ВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ 8
1.1. История становления квест технологии, как средства развития
творческих способностей 8
1.2. Классификация и типология квестов 13
1.3 Квест-технология как способ развития коммуникативной компетенции обучающихся 18
1.4. Психофизиологические особенности детей подросткового возраста в СОШ 23
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КВЕСТА В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 32
2.1. Требования, принципы и рекомендации к разработке веб-квеста,
квеста 32
2.2. Применение технологии веб-квест на уроках английского языка 41
2.3. Результаты исследования использования веб-квест технологии 55
Выводы по 2 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
В системе образования XXI века нельзя не заметить некое отклонение от традиционных методов преподавания. В наши дни школьное образование предполагает потребность формирования креативного мышления и творческого подхода у обучающихся. К примеру, Д.И. Фельдштейн считает, что процесс формирования творческих способностей у обучающихся следует начинать с первого года обучения в школе. Он так же отмечает, что развитие креативных навыков следует совершенствовать на каждом этапе обучения, вплоть до 11 класса. В процессе становления личности, особенно в переходном возрасте можно отметить некий скачок в развитии и динамику психологически эмоциональной сферы.
В соответствии с требованиями ФГОС важной целью в школьном образовании является формирование креативного мышления у обучающихся, которая в свою очередь помогает благополучно адаптироваться ребенку в современном обществе. Существует множество различных методов развития креативного мышления, в данной работе речь пойдет об использовании квест- технологии, как развития творческих способностей у обучающихся.
Применение новых информационных технологий на уроках иностранного языка, также немаловажно, благодаря им занятия становятся “живыми”, интересными. Заинтересовать, мотивировать, вовлечь учеников в творческую и познавательную деятельность - это главная задача учителя. Реализовать эту задачу помогают новые технологии, например, квест- технология. Данная методика становится все более и более актуальной в наши дни, поскольку она подходит не только детям школьного возраста, но и взрослым. Благодаря квест-технологии, создается благоприятная обстановка для обучения, появляется возможность активизировать деятельность всех участников образовательного процесса и реализовать их творческий потенциал, улучшить взаимоотношения участников, которые находятся в той или иной языковой среде.
Актуальность данного исследования обусловлена особым стремлением к поиску более успешных и полезных способов обучения иностранным языкам. Использование новых методов и технологий обучения связано с тем, что благодаря отклонению от традиционных методов обучения, образовательный процесс стал интересным и увлекательным. Интерактивные формы обучения стали более популярными в последнее время, поскольку именно они помогают активизировать деятельность обучающихся, осуществить их творческий потенциал. Применение квест- технологии на уроках ИЯ позволяет вовлечь ученика в учебную и творческую деятельность, даёт мотивацию и возможность реализации способностей каждого ученика.
Целью нашего исследования является диагностика воздействия квест- технологии на развитие творческих навыков учащихся в процессе обучения, а также апробация эффективности квеста на примере развития умений говорения на английском языке.
Реализация цели предполагает последовательное решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы происхождения квест-технологии;
2. Изучить влияние квест-технологии на развитие коммуникативной компетенции;
3. Описать психофизиологические особенности учащихся средней общеобразовательной школы;
4. Разработать и внедрить в практику школьного обучения квест- технологию применительно к курсу английского языка;
5. Описать принципы разработки квест-технологии;
6. Изучить результаты и сделать выводы по внедрению квест-технологии в СОШ.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычному говорению в средней школе.
Предметом исследования является квест-технология как дидактическое средство развития умений иноязычной коммуникативной компетентности.
К основным методам исследования относятся:
1. Общенаучные (анализ, синтез, умозаключение), с помощью которых реализуется анализ разработанности и выявление малоисследованных областей, формулирование выводов и результатов исследования.
2. Метод систематизации и обобщения (формулирования основных понятий исследования).
3. Метод наблюдения (использовался в период прохождения практики для выявления влияния квест технологии на развитие творческих способностей)
4. Метод описания (использовался для характеристики специфики веб- квест технологии при обучении говорению у учащихся старшей школы).
Научная новизна работы заключается в анализе теоретических подходов к становлению квест-технологии, благодаря которым удалось разработать и реализовать урок в формате веб-квеста и получить нужные результаты.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и углублений сведений по использованию квест-технологии на уроках ИЯ.
Практическая ценность данного исследования предполагает возможность использования его результатов и выводов в практике преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе. Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, цели и задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе приведена информация о становлении и развитии квест- технологии, а также влияние данной технологии на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.
