РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические особенности формирования учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению на уроках истории 12
1.1 Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников 12
1.2 Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее развития 177
1.3 Технологии развития учебной мотивации старшеклассников к
самостоятельному изучению истории 27
Глава 2. Педагогический эксперимент по выявлению условий развития учебной мотивации к самостоятельному изучению истории 37
2.1 Диагностическое исследование учебной мотивации старшеклассников к
самостоятельному изучению истории 37
2.2 Программа развития учебной мотивации учащихся десятого класса к
самостоятельному изучению истории 48
2.3 Анализ результатов исследования учебной мотивации старшеклассников
в процессе самостоятельного изучения истории 58
Заключение 78
Список литературы 83
Приложения 89
Глава 1. Теоретические особенности формирования учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению на уроках истории 12
1.1 Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников 12
1.2 Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее развития 177
1.3 Технологии развития учебной мотивации старшеклассников к
самостоятельному изучению истории 27
Глава 2. Педагогический эксперимент по выявлению условий развития учебной мотивации к самостоятельному изучению истории 37
2.1 Диагностическое исследование учебной мотивации старшеклассников к
самостоятельному изучению истории 37
2.2 Программа развития учебной мотивации учащихся десятого класса к
самостоятельному изучению истории 48
2.3 Анализ результатов исследования учебной мотивации старшеклассников
в процессе самостоятельного изучения истории 58
Заключение 78
Список литературы 83
Приложения 89
Актуальность исследования. Современная система образования направлена на то, чтобы сформировать интеллектуально-развитую личность с целостным представлением о мире, способную к самостоятельной познавательной деятельности на протяжении всей жизни. Прежде всего это касается организации учебного процесса, в частности, - построения уроков с целью развития заинтересованности изучать историю самостоятельно. Содержание курсов истории помогает каждому человеку понять прошлое и настоящее, лучше осознать себя и свою роль в обществе. Что, в свою очередь, соответствует тенденциям гуманизации образования.
Требования, представленные в ФГОС ООО и в Историко-культурном стандарте, обусловили актуальность нашего исследования. Сейчас, в век информационных технологий, человек потерял стремление познавать свое прошлое. Грамотность населения в вопросах истории сейчас на очень низком уровне. Историю в школах начинают изучать с 5-ых классов, все изучение сводится к прочтению глав из книги и написании контрольной. Другой вопрос, запоминают ли хоть что-нибудь ученики? Как показывает практика, изучение истории по книгам мало эффективно, потому что не хватает наглядности: рисунков, схем, таблиц. Детям трудно читать и усваивать большие объемы информации, поэтому в большинстве своем у них нет заинтересованности к этому предмету.
Сказанное выше позволяет констатировать, что ФГОС и Историкокультурный стандарт устанавливают требования к результатам обучения, в числе которых знания понятий и универсальных учебных действий, и умение их использовать в учебно-познавательной деятельности. Но как их реализовывать подробной информации мы не обнаружили. Поэтому исследовательская проблема о развитии учебной мотивации школьников к самостоятельному изучению истории актуальна. Она заключается в выявлении, описании и осмыслении общих и конкретных педагогических
условий, способствующих активизации самостоятельной учебной деятельности школьников при изучении истории.
Степень разработанности проблемы исследования. Стоит отметить, что в разные годы рассматривались различные аспекты исследуемой нами проблемы. Так, например, такие ученые дидакты, методисты, как П.В. Гора, И.Я. Лернер, М.Я. Левин, М.Н. Скаткин [8;18;38] еще в советское время в периодической печати осветили передовой опыт преподавания и организации самостоятельной работы с историческими материалами в школе и дома.
В 70-80-е года казанские ученые дидакты и методисты, во главе которых стоял М.И. Махмутов [26], глубоко занимались вопросом об процессе организации развития самостоятельности учащихся средней школы.
К началу 90-х годов проблемой развития познавательной самостоятельности учащихся на основе изучения документальных источников занималась Луткова С.Г. [20], которая определила актуальность исследования в связи созданием значительных фондов средств обучения, таких как открытии большой группы документальных источников и их дальнейшей публикации после распада Советского Союза в различных хрестоматиях, сборниках и их применениях в школе.
