РЕФЕРАТ 3
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретическое обоснование управленческой технологии кайдзен 8
1.1 Технологии кайдзен: Сущность концепции и основные понятия 8
1.2 Отличие кайдзен от традиционных систем управления 15
1.3 Инструменты кайдзен 20
2 Анализ деятельности и производственной системы ООО «Промышленная
группа Тесла» 30
2.1 Общая информация об организации 30
2.2 Общая характеристика деятельности организации 34
2.3 Средства и методы управления качеством в деятельности организации 40
3 Внедрение системы подачи предложений в ООО «Промышленная группа
Тесла» 55
3.1 Анализ проблемы и вынесение предложений по внедрению системы
подачи предложений 55
3.2 Описание инструмента подачи предложений 59
3.3 Оценка эффективности кайдзен-предложений 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Успех в бизнесе определяется совокупностью множества самых разных факторов, условий и обстоятельств. В настоящее время сформировалась потребность в осуществлении такого управления организацией, которое обеспечивало бы их эффективную адаптацию к быстро меняющейся окружающей среде. В рамках этой проблемы важно сформулировать четкое представление о стратегии организации, необходимо установить принципы, компоненты и уровни ее реализации. [1]
Выбор стратегии очень важный шаг для каждого руководителя, особенно в период перемен. Здесь одним из самых важных факторов, оказывающих влияние на эффективность производства, является непрерывное улучшение качества выпускаемой продукции. Качество продукта в настоящее время рассматривается как ключевое условие ее конкурентоспособности как на внутреннем, там и на внешнем рынках.
Лучшие мировые практики показывают, что можно создать систему непрерывного совершенствования продуктов, технологий, организации процессов производства без каких-либо радикальных изменений бизнеспроцессов и дорогостоящего инвестирования. Для этого необходимо внедрить в производственную систему концепцию непрерывного улучшения кайдзен, ставшую центральной в японском менеджменте. При непрерывном процессе улучшений в центре находится человек со способностями и знаниями, которые являются самым важным капиталом компании. На примере таких крупных компаний, как Toyota, Nissan, Canon, Honda, Komatsu, Matsushita, кайдзен зарекомендовала себя как ключ к конкурентоспособности Японии на мировом рынке.
Это обуславливает актуальность исследуемой темы и определяет цель, задачи, объект и предмет исследования.
Данная выпускная квалификационная работа имеет практикоориентированный характер и выполнена в формате проекта, реализованного на предприятии ООО «Промышленная группа Тесла», специализирующимся на производстве электрощитового оборудования и комплектных трансформаторных подстанций.
Целью работы является ознакомление с концепцией кайдзен применительно к управлению производственными процессами.
Объект исследования - ООО «Промышленная группа Тесла» - производитель электрощитового оборудования и комплектных трансформаторных подстанций.
Предметом исследования является разработка проекта по внедрению системы подачи предложений в компании ООО «Промышленная группа Тесла».
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
— изучить теоретические аспекты процесса непрерывного совершенствования производства и выпускаемой продукции (кайдзен) ;
— провести анализ деятельности ООО «Промышленная группа Тесла»;
— изучить средства и методы управления качеством, применяемых в организации;
— разработать рекомендации по внедрению системы подачи предложений в компании ООО «Промышленная группа Тесла» ;
— определить критерии оценивания кайдзен-предложений.
Теоретической основой исследования явились труды японского
ученого Масааки Имаи - основателя концепции непрерывного совершенствования, а также материалы периодической печати и интернетизданий. В работе были использованы такие методы исследования как, сравнительный, табличный, графический, а также метод анализа.
Практическое значение работы заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию управления производственным процессом ООО «Промышленная группа Тесла».
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель и формулируются задачи, указывается объект, предмет и практическая значимость исследования.
В первой главе рассматривается теоретическое обоснование управленческой технологии кайдзен, включающее раскрытие сущности концепции, ее отличий от традиционных систем управления и используемых в ее реализации инструментов.
Во второй главе проводится анализ деятельности и производственной системы ООО «Промышленная группа Тесла», а также применяемые в организации средства и методы управления качеством.
