Разработка курса повышения квалификации учителей АИС «Сетевой Регион. Образование». Экономическое обоснование (Кадровое делопроизводство и ИТ, Алтайский Государственный Аграрный Университет)
Выпускная квалификационная работа
Практическая часть сделана напримере Краевого государственного бюджетного учреждения образования «Алтайский краевой информационно-аналитический центр» .
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АИС «СЕТЕВОЙ РЕГИОН. ОБРАЗОВАНИЕ» 6
1.1. Сущность, средства и методы повышения квалификации кадров 6
1.2. Сравнительная характеристика автоматизированных информационных систем в сфере образования 15
1.3. Автоматизированная информационная система «Сетевой Регион. Образование» как средство повышения квалификации учителей 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В АИС «СЕТЕВОЙ РЕГИОН. ОБРАЗОВАНИЕ» 31
2.1. Общая характеристика КГБУО «Алтайский краевой информационно-аналитический центр» 31
2.2. Разработка курса повышения квалификации учителей в системе «Сетевой Регион. Образование» и экономическое обоснование проекта 34
2.3. Рекомендации по эффективной реализации курса 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Формирование информационного общества тесно связано со скоростью интеграции информационно-коммуникационных технологий с процессами обыденной жизни каждого гражданина, а также с навыками эксплуатации сервисов и ресурсов в рамках собственных потребностей. Введение в промышленную эксплуатацию 15 декабря 2009 года «Единого портала государственных и муниципальных услуг» позволило оптимизировать процесс получения государственных и муниципальных услуг потребителем за счет их перевода из бумажной формы в современную цифровую. Широкий спектр услуг на сегодняшний день позволяет охватить деятельность практически каждого ведомства: ГИБДД, пенсионного фонда, налоговой службы и многих других.
Одними из наиболее востребованных услуг, предоставляемых гражданам в электронном виде, являются услуги в сфере образования. В настоящее время комплекс государственных (муниципальных) услуг, оказываемых учреждениями системы образования Алтайского края, включает в себя следующие сервисы: «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости», «Предоставление информации о реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях», «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения» и пр. Оказание муниципальных услуг в электронной форме подразумевает непосредственное взаимодействие между получателем услуги и образовательной организацией, причем требование оказания услуг в электронном виде однозначно требует автоматизации процессов в образовательной организации при помощи информационно-коммуникационных технологий, в том числе автоматизированных информационных технологий (АИС). В Алтайском крае данные услуги предоставляются заявителям посредством АИС «Сетевой регион. Образование» и «Е–услуги. Образование».
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что использование автоматизированных информационных систем предполагает владение информационно-коммуникационными средствами и технологиями, включая не только работу с внутренними и периферийными устройствами компьютера и базовыми продуктами, но и навыки работы с глобальной сетью, навыки работы в АИС образования.
Таким образом, в настоящее время назрела острая необходимость разработки комплекса мер повышения уровня ИКТ-компетенций работников образования, одним из элементов которого станет формирование теоретико-практических и методических знаний при работе в АИС «Сетевой регион. Образование».
Целью работы является экономическое обоснование разработки курса повышения квалификации учителей АИС «Сетевой Регион. Образование» и его проектирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность, средства и методы повышения квалификации кадров;
дать сравнительную характеристику автоматизированных информационных систем в сфере образования;
оценить автоматизированную информационную систему «Сетевой Регион. Образование» как средство повышения квалификации учителей;
на базе КГБУО «Алтайский краевой информационно-аналитический центр» разработать курс повышения квалификации учителей в системе «Сетевой Регион. Образование» и представить его экономическое обоснование;
предложить рекомендации по эффективной реализации курса.
Объектом исследования являются муниципальные услуги в сфере повышения квалификации педагогических кадров.
Предмет исследования – АИС «Сетевой Регион. Образование».
Практическая значимость исследования заключается в том, что по его результатам был разработан курс повышения квалификации учителей в системе «Сетевой Регион. Образование» с экономическим обоснованием.
Теоретическую базу исследования составляют нормативные правовые акты РФ в сфере образования, в том числе Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др., а также труды таких авторов, как А.П. Добровинский, Т.Г. Елистратова, И.А. Зимняя, А.Ю. Муратов, М. Портер, А.А. Рыбакова и др.
В данной работе использованы общенаучные методы (системный подход), а также методы экономических исследований: сравнительный анализ, экономико-статистический метод.
Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении определяются актуальность темы, ее проработанность в научной литературе, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретико-методические вопросы организации поддержки и повышения квалификации учителей и воспитателей посредством АИС «Сетевой Регион. Образование». Вторая глава носит практический характер. В ней на базе КГБУО «Алтайский краевой информационно-аналитический центр» осуществлена разработка повышения квалификации учителей в системе «Сетевой Регион. Образование» и представлено его экономическое обоснование. В заключении подводятся итоги проведенного теоретико-практического исследования.
Право на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование статья 21 ТК РФ относит к числу основных трудовых прав работника. Общий порядок реализации данного права определен в ст. 196 и 197 ТК РФ. Впрочем, признание его за работником не означает, что работодатель обязан удовлетворять любые пожелания своих сотрудников относительно обучения. По общему правилу, отраженному в ст. 196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки кадров работодатель определяет самостоятельно в пределах условий трудового договора. При этом он обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование персонала, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Сегодня в науке и практике управления все более активно обсуждается вопрос о способах наиболее оптимального сочетания в системе развития персонала традиционных средств и методов обучения, с одной стороны, и подходов, основанных на применении информационных технологий, с другой стороны. Исходя из этого, и в мире, и в России сегодня нарастает популярность так называемого смешанного корпоративного обучения (Blended Learning), в основе которого лежит интеграция целого ряда традиционных и инновационных приемов с учетом специфических особенностей изучаемых предметных областей.
При этом в настоящее время образовательные организации (ОО) в РФ обязаны оказывать целый ряд государственных и муниципальных услуг в сфере образования, а часть из них – в электронном виде, в частности зачисление в образовательную организацию, ведение электронных дневников и журналов, предоставление информации о результатах экзаменов и пр.
Применительно к автоматизации отрасли образования в РФ основополагающими концептуальными программами в последние годы стали, прежде всего: 1) государственная программа РФ «Информационное общество», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313; 2) Федеральная целевая программа (ФЦП) развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (утратила силу); 3) государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295; 4) ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29.12.1990 № 3469).
Сегодня в систему образования Алтайского края внедрены следующие информационные системы: 1) хостинг сайтов в домене edu22.info, благодаря которому образовательным организациям и муниципальным органам управления образованием Алтайского края предоставляется возможность разместить свои сайты на веб-сервере «АКИАЦ» с присвоением доменного имени [название сайта].edu22.info; 2) депозитарий электронных образовательных ресурсов – каталог учебно-методических и научных материалов, авторами которых являются работники системы образования Алтайского края; 3) Корпоративная почта в домене @edu22.info для работников системы образования Алтайского края; 4) АИС «Сетевой Регион. Образование» – комплексная автоматизированная информационная система, объединяющая в единую информационную сеть множество образовательных организаций; 4) АИС «Е-услуги. Образование» – автоматизированная информационная система, позволяющая реализовать в электронном виде на уровне Алтайского края и его муниципалитетов целый ряд государственных и муниципальных услуг в сфере образования; 5) система электронного обучения «Moodle» – модульная учебная среда, предназначенная для дистанционного обучения; 6) система видеоконференцсвязи «TrueConf» – региональная коммуникационная платформа для образовательных организаций, органов управления образованием и обучающихся.
Одним из технических средств, позволяющих обеспечить эффективную организацию этого процесса является автоматизированная АИС «Сетевой край. Образование».
Для органов управления образованием данная система предоставляет возможность в реальном времени осуществлять мониторинг деятельности образовательных учреждений, учебного процесса, включая автоматическое формирование типовых сводных отчетов по кадрам, контингенту учащихся, а также отчетности об итогах учебного процесса; мониторинг движения учащихся не только в пределах одного образовательного учреждения, но и на уровне края, города, района; рассылку информации по школам и общение по внутрисистемной почте с сотрудниками школ, учащимися и родителями; организация центров дистанционного обучения для детей-инвалидов, заболевших детей, одаренных детей и т.д. Администрация образовательных учреждений получает возможность организовать практически все управленческие и образовательные процессы в школе. Система также обеспечивает участие в учебном процессе родителей учащихся. Любой родитель, подключившись к системе дистанционно, может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребенка, получать SMS-сообщения на мобильный телефон с актуальной информацией о нем. Учащиеся получают возможность дистанционного обучения (удаленное выполнение учащимися домашних заданий, доступ к своему дневнику и расписанию).
АИС «Сетевой край. Образование» обеспечивает различные права доступа к информации внутри системы, которые разграничены и очень гибко настраиваются в зависимости от ролей пользователя в системе. Это позволяет разграничить доступ к различной информации в системе и обеспечить безопасность данных.