В середине 2000-х годов проблему развития самостоятельности старшеклассников рассмотрела кандидат педагогических наук Костылева Э.С[16], но лишь во взаимодействии междисциплинарных предметов: Литературы, МХК и Истории.
Ближе к нашему времени проблему теории и практики развития учебной самостоятельности рассмотрела доктор педагогических наук Гурина И.А. [9] Однако, тема ее исследования не связанна с современной системой обучения, а направлена на историю развития самостоятельности обучающихся в Российской Империи во второй половине XIX - начале XX в.
Но исследования в различных аспектах темы развития учебной мотивации к увеличению самостоятельности на уроках истории или междисциплинарных предметах проводили не только ученые дидакты, методисты, но и психологи.
Еще в советское время такие психологи, как П.Я.Г альперин, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейна [9;8;43] и др. раскрыли определяющую роль мышления и учебных способностей школьника при развитии самостоятельности, а также обосновали важность приемов умственной деятельности и взаимосвязи обучения в процессе формирования у них компетенции самостоятельности.
С другой стороны рассмотрели проблему психологи В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин [12;46], которые описали действия развития самостоятельности в процессе применения принципов развивающего обучения, но лишь в начальных классах.
Наиболее разработанным в настоящий момент является вопрос о природе учебной мотивации. Особенности учебной мотивации при познавательной активности рассмотрены в трудах А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А. Маслоу и др. [2;22;28;31] В работах этих ученых подробно исследованы особенности строения и развития мотивационной сферы личности учащихся, представлены характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (А.К. Маркова, А. Маслоу), социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова), мотивов достижения и избегания неудачи (Г.М. Андреева).
В настоящее время стоит выделить два перспективных направления.
Основу первого направления составляют, по А.К. Марковой [28], «идеи преподнесения желаемых мотивов учения как эталонных либо включение ребенка в активную учебную деятельность, позволяющую выявлять и корректировать влияние действующих мотивов».
Второе направление занимается активным поиском отдельных педагогических условий, таких как: содержание учебного материала, конкретные формы организации учебной и внеклассной деятельности, методы и приемы обучения, оценка учебной деятельности и позитивное подкрепление и др. (Никифирова Г.С.) [32].
Однако у выявленных направлений по большей части существуют ограничения в сфере применения: рамки учебной дисциплины, возраст учащихся, география региона, статус учебного учреждения, что значительно затрудняет возможность переноса опыта в отдельные образовательные организации.
Проведенный нами анализ научных источников показал, что методика формирования и развития учебной мотивации учащихся 10 классов к самостоятельному изучению истории разработана недостаточно, особенно для условий современной школы.
Таким образом, анализ проблемы развития учебной мотивации школьников в старших классов к самостоятельному изучению истории позволил выявить существующие противоречия между:
- потребностью общества в высоко мотивированном ученике образовательного учреждения и недостаточной практической разработанностью вопроса о развитии мотивации старшеклассников к самостоятельности;
- теоретической разработанностью вопроса о стимулирующих возможностях ряда педагогических условий (содержания учебного материала, личностных особенностей педагога, оценки учебной деятельности, сочетания индивидуальных и групповых форм работы и некоторых других) и стихийностью, ситуативностью их применения в школьной практике;
- готовностью педагогами использования новых форм и методов обучения в процессе развития мотивации и недостаточной профессиональной подготовкой педагогов.
Проблема исследования. Каковы педагогические условия развития учебной школьников к самостоятельному изучению истории на примере десятых классах?
Цель исследования. Заключается в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих развитию учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории с учетом индивидуальных особенностей их мотивационной сферы.
Объект исследования. Процесс самостоятельного изучения истории в десятых классах.
Предмет исследования. Педагогические условия, обеспечивающие развитие учебной мотивации учащихся 10-х классов к самостоятельному изучению истории.
Гипотеза исследования. Заключается в том, что развитие учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- сочетании воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой деятельности с повышением удельного веса элементов самостоятельности изучения истории;
- индивидуализации образовательного процесса, с учетом уровня самостоятельности достигнутого учащимися;
- проектировании и реализации программы обучения старшеклассников в процессе самостоятельного изучения ими истории.
