругу официальных источников, которые включают достаточный объем информации. В работе изложен каждый этап исследования, на результатах которых основывался анализ.
Апробация результатов исследования: ход и результаты исследования были отражены в публикациях, основные положения исследования будут апробироваться в образовательном процессе в МБОУ «Школа №85» Ново-Савиновского района города Казани.
Структура и объем работы: Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами и рисунками. В работе представлено 4 приложения.
Становится обычным явлением желание не задумываться о вреде, который наносится природе и обществу. Это стремление является признаком очень низкой общей экологической культуры населения. Решение данной
проблемы возможно только в том случае, если каждый человек будет обладать экологической грамотностью. Данной проблеме посвящены труды таких ученых-педагогов, как Н. Ф. Виноградова, А. Н. Захлебный, Т. В. Кучер, Б. Т. Лихачев.
Актуальной является проблема осуществления экологического воспитания на основе знакомства школьников с культурным опытом человечества, показывающим связь людей, общества и природы.
В детстве и подростковом возрасте человек искренне боится причинить вред природе. Именно поэтому школьники активно участвуют в мероприятиях экологической направленности. Рассматривая школьные предметы, можем определить, что содержание многих из них включает экологические аспекты. Взаимоотношения человека и окружающей среды, затрагивающие проблемы различных масштабов, рассматриваются при изучении отдельных тем предметов Химия, География, Основы безопасной жизнедеятельности, Физика, Биология, Литература и т.д. Этот процесс не всегда бывает осуществим, из-за отсутствия понимания роли этих проблем и низкой компетентности педагога в этой области. Именно поэтому, большей частью, все это ложится на плечи учителя биологии. Но не так просто уделить на уроке время и повысить уровень экологической грамотности
учащихся, в то время, когда главной задачей в настоящее время является подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Все выше сказанное указывает на актуальность темы экологического образования, в частности уроков биологии, что определило проблему нашего исследования: каковы
перспективы экологизации содержания биологического образования в средней школе, направленные на повышение экологической грамотности.
В связи с этим, целью нашего исследования является: обоснование и проверка организационно-педагогических условий развития экологической грамотности учащихся 9-х классов в процессе изучения биологии.
Объект исследования - экологическая грамотность учащихся 9-х классов.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия, способствующие развитию экологической грамотности учащихся при изучении биологии.
Гипотеза: развитие экологической грамотности учащихся при изучении биологии в 9-х классах будет успешным, если реализуются следующие организационно-педагогические условия:
- изучение биологии осуществляется на основе системно-деятельностного подхода и происходит включение учащихся в активную деятельность в ходе уроков и во внеурочной деятельности;
- используются разнообразные методы и формы учебно-познавательной деятельности, активизирующие учащихся;
- реализуются элективные курсы по биологии экологической проблематики. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить цель, задачи и особенности развития экологической грамотности в процессе изучения биологии;
2. Определить организационно-педагогические условия развития экологической грамотности в процессе изучения биологии;
3. Проверить влияние выделенных организационно-педагогических условий на развитие экологической грамотности учащихся 9-х классов на уроках биологии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Становление теории и практики современного экологического образования связано с трудами А. Ф. Аменда, Э. В. Гирусова, С. Д. Дерябо, Н. Н. Моисеева, К. М. Петрова, А. Д. Урсула и др. Труды исследователей С. И. Григорьевой, В. А. Ермоленко, Н. Ф. Казаковой, Ш. Ф. Фарахутдиновой, А. А. Шаболиной, Е. Н. Южаковой посвящены одному из важнейших компонентов функциональной грамотности «экологической грамотности», которая направлена на выживание человека в современных условиях.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ литературных данных и практического опыта экологического воспитания в процессе обучения биологии, наблюдение за обучающимися, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ «СОШ №85 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района города Казани.
Научная новизна исследования. Обоснованы организационнопедагогических условий, включающих различные формы и методы учебнопознавательной деятельности, разработка элективного курса экологической направленности, которые будут способствовать повышению уровня экологической грамотности учащихся девятых классов.
Теоретическая значимость исследования:
Полученное в результате исследования новое научное знание о сущности экологической грамотности учащихся 9-х классов позволит раскрыть экологический потенциал естественно-научных дисциплин в развитии экологической грамотности.
Практическая значимость исследования заключается в осуществлении процесса формирования экологической грамотности учащихся 9-х классов в ходе изучении биологии; в проверке организационно-педагогических условий, способствующих развитию экологической грамотности учащихся в процессе изучения биологии.
Результаты исследования могут быть применены в дальнейшем в работе учителя биологии при организации урочной и внеурочной деятельности.
Достоверность исследования: достоверность исследования
обеспечивается за счет обращения к широкому кругу официальных источников, которые включают достаточный объем информации. В работе изложен каждый этап исследования, на результатах которых основывался анализ.
Апробация результатов исследования: ход и результаты исследования были отражены в публикациях, основные положения исследования будут апробироваться в образовательном процессе в МБОУ «Школа №85» Ново-Савиновского района города Казани.
Структура и объем работы: Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами и рисунками. В работе представлено 4 приложения.
В современном обществе сложилась сложная экологическая ситуация, вследствие постоянного и увеличивающегося вмешательства человечества в природные процессы. Становится обычным явлением желание не задумываться о вреде, который наносится природе и обществу. Это стремление является признаком очень низкой общей экологической культуры населения. Решение данной проблемы возможно только в том случае, если каждый человек будет обладать экологической грамотностью.
