РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ВЕДУЩИМИ ГОСУДАРСТВАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С 2014 ПО 2018 ГОДЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ В 2014-2018 гг 12
1.1 Политический фон культурно-гуманитарного сотрудничества России
и Великобритании 12
1.2 Ход культурно-гуманитарного сотрудничества России и
Великобритании 19
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 2014-2018 гг 38
2.1 Политическая обстановка культурно-гуманитарных отношений
России и Германии 38
2.2 Содержание российско-германского культурно-гуманитарного
сотрудничества 45
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ РОССИИ И ФРАНЦИИ В 2014-2018 гг 64
3.1 Политическое поле развития российско-французского культурно-гуманитарного сотрудничества 64
3.2 Развитие культурно-гуманитарного сотрудничества России и Франции 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ГЛАВА 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ В 2014-2018 гг 12
1.1 Политический фон культурно-гуманитарного сотрудничества России
и Великобритании 12
1.2 Ход культурно-гуманитарного сотрудничества России и
Великобритании 19
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 2014-2018 гг 38
2.1 Политическая обстановка культурно-гуманитарных отношений
России и Германии 38
2.2 Содержание российско-германского культурно-гуманитарного
сотрудничества 45
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ РОССИИ И ФРАНЦИИ В 2014-2018 гг 64
3.1 Политическое поле развития российско-французского культурно-гуманитарного сотрудничества 64
3.2 Развитие культурно-гуманитарного сотрудничества России и Франции 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
В наши дни вопросы культурно-гуманитарного сотрудничества играют все более значимую роль во взаимоотношениях между странами поскольку способствуют прогрессу человеческой цивилизации. Международное культурно-гуманитарное сотрудничество подразумевает связи в области культуры, искусства, науки, образования, молодежных обменов, средств массовой информации, музейного, библиотечного и архивного дела, туризма и спорта. Оно также включает диалог гражданских обществ и отношения с соотечественниками за рубежом.
Данная сфера взаимодействия, по мнению многих экспертов, является одной из наиболее гуманистических, а потому представляет собой эффективный инструмент во внешнеполитической деятельности государства. Она способствует налаживанию мирного диалога между странами и народами, усилению взаимопонимания между ними, и, таким образом, укреплению дружественных отношений. Подобное влияние культурно-гуманитарного сотрудничества можно объяснить тем, что искусство, наука являются достижениями всего человечества, они не ограничены рубежами государств, носят общечеловеческий характер, и потому они способствуют объединению разных народов.
Кроме того, Декларация принципов международного культурного сотрудничества от 1966 г. провозглашает, что «культурное сотрудничество должно содействовать установлению между народами прочных и постоянных связей, которые не должны страдать от напряженности, могущей возникать в международных отношениях» .
Исследователи также подчеркивают, что культурно-гуманитарное сотрудничество может оказывать положительное влияние на имидж государства на международной арене, и, тем самым, укреплять доверие международного сообщества к данной стране. Ведь авторитет на международной арене, помимо прочего, определяется богатством культурного достояния государства, развитостью его связей, степенью участия в культурном обмене.
Таким образом, мы видим, что культурно-гуманитарное сотрудничество является мощным средством укрепления взаимопонимания и взаимного уважения между народами.
Указанные выше факторы, такие как взаимное уважение, взаимопонимание, доверие становятся особенно востребованными, как правило в связи с их нехваткой, в период охлаждения отношений или конфликта между странами. В связи с этим наш интерес вызывает то, в какой степени проявляются на практике подобные свойства культурно - гуманитарного сотрудничества в условиях напряжённых отношений между странами. Соответствует ли практическая реализация культурно - гуманитарного сотрудничества странами теоретическим положениям о необходимости его ограждения от негативного влияния напряженностей в международных отношениях. А также какое влияние на практике имеет культурно-гуманитарное сотрудничество в условиях негативных отношений между странами.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что рассмотреть указанные выше вопросы мы хотели бы на примере отношений России и Европейского Союза (ЕС), а точнее Великобритании, Германии и Франции, которые с 2014 г. переживают кризисный этап, в связи с событиями в Украине и присоединением Крыма к России. Стоит отметить, что определенные противоречия в отношениях между странами существовали и ранее, однако указанные события привели к введению ряда санкций со стороны ЕС, а затем и России, а также прекращению деятельности широкого круга двусторонних площадок взаимодействия и общему ухудшению климата отношений. Негативные тенденции в первую очередь проявили себя в политической сфере, но ухудшение политических отношений привело и к упадку экономического взаимодействия. Принимая во внимание то, что с момента образования Российской Федерации отношения с ЕС играли очень значительную роль в системе ее взаимоотношений, особый интерес вызывает развитие культурно-гуманитарных отношений между Россией и тремя странами ЕС на данном негативном фоне, их влияние на общее состояние отношений между странами, а также соответствие их роли на практике теоретическим положениям о культурно -гуманитарном сотрудничестве.
Степень изученности
Несмотря на отсутствие специальных самостоятельных исследований по сформулированной проблеме, некоторые аспекты изучаемого вопроса рассматривались в исторической и политологической литературе. Так, изучению влияния культурно-гуманитарного сотрудничества стран на их взаимоотношения, а также их положение в мире посвящали свои работы такие российские исследователи как Н. М. Боголюбова, Ю.В. Николаева, С.С. Ширин, Н.А. Логинова, С.И. Коган, К.К. Колин и др. Н.М. Боголюбова в рассмотренной нами работе исследовала сущность и значение внешней культурной политики на примере России, Германии и Франции. Данный же вопрос на примере большего числа стран исследовался ею в соавторстве с Ю.В. Николаевой, чей индивидуальный труд, в свою очередь, был посвящён особенностям внешней культурной политики Франции в XXI в. Кроме того, значению культуры во внешней политике уже Великобритании и Германии посвятил работу С.С. Ширин. Отдельный аспект указанной выше темы - роль Гёте-института в налаживании международных связей - был изучен Н.А. Логиновой. Также отдельный аспект культурно-гуманитарного сотрудничества - побратимские связи между городами - был рассмотрен в работе С.И. Когана. К.К. Колин в рамках своего исследования рассмотрел влияние глобализации на национальные культуры и их взаимодействие друг с другом.