Задачи исследования. В соответствии с обозначенной целью, предметом и гипотезой исследования был определен следующий ряд задач:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу о влиянии учебной мотивации к самостоятельности старшеклассников;
2. разработать и апробировать индивидуальную программу обучения, обеспечивающие реализацию условий развития учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории;
3. осуществить диагностику и проверить результативность уровня развития учебной мотивации к самостоятельности учащихся 10 классов путем сравнительного анализа результатов обучения в экспериментальных и контрольных группах.
Теоретико-методологическая основа исследования. Составляют такие концепции и подходы, как:
- аксиологический, который помог выявить субъективный потенциал учебной мотивации учащихся (Сластенин В.А.) [43];
- системно-деятельностный определил учет ведущих видов деятельности учащихся (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.) [45; 12];
- компетентностный, который определил парадигму овладения компетенции, в данном случае «самостоятельность» (Давыдов В.В., Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и др.) [12;23;42];
- культурологический, благодаря которому исследователь выполнял роль учителя-наставника между обучающимся и социокультурной моделью образовательного пространства (Андреева В.А. и др.) [2].
Методы и методики исследования. В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, изучение и анализ учебной мотивации испытуемых, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов исследования.
Кроме того, использовались следующие авторские методики исследования:
- методика изучения учебной мотивации старшеклассников (Иванова
О.А.);
- методика по выявлению понимания необходимости учебных предметов Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой;
- анкета «Диагностика самостоятельности старшеклассников» (Спичак
С.Ф.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Послужила общеобразовательная школа-интернат "Лицей имени Н.И. Лобачевского"
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет". Экспериментальной группой являлись учащиеся десятого класса.
Научная новизна исследования. Состоит в выявлении учебной мотивации и определении мотивов испытуемых к самостоятельной деятельности в процессе изучения истории, а также реализовали индивидуальную программу обучения учащихся 10-х классов, способствующая повышению самостоятельности при изучении истории. Теоретическая значимость исследованияю определяется:
- анализом особенностей учебно-мотивационной сферы экспериментальной и контрольной группы школьников в данной образовательной организации;
- выявлением причин снижения учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории;
- обоснованием компонентов педагогических условий развития учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории при использовании индивидуальной образовательной программы.
Практическая значимость исследования. Разработана и
апробирована программа развития учебной мотивации старшеклассников обучения, с учетом доминирующего мотива, направленный на повышение самостоятельности при изучении истории.
Достоверность исследования. Обеспечивается опорой на
фундаментальные теории и концепции исследований в области педагогики, психологии и философии, применением взаимодополняющих и взаимопроверяющих теоретических и эмпирических методов,
соответствующих цели и задачам исследования, обработкой полученных
результатов методами математической статистики.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. Объем работы 120 страниц.
Требования, представленные в ФГОС ООО и в Историко-культурном стандарте, обусловили актуальность нашего исследования. Сейчас, в век информационных технологий, человек потерял стремление познавать свое прошлое. Грамотность населения в вопросах истории сейчас на очень низком уровне. Историю в школах начинают изучать с 5-ых классов, все изучение сводится к прочтению глав из книги и написании контрольной. Другой вопрос, запоминают ли хоть что-нибудь ученики? Как показывает практика, изучение истории по книгам мало эффективно, потому что не хватает наглядности: рисунков, схем, таблиц. Детям трудно читать и усваивать большие объемы информации, поэтому в большинстве своем у них нет заинтересованности к этому предмету.
Сказанное выше позволяет констатировать, что ФГОС и Историкокультурный стандарт устанавливают требования к результатам обучения, в числе которых знания понятий и универсальных учебных действий, и умение их использовать в учебно-познавательной деятельности. Но как их реализовывать подробной информации мы не обнаружили. Поэтому исследовательская проблема о развитии учебной мотивации школьников к самостоятельному изучению истории актуальна. Она заключается в выявлении, описании и осмыслении общих и конкретных педагогических
условий, способствующих активизации самостоятельной учебной деятельности школьников при изучении истории.