Во второй главе представлены: принципы, критерии составления веб- квеста, разработанный нами веб-квест, результаты исследования.
В заключении представлены основные выводы и результаты исследования.
Поиск новых методов преподавания иностранных языков с целью развития у обучающихся навыков говорения и повышения уровня мотивации занимает важное место в XXI веке. Наше исследование посвящено новому методу, который с каждым днём все больше и больше внедряется в сферу образования, а именно квест-технологии. Для успешной реализации нашей работы были поставлены такие задачи как:
1. Изучить теоретические основы происхождения квест-технологии;
2. Изучить влияние квест-технологии на развитие коммуникативной компетенции;
3. Описать психофизиологические особенности детей подросткового возраста средней общеобразовательной школы;
4. Разработать и внедрить в практику школьного обучения квест технологию применительно к курсу английского языка;
5. Описать принципы разработки квеста технологии;
6. Изучить результаты и сделать выводы по внедрению квест-технологии в СОШ.
Все поставленные задачи были успешно реализованы и помогли сделать определенные выводы. Развитие коммуникативных компетенций на уроках ИЯ носит обязательный характер, поскольку к окончанию 11 класса ученик должен в совершенстве владеть ИЯ и уметь поддерживать разговор с носителями языка. На основе нашего исследования, можно с уверенностью сказать, что применение веб-квест технологии помогает справиться с этой задачей, поскольку на уроках такого формата создается уютная и спокойная атмосфера, ученики становятся более открытыми и начинают говорить, т.к. они чувствуют себя не учениками, а участниками квеста. На наших уроках они были не учениками, а учеными, они принимали на себя такие роли как: гидролог, гарболог, зоолог и климатолог. Они активно выполняли задания в команде, советовались с друг-другом и проявляли свои творческие способности. Они учились работать в команде, слушать друг друга, оценивать не только деятельность одноклассников, но и свою.
Проведенный нами теоретический анализ о деятельности и вкладе ученых, изучение типологии, структуры и классификации квест-технологий, а также личный опыт разработки и реализации квест-технологии позволяет утверждать, что внедрение квест-технологии в сферу образовательной деятельности соответствует всем необходимым требованиям:
- процесс обучения направлен на самостоятельную деятельность обучающегося;
- увеличивается мотивация к говорению на иностранном языке;
- нарабатываются навыки умения взаимодействовать с другими, в команде;
- происходит совершенствование мыслительной деятельности, переход от пассивного получения знаний к деятельности и активного участия;
- осуществляется развитие способностей и возможностей у обучающихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению полученной информации в заданном учителем формате.
Г лавным свойством веб-квеста на уроках ИЯ является то, что ученики включают свою фантазию и ищут различные пути реализации поставленной задачи. Они тренируют спонтанную речь, учатся выражать свои мыли, слушать других. Интересный факт, что квест-технология хорошо сочетается с другими методиками, например, метод проектов, ролевых игр.
Таким образом, в заключении нашего исследования, важно сказать, что применение и внедрение веб-квеста славится успехом. Ученикам нравится такой формат занятий, главное учесть их возможности и интересы.
1. Hockly N. What is a WebQuest? / N. Hockly. - NY: Entre Lenguas 2008. - 117p.
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов. - М.: ИКАР, 2009. - 488 с.
3. Айзман, Р.И. Возрастная анатомия и физиология / Р.И. Айзман, Н. Ф. Лысова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.
4. английского языка / М.П. Барбар. - М.: Просвещение, 2005. - 12 с.
5. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности / Е.И. Багузина. - М., 2012. - 238 с.
6. Багузина Е.И. Конструктивизм - педагогическая философия современных методов обучения. Высшее образование для XXI века / Е.И. Багузина. - М.: Изд-во МосГУ, 2010 - 12 с.
7. Багузина Е.И. Методология создания веб-квестов как формы итогового контроля знаний, умений и навыков при изучении студентами иностранного языка / И.Е. Багузина. - М.: Изд-во Государственного университета управления, 2010. - 167-169 с.
8. Багузина Е.И. Психолого-педагогические предпосылки создания вебквестов / Е.И. Багузина. - М.: Изд-во МосГУ, 2009 -50 с.
9. Барбар, М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках
10. Барышников Н. В. Социобикультурная иноязычная компетенция школьника / Н.В. Барышников - М.: НИЦ ИНФРА, 2015. - 222 с.
11. Барышников, Н. В. Социобикультурная иноязычная компетенция школьника / Н.В. Барышников, Н.А. Богдан. - М.: НИЦ ИНФРА, 2015. -222 с.
