Введение 3
ГЛАВА 1. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ 6
1.1. Организация внеклассного чтения на уроках литературы в старших
классах 6
1.2. Методы и приемы проведения внеклассных уроков по литературе 19
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА «УЧИТЕЛЬ ДЫМОВ» 32
2.1. Методика проведения урока внеклассного чтения по роману С. Кузнецова
«Учитель Дымов» 33
2.2. Анализ проведенной работы 48
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Список литературы 55
Литература играет особую роль в формировании личности – в воспитании подрастающего поколения, в процессе его развития и роста. Сейчас «знакомство с современной литературой осуществляется через телевидение,
компьютеры и СМИ», «повышение престижа детской литературы» становится одной из главных задач школы. Современная русская литература с высоким уровнем эмоциональности, своевременным откликом на происходящие в стране события, ориентирована на творческое воображение молодого поколения. В
этом случае овладение основами руководства чтением учеников становится одной из важнейших задач подготовки учителя.
Вопрос о том, стоит ли знакомить учеников с современной русской литературой, в наше время выходит за рамки обсуждения и затрагивает только составителей программ, авторов учебников и учителей-словесников. В эпоху
телевидения и компьютеров дети, особенно ученики старших классов все меньше и меньше читают, а общество не пытается исправить ситуацию, а иногда даже усугубляет ее.
В методологии учебной литературы утвердилось положение о том, что литературная учебная программа для внеклассного чтения активней
способствует развитию читательской самостоятельности школьников и стимулирует интерес к чтению, становится основой школьной программы.
Внеклассное чтение – педагогический процесс организации обучения учеников к самостоятельному чтению в соответствии с их личными интересами и потребностями. Термин был введен В.П. Шереметьевским в 1886 году [1, с. 3].
Целью внеклассного чтения по литературе является ознакомление учеников с литературой, что является частью круга чтения современных
школьников, формирование, в силу своего разнообразия, интереса к книгам и позитивное отношение к самостоятельному чтению.
Урок внеклассного чтения или беседа по современной литературе представляет итог большой самостоятельной работы учащихся.
На каждом этапе обучения содержание плана для внеклассного чтения состоит из двух основных раздела:
1) круг чтения − указывает, с какими книгами и в каком порядке на данном этапе работы следует знакомить школьников;
2) ЗУН, сформированные на этом учебном материале.
Итогом большой самостоятельной деятельности учащихся является внеклассное чтение. Поэтому темой дипломной работы мы выбрали изучение
романа С. Кузнецова «Учитель Дымов», где будут приведены методы и приемы внеклассного чтения.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что в этой работе предложена авторская разработка урока по внеклассному чтению по роману С.Ю. Кузнецова «Учитель Дымов».
Объектом исследования является процесс организации внеклассного чтения по литературе в 10 – 11 классах общеобразовательной школы: изучение литературы об организации уроков внеклассного чтения в целом, изучение
литературы об уроках этого вида, выбор методов и приемов, видов работы.
Предмет исследования − уроки внеклассного чтения по литературе как один из способов личностного развития школьников.
Цель исследования − выявить особенности подготовки и проведения уроков внеклассного чтения на примере произведения С. Кузнецова «Учитель Дымов» в старших классах.
Задачи:
- рассмотрение научной литературы по методологии внеклассного чтения;
- обобщение типологии уроков внеклассного чтения;
- раскрытие особенностей подготовки и проведения по литературе уроков внеклассного чтения;
- разработка методики обучения романа Кузнецова «Учитель Дымова».
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы психолога А.А. Леонтьева «Проблемы социологии и психологии чтения» [14],
В.Г. Маранцман «Методика преподавания литературы» [17].
Научная и практическая значимость этой работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы для организации и
проведения внеклассных чтений, на факультативных занятиях, а также на
курсах по теории и методике преподавания литературы для студентов.
Апробация работы: по материалам дипломной работы была опубликована статья в рецензируемом журнале «Аллея наук».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы. Во введении
раскрывается актуальность, новизна, объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, приводится структура работы.
В заключении подведены итоги проведѐнной работы. Библиография содержит 32 источника.
Чтение - одно из умений человека, без которого невозможно постижение окружающего мира. Поэтому одна из главных задач учителя - способствовать тому, чтобы каждый ребенок полюбил чтение.
Литература играет особую роль в формировании личности - в воспитании подрастающего поколения, в процессе его развития и роста. Современная русская литература с высоким уровнем эмоциональности, своевременным откликом на происходящие в стране события, ориентирована на творческое воображение молодого поколения.
В эпоху телевидения, компьютерных игр, Интернета, дети все меньше и меньше читают. Можно отметить, что чтение вызывает у большинства подрастающего поколения отвращение.
В методологии учебной литературы утвердилось положение о том, что литературная учебная программа для внеклассного чтения активней способствует развитию читательской самостоятельности школьников и стимулирует интерес к чтению, становится основой школьной программы.
Внеклассное чтение - педагогический процесс организации обучения учеников к самостоятельному чтению в соответствии с их личными интересами и потребностями.
Основными задачами уроков внеклассного чтения являются:
1) воспитание любви к чтению и изучению литературы;
2) формирование потребности читать литературу;
3) воспитание литературного вкуса;
4) развитие творческих способностей детей;
5) формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать;
6) создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
7) становление типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности - основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
В связи с этим, разработаны принципы организации уроков внеклассного чтения: принцип избирательности, принцип научности, принцип
последовательности и системности изложения материала, принцип
преемственности и перспективности, принцип связи теории с практической направленностью, принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся, принцип развивающего обучения, принцип добровольности, принцип равноправного участия школьников, принцип самодеятельности, принцип занимательности.