Степень разработанности проблемы исследования. Стоит отметить, что в разные годы рассматривались различные аспекты исследуемой нами проблемы. Так, например, такие ученые дидакты, методисты, как П.В. Гора, И.Я. Лернер, М.Я. Левин, М.Н. Скаткин [8;18;38] еще в советское время в периодической печати осветили передовой опыт преподавания и организации самостоятельной работы с историческими материалами в школе и дома.
В 70-80-е года казанские ученые дидакты и методисты, во главе которых стоял М.И. Махмутов [26], глубоко занимались вопросом об процессе организации развития самостоятельности учащихся средней школы.
К началу 90-х годов проблемой развития познавательной самостоятельности учащихся на основе изучения документальных источников занималась Луткова С.Г. [20], которая определила актуальность исследования в связи созданием значительных фондов средств обучения, таких как открытии большой группы документальных источников и их дальнейшей публикации после распада Советского Союза в различных хрестоматиях, сборниках и их применениях в школе.
В середине 2000-х годов проблему развития самостоятельности старшеклассников рассмотрела кандидат педагогических наук Костылева Э.С[16], но лишь во взаимодействии междисциплинарных предметов: Литературы, МХК и Истории.
Ближе к нашему времени проблему теории и практики развития учебной самостоятельности рассмотрела доктор педагогических наук Гурина И.А. [9] Однако, тема ее исследования не связанна с современной системой обучения, а направлена на историю развития самостоятельности обучающихся в Российской Империи во второй половине XIX - начале XX в.
Но исследования в различных аспектах темы развития учебной мотивации к увеличению самостоятельности на уроках истории или междисциплинарных предметах проводили не только ученые дидакты, методисты, но и психологи.
Еще в советское время такие психологи, как П.Я.Г альперин, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейна [9;8;43] и др. раскрыли определяющую роль мышления и учебных способностей школьника при развитии самостоятельности, а также обосновали важность приемов умственной деятельности и взаимосвязи обучения в процессе формирования у них компетенции самостоятельности.
С другой стороны рассмотрели проблему психологи В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин [12;46], которые описали действия развития самостоятельности в процессе применения принципов развивающего обучения, но лишь в начальных классах.
Наиболее разработанным в настоящий момент является вопрос о природе учебной мотивации. Особенности учебной мотивации при познавательной активности рассмотрены в трудах А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А. Маслоу и др. [2;22;28;31] В работах этих ученых подробно исследованы особенности строения и развития мотивационной сферы личности учащихся, представлены характеристики отдельных ведущих мотивов учения: познавательного интереса (А.К. Маркова, А. Маслоу), социальных и познавательных мотивов (А.К. Маркова), мотивов достижения и избегания неудачи (Г.М. Андреева).
В настоящее время стоит выделить два перспективных направления.
Основу первого направления составляют, по А.К. Марковой [28], «идеи преподнесения желаемых мотивов учения как эталонных либо включение ребенка в активную учебную деятельность, позволяющую выявлять и корректировать влияние действующих мотивов».
Второе направление занимается активным поиском отдельных педагогических условий, таких как: содержание учебного материала, конкретные формы организации учебной и внеклассной деятельности, методы и приемы обучения, оценка учебной деятельности и позитивное подкрепление и др. (Никифирова Г.С.) [32].
Однако у выявленных направлений по большей части существуют ограничения в сфере применения: рамки учебной дисциплины, возраст учащихся, география региона, статус учебного учреждения, что значительно затрудняет возможность переноса опыта в отдельные образовательные организации.
Проведенный нами анализ научных источников показал, что методика формирования и развития учебной мотивации учащихся 10 классов к самостоятельному изучению истории разработана недостаточно, особенно для условий современной школы.