Для освоения внедряемых сегодня в отечественную систему образования информационных необходимы подготовка и проведение соответствующих обучающих мероприятий. В связи с этим на базе КГБУ «АКИАЦ» был разработан курс повышения квалификации учителей и воспитателей в АИС «Сетевой Регион. Образование», состоящий из десяти тем и рассчитанный на 72 часа обучения в течение одного месяца. В ходе обучения слушатели осваивают принципы использования АИС «Сетевой Регион. Образование» в своей профессиональной деятельности, рассматривают и изучают основные аспекты организации работы в системе, особенности ее использования в учебном и воспитательном процессах.
Общие затраты на разработку курса составят 27691 руб. Сумма затрат на обучение в рамках одного курса для группы из 14 человек, включая амортизацию оборудования и оплату труда преподавателя курса, будет равна 14547 руб. Цена курса при 25% прибыли без учета затрат на разработку составит 19396 руб. Прибыль от обучения одной группы численностью 14 человек в рамках курса без учета затрат на разработку за вычетом налога на прибыль (ставка = 20%) составит 3879 руб. Поскольку заданный срок реализации курса для одной группы обучающихся составляет один месяц, срок его полной окупаемости уже с учетом затрат на разработку составит 11 мес. В первый год реализация курса будет осуществляться с рентабельностью продаж, равной 6,8%, однако уже в течение второго года КГБУ «АКИАЦ» выйдет на заданный показатель рентабельности продаж, равный 25%.
По окончании обучения педагоги получат возможность реализовывать приобретенные знания на практике в ходе своей профессиональной деятельности и в рамках внутриорганизационного обучения передавать их своим коллегам в дошкольных и общеобразовательных организациях.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
3. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №61 (ред. от 25.12.2015) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №313 (ред. от 22.11.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
6. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
7. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
8. Приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 №703 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
9. ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29.12.1990 № 3469) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
10. АИС «Сетевой Регион. Образование». Модуль ДОО. Версия 3.0. Руководство пользователя [Текст] – ЗАО «ИРТех», 2016. – 182 с.
11. АИС «Сетевой Регион. Образование». Руководство пользователя. Для общеобразовательных организаций v 3.0 [Текст] – ЗАО «ИРТех», 2015. – 138 с.
12. АИС «Сетевой Регион. Образование». Руководство пользователя. Для организаций дополнительного образования v 3.0 [Текст] – ЗАО «ИРТех», 2015. – 151 с.
13. Андреев, А.А. Введение в Интернет-образование: учебное пособие [Текст] / А.А. Андреев. – М.: Логос, 2015. – 76 с.
14. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle [Текст] / А.М. Анисимов. – М.: Академия, 2017. – 198 с.
15. Арджирис, К. Организационное обучение [Текст] / К. Арджирис. – М.: Инфра-М, 2017. – 563 с.
16. Ваграменко, Я.А. Автоматизированные информационные системы образовательного назначения [Текст] / Я.А. Ваграменко, Г.Ю. Яламов // Актуальные проблемы реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Книга IМ: Изд-во СГУ. – 2015. – С. 14-26.
17. Десятова, И.В. Самообразование педагога, как фактор профессионального саморазвития [Текст] / И.В. Десятова. – Новосибирск: СибАК, 2016. – 152 с.
18. Добровинский, А.П. Управление персоналом организации [Текст] / А.П. Добровинский. – Томск: ТПУ, 2017. – 416 с.
19. Елистратова, Т.Г. Корпоративный университет – современная тенденция бизнес-образования [Текст] / Т.Г. Елистратова // Вестник ВЗФЭИ. – 2016. – № 11. – С. 124-127.
20. Е-услуги. Образование [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://www.net-school.ru/eservices. php.
21. Задворная, М.С. Инновационные формы обучения педагогов дошкольного образования в современной системе повышения квалификации [Текст] / М.С. Задворная. // Научная статья. – 2016. – №52. – С. 208.
22. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. – М.: «Академия», 2016. – 192с.
23. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. – 42 с.
24. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст] / И.М. Ибрагимов – М.: Академия, 2017. – 218 с.
25. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2017. – 32 с.
26. Информационные технологии в высшем учебном заведении: основы разработки учебных электронных изданий: учебно-методическое пособие / Н.В. Тумбаева. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. – 80 с.
27. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: «Академия», 2016. – 256 с.
