Формирование финансовой грамотности в процессе обучения математики(Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа
Дата изготовления: январь 2020 года.
Выборка: 40 учащихся 6-7 классов – 20 учащихся 6-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили контрольную группу, 20 учащихся 7-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили экспериментальную группу.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (опросник и результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики 6
1.1 Сущность понятия «финансовая грамотность» 6
1.2 Педагогические условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики 11
1.3 Анализ УМК по математике по проблеме формирования финансовой грамотности 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2 Экспериментальное исследование условий формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики учащихся основной школы 28
2.1 Процедура и методика исследования 28
2.2 Анализ уровня сформированности финансовой грамотности у учащихся 6-7 классов 31
2.3 Система работы по формированию финансовой грамотности учащихся в процессе обучения математики учащихся 6-7 классов 36
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 66
Дата изготовления: январь 2020 года.
Выборка: 40 учащихся 6-7 классов – 20 учащихся 6-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили контрольную группу, 20 учащихся 7-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили экспериментальную группу.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (опросник и результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики 6
1.1 Сущность понятия «финансовая грамотность» 6
1.2 Педагогические условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики 11
1.3 Анализ УМК по математике по проблеме формирования финансовой грамотности 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2 Экспериментальное исследование условий формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики учащихся основной школы 28
2.1 Процедура и методика исследования 28
2.2 Анализ уровня сформированности финансовой грамотности у учащихся 6-7 классов 31
2.3 Система работы по формированию финансовой грамотности учащихся в процессе обучения математики учащихся 6-7 классов 36
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 66
Актуальность исследования. Семейный бюджет, процентная ставка кредитования, долг, прибыль и многие другие понятия сегодня слышит каждый из нас и, наверняка, даже у взрослого человека порой возникают вопросы, когда он слышит тот или иной экономический термин, а со сколькими аферами и другими «убыточными ситуациями» приходится сталкиваться человеку, и всему виной является финансовая необразованность населения.
Ссылаясь на основные положения Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» министерства финансов РФ [20], можно говорить, что сегодня в руках общеобразовательной организации наше будущее – успешное поколение, которое в стенах образовательного учреждения не только получило знания, умения, но и массу возможностей для применения столь обширной базы теоретического материала, полученного на уроках.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «финансовая грамотность» раскрыта в трудах Г.В. Белеховой, И. Крыловой, М.Н. Никулиной, А. Федорова и др. Н.И. Городецкой, А. Ждановой, А.В. Зеленцовой, Е.А. Седовой и др. обсуждается вклад школьного математического образования в государственную программу повышения финансовой грамотности школьников. В публикациях указано, что задачи с финансовым содержанием могут применяться на всех этапах процесса обучения от демонстрации возможностей математики для решения повседневных задач до создания проблемных ситуаций, для разрешения которых требуется углубление математической теории, но реализация этих дидактических возможностей связана с согласованием учебных программ и учебных планов по математике и по обществознанию. В работах Г.С. Ковалевой, О.В. Кривонос, С.Н. Меньшиковой и др. анализируется содержание учебно-методической литературы по формированию финансовой грамотности в школе. Раскрыты широкие педагогические возможности нового курса, обозначены существующие проблемы: информационный компонент содержания значительно превалирует над деятельностным компонентом; в структуре заданий предпочтение отдается заданиям репродуктивного типа в ущерб заданиям творческим.
Цель исследования – разработка и апробации системы заданий, способствующих формированию финансовой грамотности на уроках математики в основной школе.
Объект исследования – процесс обучения финансовой грамотности на уроках математики учащихся основной школы.
Предмет исследования – условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в основной школе.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения основам финансовой грамотности использовать комбинации различных форм и методов организации учебной деятельности, применять широкий перечень наглядных материалов, делать акцент на стимулировании творческих способностей и инициативности обучаемых, то это позволит повысить эффективность учебного процесса по формированию у школьников соответствующих знаний и умений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «финансовая грамотность».
2. Определить педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся в процессе изучения математики.
3. Проанализировать УМК по математике по проблеме формирования финансовой грамотности.
4. Разработать и провести тестирование для учащихся основной школы, направленное на выявление знаний основ финансовой грамотности и умения применять изученный материал программы по математике в задачах финансовой направленности.
