Глава 1. Теоретические подходы к повышению уровня профессиональной ориентации у старшеклассников 11
1.1 Профессиональная ориентация старшеклассников как современная
проблема рынка труда 11
1.2 Различные подходы как методы повышения профессиональной
ориентации 14
1.3 Внеурочная деятельность. Целевые установки и организационные
формы 17
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Экспериментальное исследование по созданию и апробации комплекса педагогических условий 29
2.1 Диагностика уровня профессиональной ориентации старшеклассников
на констатирующем этапе эксперимента 29
2.2 Разработка и внедрение комплекса педагогических условий для
повышения уровня профориентации старшеклассников (формирующий этап) 41
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования 51
Выводы по 2 главе 68
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения 79
На данном этапе развития социального общества существует острая проблема рынка труда, находящаяся в дисбалансе с самой системой подготовки кадров. Общеобразовательные школы лишь односторонне ориентированы на подготовку выпускников к поступлению в высшие учебные заведения. Учащиеся выбирают будущую профессию опираясь лишь на предметы для сдачи ЕГЭ, которые даются им не так тяжело как остальные, что в дальнейшем ведет к смене профессии, снижению эффективности или переобучению.
Проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной в старшем школьном возрасте. По данным Росстат из 87% трудоспособного населения имеет профессию, подтверждающую дипломом, и лишь 60% россиян работают по специальности. Также пилотные исследования показывают, что 80% выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания учебы, 9% не могут найти работу совсем, а 33% не могут устроиться по специальности. Обращение к Росстат дает нам увидеть, что причинами трудностей в выборе профессии учащимися старшей школы являются недостаточный уровень знаний: о профессиях- 29,3%; о культуре ценностей профессий - 49,2%; о социально-психологических факторах профессии и возможных рисках - 12,4%, а также о необходимых личностных и профессиональных качествах человека - 31,1%.
Ведущим специалистом в данной области является Чистякова С.Н. - советский и российский педагог, Член-корреспондент Российской Академии образования. Чистякова С.Н. является автором и соавтором ряда учебников и учебно-методических материалов, таких как, «Твоя профессиональная карьера», «Мой выбор» и т.п.
ФГОС СОО стр.36, глава IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы, п.21 Условия реализации ООП
должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности.
По данным Минобрнауки в 2015 г из тех, кто получил диплом, работу нашли 74-75% выпускников. Каждый четвертый в стране не может трудоустроиться после окончания Высшего учебного заведения.
Степень разработанности проблемы исследования представлена в трудах по исследованию трудового воспитания российские психологи и педагоги: П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А. А. Петрусевич, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, а также зарубежные: А. Анастази, Ф. Генцберг, Дж. Голланд, Г. Мюнстенберг, Т. Парсонс, Э. Ро, Д. Сьюпер, Л. Тайлер и др. Основы выбора профессии с точки зрения психологии рассмотрены в трудах Б. Г. Ананьева, К. М. Гуревича, Э. Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Г. В. Резапкиной, В. В. Серикова и др.
Влияние работы педагогической деятельности на процесс формирования профориентации раскрыто в работах Ю. П. Аверичева, Л. В. Ботяковой, A.M. Голомштока, Н.Н. Захарова, В. Л. Савиных, А. Д. Сазонова,
С. Н. Чистяковой и др. Многозначительный вклад в понимание проблем профессиональной ориентации школьников в условиях свободного от учебы времени привнесли ученые М. А. Ариарский, А. Р. Белякова, С.Н. Иконникова, A. C. Ковальчук, Н. С. Пряжников, Ю. А. Стрельцов, О. М. Трифонова, О. В. Шишкина и др.
В связи с этим возникает противоречие между потребностью в профессиональной ориентации школьников и невозможностью удовлетворить эту потребность на основе сложившегося содержания профориентационной работы в школе.
Здесь мы и сталкиваемся с проблемой, каким должен быть комплекс педагогических условий для повышения уровня профессиональной ориентации старшеклассников на технические специальности во внеурочной деятельности по физике.
Целью исследования является создание, обоснование и
экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, направленного на повышение уровня профессиональной ориентации старшеклассников на технические специальности во внеурочной деятельности по физике.
Объект исследования: повышение уровня профессиональной
ориентации старшеклассников на технические специальности во внеурочной деятельности по физике.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий,
направленный на повышение уровня профессиональной ориентации старшеклассников на технические специальности во внеурочной деятельности по физике.