Кроме этого, ряд отечественных и зарубежных исследователей в рамках своих работ обращались к исследованию культурно-гуманитарной составляющей отношений России с такими ведущими странами Европейского Союза, как Великобританией, Германией и Францией. Среди отечественных исследователей мы хотели бы отметить К.А. Годованюк и С.Б. Коновалова . Так, К.А. Годованюк в рамках своего труда рассматривала роль мягкой силы и культурных связей в отношениях России и Великобритании. В свою очередь, С.Б. Коновалов исследовал уровень и перспективы научного сотрудничества России и Франции. Среди же зарубежных исследователей мы обращались к работе М. Берда , посвященной основным событиям культурно-гуманитарного сотрудничества Великобритании и России последних лет.
Также широкий академический интерес вызывает динамика отношений России со странами Европейского Союза в период после украинского кризиса. Научные работы данной теме посвящали такие отечественные исследователи как А.А. Громыко, Н.К. Капитонова, Е.В. Романова, Н.А. Власов, Д.В.Стратиевский, Д.В. Тренин, Е.О. Обичкина, С. Федоров . Так, труды А.А. Громыко, Н.К. Капитоновой, Е.В. Романовой посвящены внешней политике Великобритании и, в частности, ее отношениям с Россией, в том числе после 2014 г. Н.А. Власов, Д.В. Стратиевский и Д.В. Тренин рассматривали в своих работах основные тенденции в отношениях России и Германии и возможные пути их дальнейшего развития. Особенностям развития отношений России и Франции на современном этапе посвятили работы Е.О. Обичкина и С.М. Федоров. Отношения России с ведущими странами ЕС после 2014 г. рассматривались также в работах таких зарубежных исследователей, как А. Дюбьена, С. Лэйна, С. Майстера и др. Французский исследователь А. Дюбьен рассмотрел характерные черты взаимоотношений России и Франции на современном этапе. Британский исследователь С. Лэйн в соавторстве с А.В. Кортуновым изучила состояние и перспективы развития такой составляющей российско-британских отношений, как сотрудничество по вопросам безопасности. В свою очередь, немецкий исследователь С. Майстер в своей работе на основе анализа текущего состояния российско -германских отношений предложил возможные шаги для их дальнейшего развития.
Изучив представленную литературу, мы поставили перед собой цель определить динамику развития культурно-гуманитарного сотрудничества России с ведущими государствами Европейского Союза и его роль на фоне кризиса взаимоотношений со странами ЕС с 2014 по 2018 гг.
Для реализации данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
• Рассмотреть состояние политических отношений между Россией, с одной стороны, и Великобританией, Германией и Францией, с другой стороны;
• Изучить материалы, посвященные событиям в культурно-гуманитарной сфере между Россией и Великобританией, Германией и Францией;
• Проанализировать собранные данные и определить динамику отношений в культурно-гуманитарной сфере;
• Определить воздействие политического кризиса на данную сферу;
• Выявить роль культурно-гуманитарного сотрудничества во взаимоотношениях между странами в рассматриваемый период. Хронологические рамки
В ходе исследования нами был рассмотрен временной промежуток с марта 2014 г., когда в связи с кризисом вокруг Украины и Крыма отношения между Россией и Европейским Союзом начали резко ухудшаться, до декабря 2018 г. Так 21 декабря 2018 г. Совет Европы единогласно утвердил решение о продлении санкционного режима в отношении России, что явилось новейшим свидетельством сохраняющейся напряженности в отношениях между рассматриваемыми сторонами на момент проведения исследования. Географические рамки
В рамках нашего исследования мы решили сфокусироваться на рассмотрении отношений России с такими странами Европейского Союза, как Великобритания, Германия и Франция, поскольку, помимо наиболее значимого политического и экономического веса среди стран объединения, они также обладают значительной «мягкой силой», и занимают лидирующие позиции среди всех стран ЕС в рейтинге Soft Power 30, который является наиболее известным индексом стран, оценивающим их «мягкую силу». Данный показатель особенно значим для нашего исследования, поскольку культурно-гуманитарные связи страны являются одним из проявлений ее «мягкой силы».
Методология и методы
Методология исследования определяет его логическую организацию и заключается в определении цели, объекта и предмета исследования, принципов и подходов в его проведении, выборе методов. Раскрыв цель нашего исследования, мы хотели бы обратиться к примененным подходам и принципам, которые определяют ракурс исследования. Так, нами был использован системный подход, поскольку важной составляющей исследования является определение связей между различными аспектами двусторонних отношений. Также наше исследование основывается на научном подходе. В ходе его проведения мы опирались на принципы историзма, объективности, опоры на источники, критической интерпретации изучаемых фактов, процессов и явлений.
Кроме того, в ходе проведения исследования нами был использован ряд общенаучных методов. Так, мы использовали метод анализа для исследования развития культурно-гуманитарного сотрудничества в рассматриваемый период, путем отдельного рассмотрения событий в различных областях данного сотрудничества. Также мы использовали метод обобщения для определения общей динамики развития культурно-гуманитарного сотрудничества. Кроме того, нами был использован метод ивент-анализа для определения влияния особо значимых проектов в культурно -гуманитарной сфере на отношения между странами, а также метод контент-анализа для изучения документов органов власти и институтов сторон.