5. Разработать и апробировать сборник заданий по формированию финансовой грамотности на уроках математики в основной школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос; опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования:
Выборка: 40 учащихся 6-7 классов – 20 учащихся 6-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили контрольную группу, 20 учащихся 7-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили экспериментальную группу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: разработана система заданий обучения для учащихся 8 класса, которая нацелена на эффективное формирование основ финансовой грамотности у школьников данной возрастной группы.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Ссылаясь на основные положения Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» министерства финансов РФ [20], можно говорить, что сегодня в руках общеобразовательной организации наше будущее – успешное поколение, которое в стенах образовательного учреждения не только получило знания, умения, но и массу возможностей для применения столь обширной базы теоретического материала, полученного на уроках.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «финансовая грамотность» раскрыта в трудах Г.В. Белеховой, И. Крыловой, М.Н. Никулиной, А. Федорова и др. Н.И. Городецкой, А. Ждановой, А.В. Зеленцовой, Е.А. Седовой и др. обсуждается вклад школьного математического образования в государственную программу повышения финансовой грамотности школьников. В публикациях указано, что задачи с финансовым содержанием могут применяться на всех этапах процесса обучения от демонстрации возможностей математики для решения повседневных задач до создания проблемных ситуаций, для разрешения которых требуется углубление математической теории, но реализация этих дидактических возможностей связана с согласованием учебных программ и учебных планов по математике и по обществознанию. В работах Г.С. Ковалевой, О.В. Кривонос, С.Н. Меньшиковой и др. анализируется содержание учебно-методической литературы по формированию финансовой грамотности в школе. Раскрыты широкие педагогические возможности нового курса, обозначены существующие проблемы: информационный компонент содержания значительно превалирует над деятельностным компонентом; в структуре заданий предпочтение отдается заданиям репродуктивного типа в ущерб заданиям творческим.
Цель исследования – разработка и апробации системы заданий, способствующих формированию финансовой грамотности на уроках математики в основной школе.
Объект исследования – процесс обучения финансовой грамотности на уроках математики учащихся основной школы.
Предмет исследования – условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в основной школе.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения основам финансовой грамотности использовать комбинации различных форм и методов организации учебной деятельности, применять широкий перечень наглядных материалов, делать акцент на стимулировании творческих способностей и инициативности обучаемых, то это позволит повысить эффективность учебного процесса по формированию у школьников соответствующих знаний и умений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «финансовая грамотность».
2. Определить педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся в процессе изучения математики.
3. Проанализировать УМК по математике по проблеме формирования финансовой грамотности.
4. Разработать и провести тестирование для учащихся основной школы, направленное на выявление знаний основ финансовой грамотности и умения применять изученный материал программы по математике в задачах финансовой направленности.
5. Разработать и апробировать сборник заданий по формированию финансовой грамотности на уроках математики в основной школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос; опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования:
Выборка: 40 учащихся 6-7 классов – 20 учащихся 6-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили контрольную группу, 20 учащихся 7-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили экспериментальную группу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: разработана система заданий обучения для учащихся 8 класса, которая нацелена на эффективное формирование основ финансовой грамотности у школьников данной возрастной группы.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Под финансовой грамотностью понимается способность человека достигать финансового благосостояния и принимать участие в экономической жизни, основанная на наличии одного или нескольких (в разных сочетаниях) элементов: финансовых знаний, финансовых навыков, финансовых установок.
В школьных учебниках и задачниках по математике недостаточно заданий, связанных с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т.п. Так сложилось, что вопросам управления личными денежными средствами школа до сих пор практически не уделяет внимания. Выпускник основной школы сегодня, как правило, не подготовлен к пользованию деньгами при том, что деньги являются важной и неотъемлемой частью взаимоотношений в обществе.