В третьей главе предлагаются рекомендации по внедрению инструмента кайдзен - системы подачи предложений с целью вовлечения сотрудников всех структурных подразделений в процесс постоянного улучшения.
Раздел заключение содержит краткие выводы и итоги по разделам основной части работы.
Важную роль в деятельности промышленной организации играет ее производственная система. Ее эффективное функционирование позволяет компании быть гибкой к внешним факторам, тем самым достигать поставленные цели наиболее оптимальным путем. При возникновении какого-либо рода проблем современные менеджеры часто пытаются применять сложные инструменты и технологии. Однако их можно решить при помощи здравого смысла, без особых затрат. Для этого им стоит избавиться от привычки в любой ситуации использовать сложные технологии для решения повседневных задач. Внедрение в жизнь идей, основанных на здравом смысле— задача кайдзен. Во главу угла поставлен человек - главная ценность и высшее достояние любой организации. Поэтому инициативы персонала рассматриваются как фундамент существования философии кайдзен на предприятии.
Компании, в которых основной философией становится кайдзен, планомерно и непрерывно улучшают процесс производства, внедряют новые методы и устанавливают собственные оптимальные стандарты, вовлекая в эту работу абсолютно весь персонал. Это требует создание таких условий, чтобы сотрудники чувствовали вовлеченность в рабочий процесс и значимость своей работы в достижении целей организации.
Целью выпускной-квалификационной работы являлось изучение концепции японского менеджмента кайдзен и возможность ее реализации на примере ООО «Промышленная группа Тесла».
В первой главе была раскрыта сущность концепции кайдзен, инструменты, входящие в ее систему. На основе изученных источников можно выделить принципы, на которых основывается кайдзен:
1) фокус на клиентах : нет ничего важнее удовлетворения потребностей клиента компании;
2) непрерывные изменения : небольшие, но постоянные улучшения — основа концепции кайдзен;
3) открытое признание проблем: без существования проблем невозможно совершенствование;
4) пропаганда открытости в компании: любое предложение, жалоба или замечание будут услышаны;
5) создание рабочих команд: все сотрудники компании присоединяются к рабочим командам и кружкам качества;
6) управление проектами при помощи межфункциональных команд: эффективность команд заключается в их сотрудничестве между собой;
7) формирование «поддерживающих взаимоотношений»: для достижения высоких результатов необходима вовлеченность сотрудников в работу и хорошие отношения в коллективе;
8) развитие по горизонтали: личный опыт каждого сотрудника становится достижением всего предприятия;
9) развитие самодисциплины: важен самоконтроль, уважение себя, своих коллег и компании в целом;
10) самосовершенствование: каждый несет ответственность за тот круг задач, который ему доверен;
11) информирование каждого сотрудника: любая информация должна быть доступна всем сотрудникам;
12) стандартизация: постоянная стандартизация — основа стабильной работы.
Проведенный в ходе второй главы работы анализ деятельности ООО «Промышленная группа Тесла» показал заинтересованность высшего руководства в улучшениях производственной системы. Это проявляется в использовании инструмента 5S, обучении сотрудников, стандартизации и визуализации операционных процессов. Также было выявлено направление для совершенствования производственных процессов, рекомендации по реализации которой были рассмотрены в третьей главе.
Заключительная часть работы содержит положения по организации работы с кайдзен-предложениями в ООО «Промышленная группа Тесла», включающие:
- порядок разработки кайдзен-предложений,
- состав комитета по внедрению кайдзен-предложений,
- порядок реализации кайдзен-предложений,
- поощрение и мотивацию сотрудников,
- критерии оценки эффективности системы.
1 Фалалеева Е.В. СТРАТЕГИЯ КАЙДЗЕН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕН [Текст]// Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.- практ. конф. № 7(44).
2 Конструктор успеха [Электронный ресурс] Режим доступа: http://constructorus.ru/uspex/sistema-i-filosofiva-kaidzen.html (дата обращения: 18.03.2019) .
3 Масааки Имаи. Кайдзен.Ключ к успеху японских компаний [Текст]/ М. Имаи; пер. с англ. - М: Альпина Паблишер, 2015. - 233с.
4 Джеффри Лайкер. Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технология [Текст]/Лайкер Дж., Морган Дж.; пер. с англ. 2-е изд. - М: Альпина Паблишер, 2011. - 440с.
