Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Работа №36152

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
573
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития критического мышление как профилактика клипового мышления учащихся основной школы при обучении географии 9
1.1 Анализ понятия «мышления», его сущностные характеристики и
виды, операции и составные части 9
1.2 Понятия клипового мышления в структуре сознания и восприятия 17
1.3 Программа развития критического мышление как профилактика
клипового мышления учащихся основной школы при обучении географии 25
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по развитию критического мышление как профилактики клипового мышления учащихся 7-х классов
при обучении географии 49
2.1 Методы и методики исследования развития критического мышления
учащихся 7-х классов 49
2.2 Апробация разработанной программы по развитию критического
мышление как профилактики клипового мышления учащихся 7-х классов при обучении географии 58
2.3 Контрольный этап педагогического эксперимента 79
Заключение 84
Список литературы 89
Приложение 96

Революция цифровых технологий, произошедшая на рубеже ХХ - XXI веков, подарила миру новые блага цивилизации. Развитие медиа структур, расширение их технологических возможностей, глобализация информационного пространства и создание всемирной сети Интернет изменили нашу жизнь, наполнив ее, фактически, неограниченным доступом к информации. Современное общество перешло к новому этапу своего развития - информационному, где именно информация становится одним из главных ресурсов.
Информационные технологии широко применяются в быту, производстве, в системе образования. Благодаря глобальному информационному пространству, ускоряется процесс коммуникации, межличностного и межкультурного обмена. Нет смысла упоминать обо всех возможностях, которые дает нам жизнь в информационном обществе. Их достаточно много. Однако, процесс вовлечения современного человека в глобальную систему информации, не является однозначным с точки зрения его пользы для психики человека вообще и для его мышления в частности. Под воздействием телевидения, компьютерных игр, интернет ресурсов у индивида формируется особый тип мышления - «клиповое». Вследствие экспоненциального увеличения количества информации людям приходится трансформировать свои когнитивные стратегии и навыки, и успевать обрабатывать большее число сообщений за меньший промежуток времени.
Серьезная проблема современного ребенка - фрагментарность мышления. Дети мыслят дискретными, обрывочными конструкциями, образами, моделями. В этом им активно помогают СМИ, как «средства мозгового истощения», продвигающие парадигму «клипового мышления», когда на человека сыплется бесконечный поток маленьких, фрагментарных, удобоваримых информационных пакетов.
Надо признать, что современный школьник в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает наплыв разнородной информации. Часто, эта информация является совершенно избыточной, не нужной человеку. Она «нагружает» каналы восприятия и мышление. У человека просто не хватает ресурсов для обработки и переработки данной информации, и потому клиповое мышление выступает в роли защитного механизма от информационно-психологических перегрузок. Мышление меняется, подстраивается и адаптируется к новой реальности.
В процессе преподавания географии ученикам 5-х, 6-х, 7-х классов возникают проблемы, что большинство учащихся практически не умеют классифицировать, обобщать информацию; испытывают затруднения при работе с текстом, как учебной статьи, так и дополнительного информационного материала к уроку. Многие из них не справляются с такими заданиями, как перевод информации из одной формы в другую, например, картографической (карта), графической (диаграмма, статистическая таблица) в текстовую, что говорит о преобладании у обучающихся такого типа мышления, как «клиповое мышление».
Умение эффективно работать с большими объемами информации и их различными источниками в современных условиях становится одним из наиболее востребованных качеств личности. Существенный вклад в решение этих задач вносит школьное географическое образование. А задача обучения школьников работе с различными источниками информации становится одной из приоритетных. Эта задача нашла отчетливое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного образования, проекте ФГОС основного общего образования и комплексе нормативно-методических документов, составляющих сопровождение нового стандарта.
Разработчиками федерального государственного образовательного
стандарта информационная компетентность характеризуется как
«способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».
Для профилактики и дальнейшего успешного обучения учащимся необходимо развивать понятийное или критическое мышление, развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Степень изученности проблемы исследования
Проблема развития критического мышления учащихся освещена в трудах известных отечественных и зарубежных ученых. Идея развития критического мышления зародилась в США, уходит своими корнями в труды известных американских психологов ХХ в. У. Джемса и Дж. Дьюи. Ныне активно распространяется в Америке, Европе. Зарубежные исследования, посвященные обучению критическому мышлению, опираются на концепцию рефлексивного мышления Дж. Дьюи. Так же эту проблему изучали американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл, Д. Халперн.