Теперь мы можем сформулировать гипотезу исследования - повышение уровня профессиональной ориентации старшеклассников будет более эффективным при реализации педагогического комплекса условий:
• Подготовка старшеклассников к ЕГЭ по физике в урочной деятельности (программа элективного курса);
• Разработка плана и проведение внеурочных мероприятий ориентированных на повышение уровня профориентации;
• Научно-исследовательская и научно-познавательная деятельность учащихся;
В согласовании с поставленной нами целью и выдвигаемой гипотезой в исследовании установлены задачи:
I. Изучить и проанализировать педагогическую
литературу по проблеме профессиональной ориентации старшеклассников на технические специальности во внеурочной деятельности по физике.
II. Создать и апробировать комплекс педагогических
условий для повышения уровня профессиональной ориентации у старшеклассников.
III. Выявить эффективность созданного комплекса
педагогических условий путём анализа и методами математической обработки данных.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Методологической основой данного исследования стали положения системно-деятельностного подхода (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн А. Н. Леонтьев, В. В. Сериков, А. И. Уемов и др.); аксиологического подхода (Л. В. Вершинина, Р. А. Громов, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, Е. В. Яковлев и др.).
В качестве теоретической основы являлись исследования в области дополнительного образования детей российских ученых, таких как А.К. Бруднов, В.А. Березина, О.С. Газман, В.А. Горский, А.В. Золотарева, М.Б. Коваль, Б. В. Куприянов, Г.Н. Попова, А.В. Скачков, Н.А. Соколова, А.Б. Фомина, А.И. Щетинская и др.
Основу работы составили мировоззренческие положения исследователей социально-культурной среды: М. А. Ариарского, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В. М. Рябкова, Б. С. Сафаралиева, Е. И. Смирновой, Т. П. Степановой, Ю. А. Стрельцова, В. Я. Суртаева, Г.И. Фроловой, Н. Н. Ярошенко, Н. В. Шарковской и др.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие
методы исследования:
• теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
• анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогическая беседа;
• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
• методы математической обработки результатов исследования.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие
методики исследования:
• дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова;
• ориентационная анкета Б. Басса: «Направленность личности»;
• типологический опросник Дж. Холланда; Опытно-экспериментальной базой исследования являются учащиеся
МБОУ СОШ №64 Московского района г. Казани.
Научная новизна исследования заключается в том, что создан комплекс педагогических условий обеспечивающих повышение уровня
профессиональной ориентации старшеклассников на технические специальности во внеурочной деятельности по физике, и определены требования к ее основным элементам (целям, содержанию учебного материала, деятельности субъектов обучения, результату и его оценке). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Изложены проблемы профессиональной ориентации у старшеклассников;
2. Раскрыты принципы реализации профессиональной ориентации старшеклассников;
3. Изучены этапы реализации комплекса педагогических условий для повышения уровня профессиональной ориентации старшеклассников на технические специальности во внеурочной деятельности по физике;
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Определен педагогический комплекс для эффективной реализации повышения уровня профессиональной ориентации старшеклассников;
2. Разработана и апробирована программа внеурочной деятельности для повышения уровня профессиональной ориентации старшеклассников на технические специальности;
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы, применены методы статистической обработки данных.
Ход и результаты исследования будут докладываться на заседании методического объединения физиков, собрание родителей учащихся 10-11-х классов, основные положения исследования будут апробироваться в образовательном процессе МБОУ «школа №64» Московского района г. Казани.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 53 источника, в том числе 3 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 139 страниц, в которой содержание исследования изложено на 73 странице и иллюстрировано 13 таблицами, 31 рисунками. В работе представлено 8 приложения.
В ходе исследования, было установлено, что теоритический аспект понятия «профессиональная ориентация» был раскрыт со всех сторон. Анализ проблемы помог установить более точное и современное представление о том, что такое профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, которое проявляется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающей молодежи, поддержки и развития природных дарований, а так же проведения комплекса специальных мер содействия индивиду в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, формирование компетентности, ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации.
На основе анализа и структуры псхолого-педагогической литературы, мы рассмотрели профессиональную ориентацию школьников со стороны системно-деятельностного, аксиологического, культурного и кластерного подходов. Выделили при этом преимущество кластерного подхода на современном рынке труда.