12. Бим-Бад, Б. М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСИ, 2010. - 208с.
13. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Издательский Дом ПИТЕР, 2013. - 432 с.
14. Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию / А.В. Великанова. - Самара.: Профи, 2002. - 132 с.
15. Верещагина И. И. Методика обучения английскому языку / И.И. Верещагина. - М.: Просвещение,1998. - 174 с.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 671 с.
17. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - Москва: Аркти-Глосса, 2000. - 117 с.
18. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова. - М.: Артки-Глосса, 2006. - 336 с.
19. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Е.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
20. Грузинская, И. А. Методика преподавания английского языка в средней школе / И.А. Грузинская. - М.: Государственное учебнопедагогическое издательство министерства просвещения РСФСР,
2012. - 222 с.
21. Губанова. Л.В. Психологические барьеры и некоторые способы их преодоления при обучении иностранных языков /Л.В Губанова. - М.: Просвещение, Гуманитарные исследования, 2013 - 51 с.
22. Гуревич, П. С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 320 с.
23. Долинская, Л.В. Возрастная и педагогическая психология / З.В. Долинская, З.В. Огороднийчук, А.В. Скрипченко.- К.: Каравела, 2009. - 400 с.
24. Дюжакова М. В. Современные реформы высшего педагогического образования США / М.В. Дюжакова. - М.: Известия ВГПУ, 2008 - 171с.
25. Еремин, Ю.Л. Психология обучения иностранным языкам в школе / Ю.Л. Еремкин. - Рязань.: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. - 24 с.
26. Ерчак, Н.Т. Иностранные языки: Психология усвоения / Н.Т Ерчак. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
27.Зимняя И. А. Лингвопсихология коммуникативных навыков / И.А.
Зимняя. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
28.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Воронеж.: НПО 'МОДЭК', 2010. - 448 с.
29. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Г.Д. Левитес. - М.: МОДЭК, 1998. - 288 с.
30. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. - М.: МПСИ, 2003. - 300 с.
31. Мандель, Б.Р. Технологии педагогического мастерства. / Б.Р. Мандель.
- М.: НИЦ ИНФРА, 2015. - 211 с.
32. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: МПСИ, 2008. - 176 с.
33. Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Ф.М. Рабинович - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
34. Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам / Л.П. Русинова. - Сарапул: Информационно-Издательский Центр «Красное Прикамье»,
2010. - 143 с.
35. Садовская, Ж.И. Использование технологии веб-квеста как способа повышения мотивационной деятельности студентов / Ж.И. Садовская.
- Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011. - 289 с.
36. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий. - М.:МПСИ, 2005. - 371 с.
37. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2004. - 144 с.
38. Скляренко Н. К. Обучение речевой деятельности на английском языке в школе / Н.К. Склярко. - К.: Рад.шк., 1988.- 150 с.
39. Сокол И. Н. Классификация квестов / И.Н. Сокол. - М.: Просвещение, 2014. -138-140 с.
40. Столяренко, А. М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527 с.
41. Устикова Е. С. Практическая методика обучения иностранному языку / Е.С. Устикова. - М.: Academia, 2000. - 247 с.
42. Филатов В. И. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В.И. Филатов. - Ростов-на- Дону: Феникс,2004. - 275 с.
43. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка / К.В. Фокина. - М.: Юрайт, 2008. - 156 с.
44. Шульгина Е. М. Алгоритм работы с технологией веб-квест при формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов / Е.М. Шульгина. - М.: МОДЭК , 2013. - 167 с.
45. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests / B. Dodge. - URL: http://webquestsdsu.edu/webquestrubric.html (дата обращения:03.05.19).
46. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests / B. Dodge. - URL: http://webqucst.sdsu.edu/about wcbqucsts.htmI (дата обращения: 03.05.19).
47. March T. Web-Quests for Learning / T. March. - URL: http://www.ozline.com/webquests/intro.html (дата обращения: 03.05.19).
48. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants / M. Prensky. -URL: http://goo.gl/Xv9UPP (дата обращения: 02.05.19).
49. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты / Я.С. Быховский. - URL: http://ito.cdu.rU/1999/III/l/30015.html (дата обращения 10.06.19).
50. Кичерова М.Н. Образовательные квесты, как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения / М.Н. Кичерова. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (дата обращения : 04.05.19).
51. Полат Е. С. Метод проектов в интернет-образовании / Е.С. Полат. - URL: hltp://goo.gl/M9MYhtml (дата обращения: 04.05.19).