Вербальная память детей школьного возраста с задержкой психического развития (Специальная психология,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
В практической части работы приведены результаты экспериментов с учениками 5-го класса.
Есть приложения
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР 5
1.1 Память как психический процесс 5
1.2 Развитие вербальной памяти в онтогенезе 9
1.3 Особенности развития вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР 14
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития вербальной памяти у школьников с ЗПР 19
2.1 Описание процедуры исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 24
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 40
Актуальность исследования. Важной составляющей общего развития ребенка является его познавательное развитие – внимание, память, мышление, речь, воображение и другие. Основой познавательного развития является усовершенствование интеллектуальных способностей. Центральным фактором в становлении сознания и личности ребенка является память.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, успешной адаптации к постоянно меняющейся действительности, нормального функционирования в социуме. Является доказанным, что от особенностей памяти детей зависит продуктивность учебной деятельности.
Необходимость исследования проблемы развития вербальной памяти у учащихся школьного возраста с ЗПР обусловлена ее значимостью в социальном и практическом аспектах, а также недостаточной разработкой в научно-теоретическом и методическом планах. Характеристика закономерностей развития вербальной памяти у школьников с ЗПР позволит определить, влияет ли дефект на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции.
Степень изученности. Механизм развития памяти у школьников с ЗПР представлен исследованиями Л.С. Выготского, У. Джеймса, Т.П. Зинченко, В.В. Лебединского, Г.Ш. Лавониной, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, и др. Л.С. Выготский, У. Джеймс, Т.П. Зинченко и др. раскрыли особенности памяти как психического процесса. Г.Ш. Лавониной, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлевой и др. раскрыта природа развития словесной и логической памяти у детей школьного возраста с ЗПР. В.Н. Ильин, А.Г. Морозова и др. проанализировали особенности развития произвольной памяти у детей школьного возраста с ЗПР. Однако, несмотря на достаточное количество исследований, посвященным исследованию особенностей развития памяти у детей школьного возраста с ЗПР, проблема развития вербальной памяти в школьном возрасте при ЗПР не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить особенности развития вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
1. Раскрыть память как психический процесс.
2. Определить особенности развития вербальной памяти в онтогенезе.
3. Выявить особенности развития вербальной памяти у школьников с ЗПР.
4. Подобрать диагностические методики для обследования вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению особенностей развития вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР.
Объект исследования – вербальная память.
Предмет исследования – особенности развития вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей школьного возраста с ЗПР ет прослеживаться ограниченный объем запоминаемой информации.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к памяти как психическому процессу – Л.С. Выготского, У. Джеймса и др.;
- подходы к развитию вербальной памяти в онтогенезе – Т.П. Зинченко, Ю.В. Терентьевой и др.
- подходы к развитию вербальной памяти у школьников с ЗПР – И.М. Ордова, Л.И. Тиграновой и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов.
Определено, что, исходя из понятия памяти как ряда последующих психических процедур запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, можно отметить, что память является важным психическим процессом, состоящего из ряда взаимосвязанных внутренних операций. При этом учитывается состав мнемических действий и процедур, зависимость продуктивности памяти от того, какой уровень занимают задачи и способы запоминания или воспроизведения, сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности.
Выявлено, что память является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувственный и эмоциональный опыт, расширяет имеющиеся знания, совершенствует навыки и умения, воспроизводит различные события.
Отмечено, что вербальная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме.
Указано на то, что у детей с ЗПР недостатки как произвольного, так и непроизвольного запоминания. Сниженная познавательная активность детей с ЗПР является одной из основных причин недостаточной продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания. Проведенные исследования показали, что дети с ЗПР хуже воспроизводят словесный материал, им нужно намного больше времени на его припоминание, чем нормально развивающимся сверстникам. Наибольшее число ошибок, связанных с особенностями работы вербальной памяти школьников с ЗПР школьников, приходится на репродукции, полученные после молчаливого чтения материала. Этот способ чтения малодоступен школьникам с ЗПР.
Экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Анализ результатов обследования кратковременной и долговременной вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР по методике Н.И. Дьяковой «Произнеси и запомни» и вербальной памяти по методике «Воспроизведение рассказа» Л.С. Славиной позволили заключить, что у школьников с ЗПР вербальная память развита на среднем (5 школьников) и низком (5 школьников) уровнях. По методике А.Р. Лурия кратковременная вербальная память развита на среднем (7 школьников) и низком (3 школьника) уровне, долговременная на среднем (6 школьников) и низком (4 школьников) уровнях. По методике Р.С. Немова было установлено, что объем вербальной памяти у школьников с ЗПР развит на среднем (8 школьников) и низком (2 школьника) уровнях.