28. Макарова, И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного НR-¬менеджмента [Текст]/ И.К. Макарова. ¬ - М.: Дело, 2017. ¬ - 232 с.
29. Макринова, Е.И. Обучающаяся организация как современная концепция развития персонала гостиницы [Электронный ресурс] / Е.И. Макринова, С.Е. Трунова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: www.science-education.ru/106-7407.
30. Мархель, И.И. Комплексный подход к использованию технических средств обучения [Текст] / И.И. Мархель, Ю.О. Овакимян. – М.: Высш. шк., 2015. – 198 с.
31. Морякова, С.В. Новые IT-специальности в Российских вузах [Текст] // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2-4 июля 2018 г., г. Горно-Алтайск / Под общ. ред. Т.А. Куттубаевой, А.В. Глотко. Ч.2. – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. – С. 300-305.
32. Муратов, А.Ю. «Сетевой город. Образование» как средство реализации ФГОС и оказания услуг в электронном виде (Учебное пособие для учителей общеобразовательных учреждений) [Текст] / А.Ю. Муратов. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2012. – 80 с.
33. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития [Текст] / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2015. – 272 с.
34. Олифер, В.Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы [Текст] / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – СПб.: Питер, 2016. – 243 с.
35. Остроухов, В.И. Использование порталов ведущих фирм по разработке ИТ-решений — инновационная форма e-leaning и результат партнерства вузов и науки [Текст] / В.И. Остроухов, С.В. Истомина // Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. – С. 267-269.
36. Остроухов, В.И. Конструирование виртуальной компьютерной лаборатории для изучения методов и моделей управления фирмой [Текст] / В.И. Остроухов // Гарантии качества профессионального образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2018. – С. 234-238.
37. Портер, М. Конкурентные преимущества [Текст] / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. – 715 с.
38. Прокофьева, Т.Ю. Становление и развитие дистанционного обучения в мире [Электронный ресурс] / Т.Ю. Прокофьева. – Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/29-09.php.
39. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М.: Когито-Центр, 2016. – 396 с.
40. Разработка электронного учебно-методического комплекса: методические рекомендации / Н.Д. Амбросенко, О.Г. Малышева, С.О. Потапова, В.А. Филькин; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2016. – 35 с.
41. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецова, А.Ю. Кравцова. – М.: Педагогика, 2016. – 213 с.
42. Рыбакова, А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению [Текст] / А.А. Рыбакова // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2015. – С. 51-57.
43. Сетевой город. Образование [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://www.net-school.ru/netcity. php.
44. Сетевой регион. Образование [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://irtech. idcompany.ru.
45. Создание единой информационной среды для оказания муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде [Электронный ресурс] // Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://yberleninka.ru/article/n/sozdanie-edinoy-informatsionnoy-sredy-dlya-okazaniya-munitsipalnyh-uslug-v-sfere-obrazovaniya-v-elektronnom-vide/viewer
46. Теория управления [Текст]: учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2017. – 560 с.
47. Теслинов, А.Г. Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития [Текст] / А.Г. Теслинов, И.А. Протасова. – М.: Флинта, Наука, 2016. – 112 с.
48. Тихомиров, В.П. Среда интернет-обучения системы образования России: проект глобального виртуального университета [Текст] / В.П. Тихомиров, В.И. Солдаткин, С.Л. Лобачев. – М.: Изд-во МЭСИ, 2015. – 211с.
49. Тумбаева, Н.В. Совершенствование системы управления организацией (автоматизация деятельности учебного отдела аграрного вуза) [Электронный ресурс] / Н.В. Тумбаева, С.В. Морякова // Вектор экономики. – 2018. – №11. – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: Moryakova_3.pdf.
50. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция [Текст] / Д.Н. Ушаков. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2015. – 960 с.
51. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования [Текст] / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А. А. Орлова. – Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. – Вып. 1. – С.117-137.
52. Чуднова, О.В. Особенности управления организационным поведением преподавателей современной российской высшей школы на основе стимулирования и мотивации (на примере Сахалинской области) [Текст]: дисс. канд. соц. н. / О.В. Чуднова. – Южно-Сахалинск, 2015. – 169 с.
53. SMS-дневник [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://www.mpt.ru/student/servis-sms-dnevnik.
54. Щуркова, Н.Е. Педагог нового воспитания [Текст] / Н.А. Щуркова, М.И. Мухин. – М.: АРКТИ, 2015. – 264 с.
55. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? [Текст] / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.