ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СМК ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Самооценка организации как инструмент совершенствования её
системы менеджмента качества 6
1.2 Модели всемирно известных премий 8 14
1.3 Методы самооценки СМК организации 23
2 ПОВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА 30
2.1 Область деятельности НП «Поволжский центр качества» 30
2.3 Сравнение премий Правительства РТ и РФ в области качества 44
3 АНАЛИЗ ЛАУРЕАТОВ КОНКУРСА ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РТ ЗА
КАЧЕСТВО 2016-2018 ГГ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Непрерывное улучшение - залог качества предприятий и организаций по всему миру. Но не все готовы следовать данному принципу совершенствования. У каждой организации свои причины и они касаются совершенно разных аспектов её деятельности. Однако, если рассуждать глобально, так или иначе, без методов совершенствования, качество продукции и/или услуг нещадно упадёт и данный процесс неизменно приведёт к быстрой гибели не только человечества, но и планеты.
Чтобы избежать данной проблемы, в работе рассмотрены методики одного из способов совершенствования - самооценка организации. Среди прочего, в работе удаляется особое внимание премии качества, как стратегии совершенствования. Проведён обзор всемирно известных премий в области качества и сравнительный анализ критериев данных премий. Информация предоставлена Техническим секретариатом Совета по присуждению премий Правительства Республики Татарстан за качество, входящим в состав некоммерческого партнёрства «Поволжский центр качества».
В роли исследуемого материала и проведения дальнейшего анализа были взяты данные сводных оценочных экспертных заключений лауреатов премии Правительства Республики Татарстан за качество за 2016 - 2018 гг. Целью стало определение критериев, требующих улучшения, и применения к ним методик совершенствования.
Данная работа позволит организациям и предприятиям взглянуть на процесс совершенствования под другим углом и всерьёз задуматься о необходимости данного процесса в масштабах не одного только здания, в котором находится организация, но и в самых глобальных.
В данной работе был проведён обзор всемирно известных премий по качеству, так как именно такой способ самооценки содержит в себе стратегический механизм. Проанализировав все премии замечены некоторые сходства в структуре и содержании критериев премий. Не для кого не секрет, что критерии премии Правительства Российской Федерации в области качества гармонизированы с моделью фонда Европейской системы по менеджменту качества EFQM. Так же, во второй главе премия Правительства Российской Федерации в области качества подверглась сравнению с конкурсом регионального уровня - премией Правительства Республики Татарстан за качество. Больших отличий между этими премиями найти не удалось. Однако, стоит отметить, что премия Правительства Республики Татарстан за качество гораздо более конкретизирована, что даёт возможность организациям более тщательно проработать все нюансы, связанные с той или иной сферой деятельности.
Данная премия является отличным стартом для начала пути к непрерывному совершенствованию, через многочисленные временные и ресурсозатратные сложности детально составленного отчёта.
В первой главе продолжена тема методов самооценки СМК организации, подробно рассмотрены такие методы самооценки организации как: анкетирование; матричный метод; семинар; табличный метод (SWOT - анализ); участие в конкурсе по качеству; методические рекомендации по оценке уровня работ хозяйствующих субъектов в области менеджмента организации, предложенные в Республике Татарстан; Японский стандарт JIS/TRQ 005:2005 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по устойчивому развитию»; ГОСТ РИСО 9004-2010. «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
Вторая глава подробно описывает деятельность организации НП «Поволжский центр качества», находящуюся в городе Казань и активно занимающуюся вопросами качества не только своего региона, но и всего Приволжского Федерального округа.
Основным объектом для рассмотрения стал Технический секретариат Совета по присуждению премий Правительства Республики Татарстан за качество, входящий в состав НП «Поволжский центр качества». Данный орган наделён полномочиями проведения всех этапов конкурса, подбора экспертов, ведения оценочных материалов, написания заключений, подведения итогов и церемонии награждения. Ещё, во второй главе подробно описаны все критерии премии в обеих номинациях: «Деловое совершенство» и «Производственные системы».