2. Память характеризуется тем, что школьники с ЗПР в процессе запоминания не подключают такие процессы познавательной деятельности, как мышление и восприятие. В процессе применения диагностической методики школьники не воспроизводят предложенные слова, не объясняют их значения, не опираются на имеющийся опыт и знания. Память школьников носит кратковременный характер. Было отмечено, что в школьном возрасте у детей с ЗПР память превращается в особую деятельность, цель которой – запомнить конкретный материал. С помощью взрослых школьник с ЗПР активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания. Запомнить картинки школьнику с ЗПР легче, чем вербальную информацию.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Бадаева, В.И. Обследование познавательного развития детей школьного возраста с ЗПР / В.И. Бадаева // Дефектология. – 2014. – №4. – С. 58-61.
2. Барсукова, И.Т. Память как психический процесс / И.Т. Барсукова // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 85-88.
3. Боброва, Т.Г. Дети с ЗПР / Т.Г. Боброва. – СПб.: Питер, 2016. – 502 с.
4. Варчак, Р.М. Дети с ЗПР / Р.М. Варчак.– М.: АСТ, 2015. – 225 с.
5. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2013. – 659 с.
6. Джеймс У. Память / У. Джеймс. – СПб.: Питер. 2014. – 269 с.
7. Дьякова, М.И. Онтогенез памяти / М.И. Дьякова. – М.: АСТ, 2014. – 145 с.
8. Жировина, Л.Ф. Развиваем память детей / Л.Ф. Жировина // Ребенок в детском саду. – 2014. – №6. – С. 29-38.
9. Жулина, Е. Изучение и коррекция психического развития детей с ЗПР / Е. Жулина. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 328 c.
10. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
11. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей школьного возраста с ЗПР / Т.Б. Иванова. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 112 c.
12. Ильина, В.Н. Развитие личности ребенка с ЗПР / В.Н. Ильина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2015. – 512 с.
13. Истомина, З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 455 с.
14. Лавонина, Г.Ш. Особенности развития словесной памяти у школьников с ЗПР / Г.Ш. Лавонина // Дефектология. – 2013. – №1. – С. 22-25.
15. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития детей. Учебное пособие / В.В. Лебединский. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 168 c.
16. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2012. – 345 с.
17. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2013. – 487 с.
18. Лурия, А.Р. Нейропсихология детского возраста / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2015. – 478 с.
19. Морозова, А.Г. Специальная психология / А.Г. Морозова. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 456 с.
21. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
22. Обухова, Л.Ф. Детская психология:. 2-е изд., стереотип. / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2016. – 360 с.
23. Ордов, И.М. Основы специальной психологии: учебное пособие. – 2-е изд. / И.М. Ордов. – М.: Академия, 2015. – С. 152 – 157.
24. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2015. – 232 с.
25. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
26. Ротарь, Н.В. Занятия для детей школьного возраста с ЗПР. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – М.: Учитель, 2014. – 156 c.
27. Рыжих, О.Г. Развитие познавательной деятельности у школьников с ЗПР / О.Г. Рыжих // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 12-16.
28. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 424 с.
29. Славина, Л.С. Практикум по специальной психологии / Л.С. Славина. – СПб.: Речь, 2016. – 241 с.
30. Специальная психология: учебное пособие / под. ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2014. – С. 139 – 143
31. Терентьева, Ю.В. Механизмы произвольного запоминания / Ю.В. Терентьева // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 56-62.
32. Тигранова, Л.И. Развитие словесной памяти у детей с ЗПР / Л. И. Тигранова. – М.: АСТ, 2011. – 64 с.
33. Черемошкина, Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов / Л.В. Черемошкина. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
34. Юрчик, Р.О. Состояние памяти процессов у школьников с ЗПР / Р.О. Юрчик // Молодой ученый. – 2012. – №5. – С. 58-62.
35. Яковлева, Н.Г. Познавательное развитие школьника с ЗПР/ Н.Г. Яковлева // Дефектология. – 2016. – №2. – С. 36-42.