Исходя из всех методик, приемов, задач, для внеклассного урока нами была выбрана книга С. Кузнецова «Учитель Дымов», где отражаются все моменты, затрагивающее общие требования урока. Ведь в книге прослеживается вся история страны практически от Октябрьской революции и до митингов на Болотной.
При проведении в 10 классе внеклассного урок по произведению «Учитель Дымов», учитывались возможности каждого ученика. Все ученики имеют хорошую успеваемость и творческие способности, поэтому вопросы подбирались так, чтобы выработать умения доказывать и опровергать, развивать логическое, творческое мышление. На данном уроке были применены навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика повести.
Основу урока составляли диалог учителя и ученика, ученика и ученика. В конце урока были подведены итоги и проведена рефлексия с целью осознания обучающимися результатов своей деятельности и самооценки.
Мы считаем, что поставленная цель достигнута, так как соблюдались принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся. Материал доступен для понимания: этапы урока взаимосвязаны и последовательны. Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности.
Таким образом, задачи уроков внеклассного чтения состоит в том, чтобы расширять круг чтения учащихся, формировать интерес к произведениям современной литературы, развивать на лучших образцах художественный вкус школьников, закреплять полученные на уроках по основному курсу знания и умения, анализировать художественное произведение. Уроки эти помогли школьникам понять глубокие нравственные ценности и гуманистические идеалы, которые несет в себе произведение Кузнецова «Учитель Дымов».
1. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня / Л.С. Айзерман. - М.: Наука, 2004.
- 256 с.
2. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: Развитие навыков анализа поэтического произведения у старшеклассников. Пособие для учителя.
- М., 1985. - 136 с.
3. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям М., 1991. - 346 с.
4. Брякова И.Е. Теория и методика обучения литературе. Учебно-методический комплекс / И.Е. Брякова - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. - 136 с.
5. Брякова И.Е. Креативная компетентность педагога как условие развития читательской культуры и креативных способностей учащихся / И.Е.Брякова // Чтение детей и взрослых как способ формирования их креативной компетентности: сб.ст. междунар. научн.-практич. конф. / ред.-сост. Т.Г. Браже, Т.И. Полякова. - СПб.: СПб АППО, 2015. - с.12-19.
6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа по литературе 5-11-й классы. -М., 2006.
- 276 с.
7. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе / М.Г. Качурин // Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 2012. - 349 с.
8. Кольчикова, Н.Л. Формирование читательских компетенций в процессе
литературного образования / Н.Л. Кольчикова //
Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 3. - 2013. - с. 24-28.
9. Копылова Н.А. После уроков. Организация внеклассной работы с учащимися по литературе. - М., 1989. - 139 с.
10. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981. - 103 с.
11. Кузнецов С. Ю. «Учитель Дымов» [роман] / Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. - 413 с.
12. Ледяева Л. А. Воспитание интереса учащихся к самостоятельному чтению: Пособие для учителя. - Фрунзе: Мектеп, 1986. - 17 с.
13. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы / С.А. Леонов. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 224 с.
14. Леонтьев А.А. «Проблемы социологии и психологии чтения». - М.: 2008. - 238 с.
15. Лицерова С. А. Изучение читательской культуры учащихся // Воспитание культуры чтения школьников / Под ред. И. И. Долецкой. - М., 1971. - 148 с.
16. Мирецкая, Н.В. Сопряжение: комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе / Н.В. Мирецкая. - М.: Просвещение, 2009. - 346 с.
17. Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1995. - 208 с.
18. Маранцман, В.Г. Школьные факультативы как процесс общения учеников с искусством / В.Г. Маранцман // Поиск новых путей. - М.: Просвещение, 2011. - 306 с.
19. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников / В.Г. Маранцман. - Л.: Наука, 2014. - 349 с.
20. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976. - 214 с.
21. Мурзо Т. Е. Как пробудить интерес к чтению? //Литература в школе. - М.: 1990. - № 1. - С. 102-104.
22. Нестерух Я.Г. Уроки внеклассного чтения / Под ред. Я.Г. Нестурх. - М.: 1980. - 248 с.
23. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. - М.: Просвещение, 2012. - 352 с.
24. Резник А.Б. Библиотечный кружок // Из опыта внеклассной работы по литературе: Пособие для учителя / Сост. Е.И. Бушина. - М., 1980. - С. 66-70.
25. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 1985. - 244 с.
26. Саволайте Х.М. Методические задачи по методике чтения. М.: 1990. - 93 с.
27. Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. - М.: Сфера, 1998. - 138 с.
28. Семанова М.Л. Анализ художественного произведения. - М.: Просвещение, 2007. - 284 с.
29. Семанова М.Л. Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л. Семановой. - М.: Просвещение, 2007. - 312 с.
30. Слободская, Н.И. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 10 классе. - Волгоград: Учитель, 2003. - 64 с.
31. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности.
Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Стефа», 2007. - 259 с.
32. Яновский-Максимов Н. Наследие Н.А.Рубакина // «Вопросы литературы», 1959, № 12. - С.48-54.
Электронные ресурсы:
33. Реферат «Внеклассное чтение на уроках литературы». [Электронный ресурс]. URL: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00160057_0.html (дата
обращения: 22.05.2019).