Выпускная квалификационная работа
Дата изготовления: январь 2020 года.
Выборка: 40 учащихся 6-7 классов – 20 учащихся 6-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили контрольную группу, 20 учащихся 7-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили экспериментальную группу.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (опросник и результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики 6
1.1 Сущность понятия «финансовая грамотность» 6
1.2 Педагогические условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики 11
1.3 Анализ УМК по математике по проблеме формирования финансовой грамотности 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2 Экспериментальное исследование условий формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики учащихся основной школы 28
2.1 Процедура и методика исследования 28
2.2 Анализ уровня сформированности финансовой грамотности у учащихся 6-7 классов 31
2.3 Система работы по формированию финансовой грамотности учащихся в процессе обучения математики учащихся 6-7 классов 36
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 66
Актуальность исследования. Семейный бюджет, процентная ставка кредитования, долг, прибыль и многие другие понятия сегодня слышит каждый из нас и, наверняка, даже у взрослого человека порой возникают вопросы, когда он слышит тот или иной экономический термин, а со сколькими аферами и другими «убыточными ситуациями» приходится сталкиваться человеку, и всему виной является финансовая необразованность населения.
Ссылаясь на основные положения Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» министерства финансов РФ [20], можно говорить, что сегодня в руках общеобразовательной организации наше будущее – успешное поколение, которое в стенах образовательного учреждения не только получило знания, умения, но и массу возможностей для применения столь обширной базы теоретического материала, полученного на уроках.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «финансовая грамотность» раскрыта в трудах Г.В. Белеховой, И. Крыловой, М.Н. Никулиной, А. Федорова и др. Н.И. Городецкой, А. Ждановой, А.В. Зеленцовой, Е.А. Седовой и др. обсуждается вклад школьного математического образования в государственную программу повышения финансовой грамотности школьников. В публикациях указано, что задачи с финансовым содержанием могут применяться на всех этапах процесса обучения от демонстрации возможностей математики для решения повседневных задач до создания проблемных ситуаций, для разрешения которых требуется углубление математической теории, но реализация этих дидактических возможностей связана с согласованием учебных программ и учебных планов по математике и по обществознанию. В работах Г.С. Ковалевой, О.В. Кривонос, С.Н. Меньшиковой и др. анализируется содержание учебно-методической литературы по формированию финансовой грамотности в школе. Раскрыты широкие педагогические возможности нового курса, обозначены существующие проблемы: информационный компонент содержания значительно превалирует над деятельностным компонентом; в структуре заданий предпочтение отдается заданиям репродуктивного типа в ущерб заданиям творческим.
Цель исследования – разработка и апробации системы заданий, способствующих формированию финансовой грамотности на уроках математики в основной школе.
Объект исследования – процесс обучения финансовой грамотности на уроках математики учащихся основной школы.
Предмет исследования – условия формирования финансовой грамотности в процессе обучения математики в основной школе.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения основам финансовой грамотности использовать комбинации различных форм и методов организации учебной деятельности, применять широкий перечень наглядных материалов, делать акцент на стимулировании творческих способностей и инициативности обучаемых, то это позволит повысить эффективность учебного процесса по формированию у школьников соответствующих знаний и умений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «финансовая грамотность».
2. Определить педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся в процессе изучения математики.
3. Проанализировать УМК по математике по проблеме формирования финансовой грамотности.
4. Разработать и провести тестирование для учащихся основной школы, направленное на выявление знаний основ финансовой грамотности и умения применять изученный материал программы по математике в задачах финансовой направленности.
5. Разработать и апробировать сборник заданий по формированию финансовой грамотности на уроках математики в основной школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос; опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования:
Выборка: 40 учащихся 6-7 классов – 20 учащихся 6-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили контрольную группу, 20 учащихся 7-го класса (10 мальчиков и 10 девочек) составили экспериментальную группу.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: разработана система заданий обучения для учащихся 8 класса, которая нацелена на эффективное формирование основ финансовой грамотности у школьников данной возрастной группы.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Под финансовой грамотностью понимается способность человека достигать финансового благосостояния и принимать участие в экономической жизни, основанная на наличии одного или нескольких (в разных сочетаниях) элементов: финансовых знаний, финансовых навыков, финансовых установок.
В школьных учебниках и задачниках по математике недостаточно заданий, связанных с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т.п. Так сложилось, что вопросам управления личными денежными средствами школа до сих пор практически не уделяет внимания. Выпускник основной школы сегодня, как правило, не подготовлен к пользованию деньгами при том, что деньги являются важной и неотъемлемой частью взаимоотношений в обществе.