Объектом нашего исследования являются отношения России с Великобританией, Германией и Францией. В свою очередь, его предметом являются культурно-гуманитарные и политические отношения данных стран.
Нашу источниковую базу при рассмотрении политического фона культурно-гуманитарного сотрудничества составили внутренние документы государств , интервью и заявления официальных представителей стран , новостные сообщения государственных органов , доклады и отчеты государственных органов.
Исследуя же непосредственно культурно-гуманитарные отношения между странами, мы использовали двусторонние договоры между ними , интервью и заявления официальных представителей стран , доклады и отчеты правительственных и неправительственных организаций культурно-гуманитарной направленности , статистические данные государственных органов.
Научная новизна нашей работы состоит в том, что нами был проанализирован материал последних лет, посвященный культурно - гуманитарному сотрудничеству, который еще не был подробно рассмотрен в научной литературе. Кроме того, мы вывели сотрудничество в культурно - гуманитарной сфере на первый план нашего исследования, что не встречается в рассмотренных нами работах, посвященных развитию отношений России и стран Европейского Союза в последние годы, где данная сфера сотрудничества чаще рассматривается как дополнение к политическому и экономическому взаимодействию.
Научно-практическая значимость нашей работы, в свою очередь, проявляется в том, что сделанные нами выводы дают представление о воздействии элементов культурно-гуманитарного сотрудничества на общее состояние отношений между странами, что может послужить рекомендацией к действиям правительственных и неправительственных организаций, работающих в культурно-гуманитарной сфере. Кроме того, собранные в работе данные и полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем для проведения исследований в данной области.
Данная сфера взаимодействия, по мнению многих экспертов, является одной из наиболее гуманистических, а потому представляет собой эффективный инструмент во внешнеполитической деятельности государства. Она способствует налаживанию мирного диалога между странами и народами, усилению взаимопонимания между ними, и, таким образом, укреплению дружественных отношений. Подобное влияние культурно-гуманитарного сотрудничества можно объяснить тем, что искусство, наука являются достижениями всего человечества, они не ограничены рубежами государств, носят общечеловеческий характер, и потому они способствуют объединению разных народов.
Кроме того, Декларация принципов международного культурного сотрудничества от 1966 г. провозглашает, что «культурное сотрудничество должно содействовать установлению между народами прочных и постоянных связей, которые не должны страдать от напряженности, могущей возникать в международных отношениях» .
Исследователи также подчеркивают, что культурно-гуманитарное сотрудничество может оказывать положительное влияние на имидж государства на международной арене, и, тем самым, укреплять доверие международного сообщества к данной стране. Ведь авторитет на международной арене, помимо прочего, определяется богатством культурного достояния государства, развитостью его связей, степенью участия в культурном обмене.
Таким образом, мы видим, что культурно-гуманитарное сотрудничество является мощным средством укрепления взаимопонимания и взаимного уважения между народами.
Указанные выше факторы, такие как взаимное уважение, взаимопонимание, доверие становятся особенно востребованными, как правило в связи с их нехваткой, в период охлаждения отношений или конфликта между странами. В связи с этим наш интерес вызывает то, в какой степени проявляются на практике подобные свойства культурно - гуманитарного сотрудничества в условиях напряжённых отношений между странами. Соответствует ли практическая реализация культурно - гуманитарного сотрудничества странами теоретическим положениям о необходимости его ограждения от негативного влияния напряженностей в международных отношениях. А также какое влияние на практике имеет культурно-гуманитарное сотрудничество в условиях негативных отношений между странами.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что рассмотреть указанные выше вопросы мы хотели бы на примере отношений России и Европейского Союза (ЕС), а точнее Великобритании, Германии и Франции, которые с 2014 г. переживают кризисный этап, в связи с событиями в Украине и присоединением Крыма к России. Стоит отметить, что определенные противоречия в отношениях между странами существовали и ранее, однако указанные события привели к введению ряда санкций со стороны ЕС, а затем и России, а также прекращению деятельности широкого круга двусторонних площадок взаимодействия и общему ухудшению климата отношений. Негативные тенденции в первую очередь проявили себя в политической сфере, но ухудшение политических отношений привело и к упадку экономического взаимодействия. Принимая во внимание то, что с момента образования Российской Федерации отношения с ЕС играли очень значительную роль в системе ее взаимоотношений, особый интерес вызывает развитие культурно-гуманитарных отношений между Россией и тремя странами ЕС на данном негативном фоне, их влияние на общее состояние отношений между странами, а также соответствие их роли на практике теоретическим положениям о культурно -гуманитарном сотрудничестве.
Степень изученности
Несмотря на отсутствие специальных самостоятельных исследований по сформулированной проблеме, некоторые аспекты изучаемого вопроса рассматривались в исторической и политологической литературе. Так, изучению влияния культурно-гуманитарного сотрудничества стран на их взаимоотношения, а также их положение в мире посвящали свои работы такие российские исследователи как Н. М. Боголюбова, Ю.В. Николаева, С.С. Ширин, Н.А. Логинова, С.И. Коган, К.К. Колин и др. Н.М. Боголюбова в рассмотренной нами работе исследовала сущность и значение внешней культурной политики на примере России, Германии и Франции. Данный же вопрос на примере большего числа стран исследовался ею в соавторстве с Ю.В. Николаевой, чей индивидуальный труд, в свою очередь, был посвящён особенностям внешней культурной политики Франции в XXI в. Кроме того, значению культуры во внешней политике уже Великобритании и Германии посвятил работу С.С. Ширин. Отдельный аспект указанной выше темы - роль Гёте-института в налаживании международных связей - был изучен Н.А. Логиновой. Также отдельный аспект культурно-гуманитарного сотрудничества - побратимские связи между городами - был рассмотрен в работе С.И. Когана. К.К. Колин в рамках своего исследования рассмотрел влияние глобализации на национальные культуры и их взаимодействие друг с другом.
