Объект исследования - г. Барнаул.
Проведен анализ расходов за 2016-2018 годы.
Есть приложения (исполнение консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов за 2016-2018 годы).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 6
1.1 Понятия и принципы местного бюджета 6
1.2 Состав расходной части местного бюджета и принципы расходования средств 14
1.3 Нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений 18
2 АНАЛИЗ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА Г. БАРНАУЛА 25
2.1 Характеристика объекта исследования 25
2.2 Анализ динамики и структуры расходной части бюджета г. Барнаула 32
2.3 Анализ планирования расходной части местного бюджета 37
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА Г. БАРНАУЛА 46
3.1 Анализ эффективности расходования средств в части исполнения муниципальных программ 46
3.2 Анализ эффективности расходования средств по программе «Энергоэффективность» 56
3.3 Пути повышения эффективности расходования средств бюджета г. Барнаула 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях вопрос формирования стратегии социального государства с высоким уровнем социально-экономической стабильности и усиление его конкурентных позиций, является первостепенным, как на государственном, так и на региональном уровне. Данное суждение является обоснованным, так как показатели социально-экономического развития государства оказывают влияние на благосостояние страны, ее конкурентоспособность и уровень экономической безопасности.
Необходимо отметить, что современный этап экономического развития характеризуется влиянием различных факторов, таких как международные санкции и кризисные явления, что позволяет сформировать объективную потребность мерах оптимизации расходной части бюджетов и повышения доходной части. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование социально-экономических процессов в интересах общества. Успешная реализация этих процессов зависит в большей степени не только от федеральных и региональных властей, а от местных органов власти.
Являясь по своей форме организации не государственной, а гражданской, местное самоуправление выступает в качестве основного аспекта в повышении эффективности управления социально-экономическими процессами развития территории. Органы местного самоуправления более близки к проблемам населения, чем другие органы власти. Поэтому государственные органы власти все больше наделяют местные власти новыми полномочиями. Основным назначением местного бюджета является накопление финансовых ресурсов и их использования на исполнение вопросов местного значения. Таким образом, бюджет является ключевым инструментом в экономической и социальной политике, что подчеркивает актуальность данного исследования и определяет его цель.
Цель исследования заключается в проведении анализа эффективности расходования средств местного бюджета, а также в разработке по результатам анализа мероприятий, направленных на повышение эффективности расходования средств бюджета города Барнаула.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты анализа эффективности расходования средств местного бюджета;
провести анализ расходной части бюджета города Барнаула;
провести анализ эффективности расходования средств бюджета города Барнаула;
определить пути повышения эффективности расходования средств бюджета города Барнаула.
Предметом исследования является местный бюджет. В качестве объекта исследования выступает город Барнаул.
Научная новизна исследования состоит в обосновании и разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности расходования средств местного бюджета.
Степень изученности проблемы. Исследования в области анализа расходов местных бюджетов проводились Н.В. Колосковой, Т.П. Киященко, Т.М. Ковалевой, Н.В. Васильевой и другими авторами. В ходе исследования автором учтен также зарубежный опыт и сделан вывод о том, что единого подхода к анализу в мировой практике не сформировано, что свидетельствует о необходимости более детального исследования данного вопроса, так как расходы местных бюджетов являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на благосостояние населения и экономики государства в целом.
При написании работы была использована следующая информационная база:
нормативные правовые акты федерального, регионального и местного значения;
статистические данные, представленные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики и его региональных представительствах;
исследования различных авторов по вопросам анализа расходов местного бюджета;
материалы по теме исследования различных информационных агентств: агентство Bloomberg, информационное агентство ННО и др.;
материалы Интернет сайтов органов государственной власти Российской Федерации и города Барнаула.
Методы исследования, использованные в работе: описание, анализ нормативно-правовых актов, метод анализа и синтеза, обобщение и анализ статистических данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности повышения экономической эффективности местного бюджета посредством использования концептуальных подходов, руководствуясь теоретическими и методическими положениями системы научно-практических рекомендаций и экспериментальных расчетов.