Наряду с опорой на источники финансового права (когда и в какие финансовые отношения можно или нельзя вступать), финансовая грамотность включает в себя и математическую составляющую – умение производить расчеты и делать оценки, или предварительные расчеты. Школьная математика дает весь необходимый для этого аппарат: школьники с шестого класса знакомы с дробями, долями и процентами, имеют необходимые вычислительные навыки. Позже в школьном курсе появляется геометрическая прогрессия, функции и графики, элементы теории вероятностей и статистики – в общем, все, что необходимо для решения большинства жизненных задач, связанных с личными или семейными финансами.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что учащихся 6-7 классов уровень сформированности финансовой грамотности в основном средний и низкий. Это послужило основанием для разработки и апробации сборника «Основы финансовой грамотности». Задачи по темам финансовой грамотности носят обучающий характер. В отличие от уравнений или неравенств каждая задача этого сборника предполагает осмысление ситуации для принятия осознанного решения либо осмысление полученного результата. Залогом успеха любого обучения является мотивация учащихся. При рассмотрении сюжетов и задач, связанных с личными финансами, мотивация возникает у учащихся тогда, когда у них появляются первые собственные деньги – хотя бы и карманные, выданные родителями на мелкие расходы. Учащиеся 6-7-х классов уже, как правило, проявляют интерес к вопросам сохранения и накопления сбережений, разумности трат. Часто школьники активно включены в планирование семейного бюджета, хотя бы потому, что значительная часть семейных денег уходит на их нужды.
Задачи сборника опираются на математические знания и навыки, которыми должны обладать учащиеся 6-7 классов, и не предлагают новых знаний, помимо освоения некоторых финансовых терминов и понятий.
После того, как было реализовано содержание формирующего этапа экспериментального исследования, в ходе которого на уроках математики в экспериментальной группы с учащимися были решены задачи разработанного сборника по основам финансовой грамотности, был проведен контрольный этап. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования показал, что у учащихся экспериментальной группы значительно увеличилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности финансовой грамотности, в контрольной группе также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна. Следовательно, включение в уроки математики основной школы задач по основам финансовой грамотности создает условия для формирования у учащихся навыков распределения доходов и расходов семейного бюджета, умений определения лучших условий кредитования, умений распоряжаться личными финансовыми средствами и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Белехова, Г. В. Финансовая грамотность молодежи (на материалах Вологодской области) [Текст] / Г. В. Белехова, О. Н. Калачикова // Проблемы развития территории. – 2016. – Вып. 5 (85). – С. 90-105.
2. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей [Текст] / Е. Блискавка. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 178 с.
3. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации [Текст] / А. А. Бокарев // Финансы. – № 9. – 2017. – С. 3-6.
4. Борисенко, О. В. Исследование финансовой грамотности школьников г. Барнаула [Текст] / О. В. Борисенко, Н. В. Щукина // Алтайский педагогический вестник. – 2018. – С. 3-6.
5. Брехова, Ю. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Методические рекомендации для учителя [Текст] / Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов. – Москва : Вита-Пресс, 2016. – 314 c.
6. Веверица, А. Г. Формирование финансовой грамотности на уроках математики [Электронный ресурс] / А. Г. Веверица // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 10.07.2019)
7. Вендина, А. А. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики [Текст] / А. А. Вендина, В. В. Малиатаки // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2014. – С. 31–34.
8. Вендина, А. А. Практико-ориентированный подход в обучении решению финансовых задач [Текст] / А. А. Вендина // European Research. – 2016. – № 2 (13). – С. 88–91.
9. Вигдорчик, Е.А. Финансовая грамотность : материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. [Текст] / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. – Москва : ВИТАПРЕСС, 2015. – 112 c.
10. Главатских, К. В. Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы [Текст] / К. В. Главатских // Вестник Урмуртского университета. Сер. 3, Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2011. – №. 2. – С. 124-128.
11. Городецкая, Н. И. Формирование финансовой грамотности школьников – императив времени [Текст] / Н. И. Городецкая // Актуальные вопросы гуманитарных наук : теория, методика, практика : Сборник научных статей. Выпуск IV / Под ред. А. А. Сорокина. – Москва : Книгодел, 2017. – С. 34-42.
