Введение……3
Глава I. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕ…………….…..8
1.1. Методы и приемы воспитания морально-волевых качеств спортсменов……………….........8
1.2. Воспитание нравственно-волевых качеств спортсменов с помощью литературы……18
Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЫ)….…………27
2.1. Образ спортсмена в литературе XIX
века……………...27
2.2. Образы спортсменов в детской и подростковой литературе ХХ века………………………………………………………………………..…32
2.3. Методы и приёмы формирования морально-волевых качеств героев спортсменов в современной подростковой прозе……………42
Заключение…………………..…51
Список использованной литературы.…..……60
Приложения………………………………..…….65
Актуальность темы. Здоровье человека относится к той категории ценностей, которые не теряют своей доминантности на протяжении всей его жизни. К сожалению, в современном российском обществе сложилась ситуация, когда нездоровых людей становится все больше. Нужно учитывать и тот факт, что болезни молодеют, несмотря на высокие достижения медицины и совершенства технических средств диагностики. Данная проблема заставила современных людей всерьез задуматься о возможных способах сохранения и профилактики своего здоровья. В связи с чем в свободном доступе появилось большое количество информации, рассказывающей как правильно питаться, точно составить собственную программу занятий физической культурой, какие гигиенические требования нужно соблюдать, чтобы укреплять свой организм. Также появились новые исследования, доказывающие важность привития россиянам норм здорового образа жизни с самого детства (Завьялов А. Е. «Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России»); статьи о взаимосвязи физического и нравственно-волевого здоровья человека (Никифоров Ю.Б. «Взаимосвязь физического и духовного совершенства человека в профессиональном спорте», Гурьев С.В. «Физическое воспитание детей и подростков», Кольцов Д.А. «Здоровый образ жизни как ценность современного человека»).
Доказано, что спорт оказывает влияние на формирование характера спортсмена. Многие российские и зарубежные писатели обращались в своих произведениях к образам спортсменов, так как через них хотели показать насколько велико воздействие занятий спортом на формирование личности человека. Изучение методов и приемов воспитания морально-волевых качеств юных спортсменов на примере произведений детской и подростковой литературы очень важно, ведь именно в раннем возрасте начинает формироваться характер человека, его морально-волевые качества.
Степень изученности темы. Ранее тема спорта в художественной литературе была изучена Слепцовой Т.В. в исследовании «Феномен физической культуры и спорта в отечественной литературе XIX начала XX вв.», а также в ее статье «Человек в пространстве спорта (на примере текстов художественных произведений)».
Новизна данной работы заключается в том, что впервые рассмотрены образы юных спортсменов и выявлены методы и приемы воспитания их морально-волевых качеств в рассказах: В. Драгунского «Рабочие дробят камень» и «Третье место в стиле баттерфляй», М. Твена «Укрощение велосипеда»; в романах: А. Дюма «Учитель фехтования», М. М. Додж «Серебряные коньки»; в повестях: В. Медведева «Флейта для чемпиона», Г. Мортенсона «Три чашки чая», С. Янга «Мой кумир хоккей», А. Жвалевского и Е. Пастернак «Открытый финал».
Цель исследования - рассмотреть образы юных спортсменов в подростковой литературе и выявить методы и приемы их воспитания.
В соответствии с данной целью исследование предполагает решение ряда конкретных задач:
1) ознакомиться с методами и приемами воспитания морально-волевых качеств спортсменов, используя психолого-педагогическую литературу;
2) провести анкетирование среди обучающихся 10-ых классов «Общеобразовательной школы-интерната "Лицей имени Н.И. Лобачевского"» на предмет выявления увлечений спортом и выяснения наиболее предпочтительных среди подростков видов спорта;
3) охарактеризовать образы спортсменов в литературе XIX-XX веков и рассмотреть методы и приемы работы тренеров со спортсменами в детской и подростковой литературе данного временного периода;
4) выявить основные приемы воспитания спортсменов в современной детской прозе;
5) показать воздействие занятий спортом на характер юных спортсменов.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- теоретические: метод сплошной выборки и описательный метод, метод сопоставительного анализа текстов рассматриваемых произведений; анализ педагогической, психологической литературы;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа,
анкетирование, изучение продуктов деятельности обучающихся, моделирование, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость. Полученные в процессе исследования данные могут быть использованы при дальнейшем освещении вопроса об использовании различных методов и приемов, применяемых во время занятий спортом, для воспитания в спортсменах морально-волевых качеств. А также могут быть использованы в работах по литературоведению, при разработке курса «Детская литература» на филологическом факультете и для проведения факультативов в школе.
