Введение 3
Теоретический аспект проблемы формирования речи у детей трёхлетнего возраста при её недоразвитии
6
Проблема становления речи у детей трёхлетнего возраста в трудах отечественных и зарубежных исследователей 6
Проявления речевого дизонтогенеза у детей в возрасте трёх лет 15
Влияние родительской компетентности на темп становления речи детей с отклонениями в речевом развитии 24
Выводы по 1 главе 38
Практический аспект проблемы развития родительской компетентности в условиях детского центра у родителей детей трёхлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня 39
Исследование уровня сформированности родительской компетентности в условиях детского центра 39
Особенности применения комплекса средств развития родительской компетентности в условиях детского центра у родителей детей трёхлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня 48
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список литературы 62
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития специальной педагогики обозначена тенденция приоритетного направления изучения и помощи детям раннего возраста.
Статистические данные свидетельствуют о снижении доли здоровых новорождённых детей в период с 1991 по 1998 годы с 48% до 36%. На данный момент до 80% новорождённых физически незрелы, около 70% имеют пренатальную патологию. Так же отмечается постоянный рост числа детей из социально неблагополучных семей и детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. Данный возраст является стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребёнка. Раннее вмешательство может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем возрасте, и даёт возможность широкого выбора типа школьного обучения.
Начиная с конца 90-х годов в России стали заявлять о необходимости оказания ранней помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве и Санкт-Петербурге созданы и успешно функционируют центры ранней диагностики и раннего вмешательства. Раннее развитие ребёнка наиболее благоприятно протекает в условиях семьи. Именно семья способна создать полноценные условия для успешного психоречевого развития ребёнка.
Многочисленные публикации по данной проблеме воспитали новое поколение родителей, которые осознают перспективы ранней помощи и заявляют о своей потребности в ней.
К числу современных публикаций по проблемам оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья можно отнести статьи О.Е. Громовой, Ю.Ф. Гаркуши, Е.А. Стребелевой, Т.В. Парамоновой. Выше перечисленные авторы описывают как методы диагностики, так и направления коррекционно-развивающего воздействия. Об эффективности коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте писали А.А. Леонтьев, О.Е. Громова и другие. Самые ранние работы по обозначенной проблеме касались помощи детям с врожденными нарушениями слуха и зрения.
Одним из важнейших аспектов оказания логопедической помощи детям трёх лет называют ознакомление близких родственников с приёмами стимулирующего обучения.
Проблема исследования заключается в том, что семья, воспитывающая ребёнка трёхлетнего возраста с речевым отклонением, не имеет достаточно знаний и умений для преодоления данного нарушения. Такие семьи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Однако на данный момент рекомендации для родителей по развитию речи и психических процессов для детей трёхлетнего возраста представлены разрозненно и фрагментарно. Как следствие, родители не могут быть активными участниками коррекционного процесса из-за низкого уровня родительской компетентности.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Средства развития родительской компетентности в условиях детского центра у родителей детей трёхлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня».
Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения детей трёхлетнего возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: комплекс средств развития родительской компетентности.
Цель исследования: изучить теоретический аспект проблемы преодоления речевых нарушений у детей трёхлетнего возраста и разработать комплекс средств развития родительской компетентности у родителей детей трёхлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня. Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы преодоления речевых нарушений в трёхлетнем возрасте.
2. Рассмотреть формы взаимодействия логопеда с родителями.
3. Определить уровень развития родительской компетентности у родителей детей трёхлетнего возраста с речевыми нарушениями.
4. Разработать комплекс средств развития родительской компетентности у родителей детей трёхлетнего возраста и опытно-экспериментальным путём проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения детей трёхлетнего возраста с речевыми нарушениями будет эффективен, если:
• будет организована специальная работа по развитию родительской компетентности в условиях детского центра;
• родители будут получать комплексную информацию о психическом и речевом развитии ребёнка;
• в работе с родителями будут применяться и теоретические, и практические формы взаимодействия (лекции и тренинги).
Новизна исследования: разработан комплекс средств развития родительской компетентности у родителей детей трёхлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня.