В советской педагогической науке критичеость мышления стала серьезным предметом научных исследований. Эти исследования нашли отражение в целом ряде работ, посвященных изучению самооценки и особенностей мыслительной деятельности школьников. К наиболее известным из них относятся работы П.П. Блонского, А.С.Байрамова, А.И.Липкиной и Л.А, Рыбака, С.И.Векслера, В.М.Синельникова.
Исследователями доказано, что критичность мышления является важнейшим свойством ума учащихся, влияющим на продуктивность, их
учебно-познавательной деятельности, способствующим формированию у них
адекватной самооценки. В результате экспериментальных работ этих авторов
был получен значительный фактический материал, характеризующий особенности формирования критичности мышления младших школьников (П.П. Блонского, А.С.Байрамова, В.М.Синельникова), подростков и юношей
(С.И.Векслер), учащихся старших классов дневных и вечерних школ (А.И.Липкина,Л.А.Рыбак).
До середины 50-х годов проблема критичности мышления в советской педагогической науке и психологии решалась только в общем плане (в плане психологической теории мышления), на что указывает Б.В.Зейгарник, то начиная со второй половины 50-х гг. она решается преимущественно в экспериментальном плане.
В исследованиях по методике обучения географии рассматриваются отдельные вопросы организации деятельности учащихся с целью формирования системы географических знаний, общеучебных и исследовательских умений и навыков (И.И.Баринова, А.В.Даринский, Л.М.Панчешникова, Д.П.Финаров, С.И. Бекетова, Р.И. Гайсин, Г.С. Самигуллина и др).
Таким образом, анализ степени изученности проблемы исследования и образовательной практики позволяет констатировать, что проблема развития критического мышление как метод профилактики клипового мышления учащихся 7-х классов при обучении географии не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития критического мышление как профилактики клипового мышления учащихся
7-х классов при обучении географии.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать методические рекомендации для профилактики «клипового мышления» на уроках географии, используя технологию развития критического мышления.
Объект исследования: развитие критического мышления как профилактики клипового мышления учащихся 7-х классов при обучении географии.
Предмет исследования: критическое мышление учащихся основной школы.
Гипотеза исследования: развитие критического мышления учащихся
7-х классов при обучении географии будет способствовать профилактике развития «клипового мышления».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме развития критического мышления школьников в процессе обучения географии как метода профилактики клипового мышления.
2. Разработать программу развития критического мышления учащихся
7-х классов в процессе обучения географии как метода профилактики клипового мышления.
3. Экспериментально апробировать программу развития критического мышления учащихся 7-х классов в процессе обучения географии как метода профилактики клипового мышления
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научной и учебно-методической литературы, систематизация материалов по изученной проблеме, сравнение, сопоставление и обобщение, моделирование;
- эмпирические - изучение передового педагогического опыта, анкетирование и тестирование, опытная работа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап), экспертная оценка;
- математические и статистические методы обработки данных результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ для детей, проявивших выдающиеся способности «СОШИ «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» Вахитовского района г. Казани
Научная новизна исследования заключается в разработке программы развития критического мышления учащихся 7-х классов в процессе обучения географии как метода профилактики клипового мышления
Теоретическая значимость состоит в следующем:
- развитие критического мышления как способности анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к
нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; как способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
- изложены особенности развития критического мышления учащихся 7х классов в процессе обучения географии как метода профилактики клипового мышления.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны фрагмент учебной программы и методические рекомендации по профилактике развития критического мышления учащихся 7-х классов в процессе обучения географии как метода профилактики клипового мышления
Материалы исследования могут быть полезны учителям географии, педагогам - психологам общеобразовательных школ, в системе повышения квалификации работников образования, а также родителям.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования; применение методов, адекватных поставленным задачам исследования и позволяющим научно обосновать полученные результаты; экспериментальной проверкой гипотезы исследования в условиях конкретного образовательного учреждения; статистической обработкой полученных экспериментальных материалов.