На основании информации, представленной в первой главе исследования, можно сделать следующие выводы. местный бюджет представляет собой определённую форму образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения процесса местного самоуправления. Сущность местного бюджета заключается в реализуемых функциях (распределительная, контрольная).
Как и другие бюджеты, местный бюджет предусматривает наличие доходов и расходов. Доходы бюджета - денежные средства, которые поступают в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение местных органов власти.
Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.
На основании информации, представленной во второй главе исследования, можно сделать следующие выводы. В разрезе структурных составляющих налоговые доходы местного бюджета имеют тенденцию к росту на протяжении всего анализируемого периода. Динамика неналоговых доходов, наоборот, имеет тенденцию к снижению на 203,8 млн. руб.
Как показывают результаты проведенного анализа, динамика структуры расходов бюджета следующая:
доля расходов на общегосударственные вопросы (6,93% в структуре в отчетном периоде) снизилась на 1,20%;
доля расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (0,34% в структуре в отчетном периоде) снизилась на 0,24%;
доля расходов на национальную экономику (10,04% в структуре в отчетном периоде) увеличилась на 2,51%;
доля расходов на ЖКХ (20,42% в структуре в отчетном периоде) увеличилась на 2,99%;
доля расходов на образование (29,66% в структуре в отчетном периоде) снизилась на 7,59%;
доля расходов на культуру и кинематографию (2,12% в структуре в отчетном периоде) снизилась на 0,7%;
доля расходов на здравоохранение (3,33% в структуре в отчетном периоде) снизилась на 0,02%;
доля расходов на социальную политику (22,99% в структуре в отчетном периоде) увеличилась на 3,17%;
доля расходов на физическую культуру и спорт (2,98% в структуре в отчетном периоде) увеличилась на 0,08%;
доля расходов на СМИ (0,05% в структуре в отчетном периоде) снизилась на 0,05%;
доля расходов на обслуживание государственного и муниципального долга (1,16% в структуре в отчетном периоде) увеличилась на 1,16%.
По результатам таблиц прослеживается постоянная динамика роста расходов на образование, здравоохранение и культуру. Увеличились расходы на промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Анализ планируемых расходов местного бюджета позволил сделать вывод о том, что данные расходы в 2019 году по сравнению с 2018 годом значительно снизятся (величина расходов в 2018 году составляла 11888,7 млн. руб. При этом, достигнуть снижения общей величины расходов планируется посредством оптимизации расходов на ЖКХ.
В структуре планируемых расходов значительных изменений не произошло: расходы также ориентированы на образование и социальную политику. Но, если в 2018 году на третьем месте в структуре расходов были расходы на ЖКХ, то в 2019-2020 годах на третьем месте находятся расходы на национальную экономику.
Исходя из того, что повышение собираемости налогов и сборов и эффективности работы со стороны налоговых органов по взысканию задолженности являются одними из основных резервов снижения расходов в связи с недоимкой, соответственно, необходимым условием является эффективный налоговый контроль. Данное суждение является обоснованным, так как одной из ключевых задач Барнаульской городской Думы в части снижения расходов местного бюджета является смещение доходной части бюджета в структурном разрезе от неналоговых доходов к налоговым доходам, в связи с чем приоритетной формой государственного контроля является налоговый контроль, реализуемый налоговыми органами Алтайского края в соответствии с законодательством Российской Федерации в части налогов, сборов и иных налоговых платежей.
Необходимо также отметить, что субъекты хозяйствования, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и являющиеся налогоплательщиками, имеют разный организационно-правовой статус, разные формы собственности и разные применяемые налоговые режимы: так, значительная доля средних предприятий и все крупные предприятия применяют общий режим налогообложения, предусматривающий необходимость уплаты всех налоговых доходов. А субъекты хозяйствования, основным видом деятельности которых является, например, торговля, общественное питание, имеют право применять специальные налоговые режимы. Физические лица также уплачивают налог на недвижимое и движимое имущество, а также налог на землю в доходную часть регионального и местных бюджетов.