Таким образом, анализ проблемы развития учебной мотивации школьников в старших классов к самостоятельному изучению истории позволил выявить существующие противоречия между:
- потребностью общества в высоко мотивированном ученике образовательного учреждения и недостаточной практической разработанностью вопроса о развитии мотивации старшеклассников к самостоятельности;
- теоретической разработанностью вопроса о стимулирующих возможностях ряда педагогических условий (содержания учебного материала, личностных особенностей педагога, оценки учебной деятельности, сочетания индивидуальных и групповых форм работы и некоторых других) и стихийностью, ситуативностью их применения в школьной практике;
- готовностью педагогами использования новых форм и методов обучения в процессе развития мотивации и недостаточной профессиональной подготовкой педагогов.
Проблема исследования. Каковы педагогические условия развития учебной школьников к самостоятельному изучению истории на примере десятых классах?
Цель исследования. Заключается в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих развитию учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории с учетом индивидуальных особенностей их мотивационной сферы.
Объект исследования. Процесс самостоятельного изучения истории в десятых классах.
Предмет исследования. Педагогические условия, обеспечивающие развитие учебной мотивации учащихся 10-х классов к самостоятельному изучению истории.
Гипотеза исследования. Заключается в том, что развитие учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- сочетании воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой деятельности с повышением удельного веса элементов самостоятельности изучения истории;
- индивидуализации образовательного процесса, с учетом уровня самостоятельности достигнутого учащимися;
- проектировании и реализации программы обучения старшеклассников в процессе самостоятельного изучения ими истории.
Задачи исследования. В соответствии с обозначенной целью, предметом и гипотезой исследования был определен следующий ряд задач:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу о влиянии учебной мотивации к самостоятельности старшеклассников;
2. разработать и апробировать индивидуальную программу обучения, обеспечивающие реализацию условий развития учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории;
3. осуществить диагностику и проверить результативность уровня развития учебной мотивации к самостоятельности учащихся 10 классов путем сравнительного анализа результатов обучения в экспериментальных и контрольных группах.
Теоретико-методологическая основа исследования. Составляют такие концепции и подходы, как:
- аксиологический, который помог выявить субъективный потенциал учебной мотивации учащихся (Сластенин В.А.) [43];
- системно-деятельностный определил учет ведущих видов деятельности учащихся (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.) [45; 12];
- компетентностный, который определил парадигму овладения компетенции, в данном случае «самостоятельность» (Давыдов В.В., Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и др.) [12;23;42];
- культурологический, благодаря которому исследователь выполнял роль учителя-наставника между обучающимся и социокультурной моделью образовательного пространства (Андреева В.А. и др.) [2].
Методы и методики исследования. В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, изучение и анализ учебной мотивации испытуемых, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов исследования.
Кроме того, использовались следующие авторские методики исследования:
- методика изучения учебной мотивации старшеклассников (Иванова
О.А.);
- методика по выявлению понимания необходимости учебных предметов Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой;
- анкета «Диагностика самостоятельности старшеклассников» (Спичак
С.Ф.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Послужила общеобразовательная школа-интернат "Лицей имени Н.И. Лобачевского"
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет". Экспериментальной группой являлись учащиеся десятого класса.
Научная новизна исследования. Состоит в выявлении учебной мотивации и определении мотивов испытуемых к самостоятельной деятельности в процессе изучения истории, а также реализовали индивидуальную программу обучения учащихся 10-х классов, способствующая повышению самостоятельности при изучении истории. Теоретическая значимость исследованияю определяется:
- анализом особенностей учебно-мотивационной сферы экспериментальной и контрольной группы школьников в данной образовательной организации;
- выявлением причин снижения учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории;
- обоснованием компонентов педагогических условий развития учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории при использовании индивидуальной образовательной программы.
Практическая значимость исследования. Разработана и
апробирована программа развития учебной мотивации старшеклассников обучения, с учетом доминирующего мотива, направленный на повышение самостоятельности при изучении истории.
Достоверность исследования. Обеспечивается опорой на
фундаментальные теории и концепции исследований в области педагогики, психологии и философии, применением взаимодополняющих и взаимопроверяющих теоретических и эмпирических методов,
соответствующих цели и задачам исследования, обработкой полученных
результатов методами математической статистики.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. Объем работы 120 страниц.