12. Горяев, А. Финансовая грамота [Текст] / А. Горяев, В. Чумаченко. – Москва : АСТ, 2009 – 106 с.
13. Горяев, А. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам [Текст] / А. Горяев, В. Чумаченко. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 42 с.
14. Демина, Н. В. Финансовая грамотность в структуре компетентностной модели выпускника общеобразовательной школы [Текст] / Н. В. Демина // Академический вестник. Научно-практический журнал. – 2014. – № 1 (11). – С. 10-17.
15. Ерёмина, Т. Ю. Информационные и учебно-методические ресурсы по курсу «Основы финансовой грамотности» в основной школе [Текст] / Т. Ю. Ерёмина//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2017. – № 1. – С. 40- 47.
16. Жданова, А. Финансовая грамотность : материалы для обучающихся [Текст] / А. Жданова. – Москва : Вита-Пресс, 2016. – 400 с.
17. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практика [Текст] / А. В. Зеленцова. – Липецк, 2012. – 225 c.
18. Киреев, А. П. Финансовая грамотность. 10-11 класс. Экономический профиль. Материалы для учащихся. Учебное пособие [Текст] / А. П. Киреев. – Москва : Вита-Пресс, 2016. – 240 c.
19. Ковалева, Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности : международный контекст [Текст] / Г. С. Ковалева // Педагогические исследования. – 2018. – №4. – С. 87-89.
20. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511
21. Кошелева, Л. А. Дидактические методы и приемы при обучении учащихся финансовой грамотности [Текст] / Л. А. Кошелева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – № 6. – С. 74–80.
22. Кривонос, О. В. Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания и математики [Текст] / О. В. Кривонос // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (8). – С. 142–146.
23. Крылова, И. Учитель и экономическое воспитание школьников [Текст] / И. Крылова, А. Федоров // Воспитание школьников – 2018. – №1. – С. 41 - 42.
24. Лавренова, Е. Б. Финансовая грамотность : контрольные измерительные материалы. 8-9 классы общеобразоват. орг. [Текст] / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова – Москва : ВИТТА – ПРЕСС, 2014. – 48 с.
25. Липсиц, И. В. Экономика : учебник для 8-9 классов [Текст] / И. В. Липсиц – Москва : Омега-Л, 2015. – 656 с.
26. Литвинчук, В. Г. Финансовая грамотность российских школьников: по следам «ноухау» PISA-2012 [Текст] / В. Г. Литвинчук // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. – 2015. – № 10 (46). – С. 6-11.
27. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. – Санкт-Петербург : Изд-во «Евразия», 1999. – 478 с
28. Мардвинцева, Ю. Ю. Формирование финансовой грамотности школьников посредством решения текстовых задач / Ю. Ю. Мардвинцева // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(45) [Электронный ресурс]. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(45).pdf (дата обращения: 10.07.2019)
29. Медведь, И. В. К вопросу о финансовой грамотности школьников [Текст] / И. В. Медведь // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Ялта : РИО ГПА, 2018. – Вып. 58 (4). – С. 166-170.
30. Меньшиков, С. Н. Финансовая грамотность. Модуль Фондовый рынок. Материалы для учащихся [Текст] / С. Н. Меньшиков. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 236 с.
31. Мерзляк, А. Г. Учебник по математике для общеобразовательных учреждений 5 класс [Текст] / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский. – Москва : Вентана-Граф, 2014. – 304 с.
32. Мерзляк, А. Г. Учебник по математике для общеобразовательных учреждений 6 класс [Текст] / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский. – Москва : Вентана-Граф, 2014. – 304 с.
33. Мерзляк, А. Г. Алгебра. 7 класс [Текст] / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – Москва : Вентана-Граф, 2014. – 324 с.
34. Мерзляк, А. Г. Алгебра. 8 класс [Текст] / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – Москва : Вентана-Граф, 2014. – 331 с.
35. Мерзляк, А. Г. Алгебра. 9 класс [Текст] / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – Москва : Вентана-Граф, 2014. – 336 с.
36. Михеева, С. А. Практикум по экономике : учебное пособие для 10-11 классов : углубленный уровень [Текст] / С. А. Михеева, М. А. Скляр, В. В. Шереметова. – Москва : Вита-Пресс, 2016. – Кн. 2. – 144 с.
37. Муравин, Г. К., Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике [Текст] / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. – Москва : Дрофа, 2017. – 210 с.