Кроме этого, ряд отечественных и зарубежных исследователей в рамках своих работ обращались к исследованию культурно-гуманитарной составляющей отношений России с такими ведущими странами Европейского Союза, как Великобританией, Германией и Францией. Среди отечественных исследователей мы хотели бы отметить К.А. Годованюк и С.Б. Коновалова . Так, К.А. Годованюк в рамках своего труда рассматривала роль мягкой силы и культурных связей в отношениях России и Великобритании. В свою очередь, С.Б. Коновалов исследовал уровень и перспективы научного сотрудничества России и Франции. Среди же зарубежных исследователей мы обращались к работе М. Берда , посвященной основным событиям культурно-гуманитарного сотрудничества Великобритании и России последних лет.
Также широкий академический интерес вызывает динамика отношений России со странами Европейского Союза в период после украинского кризиса. Научные работы данной теме посвящали такие отечественные исследователи как А.А. Громыко, Н.К. Капитонова, Е.В. Романова, Н.А. Власов, Д.В.Стратиевский, Д.В. Тренин, Е.О. Обичкина, С. Федоров . Так, труды А.А. Громыко, Н.К. Капитоновой, Е.В. Романовой посвящены внешней политике Великобритании и, в частности, ее отношениям с Россией, в том числе после 2014 г. Н.А. Власов, Д.В. Стратиевский и Д.В. Тренин рассматривали в своих работах основные тенденции в отношениях России и Германии и возможные пути их дальнейшего развития. Особенностям развития отношений России и Франции на современном этапе посвятили работы Е.О. Обичкина и С.М. Федоров. Отношения России с ведущими странами ЕС после 2014 г. рассматривались также в работах таких зарубежных исследователей, как А. Дюбьена, С. Лэйна, С. Майстера и др. Французский исследователь А. Дюбьен рассмотрел характерные черты взаимоотношений России и Франции на современном этапе. Британский исследователь С. Лэйн в соавторстве с А.В. Кортуновым изучила состояние и перспективы развития такой составляющей российско-британских отношений, как сотрудничество по вопросам безопасности. В свою очередь, немецкий исследователь С. Майстер в своей работе на основе анализа текущего состояния российско -германских отношений предложил возможные шаги для их дальнейшего развития.
Изучив представленную литературу, мы поставили перед собой цель определить динамику развития культурно-гуманитарного сотрудничества России с ведущими государствами Европейского Союза и его роль на фоне кризиса взаимоотношений со странами ЕС с 2014 по 2018 гг.
Для реализации данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
• Рассмотреть состояние политических отношений между Россией, с одной стороны, и Великобританией, Германией и Францией, с другой стороны;
• Изучить материалы, посвященные событиям в культурно-гуманитарной сфере между Россией и Великобританией, Германией и Францией;
• Проанализировать собранные данные и определить динамику отношений в культурно-гуманитарной сфере;
• Определить воздействие политического кризиса на данную сферу;
• Выявить роль культурно-гуманитарного сотрудничества во взаимоотношениях между странами в рассматриваемый период. Хронологические рамки
В ходе исследования нами был рассмотрен временной промежуток с марта 2014 г., когда в связи с кризисом вокруг Украины и Крыма отношения между Россией и Европейским Союзом начали резко ухудшаться, до декабря 2018 г. Так 21 декабря 2018 г. Совет Европы единогласно утвердил решение о продлении санкционного режима в отношении России, что явилось новейшим свидетельством сохраняющейся напряженности в отношениях между рассматриваемыми сторонами на момент проведения исследования. Географические рамки
В рамках нашего исследования мы решили сфокусироваться на рассмотрении отношений России с такими странами Европейского Союза, как Великобритания, Германия и Франция, поскольку, помимо наиболее значимого политического и экономического веса среди стран объединения, они также обладают значительной «мягкой силой», и занимают лидирующие позиции среди всех стран ЕС в рейтинге Soft Power 30, который является наиболее известным индексом стран, оценивающим их «мягкую силу». Данный показатель особенно значим для нашего исследования, поскольку культурно-гуманитарные связи страны являются одним из проявлений ее «мягкой силы».
Методология и методы
Методология исследования определяет его логическую организацию и заключается в определении цели, объекта и предмета исследования, принципов и подходов в его проведении, выборе методов. Раскрыв цель нашего исследования, мы хотели бы обратиться к примененным подходам и принципам, которые определяют ракурс исследования. Так, нами был использован системный подход, поскольку важной составляющей исследования является определение связей между различными аспектами двусторонних отношений. Также наше исследование основывается на научном подходе. В ходе его проведения мы опирались на принципы историзма, объективности, опоры на источники, критической интерпретации изучаемых фактов, процессов и явлений.
Кроме того, в ходе проведения исследования нами был использован ряд общенаучных методов. Так, мы использовали метод анализа для исследования развития культурно-гуманитарного сотрудничества в рассматриваемый период, путем отдельного рассмотрения событий в различных областях данного сотрудничества. Также мы использовали метод обобщения для определения общей динамики развития культурно-гуманитарного сотрудничества. Кроме того, нами был использован метод ивент-анализа для определения влияния особо значимых проектов в культурно -гуманитарной сфере на отношения между странами, а также метод контент-анализа для изучения документов органов власти и институтов сторон.
