ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования предметных компетенций через исследовательскую деятельность 8
1.1 Изучение физики в школе через исследовательскую деятельность... 8
1.2 Теоретические основы формирования исследовательских умений
учащихся 15
1.3 Внеурочная деятельность на уроках физики 23
1.4 Организация элективных курсов по физике 30
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Формирование предметных компетенций 39
2.1 Первичная диагностика сформированности предметных
компетенций 39
2.2. Модель формирования предметных компетенций по физике 43
2.3 Апробация элективного курса «Решение проектноисследовательских задач» для учащихся 8-х классов 45
2.4 Итоговая диагностика, анализ и интерпретация полученных данных сформированности предметных компетенций 47
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 55
Приложения 60
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования предметных компетенций через исследовательскую деятельность 8
1.1 Изучение физики в школе через исследовательскую деятельность... 8
1.2 Теоретические основы формирования исследовательских умений
учащихся 15
1.3 Внеурочная деятельность на уроках физики 23
1.4 Организация элективных курсов по физике 30
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Формирование предметных компетенций 39
2.1 Первичная диагностика сформированности предметных
компетенций 39
2.2. Модель формирования предметных компетенций по физике 43
2.3 Апробация элективного курса «Решение проектноисследовательских задач» для учащихся 8-х классов 45
2.4 Итоговая диагностика, анализ и интерпретация полученных данных сформированности предметных компетенций 47
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 55
Приложения 60
Актуальность исследования обусловлена требованием федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к результатам, которые осваивают учащиеся основной образовательной программы, включающих в себя «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач...». В настоящий момент важным направлением обучения школьников является обучение учащихся самостоятельно осваивать материал, а также вовлекать в исследовательскую деятельность. Приобретение учащимися специальных умений оказывает непосредственное влияние на формирование предметных компетенций. В связи с этим проблема формирования предметной компетенции учащихся не теряет своей актуальности.
Усвоение универсальных учебных действий учениками дает возможность для самостоятельного успешного изучения новых знаний, умений и компетентностей, в том числе организацию усвоения, т.е. умение учиться.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения в содержательном разделе ООП определяется общее содержание ООО и содержатся образовательные программы, которые ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Также ФГОС включает программу развития универсальных учебных действий (УУД) на ступени ООО, которая включает формирование компетенций в области применения информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Это оговаривает значимую актуальность и перспективы применения проектной технологии обучения учеников в основной школе как базовой
образовательной технологии, которая поддерживает деятельностный подход в образовании.
Степень разработанности проблемы исследования, посвященных развитию исследовательских умений учащихся при изучении физики, представлены в научных трудах следующих авторов: Альникова Т.В., Байзулаева О.Л., Бледных И.Г., Бойкова А.Е., Кудрова И.А., Плащевая Е.В., Проказова О.Г., Слепцов А.И., Старовиков М.И. и др.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью использования исследовательских методов обучения для формирования предметных компетенций учащихся и недостаточной разработанностью эффективных моделей организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики.
Противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какова эффективная модель организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили тему исследования:
«Исследовательская деятельность как фактор развития предметных компетенций по физике учащихся 8-х классов».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
экспериментально апробировать модель организации исследовательской деятельности учащихся 8-х классов, направленную на повышение эффективности процесса формирования предметных компетенций обучения по физике.
Объект исследования: процесс формирования предметных
компетенций учащихся на уроках физики в основной школе.
Предмет исследования: модель исследовательской деятельности
учащихся 8-х классов для формирования предметных компетенций по физике.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования предметных компетенций учащихся будет более эффективным, если теоретически обосновать, разработать и применить на практике модель организации исследовательской деятельности учащихся 8-х классов, включающую в себя комплекс КИМов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Разработать модель формирования предметных компетенций по физике учащихся 8-го класса путем внедрения исследовательской деятельности.
3. Провести педагогический эксперимент с целью подтверждения эффективности разработанной модели.
Теоретико-методологическая основу исследования составляют
психолого-педагогические положения об исследовательской деятельности, ее структуре, методологии (Н.Г. Алексеев, В.И. Андреев, В.В. Давыдов, A.B. Леонтович, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Т.Н. Шамова и др.); основы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике (С.Е. Каменецкий, Е.В. Оспенникова, Н.С. Пурышева, В.Г. Разумовский, H.H. Тулькибаева, A.B. Усова).
