Муниципальные программы как комплексный инструмент реализации политики социально – экономического развития города (Алтайскийо экономико-юридический институт)
Выпускная квалификационная работа.
Объектом работы являются муниципальные программы комплексного социально-экономического развития г. Барнаула.
В работе проведен анализ социально-экономического развития Барнаула за 2015-2017 годы.
Системе государственного и муниципального управления присуща постоянная динамика. По этой причине на всех этапах управления необходимо использование качественных механизмов распределения ресурсов и оценки эффективности их использования, способных учитывать изменения, происходящие в экономике.
Реформирование российской системы государственного и муниципального управления нацелено на постоянное повышение эффективности функционирования органов государственной власти, совершенствование механизмов повышения доступности государственных и муниципальных услуг.
Одной из ключевых задач, которые стоят перед органами местного самоуправления и перед нашей страной, считается повышение эффективности муниципального управления, которое выражено, в первую очередь, в повышении комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Отметим, что для положительной тенденции развития всех сфер деятельности муниципального образования, необходима разработка стратегических планов или программ комплексного социально-экономического развития.
Теоретическая разработанность данной темы исследования представлена работами таких авторов как: Баласултанов М.Г., Брагин, А.Г. Голованова С.П. Гродская Г.Н., Демина И.Д., Диллион Дж., Заруба Н.А., Иванова М.В., Каркавин М.В., Кравченко О.В., Максимчук О.В., Мирзоева С.М., Михитарова М.В., Нигматуллина А. М., Никулина Е.В., Омельчук А.А., Осадчая С.М., Рагулина Ю.В., Райзберг Б.А., Румянцева С.Т., Узлян Л.А, Чандлер Д.А., Чернышев А.И., Шмиголь Н.С.
Однако вопросы разработки муниципальных программ по развитию комплексного социально-экономического развития все же являются актуальными.
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.
Цель данной работы состоит в исследовании муниципальных программ, как комплексного инструмента реализации политики социально - экономического развития города на примере г. Барнаула
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать теоретико-методологические и правовые основы исследования социально-экономического развития города на основе муниципальных программ;
провести анализ муниципальных программ комплексного социально-экономического развития города Барнаула;
рассмотреть пути совершенствования муниципальных программ комплексного социально-экономического развития города Барнаула.
Объектом данной работы выступают муниципальные программы. Предметом – муниципальные программы комплексного социально-экономического развития г. Барнаула.
Теоретико-методологической основой исследования послужили Кодексы, Федеральные Законы, научные труды отечественных ученых по теме комплексного социально-экономического развития и понятия муниципальных программ.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, метод финансового анализа.
Теоретическая значимость данной работы выражается в возможности использования полученных результатов в различных научных исследованиях по данной или смежной тематике.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности применения их в деятельности г. Барнаула по вопросам планирования комплексного социально-экономического развития.
Внедрение результатов данного исследования способно улучшить результаты деятельности г. Барнаула в области планирования социально-экономического развития города.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Подводя итог, необходимо отметить, что основной целью данной работы было исследование муниципальных программ, как комплексного инструмента реализации политики социально - экономического развития города на примере г. Барнаула.
В ходе работы были решены определенные задачи, позволяющие достичь поставленную цель.
В частности, в рамках теоретического исследования проблемы, было установлено, что наличие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования позволяет органам государственной власти и местного самоуправления более точно диагностировать объективную ситуацию в муниципальных образованиях, определять стратегические направления их развития и выявлять потребности обоснованного финансово-экономического и ресурсного обеспечения.
Как было отмечено, муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.
Муниципальная программа состоит из текстовой части и приложений. Краткие сведения о муниципальной программе содержатся в ее паспорте. На практике в муниципальной программе удобно выделять подпрограммы.
Зарубежное муниципальное управление обладает большим количеством различного рода моделей и типов его организации. Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой, таких как США, Италия, Франция, Финляндия, применяют механизм программно-целевого управления.
Следующей задачей был анализ муниципальных программ комплексного социально-экономического развития города Барнаула.
Соответственно, необходимо отметить, в первую очередь, что прогнозирование показателей социально-экономического развития г. Барнаула происходит согласно Программы комплексного социально-экономического развития города Барнаула на 2008-2017 годы. При этом анализ социально-экономического развития города за 2015-2017 гг. позволил установить, что с каждым годом показатели его улучшаются, что говорит об эффективной работе Администрации города.
