Введение 3
Глава 1. Общие вопросы методики изучения лексики русского языка в начальной школе
0.1. Значение лексики в курсе русского языка начальной школы 7
0.2. Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении
лексики 14
1.3 Обогащение словаря младшего школьника 21
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Организация экспериментальной работы по активизации
и обогащению словаря младшего школьника на уроках русского языка.
2.1. Методы, приёмы и упражнения лексической работы в 3 классе 31
2.2. Организация проведения словарных диктантов 39
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Библиографический список 47
Приложение
Актуальность исследования. На сегодняшний день образование является непременным условием для становления человека как полноценной личности. Школа - это первая ступень в этом длительном и трудном восхождении. Именно в школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. Поэтому, на наш взгляд, главной задачей учителя-словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка.
Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить гармоничное, логически верное синтаксическое единство (текст).
Изучение лексики в образовательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. По мнению опытных методистов, обогащение словарного запаса учащихся младших классов в школе уделяют мало внимания,
Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, как совершенствовать организацию лексической работы на уроках русского языка в современной начальной школе.
Значимость обозначенной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Особенности организации лексической работы на уроках русского языка в начальной школе».
Цель исследования — определить основные особенности организации лексической работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: процесс организации лексической работы на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: методические приемы активизации деятельности учащихся при изучении лексики.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой мы предполагаем, что разнообразие форм, приёмов словарной работы на уроках русского языка в начальных классах с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников, способствует развитию речи учащихся.
Для достижения настоящей цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. на основе анализа лингвистической и методической литературы по проблеме исследования определить степень изученности избранной темы;
2. проанализировать и выявить эффективные методы, приемы работы по изучению лексики в начальной школе, обогащению словарного запаса учащихся;
3. систематизировать серию упражнений по
лексической работе, применению знаний и умений по лексике на начальном этапе изучения русского языка;
4. провести констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, направленные на апробацию серии упражнений по лексической работе.
Методы исследования (теоретические и практические): метод анализа научно-методической литературы, метод анализа современного состояния исследуемого вопроса, метод наблюдения, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, метод количественной обработки данных и метод обобщения практических данных.
Теоретическая база исследования. Теоретической базой послужили труды отечественных методистов в области работы над лексикой в начальной школе М.Р. Львова, И.В. Баранникова, Т.А. Ладыженской, Т.Г. Рамзаевой, В.Г. Горецкого, А.М. Айтберова, Г.Г. Буржунова и других.
В последние годы к методике обучения русскому языку в школе возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности, во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных учебников и учебных пособий. В-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям.
Практическая значимость работы заключается в возможности
применения отобранных и предложенных нами приёмов, упражнений в практике работы учителей начальной школы.
Структура работы определена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач, одной из которых является развитие речи.
Вопрос об организации данной деятельности на уроках русского языка остается актуальным очень долгое время, т.к. умение грамотно писать, корректно использовать лексические, стилистические возможности русского языка является мерилом образованности человека.
Изучению данного вопроса посвятили свои труды такие ученые как Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, А.В. Текучев, М.Р Львов, П.С. Тоцкий и многие другие. Они доказали, что словарная работа на уроках русского языка должна являться неотъемлемой частью школьной программы и обязательно носить системный и постоянный характер.
Для работы по обогащению словарного запаса учащихся каждый учитель вырабатывает свою систему упражнений. Она состоит из различных приемов словарной работы, таких как: игровые упражнения, работа с группами тематических словарных слов, система упражнений по направлениям русского языка.
Кроме того, словарная работа преследует различные цели: ознакомление учащихся с лексическим значением новых слов; усвоение некоторых грамматических форм, обучения детей орфоэпическому произношению слов и т.д. Для выполнения этих целей используются различные приемы: запись слов по алфавиту; выборочный диктант; группировка и запись слов по орфографическим признакам; подбор однокоренных слов - других частей речи; сопоставление слов с противоположными орфограммами; сочинение по опорным словам и другие. Причем, для проведения данной работы учитель может не ограничиваться в выборе средств: от непосредственно словарного диктанта, до различных игр, кроссвордов и т.п.
Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации.— М.,1998., С. 86-89. «Просвещение».
2. Арямова О.С. Лексико-семантическая работа в процессе обучения орфографии. - НШ. 2004., С. 35.
3. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2002., С.64-66. «Просвещение».
4. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа - 2003., С.28. «Просвещение»
5. Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка. - НШ. 2000.
6. Вахмянина Л.А., Игнатьева Т.В., Федотова Т.А. Программы. Начальные классы. - М.: Просвещение, 1994., С. 127-128.
7. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).-М.,1989., С. 53-54, «Дрофа»
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. —М.,1996, С. 6-10, - «Эксмо»
7. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после .- 2003, С.203 - «Астрель»
8. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка. - НШ. 2001, С. 27-29.
9. Королева Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка. - НШ. 2006, С. 35-39.
10. Лаптева Л.С. Как работать со словарными словами? - НШ, 2007, С. 80.
11. Львов М.Р, Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Просвещение, 2000, С.66-71.
12. Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими
словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после .- 2005, С. 112115. - «Просвещение».
13. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа. - 2008- «Астрель»
14. Лёвушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологического анализа // Преподаватель. — 2006. С.30.- «Астрель».
15. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В
2- х ч. — Ч. 2 - М.: Вита, 2004, С.31
16. Львов М.Р Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 1997, С.40.
17. Лук А. Н. Память и кибернетика.- М., 1986.- «Дрофа»
18. Оконь В. Основы проблемного обучения.: М., 1968 - «Радуга»
19. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка .- М.:, 1979- «Просвещение»
20. Психология. Учебное пособие для пединститутов. / Под ред. А.Г. Ковалева., Степанова А. А., Шабалина С. Н..- М., 1986, С.74-77,- «Радуга»
21. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах/ Под ред. Д.Н.Богоявленского, Н.А.Менчинской.- М., 1962, С.89-91, «Просвещение».
22. Применение знаний в учебной практике школьников./ Под ред.Н.А. Менчинской- . М., 1961, С.130-134,- « Дрофа»
23. Русский язык в начальных классах : Теория и практика обучения./ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская.- М.: Просвещение, 1993,С.93.
24. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики ,правописания и развития речи./Т.П. Сальникова. - Воронеж.: НПО «МОДЭК»,1996.- С.320.
25. Стрекозин В.П.Актуальные проблемы начального обучения/ В.П. Стрекозин.- М.: Просвещение, 1976, С. 158-161.
26. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных
слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003, С.61-63
27. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. - М.: Дрофа, 2000, С.76-78.
28. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. — М.: Просвещение, 1984, С.132-135.
29. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка.- . М.: Просвещение, 1972. С. 111-112.
30. Яшенкова С.Н. Как я работаю со словарными словами. - НШ. 2001, С.93-96. «Дрофа»