Объектом изучения стали рассказы В. Драгунского «Рабочие дробят камень» и «Третье место в стиле баттерфляй», М. Твена «Укрощение велосипеда», повести В. Медведева «Флейта для чемпиона», Г. Мортенсона «Три чашки чая», Я. Скотта «Мой кумир хоккей», А. Жвалевского и Е. Пастернак «Открытый финал», романы М. Додж «Серебряные коньки», А. Дюма «Учитель фехтования».
Предметом нашего исследования являются образы спортсменов, а также методы и приемы их воспитания в указанных выше произведениях.
Структура работы. Выпускное квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность, новизна, объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, приводится структура работы.
В первой главе «Формы и методы воспитательной работы с юными спортсменами» рассматриваются существующие методы и приемы воспитания морально-волевых качеств спортсменов в учебно-методических пособиях физического воспитания. Также в ней представлены результаты анкетирования, проведённого среди учащихся 10-ых классов «Общеобразовательной школы-интерната "Лицей имени Н.И. Лобачевского"» в возрасте 15-16 лет.
Вторая глава «Основные приемы воспитания спортсменов (на примере детской и подростковой прозы ХХ-ХХ1 веков)» посвящена рассмотрению художественных произведений, в которых будут проанализированы методы и приемы, способствующие становлению личности.
В заключении подведены итоги проведённого исследования.
Список использованной литературы содержит 33 источника, включая художественную и научно-критическую литературу, а также Интернетисточники.
Апробация выпускной работы. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы нашли отражение в опубликованных ранее статьях, входящих в сборники РИНЦ:
1. Макарова И.И. Роль спорта в формировании подростков в современной детской прозе (на примере произведений В. Драгунского, Г. Мортенсона) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.- практ. конф. № 3(63).
2. Макарова И.И., Божкова Г.Н. Методы и приемы формирования героя- спортсмена в повести А. Жвалевского и Е. Пастернак "Открытый финал" // Студенческий вестник: научный журнал. - № 19(69). - М., Изд. «Интернаука», 2019.
Также основные положения данной работы были защищены в рамках международного конкурса.
1. Международный студенческий конкурс научно-исследовательских статей - Новосибирск: «СибАК». - 2018 - диплом I степени.
Одной из первостепенных задач, стоящих перед нами для реализации данного исследования стало ознакомление с методами и приемами воспитания морально-волевых качеств спортсменов на примере современной детской и подростковой прозы. Среди большого количества различных классификаций существующих методов и приемов воспитания моральноволевых качеств спортсменов, нами была выбрана классификация, предложенная Барчуковым И.С. Психолог разделил методы обучения по способу получения знаний и умений во время занятий спортом на: практические, методы использования слова, наглядного восприятия.
Суть практических методов заключается в том, что они, в основном, направлены на двигательную деятельность спортсмена, способствуют освоению спортивной техники и усовершенствованию двигательных качеств. К ним были причислены такие методы как: метод строго
регламентированного упражнения, разучивания по частям, игровой и соревновательный методы.
Методы использования слова, являются общепедагогическими и базируются на двух важнейших аспектах - смысловом содержании и эмоциональности речи. К методам данной группы принадлежат: рассказ, описание, беседа, объяснение, разбор, оценка, убеждение, внушение, поручение, требование, поощрение, наказание.
К третьей группе методов наглядного восприятия относятся: показ двигательного действия педагогом, демонстрация наглядных пособий, кинофильмы, видеофильмы, компьютерные технологии.
Также нами был выделен ряд методов, не принадлежащих к какой-либо классификации, к ним можно отнести: метод личного примера (А.С. Макаренко), эталон для подражания (Н.А. Болдырев), метод планомернопоэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин), наблюдение, самовоспитание, создание воспитывающих ситуаций (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский).
На предмет выявления увлечений спортом и выяснения наиболее предпочтительных среди подростков видов спорта нами было проведено анкетирование среди обучающихся 10-ых классов «Общеобразовательной школы-интерната “Лицей имени Н.И. Лобачевского”». Всего было опрошено 60 (100%) школьников в возрасте 15-16 лет.