Наряду с опорой на источники финансового права (когда и в какие финансовые отношения можно или нельзя вступать), финансовая грамотность включает в себя и математическую составляющую – умение производить расчеты и делать оценки, или предварительные расчеты. Школьная математика дает весь необходимый для этого аппарат: школьники с шестого класса знакомы с дробями, долями и процентами, имеют необходимые вычислительные навыки. Позже в школьном курсе появляется геометрическая прогрессия, функции и графики, элементы теории вероятностей и статистики – в общем, все, что необходимо для решения большинства жизненных задач, связанных с личными или семейными финансами.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что учащихся 6-7 классов уровень сформированности финансовой грамотности в основном средний и низкий. Это послужило основанием для разработки и апробации сборника «Основы финансовой грамотности». Задачи по темам финансовой грамотности носят обучающий характер. В отличие от уравнений или неравенств каждая задача этого сборника предполагает осмысление ситуации для принятия осознанного решения либо осмысление полученного результата. Залогом успеха любого обучения является мотивация учащихся. При рассмотрении сюжетов и задач, связанных с личными финансами, мотивация возникает у учащихся тогда, когда у них появляются первые собственные деньги – хотя бы и карманные, выданные родителями на мелкие расходы. Учащиеся 6-7-х классов уже, как правило, проявляют интерес к вопросам сохранения и накопления сбережений, разумности трат. Часто школьники активно включены в планирование семейного бюджета, хотя бы потому, что значительная часть семейных денег уходит на их нужды.
Задачи сборника опираются на математические знания и навыки, которыми должны обладать учащиеся 6-7 классов, и не предлагают новых знаний, помимо освоения некоторых финансовых терминов и понятий.
После того, как было реализовано содержание формирующего этапа экспериментального исследования, в ходе которого на уроках математики в экспериментальной группы с учащимися были решены задачи разработанного сборника по основам финансовой грамотности, был проведен контрольный этап. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования показал, что у учащихся экспериментальной группы значительно увеличилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности финансовой грамотности, в контрольной группе также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна. Следовательно, включение в уроки математики основной школы задач по основам финансовой грамотности создает условия для формирования у учащихся навыков распределения доходов и расходов семейного бюджета, умений определения лучших условий кредитования, умений распоряжаться личными финансовыми средствами и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В школьных учебниках и задачниках по математике недостаточно заданий, связанных с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т.п. Так сложилось, что вопросам управления личными денежными средствами школа до сих пор практически не уделяет внимания. Выпускник основной школы сегодня, как правило, не подготовлен к пользованию деньгами при том, что деньги являются важной и неотъемлемой частью взаимоотношений в обществе.
Наряду с опорой на источники финансового права (когда и в какие финансовые отношения можно или нельзя вступать), финансовая грамотность включает в себя и математическую составляющую – умение производить расчеты и делать оценки, или предварительные расчеты. Школьная математика дает весь необходимый для этого аппарат: школьники с шестого класса знакомы с дробями, долями и процентами, имеют необходимые вычислительные навыки. Позже в школьном курсе появляется геометрическая прогрессия, функции и графики, элементы теории вероятностей и статистики – в общем, все, что необходимо для решения большинства жизненных задач, связанных с личными или семейными финансами.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что учащихся 6-7 классов уровень сформированности финансовой грамотности в основном средний и низкий. Это послужило основанием для разработки и апробации сборника «Основы финансовой грамотности». Задачи по темам финансовой грамотности носят обучающий характер. В отличие от уравнений или неравенств каждая задача этого сборника предполагает осмысление ситуации для принятия осознанного решения либо осмысление полученного результата. Залогом успеха любого обучения является мотивация учащихся. При рассмотрении сюжетов и задач, связанных с личными финансами, мотивация возникает у учащихся тогда, когда у них появляются первые собственные деньги – хотя бы и карманные, выданные родителями на мелкие расходы. Учащиеся 6-7-х классов уже, как правило, проявляют интерес к вопросам сохранения и накопления сбережений, разумности трат. Часто школьники активно включены в планирование семейного бюджета, хотя бы потому, что значительная часть семейных денег уходит на их нужды.
Задачи сборника опираются на математические знания и навыки, которыми должны обладать учащиеся 6-7 классов, и не предлагают новых знаний, помимо освоения некоторых финансовых терминов и понятий.
После того, как было реализовано содержание формирующего этапа экспериментального исследования, в ходе которого на уроках математики в экспериментальной группы с учащимися были решены задачи разработанного сборника по основам финансовой грамотности, был проведен контрольный этап. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования показал, что у учащихся экспериментальной группы значительно увеличилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности финансовой грамотности, в контрольной группе также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна. Следовательно, включение в уроки математики основной школы задач по основам финансовой грамотности создает условия для формирования у учащихся навыков распределения доходов и расходов семейного бюджета, умений определения лучших условий кредитования, умений распоряжаться личными финансовыми средствами и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Методические особенности формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-ых классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Методика обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Организация внеурочной деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021