5 Масааки Имаи. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества [Текст]/ М. Имаи; пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 346 с.
6 Адлер Ю.П. Качество и рынок, или как организация настраивается на обеспечение требований потребителей [Текст]/Ю.П.Адлер// Поставщик и потребитель. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. - 128 с.
7 Ершов А.К. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.К. Ершов. - М.: Логос, 2017. - 284с. Режим доступа: http://www.studentlibrarv.ru/book/ISBN9785987042259.html (дата обращения:
10.04.2019) .
8 Центр креативных технологий. Метод «Семь новых инструментов
качества» [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0006 (дата обращения:
10.04.2019) .
9 Гродзенский С.Я. Менеджмент качества: учебное пособие [Текст]/ С.Я. Гродзенский. - М: Проспект, 2017. - 224 с.
10 Джеймс Вумек. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания [Текст]/ Вумек Дж., Джонс Д; пер. с англ. - М: Альпина паблишер, 2018. - 650 с.
11 Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для ВУЗов /под ред. Кане М.М. [Текст]/ Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. - Спб: Питер, - 2012 - 576 с.
12 Яковлев А.В. Управление производством: планирование и
диспетчеризация [Текст]/ А.В. Яковлев. - М: ООО «1С-Паблишинг», 2018. - 219 с.
13 Энциклопедия производственного менеджера [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encvclopedia/total-productive-
maintenance.html (дата обращения: 18.04.2019).
14 Чичкина В.Д. Организация и планирование производства: Учебное пособие [Текст]/ В.Д. Чичкина, И.А. Тойменцева. - Саратов: КУБиК, 2012. - 164 с.
15 Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов [Текст]/ А.Д. Никифоров, А.Д. Схиртладзе. - М: Студент, 2011. - 717 с.
16 Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством: учебное пособие [Текст]/ В.В. Ефимов. - М: КНОРУС, 2007. - 232 с.
17 Пономарев С.В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие [Текст]/ С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, С.А. Пахомова, О.С. Пономарева. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 248 с.
18 Косенчук О.В. Основы управления качеством: учебное пособие [Текст]/
О.В. Косенчук, Л.В. Зинич, Е.А. Асташова. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2014. - 84 с.
19 Маслов И.В. Инновационный менеджмент в XXI веке. Сборник статей [Текст]/ И.В. Маслов. - М: Директ-Медиа, 2012. - 101 с.
20 Адлер Ю.П. Что век текущий приготовил? Менеджмент XXI века - продолжение краткого обзора основных тенденций [Текст]// Методы менеджмента качества. 2004.-№1.
21 Челнокова В.М. Управление качеством: учебное пособие [Текст]/ В.М. Челнокова, Н.В. Балберова. - Спб.: СПбГАСУ, 2010. - 135 с.
22 Энциклопедия по экономике. Оперативно-производственное
планирование [Электронный ресурс]/ Режим доступ https://economy-
ru.info/info/2370 (дата обращения: 02.05.2019).
23 Интернет-проект «Корпоративный менеджмент». Бережливое производство как элемент стратегий Кайдзен [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/manufact/lean as kaizen.shtml (дата обращения: 02.05.2019).
24 Интернет-площадка WKazarin.ru | Бережливое производство и кайдзен [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http: //wkazarin.ru/2016/03/21/what- purpose-you-implement-continuous-improvement-for/ (дата обращения:
05.05.2019) .
25 Деловой портал «Управление производством» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.up-pro.ru/ (дата обращения: 07.05.2019).
26 Современная наука: актуальные проблемы, теории и практики
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http: //www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ru/—ep 15-03/1504-a (дата обращения:
10.05.2019) .
27 Бизнес-журнал жажда. Поощряемая инициатива [Электронный ресурс]/
Режим доступа: https: //zhazhda. biz/base/kaj dzen-predlozheniya (дата
обращения: 12.05.2019).
28 Разработка системы, оценка эффективности [Текст]// Альманах мотивация персонала. - 2012. - №1.
29 Мотивация персонала, нематериальная мотивация: Опыт системы кайдзен-предложений [Текст]// Справочник по управлению персоналом. -
2014. - №10.