Данный опрос помог сделать следующие выводы: как оказалось, действительно большинство подростков Татарстана (71,6%) активно занимаются спортом, стараются вести здоровый образ жизни, посещают различные спортивные секции. Высокий показатель активности подростков в спорте, во многом обязан быстро развивающейся спортивной инфраструктуре республики, где функционируют более 250 молодежных учреждений и 162 детско-юношеские спортивные школы, вводятся специализированные площадки при спортивных комплексах, где молодежь имеет возможность заниматься спортом бесплатно. Ежегодно организуются различные спартакиады среди учащихся Республики Татарстан, чемпионаты и республиканские этапы всероссийских спортивных соревнований школьников и многое другое. Также немаловажную роль в заинтересованности школьников в спорте играет пропаганда здорового образа жизни в стране, которая осуществляется через рекламу, фильмы («Легенда №17» (Н. Лебедев, 2013), «Тренер» (Д. Козловский, 2018), «Молодежка» (С. Арланов, 2013-2018), «Боец» (Д.О. Расселл, 2010), «Человек, который изменил все» (Б. Миллер, 2011)), статьи о ведении здорового образа жизни и правильном питании во время занятий физическими нагрузками, интернет блоги ЗОЖ экспертов (блог Тани Рыбаковой, «Run to the finish», «Yoga with Adriene», «Зожник», «Green Kitchen Stories», «I can workout»); спортивные журналы: «PROспорт», «Men'sHealth», «Women'sHealth», биографии выдающихся спортсменов, способные вдохновить и мотивировать на занятия спортом, а также проведение в России Чемпионата мира по футболу в 2018 году и Зимних Олимпийских игр в 2014 году.
Благодаря опросу мы выяснили наиболее популярные виды спорта среди подростков на сегодняшний день. Не может не радовать показатель степени осознанности подростков в принятии каких-либо самостоятельных решений, касающихся их здоровья и образа жизни. У 43 (100%) учащихся решение заниматься спортом было принято ими самостоятельно без давления на них родителей. Итак, исходя из показателей, мы можем сделать вывод о том, что молодое поколение понимает важность и суть занятий спортом и ведения активного образа жизни. Современные подростки самостоятельно решают, каким видом спорта им заниматься, и какую спортивную секцию им посещать. Причем они делают это добровольно, исходя из собственных желаний, не дожидаясь давления со стороны родителей и учителей.
Опрос показал, что большое число школьников (85%), занимающихся спортом, не знают и не осведомлены о существовании спортивной литературы. Современные подростки, возможно, были бы не против познакомиться с ней, но трудность заключается в том, что школьники не могут подобрать для себя соответствующие книги или же просто не знают об их существовании. Проблема кризиса чтения актуальна, ведь современные подростки совсем отказались от книг. Лишь (15%) школьников, занимающихся спортом, знают о существовании спортивной литературы и регулярно ее читают. И только (6,6%) респондентов смогли вспомнить литературные произведения, главные герои которых, каким-либо образом были связаны со спортом. А ведь именно чтение правильной литературы, помимо активных тренировок, способно стимулировать читателей к занятиям спортом. В предсоревновательный период - полезно будет рефлексивное досуговое чтение тогда, когда запрещены усиленные тренировки. Чтение правильных книг таких, как «Укрощение велосипеда» (Твен М.), «Серебряные коньки» (Додж М.М.), «Мой кумир - хоккей» (Янг С.), «Флейта для чемпиона» (Медведев В.), «Открытый финал» (Жвалевский А., Пастернак Е.), «Три чашки чая» (Мортенсон Г.) и мн.др. способны повысить боевой дух, герой книг может стать объектом для подражания или научить правильно принимать поражение. Также нами был составлен перечень книг (Приложение №2), рекомендованный спортсменам для досугового чтения в предсоревновательный период, которые могли бы повышать активность, мотивацию, стремление к победе. Очень важно в воспитании юных спортсменов уметь чередовать использование стандартных методов, предложенных в психолого-педагогической литературе, с дополнительными методами, например, такими как досуговое чтение в предсоревновательный период, так как компоновка методов пойдет на пользу спортсмену и способствует достижению лучших результатов.