Требования, представленные в ФГОС ООО и в Историко-культурном стандарте, обусловили актуальность нашего исследования. Развитие учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории даст положительные результаты, если модернизация современного образования будет постоянно усовершенствоваться в сторону самообразования.
Ранее выдвинутая гипотеза о сочетании воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой деятельности с повышением удельного веса элементов самостоятельности изучения истории; индивидуализации образовательного процесса, с учетом уровня самостоятельности достигнутого учащимися, проектирование и реализация программы развития учебной мотивации учащихся 10 класса к самостоятельному изучению истории позволили сделать по ней следующие выводы:
1. Старшеклассники с их возросшей умственной пытливостью питают отвращение к информационно обедненным формам работы (сюда относится многократное повторение уже известного, чисто формальные преобразования содержания и т. п.) Единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка, юноши - поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод. Им импонирует такая организация общения на уроке, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки зрения, спор. То есть на каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные учебные мотивации, задания;
Развитие учебной мотивация проявляется также и в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели - это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов.
Ильин Е.П., Божович Л.И и другие ученые выделяют две основные
разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные,
направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивов учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.
2. Результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента позволили выявить исходные показатели учебной мотивации к самостоятельному изучению истории. Для исследования мы использовали три анкеты по разным методикам. Так, нами были апробированы методики Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, О.А. Ивановой, С.Ф. Спичак;
Анализ результатов анкетирования по Ивановой О.А. показал, что в экспериментальной группе и контрольной группе у большинства была сформирована низкая учебная мотивация. В уровнях учебной мотивации испытуемых обеих групп не наблюдается существенного отрыва друг от друга. Имеются лишь незначительные увеличения по одному, двум показателям, но их разница обусловлена количествами учащихся в экспериментальной и контрольной группы. Мотивы учебной мотивации у контрольной группы, в отличии от экспериментальной, наблюдаются равнозначное сочетание позиционных, оценочных и внешних мотивов и они доминируют в классе. В этот же момент, у экспериментальной группы нет выраженного мотива обучения.
Анализ анкетирования по Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой показал, что какие предметы испытуемые считают необходимым и хотели бы дополнительно его изучать, являются профильными предметами, так как ОШИ-Лицей им. Н.И. Лобачевского целенаправленно готовит учеников к деятельности, связанные с техническими специальностями. Однако это не говорит о том, что в данной образовательной организации не уделяется должного внимания к гуманитарным дисциплинам. Это объясняется практической и деловой необходимостью тех предметов, которые считают нужными в дальнейшей деятельности опрошенные ученики.
Таблица результатов уровней самостоятельности по методике Спичак С.Ф. показывают, что в отличии от экспериментальной группы, испытуемые контрольной группы проявляют более высокий уровень самостоятельной деятельности. Это означает о высокой способности к самоутверждению. Однако, среднее значение уровня самостоятельности у обеих групп наблюдается фактически одинаковым.
3. Полученные результаты послужили поводом для проведения формирующего этапа эксперимента;
На формирующем этапе перед нами стояла цель - повысить учебную мотивацию к самостоятельному изучению истории у старшеклассников экспериментальной группы. Для достижения поставленной цели нами была разработана образовательная программа, дополняющая школьную программу по истории в десятом классе. План включал в себя применение нетрадиционных уроков по истории, таких как пресс-конференция и другие. В ходе реализации образовательной программы мы увидели, что ученикам интересна данная форма работы, учебная деятельность на подобных уроках была выше, чем на традиционных. Это подтверждают показатели контрольного этапа эксперимента.
Благодаря формирующему этапу эксперимента, на повторном анкетировании по методике Ивановой О.А., произошли изменения в сторону увеличения средних значений уровня учебной мотивации с более низкого. Однако, добиться значительного повышения высокого и очень высокого уровня учебной мотивации не удалось.
Доминирующими мотивами в группе становятся игровой и социальный, которые увеличились на 4 %. Стоит отметить, что в ходе формирующего этапа эксперимента, мы старались использовать различные учебные игры для повышения интереса учеников к изучению предмета, поэтому отмечается данное изменение. Учебный мотив повысился на 5%, но для того, чтобы он стал доминирующим в группе, необходимо больше времени и больше усилий в составлении заданий для самостоятельного изучения и проверки их.