38. Никулина, М. Н. Развитие финансовой грамотности школьника в семье [Текст] / М. Н. Никулина // Материалы междунар. научно‐практической конф. «Педагогика и психология : тренды, проблемы, актуальные задачи». – Краснодар : АПРИОРИ, 2014. – С. 106–109.
39. Паатова, М. Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования [Текст] / М. Э. Паатова, М. Ш. Даурова // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2 (28). – С. 173-175.
40. Подболотова, М. И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи [Текст] / М. И. Подболотова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. – 2015. – №4. – С. 83 –91.
41. Попова, Н. Е. Экономическое воспитание человека начала XXI в. [Текст] / Н. Е. Попова, О. С. Кавардакова // Педагогическое образование в России. – 2012. – №5. – С. 174-176
42. Романова, М. Ю. Реализация идей устойчивого развития в непрерывном школьном экономическом образовании [Текст] / М. Ю. Романова // Педагогическое образование: становление, структуризация, оптимизация, модернизация и прогноз развития : Материалы международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 107–112.
43. Рыжановская, Л. Ю. Финансовая грамотность как элемент человеческого капитала и фактор социально-экономического развития [Текст] / Л. Ю. Рыжановская // Финансовый журнал. – 2017. – № 4. – С. 151 -158.
44. Рутковская, Е. Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы [Текст] / Е. Л. Рутковская // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика : Сборник научных статей. Выпуск IV / Под ред. А. А. Сорокина. – Москва : Книгодел, 2017. – С. 20-33.
45. Рутковская, Е. Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников [Текст] / Е. Л. Рутковская // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – № 2 (37). – С. 44–54.
46. Рутковская, Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме : цели, содержание и первые результаты международного исследования [Текст] / Е. Л. Рутковская // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – № 4. – С. 36–45.
47. Седова, Е. А. Вопросы финансовой грамотности в школьном математическом образовании [Текст] / Е. А. Седова // Педагогика. – 2018. – №2. – С. 112-1126.
48. Смирнова, Н. Финансовая грамотность для детей и подростков [Текст] / Н. Смирнова. – Москва : FinAssist, 2012. – 225 с.
49. Солодков, В. М. Финансовая грамотность : материалы для обучающихся [Текст] / В. М. Солодков. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 156 с.
50. Смирнова, Н. 9 правил семейного бюджета [Текст] / Н. Смирнова // Домашний очаг. – 2016. – №2. – С. 156-157.
51. Сотникова, Е. Б. Формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы : дисс. канд. филос. наук [Текст] / Е. Б. Сотникова. – Елец, 2014. – 184 с.
52. Стахович, Л. В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики [Электронный ресурс] / Л. Стахович // Экономика. Социология. Менеджмент. [Федеральный образовательный портал]. URL: http://ecsocman.hse.ru/ (дата обращения: 09.07.2019).
53. Травин, Е. Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания [Текст] / Е. Н. Травин. – Ярославль : Академия развития, Академия Холдинг, 2008. – 160 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016 – 50 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016 – 50 с.
56. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков [Текст] / Сборник методических разработок. – Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО. – 2016. – 147 с.
57. Французова, О. А. Финансовая грамотность школьников в условиях активно развивающейся информационной среды [Текст] / О. А. Французова // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика : Сборник научных статей. Выпуск IV / Под ред. А. А. Сорокина. – Москва : Книгодел, 2017. – С. 43-48.
58. Шевяков, М. Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности [Текст] / М. Ю. Шевяков, Н. Евсеева // Бюджет и финансы : финансовая грамотность. – 2011. – № 1 (10-11). – С. 30-35.
59. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности : методические рекомендации : учебное пособие для общеобразовательных организаций [Текст] / В. В. Чумаченко, А. П. Горяев. – Москва : Просвещение, 2017. – 81 с.
60. Экономика : основы экономической теории: учебник для 10-11 классов: углубленный уровень [Текст]. – Москва : Вита-Пресс, 2018. – Кн. 1. – 296 с.
61. Экономика : основы экономической теории: учебник для 10-11 классов: углубленный уровень [Текст]. – Москва : Вита-Пресс, 2018. – Кн. 2. – 304 с.
62. Юсупова, С. Г. Экономическое воспитание школьников [Текст] / С. Г. Юсупова // Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов: материалы международной научной конференции. – 2012. – С. 79-85.
63. Graham, S. Children’s developing understanding of the motivational role of affect: An attributional analysis // Cognitive Development. 1988. Vol. 3.