Также были рассмотрено всё многообразие видов внеурочной деятельности. Их мы разделили на: разовые и системные. Были изучены все виды внеурочной деятельности, но особое внимание было уделено конкурсам, викторинам, играм, проектной и научно-исследовательской деятельности. Где четко были описаны порядок их проведения и рекомендации педагогам по их ведению.
Для достоверного изучения и диагностики профессиональной ориентации старшеклассников, нами использовались стандартные, но усовершенствованные методики. Дифференциально-диагностический опросник Климова «Профессиональная направленность», в основе которой представлены особенности высшей нервной деятельности, темперамента человека, мотивация, интересы, а также задатки и способности, на основе которых выделяется четырехуровневая система по соотношению типов профессий. Далее была использована ориентационная анкета Б. Басса «Направленность личности», где ученый подразделял направленность личности на себя, на дело и на общение. Типологический опросник Дж. Холланда ставил интересы личности во главе, для этого обуславливалась сфера деятельности, к которой она склонна, выделялось 6 типов, и на их основе делался выбор будущей профессии.
В процессе формирующего этапа эксперимента мною был создан и апробирован комплекс педагогических условий, направленный по повышение уровня профориентации старшеклассников на технические специальности во внеурочной деятельности по физике.
При проведении формирующего эксперимента была выдвинута гипотеза, что реализация именного данного комплекса позволит повысить уровень профориентации старшеклассников на технические специальности во внеурочной деятельности по физике.
Для проверки гипотезы на контрольном этапе эксперимента был проведен анализ результатов повышения уровня профориентации старшеклассников. Повторная диагностика после внедрения комплекса педагогических условий состояла из тех же методик, что и на констатирующем этапе. Также был проведен анализ знаниевой компоненты по физике, т.к. в комплекс педагогических условий входил элективный курс по физике.
Таким образом, экспериментально доказано, что повышение уровня профессиональной ориентации у старшеклассников на технические специальности во внеурочной деятельности по физике способствовал разработанный и апробированный мною комплекс педагогических условий.
Цель, поставленная перед началом работы, достигнута, задачи решены. Выводы и факты, полученные в ходе исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по повышению уровня профессиональной ориентации старшеклассников.
1. Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е, испр. - М.: Дом педагогики, 1998. - 336с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. - Из-во С-Петер. ун-та, 2007. -Т.1.- 412 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Питер, 2016. - 288 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
5. Ахметжанова, Г.В. Применение методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: электронное учебное пособие/ Г.В. Ахметжанова, И.В. Антонова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. - 147 с.
6. Беликов, В. А. Философия образования личности:
деятельностный аспект : моногр. / В. А. Беликов. - Москва: Владос, 2004. - 357 с.
7. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - Москва: Просвещение, 1989. - 192 с.
8. Библер, В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры / В. С. Библер. - Москва: Прогресс ; Гнозис, 1991. - 169 с.
9. Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2016. - 165 с
10. Большая советская энциклопедия. - Москва, 1977. - 2-е изд. - Т.
26. - 622 с.
11. Вершинина, Л. В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя / Л. В. Вершинина. - Самара: СГПУ, 2003. - 148 с.
12. Воробьев, А. Н. Опросник профессиональных предпочтений по Голланду / А. Н. Воробьев, И. Г. Сенин, В. И. Чирков. - М.: Когито-Центр, 2001. - 20 с.
13. Воробьев, Н. Е. Сущностная характеристика профессиональной ориентации в социально-педагогическом аспекте / Н. Е. Воробьев, Л. В. Гузенко // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. - 2011. - № 6. - С. 43 - 47.
14. Воронина, Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е. В. Воронина // Концепт. - 2013. - № 4 (20). - С. 94 - 99.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В .В. Давыдова. - Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.
16. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва: Смысл: Эксмо, 2003. - 1134 с
17. Громов, Р. А. Формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза / Р. А. Громов // Вестн. Балт. федерал. ун-та им. И. Канта. Сер.: Филология, Педагогика, Психология. - 2010. - № 11. - С.124 - 130.
18. Гудкова, Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учеб. пособие / Е. В. Гудкова ; под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.
19. Гусева, И. В Профессиональная ориентация школьников как фактор комплексного подхода к выбору профессии / И. В. Гусева, Н. В.
Елагина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 1. -
С. 61-62
20. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. - М.: Педагогика - Пресс, 2000. - 384с.