Исходя из анализа ответов по методике Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, какие предметы испытуемые считают необходимым и хотели бы дополнительно его изучать, остаются профильные предметы, так как ОШИ- Лицей им. Н.И. Лобачевского целенаправленно готовит учеников к деятельности, связанные с техническими специальностями. Однако, отмечена общая тенденция к снижению значимости большинства предметов по уровню необходимости, кроме Истории и Обществознания, со стороны экспериментальной группы. Показатели «Истории» заняли 4 место из наиболее частых необходимых предметов. То есть, произошло повышение с 5 на 4 позицию. Это свидетельствует о том, что учащимся экспериментальной группы становится интересна нравственная
проблематика предмета. Они видят личностную и воспитательную значимость истории, понимают ее роль в формировании мировоззрения и нравственных ценностей. Интерпретация показателей в контрольной группе существенно не изменилась.
Исходя от результатов теста по методике Спичак С.Ф., можно отметить, что учащихся у экспериментальной группы ощущение высокого уровня самостоятельности стало больше на 5 учеников. Это означает, что старшеклассники, которые хотят самоутвердиться за счет успехов в учебе, стало больше. Ученики среднего уровня самостоятельности улучшили свои положительные ответы при решении теста, но их значение не повысилось до высокого уровня. Однако, исходя из предыдущих выводов в констатирующем этапе эксперимента о том, что в прошлый раз учащихся в средней зоне было больше, и часть из них была ближе к высокому уровню, то в этот раз эти учащиеся стали входить в расположение высокого уровня самостоятельности.
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили гипотезу исследования о том, что развитие учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории будет
эффективным при следующих педагогических условиях:
- сочетании воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой деятельности с повышением удельного веса элементов самостоятельности изучения истории;
- индивидуализации образовательного процесса, с учетом уровня самостоятельности достигнутого учащимися;
- проектировании и реализации программы развития учебной мотивации учащихся 10 класса к самостоятельному изучению истории.
Таким образом, цели и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Ранее выдвинутая гипотеза о сочетании воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой деятельности с повышением удельного веса элементов самостоятельности изучения истории; индивидуализации образовательного процесса, с учетом уровня самостоятельности достигнутого учащимися, проектирование и реализация программы развития учебной мотивации учащихся 10 класса к самостоятельному изучению истории позволили сделать по ней следующие выводы:
1. Старшеклассники с их возросшей умственной пытливостью питают отвращение к информационно обедненным формам работы (сюда относится многократное повторение уже известного, чисто формальные преобразования содержания и т. п.) Единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка, юноши - поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод. Им импонирует такая организация общения на уроке, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки зрения, спор. То есть на каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные учебные мотивации, задания;
Развитие учебной мотивация проявляется также и в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели - это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов.
Ильин Е.П., Божович Л.И и другие ученые выделяют две основные
разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные,
направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивов учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.
2. Результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента позволили выявить исходные показатели учебной мотивации к самостоятельному изучению истории. Для исследования мы использовали три анкеты по разным методикам. Так, нами были апробированы методики Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, О.А. Ивановой, С.Ф. Спичак;
Анализ результатов анкетирования по Ивановой О.А. показал, что в экспериментальной группе и контрольной группе у большинства была сформирована низкая учебная мотивация. В уровнях учебной мотивации испытуемых обеих групп не наблюдается существенного отрыва друг от друга. Имеются лишь незначительные увеличения по одному, двум показателям, но их разница обусловлена количествами учащихся в экспериментальной и контрольной группы. Мотивы учебной мотивации у контрольной группы, в отличии от экспериментальной, наблюдаются равнозначное сочетание позиционных, оценочных и внешних мотивов и они доминируют в классе. В этот же момент, у экспериментальной группы нет выраженного мотива обучения.