Исходя из того, что вышеуказанные субъекты обеспечивают своей деятельностью и исполнением обязательств в рамках действующего НК РФ пополнение доходной части, уровень собираемости является важным аспектом, иллюстрирующим эффективность налогового администрирования.
Положительная динамика наблюдается в отношении показателя собираемости практически всех налогов. Исключение составляет налог на прибыль организаций (снижение на 0,8%) и единый сельскохозяйственный налог (снижение на 9%).
На основании информации, представленной в третьей главе исследования, можно сделать вывод о том, что в целом средства бюджета города расходуются эффективно, но необходимо разработать и утвердить:
порядок или рекомендации по планированию деятельности в рамках внутреннего контроля;
методики осуществления мероприятий в рамках внутреннего контроля;
формы отчетности, содержащие данные о контрольно- ревизионной работе, а также отражающие результаты осуществления внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств;
нормативы (рекомендации) по трудозатратам при осуществлении внутреннего контроля.
Выполнение вышеуказанных рекомендаций позволит повысить эффективность системы внутреннего контроля Администрации, а также повысит эффективность расходования средств местного бюджета.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - Москва: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 01.12.2019 г.).
3. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 01.12.2019).
4. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 16 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 01.12.2019).
5. Аветисян, И. А. Бюджетный менеджмент: сущность, история и проблемы совершенствования в современной России / И. А. Аветисян // Проблемы развития территории. - 2018. - № 2 (82). - С. 137-151.
6. Аветисян, И. А. Бюджетный процесс как инструмент управления государственными и муниципальными финансами / И. А. Аветисян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. - № 1 (19). - С. 121-135.
7. Аветисян, И. А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации / И. А. Аветисян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. - № 1 (13). - С.115-131. 32
8. Аветисян, И. А. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации / И. А. Аветисян // Проблемы развития территории. - 2019. - № 2 (76). - С. 120-134.
9. Аветисян, И. А. Управление бюджетным процессом в Российской Федерации как главное звено бюджетного менеджмента [Электронный ресурс] / И. А. Аветисян // Вопросы территориального развития. - 2017. - 2 (37). - Режим доступа: http://vtr.vscc.ac.ru/article/2201 (дата обращения: 01.12.2019).
10. Агаян, Ш. А. Актуальные проблемы формирования доходной части муниципальных бюджетов [Электронный ресурс] / Ш. А. Агаян, С. Г. Мурадова, Е. В. Пирская // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 3. - Режим доступа: http://uecs.ru/uecs63-632014/item/2831- 2014-03-29-09-20-20 (дата обращения: 01.12.2019).
11. Аминов, И. Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2016. - № 1 (71). - С. 25-29.
12. Аналитический доклад «Анализ влияния реформы местного самоуправления и реформы межбюджетных отношений на финансовое состояние муниципальных образований Российской Федерации» [Электронный ресурс] / В. Э. Григоров, Д. В. Жигалов, Л. В. Перцов (под общ. ред. Н. Б. Косаревой и А. С. Пузанова). - Москва, 2018. - Режим доступа: http://ecsocman. hse. ru (дата обращения: 01.12.2019).
13. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич , Л.Н. Павлова. - Москва: Финансы, ЮНИТИ, 2017. – 356 с.
14. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ munst65/DbInet.cgi (дата обращения: 01.12.2019).
15. Базарова, В. С. Собственные доходы местных бюджетов как важный элемент самостоятельности местного самоуправления / В. С. Базарова, Б. В. Жамбалов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 2- 2. - С.206-210.
16. Балашова, Е. С. Проблемы управления муниципальными финансами / В. С. Балашова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 4. - С. 8-9.
17. Белоножко, М. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М. Л. Белоножко, А. Л. Скифская. - С.-Петербург: ИЦ «Интермедия», 2017. - 208 c.