21. Жолудева, С. В. Особенности взаимосвязи отношений с родителями и профессиональных установок в юношеском возрасте /. С. В. Жолудева, Г. Н. Жулина // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. - 2016. - № 2. - С. 126-131.
22. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский - М.: Академия, 2006. - 192 с.
23. Захарова, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захарова. - Москва, 2006. - 229 с.
24. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд. - Москва: Логос, 2001. - 384 с.
25. Казаков, А. Ф. Формирование профессиональной ориентации школьников в условиях свободного времени / А. Ф. Казаков // Вестн. Тамбов. гос ун-та.Сер.: Гуманит. науки. - 2010. - № 8 (88). - С. 108 - 111.
26. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - Москва: Просвещение, 2001. - 326 с.
27. Климов, Е. А. Психология профессионала. Избранные психологические труды / Е. А. Климов. - Москва: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.
28. Климова, Т. Е. Педагогический эксперимент : учеб. пособие / Т. Е. Климова, И. А. Кувшинова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 158 с.
29. Кожурова, О. А. Особенности структуры профессионального самоопределения учащихся старших классов / О. А Кожурова, А. А.
Малинина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2007. - № 1. - 85-93.
30. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
31. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные
детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко // Вопросы психологии. — 2003.
32. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 2001.
33. Малин, С. В. Механизмы профессиональной ориентации старшеклассников / С. В. Малин // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2011. - № 1. - С. 92 - 95.
34. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей / A. M. Новиков, В. В. Краевский, П. И. Пидкасистый. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
35. Надеева, О. Г. Исследование информированности старшеклассников о профессиональных требованиях к инженерно - техническим работникам / О. Г. Надеева //Педагогическое образование в России. - 2016.- № 6. - С.77-82.
36. Основы профориентологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. И. Вершинин, М. С. Савина, Л. Ш. Махмудов, М. В. Борисова. - Москва: Издат. центр «Академия», 2009. - 176 с.
37. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 640 с.
38. Профессиональная ориентация учащихся : учеб. пособие для пед. интов / А. Д. Сазонов [и др.]. - Москва: Просвещение, 1988. - 223 с.
39. Пряжников, Н. С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы / Н. С. Пряжников, И. С. Сергеев // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 181 - 192.
40. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования / Е.Ю. Ривкин. - Волгоград: Учитель, 2014. - 183с.
41. Рубинштейн, С.И. Основы общей психологии / С.И. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
42. Русанова, А. А. Социализация и профессиональное самоопределение личности: теоретические подходы в изучении / А. А. Русанова // В мире научных открытий. - 2011. - № 11. - С. 117-132.
43. Собкин, В. С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций / В. С. Собкин // Мир психологии. - 1998. - № 1. - С. 51 - 53.
44. Тарлавский, В. И. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта / В. И. Тарлавский, Е. А. Цуканов // перспективы науки и образования. - 2014. - № 2 (8). - С. 63 - 69
45. Фещенко Т.С., Тарасова В.Н., Ковригина Ю.Р., Чернышева М.В. Современное обучение физике: от теории - к практике. Методическое пособие для учителя физики. / Под общ. ред. Т.С.Фещенко. М.: УЦ «Перспектива», 2015. - 212 с.
46. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
47. Шамова, Т. И. Кластерная организационная технология в развитии и саморазвитии участников образовательного процесса / Т. И. Шамова // Теория и практика реализации компетентностного подхода в управлении развитием субъектов образовательного процесса : сб. ст. - Москва: Прометей, 2008. - С. 15 - 25.
48. Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.
49. Яковлев, Е. В. Реализация аксиологического подхода в педагогическом исследовании / Е. В. Яковлев // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование. Пед. науки. - 2012. - № 4 (263). - С.26 - 29.
50. Fischer, P. E. Das Betriebspraktikum in der Wirtschafts und Arbeitswelt / P. E. Fischer. - Essen, 1999. - 270 s.
51. Holland, J. L. Major programms of Research on Vocational bihaviur /
J. L.Holland. - Man in a World at Work, Ch.12. - Boston, 1964. - P. 259 - 284.
52. Malkina-Pykh, I. G. Gender Therapy / I.G. Malkina-Pykh. - Moskva: Eksmo, 2006. - 928 p.
53. Owens, G. The Module in «Universities Quarterly». Universities Quarterly / G. Owens // Higher education and society. - 1975. -Vol. 25. - № 1. - P. 20 - 27.