Объектом нашего исследования являются отношения России с Великобританией, Германией и Францией. В свою очередь, его предметом являются культурно-гуманитарные и политические отношения данных стран.
Нашу источниковую базу при рассмотрении политического фона культурно-гуманитарного сотрудничества составили внутренние документы государств , интервью и заявления официальных представителей стран , новостные сообщения государственных органов , доклады и отчеты государственных органов.
Исследуя же непосредственно культурно-гуманитарные отношения между странами, мы использовали двусторонние договоры между ними , интервью и заявления официальных представителей стран , доклады и отчеты правительственных и неправительственных организаций культурно-гуманитарной направленности , статистические данные государственных органов.
Научная новизна нашей работы состоит в том, что нами был проанализирован материал последних лет, посвященный культурно - гуманитарному сотрудничеству, который еще не был подробно рассмотрен в научной литературе. Кроме того, мы вывели сотрудничество в культурно - гуманитарной сфере на первый план нашего исследования, что не встречается в рассмотренных нами работах, посвященных развитию отношений России и стран Европейского Союза в последние годы, где данная сфера сотрудничества чаще рассматривается как дополнение к политическому и экономическому взаимодействию.
Научно-практическая значимость нашей работы, в свою очередь, проявляется в том, что сделанные нами выводы дают представление о воздействии элементов культурно-гуманитарного сотрудничества на общее состояние отношений между странами, что может послужить рекомендацией к действиям правительственных и неправительственных организаций, работающих в культурно-гуманитарной сфере. Кроме того, собранные в работе данные и полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем для проведения исследований в данной области.
Рассмотрев и проанализировав развитие культурно-гуманитарного сотрудничества России и таких ведущих стран Европейского Союза, как Великобритании, Германии и Франции, в период с 2014 по 2018 гг., мы пришли к выводу, что оно обладало позитивной динамикой, несмотря на развернувшийся в тот период кризис отношений, проистекавший, в первую очередь, из политической сферы взаимодействия.
Обращаясь к тенденциям развития культурно-гуманитарного сотрудничества внутри каждой из трех пар стран в отдельности, хотим отметить, что взаимодействие России и Великобритании в данной сфере было наполнено масштабными проектами в формате перекрестных Годов культуры, каждый из которых состоял из сотен мероприятий. Это отличает непосредственно рассматриваемый нами период, поскольку первый из данных проектов состоялся в 2014 г. и затем проводился практически ежегодно, привлекая миллионы людей. Кроме того, активно продолжили свою деятельность институты, работающие в данной сфере, в том числе Россотрудничество, Фонд «Русский мир», Британский Совет (вплоть до закрытия в 2018 г.), обеспечивая проведение многочисленных выставок, гастролей, круглых столов, семинаров и т.д. Продолжили проводиться многолетние фестивали и программы сотрудничества, а также появлялись новые инициативы в сфере науки и взаимодействия гражданского общества. Однако разразившийся кризис в политических отношениях оставил свой след на развитии культурно-гуманитарных отношений. Так, прекратили деятельность межгосударственная Комиссия по научному и техническому сотрудничеству (2014 г.), отделение фонда Русский мир в Оксфорде (2014 г.) и Британский Совет (2018 г.), который являлся основной организацией культурно-гуманитарного сотрудничества с Великобританией. Негативный характер приобрело взаимодействие в области СМИ. В первые годы наблюдалось резкое сокращение туристического потока в обоих направлениях, которое, однако, в 2016-2018 гг. сменилось его значительным ростом. При этом, стоит отметить, что охлаждение политических отношений между странами носило глубокий характер. Так с 2014 по 2018 гг. был полностью прекращен диалог на высшем и высоком уровне, свернуты все межгосударственные площадки взаимодействия. На столь негативном фоне культурно-гуманитарное сотрудничество демонстрировало в рассматриваемый период яркие примеры продуктивного сотрудничества и стремления к поддержанию взаимодействия, тем не менее, при наличии отдельных пагубных шагов. Положение культурно-гуманитарного сотрудничества в авангарде двусторонних отношений не раз подчеркивалось лидерами и представителями России и Великобритании.
Культурно-гуманитарное сотрудничество России и Германии также отличалось распространённостью масштабных инициатив формата перекрестных Годов в 2014-2018 гг. Однако в данном случае подобные проекты имели место в предыдущие годы, но приобрели в рассматриваемый период регулярный характер, и ни один год не прошел без них. Кроме того, энергично действовал целый ряд институтов и организаций, таких, как Г ете - институт, DAAD, Россотрудничество, Фонд Русский мир, Германороссийский форум, фонд «Германо-российский молодёжный обмен» и т.д., а также несколько межправительственных площадок для диалога по отдельным направлениям культурно-гуманитарного сотрудничества. Их деятельность поддерживала проведение выставок, гастролей, кинопоказов, круглых столов, семинаров и т.д. на территории обеих стран. Помимо этого, появился ряд новых многолетних площадок и институтов, что позволило расширить сотрудничество еще больше. В целом можно отметить развитие и увеличение взаимодействия в научной и образовательной, историко-исследовательской, военно-мемориальной сферах, в региональном сотрудничестве. Так, в 2018 г. была подписана дорожная карта развития сотрудничества в научной и образовательной сфере на 10 лет. Однако политический кризис имел определенный негативный эффект на развитие культурно-гуманитарных отношений. Например, в первые годы была приостановлена деятельность форума «Петербургский диалог» и Смешанной комиссии по научнотехническому сотрудничеству. Однако деятельность обеих площадок была восстановлена в 2015-2016 гг. Тенденции в туристической сфере были схожи с аналогичными тенденциями между Россией и Великобританией. После спада туристического потока в первые годы кризиса можно было наблюдать его рост как из России в Германию, так и из Германии в Россию, при этом поток во втором направлении по итогам периода значительно превысил цифры предыдущих лет. Молодежное сотрудничество при развитии новых площадок для взаимодействия постигло сокращение числа участков его программ. Взаимодействие в сфере СМИ вновь стало наиболее негативно развивающимся направлением. При этом, стоит отметить, что при сохранении общей напряженности, наступившей с 2014 г., политические отношения России и Германии характеризовались активным диалогом и восстановлением работы межправительственных площадок, хотя и не всех, как это произошло в культурно-гуманитарной сфере. Представители Германии и России неоднократно отмечали культурно-гуманитарную сферу как обладающую особой значимостью в сложившихся обстоятельствах и как пример для остальных сфер взаимодействия.