18. Боровикова, Е.В. Методика оценки эффективности системы бюджетирования в субъектах Российской Федерации / Е. В. Боровикова // London Review of Education and Science.- London: Imperial College Press. - 2017. - C. 158- 171.
19. Бурцев, В. В. Организация системы государственного финансового, контроля в Российской Федерации: Теория и практика / В. В. Бурцев - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 138 с.
20. Бушмин, Е. В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации / Е. В. Бушмин. - Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 516 с.
21. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Д. В. Дементьев. - Москва: КНОРУС, 2016. - 332 с.
22. Васильева, Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект / Н. В. Васильева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2018. - №1. - С. 117-125.
23. Гарафиева, М. Ю. Финансовая самостоятельность как залог развития муниципального финансового хозяйства (на примере г. Казань) / М. Ю. Гарафиева // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. - № 2. - С. 11-14.
24. Гирло, О. С. Подходы к определению и анализу финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 1-1. - С. 106-108.
25. Глубокий, М. И. Проблемы управления муниципальными финансами / М. И. Глубокий // Экономика, педагогика и право. - 2017. - № 2. - С. 8.
26. Гришанова, О. А. Межмуниципальные соглашения как способ снижения дефицита местного бюджета / О. А. Гришанова, Г. А. Прокопова. - Иваново: Научная мысль, 2018. - 108 с.
27. Дворядкина, Е. Б. Тенденции изменения структуры доходов местных бюджетов периферийных городских территорий / Е. Б. Дворядкина, Е. И. Кайбичева // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 3. - С. 124-132.
28. Дорджиева, О. Б. Взаимодействие науки и практики в вопросах укрепления финансовых основ местного самоуправления / О. Б. Дорджиева // Региональная научно-практическая конференция «Региональные проблемы преобразования экономики». 02.03.2017. - Элиста: Изд-во Калмыцкого гос. ун-та . - 2017. - С. 91-96.
29. Дорджиева, О. Б. Проблемы финансовой независимости местных бюджетов в современных условиях / О. Б. Дорджиева // Финансы и кредит. - 2018. - № 9 (537). - С. 29-33.
30. Едронова, В. Н. Система показателей мониторинга устойчивости региональной финансовой системы / В. Н. Едронова, А. А. Кавинов // Финансы и кредит. - 2017. - № 19. - С. 4-8.
31. Жидкова, Е. Ю. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / Е. Ю. Жидкова, Н. В. Видеркер. - Ставрополь: СКФУ. - 2017. - 252 с.
32. Ибрагимова, Н. А. Программно-целевой подход к совершенствованию механизма муниципального финансового планирования / Н. А. Ибрагимова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 3 (54). - С. 76-83.
33. Иванова, К. В. Устойчивость бюджетов муниципальных образований: понятие, факторы формирования / К. В. Иванова // Экономика и социум. №5, 2016. - с. 20-26.
34. Ильенкова, С.Д. Управление качеством [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvw.cfin.ru/management (дата обращения: 01.12.2019).
35. Исакова, Ю. Р. Проблема сбалансированности бюджетов РФ в условиях кризиса / Ю. Р. Исакова, Л. М. Рубаева // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 2 (91). - С. 161-164.
36. Казанкова, Т. Н. Проблема формирования местных бюджетов [Электронный ресурс] / Т. Н. Казанкова, М. В. Саблина // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 4. - Режим доступа: ttp://web.snauka.ru /issues/2017/04/80949 (дата обращения: 01.12.2019).
37. Киященко, Т. П. Некоторые проблемы и тенденции развития сферы государственных и муниципальных финансов России / Т. П. Киященко // Инновационное развитие экономики. - 2018. - № 1 (43). - С. 236-244.
38. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент»/ В.И. Кнорринг. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 528 с.
39. Колоскова, Н. В. Оценка качества управления муниципальными финансами / Н. В. Колоскова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2017. - № 6-7 (68). - С. 11-18.
