Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вербальная память детей школьного возраста с задержкой психического развития (Специальная психология,Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №36227

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы42
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
655
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В практической части работы приведены результаты экспериментов с учениками 5-го класса.
Есть приложения
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР 5
1.1 Память как психический процесс 5
1.2 Развитие вербальной памяти в онтогенезе 9
1.3 Особенности развития вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР 14
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития вербальной памяти у школьников с ЗПР 19
2.1 Описание процедуры исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 24
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 40


Актуальность исследования. Важной составляющей общего развития ребенка является его познавательное развитие – внимание, память, мышление, речь, воображение и другие. Основой познавательного развития является усовершенствование интеллектуальных способностей. Центральным фактором в становлении сознания и личности ребенка является память.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, успешной адаптации к постоянно меняющейся действительности, нормального функционирования в социуме. Является доказанным, что от особенностей памяти детей зависит продуктивность учебной деятельности.
Необходимость исследования проблемы развития вербальной памяти у учащихся школьного возраста с ЗПР обусловлена ее значимостью в социальном и практическом аспектах, а также недостаточной разработкой в научно-теоретическом и методическом планах. Характеристика закономерностей развития вербальной памяти у школьников с ЗПР позволит определить, влияет ли дефект на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции.
Степень изученности. Механизм развития памяти у школьников с ЗПР представлен исследованиями Л.С. Выготского, У. Джеймса, Т.П. Зинченко, В.В. Лебединского, Г.Ш. Лавониной, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, и др. Л.С. Выготский, У. Джеймс, Т.П. Зинченко и др. раскрыли особенности памяти как психического процесса. Г.Ш. Лавониной, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлевой и др. раскрыта природа развития словесной и логической памяти у детей школьного возраста с ЗПР. В.Н. Ильин, А.Г. Морозова и др. проанализировали особенности развития произвольной памяти у детей школьного возраста с ЗПР. Однако, несмотря на достаточное количество исследований, посвященным исследованию особенностей развития памяти у детей школьного возраста с ЗПР, проблема развития вербальной памяти в школьном возрасте при ЗПР не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить особенности развития вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
1. Раскрыть память как психический процесс.
2. Определить особенности развития вербальной памяти в онтогенезе.
3. Выявить особенности развития вербальной памяти у школьников с ЗПР.
4. Подобрать диагностические методики для обследования вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению особенностей развития вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР.
Объект исследования – вербальная память.
Предмет исследования – особенности развития вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей школьного возраста с ЗПР ет прослеживаться ограниченный объем запоминаемой информации.
Методы: теоретические: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к памяти как психическому процессу – Л.С. Выготского, У. Джеймса и др.;
- подходы к развитию вербальной памяти в онтогенезе – Т.П. Зинченко, Ю.В. Терентьевой и др.
- подходы к развитию вербальной памяти у школьников с ЗПР – И.М. Ордова, Л.И. Тиграновой и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов.
Определено, что, исходя из понятия памяти как ряда последующих психических процедур запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, можно отметить, что память является важным психическим процессом, состоящего из ряда взаимосвязанных внутренних операций. При этом учитывается состав мнемических действий и процедур, зависимость продуктивности памяти от того, какой уровень занимают задачи и способы запоминания или воспроизведения, сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности.
Выявлено, что память является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувственный и эмоциональный опыт, расширяет имеющиеся знания, совершенствует навыки и умения, воспроизводит различные события.
Отмечено, что вербальная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме.
Указано на то, что у детей с ЗПР недостатки как произвольного, так и непроизвольного запоминания. Сниженная познавательная активность детей с ЗПР является одной из основных причин недостаточной продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания. Проведенные исследования показали, что дети с ЗПР хуже воспроизводят словесный материал, им нужно намного больше времени на его припоминание, чем нормально развивающимся сверстникам. Наибольшее число ошибок, связанных с особенностями работы вербальной памяти школьников с ЗПР школьников, приходится на репродукции, полученные после молчаливого чтения материала. Этот способ чтения малодоступен школьникам с ЗПР.
Экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Анализ результатов обследования кратковременной и долговременной вербальной памяти у детей школьного возраста с ЗПР по методике Н.И. Дьяковой «Произнеси и запомни» и вербальной памяти по методике «Воспроизведение рассказа» Л.С. Славиной позволили заключить, что у школьников с ЗПР вербальная память развита на среднем (5 школьников) и низком (5 школьников) уровнях. По методике А.Р. Лурия кратковременная вербальная память развита на среднем (7 школьников) и низком (3 школьника) уровне, долговременная на среднем (6 школьников) и низком (4 школьников) уровнях. По методике Р.С. Немова было установлено, что объем вербальной памяти у школьников с ЗПР развит на среднем (8 школьников) и низком (2 школьника) уровнях.
2. Память характеризуется тем, что школьники с ЗПР в процессе запоминания не подключают такие процессы познавательной деятельности, как мышление и восприятие. В процессе применения диагностической методики школьники не воспроизводят предложенные слова, не объясняют их значения, не опираются на имеющийся опыт и знания. Память школьников носит кратковременный характер. Было отмечено, что в школьном возрасте у детей с ЗПР память превращается в особую деятельность, цель которой – запомнить конкретный материал. С помощью взрослых школьник с ЗПР активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания. Запомнить картинки школьнику с ЗПР легче, чем вербальную информацию.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Бадаева, В.И. Обследование познавательного развития детей школьного возраста с ЗПР / В.И. Бадаева // Дефектология. – 2014. – №4. – С. 58-61.
2. Барсукова, И.Т. Память как психический процесс / И.Т. Барсукова // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 85-88.
3. Боброва, Т.Г. Дети с ЗПР / Т.Г. Боброва. – СПб.: Питер, 2016. – 502 с.
4. Варчак, Р.М. Дети с ЗПР / Р.М. Варчак.– М.: АСТ, 2015. – 225 с.
5. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2013. – 659 с.
6. Джеймс У. Память / У. Джеймс. – СПб.: Питер. 2014. – 269 с.
7. Дьякова, М.И. Онтогенез памяти / М.И. Дьякова. – М.: АСТ, 2014. – 145 с.
8. Жировина, Л.Ф. Развиваем память детей / Л.Ф. Жировина // Ребенок в детском саду. – 2014. – №6. – С. 29-38.
9. Жулина, Е. Изучение и коррекция психического развития детей с ЗПР / Е. Жулина. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 328 c.
10. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
11. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей школьного возраста с ЗПР / Т.Б. Иванова. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 112 c.
12. Ильина, В.Н. Развитие личности ребенка с ЗПР / В.Н. Ильина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2015. – 512 с.
13. Истомина, З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 455 с.
14. Лавонина, Г.Ш. Особенности развития словесной памяти у школьников с ЗПР / Г.Ш. Лавонина // Дефектология. – 2013. – №1. – С. 22-25.
15. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития детей. Учебное пособие / В.В. Лебединский. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 168 c.
16. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2012. – 345 с.
17. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2013. – 487 с.
18. Лурия, А.Р. Нейропсихология детского возраста / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2015. – 478 с.
19. Морозова, А.Г. Специальная психология / А.Г. Морозова. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 456 с.
21. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
22. Обухова, Л.Ф. Детская психология:. 2-е изд., стереотип. / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2016. – 360 с.
23. Ордов, И.М. Основы специальной психологии: учебное пособие. – 2-е изд. / И.М. Ордов. – М.: Академия, 2015. – С. 152 – 157.
24. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2015. – 232 с.
25. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
26. Ротарь, Н.В. Занятия для детей школьного возраста с ЗПР. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – М.: Учитель, 2014. – 156 c.
27. Рыжих, О.Г. Развитие познавательной деятельности у школьников с ЗПР / О.Г. Рыжих // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 12-16.
28. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 424 с.
29. Славина, Л.С. Практикум по специальной психологии / Л.С. Славина. – СПб.: Речь, 2016. – 241 с.
30. Специальная психология: учебное пособие / под. ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2014. – С. 139 – 143
31. Терентьева, Ю.В. Механизмы произвольного запоминания / Ю.В. Терентьева // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 56-62.
32. Тигранова, Л.И. Развитие словесной памяти у детей с ЗПР / Л. И. Тигранова. – М.: АСТ, 2011. – 64 с.
33. Черемошкина, Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов / Л.В. Черемошкина. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
34. Юрчик, Р.О. Состояние памяти процессов у школьников с ЗПР / Р.О. Юрчик // Молодой ученый. – 2012. – №5. – С. 58-62.
35. Яковлева, Н.Г. Познавательное развитие школьника с ЗПР/ Н.Г. Яковлева // Дефектология. – 2016. – №2. – С. 36-42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