Структура диссертации соответствует логики построения и научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 72 источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Умение эффективно работать с большими объемами информации и их различными источниками в современных условиях становится одним из наиболее востребованных качеств личности. Существенный вклад в решение этих задач вносит школьное географическое образование. А задача обучения школьников работе с различными источниками информации становится одной из приоритетных. Эта задача нашла отчетливое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного образования, проекте ФГОС основного общего образования и комплексе нормативно-методических документов, составляющих сопровождение нового стандарта.
Разработчиками федерального государственного образовательного стандарта информационная компетентность характеризуется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».
Если до недавнего времени под источниками информации подразумевались документы (в различной их классификации), публикации в
СМИ и вещественные источники, то с изобретением Интернета насыщенность информационной среды, окружающей человека, выросла на порядок. И человек должен был как-то на это реагировать. Один из способов такой адаптации - возникновение клипового мышления. Clip в переводе с английского обозначает «быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг
друга и требуют новых.
Основные минусы «клипового сознания»:
- восприятие человеком, обладающим клиповым мышлением (далее - КМ) информации фрагментарно и недолговременно, хорошо
воспринимаются смысловые блоки небольшого - два-три абзаца - объёма;
- человек, обладающий клиповым сознанием, быстро выстраивает «логические цепочки происходящих событий» (перечисление,
хронологический ряд), при этом испытывает трудности с выстраиванием причинно-следственных связей, в системном анализе структурных элементов текста/образа/факта;
- носителями КМ становятся люди разных возрастов и видов деятельности, оно проникает во все сферы жизни общества [12].
Обозначенные признаки КМ вступают в противоречие с ожиданиями общества, семьи и школы. Родители современных школьников отмечают с тревогой: «Наши дети - поколение «большого пальца»». Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, Интернет. Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно. Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века - уже сверхзадача. Очевидно, что в таких условиях особой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения. Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Кстати, аналогичный эффект наблюдается и у взрослых.
Для того чтобы препятствовать формированию у обучающихся мозаичной, фрагментированной картины мира, необходимо вырабатывать у
них умение анализировать, устанавливать связи между явлениями, а это представляется возможным достичь только при обучении детей грамотной работе с различными источниками информации. Для этого в данной работе
Критическое мышление включает производство суждений, решение проблем и принятие решений. Знанием и опытом не просто обладают, а применяют их на практике. Важно не только научить ребенка думать, но и критически оценивать полученную информацию. Мы стали заложниками мнений других людей, нам навязывают определенное отношение к настоящему, прошлому и будущему.
Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Технология РКМЧП появилась в 1995 г. Закончили разработку Стил , Стемпл, Уолтер.
Технология «Развитие критического мышления» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и др. [6].
Таким образом, технология РКМ может помочь остановить развитие негативных аспектов «клипового» мышления и повысить успеваемость учащихся на уроках и в жизни.
В ходе нашего исследования были выявлены психолого педагогические аспекты развития критического мышления подростков как метод профилактики «клипового мышления», исследована и апробирована в опытно-экспериментальной работе технология развития критического мышления школьников в процессе обучения географии. Разработаны, описаны и апробированы приемы развития критического мышления как профилактика клипового мышления школьников 7 класса.
В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что:- целенаправленное развитие критического мышления как метод профилактики «клипового» мышления школьников 7 класса в процессе обучения их географии возможно при учете психологических особенностей школьников подросткового возраста;
- для реализации технологии развития критического мышления учащихся в процессе обучения их географии требуется большое количество времени на подготовку и проведение составленных учителем уроков. Данную технологию рекомендуется практиковать и применять на протяжение всего школьного курса;
- для развития критического мышления школьников в процессе обучения их географии необходим отбор соответствующего учебного материала;
- для более эффективного развития критического мышления семиклассников нужно использовать различные методические приемы развития критического мышления на уроках и практических работах по географии;
- в ходе обучения школьников географии развитие критического мышления не происходит спонтанно.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель реализована и гипотеза подтверждена эмпирически.