В современной действительности существует большое количество детской и подростковой литературы, посвященной теме спорта. Нами были проанализированы художественные произведения российских и зарубежных авторов XIX-XXI веков, посвященные данной теме. Целью нашего анализа являлось выявление основных методов и приемов воспитания спортсменов на примере детской и подростковой прозы, а также сопоставление образов героев-спортсменов в прозе XIX-XXI веков.
Среди литературных произведений XIX века нами были проанализированы следующие: романы А. Дюма «Учитель фехтования» (1840) и М.М. Додж «Серебряные коньки» (1865), рассказ М. Твена «Укрощение велосипеда». Несмотря на то, что в начале XIX века занятия спортом были доступны далеко не каждому, герои произведений занимаются спортом вопреки своему социальному положению. Маленькая девочка Г ретель Бринкель из очень бедной семьи становится победителем в рождественском забеге на коньках. В роли личного тренера девочки выступает старший брат, смастеривший для сестренки деревянные коньки.
Главным кредо тренировок для Ханса становится систематичность, и, применяя практический метод соревнования, он приводит сестру к победе. Основным стимулом Гретель, являлось не желание доказать окружающим, что она лучшая а стремление оправдать надежды брата и материально помочь родителям, выиграв коньки из настоящего серебра. В романе А. Дюма героями-декабристами движут патриотические чувства и стремления, но направить их в нужное русло было под силу лишь учителю фехтования Грезье. Немаловажную роль в ходе тренировок сыграли не столько методы наглядного восприятия, применяемые французским тренером, сколько метод эталона для подражания в лице самого Грезье. Герой юмористического рассказа М. Твена «Укрощение велосипеда» (1884) доказал, что к занятиям спортом мотивирует не только желание одержать победу над соперником, но и простой человеческий интерес познать что-то новое, получить удовольствие от процесса.
Таблица №4
Детская и подростковая проза XIX века
А. Дюма «Учитель фехтования» (1840) М.М. Додж «Серебряные коньки» (1865) М. Твен «Укрощение велосипеда» (1865)
Методы 1.Показ двигательного действия педагогом 1. Соревнование 1. Разучивание по частям
2. Эталон для подражания 2. Наблюдение 2. Описание
Индустриальная революция привела к появлению свободного времени у советского рабочего. Спортом стали заниматься многие: кто-то
профессионально, а некоторые любительски. В ХХ веке отмечается массовый интерес к спорту, что не могло не отразиться на детской и подростковой прозе. Герои произведений активно занимаются спортом: посещают спортивные секции, играют в командные игры и даже устраивают олимпийские игры во дворе. Появляются новые интересные методы воспитания морально-волевых качеств спортсменов в литературе. В рассказах В. Драгунского, где главным героем-спортсменом становится мальчик Дениска, мы наблюдаем интересные, противоположные по своему действию на первый взгляд, методы, такие как: поощрение проигравших и метод внушения (вызывание спортивной злости). Но оба рассказа автора учат подростков не унывать, никогда не сдаваться, мужественно преодолевать препятствия. В повести Медведева «Флейта для чемпиона» (1980) мы впервые сталкиваемся с такими понятиями как квазимоторный метод и системно-деятельностный подход. Главный герой повести, талантливый и одаренный спортсмен Вениамин Ларионов, становится тренером-импровизатором для дворового хулигана Гуся, создавая для приятеля компрометирующие ситуации неподалёку от высоких заборов, становившихся всё выше и выше, формируя элементы двигательных умений- навыков. Повесть канадского писателя С. Янга «Мой кумир - хоккей» (1988) раскрывает тему дружбы в спорте. Казалось бы, между соперниками никогда не может возникнуть дружба, но герои повести Билл Спунский и Бенни Мур доказывают обратное. Благодаря созданию воспитывающей ситуации, тренеры юных хоккеистов применяют метод, известный в психологии под словосочетанием «В одной лодке». Парней заселяют в одну комнату в летнем тренировочном лагере, где оказавшись один на один, им приходится взаимодействовать друг с другом, находить общий язык, договариваться, а в дальнейшем и дружить. Повесть учит тому, что в спорте свои правила и хоккейное поле - это не место для выяснения личных проблем и неприязней.
Только благодаря честной игре спортсмен способен достичь высоких результатов и стать примером для подражания.