Основная часть работы заключена в третьей главе, где анализируются организации-лауреаты премии Правительства Республики Татарстан за качество за 2016 - 2018 гг. Лауреаты премии занимают не только большую часть важных экономических сфер Республики Татарстан, но и являются признанным примером для других организаций и/или предприятий в области качества. К сожалению, даже у таких лидеров случаются огрехи, это лишь повод для улучшения. Сравнив оценочные материалы по каждому критерию, были выявлены области с максимальным положительным результатом, и области, где необходимо ввести улучшения. Для последних, в работе представлены методы повторной самооценки в качестве стратегии улучшения. Такие методы могут быть применены единоразово и/или комплексно, используя один за другим.
Из приведённых выше суждений нельзя выбрать один единственно эффективный и результативный метод самооценки системы менеджмента качества организации, так как каждый из них по своему удобен для той или иной организации.
Однако, оптимальным методом, содержащим системный подход, будет являться участие в конкурсе по качеству. Он позволяет организациям- участникам получить объективную экспертную оценку своей работы с указанием сильных сторон, областей, где могут быть введены улучшения, а так же предложения по оптимизации, функционирующей в организации системы управления. Применение критериев премии для самооценки позволяет получить всестороннюю картину деятельности организации, оценить, насколько ее работой удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество.
Как показывает практика, участие в конкурсе подогревает интерес и стремление к успеху. Организации чувствуют себя более уверенно на рынке и принимают участие в других конкурсах, связанных с качеством всё охотнее. Бесценный опыт и обратная связь, безусловно накладывают положительный отпечаток на деятельности организации и способствуют положительной динамике, которая отражается как на финансовой стороне вопроса, так и на сотрудниках организации. Что в конечном итоге однозначно приведёт к росту удовлетворённости потребителей.
1) Азарьева В. В., Степанов С. А. Методологические основы
устойчивого развития социально-экономических систем [Текст].- Изд- во. СПбГЭТУ «ЛЭТИ».- 2014.- № 2.- С. 75-80.
2) Азарьева В. В., Степанов С. А. Методологические основы
устойчивого развития социально-экономических систем: учеб. пособие [Текст]/ под общей редакцией С. А. Степанова.- СПб.: Изд-во
СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013. -327 с.
3) Всеобщий менеджмент качества: учеб. пособие [Текст]/ В. В. Азарьева, С. А. Степанов, Ю. С. Шрайнер, А. Ю. Щербаков; под общ. ред. С. А. Степанова. - СПб.: ЭЛМОР, 2014. 232 с.
4) JIS TR/Q 0005:2005. Quality management systems - Guidelines for sustainable growth. Japanese technical committee for the development of new quality management systems standards. 2004.
5) ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. -М.: Стандартинформ, 2011.
6) Азарьева В. В., Степанов С. А. Совершенствование системы менеджмента качества научной организации [Текст]// Качество. Инновации. Образование.-2014. -№ 4.-С. 3-7.
7) JUSE. UnionofJapaneseScientistsandEngineers
[Электронный ресурс]
Режимдостvпа:http://www■iuse■or■ip/deming en/award/1026■html(дата обращения 10.03.19).
8) JapanQualityAwardCouncil [Электронный ресурс] Режим доступа: https://member.jqac.com/en/index.asp?patten cd=12&page no=9 (дата обращения 18.03.19).
9) Группа компаний «Поволжский центр качества» [Электронный
ресурс] Режим доступа: https://www.pcq.ru/povolzhskiy-tsentr-
касЬе$1уа/(дата обращения 05.04.19).
10) Яшин А.Н. Положение об экспертах на соискание премий Правительства Республики Татарстан за качество [Текст] от 01 февраля 2017 г. Казань.
11) Янковская М.А., Яшин А.Н. Региональный опыт повышения конкурентоспособности промышленных предприятий [Текст].- Изд-во АСМС 2017.- № 2.- С. 52-55.
12) Технический секретариат совета по присуждению премий Правительства Республики Татарстан за качество. Критерииконкурса на соискание премий Правительства Республики Татарстан за качество номинации «Деловое совершенство» [Текст]. Казань.
13) Регламентпроведения открытого конкурса на соискание премий Правительства Республики Татарстан за качество 2019 года (номинация «деловое совершенство») [Текст]. Казань.
14) Регламентпроведения открытого конкурса на соискание премий Правительства Республики Татарстан за качество 2019 года (номинация «производственные системы») [Текст]. Казань.