Анализ анкетирования по Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой показал, что какие предметы испытуемые считают необходимым и хотели бы дополнительно его изучать, являются профильными предметами, так как ОШИ-Лицей им. Н.И. Лобачевского целенаправленно готовит учеников к деятельности, связанные с техническими специальностями. Однако это не говорит о том, что в данной образовательной организации не уделяется должного внимания к гуманитарным дисциплинам. Это объясняется практической и деловой необходимостью тех предметов, которые считают нужными в дальнейшей деятельности опрошенные ученики.
Таблица результатов уровней самостоятельности по методике Спичак С.Ф. показывают, что в отличии от экспериментальной группы, испытуемые контрольной группы проявляют более высокий уровень самостоятельной деятельности. Это означает о высокой способности к самоутверждению. Однако, среднее значение уровня самостоятельности у обеих групп наблюдается фактически одинаковым.
3. Полученные результаты послужили поводом для проведения формирующего этапа эксперимента;
На формирующем этапе перед нами стояла цель - повысить учебную мотивацию к самостоятельному изучению истории у старшеклассников экспериментальной группы. Для достижения поставленной цели нами была разработана образовательная программа, дополняющая школьную программу по истории в десятом классе. План включал в себя применение нетрадиционных уроков по истории, таких как пресс-конференция и другие. В ходе реализации образовательной программы мы увидели, что ученикам интересна данная форма работы, учебная деятельность на подобных уроках была выше, чем на традиционных. Это подтверждают показатели контрольного этапа эксперимента.
Благодаря формирующему этапу эксперимента, на повторном анкетировании по методике Ивановой О.А., произошли изменения в сторону увеличения средних значений уровня учебной мотивации с более низкого. Однако, добиться значительного повышения высокого и очень высокого уровня учебной мотивации не удалось.
Доминирующими мотивами в группе становятся игровой и социальный, которые увеличились на 4 %. Стоит отметить, что в ходе формирующего этапа эксперимента, мы старались использовать различные учебные игры для повышения интереса учеников к изучению предмета, поэтому отмечается данное изменение. Учебный мотив повысился на 5%, но для того, чтобы он стал доминирующим в группе, необходимо больше времени и больше усилий в составлении заданий для самостоятельного изучения и проверки их.
Исходя из анализа ответов по методике Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, какие предметы испытуемые считают необходимым и хотели бы дополнительно его изучать, остаются профильные предметы, так как ОШИ- Лицей им. Н.И. Лобачевского целенаправленно готовит учеников к деятельности, связанные с техническими специальностями. Однако, отмечена общая тенденция к снижению значимости большинства предметов по уровню необходимости, кроме Истории и Обществознания, со стороны экспериментальной группы. Показатели «Истории» заняли 4 место из наиболее частых необходимых предметов. То есть, произошло повышение с 5 на 4 позицию. Это свидетельствует о том, что учащимся экспериментальной группы становится интересна нравственная
проблематика предмета. Они видят личностную и воспитательную значимость истории, понимают ее роль в формировании мировоззрения и нравственных ценностей. Интерпретация показателей в контрольной группе существенно не изменилась.
Исходя от результатов теста по методике Спичак С.Ф., можно отметить, что учащихся у экспериментальной группы ощущение высокого уровня самостоятельности стало больше на 5 учеников. Это означает, что старшеклассники, которые хотят самоутвердиться за счет успехов в учебе, стало больше. Ученики среднего уровня самостоятельности улучшили свои положительные ответы при решении теста, но их значение не повысилось до высокого уровня. Однако, исходя из предыдущих выводов в констатирующем этапе эксперимента о том, что в прошлый раз учащихся в средней зоне было больше, и часть из них была ближе к высокому уровню, то в этот раз эти учащиеся стали входить в расположение высокого уровня самостоятельности.
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили гипотезу исследования о том, что развитие учебной мотивации старшеклассников к самостоятельному изучению истории будет
эффективным при следующих педагогических условиях:
- сочетании воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой деятельности с повышением удельного веса элементов самостоятельности изучения истории;
- индивидуализации образовательного процесса, с учетом уровня самостоятельности достигнутого учащимися;
- проектировании и реализации программы развития учебной мотивации учащихся 10 класса к самостоятельному изучению истории.
Таким образом, цели и задачи исследования решены, гипотеза доказана.