Рассматривая школьные предметы, можем определить, что содержание многих из них включает экологические аспекты. Однако большей частью, все это ложится на плечи учителя биологии и не так просто уделить на уроке время и повысить уровень экологической грамотности учащихся, в то время, когда главной задачей в настоящее время является подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Таким образом, работа над созданием организационно-педагогических условий для развития экологической грамотности учащихся способствовало воздействию на изучаемый процесс и доказало выявленную гипотезу исследования.
На основе решения поставленных задач, анализа литературы по теме исследования, знакомство с опытом работы учителей и осуществления экспериментальной деятельности были предложены следующие выводы:
1. В ходе изучения психолого-педагогической литературы были выявлены цель, задача и особенности развития экологической грамотности учащихся в ходе изучения биологии. Экологическая грамотность - это экологические знания в сфере отношений общества и окружающей среды, осознание и следование законам эколого-ориентированных действий.
2. Для проведения опытно-экспериментальной работы с целью развития экологической грамотности учащихся были определены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе эксперимента проведена первичная диагностика класса по определению исходного уровня экологической грамотности учащихся. Результаты показали низкий уровень грамотности, следовательно, необходимо определить способы ее повышения.
Формирующий этап эксперимента охватывала в себя определение организационно-педагогических условий, а именно, осуществление процесса изучения биологии на основе системно-деятельностного подхода включением учащихся в активную деятельность в ходе урочной и внеурочной деятельности; применение разнообразных методов и форм учебно-познавательной деятельности; реализацию элективного курса по биологии экологической направленности.
Были предложены задания с использованием различных форм и методов учебно-познавательной деятельности на уроках биологии, для развития экологической грамотности учащихся 9-х классов:
1) Урок-семинар;
2) Урок-дискуссия;
3) Интегрированный урок;
4) Урок проблемной формы обучения;
5) Урок-практикум
6) Музейный урок;
Была предложена программа элективного курса по биологии «Химические методы анализа экологической среды города».
Одной из эффективных форм можем определить урок с проблемной формой обучения. Такой урок предполагает, что при определении проблемной ситуации, ученики сами высказывают свои суждения и предлагают способы решения. Проблемные ситуации можно применять на любом уроке.
3. На контрольном этапе эксперимента, проведена повторная диагностика экспериментальной и контрольной групп, для проверки
эффективности проведенной работы по повышению уровня экологической грамотности.
Для проверки достоверности результатов исследования мы использовали математические статистические методы (метод критерия Вилкоксона). Поскольку td > tst при р = 0,05 нулевая гипотеза отвергается.
Таким образом, мы доказали статистически значимое повышение уровня экологической грамотности учащихся. В опытных группах эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики обучения. Повышение уровня экологической грамотности в контрольной группе еще раз подтверждает наличие обязательного экологического содержания на уроках биологии. Данный компонент нацелен на развитие экологической грамотности учащихся, успешно и результативно реализуется учителями.
Рассматривая школьные предметы, можем определить, что содержание многих из них включает экологические аспекты. Однако большей частью, все это ложится на плечи учителя биологии и не так просто уделить на уроке время и повысить уровень экологической грамотности учащихся, в то время, когда главной задачей в настоящее время является подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Таким образом, работа над созданием организационно-педагогических условий для развития экологической грамотности учащихся способствовало воздействию на изучаемый процесс и доказало выявленную гипотезу исследования.
На основе решения поставленных задач, анализа литературы по теме исследования, знакомство с опытом работы учителей и осуществления экспериментальной деятельности были предложены следующие выводы:
1. В ходе изучения психолого-педагогической литературы были выявлены цель, задача и особенности развития экологической грамотности учащихся в ходе изучения биологии. Экологическая грамотность - это экологические знания в сфере отношений общества и окружающей среды, осознание и следование законам эколого-ориентированных действий.
2. Для проведения опытно-экспериментальной работы с целью развития экологической грамотности учащихся были определены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе эксперимента проведена первичная диагностика класса по определению исходного уровня экологической грамотности учащихся. Результаты показали низкий уровень грамотности, следовательно, необходимо определить способы ее повышения.
Формирующий этап эксперимента охватывала в себя определение организационно-педагогических условий, а именно, осуществление процесса изучения биологии на основе системно-деятельностного подхода включением учащихся в активную деятельность в ходе урочной и внеурочной деятельности; применение разнообразных методов и форм учебно-познавательной деятельности; реализацию элективного курса по биологии экологической направленности.
Были предложены задания с использованием различных форм и методов учебно-познавательной деятельности на уроках биологии, для развития экологической грамотности учащихся 9-х классов:
1) Урок-семинар;
2) Урок-дискуссия;
3) Интегрированный урок;
4) Урок проблемной формы обучения;
5) Урок-практикум
6) Музейный урок;
Была предложена программа элективного курса по биологии «Химические методы анализа экологической среды города».
Одной из эффективных форм можем определить урок с проблемной формой обучения. Такой урок предполагает, что при определении проблемной ситуации, ученики сами высказывают свои суждения и предлагают способы решения. Проблемные ситуации можно применять на любом уроке.
3. На контрольном этапе эксперимента, проведена повторная диагностика экспериментальной и контрольной групп, для проверки
эффективности проведенной работы по повышению уровня экологической грамотности.
Для проверки достоверности результатов исследования мы использовали математические статистические методы (метод критерия Вилкоксона). Поскольку td > tst при р = 0,05 нулевая гипотеза отвергается.
Таким образом, мы доказали статистически значимое повышение уровня экологической грамотности учащихся. В опытных группах эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики обучения. Повышение уровня экологической грамотности в контрольной группе еще раз подтверждает наличие обязательного экологического содержания на уроках биологии. Данный компонент нацелен на развитие экологической грамотности учащихся, успешно и результативно реализуется учителями.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Позвоночные животные Алапаевского района Свердловской области и
их изучение во внеурочной деятельности по биологии в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