Проанализировав состояние культурно-гуманитарных отношений России и Франции, мы заметили, что они получили заметное развитие в 20142018 гг. Так, было открыто несколько новых площадок и организаций по сотрудничеству в данной сфере, наиболее влиятельными из которых стали Российский духовно-культурный православный центр в Париже (2016 г.) и форум гражданского общества «Трианонский диалог» (2017 г.). Кроме того, на прежнем уровне свою деятельность продолжили уже существовавшие институты, такие как Французский институт, Альянс Франсез, Россотрудничество и т.д. А те площадки, что в начале периода политического кризиса приостановили свою деятельность (Комиссия по сотрудничеству в области культуры, образования и молодежных обменов), уже к 2016 г. вновь ее восстановили. В указанный период, как и в случае Великобритании и Германии, активное развитие получила практика проведения перекрестных годов культуры, и ни один год не прошел без проведения данного масштабного проекта. Взаимодействие активно развивалось и в таких сферах, как искусство, наука, образование, мемориальная сфера. Туристические потоки в обоих направлениях после 2014 г. претерпевали сокращения, однако затем число туристов, путешествующих из России во Францию, и из Франции в Россию, начало ощутимо расти и во втором случае превысило объемы до 2014 г. Получало поддержку и расширялось сотрудничество между городами и регионами и впервые в истории отношений двух стран были образованы побратимские связи между культурными объектами. Тем не менее, кризис в политических отношениях оказал явное негативное влияние на ситуацию в сфере СМИ, где наблюдалось враждебное отношение французских изданий к действиям России. При этом, политические отношений между Россией и Францией хоть и претерпели значительное охлаждение после 2014 г., однако сохранили, как и в случае с Германией, возможности для регулярного диалога, как за счет встреч руководства государств, так и за счет последовательного возобновления работы значительной части межправительственных площадок. Таким образом, мы можем вывести общую поступательную динамику культурно-гуманитарного сотрудничества России и Франции в 2014-2018 гг., которая не осталась незамеченной и руководством двух стран, которое неоднократно в своих выступлениях отмечали особую роль данного вида сотрудничества.
Подводя итог сказанному выше, мы можем отметить, что общей тенденцией для культурно-гуманитарного сотрудничества России с тремя странами стало сохранение деятельности большинства институтов и площадок взаимодействия, в противовес заморозке деятельности практически всех институтов и площадок в политической сфере. Наиболее негативные тенденции в данном аспекте проявились в отношениях России и Великобритании, где, в том числе, была прекращена деятельность основной организации культурно-гуманитарного сотрудничества. При этом стоит отметить, что основной удар пришелся на государственные площадки или тесно связанные с правительством организации. Но поскольку культурно- гуманитарное сотрудничество поддерживается значительным числом общественных организаций, подобная приостановка деятельности не сыграла решающей роли в выстраивании взаимодействия. Кроме того, в Германии и Франции, где политическая обстановка носила более благоприятный характер приостановленные межгосударственные форматы культурно-гуманитарного взаимодействия были постепенно возобновлены.
Хотим отметить, что с начала кризиса проявилось стремление к поддержанию связей в культурно-гуманитарной сфере, в том числе за счет проведения перекрестных годов культуры, развития новых инициатив в сфере искусств, науки и образования, по линии гражданских обществ. Кроме этого, во всех странах наблюдалось восстановление туристического потока после первоначального (2014-2016 гг.) периода спада.
Тем не менее, политический кризис не прошел бесследно для данной сферы взаимодействия, однако, в основном, негативно воздействовал в первые годы и его основной удар пришелся на сферу СМИ. При этом, нам представляется важным отметить, что у рассматриваемых стран наблюдалась разная степень кризиса отношений. Так, он оказался наиболее глубок в отношениях России и Великобритании, и мы можем предположить, поэтому здесь не были восстановлены межправительственные площадки для диалога и в культурно-гуманитарной сфере и были закрыты связанные с правительством организации. Однако внутри данной пары стран мы можем наблюдать и наиболее яркий контраст между политическими и культурно-гуманитарными отношениями, поскольку при полной приостановке взаимодействия в первой сфере наблюдается стремление к сотрудничеству и поиску путей для продолжения его реализации во второй. В то же время отношения в политической сфере между Россией и Германией и Россией и Францией отличаются большей позитивной динамикой. Здесь же в культурно - гуманитарной сфере мы можем отметить восстановление межгосударственных площадок, создание новых институтов взаимодействия, подписание соглашений. Однако при наличии позитивных тенденций в обеих сферах отношений, потенциал к расширению и углублению сотрудничества намного более ярко себя проявил в культурно-гуманитарной сфере. Можем предположить, подобное различие основывается на том, что в политике рассматриваемые нами страны ЕС при выстраивании отношений с третьими странами связаны евро-атлантической солидарностью, в то время как она не обладает столь сильным влиянием при выстраивании взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что более позитивная политическая обстановка способствует расширению культурногуманитарного сотрудничества, особенно в отношении создания новых институтов и договоров о сотрудничестве. Однако оно сохранят потенциал к развитию и в условиях полного прекращения политического диалога.