Практическая значимость: разработанный комплекс средств развития родительской компетентности у родителей детей трёхлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня может быть применён в работе логопеда, психолога, педагогов ДОУ.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: анкетирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МОУ ЦДиК «Коррекция», г. Владивосток.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (50), приложение (6).
Заключение
Целью данного исследования было изучение теоретического аспекта проблемы преодоления речевых нарушений у детей трёхлетнего возраста и разработка комплекса средств развития родительской компетентности в условиях детского центра у родителей детей трёхлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня.
Для достижения поставленной цели были решены последовательно следующие задачи:
- проанализированы теоретические источники по проблеме преодоления речевых нарушений в трёхлетнем возрасте;
- изучен термин «родительская компетентность», рассмотрены основные формы взаимодействия логопеда с родителями;
- разработан комплекс средств по развитию уровня родительской компетентности в условиях детского центра у родителей детей трёхлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня;
- определен уровень развития родительской компетентности у родителей детей трёхлетнего возраста с речевыми нарушениями;
- разработан комплекс средств развития родительской компетентности у родителей детей трёхлетнего возраста и опытно-экспериментальным путём проверена его эффективность.
Таким образом, наше исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что процесс психолого-педагогического сопровождения детей 3-хлетнего возраста будет эффективен, если организовать специальную работу по развитию родительской компетентности; родители будут получать информацию как о речевом, так и психическом развитии ребенка; в работе с родителями будут чередоваться теоретические и практические формы.
Практическая значимость дипломной работы усматривается в том, что разработанный комплекс средств развития родительской компетентности в условиях детского центра у родителей детей трёхлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня может быть применён в работе логопеда, психолога, педагогов ДОУ.
Список литературы
1. Ананьева Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребёнка // «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» – 2007. – № 1.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2006.
3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
4. Балобанова, В.П. Групповая работа с детьми раннего возраста / В.П. Балобанова, А. Ю Пасторова. - СПб.: Институт раннего вмешательства. -2001.
5. Бачина О.В, Самородова Л. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. Издательство: Сфера. - 2010 г. Серия: Библиотека журнала "Логопед".
6. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
7. Блинкова Т.М.Логопедическая группа. Развитие речи детей 2-3 лет: Планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2011.
8. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - С.92.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.,1982.
10. Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №5.
11. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.
12. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - Издательство: Сфера, 2007 г.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б Гиппенрейтер. - М.: Масс- Медиа, 1995.
14. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М., 2005.
15. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам. // Журнал «Логопед» 2004. № 1.
16. Городская программа «Московская семья — компетентные родители» (2007). ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЦЕНТР «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО» им. А. В. ЗАПОРОЖЦА // Журнал «Обруч», 2008. - № 1.
17. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
18. Джайнотт, Х. Родители и дети // Х. Джайнотт - М.: Знание, 1986.
19. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.
20. Жукова О.С., Балобанова В. П. Малыш учиться говорить. От рождения до трёх лет. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2006. – 96 с.
21. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Журнал «Логопед», - 2006. - № 6.
22. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Издательство: У-Фактория, 2006. - 224с.
23. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Шипициной Л.М. – СПб., 2003.
24. Краузе Е. Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. - СПб., 2006.
25. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.
26. Ковшиков В. А.,. Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
27. Кабаченко Е.И., Кабаченко Н. А. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания. Организационные аспекты // Журнал «Логопед». - 2006. - №4.
28. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб., 2003.
29. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991.
30. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. – СПб.: 2004.
31. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). – М.. 1997.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975.
33. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.
34. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.
35. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. – М.:2005.
36. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
37. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М.,1974.
38. Мухина, В.С. Детская психология // В.С Мухина - М., 1985.
39. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М., 1995.
40. Основы логопедической работы с детьми / Под общей ред. Г. В. Чиркиной, - М., 2002.
41. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
42. Психическое развитие воспитанников детского дома. // Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской. - М.,1990.
43. Психология детей дошкольного возраста // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964.
44. Розенгард-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М., 1963.
45. Разенкова Ю.А., Ю.Ю. Коваленко // Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2008. - №5. Признаки неблагополучия в психомоторном развитии новорождённого ребёнка.
46. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
47. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 2000.
48. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Издательство: Просвещение, 2010 г. Серия: Коррекционное образование. С. 272.
49. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
50. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2001.