Проведенный анализ установил, сегодняшний день общее число муниципальных программ, реализуемых на территории г. Барнаула составляет 19. Объем средств муниципальных программ в 2017 г. увеличился. Следовательно, в 2017 г. было реализовано больше проектов по каждой из программ. При этом несмотря на столь положительные результаты, администрация все равно ставит себе прогнозы на повышение результатов именно поэтому необходимы предложения по повышению эффективности муниципальных программ.
Цель последней задачи в данной работе состояла непосредственно в предложении совершенствований муниципальных программ. Было рассмотрено предложения отдельно по программам. При этом отметим тот факт, что в том случае, когда Администрация г. Барнаул будет следовать указанным предложениям, общее социально-экономическое развитие города повысится в 2018 г.
Соответственно, можем отметить, что основная цель работы достигнута.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 19.03.2018).
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ ( ред. от 29.12.2017) // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 19.03.2018).
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» ( ред. от 28.12.2017) // Справочно–правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 19.03.2018).
4. Решение № 696 от 01.02.2008 «Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития города Барнаула на 2008-2017 годы» // Официальный сайт г. Барнаула [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://barnaul.org/pravoportal/portal/mpa/duma/2008/reshenie-696-ot-01-02-2008-ob-utverzhdenii-programmy-kompleksnogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/ свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 27.03.2018).
5. Баласултанов, М.Г. Стратегическое планирование городов: возможности использования зарубежного опыта / М.Г. Баласултанов // Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов. – 2016. – С. 229-235.
6. Брагин, А.Г. Зарубежный опыт применения программно-целевого метода в управлении муниципальным развитием / А.Г. Брагин //
Экономика и социум. – 2015. - № 2-1 (15). – С. 731-736.
7. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. – 494 c.
8. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. – 352 c.
9. Гареева, Н.А. Индикаторы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований / Н.А. Гареева // Бизнес. Образование. Право. – 2013. - № 1 (22). – С. 70-73.
10. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 238 c.
11. Голованова, С.П. Нормативно-правовые основы комплексного социально-экономического развития муниципального образования / С.П. Голованова, Е.О. Боровая // Политика, экономика и инновации. – 2017. - № 3 (13). – С. 25.
12. Гродская, Г.Н. Целевое программирование в системе управления комплексным социально-экономическим развитием территорий / Г.Н. Гродская, Е.И. Глотова // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2012. - № 7 (93). – С. 22-26.
13. Демина, И.Д. Зарубежный опыт аудита эффективности муниципальных целевых программ / И.Д. Демина, А.В. Зигмантович // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. – 2014. - № 4. – С. 72-76.
14. Заруба, Н.А. Исторический опыт зарубежного муниципального управления как фактор развития общества / Н.А. Заруба, С.Е. Тимофеева // Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции школьников, студентов и преподавателей с международным участием. – 2017. – С. 134-140.
15. Иванова, М.В. Комплексное социально-экономическое развитее муниципальных образований / М.В. Иванова // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. – 2012. - № 3 (10). – С. 20-22.
16. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 383 c.
17. Каркавин, М.В. Организация планирования стратегического развития крупного города: программно-целевой подход / М.В. Каркавин //
Фундаментальные исследования. – 2014. - № 12-9. – С. 1973-1978.
18. Катунина, Э.А. Управление муниципальным образованием: российский и зарубежный опыт / Э.А. Катунина, В.И. Сальников // В сборнике: Государство и общество в современной политике сборник научных статей. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Воронежский филиал. – 2016. – С. 82-86.
19. Киричук, Л.А. Проблемы формирования и реализации целевых комплексных программ на муниципальном уровне / Л.А. Киричук, Ю.С. Иванилова // Материалы международной студенческой научно-практической конференции. – 2017. – С. 212-216.
20. Колесников, В.А. Зарубежный опыт государственного и муниципального управления: компаративный принцип преподавания / В.А. Колесников // Наука и образование: новое время. – 2017. - № 2 (19). – С. 266-279.
21. Кравченко, О.В. Использование программно-целевого метода при стратегическом планировании бюджета / О.В. Кравченко, О.А. Горбунова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2017. – Т. 1. № 4. – С. 105-111.
22. Максимчук, О.В. Город как социально-экономическая система: особенности и проблемы развития малых городов России / О.В. Максимчук // В книге: Актуальные проблемы внедрения энергоэффективных технологий в строительство и инженерные системы городского хозяйства Материалы II международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 68-76.
23. Мирзоева, С.М. Проблемы формирования системы стратегического планирования развития городов / С.М. Мирзоева // Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 2 (55). – С. 170-173.
24. Михитарова, М.В. Опыт комплексного планирования социально-экономического развития города / М.В. Михитарова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2016. - № 8 (90). – С. 26.