В заключение, наше внимание привлекло понимание руководством рассматриваемых стран особой роли культурно-гуманитарного сотрудничества, а также целенаправленное установление им акцента на поддержание связей в данной сфере. По выступлениям и интервью политиков мы можем проследить восприятие культурно -гуманитарного сотрудничества как фундамента двусторонних отношений, что связано с его способностью укреплять взаимопонимание и доверие между странами.
Обращаясь к тенденциям развития культурно-гуманитарного сотрудничества внутри каждой из трех пар стран в отдельности, хотим отметить, что взаимодействие России и Великобритании в данной сфере было наполнено масштабными проектами в формате перекрестных Годов культуры, каждый из которых состоял из сотен мероприятий. Это отличает непосредственно рассматриваемый нами период, поскольку первый из данных проектов состоялся в 2014 г. и затем проводился практически ежегодно, привлекая миллионы людей. Кроме того, активно продолжили свою деятельность институты, работающие в данной сфере, в том числе Россотрудничество, Фонд «Русский мир», Британский Совет (вплоть до закрытия в 2018 г.), обеспечивая проведение многочисленных выставок, гастролей, круглых столов, семинаров и т.д. Продолжили проводиться многолетние фестивали и программы сотрудничества, а также появлялись новые инициативы в сфере науки и взаимодействия гражданского общества. Однако разразившийся кризис в политических отношениях оставил свой след на развитии культурно-гуманитарных отношений. Так, прекратили деятельность межгосударственная Комиссия по научному и техническому сотрудничеству (2014 г.), отделение фонда Русский мир в Оксфорде (2014 г.) и Британский Совет (2018 г.), который являлся основной организацией культурно-гуманитарного сотрудничества с Великобританией. Негативный характер приобрело взаимодействие в области СМИ. В первые годы наблюдалось резкое сокращение туристического потока в обоих направлениях, которое, однако, в 2016-2018 гг. сменилось его значительным ростом. При этом, стоит отметить, что охлаждение политических отношений между странами носило глубокий характер. Так с 2014 по 2018 гг. был полностью прекращен диалог на высшем и высоком уровне, свернуты все межгосударственные площадки взаимодействия. На столь негативном фоне культурно-гуманитарное сотрудничество демонстрировало в рассматриваемый период яркие примеры продуктивного сотрудничества и стремления к поддержанию взаимодействия, тем не менее, при наличии отдельных пагубных шагов. Положение культурно-гуманитарного сотрудничества в авангарде двусторонних отношений не раз подчеркивалось лидерами и представителями России и Великобритании.
Культурно-гуманитарное сотрудничество России и Германии также отличалось распространённостью масштабных инициатив формата перекрестных Годов в 2014-2018 гг. Однако в данном случае подобные проекты имели место в предыдущие годы, но приобрели в рассматриваемый период регулярный характер, и ни один год не прошел без них. Кроме того, энергично действовал целый ряд институтов и организаций, таких, как Г ете - институт, DAAD, Россотрудничество, Фонд Русский мир, Германороссийский форум, фонд «Германо-российский молодёжный обмен» и т.д., а также несколько межправительственных площадок для диалога по отдельным направлениям культурно-гуманитарного сотрудничества. Их деятельность поддерживала проведение выставок, гастролей, кинопоказов, круглых столов, семинаров и т.д. на территории обеих стран. Помимо этого, появился ряд новых многолетних площадок и институтов, что позволило расширить сотрудничество еще больше. В целом можно отметить развитие и увеличение взаимодействия в научной и образовательной, историко-исследовательской, военно-мемориальной сферах, в региональном сотрудничестве. Так, в 2018 г. была подписана дорожная карта развития сотрудничества в научной и образовательной сфере на 10 лет. Однако политический кризис имел определенный негативный эффект на развитие культурно-гуманитарных отношений. Например, в первые годы была приостановлена деятельность форума «Петербургский диалог» и Смешанной комиссии по научнотехническому сотрудничеству. Однако деятельность обеих площадок была восстановлена в 2015-2016 гг. Тенденции в туристической сфере были схожи с аналогичными тенденциями между Россией и Великобританией. После спада туристического потока в первые годы кризиса можно было наблюдать его рост как из России в Германию, так и из Германии в Россию, при этом поток во втором направлении по итогам периода значительно превысил цифры предыдущих лет. Молодежное сотрудничество при развитии новых площадок для взаимодействия постигло сокращение числа участков его программ. Взаимодействие в сфере СМИ вновь стало наиболее негативно развивающимся направлением. При этом, стоит отметить, что при сохранении общей напряженности, наступившей с 2014 г., политические отношения России и Германии характеризовались активным диалогом и восстановлением работы межправительственных площадок, хотя и не всех, как это произошло в культурно-гуманитарной сфере. Представители Германии и России неоднократно отмечали культурно-гуманитарную сферу как обладающую особой значимостью в сложившихся обстоятельствах и как пример для остальных сфер взаимодействия.