В практической же деятельности учителю географии необходимо помнить о том, что никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть
критическим только тогда, когда ученики имеют достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов / Г.С.Абрамова. - М.: Академический проект, 2003. - 704 с.
2. Беловолова, Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии / Е.А. Беловолова // География в школе. - 2006. - №6. - С.39-46.
3. Боно, Эдвард Де Учите своего ребенка мыслить / Эдвард Де Боно. - М.: Попурри, 2008. - 432 с.
4. Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки / И.А. Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". - 2006. - №2. - С. 119-128.
5. Бустром, Р. Развитие критического мышления / Р. Бустром. - М.: Изд-во, «ИОО», 2000.
6. Ваганова, Д. Л. Риторика в социальных играх и тренингах / Д.Л. Ваганова. - М.: Цитадель, 1999. - 439 с.
7. Валуева, Н.А. Календарно-тематическое планирование, VI класс /Н.А. Валуева // География в школе. - 2004. - №2 - С. 53-57.
8. Введение в общую дидактику : пер. с польского / В. Оконь. - М. : Высшая школа, 1990. - 381 с.
9. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособ. для студ. высших педагогич. учебных заведений / Сост. Н.В.Дубравина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. - 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2007. - 368 с.
10. Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. - Режим доступа: http:// www. people. nnov. ru /volkov/ critical thihk / Volkov E Critical think principles introduction. html.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В. 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под. Ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. - Пресс, 1996. - 536 с. - (Психология: классические труды).
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В : 6-ти т. / Гл. ред.
А.В.Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. -416 с.
14. География. 6-11 классы: Тематическое планирование. - 2-е изд.стериотип / авт. - сост. Н. В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с.
15. География. Землеведение. 6 кл.: Методическое пособие / Л. Е. Савенова, В. П. Дронов. - М.: Дрофа, 2007. - 93 с.
16. География: 6 кл.: Методические рекомендации: Пособие для учителя / В. В. Николина. - М.: Просвещение, 2007.-112 с. - (Академический школьный учебник)
17. География: планета Земля: 6 кл.: Методические рекомендации /
О. А. Бахчиева, Л. С. Богомаз, Е. В. Николаенко; под общ. ред.В. П. Дронова. - М.: Просвещение, 2008. - 125 с.: - (Академический школьный учебник)
18. Горькова, С.А. Актуальные проблемы развития критического мышления при изучении математики [Электронный ресурс]/ С.А. Г орькова. - Режим доступа: http: //users .kpi .kharkov.ua/lre/mcad2000/5 .htm
19. Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok edu.asp
20. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. - Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. - М.: ИФ РАН, 2012. - С. 415-420.
21. Гузеев, В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления / В.В. Гузеев/ / Педагогические технологии. - №2. -
2006. - С. 16-21.
22. Гусинский, Э. Н., Турчанинова, Ю. И. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М., 2000.
23. Ди Специо, М. А. Превосходные головоломки, развивающие критическое мышление / М. А. Ди Специо. - М.: АСТ. - 2004. - 92 с.
24. Душина, И. В., Понурова, Г. А. Как научить школьников географии. Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям / И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996.- 192 с.
25. Загашев И., Заир-Бек С. Критическое мышление: технология развития / И. Загашев, С. Заир-Бек. - СПб.: Издательство "Скифия" & "Альянс-Дельта", 2003. - 284 с.
26. Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение. - 2009.
27. Кларин, М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта /М.В. Кларин. - М.: Наука, 1997.
28. Коджаспирова, Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров . - Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005.- 448 с.
29. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.
30. Матюшкин, А. М. Проблемы развития профессионального теоретического Мышления / А.М. Матюшкин. - М.: 1980.
31. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: «Педагогика», 1972. - 208 с.
32. Мередит, К. С., Стил Дж., Темпл Ч. Обучение сообща. Пособие V. Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» / К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. - М.: Изд-во «ИОО», 1997. - 35с.
33. Методика обучения географии в школе: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 1997 - С.10-16.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина.- 9-е изд., стер. - М.:Академия, 2004. - 456 с.
35. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. - М.: Каро, 2009. - 144 с.
36. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление / И.В. Муштавинская // Методист. - №2. - 2002. - С. 30-35
37. Начальный курс географии: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2006.- 174 с.
38. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших педагогический учебныхзаведений: В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
39. Новенко, Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности. 6-9 классы / Д.В. Новенко. - М.: Дрофа, 1997. - 96 с.
40. Новые педагогические инновационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под. Ред. Е. С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.
41. Образовательный стандарт основного общего образования по географии [Электронный ресурс] // Российский образовательный портал. - Режим доступа: http:// www. Schcot. Colh zu /dok cdu asp ab. Ho 144003
42. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004.- 442 с.
43. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.- 460 с.
44. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя / Под общ. ред. Крыловой О.Н.- СПб.: Изд. «Аграф», 2004.- 100с.
45. Основы критического мышления: междисциплинарная
программа / Дж. Л. Стил, К. Мередит, И. Темпл, С. Уолтер. - М.: Издательство «ИОО»,1997.
46. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К. Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред.
А.А.Крылова, С.А.Маничева. - 2-е изд,; доп. и перераб.- СПб.: Питер, 2007. - 560 с. - (Серия «Практикум по психологии»).
47. Программно-методические материалы. География. : 6-11 класс / Сост. А.И.Сиротин.- М.: Дрофа, 2001. - 46 с.
48. Программы для образовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост.Е. В. Овсянникова. - М.: Дрофа, 2008. - 128 с.
49. Психологический словарь /Под ред. В, В. Давыдова, Л. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общественной. и педагогической технологии. Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983.- 448 с.
50. Пугачева, Т. Н. Урок с использованием технологии критического мышления / Т.Н. Пугачева// География в школе. - №7. - 2007. - С. 52-55.
51. Разумовская, Т. В., Глобальное образование в российской школе / Т.В. Разумовская//Завуч. - 1999. - №8. - С. 132-138.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007.- 713 с. - (Серия «Методика психологии»).
53. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. /Отв. ред. Е.В.Шорохова. - М.: «Педагогика», 1976. - 416 с.
54. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» - феномен современности [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации:
эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. - Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ - Загл. с экрана.
55. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кока. - М.: Политизд.,1983.-
445 с.
56. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г.В. Сорина// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - №6. - 2003. - С. 97-110.
57. Столбунова, С.В. Развитие критического мышления.
58. Апробация технологии (Из выступления на Марафоне-2003) / С.В. Столбунова// газета «Русский язык» издательского дома «Первое сентября». - №28. - 2007.
59. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для студ. вузов. / А.М.Столяренко.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 423 с.
60. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие /Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 672 с.(Высшее образование)
61. Стрельникова, Т.Д. Проблемы проведения программных практических работ при изучении начального курса географии /Т.Д. Стрельникова // География в школе. - 2007. - №1. - С.60-62.
62. Сушкова, Т.В. Технология критического мышления /Т.В. Сушкова// газета «Химия» издательского дома «Первое сентября». - №3. -
2007.
63. Темпл, Ч., Стил Дж., Мередит, К.Чтение, письмо и обсуждение любого учебного предмета / Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит. - М.: Изд-во ИОО, 1998.
64. Теплов, Б. М. Практическое мышление /Б.М.
Теплов//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.,
1981. - С. 147.
65. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля /Сост. Н. В. Шахматова и др. - СПб.: ИД «Весь», 2004. - 736 с.
66. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987.- 590 с.
67. Финаров, Д.П. Методика обучения географии в школе.: Учебное пособие для студентов вузов /Д. П. Финаров. - М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007.- 382 с.
68. Фонтанова, А Технология, которая позволяет нам стать другими /А. Фонтанова// газета «Первое сентября». - 16 января. - 2001.
69. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб: Питер, 2000-512с.- (Серия «Мастера психологии»)
70. Халперн, Д. Технология критического мышления / Д. Халперн. - СПб: Питер, 2000.
71. Шакирова, Д.М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов / Д.М. Шакирова// Педагогика. -
2006. - №9.- С.72-77.
72. Шалимова, Ж.Н. Проблемы краеведческой подготовки в современном педагогическом образовании / Ж.Н. Шалимова// География в школе . - 2007. - №4. - С.70-75.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