40. Ковалева, Т. М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие / Т. М. Ковалева, С. В. Барулин. - Москва: КНОРУС, 2018. - 128 с.
41. Колин, С.А. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации: учебное пособие / С.А. Колин. - Москва: КНОРУС, 2018. - 403 с.
42. Комягин, Д. Л. Бюджетное право: учебник для вузов / Д. Л. Комягин. - Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - (Учебники Высшей школы экономики). - 590 с.
43. Коновалова, Е. В. Проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов / Е. В. Коновалова, А. А. Храмченко, А. В. Захарян // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 12-1. - С. 157-161.
44. Коротаева, Е. А. Проблемы экономической самостоятельности местных бюджетов / Е. А. Коротаева // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2017. - № 2-1. - С. 48-52.
45. Коротина, Н. Ю. Методика анализа финансового состояния бюджетов муниципальных образований / Н. Ю. Коротина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2018. - №17 (353). - С. 17-27.
46. Лазутина, А. Л. Проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов / А. Л. Лазутина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 4-6 (42). - С. 62-66.
47. Ларина, С. Е. Проблемы управления муниципальными финансами в современных условиях / С. Е. Ларина // Финансы и кредит. - 2018. - № 32 (368). - С.25-32.
48. Левина, В. В. Особенности управления сбалансированностью местных бюджетов в условиях финансовой нестабильности / В. В. Левина // Управленец. - 2017. - № 3 (55). - С. 12-17.
49. Левушкина, С. В. Пути совершенствования бюджетной и налоговой системы на муниципальном уровне / С. В. Левушкина, Р. В. Мирошниченко // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2018. - № 6. - С. 83-87.
50. Лушин, С. И. Об эффективности государственного бюджета / С. И. Лушин // Финансы. - 2017. - № 10. - С. 12-14.
51. Могилёв, С. В. Анализ социально-экономических факторов доходов местных бюджетов / С.В.Могилев // Финансы и кредит. - 2018. - № 47 (575). - С. 58-64.
52. Мохнаткина, Л. Б. Государственный и муниципальный долг: учебное пособие / Л. Б. Мохнаткина. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 151 с.
53. Мохнаткина, Л. Б. Сбалансированность бюджета и государственный долг как индикаторы финансово-бюджетной безопасности региона / Л. Б. Мохнаткина // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2018. - № 2 (42). - С. 106-119.
54. Мошкова, Т. Г. Бюджет сбалансирован - задача не допускать новых расходных обязательств [Электронный ресурс] / Т. Г. Мошкова // Министерство финансов Оренбургской области. - Режим доступа: http://minfin.orb.ru (дата обращения 01.12.2019).
55. Муниципальное право России: учебник / коллектив авторов; отв. ред. В.В. Комарова. - Москва: КНОРУС, 2017. - 275 с.
56. Нехайчук, Д.В. Управление дефицитом бюджета муниципального образования / Д. В. Нехайчук, Ю. С. Нехайчук // Академическая публицистика. - 2017. - № 2. - С. 122-142.
57. Никиткова, У. О. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований / У. О. Никиткова // Финансы. - 2018. - № 7. - С. 26- 29.
58. Никитская, Е. Ф. Моделирование структуры расходных обязательств муниципальных образований / Е. Ф. Никитская, М. А. Валишвили // Путеводитель предпринимателя. - 2018. - № 37. - С. 155-168.
59. Орлова, Е. В. Методические подходы к оценке финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере муниципальных образований Иркутской области) [Электронный ресурс] / Е. В. Орлова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). - 2018 . - № 6. - Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19803 (дата обращения: 01.12.2019).
60. Пансков, В. Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления / В. Г. Пансков // Финансы. - 2017. - № 3. - С. 45-49.
61. Официальный сайт Министерства Финансов Алтайского края [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.fin22.ru/isp/isploc/ (дата обращения: 10.12.2019).