25. Москаленко, А.В. Программно-целевое управление социально-экономической системой: зарубежная практика / А.В. Москаленко, И.В. Ульрих // В сборнике: Управление, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия труды международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 153-157.
26. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. – 556 c.
27. Нигматуллина, А. М. Роль и место комплексной социально-экономической программы в развитии муниципального образования // Молодой ученый. – 2015. - №23. – С. 633-636.
28. Никулина, Е.В. Зарубежный опыт управления развитием социально-экономических систем регионов / Е.В. Никулина // Управление городом: теория и практика. – 2015. - № 4 (19). – С. 13-18.
29. Омельчук, А.А. Современные подходы к управлению целевыми программами / А.А. Омельчук // Научно-теоретический журнал Наука и экономика. – 2013. – Т. 2. № 4 (32). – С. 139-142.
30. Орехова, Е.А. Особенности формирования стратегической программы социально-экономического развития малых и средних городов / Е.А. Орехова, А.В. Плякин // Региональная экономика. Юг России. – 2014. - № 4. – С. 100-107.
31. Осадчая, С.М. Особенности формирования стратегии социально-экономического развития города / С.М. Осадчая // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2017. - № 5 (66). – С. 72-81.
32. Основные итоги работы Администрации г. Барнаула [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://barnaul.org/upload/iblock/db4/2017.pdf свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 27.03.2018).
33. Официальный сайт г. Барнаула [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://barnaul.org свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 27.03.2018).
34. Петрова, Е.М. Проблемы комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований / Е.М. Петрова //
Актуальные вопросы экономических наук. – 2013. - № 35. – С. 76-80.
35. Рагулина, Ю.В. Понятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований / Ю.В. Рагулина //
В книге: International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers. – 2013. – С. 158-162.
36. Романишина, Т.С. Критерии и методы оценки потенциала развития социально-экономический системы муниципального образования / Т.С. Романшина // Вестник ВСГУТУ. – 2017. - № 2 (65). – С. 102-109.
37. Румянцева, С.Т. Государственные программы и опыт программно-целевого управления России и зарубежных стран / С. Т. Румянцева // В сборнике: Государство и бизнес. Современные проблемы экономики Материалы VII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Факультет экономики и финансов. – 2015. – С. 109-115.
38. Семенчева, А.В. Актуальные вопросы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований / А.В. Семенчева //
Вестник Нижегородского института управления. – 2017. - № 5 (46). – С. 39-45.
39. Скулкина, А.В. Муниципальные целевые программы: понятие, этапы разработки и реализации, оценка эффективности / А.В. Скулкина //
Экономическая среда. – 2017. - № 3 (21). – С. 62-66.
40. Солосина, М.И. Стратегический подход к управлению развитием на муниципальном уровне: методика анализа поселений, подходы к разработке стратегий / М.И. Солосина, И.Н. Щепина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. - № 48 (330). – С. 19-33.
41. Тирских, М.Г. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как технологическая и социальная категория / М.Г. Тирских // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. – 2016.- № 1 (37). – С. 7-11.
42. Тихомиров, С.В. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / С.В. Тихомиров. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 320 c.
43. Трусевич, Е.В. Реализация комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования / Е.В. Трусевич, Г.В. Афанасенко // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2013. - № 4-1. – С. 171-175.
44. Узлян, Л.А Зарубежный опыт формулирования стратегического видения социально-экономического развития муниципального образования / Л.А. Узлян // Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов. – 2016. – С. 198-202.
45. Чернышев, А.И. Полномочия органов местного самоуправления в сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования / А.И. Чернышев // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. - № 5-3 (84). – С. 210-212.
46. Чиркова, О.А. Механизм реализации стратегических программ развития муниципального образования / О.А. Чиркова // В сборнике: Наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание . Под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2017. – С. 244-248.
47. Шибиченко, Г.И. Зарубежный опыт стратегического планирования развития муниципального образования / Г.И. Шибиченко //
Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2014.- № 14. – С. 75-80.
48. Шмиголь, Н.С. Повышение эффективности программного бюджетирования с учетом лучших зарубежных практик / Н.С. Шмиголь //
Экономика. Налоги. Право. – 2017. – Т. 10. № 5. – С. 114-125.
49. Штеменко, К.С. Пространственный подход к формированию стратегий социально-экономического развития малых и средних городов / К.С. Штеменко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2013. – Т. 28. № 22-1 (165). – С. 42-47.
50. Якушев, А.В. ВПС: Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2012. – 144 c.