Исходя из вышесказанного, хочется отметить - тренеры, в проанализированных произведениях, используя такие методы как: наблюдение, беседа, убеждение, внушение, объяснение не только способствуют формированию морально-волевых качеств героев- спортсменов, но и нравственных, общечеловеческих.
Таблица №5
Детская и подростковая проза XX века
В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй» (1965) В.Драгунский
«Рабочие
дробят
камень»
(1967) В. Медведев «Флейта для чемпиона» (1980) С. Янг «Мой кумир - хоккей» (1988)
Мето
ды 1.Соревновательный 1. Внушение 1.Личный
пример 1. Наблюдение
2. Поощрение 2.
Самовнушени
е 2.
Квазимоторны
й 2.
Объяснение,убеждени, внушение, беседа
3. Метод планомернопоэтапного формирования действий (метод постепенного усложнения задач) 3. Создание
воспитывающей
ситуации
4. Квазимоторный
В XXI веке прогресса, информационных технологий и постоянного движения, как известно, сложно выжить без таких качеств как: стрессоустойчивость, мобильность, целеустремленность, умение абстрагироваться. Человек должен быть всегда готов к встрече и оперативному решению множества задач, встречающихся на жизненном пути.
На примере жизненного пути альпиниста Грега Мортенсона («Три чашки чая», 2011), мы можем еще раз убедиться в том, что спорт формирует характер, помогает побеждать не только в ходе соревнований, но и в повседневной жизни. В повести впервые в художественной литературе описывается метод десенсибилизации (снятие чувствительности к факторам, вызывающим тревогу и страх). Данный метод, суть которого в том, что трудности в спорте должны решаться поэтапно, помог главному герою справиться с паникой, настигшей его во время экспедиции на высоте более 8000 метров.
Психолог Симоненкова И.П. утверждает, что подростки, регулярно посещающие различные спортивные секции, как правило, чувствуют себя более уверенными и работоспособными, легче переносят неудачи. На примере повести «Открытый финал» (2017) современных авторов книг для подростков Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, мы можем наблюдать, как юные герои-спортсмены танцевальной студии приобретают морально-волевые качества в предсоревновательный период. Также молодые герои сталкиваются и с весьма распространенными среди подростков XXI века проблемами: лишний вес, несоответствие общепринятым идеалам красоты, неразделенная любовь. Авторы, в работе со спортсменами, советуют применять не только практические методы, такие как, метод строго регламентированного упражнения, квазимоторный метод и метод разучивания по частям, но и психолого-педагогические методы: внушения и самовнушения, поручения, требования, самоанализа, личного примера и эталона для подражания.
Таблица №6
Детская и подростковая проза XXI века
Г. Мортенсон «Три чашки чая» (2011) А. Жвалевский, Е. Пастернак «Открытый финал» (2017)
Методы 1. Десенсибилизация 1. Строгорегламентированное упражнение
2. Самовнушение 2. Квазимоторный
3. Поручение
4. Требование
5. Внушение
6. Самовнушение
7. Личный пример
8. Эталон для подражания
Подводя итог всему вышесказанному, хочется заметить, что литература никогда не оставалась в стороне от реального мира. Художественные произведения всегда отражают веяния и моду того времени, в которое они были созданы. Проанализировав детскую и подростковую прозу XIX-XXI веков, мы пришли к выводу, что в первую очередь, произведения литературы выполняют воспитательную, нравственную и здоровьесберегающую функции. Моральные ценности, нравственность и здоровье самые главные критерии, которые необходимо учитывать при воспитании детей и подростков. На наш взгляд, современным тренерам есть чему поучиться у авторов проанализированных нами произведений.
1. Додж М.М. Серебряные коньки. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2015. - 176 с.
2. Драгунский В. Ю. Рабочие дробят камень: Рассказы. - М.: Астрель, 2000. - 376 с.
3. Драгунский В. Ю. Третье место в стиле баттерфляй: Рассказы. - М.: Астрель, 2000. - 376 с.
4. Дюма А. Учитель фехтования. - М.: Издательский дом Мещерякова,
2018. - 208 с.
5. Жвалевский А., Пастернак Е. Открытый финал. - М.: Время, 2017. -
256 с.
6. Медведев В. В. Флейта для чемпиона: Повести. - М.: Сов. Россия, 1990. - 304 с.
7. Мортенсон Г., Релин Д. О. Три чашки чая. - М.: Эксмо, 2014. - 864 с.
8. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Рассказы. - М.: Художественная литература, 1971. - 523 с.
9. Янг С. Мой кумир - хоккей. - М., изд. Физкультура и спорт, 1988. -
311 с.
10. Алешков. И. А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978. - 364 с.
11. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт : методология, теория, практика : учебное пособие для вузов / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия , 2008. - 528 с.
12. Белорусова В. В. Воспитание в спорте. - М.: ФИС, 1974. - с. 50 - 73. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fizkulturaisport.ru/pedagogika/fk- sporta-html/434-vospitanie-v-sporte.html?showall= 1&start=0 (дата обращения: 15.05.19).
13. Библиотека международной спортивной информации. [Электронный
ресурс]. - URL: http://bmsi.rU/doc/a89ffe34-b269-428f-ab01-5a7d0ffae1c6#t32
(дата обращения - 20.12.18).
14. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.rU/Books/4/0324/4 0324-206.shtml (дата обращения: 03.04.19)
15. Ефимов Д.Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в государственных учреждениях России в 1861-1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - СПб, 2000. - 385 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-fizicheskoi-kultury-i- sporta-v-gosudarstvennvkh-uchrezhdenivakh-rossi (дата обращения: 02.06.19)
16. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.
17. Завьялов А.Е. Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России: дис. ... канд. социол. наук. - Москва, 2013. - 129 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie- zdorovogo-obraza-zhizni-molodezhi-v-sovremennoi-rossii - (дата обращения: 24.11.18)
18. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник / Е.П. Ильин. - СПб: РГПУ им. А. И. Г ерцена, 2000. - 486 с.
19. Ильин Е.П. Психология спорта: учебник / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 352 с.
20. Кольцов Д.А. Здоровый образ жизни как ценность современного
человека [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-kak-tsennost:- sovremennogo-cheloveka (дата обращения: 16.03.19)
21. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для вузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2007. - 352 с.
22. Кузнецов П.К. Массовый спорт в современной России:
социальные факторы воспроизводства и развития: дис. ... канд. социол. наук. - СПб, 2013. - 255 с. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.dissercat.com/content/massovyi-sport-v-sovremennoi-rossii- sotsialnve-faktorv-vosproizvodstva-i-razvitiva (дата обращения: 21.04.19)
23. Макарова И.И., Божкова Г.Н. Методы и приемы формирования героя-спортсмена в повести А. Жвалевского и Е. Пастернак "Открытый финал" // Студенческий вестник: научный журнал. - № 19(69). - М., Изд. «Интернаука», 2019.
24. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. - 544с.
25. Никифоров Ю.Б. Взаимосвязь физического и духовного
совершенства человека в профессиональном спорте [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-fizicheskogo-i-duhovnogo-
sovershenstva-cheloveka-v-professionalnom-sporte (дата обращения: 16.04.19)
26. Пуни А. Ц. Психология физического воспитания и спорта / под ред. Т.Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.
27. Пуни А.Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта // Психология: учебное пособие / А.Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1984. - 161 с.
28. Солдатова М.А. Развитие общественных спортивных организаций Санкт-Петербурга и их роль в становлении физической культуры и спорта России: Конец XIX века - 1917 год: дис. ... канд. ист. наук. - СПб, 2004. - 163 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie- obshchestvennvkh-sportivnvkh-organizatsii-sankt-peterburga-i-ikh-rol-v- stanovlenii-/read (дата обращения: 08.05.19)
29. Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей
здорового образа жизни // Молодой ученый, 2016. - №6. - с. 823-825.
[Электронный ресурс]. - URL: https://moluch. ru/archive/110/26835/ (дата обращения: 15.06.2019).
30. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для вузов / Э. Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
31. Токарева В. П. Роль семьи в физическом воспитании ребенка. Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. — СПб.: Свое издательство, 2015. — с. 179-182. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9274/ (дата обращения: 15.06.2019).
32. Фабричников Д.А. Решение воспитательных задач в процессе
тренировочной работы с юными спортсменами в детских спортивных школах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2005. - 128 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciva-reshenie-vospitatelnvh-zadach- v-protsesse-trenirovochnov-rabotv-s-vunvmi-sportsmenami-v-detskih-sportivnvh- shkolah (дата обращения: 08.12.18).
33. Харабуги Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. Учебник для техникумов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1974. - 463 с.