Проанализировав состояние культурно-гуманитарных отношений России и Франции, мы заметили, что они получили заметное развитие в 20142018 гг. Так, было открыто несколько новых площадок и организаций по сотрудничеству в данной сфере, наиболее влиятельными из которых стали Российский духовно-культурный православный центр в Париже (2016 г.) и форум гражданского общества «Трианонский диалог» (2017 г.). Кроме того, на прежнем уровне свою деятельность продолжили уже существовавшие институты, такие как Французский институт, Альянс Франсез, Россотрудничество и т.д. А те площадки, что в начале периода политического кризиса приостановили свою деятельность (Комиссия по сотрудничеству в области культуры, образования и молодежных обменов), уже к 2016 г. вновь ее восстановили. В указанный период, как и в случае Великобритании и Германии, активное развитие получила практика проведения перекрестных годов культуры, и ни один год не прошел без проведения данного масштабного проекта. Взаимодействие активно развивалось и в таких сферах, как искусство, наука, образование, мемориальная сфера. Туристические потоки в обоих направлениях после 2014 г. претерпевали сокращения, однако затем число туристов, путешествующих из России во Францию, и из Франции в Россию, начало ощутимо расти и во втором случае превысило объемы до 2014 г. Получало поддержку и расширялось сотрудничество между городами и регионами и впервые в истории отношений двух стран были образованы побратимские связи между культурными объектами. Тем не менее, кризис в политических отношениях оказал явное негативное влияние на ситуацию в сфере СМИ, где наблюдалось враждебное отношение французских изданий к действиям России. При этом, политические отношений между Россией и Францией хоть и претерпели значительное охлаждение после 2014 г., однако сохранили, как и в случае с Германией, возможности для регулярного диалога, как за счет встреч руководства государств, так и за счет последовательного возобновления работы значительной части межправительственных площадок. Таким образом, мы можем вывести общую поступательную динамику культурно-гуманитарного сотрудничества России и Франции в 2014-2018 гг., которая не осталась незамеченной и руководством двух стран, которое неоднократно в своих выступлениях отмечали особую роль данного вида сотрудничества.
Подводя итог сказанному выше, мы можем отметить, что общей тенденцией для культурно-гуманитарного сотрудничества России с тремя странами стало сохранение деятельности большинства институтов и площадок взаимодействия, в противовес заморозке деятельности практически всех институтов и площадок в политической сфере. Наиболее негативные тенденции в данном аспекте проявились в отношениях России и Великобритании, где, в том числе, была прекращена деятельность основной организации культурно-гуманитарного сотрудничества. При этом стоит отметить, что основной удар пришелся на государственные площадки или тесно связанные с правительством организации. Но поскольку культурно- гуманитарное сотрудничество поддерживается значительным числом общественных организаций, подобная приостановка деятельности не сыграла решающей роли в выстраивании взаимодействия. Кроме того, в Германии и Франции, где политическая обстановка носила более благоприятный характер приостановленные межгосударственные форматы культурно-гуманитарного взаимодействия были постепенно возобновлены.
Хотим отметить, что с начала кризиса проявилось стремление к поддержанию связей в культурно-гуманитарной сфере, в том числе за счет проведения перекрестных годов культуры, развития новых инициатив в сфере искусств, науки и образования, по линии гражданских обществ. Кроме этого, во всех странах наблюдалось восстановление туристического потока после первоначального (2014-2016 гг.) периода спада.
Тем не менее, политический кризис не прошел бесследно для данной сферы взаимодействия, однако, в основном, негативно воздействовал в первые годы и его основной удар пришелся на сферу СМИ. При этом, нам представляется важным отметить, что у рассматриваемых стран наблюдалась разная степень кризиса отношений. Так, он оказался наиболее глубок в отношениях России и Великобритании, и мы можем предположить, поэтому здесь не были восстановлены межправительственные площадки для диалога и в культурно-гуманитарной сфере и были закрыты связанные с правительством организации. Однако внутри данной пары стран мы можем наблюдать и наиболее яркий контраст между политическими и культурно-гуманитарными отношениями, поскольку при полной приостановке взаимодействия в первой сфере наблюдается стремление к сотрудничеству и поиску путей для продолжения его реализации во второй. В то же время отношения в политической сфере между Россией и Германией и Россией и Францией отличаются большей позитивной динамикой. Здесь же в культурно - гуманитарной сфере мы можем отметить восстановление межгосударственных площадок, создание новых институтов взаимодействия, подписание соглашений. Однако при наличии позитивных тенденций в обеих сферах отношений, потенциал к расширению и углублению сотрудничества намного более ярко себя проявил в культурно-гуманитарной сфере. Можем предположить, подобное различие основывается на том, что в политике рассматриваемые нами страны ЕС при выстраивании отношений с третьими странами связаны евро-атлантической солидарностью, в то время как она не обладает столь сильным влиянием при выстраивании взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что более позитивная политическая обстановка способствует расширению культурногуманитарного сотрудничества, особенно в отношении создания новых институтов и договоров о сотрудничестве. Однако оно сохранят потенциал к развитию и в условиях полного прекращения политического диалога.
В заключение, наше внимание привлекло понимание руководством рассматриваемых стран особой роли культурно-гуманитарного сотрудничества, а также целенаправленное установление им акцента на поддержание связей в данной сфере. По выступлениям и интервью политиков мы можем проследить восприятие культурно -гуманитарного сотрудничества как фундамента двусторонних отношений, что связано с его способностью укреплять взаимопонимание и доверие между странами.
Подобные работы
- Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии в XXI в.: формы и направления
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА ПРОЦЕСС САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАТАЛОНИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Российско-корейские отношения в период с 2004 по 2017 гг.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - РОССИЙСКО - ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (2013 - 2017 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Управление библиотечным делом
Контрольные работы, библиотечное дело. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2014 - Экономические отношения России и Германии (1990-2015 гг)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЬШИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (1990-2016 гг.)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018