Методы и методики исследования: в выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования; педагогические измерения (анкетирование и беседы с учителями и учениками); изучение и обобщение опыта учителей; анализ учебно-методической документации (государственных образовательных стандартов, программ, учебных пособий и методических материалов); теоретическое моделирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальная
общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Научная новизна исследования:
• Предложен обобщенный пример использования комплекса методов и форм обучения учащихся 8-х классов учителем физики для поэтапного формирования предметных компетенций;
• Практически обосновано влияние исследовательской
деятельности учащихся на развитие предметной компетенции по физике.
Теоретическая значимость исследования:
• Определена модель исследовательской деятельности, влияющая на качественное формирование предметной компетенции учащегося по физике.
• Теоретически обосновано влияние исследовательской
деятельности на формирование предметных компетенций по физике учащихся 8-х классов.
• Исследованы особенности формирования предметных
компетенций учащихся 8-х классов.
Практическая значимость исследования:
• Представленная модель формирования исследовательской деятельности учащихся может быть использована в образовательном процессе для развития предметных компетенций по физике в основной школе;
• В ходе исследования подготовлен комплекс материалов, включающих элективный курс и КИМы, для учителей по формированию предметных компетенций учащихся путем внедрения исследовательской деятельности.
Достоверность результатов исследования и обоснованность сделанных на их основе выводов обеспечиваются:
• анализом нормативных документов, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
• обобщением педагогического опыта учителей физики;
• использованием методов исследования, отвечающих поставленным задачам;
• последовательным проведением этапов педагогического эксперимента, показавшим эффективность разработанной модели.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- IV Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. Участием, 27-28 марта 2019 г. - Казань: Центр инновационных технологий».// А.В. Шуреева, Г.И. Гарнаева - 2019. - 423427 с. (5 п.л.);
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 51 источник. Объем работы составляет 85 страниц, содержание исследования иллюстрировано 8 таблицами, 9 рисунками. В работе представлено 2 приложения.
Усвоение универсальных учебных действий учениками дает возможность для самостоятельного успешного изучения новых знаний, умений и компетентностей, в том числе организацию усвоения, т.е. умение учиться.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения в содержательном разделе ООП определяется общее содержание ООО и содержатся образовательные программы, которые ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Также ФГОС включает программу развития универсальных учебных действий (УУД) на ступени ООО, которая включает формирование компетенций в области применения информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Это оговаривает значимую актуальность и перспективы применения проектной технологии обучения учеников в основной школе как базовой
образовательной технологии, которая поддерживает деятельностный подход в образовании.
Степень разработанности проблемы исследования, посвященных развитию исследовательских умений учащихся при изучении физики, представлены в научных трудах следующих авторов: Альникова Т.В., Байзулаева О.Л., Бледных И.Г., Бойкова А.Е., Кудрова И.А., Плащевая Е.В., Проказова О.Г., Слепцов А.И., Старовиков М.И. и др.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью использования исследовательских методов обучения для формирования предметных компетенций учащихся и недостаточной разработанностью эффективных моделей организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики.
Противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какова эффективная модель организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили тему исследования:
«Исследовательская деятельность как фактор развития предметных компетенций по физике учащихся 8-х классов».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
экспериментально апробировать модель организации исследовательской деятельности учащихся 8-х классов, направленную на повышение эффективности процесса формирования предметных компетенций обучения по физике.
Объект исследования: процесс формирования предметных
компетенций учащихся на уроках физики в основной школе.
Предмет исследования: модель исследовательской деятельности
учащихся 8-х классов для формирования предметных компетенций по физике.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования предметных компетенций учащихся будет более эффективным, если теоретически обосновать, разработать и применить на практике модель организации исследовательской деятельности учащихся 8-х классов, включающую в себя комплекс КИМов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Разработать модель формирования предметных компетенций по физике учащихся 8-го класса путем внедрения исследовательской деятельности.
3. Провести педагогический эксперимент с целью подтверждения эффективности разработанной модели.
Теоретико-методологическая основу исследования составляют
психолого-педагогические положения об исследовательской деятельности, ее структуре, методологии (Н.Г. Алексеев, В.И. Андреев, В.В. Давыдов, A.B. Леонтович, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Т.Н. Шамова и др.); основы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике (С.Е. Каменецкий, Е.В. Оспенникова, Н.С. Пурышева, В.Г. Разумовский, H.H. Тулькибаева, A.B. Усова).
Методы и методики исследования: в выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования; педагогические измерения (анкетирование и беседы с учителями и учениками); изучение и обобщение опыта учителей; анализ учебно-методической документации (государственных образовательных стандартов, программ, учебных пособий и методических материалов); теоретическое моделирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальная
общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Научная новизна исследования:
• Предложен обобщенный пример использования комплекса методов и форм обучения учащихся 8-х классов учителем физики для поэтапного формирования предметных компетенций;
• Практически обосновано влияние исследовательской
деятельности учащихся на развитие предметной компетенции по физике.
Теоретическая значимость исследования:
• Определена модель исследовательской деятельности, влияющая на качественное формирование предметной компетенции учащегося по физике.
• Теоретически обосновано влияние исследовательской
деятельности на формирование предметных компетенций по физике учащихся 8-х классов.
• Исследованы особенности формирования предметных
компетенций учащихся 8-х классов.
Практическая значимость исследования:
• Представленная модель формирования исследовательской деятельности учащихся может быть использована в образовательном процессе для развития предметных компетенций по физике в основной школе;
• В ходе исследования подготовлен комплекс материалов, включающих элективный курс и КИМы, для учителей по формированию предметных компетенций учащихся путем внедрения исследовательской деятельности.
Достоверность результатов исследования и обоснованность сделанных на их основе выводов обеспечиваются:
• анализом нормативных документов, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
• обобщением педагогического опыта учителей физики;
• использованием методов исследования, отвечающих поставленным задачам;
• последовательным проведением этапов педагогического эксперимента, показавшим эффективность разработанной модели.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- IV Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. Участием, 27-28 марта 2019 г. - Казань: Центр инновационных технологий».// А.В. Шуреева, Г.И. Гарнаева - 2019. - 423427 с. (5 п.л.);
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 51 источник. Объем работы составляет 85 страниц, содержание исследования иллюстрировано 8 таблицами, 9 рисунками. В работе представлено 2 приложения.
В ходе исследования было выявлено, что формирование предметных компетенций происходит в несколько этапов, в процессе которых реализуются мероприятия, направленные на рост уровня стремления
учеников к восприятию учебной деятельности и степени их активности.
Проводится оценивание полученных результатов.
На продуктивность формирования предметных компетенций учеников влияют качество организации предметной образовательной среды, которая поддерживает творческий поиск и личностное развитие учеников.
Апробация элективного курса подтвердила гипотезу исследования и подтвердила продуктивность предложенной модели формирования предметных компетенций.
Достоверность полученных результатов подтвердили с использованием
математической обработки данных на основании критерия Манна-Уитни.
Данное исследование является лишь одним из методов решения проблемы формирования предметных компетенций.
Диагностика итогового этапа определила, что результаты экспериментальной группы увеличились, по сравнению с контрольной
группой, когда та осталась на прежнем уровне знаний.
Было выявлено, что разработанный элективный курс «Решение проектно-исследовательских задач» для учащихся восьмых классов, нацеленный на формирование предметных компетенций, является продуктивным и может использоваться учителями физики. Модель формирования предметных компетенций эффективна.
учеников к восприятию учебной деятельности и степени их активности.
Проводится оценивание полученных результатов.
На продуктивность формирования предметных компетенций учеников влияют качество организации предметной образовательной среды, которая поддерживает творческий поиск и личностное развитие учеников.
Апробация элективного курса подтвердила гипотезу исследования и подтвердила продуктивность предложенной модели формирования предметных компетенций.
Достоверность полученных результатов подтвердили с использованием
математической обработки данных на основании критерия Манна-Уитни.
Данное исследование является лишь одним из методов решения проблемы формирования предметных компетенций.
Диагностика итогового этапа определила, что результаты экспериментальной группы увеличились, по сравнению с контрольной
группой, когда та осталась на прежнем уровне знаний.
Было выявлено, что разработанный элективный курс «Решение проектно-исследовательских задач» для учащихся восьмых классов, нацеленный на формирование предметных компетенций, является продуктивным и может использоваться учителями физики. Модель формирования предметных компетенций эффективна.
Подобные работы
- Регионализация содержания уроков химии в основной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



